что относится к турагентской деятельности
Туроператорская и турагентская деятельность
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.
Однако с точки зрения вида предпринимательства на туристическом рынке их можно подразделить на туристические агентства и туристические операторы.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристскойфирмы или компании.
Что означают эти термины и в чем здесь основные различия и особенности? Давайте попробуем разобраться.
Туроператоры
Туристский продукт формируется из комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Их оказывают транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.
Комплектацией туристского продукта, то есть формированием набора услуг, занимаются туроператоры.
Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.
Туроператор разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим туристическим продукта, определяет цены на и наконец передает турпродукт агенту для их последующего продвижения и реализации туристам.
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей его развития и рычагов управления.
На практике бывает очень трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе функции выполняет одна организация, которая может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим турагентам как турагент, а также приобретать туры у других фирм для своих клиентов.
Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.
По виду деятельности туроператоры бывают:
— операторами массового рынка – они продают большое число туристских пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма;
— специализированными операторами – они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).
В свою очередь специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
— специального интереса (например, организация сафари в Африке);
— специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);
— определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семейные туры и т.д.);
— специальных мест назначения (например, турбазы);
— использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.);
По месту деятельности туроператоры бывают:
— местными (внутренними) – они ориентируют туристические пакеты в пределах Российской Федерации;
— выездными – они ориентируют туристические пакеты на зарубежные страны;
— операторами на приеме – они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Кроме того, туроператоров можно подразделить на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего из не менее чем трех услуг:
— любая другая, не связанная с вышеназванными, услуга.
Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.
Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, организациями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.).
Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).
Турагенты
Турагент продвигает и реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).
Турагент – это посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов.
Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.
— полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.;
— продвижение этой информации с помощью рекламы;
— организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, с использованием специфики и особенностей туристского бизнеса.
Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:
— чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;
— транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных фирм с транспортными организациями: авиационно-транзитными, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.
С точки зрения специфики деятельности, турагентства могут быть:
— многопрофильными (наиболее распространены), т.е. осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр.;
— специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.
Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение прибыли.
Турагенты и туроператоры различаются между собой:
— по системе доходов.
Туроператор имеет некоторый туристский продукт, и его прибыль формируется из разницы между затратами на его формирование и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования.
В то же время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта либо из разницы между ценой покупки и ценой продажи туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по ценам туроператоров;
— по принадлежности туристского продукта.
Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.
Более подробно с вопросами правового регулирования, лицензирования и сертификации в сфере туризма, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Туристская деятельность ».
Что относится к турагентской деятельности
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Особенности турагентской деятельности
В бухучете каждой фирмы есть свои особенности. На этот раз речь пойдет о нюансах учета в организациях, которые занимаются туристической деятельностью, а именно о турагентах.
(ТА – поверенный, ТО – доверитель)
Турагент обязан представлять туроператору отчет по сделке (ст. 974, 999, 1008 ГК РФ). Составлять его можно в произвольной форме. Срок представления такого отчета законодательно не определен. Однако в статье 316 Налогового кодекса сказано, что комиссионер обязан в течение трех дней после окончания отчетного периода, в котором произошла реализация, известить комитента о дате сделки. Поскольку отчет турагента играет в данном случае роль извещения, в договоре нужно предусмотреть порядок и сроки его представления.
Правила бухгалтерского учета
Система проводок в бухгалтерском учете турагента будет зависеть от того, участвует он или нет в расчетах между туристами и туроператором. Денежные средства, полученные от покупателей туров, могут поступать в кассу или на расчетный счет как турагента, так и туроператора. Покажем это на примерах.
Турагент участвует в расчетах
Турагенство «Путешественник» согласно агентскому договору реализует право на туры за вознаграждение в размере 10% от их стоимости. Согласно договору турагент обязан в течение 3-х дней начиная с даты реализации предоставить туроператору отчет, а также перечислить выручку, полученную от покупателей, за вычетом своего вознаграждения. «Путешественник» реализовал 10 туров по цене 4 720 руб. за каждый:
Дебет 006 «Бланки строгой отчетности»
– 47 200 руб. (10 х 4720) – получены на реализацию турпродукты, оформленные путевками
Дебет 50 «Касса организации» Кредит 76 субсчет «Расчеты с туроператором»
– 47 200 руб. – оплачены турпутевки покупателем;
Кредит 006
– 47 200 руб. – списаны реализованные туры;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с туроператором» Кредит 90-1
– 4 720 руб. (47 200 х 10%) – удержано вознаграждение;
Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 720 руб. – начислен НДС с суммы вознаграждения;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с туроператором» Кредит 51
– 42 480 руб. (47 200 – 4 720) перечислены денежные средства туроператору.
Турагент не участвует в расчетах
Используя условия предыдущего примера, предположим, что покупатели оплатили туристические поездки непосредственно туроператору. В бухгалтерском учете «Путешественника» будут отражены следующие проводки:
Дебет 006 «Бланки строгой отчетности»
– 47 200 руб. (10 х 4 720) – получены на реализацию турпродукты, оформленные путевками;
Кредит 006
– 47 200 руб.– списаны реализованные туры;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с туроператором» Кредит 90-1
– 4 720 руб. (47 200 х 10%) – начислено вознаграждение;
Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 720 руб. – начислен НДС с суммы вознаграждения;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с туроператором»
– 4 720 руб. – получено вознаграждение от туроператора.
Согласно статье 156 Налогового кодекса налоговой базой по НДС у турагента-посредника является сумма дохода, полученная в виде вознаграждения по посредническим договорам. При этом налог начисляется в бюджет в том отчетном периоде, когда услуга фактически оказана, то есть на дату утверждения отчета турагента туроператором (п. 1 ст.167 НК). Порядок выставления счетов-фактур установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
Итак, если турагент реализует право на тур по посредническим договорам от своего имени, то счета-фактуры покупателю – юридическому лицу он выставляет также от своего имени в течение пяти дней с даты такой реализации (п. 3 ст. 168 НК).
В том случае, когда турагент реализует туры от имени туроператора, то и счета-фактуры должны выставляться покупателю от имени туроператора.
Следует обратить внимание на то, что если турагент получил от покупателя аванс, он должен включить его в налоговую базу по НДС, но только в части, которая является долей его вознаграждения (письмо Управления МНС по г. Москве от 4 марта 2002 г. № 24-11/9577). Оформить данную операцию надо датой получения денег.
Если турагент – «упрощенец»Если турагент-посредник применяет УСН, то в налоговую базу по единому налогу он включает только свое вознаграждение (письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. № 03-11-04/2/119). Датой получения такого дохода является день поступления средств на банковский счет или в кассу турагента (п. 1 ст. 346.17 НК). При определении налоговой базы не учитываются доходы, поименованные в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК).
Стоит обратить внимание на следующее: несмотря на то, что турагенты-«упрощенцы» не являются плательщиками НДС, они обязаны выставлять счета-фактуры фирмам – покупателям турпродуктов. Это объясняется тем, что по посредническому договору турагент действует в интересах туроператора, который является плательщиком НДС.
Некоторые эксперты считают, что если турагент-«упрощенец» применяющий метод «доходы минус расходы», заключает с туроператором договор купли-продажи, то он может учесть стоимость приобретенных турпутевок в качестве расходов на оплату товаров (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК). Однако Минфин не согласен с таким выводом (письмо от 31 октября 2005 г. № 03-11-04/2/119, от 20 июля 2005 г. № 03-11-04/2/28). Финансисты считают, что турпутевка лишь подтверждает факт заключения договора на оказание комплекса туристских услуг, следовательно, является объектом имущественных прав. Поэтому исходя из норм статьи 38 Налогового кодекса она не может являться товаром, предназначенным для реализации по договору купли-продажи. Поскольку расходы на приобретение имущественных прав в статье 346.16 кодекса не предусмотрены, значит, турагент должен уплатить единый налог со всей суммы, поступившей от покупателя.
Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере правового регулирования Федерального агентства по туризму
Вы можете ознакомиться с ответами на самые часто задаваемые вопросы
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность это деятельность юридического лица по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, где под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турагентская деятельность это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринмателем.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» турагентская/туроператорская деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр является:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» выездной туризм — это туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; туризм въездной — это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Согласно ст. 17.3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сведения о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый срок представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения
Туроператорскую деятельность на территории Российской Федерации могут осуществлять только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
Что относится к турагентской деятельности
(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом, и иметь фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Должностное лицо туроператора должно соответствовать следующим требованиям:
отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление;
С 01.01.2022 в абз. 3 ч. 3 ст. 4.1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
С 01.01.2022 в абз. 4 ч. 3 ст. 4.1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день, предшествовавший дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр;
С 01.01.2022 в абз. 5 ч. 3 ст. 4.1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 149-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 4.1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
Перечень документов, подтверждающих соответствие должностного лица туроператора требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, и порядок представления этих документов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения в реестр утверждаются Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется для:
организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;
государственного и муниципального унитарных предприятий, а также государственного и муниципального учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации в целях решения социальных задач;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Требования, предъявляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.
Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.
В случае невозможности исполнения туроператором всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта туроператор обязан прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами, реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором, направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Прекращение туроператором туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта не освобождает туроператора от обязанности обеспечить туристам оказание входящих в туристский продукт услуг по заключенным договорам о реализации туристского продукта.
- что относится к тугоплавким металлам
- что относится к туристическому оборудованию