что относится к последствиям политики нового мышления

Тест по истории России Новое политическое мышление и перемены во внешней политике 10 класс

Тест по истории России Новое политическое мышление и перемены во внешней политике 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. Кто из перечисленных государственных деятелей был главой внешнеполитического ведомства СССР в период перестройки?

1) Г.А. Явлинский
2) Э.А. Шеварднадзе
3) С.С. Шаталин
4) И.И. Рыжков

2. Какое понятие из перечисленных утратило актуальность в начале 1990-х гг.?

1) ядерные потенциалы
2) страны Запада
3) социалистический лагерь
4) НАТО

3. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) окончание «холодной войны»
2) «бархатные революции» в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии
3) начало перестройки в СССР
4) Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)
5) ввод советских войск в Афганистан

4. Какие три положения из перечисленных характеризуют «Новое политическое мышление»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отказ от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы
2) организация политической борьбы в интересах установления «диктатуры пролетариата» во всемирном масштабе
3) решение международных проблем на основе баланса интересов сторон
4) приоритет общечеловеческих ценностей над любыми другими
5) объединение усилий коммунистического движения с национально-освободительным
6) возможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем

5. Ниже приведён перечень аббревиатур, обозначающих названия международных организаций. Все они, за исключением двух, продолжают существовать в настоящее время.

1) ООН
2) НАТО
3) СЭВ
4) ОВСЕ
5) ОВД
6) ЮНЕСКО

Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур организаций, прекративших существование в начале 1990-х гг.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

А) вывод советских войск из Афганистана
Б) подписание советско-американского договора ОСНВ-1
В) объединение Германии
Г) встреча руководства СССР и США в Рейкьявике

1) 1985 г.
2) 1986 г.
3) 1989 г.
4) 1990 г.
5) 1991 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите понятие, о котором идёт речь.

___________ — глобальное противостояние двух сверхдержав (СССР и США) и входивших в их сферу влияния государств после Второй мировой войны, завершившееся в начале 1990-х гг.

Вариант 2

1. Одно из проявлений политики «нового мышления»

1) вывод советских войск из Афганистана
2) вступление России в НАТО
3) укрепление мировой системы социализма
4) усиление гонки вооружений

2. К последствиям политики «нового мышления» относится

1) усиление влияния СССР на международные отношения
2) роспуск НАТО и ОВД
3) увеличение экономической помощи «странам третьего мира»
4) окончание «холодной войны»

3. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) ввод советских войск в Чехословакию
2) Карибский кризис
3) создание ОВД
4) объединение Германии
5) роспуск СЭВ и ОВД

4. Какие три положения из перечисленных характеризуют результаты политики «нового мышления»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

5. Ниже приведён перечень фамилий политических деятелей. Все они, за исключением двух, связаны с развитием советско-американских отношений в период перестройки.

1) Р. Рейган
2) М. Горбачёв
3) Э. Шеварднадзе
4) Ф. Рузвельт
5) Дж. Буш-старший
6) А. Громыко

Найдите и запишите порядковые номера фамилий политических деятелей, относящихся к другому историческому периоду.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

А) вывод советских войск из Афганистана
Б) присуждение М.С. Горбачёву Нобелевской премии мира
В) роспуск СЭВ и ОВД
Г) советско-американское соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия

1) 1986 г.
2) 1987 г.
3) 1989 г.
4) 1990 г.
5) 1991 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите понятие, о котором идёт речь.

___________ — совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, а также конкретного исторического периода и т.п.

Ответы на тест по истории России Новое политическое мышление и перемены во внешней политике 10 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3-45321
4-134
5-35
6-3542
7. Холодная война
Вариант 2
1-1
2-4
3-32145
4-256
5-46
6-3452
7. Общечеловеческие ценности

Источник

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:

Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство. Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.

Первые шаги новой политики

До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Поиск партнерства с Соединенными Штатами

Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987, и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки. Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).

Разблокирование региональных конфликтов

Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:

Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение. Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада. И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Отказ от поддержки социалистического лагеря

После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы. И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма. То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.

В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Какова была роль экономики?

Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Реферат на тему: » Результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.

Укрепление Российского государства в 2000-2003 гг.

Новые явления в политике, экономике и культуре.

После прихода Горбачева к власти было понятно, что ничего нового в области советской внешней политики не произойдет. Он заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Но спустя два месяца после избрания руководителем страны, Горбачев обрушился с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР. Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада ( особенно с США), начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке. В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная «новым мышлением». Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Сводилась концепция нового политического мышления к следующим пунктам: 1) мир един, целостен и неделим (разделением мира на 2 лагеря); 2) все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами; 3) общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. Сразу же со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе, который обозначил новые главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления: 1) поиск партнерства с США; 2) разблокирование региональных конфликтов; 3) отказ от поддержки социалистического лагеря. Более подробно о результатах будет представлении в содержании этой работы.

Вторая часть контрольной работы посвящена Возрождению России с приходом к власти В.В. Путина. В мае 2000 г. второй президент России был избран уже в первом туре. Россия в 2000 г. имела ряд признаков, присущих конфедеративному государству. Не проводился эффективно экономический и социально-политический курс. Поэтому актуальной задачей стало укрепление «вертикальной власти». Было создано 7 федеральных округов. Большая работа была проведена по внедрению региональных правовых актов.

На самом деле п роблема укрепления государства имеет очень важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. Люди привыкли не доверять государству, которое по их мнению, неоднократно обманывало своих граждан. Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Население не доверяло правоохранительным органам. Но постепенно это недоверие граждан не было преодолено. В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и формирования его институтов. Основные направления: 1) борьба с терроризмом; 2) экономическое и социальное развитие; 3) внешняя политика России. Более подробно об укреплении Российского государства будет рассмотрено в содержании.

Укрепление Российского государства в 2000-2003 гг.

В 2000-2003 гг. происходит укрепление Российского государства. Это основная задача нового президента. Проявилось это в следующих направлениях:

1) Были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский.)

2). Реформирована верхняя палата парламента – Совет Федерации.

6) В 2002 г. принят закон «Об альтернативной гражданской службе».

7). Были намечены планы радикальной перестройки системы МВД, но на время реформа была отложена.

8) Значительные изменения в системе органов государственной безопасности.

10). весной 2001 г. принят закон о политических партиях.

11). Декабрь 2003 прошли выборы в Государственную Думу IV созыва. В состав вошли: « Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, блок «Родина».

Новые явления в политике, экономике и культуре.

В соответствии с налоговой реформой:

1. Шкала налогов снижалась с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, это создавало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени».

2. Уменьшались таможенные ввозные пошлины.

Это все привело к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Также рассматривались пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В сентябре 2001 г. новый Земельный кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли седьскохозяйственного назначения.

В июне 2002 г. парламент одобрил Закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу этой категории угодий. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.

Государство уделяло большое внимание оборонно-промышленному комплексу, что привело к решению проблем военного и гражданского характера.

Появились новые явления и в культуре. Культурная жизнь сильно реагировала на перемены, которые происходили в стране. Стремление людей получить прибыль способствовало появлению новых направлений в культуре (музеи, театры, библиотеки).

Открывались частные картинные галереи, театральные и выставочные проекты.

Возросло влияние телевидения, предложившего невиданные ранее информационные и развлекательные программы, заимствованные у западных СМИ. Игровые развлекательные телепроекты, нескончаемые сериалы аккумулировали огромную аудиторию. Это заложило основу для развития так называемой массовой культуры.

В это время быстрыми темпами развивалась индустрия досуга – коммерческие развлекательные центры, ночные клубы, массажные салоны эротической направленности. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных сфер новой экономики.

Если говорить о кино, то стали применяться не только спецэффекты, но и компьютерные технологии, приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002). В телевизионной документалистике стал широко использоваться прием «исторической реконструкции» реальных событий. Эти технологии были направлены на то, чтобы сделать зрителей сопричастными происходящему действию.

По мере финансово-экономической стабилизации система кинопроката в стране постепенно восстановилась. В кинорежиссуре получили известность новые имена. Картина К. Серебренникова «Изображая жертву» была удостоена главного приза Римского международного кинофестиваля, фильм «Возвращение» А. Звягинцева – двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм Никиты Михалкова «12» завоевал приз «Золотой лев» в Венеции. Новым кинопроектом Н. Михалкова стала кинодилогия «Утомленные солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»), вышедшие в прокат накануне праздника Великой Победы – 9 мая в 2010 и 2011 гг. Этот масштабный фильм-эпопея стал самым дорогим в истории новой России – общий бюджет фильма составил 55 млн долл.

В условиях жесткой конкуренции с потоком теле-, кино- и видеопродукции театр переживал не лучшие времена, пытаясь выжить в новой социальной реальности. Ответом стали театральные антрепризы – временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов» Μ. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью, зафиксированные на улице разговоры. Драматургия спектакля, как и сценарное искусство в кино, стремилась к интенсивному общению со зрителем.

На эстраде произошло размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) российского производства, причем не лучшего качества, поскольку ради получения скорой прибыли эстрадные исполнители стали подстраиваться под примитивные потребности аудитории. Продолжался бум танцевальной музыки. Были поставлены мюзиклы «Норд Ост», «Нотр- Дам де Пари» и др. Важным явлением в музыкальной жизни международного шоу-бизнеса стало проведение в Москве в мае 2009 г. конкурса «Евровидение».

В целом российская культура и общество по-прежнему находятся в процессе осмысления своих истоков и наследия. Широкую поддержку получает мысль о том, что для цивилизационного прорыва в XXI в. одной только опоры на силы самоорганизации культуры недостаточно. Государство должно определить приоритетные направления развития образования, науки и культуры и обеспечить их поддержку.

К середине 2002 г. была стабилизирована общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего совершенствования государственного устройства, продолжение либерального реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ (март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны, поддерживать стабильность, а с другой — добиться наилучшего результата на выборах.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами, входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. Плодотворно развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Общим успехом внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные конфликты, в том числе военные.

Российская культура и общество по-прежнему находятся в процессе осмысления своих истоков и наследия. Широкую поддержку получает мысль о том, что для цивилизационного прорыва в XXI в. Одной только опоры на силы самоорганизации культуры недостаточно. Государство должно определить приоритетные направления развития образования, науки и культуры и обеспечить их поддержку.

История современной России, 1991-2003: Учебное пособие./Короткевич В.И., Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 293 с.

Источник

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

Урок 52. История России 10 класс ФГОС

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Конспект урока «Новое политическое мышление и перемены во внешней политике»

В декабре 1989 года близ берегов средиземноморского острова Мальта состоялась историческая встреча Михаила Горбачёва и Джорджа Буша-старшего. Эта встреча обозначила окончание «холодной войны».

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Именно здесь, в бухте Марсашлокк, на борту советского круизного лайнера «Максим Горький», уже через месяц после падения Берлинской стены прошёл саммит советского и американского лидеров. Он был во многом символичным и определил ход мировой истории.

Интересно, что эту встречу в прессе прозвали «саммитом морской болезни». Потому что из-за неспокойного декабрьского моря некоторые встречи были отменены или перенесены.

Подробнее о переменах во внешней политике Советского Союза вы узнаете далее.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Вопросы занятия. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.

Вступая в должность Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года, Михаил Сергеевич Горбачёв говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего во внешней политике.

Однако предпринятая им перестройка советской общественной и политической системы в середине 1985 года проявилась и во внешней политике СССР в идее «нового политического мышления».

«Новое политическое мышление» – это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.

Новая концепция была изложена в книге Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», вышедшей в октябре 1987 года. «Новое политическое мышление» базировалось на трёх составляющих.

Существование биполярной системы международных отношений признавалось неэффективным. Мир должен быть единым, целостным и неделимым.

Отвергалась идея решения международных проблем силовыми методами. Все проблемы должны решаться дипломатическим путём на основе баланса интересов сторон.

Отрицалось наличие государственных интересов. Признавалось господство общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и всеми остальными.

Смена политического курса повлекла за собой и кадровые изменения в МИДе. С поста министра иностранных дел был снять Андрей Андреевич Громыко, занимавший эту должность в течение 30 лет.

В июле 1985 года внешнеполитическое ведомство возглавил бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря.

В итоге реализация «нового политического мышления» повлекла за собой как значительные успехи во внешней политике, так и беспрецедентные провалы внутри государства.

Гонка вооружений между СССР и США представляла реальную опасность для человечества. Поэтому налаживание отношений между этими государствами должно было устранить висевшую над миром угрозу ядерной войны.

С 1985 года руководство СССР и США стало проводить ежегодные встречи. В их ходе был налажен двусторонний диалог между советским генсеком и американскими президентами.

В 1985 году Горбачёв встретился с Рейганом в Женеве, а в 1986 году – с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Генерального секретаря ЦК партии в Вашингтон в 1987 году и президента США в Москву в 1988 году.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

В декабре 1989 года состоялась встреча Михаила Горбачёва и Джорджа Буша-старшего в рамках Мальтийского саммита.

Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнёрстве.

В результате переговоров 8 декабря 1987 года был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Он был выполнен к июню 1991 года. Впервые вероятные противники перешли от переговоров об ограничении своего ядерного арсенала к его ликвидации.

В мае 1987 года страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 года в Москве был подписан советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он предусматривал масштабное сокращение ядерных арсеналов обеих держав.

Нормализация отношений между СССР и США в конце 1980-х – начале 1990-х годов способствовала значительному ослаблению международной напряжённости.

К концу 1980-х годов идеология стала оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику Советского Союза, а ухудшение экономического положения СССР заставило его руководство всё чаще обращаться за помощью к Западу. Поэтому советская инициатива зачастую расценивалась западными партнёрами как проявление слабости и не сопровождалась встречными шагами.

Противостояние СССР и США до 1985 года зачастую сводилось к региональным конфликтам, в которых каждая из держав пыталась установить контроль за третьей стороной или географическим регионом.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Отказ подобного рода столкновений в разных регионах планеты стал ещё одним направлением «нового политического мышления» Советского Союза. Советское руководство начало предпринимать шаги по решению региональных конфликтов.

Так, в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи афганским моджахедам. В ответ на это СССР обязался вывести контингент своих войск из Афганистана. Полностью советские войска из этой страны были выведены 15 февраля 1989 года.

15 мая 1989 года советское руководство заявило о частичном, а затем о полном выводе 39-й армии Забайкальского военного округа из Монголии.

Изменения общемировой обстановки в конце 1980-х годов отразились и на ситуации в странах Юго-Восточной Азии и Африки.

В 1989 году при непосредственном участии Советского Союза начался вывод вьетнамских войск из Кампучии.

Урегулирование кампучийского конфликта и вывод советских войск из Монголии стали одними из важнейших факторов нормализации отношений СССР и Китая. Уже в мае 1989 года Михаил Горбачёв совершил официальный визит в Китай. Он стал первым визитом советского лидера в КНР за последние 30 лет.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Полный отказ Советского Союза от вмешательства во внутренние дела Эфиопии, Никарагуа, Мозамбика способствовал урегулированию гражданских конфликтов в этих государствах.

Советские дипломаты предпринимали попытки наладить отношения между государствами Ближнего Востока.

В декабре 1991 года состоялась Мадридская конференция. В её ходе были подписаны соглашения, которые заложили основу для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

В это же время СССР значительно сократил объёмы безвозмездной помощи дружественным странам, отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Летом 1990 года во время кризиса в Персидском заливе Москва впервые выступила на стороне Запада.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Таким образом, в результате мер, предпринятых Советским Союзом в 1989–1991 годах, были разрешены некоторые локальные конфликты, произошло заметное ослабление международной напряжённости, укрепились отношения СССР с новыми партнёрами. Среди них Израиль, ЮАР, Южная Корея, Тайвань.

В то же время Советский Союз потерял своих старых союзников, из-за многочисленных уступок Западу были ослаблены его позиции на международной арене.

В 1989 году Советский Союз начал выводить свои войска из стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

В связи ослаблением советского военного присутствия в этих регионах вместе с курсом на перестройку в самом СССР активизировались антисоциалистические настроения в союзных государствах. В них начались процессы демократизации общественной жизни и государственных институтов.

Результатом этих процессов в конце 1989 – начале 1990 года стали демократические революции. В ходе переворотов в странах Юго-Восточной и Центральной Европы была ликвидирована монопольная власть правивших компартий и установлена демократическая форма правления. Смена власти здесь происходила практически одновременно, но в различных формах.

Так, в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии победили так называемые «бархатные» революции. То есть произошла бескровная смена политических режимов. В Румынии же режим Николае Чаушеску в декабре 1989 года был свергнут в результате вооружённого восстания. В результате проведённого в 1990 году референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.

что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть фото что относится к последствиям политики нового мышления. Смотреть картинку что относится к последствиям политики нового мышления. Картинка про что относится к последствиям политики нового мышления. Фото что относится к последствиям политики нового мышления

Пришедшие к власти в результате переворотов политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили о кардинальном изменении курса развития своих государств.

Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, шли процессы приватизации и акционирования производства, проводились аграрные реформы.

Многолетний советский диктат не мог не вызвать болезненной реакции в этих странах. Бывшие союзники отвернулись от СССР и обратились за поддержкой к Западу.

Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой больно ударил по советским интересам. Это привело к ещё большему осложнению ситуации внутри СССР, который в декабре 1991 года завершил своё существование.

Распад социалистического блока завершился официальным роспуском военных структур Организации Варшавского договора 1 апреля 1991 года, а также роспуском Совета экономической взаимопомощи 28 июня 1991 года.

Говоря о результатах политики «нового мышления», необходимо заострить внимание на её неоднозначной оценке.

Потому что у внешней политики Советского Союза в конце 1989 – начале 1990 года можно выделить как исключительно положительные, так и крайне отрицательные итоги.

Однако все неоспоримые плюсы для мирового сообщества обернулись крахом для СССР. Так, в связи с уничтожением биполярной системы возникла угроза стабильности в мире. Существенно снизилась обороноспособность Советского Союза. Не оправдались надежды СССР на помощь стран Запада. Советский Союз потерял старых партнёров в Центральной и Юго-Восточной Европе, также в странах «третьего мира».

США остались единственной сверхдержавой. Другая — СССР — распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Появилась опасность того, что новейшие военные технологии попадут «не в те руки».

Распад Вооружённых сил СССР во многом способствовал эскалации межнациональных конфликтов. Прежде всего на Кавказе и в Средней Азии.

Противоречивым было и отношение к самой персоне Михаила Горбачёва. Советские люди с большой надеждой и пониманием встретили начавшийся советско-американский диалог.

В то же время ослабление позиций СССР в мире, отказ от сложившихся союзнических отношений со многими странами Восточной Европы, Азии, Латинской Америки вызвали у граждан СССР непонимание и раздражение. По мере того, как на Западе росла популярность «нового политического мышления», в СССР усиливалась критика Горбачёва и его внешней политики.

Всё чаще несогласие с проводимым Горбачёвым курсом выражалось в советских средствах массовой информации. Руководство страны обвинялось в проведении односторонней политики, которая отвечает интересам Запада, но никак не Советского Союза.

Западные СМИ, наоборот, восхищались «смелостью подходов» Горбачёва и его «новым мышлением». Отмечая личный вклад Горбачёва в прекращение «холодной войны», в 1990 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Подведём итоги. Реализация курса «нового политического мышления» имела для СССР и всего мира противоречивые последствия. Внешняя политика Горбачёва в итоге привела к ликвидации соцлагеря и фактическому поражению в холодной войне. В результате распада мировой системы социализма существенные изменения произошли в расстановке сил и в Азии, и в Европе. М. С. Горбачёв начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России – занять достойное место в системе современных международных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *