что относится к украшениям
Бижутерия: что это такое, зачем людям украшения
Не можете позволить себе изысканные ювелирные украшения? Ничего страшного: сейчас можно быть иконой стиля и без запредельных затрат. На подиумы вновь победно возвращается бижутерия, попутно обретая самые разнообразные формы.
Зачем людям украшения? Естественно, чтобы выглядеть еще привлекательнее как в глазах общества, так и в своих собственных. Бижутерия в полной мере справляется с этой задачей, не вынуждая нас тратить баснословные суммы в погоне за эксклюзивом.
Что такое бижутерия?
Украшение — это нечто, призванное украшать и оживлять наши образы. У большинства людей это слово ассоциируется с ювелиркой. Но на этом его значение не исчерпывается, ведь элегантные украшения могут создаваться не только из благородных металлов и драгоценных камней, но и из более доступных материалов: бижутерных сплавов, поделочных камней, бисера, керамики, бусин, кожи, кости и так далее.
Слово «бижутерия» пришло к нам из французского языка и в буквальном переводе означает «торговля украшениями». В нем нет ни малейшего намека на дешевизну и фальшивку.
Бижутерия с блеском сочетается со всеми луками, от повседневных до вечерних, для чего, собственно, и нужны украшения. Она оживляет образы, и при правильном использовании выглядит не менее респектабельно, чем ювелирка.
Символы и значение украшений очень многообразны: с их помощью можно передать не только собственное мировоззрение в принципе, но и просто сегодняшнее настроение. С этой задачей бижутерия справляется куда лучше, чем дорогостоящая ювелирка.
Чем бижутерия отличается от ювелирных изделий?
К бижутерии относятся все украшения, созданные не из золота, серебра и металлов платиновой группы. Она куда более многообразна, чем ювелирка, что дает широчайшее поле для дизайнерских экспериментов.
Скажете, бижутерия менее долговечна и устойчива к внешним воздействиям? Да, в большинстве случаев это так. Однако если большинство людей со средним уровнем дохода покупают ювелирные изделия раз и на всю жизнь, то бижутерию можно менять постоянно. Пришла в негодность, потерялась, разонравилась – меняем!
Некоторые люди говорят, что не могут носить бижутерию по причине аллергических реакций. Раньше при изготовлении недорогих украшений использовали никель (его добавляли даже в ювелирные сплавы в качестве разбеливателя). Он действительно часто вызывал аллергические реакции, поэтому его запретили использовать для производства украшений.
Сейчас в бижутерии часто используется медсплав, характеризующийся минимальными рисками возникновения аллергических реакций. По сути, он представляет собой сплав на основе стали с добавлением других элементов. Сверху сплав покрывают тончайшим слоем золота (его наносят путем гальванизации), так что украшения из этого материала выглядят как золотые.
Медсплав, как уже ясно из названия, применяется в медицине и косметологии. Из него делают всевозможные хирургические инструменты. Кстати, под сережки из медсплава обычно прокалывают уши.
На этом список материалов, которые практически никогда не вызывают аллергических реакций, не исчерпывается. Например, титан, отличающийся чемпионской прочностью, часто используется в производстве мужской бижутерии и не вызывает аллергии практически никогда. Не аллергенны и древесина, кость, кораллы, натуральный латекс, керамика, кожа (при условии правильной выделки) и так далее.
Немного истории
История украшений началась еще на заре человечества: модницы каменного века тоже хотели выглядеть привлекательно в глазах других членов племени. Археологи нашли массу доказательств этой гипотезе.
В ходе раскопок на стоянке неандертальцев нашли когти орла с отверстиями, которые явно носили на шнурке. Этим древнейшим украшениям около 135 тысяч лет!
В Израиле, в пещере Схул, обнаружили ракушки с дырочками, которые наши предки просверлили свыше 110 тысяч лет назад. А на Алтае обнаружили останки каменного браслета, созданного по технологии, которой, по всем научным выкладкам, 40 тысяч лет назад не существовало!
Как видите, история бижутерии началась гораздо раньше, чем люди научились обрабатывать металлы. И с наступлением бронзового, а затем железного века, она не прекратилась!
Для наших предков украшения выполняли не только эстетическую функцию. Они были тотемными символами, талисманами и оберегами, которые соответствовали представлениям об устройстве мира того времени.
Бижутерию знали и искусно изготавливали во всех древних государствах. Например, до нас дошло древнеегипетское ожерелье из стеклянных фигурок, пережившее минимум пять тысячелетий.
А в Древнеримской Империи искусство изготовления украшений достигло небывалого расцвета. Золото могли носить лишь представители высших сословий. А другим людям чем было себя украшать? Кстати, в Древнем Риме весьма успешно имитировали жемчуг путем особой обработки стекла.
В Средневековой Европе бижутерия стала постепенно ассоциироваться с фальсификацией. Ремесленники создавали украшения из сплавов на основе меди и циркония и выдавали их за золото-бриллианты. Нет, конечно, существовала и «честная» бижутерия, которая не маскировалась под ювелирку, но ее носил преимущественно простой люд.
Многие аристократы XVII-XIX столетий не могли позволить себе украшения, приличествующие статусу, поэтому они покупали фальшивки вполне осознанно, чтобы пустить пыль в глаза мнимым финансовом благополучием. Украшения из латуни и стекляшек носили порой даже при европейских дворах.
Предприимчивый немецкий химик Йозеф Штрасс в 1720 году наладил весьма бойкую торговлю стеклянными «бриллиантами» собственного производства. Сейчас мы знаем эти сверкающие кристаллы под названием «стразы».
Словом, еще буквально недавно бижутерию носили лишь те, кто не мог позволить себе золото и драгоценные камни. Такое положение сохранялось практически до начала прошлого столетия.
Считается, что ввел моду на бижутерию талантливейший скрипач и инженер Даниэль Сваровски. Он изобрел революционную для своего времени технологию шлифовки хрусталя, в результате которой кристаллики сияли, словно настоящие бриллианты!
Двадцатый век оглушил мир двумя глобальными разорительными войнами, и мода на бижутерию решительно заявила о своих правах, подвинув на подмостках классическую ювелирку.
Немаловажную роль в популяризации бижутерии сыграла незабвенная Коко Шанель, которая ввела в моду длинные нити крупного жемчуга (конечно, искусственного). И вообще, она ратовала за крупные яркие украшения, которые должны радовать глаза и сердца.
Далее грянула эпоха хиппи с разнообразными фенечками из нитей, бисера и ракушек, затем – диско 80-х с яркой и крупной пластмассовой бижутерией, 90-е с модой на украшения из натуральных, но недорогих материалов: кожи, камня, древесины.
Сейчас наблюдается очередной бум бижутерии в самых разных проявлениях: от массовой до люксовой. Ее носят поп-дивы и супруги олигархов, ей отдают должное модные дома люксового уровня. А творения брендов Cerruti, Nature Bijoux, Philippe Ferrandis, Les Nereides, Amaro и иже с ними представляют собой истинные произведения искусства!
Даже очень богатые дамы предпочитают хранить дорогие украшения в сейфах, а иногда – и в банковских ячейках. Они заказывают ювелирам их абсолютные копии и не боятся, что оригиналы украдут. Даже на великосветских приемах женщины блистают зачастую в бижутерии!
Какие бывают украшения?
Давайте посмотрим, какая бывает бижутерия, хотя это и непростая задача. Ювелирные изделия куда более однообразны: классифицировать их по определенным признакам гораздо проще.
Бижутерия же настолько многообразна, что не поддается никаким градациям. Ну что может быть общего между колье с кристаллами «Сваровски» и фенечкой из бисера и ниток? Но все это бижутерия!
Начнем с того, что бижутерия бывает:
Синтетические камни и имитации – не равнозначные понятия. Искусственные камни (изумруды, сапфиры, рубины, бриллианты) идентичны натуральным по химическому составу. Они стоят дешевле природных минералов, но используются в ювелирной промышленности, а не при производстве бижутерии.
Стилистика
Нет в мире стиля, который нельзя было бы передать при помощи бижутерии. Благо, сейчас мода весьма лояльна ко всяческим экспериментам, так что можно сочетать ранее несочетаемое. Но если вы не уверены в собственном вкусе, лучше не слишком увлекаться альянсами противоречий.
Если вы хотите создать летний образ в ныне трендовом бохо-шик, можно дополнить лук украшениями в этно- и экостилях. Это могут быть многослойные ожерелья из бисера, бусин и ракушек, перемежающиеся с кожаными и веревочными шнурками, всевозможные браслеты (обручи различной ширины, фенечки, цепи с крупными звеньями).
Для офисных луков обычно используют либо неброскую бижутерию в классическом стиле (а-ля ювелирные изделия), либо ныне модную геометрию и асимметрию.
А вечером… Тут нужно смотреть, какой образ вы хотите явить миру: можно дополнить маленькое черное платье длинной нитью крупного искусственного жемчуга и отправиться в ресторан, оживить лук украшениями с кристаллами «Сваровски» и блистать на театральной премьере, добавить яркости и блеска с помощью многослойных ожерелий и браслетов – и отправиться на вечеринку с друзьями!
При помощи бижутерии с цветочными мотивами создаются невероятно нежные и запоминающиеся свадебные образы. Браслеты, колье, кольца, украшения для волос на любой вкус – и все это из доступных сплавов, бисера, кристаллов, имитации жемчуга и прочих недорогих материалов!
Материалы
Из чего только не создают ныне трендовые украшения! Для производства ювелирной бижутерии, украшений в восточном стиле, винтажных колье, серег и браслетов используют преимущественно сплавы металлов, максимально похожие на драгоценные. Они дополняются широким спектром вставок: имитацией драгоценных камней, поделочными минералами, кристаллами, эпоксидной смолой, керамикой, эмалью во всех проявлениях и так далее.
Но на этом список материалов, которыми оперируют дизайнеры, не исчерпывается: в почете древесина (часто в сочетании с эпоксидкой), кожа, имитация жемчуга, всевозможные бусины, кружева, мех и, конечно, признанный герой последних сезонов – бисер!
А мужскими фаворитами были и остаются сталь, титан, кожа и всевозможные камни темных оттенков.
Сейчас мода на бижутерию хэнд-мейд просто ошеломительна. Это особенно заметно по возросшей популярности бисероплетения. Пожалуй, это хит последних сезонов: украшения из бисера стали плести не только девчонки и мастерицы-фанатки, но и множество других женщин.
Причина оглушительного взлета бисероплетения – вынужденная самоизоляция. С одной стороны, доходы большинства наших соотечественников снизились, и возникла необходимость экономии. С другой – нужно же как-то занять собственное время и куда-то приложить тягу к творчеству!
Какие украшения должны быть у каждой женщины?
Незабвенная Коко Шанель говорила: «Люди со вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото». Это значит, что, например, золотую цепочку или кольцо можно носить с любым луком и особо не заморачиваться с сочетаемостью. А вот бижутерия подобного пренебрежения не терпит!
Значение украшений в создании гармоничного образа невозможно переоценить, поэтому бижутерии должно быть много, на все случаи жизни. Благо, экономически это не накладно!
В арсенале каждой дамы должны быть как изящные колье, так и «веселые» многослойные ожерелья, всевозможные цепи, разноплановые изделия из бисера, в том числе и невероятно элегантные лариаты. В тренде составные украшения и неожиданные решения вроде фаланговых колец и моноколец на несколько пальцев.
Сейчас можно быть иконой стиля без особых затрат. Главное – хороший вкус и внутренняя уверенность в собственной неотразимости!
Классификация и ассортимент ювелирных (драгоценных) изделий и товаров
Ювелирные изделия по назначению делят на группы:
— предметы личных украшений;
— предметы сервировки стола;
— предметы для украшения интерьера;
— принадлежности для часов;
Ювелирные изделия различаются в зависимости от применяемого материала, а также характеризуются формой и конструктивными особенностями, отделкой (изделия могут быть гладкие, гравированные, с чернью, эмалью и др.).
Ювелирные изделия выпускают отдельными предметами и в наборах (гарнитурах).
К предметам личных украшений относят серьги, кольца, бусы, браслеты, кулоны, медальоны, цепочки, колье.
Серьги — распространенный вид украшений; изготавливают их из различных материалов, разнообразных форм и конфигураций. Серьги прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.
Клипсы — серьги для непроколотых ушей изготавливают из недорогих металлов.
Кольца изготавливают из золота, серебра и сплавов меди. Кольца из металла называют обручальными, а кольца со вставками — декоративными.
Бусы — вид женских украшений. Изготавливают из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, из стекла, кости, дерева, пластмассы. Бусы красиво дополняют одежду и должны с ней гармонично сочетаться.
К предметам туалета относят пудреницы, зажимы для галстуков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконы для духов и др.
Предметы сервировки предназначены для оформления стола. К ним относятся посуда и приборы, выполненные из драгоценных и цветных металлов. Изделия выпускаются в виде отдельных предметов, в виде сервизов и приборов.
В ассортимент предметов для украшения интерьера входят скульптуры малых форм, настенные украшения, вазы для цветов, шкатулки, камнерезные изделия и др.
К принадлежностям для часов относят браслеты, бортовые цепочки — ремни для часов и др. Бортовые цепочки предназначены для крепления карманных часов к борту жилета. Длина бортовых цепочек — 300 мм. Сувениры — изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры, а также памятные даты, достижения в спорте и др.
По назначению ювелирные изделия подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные принадлежности, курительные принадлежности, сувениры.
По материалу изготовления различают золотые, серебряные, платиновые, мельхиоровые, нейзильберовые и другие ювелирные изделия. Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов классифицируют по пробам. Изделия из сплавов золота подразделяют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зеленого и голубого золота. По способу производства выделяют литые, штампованные, монтированные ювелирные изделия; по отделке — позолоченные, посеребренные, анодированные, филигранные, гравированные, черненные. инкрустированные и др.; по наличию и виду вставок — изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепления в изделии.
Предметы личных украшений — самая распространенная группа ювелирных изделий, которая включает предметы украшения головы, шеи и платья, рук, других частей тела, а также гарнитуры.
К предметам украшения головы относятся серьги и диадемы. К предметам украшения шеи и платья — цепочки, бусы, гривны, колье, кулоны, броши, медальоны, ожерелья.
По форме звеньев и конструкции цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и др.
Бусы представляют собой шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями.
Гривна — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без них.
Шейное украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части, называется колье, а украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине — ожерельем.
Кулоны и медальоны относятся к шейным украшениям в виде подвески. Используются в сочетании с цепочкой, шнуром или лентой.
К предметам украшения рук относят кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные со вставками. Кольца различают по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм.
Браслеты по конструкции бывают жесткие и мягкие. Они могут иметь подвески и вставки из различных материалов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с интервалом в 5 мм.
Гарнитуры представляют собой группу разных по назначению предметов личных украшений, имеющих единое художественное решение. Гарнитуры обычно состоят из серег, броши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовленных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.
К предметам сервировки (оформления) стола относятся художественно оформленные приборы и посуда, изготовленные из сплавов драгоценных или цветных металлов и имеющих покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент их представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.
К столовым приборам относят ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.
К столовой посуде относятся чайники, кофейники, молочники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креманки, вазы, подставки для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.
К предметам украшения интерьера относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения — вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, настенные декоративные блюда.
Ассортимент предметов туалета включает пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.
К принадлежностям для наручных и карманных часов относят браслеты и бортовые цепочки.
Принадлежности для письма включают перьевые ручки с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, малахита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.
К курительным принадлежностям относятся предметы для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.
К сувенирным ювелирным изделиям относятся изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ: кинжалы, сабли, скульптуры, брелоки и т. п.
Вопрос классификации ювелирных товаров сложен, поскольку до настоящего времени точно не определено, какие именно виды изделий входят в ювелирную группу.
Так, по классификации, представленной в учебниках по товароведению советского периода (С. А. Селиванкин, В. Д. Логинов, Э. И. Орловский), главным признаком, на основе которого изделия относились к группе ювелирных товаров, являлся сырьевой. Все изделия, в составе которых присутствовали драгоценные металлы и ювелирные камни, относились к ювелирным товарам. В эту же группу были включены и часы.
Ряд авторов выделяет способ производства и отделки, как определяющий классификационный признак при классификации ювелирных товаров. На основе этого признака в группу ювелирных могут быть отнесены все изделия, производимые
с применением техники ювелирного дела (ювелирного литья, филиграни, гравировки, чернения, художественного эмалирования и т. д.), но отстоящие достаточно далеко от понятия «драгоценный». Примером могут служить столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, крайне популярные у потребителей в 70-80-х г.г., а также металлическая галантерея.
Другая распространенная классификация, известная еще в Древней Греции, в качестве определяющего классификационного признака принимает функциональное назначение и подразделяет все ювелирные изделия на три большие подгруппы:
— изделия для сервировки стола;
Однако в настоящее время древнегреческая классификация устарела, поскольку не охватывает всю номенклатуру изделий. Так, например, изделия для сервировки стола входят в данную классификацию, а подсвечники, люстры, бра, охотничьи ружья и ножи высокохудожественной отделки, очки в золотой оправе и многие другие изделия ювелирного исполнения оказываются за пределами классификации.
В общероссийском классификаторе продукции (ОКП), предназначенном для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, систематизация, сертификация продукции, статистический анализ, проведение маркетинговых исследований, используется своя классификация, удобная для названных целей.
В группе 96 «Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности» выделена подгруппа 96 4000 «Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты». Далее в соответствии с иерархической системой классификации вся продукция поделена на 8 разделов по сырьевому признаку:
96 4100 Изделия ювелирные из золота;
96 4200 Изделия ювелирные из платины и палладия;
96 4300 Изделия ювелирные из серебра;
96 4400 Галантерея ювелирная и металлическая;
96 4500 Изделия ювелирные из ювелирного неметаллического минерального и органического сырья (в т. ч. в сочетании с металлами);
96 4600 Футляры для ювелирных изделий;
96 4800 Камни природные, синтетические и выращенные, янтарь для ювелирной промышленности;
96 4900 Награды. Монеты.
Далее в каждом разделе осуществляется разделение по материалу вставки и назначению.
В ТН ВЭД выделен раздел XIV «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты». В раздел входит одна единственная группа 71, название которой полностью повторяет название раздела. Кроме того, имеется группа 96 «Разные готовые изделия», где в позиции 9601 попадают изделия из янтаря, кораллов, перламутра, сепиолита, гагата и некоторых других ювелирных материалов.
Группа 71 разделяется на 3 подгруппы:
— жемчуг природный или культивированный и драгоценные или полудрагоценные камни;
— драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами;
— ювелирные изделия, изделия золотых и серебряных дел мастеров и другие изделия.
В первой подгруппе выделены позиции
Во второй подгруппе выделены позиции:
В третьей подгруппе выделены позиции:
Внутри позиций применяются следующие классификационные признаки: степень обработки, назначение, проба (для сплавов).
Классификация ТН ВЭД удобна для регулирования внешнеторговых операций и начисления ввозной таможенной пошлины, но не удобна для использования в оптовых и розничных торговых предприятиях, а такде, например, при определении рыночной стоимости конкретного ювелирного изделия (или партии). Кроме того, классификация нуждается в некоторой переработке, связанной с тем, что на рынке ювелирных товаров появляются новые материалы, новые технологии и т. д. Например, не понятно, куда попали синтетические (выращенные в лаборатории) вставки, а также облагороженные природные минералы. Возможно, классификация составлялась раньше, чем такие изделия в большом количестве появились на рынке, поскольку ни в одну позицию ТН ВЭД они не попадают.
В сфере обращения, где всё имеющееся предложение рассматривается как товар (то есть объект купли-продажи), первым признаком классификации удобнее всего принимать степень переработки, поскольку правила совершения сделок с определенными товарными подгруппами различны. В соответствии с этим классификационным признаком ювелирные товары будут подразделяться на:
— стандартные слитки драгметаллов;
— ограненные ювелирные вставки;
Типовая торговая классификация ювелирных изделий.
Из торговой классификации видно, что по назначению ювелирные изделия разделяют на три основные группы: личные украшения, изделия для сервировки стола и украшения интерьера; монеты, медали, ордена, памятные знаки.
В свою очередь, личные украшения могут быть разделены на нательные и украшения для одежды. Нательные, в свою очередь, подразделяются по зонам носки на украшения для головы (серьги, диадемы), шеи и груди (бусы, колье, ожерелья, цепочки, подвески), рук и ног (кольца, браслеты). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки, модельноконструктивные особенности изделия и т. д. В конечном итоге, на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул).
К изделиям для сервировки стола относят столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, подносы, блюда различного назначения, судки для специй, салатницы, соусницы, подставки для яиц и др.
Украшения интерьера и изделия для сервировки стола