что относится к управленческой отчетности

Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры

Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Опытный финансовый аналитик, бизнес-консультант, на экспертном уровне владеющий МСФО, имеет диплом DipIFR, более 10 лет руководящей работы. Возглавляла финансовые подразделения компаний с миллиардным оборотом и штатной численностью более тысячи сотрудников. Успешно с нуля внедряла управленческий учет на базе «1С:Управление производственным предприятием», осуществляла трансляцию РСБУ – МСФО, финансовый контроль (P&L, AR и AP, cashflow), отвечала за бюджетирование и прогнозирование, за прохождение внутренних и внешних аудитов, предоставляла отчетность лично учредителям компаний, неся полную ответственной за реализацию финансовой стратегии. В 2017 году открыла частную практику. Занимается консалтингом малого и среднего бизнеса, написанием бизнес-планов, white paper, привлечением финансирования на российском и международном рынках.

Общие характеристики управленческой отчетности

Внутренним пользователям: топ-менеджменту, управляющему совету или собственнику регламентированная отчетность не интересна, так как составляется она поздно, без должной детализации и не отражает тех выводов, которые должен сделать для себя собственник после ее прочтения.

Управленческие отчеты служат целям внутренних пользователей – они всегда содержат актуальную информацию по необходимым областям учета и в необходимой детализации.

Характеристики управленческих отчетов:

Виды управленческой отчетности

Великое множество форм управленческих отчетов можно разделить на три категории, исходя из информации, которую они представляют:

Далее каждая категория может быть разделена еще на несколько подкатегорий.

Отчеты по финансовому результату:

Отчеты по денежным средствам:

В статье рассмотрим наиболее распространенные управленческие отчеты из перечисленных выше.

Отчеты по финансовому результату

Общий отчет по доходам и расходам

Это, пожалуй, лидер среди управленческих отчетов по частоте применения. Стандартный отчет по доходам и расходам делают многие финансисты, чаще всего в Excel.

Примерная форма его представлена в таблице 1.

Таблица 1. Примерная форма отчета о доходах и расходах (фрагмент)

Статьи доходов и расходовЯнварьФевральМарт
ДОХОДЫ
Выручка от операционнной деятельности
Прочие доходы
РАСХОДЫ
Себестоимость производства
Сырье и материалы
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
%
Расходы на продажу
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
Административные расходы
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
EBITDA
%
EBIT
%
Прочие расходы
Проценты к уплате
Налоги
Чистая прибыль
%

Из полезной дополнительной информации по нему могу добавить, что сформировать его можно не только вручную в Excel, но и напрямую из «1С», используя аналитики программы «Статьи доходов и расходов» и панель «Финансовый результат и контроллинг». Вам достаточно настроить справочник статей доходов и расходов, организовать внесение первичной информации в соответствии с этим справочником, и на выходе вы получите всегда актуальный, автоматизированный отчет без дополнительных усилий на подсчет и сведение данных.

Отчеты по структуре себестоимости

С этой группой отчетов уже интереснее, так как, обладая широким продуктовым портфелем, финансист и топ-менеджер должны понимать, что происходит на стадии формирования себестоимости по каждому производимому продукту, по каким продуктам маржинальность выше, по каким ниже и почему.

Для этого минимум, который должен соблюдаться при введении первичной документации – разделение ее на продукты, а при настройке закрытия – распределение общих статей затрат (аренды, амортизации, заработной платы и т.д.) пропорционально выбранной базе распределения. В общем, ничего нового в ведение бухгалтерии управленческий учет не привнесет. Механизм формирования себестоимости единицы произведенной продукции и так ведется аналогичным образом, весь вопрос в детализации единицы произведенной продукции. Например, если предприятие производит игрушки, то одна игрушка уже сейчас является единицей произведенной продукции и учет ведется по ней. Но если предприятие работает по договорам подряда, то учет нужно вести по каждому из договоров и дополнительных соглашений, а например, не по одному договору в целом. Тогда вы без проблем сможете отследить себестоимость и сделать анализ маржинальности производимой продукции.

Форма отчета по себестоимости может быть любой, удобной для конкретной отрасли, например такой, как в таблице 2.

Таблица 2. Форма отчета по себестоимости (фрагмент)

Статьи доходов и расходовПродукт 1Продукт 2Продукт 3
ДОХОДЫ
Выручка от операционнной деятельности
РАСХОДЫ
Сырье и материалы
Сырье 1
Сырье 2
Сырье 3
Сырье 4
ФОТ
Окладная часть
Премиальная часть
Социальные взносы
Аренда
Прочие расходы
Амортизация
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
%

Так же, как и отчет по доходам и расходам, отчеты по структуре себестоимости можно формировать из 1С. Самым простым по настройке является отчет «Валовая прибыль», стандартный отчет во многих программных решениях 1С. Детализировав его по статьям расходов, вы получите действенный инструмент анализа себестоимости, который еще и позволяет «проваливаться» вглубь расходов, детализировав их до Документа-регистратора.

Отчеты по отдельным разделам расходов

Такие отчеты используют реже, поэтому уделим им меньше внимания. Однако одним из них, отчетом по фонду оплаты труда, многие пользуются только исходя из распределения сотрудников по регламентированным отделам: производство, продажи, бухгалтерия и так далее.

Гораздо же интереснее и информативнее смотреть отчет по ФОТ исходя из управленческих подразделений (или ЦФО), особенно сравнивая его с выручкой по тому или иному ЦФО, например, такой, как в таблице 3.

Таблица 3. Отчет по ФОТ по ЦФО

Источник

Цели и этапы формирования управленческой отчётности

Большинство предпринимателей используют для получения актуальной информации о своем бизнесе собственные формы отчетности, разработанные специально для их фирм и зарегистрированные во внутренних локальных актах. Если речь идет об управленческой отчетности, закон это разрешает, чего нельзя сказать о, например, формах бухгалтерских отчетов.

Если ошибки будут допущены в финансовой или бухгалтерской отчетности, предприниматель будет наказан по закону, а неточная управленческая отчетность чревата только внутренними неприятностями. Однако, это не делает последствия менее нежелательными.

Цель управленческой отчетности

Сведения, отражаемые в документах как результат управленческого учета, должны нести предпринимателю актуальную и полезную информацию, необходимую для осуществления руководства организацией. Эти данные должны быть полными, достоверными, а главное, полученными вовремя, это обеспечит предпринимателя (собственника или директора) возможностью взвешенно принять необходимые решения «во всеоружии».

Актуальность получаемой информации не вызывает сомнений. Рассмотрим остальные важные требования к информации в отчетности подробнее.

Полнота управленческой отчетности

Сведения, полученные из управленческой отчетности, должны сформировать для руководства целостную картину всего бизнеса. Если в любой момент времени деятельность организации может быть адекватно проанализирована, это гарантированно дает возможность «держать руку на пульсе» в любой ситуации и вовремя предотвратить досадную ошибку или успеть воспользоваться выгодной ситуацией.

Чтобы проверить полноту получаемой управленческой информации, бизнесмену стоит поинтересоваться, насколько отражены в его формах для отчетов главные показатели, влияющие на эффективность предпринимательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отсутствие анализа одного или нескольких факторов в управленческой отчетности снижает ее полноту и может непредсказуемо отразиться на возможности принятия адекватных решений по руководству.

Достоверность управленческой информации

Если в управленческую отчетность закрались ошибки, неточности, для учета были выбраны не вполне адекватные методы, либо по вине халтурного отношения менеджеров, проводящих учет и составляющих требуемые документы, это может быть чревато серьезными осложнениями для бизнеса.

Любой бизнес обладает определенным запасом «прочности», поэтому недостоверность управленческой информации может какое-то время не оказывать серьезного влияния, внезапно обернувшись роковыми последствиями.

Случается, что в бизнесе все благополучно, но его владелец может осознать, что в какой-то мере перестал контролировать ситуацию. Он не знает, откуда берутся активы, какие у него обязательства перед кредиторами и чем они обеспечены, и если его управленцы оставят бизнес, что может случиться в любой момент, он может оказаться весьма в плачевном положении.

Возможна принципиально иная ситуация, когда вроде бы стабильно работавшее предприятие в одночасье «вылетает в трубу». Со стороны это можно объяснить просто неудачным стечением обстоятельств, но в бизнесе все процессы объективны

К СВЕДЕНИЮ! Необходимость срочного принятия экстренных решений для руководства бизнеса означает недостоверность получаемой в течение определенного времени управленческой отчетности.

Этапы формирования управленческой отчетности

Для того, чтобы создать или реформировать систему управленческой отчетности, предпринимателю можно рекомендовать следующие последовательные шаги.

Проведенная «диагностика» может стать толчком к доработке (или разработке с нуля) новых положений, форм управленческой отчетности, исключению неэффективных и неинформативных методов, уточнению сроков.

Полнота, достоверность и своевременность управленческой отчетности – непременный залог «здоровья» любого бизнеса.

Источник

Виды отчетности организации

Любая организация в процессе деятельности сталкивается с составлением отчетности. Заполнение большей части отчетов находится в компетенции бухгалтеров. В зависимости от содержания отчетов составлять их также могут финансисты, экономисты, менеджеры, кадровики, специалисты по охране труда и т.д.

Классификация

Отчетность можно объединить в группы:

В первую группу входит бухгалтерская (финансовая), налоговая, кадровая, управленческая, статистическая, оперативная отчетность.

Бухгалтерская отчетность

Согласно п. 4 ПБУ 4/99 этот вид представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее хозяйственной деятельности.

Из бухгалтерских отчетов можно узнать информацию о материальных запасах, имуществе, долгах, обязательствах, размерах расчетного счета, капитале, а также сведения о текущем финансовом состоянии. Операции, отраженные на синтетических счетах бухгалтерского учета, попадают в актив или пассив баланса. В составе бухгалтерской отчетности также присутствует отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, другие приложения к балансу. Состав отчетности зависит от категории экономического субъекта (ИП, субъект малого предпринимательства, НКО и т.п.).

Бухгалтерская отчетность достоверно отражает истинное положение дел на предприятии. Документацию анализируют банки перед выдачей кредитов, запрашивают акционеры, будущие учредители и инвесторы.

Налоговая отчетность

Включает в себя декларации, расчеты, справки. Компания сдает определенный пакет в зависимости от системы налогообложения и вида деятельности. Обычно декларации включают налоговую базу, ставку, сумму налога. Кроме основных показателей в налоговых отчетах могут быть представлены дополнительные сведения (льготы, расходы, доходы, численность и т.д.). К налоговой отчетности относятся некоторые отчеты по взносам (например, расчет по страховым взносам).

Кадровая отчетность

Сотрудники кадровой службы и бухгалтеры составляют кадровую отчетность. В ней фиксируют данные о работниках, кадровых перемещениях, квотах и т.п.

Кадровые отчеты направляют:

Большая часть отчетов по кадрам отправляется в органы статистики. Перечень форм можно уточнить на сайте Росстата.

Управленческая отчетность

Данный вид детализирует отдельные показатели бухгалтерской отчетности. Управленческие отчеты предназначены для внутреннего использования, не сдаются в контролирующие органы. Руководители принимают решения на основании показателей управленческих отчетов. Из управленческой документации можно узнать рентабельность или себестоимость единицы продукции, увидеть убыточные направления деятельности, принять решение об их закрытии. Благодаря аналитическим отчетам становится понятно, какой отдел приносит максимальную прибыль, какие клиенты делают заказы регулярно, за счет каких резервов можно снизить расходы компании или отдельного подразделения. В управленческой отчетности помимо цифр видны причины появления или изменения конкретных показателей деятельности.

Отчеты управленческого характера чаще всего ведут в таблицах Excel. Иногда за основу берут типовую форму, утвержденную законодательством.

Отчетность в органы статистики

Статистические отчеты содержат показатели в денежном и натуральном выражении. Отчитываться в Росстат — обязанность организаций, закрепленная на законодательном уровне. На основании статистических отчетов формируется сводная информация о социальном и экономическом положении в стране, отдельных регионах или отраслях. Данные для статистики организации чаще всего берут из бухгалтерской и/или управленческой отчетности.

Малые предприятия в ряде случаев сдают минимальный набор статистических отчетов (от одной формы в год). Крупные организации могут сдавать от пяти и более форм в квартал. В частности, компании заполняют формы по основным средствам, по численности, зарплате, по инвестициям, о затратах на производство, о финансовом состоянии, о количестве реализованной продукции, о грузоперевозках и т.д.

Оперативная отчетность

Текущий контроль хозяйственных операций в момент их совершения и сразу же после их завершения помогает осуществлять оперативная отчетность. В отчеты включают информацию о выполнении планов поставки, соблюде­нии договорных условий, финансовом положении организации. Для оперативного контроля используют данные аналитического учета.

Отчетность по назначению

Может быть составлена как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Поэтому условно отчетность делится на внутреннюю и внешнюю.

Первый вид используется для работы и контроля процессов внутри предприятия. Например, оперативную отчетность можно отнести к внутренней. Цель внутренних отчетов — обеспечить управленческий персонал необходимой информацией.

Налоговая и бухгалтерская отчетность считается внешней. Цель таких отчетов — информирование внешних пользователей (инвесторов, ФНС, банков) о характере деятельности, имущественном положении, прибыли организации. Некоторые организации обязаны публиковать отчетность (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отчетность по срокам представления

У каждой отчетности существуют сроки составления и представления. Сроки внутренних отчетов устанавливают руководители организации, а сроки внешних регламентированы законодательством.

Бухгалтерская отчетность может быть промежуточной и годовой. Промежуточные отчеты формируются за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев.

В ФНС организации сдают только годовую бухгалтерскую отчетность (если иное не предусмотрено законом).

Промежуточный баланс и отчет о финансовых результатах нередко запрашивают банки, учредители и инвесторы. Промежуточные отчеты помогают оценить текущее положение дел на фирме.

Отчетность для внутреннего пользования может быть ежедневной, недельной, месячной, квартальной, полугодовой.

Отчетность по степени обобщения данных

Здесь можно выделить два вида: первичная и консолидированная.

Первичная отчетность составляется по данным текущего уче­та организации.

Консолидированная отчетность объединяет показатели двух и более юридически самостоятельных орга­низаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

Отчетность по способу представления

Отчетность можно сдавать в бумажном и электронном виде. Бумажные отчеты можно отнести лично или отправить почтой.

Если говорить о налоговой отчетности и отчетности по взносам, то способ представления зависит от численности и объекта налогообложения. Например, декларацию по НДС все налогоплательщики сдают исключительно в электронном формате. А вот отчет 4-ФСС разрешено сдавать на бумаге, если численность работников не выходит за рамки 25 человек.

Правила представления внутренней отчетности закрепляются внутренними нормативными документами. Многие организации применяют электронный документооборот для работы не только с контролирующими органами, но и для обмена документами внутри компании. Если внутренний ЭДО не используется, отчеты могут быть представлены на бумаге или вестись, например, в гугл-таблицах.

Как упростить процесс оформления и отправки отчетности

Чтобы соблюдать законодательство, можно прописать схему документооборота в организации. В документ можно включить порядок, сроки сдачи обязательной и внутренней отчетности.

Налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность проще всего заполнять и отправлять через сервис Контур.Экстерн. Здесь вы найдете все актуальные формы и сможете заполнить их непосредственно в системе. Если при заполнении будет допущена арифметическая ошибка, Экстерн предупредит об этом. Заполненную отчетность можно отправить в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, Росприроднадзор и даже в Центральный банк РФ. Отправка и получение отчетов подтверждается квитанциями и протоколами приема.

Источник

Управленческий отчет: вид, форма и порядок составления

Управленческий отчет нужен для собственников и топ-менеджеров, иногда может быть интересен и для внешних инвесторов. Он дает представление о реальных финансовых результатах компании. Основываясь на его данных, руководители принимают решения о стратегии дальнейшего развития фирмы.

Вид управленческой отчетности не регламентируется: поскольку цели и задачи компаний отличаются, то и форму отчетов выбирают в соответствии с ними. Чаще всего их составляют на основе стандартных финансовых форм, убирая или заменяя отдельные пункты, в зависимости от потребностей пользователей отчетности.

В этой статье разбираем, зачем нужна управленческая отчетность и основные виды отчетов, используемые для нее:

Проблемы, которые помогает диагностировать и вовремя решить управленческий учет

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Ольга Целуйко, экономист, налоговый консультант, владелец и руководитель Alexa Consulting, автор Telegram-канала о налогах.

Управленческие отчеты предназначены, как правило, для владельцев и руководителей предприятия. На основе таких отчетов принимаются управленческие решения. Одним из важнейших показателей эффективной работы предприятия является прирост собственного капитала. Именно в этом показателе владелец обычно видит смысл заниматься бизнесом вместо альтернативного (безрискового) вложения денег.

На основе анализа управленческой отчетности можно своевременно выявить и оперативно определить пути решения таких проблем:

Виды управленческих отчетов

Для управленческих целей можно взять за основу многие финансовые отчеты:

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Однако на практике чаще всего применяют всего несколько из них: управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Об использовании этих отчетов в финансовой отчетности рассказывала Наталья Остапюк, тьютор Финансовой Академии Актив. А здесь сделаем акцент на их применении в управленческом учете.

Отчет о доходах и расходах

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Его еще называю отчет о прибылях и убытках — ОПУ. С помощью ОПУ анализируют результаты работы фирмы и эффективность применяемой бизнес-модели. В него включают показатели, на основе которых оценивают прибыльность компании. Это может быть валовый, операционный или маржинальный доход, показатели EBITDA или EBIT, чистая прибыль.

Итоговый управленческий отчет создают на основе первоначального планового финансового отчета. При этом анализируют разницу между запланированными и полученными результатами. А во время представления результатов объясняют руководителю, по каким причинам возникли расхождения и что делать, чтобы оптимизировать работу в будущем.

С помощью ОПУ можно:

ОПУ необходимо периодически корректировать в зависимости от запланированных платежей.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС)

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Отчет показывает, какие поступления и расход средств планировали и что получили по факту.

Состоит из трех групп данных, собранных по видам денежных потоков:

После план-фактного анализа ОДДС можно:

Управленческий баланс

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Управленческий баланс составляют после ОПУ и ОДДС на их основе. В нем показывают кредиторскую и дебиторскую задолженность, величину налоговых отчислений, степень незавершенного производства.

С помощью управленческого баланса можно:

Три перечисленных отчета раскрывают финансовые показатели с разных сторон и дополняют друг друга, поэтому их составляют в комплексе.

Отчет о финансовых результатах

Он строится по форме № 2 и в показывает реальные доходы и расходы компании. Для управленческих целей какие-то строки можно убрать или объединить, а другие расписать более подробно.

На основе анализа отчета можно принимать решение об отказе от производства нерентабельных товаров и сокращении продуктовой линейки, или об изменении цен на продукцию.

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Ольга Целуйко, экономист, налоговый консультант, владелец и руководитель Alexa Consulting, автор Telegram-канала о налогах.

Приведу пример годового финансового управленческого отчета, построенного на базе стандартных финансовых отчетов предприятия по формам № 1 и № 2.

что относится к управленческой отчетности. Смотреть фото что относится к управленческой отчетности. Смотреть картинку что относится к управленческой отчетности. Картинка про что относится к управленческой отчетности. Фото что относится к управленческой отчетности

Балансовые статьи в таком отчете надо располагать так, чтобы в результате видеть размер собственного капитала. Величину финансового результата, которая показывает, за счет чего компания получает прибыль или убыток, показывают в отчете по форме № 2.

То есть такая форма помогает сформировать отчет с акцентом на ключевой для собственников финансовый показатель — изменение размера собственного капитала.

Итоги

Теперь у вас есть пример форм, по которым можно создавать управленческие отчеты.

Еще раз напомним, что здесь показаны не единственно возможные варианты. Комплект документов, применяемый для управленческого учета может изменяться. Его состав зависит от требований собственников, задач бизнеса и уровня финансового контроля в компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *