что относится к устному народному творчеству 2 класс
Читайлики.ru Электронная библиотека для детей
меню сайта
регистрация
детская книга
полезные сайты
Фольклор
Устное народное творчество
В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые во 2 классе.
Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.
Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.
Жанры фольклора
Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.
Урок по теме «Русское народное творчество» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: « Русское устное народное творчество»
-познакомить об-ся с устным народным творчеством,
— учить прогнозировать содержание раздела,
— развивать память, внимание;
-прививать интерес к чтению.
-уметь прогнозировать содержание раздела. Планировать свою работу на уроке.
Оборудование: учебник, презентация,
I. Организационный момент.
-Что необычного вы заметили в начале нашего урока?
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло)
Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…
II. Вступительная беседа.
Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.
Давайте вместе прочтем название лепестков.
— Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)
— Что вы знаете об УНТ)
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
Как можно одним словом назвать все эти произведения ? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.
— Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.
Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.
Обговаривание правил совместной деятельности:
А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.
Стр.14 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)
-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?
— Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
— Кто является их автором?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
— Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд
Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
1.Самая знаменитая колыбельная песенка…
Урок по внеклассному чтению во 2-м классе на тему: «Устное народное творчество»
Метод: комбинированный (словарно-наглядно-практический).
Наглядность: плакат, таблички, выставка книг, костюмы для постановки сказки.
Оборудование: экран, видео и аудио кассеты, баян.
ТСО: телевизор, компьютеры, проектор, видео- и аудиомагнитофоны
I. Вступление
– Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков.
II. Новый материал урока
– Мы сегодня на уроке познакомимся с “Устным народным творчеством” с “ Детским фольклором”.
ФОЛЬКЛОР – народное творчество.
ТВОРЧЕСТВО – сочиняют, придумывают.
– Познакомимся мы с вами с небылицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками. К нам на урок пришёл один из героев сказки, это скоморох. Давайте послушаем, что хочет сказать нам скоморох.
Слушайте, честной народ,
Базар-ярмарка идёт!
Здесь найдёте что хотите,
Набегайте! Подходите!
Веселись, честной народ,
Базар-ярмарка идёт.
– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)
– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)
– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?
– Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране детского фольклора. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать.
1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.Посмотрите все внимательно на экран.
– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле?
– Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
– А теперь давайте послушаем Лилию, она прочитает нам наизусть эту небылицу.
– А вот еще одна небылица, что здесь необычного заметили? (наизусть читает. )
– Вам понравились небылицы?
– А для чего нужны небылицы?
Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.
2. Русские народные песни – в детских песнях живут и действуют обыкновенные герои, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки. Песни знают в каждой семье. Мы слышим их от старших.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам песни русские.
Просмотр мультфильма “Два веселых гуся”.
– Вам понравился мультфильм? Ребята, как вы думаете, почему бабушка плакала, когда потерялись гуси?
Вывод: в этой песне мы можем увидеть любовь человека к домашним животным. Поэтичны и красивы наши песни народные. Есть у нас задушевные, нежные. Есть веселые, шуточные.
Разучивание р.н. песни “Во поле береза стояла”.
3. Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам прибаутки. Посмотрите на экран, не знакома ли вам эта прибаутка? Как она называется?
Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”, прибаутки “Петушок золотой гребешок”.
– А эта прибаутка о ком?
– Что мы узнали из неё?
– Вам понравились прибаутки?
– Для чего сочиняли прибаутки?
Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.
4. Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам потешки.
– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
– Вам понравились потешки?
– А какая больше?
Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.
5. Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам скороговорки.
– Произнесите и с лёта несколько раз повторите: ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ.
– Ну что получилось? Не тут то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.
Вывод: Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.
– Как разучить скороговорку.
– Помогите разобраться, где коса, где косой, кто из них косит, а кто косит?
6. Сказки – сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам сказки русские.
– Вы любите сказки? Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.
– Ребята послушайте сейчас отрывок из сказки, и скажите, что это за сказка?
Четырём ученикам даётся индивидуальное задание. На четырёх компьютерах размещены иллюстрации к разным русским народным сказкам, отрывки из сказок. Дети должны вспомнить эти сказки.
Прослушивание отрывка из сказки “Курочка ряба” с магнитофонной записи.
– А теперь давайте посмотрим эту сказку в постановке наших учащихся.
– Вам понравилась эта сказка? Чему она нас учит?
Проверка учащихся работавших индивидуально за компьютерами.
Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.
III. Обобщение
– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.
– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.
IV. Домашнее задание
– К следующему уроку подготовить одно произведений из наиболее понравившихся разделов устного народного творчества.
Урок на тему «Жанры устного народного творчества» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Урок внеклассного литературного чтения
Тема: Жанры устного народного творчества
Учитель начальных классов
Тема: Жанры устного народного творчества
Цель: 1. Познакомить с разными жанрами устного народного творчества с помощью помощников устной речи (интонация, голос, жест, мимика, взгляд)
2. Показать, как жизнь человека отражается в произведениях УНТ.
3. Развивать речь, память, внимание, творческую фантазию, стимуляцию театрально – пластического творчества, обогащать словарный запас.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание темы, объяснять смысл пословиц, читать с выражением опираясь на ритм произведения, соотносить пословицы с содержанием рассказа и жизненным опытом, придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей; составлять и анализировать загадки; рассказывать сказку по ролям; контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Оборудование: мультимедио, иллюстрации героев сказок, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, трещетка, костюмы героев сказки, русские костюмы.
Открытие новых знаний.
— Урок внеклассного чтения.
— О мы будем делать сегодня на уроке? (Общаться)
— Посмотрите, что это? (Выставка книг)
— Прочитайте, какие произведения представлены на выставке?
— Какая общая тема объединяет этипроизведения?
— Значит, о чем мы сегодня буднем говорить? (Это произведения УНТ). Слайд 1.
— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в страну устного народного творчества. Эта страна очень большая, но мы побываем только в некоторых ее городах и поработаем над жанрами УНТ, проследим, как жизнь человека отражается в этих произведениях?
2. Проблемный вопрос.
— Я ставлю перед вами проблему. Сегодня вы сами должны открыть новые знания и сделать соответствующие выводы?
-На партах у каждого из вас даны карточки с цифрами. Это не случайно, потому что в конце урока вы должны сами оценить свои достижения.
3. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
— Ребята, а как вы понимаете, устное народное творчество? (Устно – из уст в уста, народное – автор народ, творчество – от слова «творить», т.е. создавать, создано в результате труда) Слайд 2.
Произведения УНТ родились и сначала жили в устной форме, т. е. их рассказывали, слушали, запоминали и передавали другим устно, иногда что – то изменяя, добавляя или же что – то сокращая.
С появлением письменности многие произведения УНТ были записаны и напечатаны в сборниках, книгах, учебниках.
— А на чем мы с вами отправимся в путешествие?
— Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Летит птица небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)
— Итак в путь. Посмотрите город, где мы сделаем остановку. г. Пословиц.
2. Путешествие по станциям.
Остановка. Город Пословиц.
— Что такое пословица?(Слайд 3)
Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских костюмах.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте — не в обиде.
Учитель: Что это? (пословица)
— Как вы понимаете эту пословицу? ( Пусть мало места будет, тесно, но зато всем весело, радостно и не обидно)
«Один в поле не воин»
«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
« Не спеши языком, торопись делом»
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Один за всех и все за одного»
б) Работа с пословицами. Проверка домашнего задания
— Вам было задано домашнее задание тетрализовать т.е. разыграть любую пословицу.
1. Басня А.И. Крылова «Зеркало и обезьяна» (инсценировка)
— Какую народную пословицу можно отнести к этой басне.
(Других не суди на себя погляди)
Понтамимо. (ножницы, ткань, кукла – «Семь раз примерь, один раз отрежь» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»)
Рассказ. «Один ум хорошо – два лучше»
Пословицы и поговорки охватывают самые разные стороны жизни человека, природы и общества. Здесь нет лишних слов. Язык всегда точен и выразителен. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя употребить в своей речи, чтобы точно выразить свою мысль – большое дело. Всему этому надо учиться. Мы прощаемся с г. Пословиц. А наше путешествие продолжается.
Остановка. Город Небылица.
— Что такое небылица? (Это то, чего не было на самом деле, вымысел).
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
Послушайте шутливые диалоги. Правильную ли интонацию выбрали ребята?
Вы, послушайте, ребята, небылицу расскажу.
1. Кафтан прожег.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
(1 – вопросительная, 2 – спокойная)
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
( 1 –строгая интонация, 2 – гордо, с тревогой)
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти
(1 – ласковая, спокойная, 2 – ирония, с усмешкой)
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно!
-Серый волк в густом лесу встретил рыжую лесу.
— Ничего идут дела. Голова еще цела.
— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
— Сыт ли, милый куманек?
(1 – спокойно, сердито,2 – хитро, лукаво)
— Послушайте этот диалог. Читает учитель «Жил – был Забыл» Луговой.
— Сколько действующих лиц? (2 )
— Какое слово постоянно повторяется? (Забыл)
— Как вы думаете, как надо прочитать 1 строчку и все вопросы? (строгая интонация)
— А как нужно прочитать слово Забыл? ( плаксливая интонация в конце диалога «забывчивая», громко герой плачет)
— Давайте с вами поиграем в диалог –
— Я читаю, вы отвечаете хором.
— Один читает, другой отвечает, строгая и плаксливая интонация сохраняется.
— Чтение хором по рядам (Жесты пожимание плечами)
— Выбираем «забывчивого» героя, вопросы задаем попеременно.
Мы прощаемся с г. Небылиц. Наш самолет отправляется.
Игра «Волшебный мяч»
Восклицательная интонация. Весело, громко с выражением радости на лице (Здравствуйте!). (Рады встрече)
Вопросительная интонация с выражением удивления на лице (До свидания…). Н/р ваша беседа прерывается и с вами прощаются, а вы очень удивлены.
Интонация недовольства (Привет)
Произнесите со страхом, испугом (Неужели…)
Убедительная интонация (Я говорю от всей души, искренне)
Вам преподнесли на день рождения красивый подарок, вы просто этого не ожидали, выразите удовольствие(Большое спасибо…)
Вы у моря, вас окружают красивые окрестности, вы очень рады, что попали в эти места, так выразите свою радость (Я так рада…)
Ласково. Погладьте маленького, совсем беспомощного щеночка. (Какой маленький, пушистенький…)
Следующая остановка г. Загадкино.
Остановка. Город Загадкино.
— Существуют разнообразные формы загадок, мы попробуем отгадать некоторые из них.
Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась и случилась так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте!
а) Составьте загадку.
Белый растаял камушек
Следы оставил на доске
Н/р: Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел)
б) Загадки – трафаретки.
Смысл этих загадок в том, что в словах – отгадках надо написать недостающие буквы.
— Слог ос уже дан в отгадке.
— На этой осе в октябре позолота. (ОСИНА)
— Это на солнце худеет и тает (СОСУЛЬКА)
— Этот рак из сатина сшит (РУБАШКА)
— Этот рак на луну летит (РАКЕТА)
в) Соотнесите отгадку к загадке.
Остановка г. Сказкино.
— Что такое сказка? ( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше сказки передавались из уст в уста.)
— Все вы любите сказки. Сказки люди сочиняли с давних времен. Тогда люди многого не знали, не умели объяснить явления природы, часто встречались в своей жизни со злом, несправедливостью. Но человек всегда верил в лучшее. Свои мечты о лучшей жизни люди воплотили в сказках.
— Какие бывают сказки по содержанию? (Волшебные, бытовые, о животных).
— А что всегда присутствует в сказке? (В сказке есть зачин, присказка, концовка.) Слайд.
— Дорогие гости не хотите ли сказочку послушать?
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко.
Не простое — золотое.
Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук в дверь.)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись).
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду.
Я сибирских соболей
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет уж, если мы богаты,
Я вам построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты.
И беседки по углам
Баба: Наказанье с глупым мужем
Что ты старый, не блажи
Мы тут живём других не хуже
И ни к чему нам этажи!
А за эти вот беседки
Обсмеют тебя соседки.
Дед: И пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох не мил мне белый свет
Дед: Я тут хозяин или нет!?
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось
Всё ж куда то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
И от чудес одна беда
Будем жить, как жили прежде
И работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Отворяй старуха дверь
Что же нам прятаться теперь!
— А это какая сказка, что здесь волшебного?
— Чему учит эта сказка?
Итог: В каждой сказке есть много выдумки, неправды, но за всем этим кроются жизненные наблюдения неизвестных авторов из народа. Не случайно во многих сказках встречаются такие концовки «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Остановка. Город Частушкино.