что относится к товарам и услугам школьного и дошкольного образования
Что относится к товарам и услугам школьного и дошкольного образования
Услуги в сфере образования
55. Услуги в системе образования включают:
услуги в системе дошкольного воспитания;
услуги в системе дошкольного образования;
услуги в системе среднего профессионального образования;
услуги в системе высшего профессионального образования;
услуги в системе технической подготовки кадров;
обучение населения на курсах;
прочие услуги в системе образования.
56. Платные услуги в области образования оказывают образовательные учреждения, устав которых предусматривает возможность занятия такой деятельностью и перечислены виды оказываемых платных образовательных услуг.
57. В образовательные услуги включается фактический размер платы потребителей или организаций (предприятий), в которых они работают (из средств прибыли):
за содержание детей в дошкольных учреждениях, в том числе за предоставление дополнительных платных услуг по обучению танцам, иностранному языку и т.п.;
за обучение на платной основе в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в т.ч. в целях получения второго высшего профессионального образования) всех форм собственности;
за обучение на платных курсах, секциях, кружках, студиях, находящихся при школах;
за обучение на курсах по подготовке к поступлению в учебное заведение;
за тестирование учащихся школ, проводимое в высших учебных заведениях за плату;
за нахождение детей в лагерях дневного пребывания при образовательных учреждениях;
за предоставленные дополнительные услуги в системе образования (выходящие за рамки финансируемых из бюджета учебных программ, имеющих статус основных), такие как: преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных дисциплин и др.);
за обучение на курсах вождению автомобилей;
за обучение на курсах кройки и шитья, вязания и т.п.
58. Оплата обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на подготовительных курсах учитывается в объеме платных образовательных услуг не по моменту завершения оказания образовательной услуги, т.е. после окончания обучения, а ежемесячно равными долями в течение всего периода обучения.
59. В образовательные услуги не включается:
плата работников дошкольных и иных образовательных учреждений за предоставленное им в этих учреждениях питание;
суммы денежных средств, поступивших от родителей учащихся дошкольных и иных образовательных учреждений в виде добровольных пожертвований;
суммы средств предприятий, направленных на содержание образовательных учреждений;
целевая контрактная подготовка, оплачиваемая из бюджетов всех уровней.
60. Показатель «Объем услуг в системе образования» сопряжен со следующими показателями из специализированных форм по статистике образования:
N и название формы федерального статистического наблюдения
N 85-к «Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения»
«Доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг»
N ОШ-2 «Сведения о финансировании и расходах учреждения, реализующего программы общего образования»,
N 2 (профтех) «Сведения о финансировании и материально-технической базе образовательных учреждений начального профессионального образования»,
N 1-ДО «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей»,
N 1-ОД «Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
N СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования»,
N ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы высшего профессионального образования»
В отличие от показателя «Объем платных услуг населению» не включает стоимость НДС.
В отличие от показателя «Объем платных услуг населению» не включает стоимость услуг, оплаченных организацией-работодателем за своих работников.
Что относится к товарам и услугам школьного и дошкольного образования
Услуги системы образования
57. Услуги в системе образования включают:
услуги в системе дошкольного образования;
услуги в системе общего образования;
услуги в системе профессионального (среднего, высшего и подготовки кадров высшей квалификации) образования;
услуги по дополнительному образованию и обучению детей и взрослых (услуги спортивных, музыкальных, художественных и хореографических и прочих школ, услуги по обучению в кружках, секциях, на курсах).
58. Платные услуги в системе образования оказывают:
образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;
организации, осуществляющие обучение, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
59. В стоимость услуг системы образования включается фактический размер платы потребителей или организаций (предприятий), в которых они работают:
за содержание детей в дошкольных организациях;
за обучение на платной основе в организациях среднего и высшего профессионального образования (в т.ч. в целях получения второго высшего профессионального образования) всех форм собственности;
за дополнительное обучение в образовательных организациях, в том числе за предоставление дополнительных платных услуг по обучению танцам, рисованию, пребывание детей в образовательных организациях во время каникул;
за обучение в спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школах;
за услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;
за дополнительное образование и обучение детей и взрослых (в секциях, кружках, студиях; на курсах по подготовке к экзаменам, обучению языкам, компьютерных курсах, на курсах по вождению автомобилей, воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий, ораторских курсах, курсах скорочтения);
целевые взносы родителей (денежные средства за обучение).
60. Оплата обучения в организациях среднего и высшего профессионального образования, на подготовительных курсах учитывается в объеме платных образовательных услуг не по моменту завершения оказания образовательной услуги, т.е. после окончания обучения, а ежемесячно равными долями в течение всего периода обучения исходя из начисленного размера платы.
ВУЗ установил плату за обучение в размере 60000 рублей за весь учебный год (с сентября 2017 по июнь 2018) с одного студента. Таким образом, если в организации обучается 2 тыс. студентов, то общая сумма денежных средств, полученных со студентов в оплату за обучение, составит 120000 тыс. рублей. Ежемесячно начиная с сентября 2017 по август 2018 1/12 суммы, т.е. 10000 тыс. руб., показывается в отчете по форме N П (услуги).
61. В услуги системы образования не включаются:
плата работников дошкольных и иных образовательных организаций за предоставленное им питание (относится к услугам общественного питания);
целевая контрактная подготовка, оплачиваемая из бюджетов всех уровней.
Что относится к товарам и услугам школьного и дошкольного образования
С одной стороны, определение термина «образование», приведенное в подпункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не предполагает возможности использования термина «услуга» для характеристики содержания деятельности по реализации образовательных программ.
Применение термина вполне оправдано в применении к платной образовательной деятельности образовательных организаций.
С другой стороны, образование рассматривается именно как услуга не только в смысле платных образовательных услуг. Так, в пп.4 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» упоминается об образовательных услугах образовательной организации, которыми бесплатно могут пользоваться научно-педагогические работники.
Мы по-прежнему придерживаемся позиции, отраженной в вышеуказанной статье в «Вестях образования», о том, что термин «услуга» не вполне применим для характеристики процесса реализации образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях, когда эта реализация осуществляется за счет бюджета того или иного уровня.
Это, однако, не исключает целесообразности использования некоторых элементов модели регулирования услуг. В частности, речь может идти о возможности имплантации в образовательное отношение с участием государственных и муниципальных образовательных организаций и обучающихся за счет бюджета механизмов защиты потребителя услуг.
Однако ключевой вопрос заключается в том, что в статье 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей финансовое обеспечение образовательной деятельности, используется термин «государственные и муниципальные услуги в сфере образования». Этот термин увязывается с системой бюджетного финансирования, предполагающей необходимость расчета нормативных затрат на оказание данных услуг при определении объема такого рода финансирования.
Основной сегмент использования термина «услуга» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» касается отношений, связанных с финансовым планированием и использованием средств бюджетов разных уровней. В этом смысле «услуга» в сфере образования – это преимущественно бухгалтерский, расчетный термин.
Система бюджетного финансирования сферы образования регулируется преимущественно актами финансового законодательства – Бюджетным кодексом, законом (решением) о соответствующем бюджете и другими актами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует финансирование образования только лишь в самой малой части, касающейся учета особенностей сферы образования в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом использование термина «услуга» в рамках правового регулирования сферы образования обусловлено положениями других законодательных актов, направленных на регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений и не относящихся к образовательному законодательству. К числу таковых относятся в первую очередь Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующий вопросы, связанные со статусом бюджетных учреждений. Большая часть государственных и образовательных организаций в настоящее время обладают статусом бюджетных учреждений.
Согласно частям 1, 2 статьи 9.2. указанного закона, бюджетное учреждение создается именно для оказания услуг в рамках установленных полномочий на основе государственного или муниципального задания, обеспечивающего бюджетное финансирование. При этом государственное или муниципальное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
То же возможно сказать и об автономных учреждениях (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Более того, даже в отношении казенных учреждений в Бюджетном кодексе в статьях 6, 69.1 употребляется термин «услуга» в применении к основной деятельности на основе бюджетной сметы.
Бюджетное, казенное, автономное учреждения – это разновидности государственных и муниципальных учреждений. Данные учреждения создаются соответствующими органами государственного и муниципального управления и предоставляют бесплатные государственные и муниципальные услуги в различных сферах, в которых значительную роль играет бюджетное финансирование.
Помимо образования это, например, здравоохранение, социальное обслуживание, культура и другие отрасли, связанные с гарантированными Конституцией правами граждан, предполагающими необходимость их бюджетного обеспечения.
Термин «услуга» в первую очередь обозначает расчетную величину, которая необходима для расчета объема расходов соответствующего бюджета в рамках финансирования той или иной социальной сферы. В рамках правового регулирования сферы образования термин используется преимущественно в целях обеспечения механизма бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций.
Всё это свидетельствует как минимум о необходимости корректировки акцентов в дискуссии о применимости термина «услуга» в образовательном законодательстве с учетом использования термина в финансово-бюджетном регулировании социальных сфер.
Что относится к товарам и услугам школьного и дошкольного образования
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».
Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.
Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?
Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?
О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).
Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:
• услуги в системе дошкольного воспитания;
• услуги в системе среднего образования;
• услуги в системе высшего образования;
• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);
• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);
• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.
Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».
Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВВЕДЕНИЕ
Доступное качественное дошкольное образование – приоритет государственной образовательной политики.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подчеркивает, что первостепенным залогом эффективного воплощения основной образовательной программы (далее – Программа) в образовательной организации служат условия ее реализации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребенка во всех основных образовательных областях, а именно в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне его эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т.д. – как сквозных механизмах развития ребенка):
В этой связи необходимо особое внимание уделить организации развивающей предметно-пространственной среды как важному аспекту, характеризующему качество дошкольного образования. Каждая образовательная организация должна определить стратегию по изменению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования для обеспечения баланса между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого и детей, гендерной специфики, вариативности и т.д.
Примерный перечень оборудования и материалов для образовательных организаций, реализующих Программу на основе ФГОС
Вторая младшая группа (3-4 года)
Игровая деятельности