что относится к темным нефтепродуктам
Светлые и темные нефтепродукты – классификация и сфера их применения
Все вещества, получаемые из нефти, условно делятся на светлые и темные нефтепродукты. Всего на данный момент количество наименований таких товаров превышает 500, но из них наиболее распространены:
Разница в окрасе между темными и светлыми нефтепродуктами
Не забываем также про дизтопливо – светлый нефтепродукт, который получает все более широкое распространение.
Темные и светлые нефтепродукты отличить очень просто – в первых в немалом количестве присутствуют различные примеси, из-за которых цвет вещества может меняться от темно- до светло-коричневого. Светлые же очищены от тяжелых фракций и представляют собой прозрачную жидкость, иногда со слабым желтоватым оттенком
Итак, вернемся к исходной классификации и разберемся, что относится к светлым и темным нефтепродуктам:
Классификация темных нефтепродуктов
Темные нефтепродукты, перечень которых представлен ниже, содержат в составе немало различных тяжелых примесей, которые дают продукции темный непрозрачный цвет. Отсюда, собственно, и возникло название группы. Основные товары, относящиеся сюда – это:
Так, мы разобрали, что относится к темным нефтепродуктам. Далее в статье мы более подробно рассмотрим другую крупную группу продуктов нефтяной промышленности.
Диаграмма – процентное соотношение производимых нефтепродуктов
Перечень и описание светлых нефтепродуктов
Светлые нефтепродукты, перечень которых мы предоставим ниже, являются конечным результатом процесса перегонки нефти. К ним относится такая продукция, как:
Чистота любого из них напрямую зависит от того, насколько качественно была выполнена переработка. Немаловажна и глубина их очистки, то есть соотношение объема полученного продукта к затраченным на этот процесс углеводородам.
Распространяющиеся на светлые нефтепродукты ГОСТы, необходимо соблюдать. Ведь от чистоты горючего зависит многое. В первую очередь – долговечность двигателей, для которых это топливо выпускается. Также создано множество классификаций нефтепродуктов, как в России, так и в Европе, регламентирующих их экологическую безопасность. И с каждым разом эти требования ужесточаются.
Разберем более подробно каждый из продуктов.
Дизтопливо
Дизтопливо – один из наиболее распространенных видов горючего. Производится из керосиново-газолейных соединений путем прямой перегонки. Широко используется для заправки дизельных двигателей, славящихся своей надежностью и экономичностью. К производству современных видов ДТ применяются очень высокие требования.
Бензин
Бензин – представляет собой легкую смесь углеводородов. Температура кипения – от 33 до 205 градусов Цельсия, в зависимости от используемых присадок. Чистота бензина, так же как и ДТ, регламентируется множеством стандартов. Их соблюдение необходимо для продолжительной работы двигателей и охраны окружающей среды от загрязнения.
Керосин
Керосин представляет собой прозрачную жидкость с желтым оттенком. Одни из основных преимуществ является низкая летучесть вещества, что позволяет применять его во множестве сфер – от отопления до заправки авиационных двигателей. Из керосина также производится немалое количество растворителей.
Лигроин
Лигроин сегодня чаще всего используется как растворитель. Но еще не так давно ним часто заправляли дизельные двигатели. Сейчас же по большей части – это сырье в нефтепромышленности, из которого получают различные высокооктановые добавки.
Схематическое отображение процесса переработки нефти
Итак, мы описали основные жидкости, подпадающие под определение «светлые нефтепродукты». Но не стоит забывать, что наименований бензина, керосина и ДТ существует невероятное количество. И каждый из сортов предназначен для определенной цели.
Если желаете получить более точную информацию, касательно такой продукции, как светлые и темные нефтепродукты, вы всегда можете обратиться за помощью к консультантам компании «Амокс». Мы занимаемся продажей нефтепродуктов не первый год и знаем о них все!
Производство битума, мазута и смазочных материалов и рынок темных нефтепродуктов
Темные — общее название всех типов мазутов и дистиллятных масел. К этой категории также относится битум, гудрон и вакуумный газойль, то есть продукты нефтепереработки, состоящие из тяжелых остатков фракционирования нефти. Как следует из названия, все они имеют темный цвет.
Такой разный мазут
Одна из основных разновидностей тяжелого жидкого топлива — топочные мазуты. Они используются в котельных агрегатах электростанций, в технологических печах в металлургической, химической, нефтеперерабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в судовых котельных установках, газовых турбинах.
Хотя мазутом называют остатки первичной перегонки нефти, топочный мазут — это, как правило, многокомпонентное топливо, в которое, помимо прямогонного мазута, добавляют фракции, оставшиеся после процессов крекинга и висбрекинга, тяжелые газойли каталитического крекинга, термокрекинга и коксования, отходы масляного производства, легкие газойли вторичных процессов. Вязкости мазута в соответствии со стандартами помогает поддержать добавление более легких дистиллятов.
Вязкость мазута может варьироваться в значительных пределах, а потому это важнейший показатель качества котельных и тяжелых моторных топлив, который положен в основу маркировки мазута. Вязкость влияет на выбор способа сливных и наливных операций при его отгрузке, на их продолжительность, на условия транспортировки продукта, эффективность работы форсунок двигателя, распыляющих топливо.
Качество этого вида топливатакже определяют такие характеристики мазута, как содержание воды, механических и минеральных примесей, зольность*, температура застывания и вспышки**, теплота сгорания. От них зависят условия применения горючего. Например, для топлив, которые используются в газотурбинных установках, очень важно низкое содержание ванадия и серы, так как они вызывают коррозию турбинных лопаток. А влага в мазуте может привести к расстройству режима горения из-за возможного образования водных пробок, прерывающих равномерную подачу топлива к форсункам.
Еще одна важная характеристика — коксуемость топлива, способность образовывать твердый углеродистый осадок на деталях топливной системы при нагревании без доступа воздуха. Высокий показатель коксуемости нежелателен для котельных топлив, так как с ним связано повышенное отложение кокса возле устья форсунок, из-за чего искажается форма факела, ухудшается распыление топлива, оно сгорает не полностью.
Опыт «Газпром нефти»
Повышение глубины переработки нефти на НПЗ с соответственным сокращением объема производства нефти и увеличением выхода маржинальных продуктов — один из стратегических приоритетов » Газпром нефти«. Компания занимает лидирующие позиции как на рынке битумных материалов в целом, так и среди инновационных полимерно-битумных вяжущих в частности. Ежегодный объем продаж битумных материалов составляет порядка 1,75 млн тонн. Основные мощности «Газпром нефти» по производству битумов расположены в Москве, Омске, Ярославле, Рязани, а также в Сербии и Казахстане. Компания активно поддерживает внедрение инновационной составляющей в производство битумной продукции. В 2014 году на совместном предприятии «Газпромнефть-Тоталь ПМБ» на Московском НПЗ запущено производство полимерно-битумного вяжущего премиум-класса G-Way Styrelf. Этот ПБВ отличается повышенными эксплуатационными характеристиками. Они достигаются модификацией вещества на химическом уровне за счет введения специального реагента, позволяющего формировать устойчивую трехмерную пространственную структуру продукта. Как показали первые опыты эксплуатации такого ПБВ на экспериментальных участках автодорог, дорожное покрытие с применением современных вяжущих более устойчиво к образованию колеи и трещин, а также к воздействию высоких транспортных нагрузок.
Широк и ассортимент масел и смазок, которые производятся «Газпром нефтью». Компания занимает значительные рыночные ниши в индустриальном сегменте, выпускает судовые масла и все виды автомобильных масел и смазок. За несколько лет «Газпром нефти» удалось занять значительную нишу на российском рынке моторных масел, в том числе и в массовом сегменте масел для легковых автомобилей. Масла выпускаются под брендами «Газпром нефть» и G-Energy. Последний бренд относится к категории премиальных.
Последнее десятилетие потребление мазута в мире перманентно уменьшалось. Предполагается, что эта тенденция сохранится и дальше. Причина тому — высокое содержание вредных веществ в попадающих в атмосферу продуктах сжигания этого топлива и увеличение глубины переработки нефти.
* Зольность — массовая доля золы, содержание в процентах негорючего остатка, который создается при полном сгорании топлива.
** Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары над поверхностью жидкого нефтепродукта способны вспыхнуть при поднесении огня.
Битум: вчера, сегодня, завтра
Битум — один из наиболее распространенных и древнейших строительных материалов. В эпоху неолита природный, образовавшийся естественным путем в местах выхода нефти на поверхность битум начали использовать для изготовления посуды раньше, чем глину. Для строительства его широко применяли в Древнем Шумере, на территории которого других строительных материалов было немного. Битум смешивали с песком и гравием и из этой массы изготавливали кирпичи. Также он использовался для гидроизоляции, при строительстве каналов, оросительных систем, дорог, как связующее вещество при создании мозаик.
Нефтяной битум — полутвердый или твердый продукт. Однако он представляет собой аморфное вещество. Это значит, что в твердом состоянии он не кристаллизуется, а при нагревании переходит из твердого состояния в жидкое, постепенно размягчаясь. Твердый битум ведет себя как очень густая жидкость. Это демонстрирует эксперимент, начатый в 1927 году в Университете Квинсленда (Австралия). Нагретый битум налили в стеклянную воронку с запечатанной трубкой. Через три года воронку распечатали, и битум начал медленно вытекать через трубку. Первая капля упала в 1938 году, вторая — в Эксперимент продолжается до сих пор, к настоящему моменту из воронки вытекло девять капель вещества.
Битумных озер — естественных источников битума на поверхности земли, которые имели бы промышленное значение, в мире осталось мало. Битумосодержащую породу сегодня добывают в карьерах и шахтах, при помощи скважин идет добыча сверхвязкой битуминозной нефти. Кроме того, битум получают из остаточных продуктов нефтепереработки: гудронов*, асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки масляных фракций и др.
Чтобы улучшить качество нефтяного битума, в гудроны и тяжелые остатки переработки мазута добавляют до 30% других продуктов. Без добавок вяжущие становятся хрупкими и теряют эластичность. Современные битумные материалы — полимерно-битумные вяжущие — производятся на основе обычных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бута-диен-стирол) и пластификатора. По сравнению с традиционными продуктами они обладают повышенной сопротивляемостью к деформации, лучше себя ведут при высоких и низких температурах, более долговечны.
Сегодня область применения битума — дорожное строительство, производство кровельных, гидроизоляционных материалов, резиновая, лакокрасочная, кабельная промышленность. Дорожный битум служит вяжущим между каменными составляющими асфальтобетонной смеси — основного материала для строительства дорог.
* Гудрон — вязкая жидкость или твердый асфальтоподобный продукт черного цвета. Представляет собой остаток после отгонки из нефти фракций, выкипающих свыше 450°C. Используется для производства дорожных, кровельных и строительных битумов, малозольного кокса, смазочных масел, мазута, горючих газов.
Коэффициент трения
Смазочные масла уменьшают коэффициент трения между трущимися поверхностями, снижают интенсивность изнашивания, защищают металлы от коррозии, охлаждают трущиеся детали, уплотняют зазоры между ними.
Продукты перегонки нефти впервые стали использовать как смазку в годах XIX века. Американец Джон Эллис, пытаясь найти нефти медицинское применение, обнаружил, что она обладает хорошими смазочными свойствами. Вскоре ему удалось произвести масло, которое было значительно более эффективным при высоких температурах, чем традиционно применяемые животные и растительные жиры.
Базовые масла бывают минеральными (очищенные продукты переработки нефти), синтетическими (их составляющие получены путем органического синтеза из более простых углеводородных соединений) и полусинтетическими (смеси первых и вторых). Минеральные масла получают из продуктов вакуумной перегонки мазута (фракции с температурой кипения 350—400°C, 400—450°C, 450—500°C) и деасфальтизации* гудрона жидким пропаном.
Синтетические масла появились значительно позже, чем минеральные. Их разработка началась в середине XX века для нужд авиации, а в годах синтетику стали применять и для автомобильных моторов.
Синтетические масла отличаются тем, что их вязкость меньше меняется при изменении температуры. Кроме того, у них ниже температура застывания, выше стойкость к окислению, они лучше переносят нагрузки. Впрочем, есть и недостатки: они могут вызывать усадку резиновых уплотнений и коррозию сплавов цветных металлов. Товарные масла получают добавлением к базовым специальных присадок. Это позволяет изменить их свойства, усилить преимущества и сократить недостатки.
Синтетические масла отличаются тем, что их вязкость меньше меняется при изменении температуры. Кроме того, у них ниже температура застывания, выше стойкость к окислению, они лучше переносят нагрузки. Впрочем, есть и недостатки: они могут вызывать усадку резиновых уплотнений и коррозию сплавов цветных металлов. Товарные масла получают добавлением к базовым специальных присадок. Это позволяет изменить их свойства, усилить преимущества и сократить недостатки.
* Деасфальтизация — извлечение из остаточных продуктов дистилляции нефти растворенных в них смолисто-асфальтеновых веществ с помощью легких растворителей, таких как жидкий пропан или бутан.
. И прочие продукты
Из нефти также получают технический углерод (сажу), кокс. Сажа — это мелкие частицы углерода. Это продукт неполного сгорания или термического разложения (нагрева без доступа воздуха) углеводородного сырья — высокоароматизированных фракций нефти, природных и попутных газов. Технический углерод используют при производстве резины, пластмасс и некоторых сплавов, а также черных пигментов для полиграфической и лакокрасочной промышленности. Кокс, как и сажа, преимущественно состоит из углерода. Он применяется при выплавке алюминия, изготовлении химической аппаратуры, работающей в условиях агрессивных сред, в ракетной технике и других областях. Кокс получают из нефтяных остатков (гудронов, крекинг-остатков, тяжелых газойлей, остатков масляного производства и т. п.) с помощью коксования — разновидности процесса глубокого термического крекинга, при котором из тяжелых нефтяных остатков окончательно удаляются все легкие и относительно легкие фракции углеводородов.
Что относится к тёмным нефтепродуктам: изучаем развернуто
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2017; проверки требуют 9 правок.
Нефтепроду́кты — смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё.
Классификация нефтепродуктов
Продукты нефтепереработки классифицируются по целому ряду различных параметров. Очевидно, их можно разделить, например, по агрегатному состоянию на:
Кроме этого, выделяют несколько классов по степени опасности веществ в зависимости от температуры вспышки:
Однако самая распространенная классификация нефтепродуктов — это их разделение в зависимости от области применения:
Основную долю получаемых из нефтяного сырья продуктов переработки составляют различные виды топлива. Так, на моторное топливо приходится порядка 60% от всего объема производства нефтепродуктов.
Следующая по значимости группа нефтепродуктов – нефтяные масла. Помимо прямого назначения горюче-смазочные нефтяные материалы, входящие в данную группу могут использоваться в качестве антикоррозионных и теплоотводящих составов, например, для заливки трансформаторов.
Довольно обширный класс нефтепродуктов представляют углеродные и вяжущие материалы. Яркий представитель данной группы – битум, в огромном количестве используемый в составе асфальта для дорожных покрытий и в строительстве.
Стоит отметить, что некоторые нефтепродукты выступают не как готовые к использованию вещества, а в качестве сырья для дальнейшего нефтехимического синтеза. В основном это получаемые в процессе нефтепереработки газы. Сюда также можно отнести некоторые ароматические соединения – бензол, толуол, парафин и пр.
Тёмные нефтепродукты
Тёмными нефтепродуктами принято называть все существующие типы дистиллятных масел и мазутов, а также вакуумный газойль, битум, гудрон, топливо, которое используется для работы газовых турбин. Все они являются «тёмными» — непрозрачными из-за наличия в их составе тяжёлых продуктов переработки, которые и дают такой цвет.
Мазут
Продукт представляет собой густую тёмно-коричневую жидкость. Она является остатком продуктов вторичной переработки нефти или базового сырья. В большинстве случаев мазут получают после нагрева исходного материала до температуры кипения с выделением из него различных фракций. Он может использоваться в качестве топлива или сырья для производства кокса, масел, битума.
Мазут высокого качества может производиться только из базового материала, обладающего соответствующими характеристиками. Важнейшими эксплуатационными параметрами в данном случае является уровень вязкости, плотности, доли серы, которая содержится в нефтепродуктах. Перечисленные характеристики в конечном итоге определяют сферу использования мазута.
Дистиллятные масла
Дистиллятные масла представляют собой продукт перегонки мазута. Они очищаются при помощи фенола или фурфурола (именно эти вещества используются для очистки ввиду своей ценовой доступности). Дистиллятные масла служат базовым продуктом для производства моторных масел (автомобильных, индустриальных, машинных). Их очистка выполняется при +45÷+50 ˚С.
Специалисты выделяют в отдельную категорию равновязкие дистиллятные масла, которые отличаются меньшей испаряемостью в сравнении с материалами полученными методом компаундирования. Также широкое применение получили индустриальные материалы, которые производятся с обязательной сернокислотной очисткой под воздействием температуры для использования в гидравлических системах.
При изготовлении маловязких нефтяных дистиллятных масел производители загущают материал при помощи полимерных присадок. Материалы этой категории отличаются отличными температурно-вязкостными характеристиками. Это позволяет в ходе эксплуатации машин и механизмов использовать маловязкие масла вместе с большим количеством разнообразных добавок в сравнении с базовым дистиллятным маслом.
Кроме того, к категории тёмных нефтепродуктов принято относить следующие вещества:
Светлые нефтепродукты
Светлые нефтепродукты отличаются отсутствием в их составе тяжёлых фракций, что делает их прозрачными. К этой категории относятся такие вещества как керосин, бензин, дизельное топливо. Количество примесей в конечном продукте зависит от того, насколько качественно было переработано сырьё изначально.
Также огромное значение имеет глубина переработки – соотношение продукта на выходе к объёму углеводородов, которые были затрачены для производства. В большинстве случаев их температура вспышки составляет менее 61 ˚С.
Бензин
Горючие лёгкие углеводородные смеси, температура кипения которых варьируется в пределах 33-205 ˚С (зависит от содержания примесей). Бензин производится путём переработки нефти и применяется в двигателях внутреннего сгорания, в которых воспламенение происходит от искры.
В зависимости от сферы использования различают автомобильные и авиационные виды топлива. Все они должны соответствовать целому ряду требований, выполнение которых позволяет гарантировать надёжную работу двигателя, экономичность.
Керосин
Продукт перегонки нефти – прозрачная жидкость с желтоватым оттенком. Он отличается низкой летучестью, которая обеспечивает достаточно широкую область использования керосина. Он используется как топливо, реактивное топливо, растворитель для красок, а также при резке металлов, в бытовых приборах.
Дизельное топливо
Жидкий продукт нефтепереработки, который широко используется в качестве топлива при работе газодизельных установок, а также дизельных двигателей. Базовым материалом для его производства является керасиновогазойлевые фракции, полученные путём прямой перегонки. В производстве дизельного топлива сегодня действуют достаточно жёсткие требования. Основными характеристиками горючего этого типа является:
Лигроин
Материал сегодня используется в качестве растворителя, хотя раньше служил топливом для дизельных двигателей. В последнее время его применение постепенно сокращается, в основном лигроин используется в нефтехимической промышленности при производстве бензина, высокооктановых добавок. Также он может использоваться в качестве наполнителя для жидкостных измерительных приборов.
Смотрите также:
Рынки нефтепродуктов
Различают внутренний и внешний (экспортный) рынки нефтепродуктов. На экспорт из РФ в основном поставляют мазут, дизельное топливо и нафту. Основные объёмы автомобильных бензинов потребляют на внутреннем рынке.
Тёмные нефтепродукты
Тёмные нефтепродукты – это тяжелые продукты перегонки нефти, характеризующиеся тёмным цветом, из-за которого они получили свое название. Углеводороды (основа нефти) классифицируют по разным признакам, но разделение на светлые и тёмные встречается особенно часто. Они различаются по степень очистки, которая определяет состав и технические характеристики.
Отличия тёмных и светлых нефтепродуктов
Практически черный цвет тёмных нефтепродуктов связан с тем, что они состоят из тяжелых фракций нефти. Если их нет в составе, то продукт будет прозрачным и светлым. Такое разделение носит условный характер. Оно существует в большей мере для удобства в сфере обращения. Термины «тёмные и светлые нефтепродукты» не закреплены в нормативных документах и справочниках.
В разделении по прозрачности речь идет не столько о цвете, сколько об уровне очистки производных нефти от смол и окрашивающих элементов. Светлые нефтепродукты очищены от аморфных и красящих компонентов. Считается, что чем выше прозрачность, тем меньше плотность и больше эффективность продукта перегонки нефти.
Тёмные нефтепродукты, в отличие от светлых, имеют:
Разновидности тёмных нефтепродуктов
К тёмным продуктам переработки нефти относят разные виды мазутов и дистиллятных фракций. Их дополняют различные топлива и масла. Эти нефтепродукты объединяет содержание большого количества остатков с высокой молекулярной массой, обеспечивающих черный оттенок.
Основные разновидности тёмных нефтепродуктов:
Мазут
Под мазутом понимают густую тёмно-коричневую жидкость. Для ее получения нефть или продукты ее вторичной перегонки нагревают до температуры кипения, которая способствуют выкипанию отдельных фракций. Мазут использует как топливо и горюче-смазочную жидкость. Из него производят битум, кокс и масла.
Дистиллятные масла
Нефтяные масла получают при перегонке мазута. Их основное назначение заключается в применении в качестве смазочных материалов, которые уменьшают трение в узлах и деталях различных станков и механизмов. Еще из дистиллятных производят разные виды моторных масел: индустриальные, машинные и автомобильные.
Вакуумный газойль
В основе вакуумного газойля лежит жидкая смесь из углеводородов с количеством атомов от 10 до 40 с добавлением кислородо-, серо- и азотосодержащих примесей. Газойль применяют для гидрокрекинга, а после него – для каталитического крекинга, выделяющего широкие масляные фракции и легкие дистилляты. Пройдя процесс облагораживания, легкий газойль может применяться как добавка для дизельного топлива. Тяжелый газойль может быть компонентом котельного топлива.
Газотурбинное топливо
Газотурбинное топливо используют в воздушно-реактивных, стационарных (ТЭЦ) и транспортных (автомобили, суда, локомотивы) газотурбинных установках. Горючее получают из дистиллятов, которые образуются при переработке нефти или продуктов ее термокаталитической перегонки.
Печное топливо
При прямой перегонке вторичных дизельных фракций нефти получают печное топливо. Оно недорогое и обладает высокой теплотворной способностью. По этой причине нефтепродукт используют в отоплении жилых и производственных зданий. По свойствам печное топливо очень напоминает дизельное. Оно делится на тёмное и светлое. Как и в случае с нефтепродуктами, в светлом печном топливе меньше примесей.
Гудрон
Под гудроном понимают остаток, который образуется после вакуумного удаления из нефти всех фракций. Из этого нефтепродукта производят:
Битум
Битумом называют искусственный вяжущий материал, получивший широкое применение в строительстве. Он используется при выполнении гидроизоляционных работ (на кровле, фундаментах, перекрытиях) и изготовлении кровельных материалов (рулонной кровли и гибкой черепицы). Еще битум активно применяется при обустройстве дорожных покрытий.
В заключение
Тёмные нефтепродукты – условное понятие, позволяющее выделить продукты перегонки нефти практически черного цвета. Он обусловлен содержанием тяжелых фракций с множеством примесей, что выступает основным отличием от светлых нефтепродуктов. Каждое из наименований подразделяется на множество других с разным составом и характеристиками. В зависимости от них тёмные нефтепродукты активно используют в промышленности, строительстве, отопление, производстве отделочных материалов и в качестве горючего для разных установок.