что символизирует олень в ганнибале
Рогатый бог
Почему сериал «Ганнибал» не только фуди-триллер, но и мифологический коктейль
Черный силуэт антропоморфного существа, чудовищно худого, высокого и костлявого, венчает пара ветвистых оленьих рогов. Человек-олень, Man-Stag, переходит из кошмара в кошмар, из сновидения в сновидение, прочно поселившись в подсознании бывшего агента ФБР Уилла Грэма. Лицо его холодно и безжизненно, лишено каких-либо эмоций. Только когда пуля из ружья Уилла ранит странное создание, застывшая маска сменяется гримасой ярости, но это редкий случай. Обычно человек-олень еще более бесстрастен, чем его прототип в повседневном мире — доктор Ганнибал Лектер. Как и реальный Лектер, его рогатое альтер эго невозмутимо взирает сквозь отверстие в крыше на подобие людского глаза, сложенное из человеческих тел, спокойно сидит в зале суда, безмятежно наблюдает за своим возможным убийцей и его перерождением.
Откуда в сериале NBC про психиатра-каннибала, весьма вольно основанном на романах Томаса Харриса, взялась эта рогатая фигура, словно отлитая из темного металла? Возможно, со стенок кельтского котла из Гундеструпа, где изображен восседающий среди зверей бог Цернунн (Кернунн) — человек-олень приходится ему если не близнецом, то близким родственником. И уж точно не обошлось без мифов индейцев-алгонкинов, чего не скрывают сами создатели сериала «Ганнибал». «Встречайте нашего вендиго», — написал сценарист и продюсер «Ганнибала» Брайан Фуллер в соответствующем твите.
Образ человека-оленя, созданный в сериале Фуллера, очень близок к описанию духа-людоеда, которое дает писатель и этнолог из народа оджибве Бэзил Джонсон: «Вендиго был исхудавшим до полного истощения, с высохшей кожей, туго обтягивавшей кости. Из-за выпиравших костей, кожи, цветом напоминавшей пепел смерти, и глубоко посаженных впалых глаз вендиго выглядел как костлявый скелет, свежеоткопанный из могилы». Добавьте к этому ветвистые рога — и получите человека-оленя из видений Уилла. Также Джонсон отмечал, что вендиго источает странный аромат разложения и смерти. Тема разложения и увядания часто сопровождает Лектера (в исполнении Мадса Миккельсена) — как в грезах его пациента и жертвы Уилла Грэма (Хью Дэнси), так и наяву. В одной из сцен Уилл сидит напротив Ганнибала-вендиго в конце длинного стола, ломящегося от всевозможных яств. Но все роскошные блюда тронуты печатью смерти и разложения, сквозь яркие краски растений проглядывают черепа.
Ганнибала Лектера многое объединяет с мифами о вендиго. Прежде всего, каннибализм как главная черта демонического получеловека-полузверя и причина превращения человека в вендиго. Отсюда даже происходит спорный термин «вендиго-психоз», обозначающий вид психического расстройства, при котором больной стремится отведать человеческой плоти и одновременно страшится собственного превращения в каннибала (такие случаи якобы были зафиксированы среди индейцев, говорящих на языке алгонкинов). В любом случае легенда о вендиго служила символом важного табу на каннибализм, которое Лектер нарушил, тем самым превратившись в вендиго. Правда, согласно книгам Харриса, путь Ганнибала к превращению в серийного убийцу начался с акта каннибализма, совершенного не им самим — он был только свидетелем, но увиденное в детстве навсегда травмировало его сознание.
Образы «Ганнибала» едва ли можно воспринимать всерьез — такого барочного излишества они полны, настолько абсурдны могут быть в своей гротескной жестокости.
Звериная сущность есть и у Уилла Грэма. Это дух-олень с холкой из вороньих перьев, само подсознание Уилла — когда мозг Уилла охватывает огонь болезни, он видит, как пламя пожирает оленя. Этот образ связывает Уилла и с миром маньяка Хоббса, страстного охотника на оленей. Тот по-своему был близок к природе — как индеец-охотник, он «чтил» останки своих жертв и употреблял их полностью, даже волосы используя, чтобы набить подушки в гостиной. Ганнибал-вендиго ведет себя иначе. Будучи своего рода демоном-людоедом, он воспринимает жертв как существ низшего порядка, «как свиней», по словам Уилла. В большинстве своем люди могут забавлять его, но не более того. Настоящий интерес у Ганнибала вызывает Уилл Грэм, потому что он способен стать таким же вендиго. В одном из кошмаров Уилл видит это превращение оленя в получеловека-полузверя, за которым наблюдает бесстрастный Ганнибал-вендиго.
Статуэтка оленя, похожая на духа из видений Уилла, стоит в кабинете Ганнибала Лектера и регулярно появляется в кадре. Но эта живая, необузданная и свободная часть подсознания Ганнибала давно отделена от превратившегося в чудовище вендиго. Она застыла в бронзе, скованная холодным металлом. Перед нами уже не дух-олень, как в случае Уилла, а безжизненное орудие убийства — им статуэтка и становится в одном из эпизодов.
Интерьер резиденции Ганнибала Лектера заслуживает отдельного внимания. По словам создателей сериала, Ганнибал «создает для себя внутреннее чистилище, где воссоздается природа». Вендиго, какие бы разрушительные силы он ни воплощал, неразрывно связан с природой и окружает себя соответствующей обстановкой. Стены столовой Лектера отделаны деревом цвета ночного неба, одна из стен покрыта полками с живыми растениями и мхами, над камином красуются огромные буйволиные рога. Но эта природа мертвенна и безжизненна, как и хозяин жилища, изощренный садист и эпикуреец. Поэтому с деревом соседствует холодная сталь операционной (или скотобойни). В отличие от Лектера, Уилл Грэм ощущает потребность в постоянном контакте с настоящей, живой природой и живет отшельником со стаей собак в уединенном доме среди лесов, вдали от других людей.
Мифам и демонологии в мире «Ганнибала» в целом уделено куда больше места, чем религии. О священной роли животных говорится неоднократно: от фразы Ганнибала о том, что язычники почитали лошадь, до образа человека-оборотня, не просто стремящегося подражать зверю, но желающего слиться с ним воедино. По-своему обыгрывается древнегреческий миф о царе Ликаоне, наказанном за попытку угостить Зевса человечиной и тем самым испытать его всеведение. Ганнибал не только втайне кормит ничего не подозревающих гостей людской плотью, превращая их в невольных каннибалов, но и вполне способен скормить человеку часть его собственного тела, нарушая тем самым все возможные табу. А вот христианства как такового здесь практически нет, если не считать одержимости ангелами, присущей одному из маньяков в первом сезоне сериала, и собственно образа Ганнибала, о котором маньяк Абель Гидеон (Эдди Иззард) говорит: «Он дьявол, мистер Грэм, он дым. » Ускользая от любых улик и обвинений, виртуозно терзая людей и превращая их в пешки сложного гамбита, Лектер действительно выглядит в сериале своеобразным «князем мира сего», демоном-искусителем. Брайан Фуллер подчеркивает, что Мадс Миккельсен, на игре которого во многом держится весь сериал, стремится создать принципиально новый образ Лектера, не похожий на роли Брайана Кокса и Энтони Хопкинса. Его герой — не столько каннибал-психиатр, сколько Сатана, по-своему привязанный к человечеству, но точно не принадлежащий к числу простых смертных.
Он то отнимает жизнь, то спасает ее; в одном случае вопрос жизни и смерти решается просто жребием.
Отсутствие традиционной религии в сериале восполняется почти религиозной значимостью психиатрии и искусства — в том числе утонченного кулинарного мастерства Ганнибала как одной из его форм (хорошим подтверждением служит замечательный кулинарный блог сериала). Едва ли не треть значимых персонажей «Ганнибала» — психиатры: доктор Лектер, его личный психотерапевт Беделия дю Морье (Джиллиан Андерсон), Алана Блум (Каролин Даверна), Фредрик Чилтон (Рауль Эспарца). Маньяки же представлены как художники, одержимые определенной идеей творцы, использующие человеческие тела как материал для создания своих произведений. Образы «Ганнибала» едва ли можно воспринимать всерьез — такого барочного излишества они полны, настолько абсурдны могут быть в своей гротескной жестокости. Достаточно вспомнить прямую отсылку к современному искусству: разделенное на тонкие слои замороженное тело в стеклянных витринах, копирующее инсталляцию Дэмиена Хёрста «Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything». При этом в большинстве случаев трудно понять, откуда авторы чудовищных инсталляций располагают техническими средствами и временем для их установки в нужном месте. Но для создателей этой мрачной, подчеркнуто театральной сказки, полной аллегорий, символов и условностей, такие детали явно не имеют никакого значения.
Структура «Ганнибала» чем-то напоминает сериал «Секретные материалы». Здесь тоже есть основная сюжетная линия и череда «монстров дня», героев одной серии. В центре повествования находятся отношения Ганнибала и Уилла, включающие в свое сложное переплетение несколько других важных персонажей. Их противостояние раскрывается на фоне галереи безумных фриков, которые не столько обладают собственными детальными историями, сколько служат аллегориями и символическими намеками на происходящее с Уиллом. И в этой галерее тема связи с природой возникает неоднократно: тут вам и человек — живые соты для меда, и человек — база для колонии грибов, и человек — часть цветущего дерева, и человек, зашитый в брюхо кобылы.
Один из многочисленных маньяков-художников, появляющихся в сериале, пытается взглянуть на небеса и находящегося там Бога через творение своих рук. Но вместо этого его инсталляцию видит Ганнибал Лектер. Поедая зажаренную птичку, Лектер упоминает о французской традиции, предписывающей накрывать голову и кушанье салфеткой, чтобы скрыть происходящее от Божьих глаз, — но сам не скрывается ни от чьих глаз. Он заявляет Уиллу, что не поклоняется никакому определенному божеству и даже не помышляет о нем, но признает свои свершения ничтожными по сравнению с могуществом Бога. Как показывает поведение Лектера, в мире «Ганнибала» он является если не божеством, то могущественным и злым духом. При этом Ганнибал говорит об индуистском божестве Шиве как одновременно разрушающем и созидающем и сам периодически действует так же. Он то отнимает жизнь, то спасает ее; в одном случае вопрос жизни и смерти решается просто жребием.
Уилл Грэм со своей фантастической эмпатией, позволяющей ему переживать опыт убийц, выступает в роли шамана, путешествующего в мир духов. По неосторожности он оказывается слишком близко от могущественного вендиго. Попытка открытой конфронтации грозит заведомым поражением, и Уилл в лучших мифологических традициях понимает, что единственный способ победить могущественного духа — обмануть его, усыпив его бдительность и войдя к нему в доверие, заставить джинна самостоятельно залезть в бутылку. Другое дело, что в процессе Уилл рискует утратить собственную человеческую сущность и переродиться, став таким же вендиго.
Какова дружба на вкус? Обзор сериала «Ганнибал»
Запеченное в глине, с ароматным шафраном, бедро человека. Омлет Сакромонте с печенью и сладковатой поджелудочной железой. Пестрое сашими из особым образом приготовленного языка, сервированное на элегантном дорогом фарфоре.
Вот какие блюда подает своим гостям Ганнибал Лектер. И попробовать хочется все.
Космический замысел
Прямо скажем, «Ганнибал» — сериал не для всех. Во время показа первого сезона в интернете бродила шутка «говорили, что сериал про маньяка и каннибализм, а оказалось — про геев», и она в полной мере демонстрирует, что сериал совсем не для всех. Даже удивительно, что он продержался целых три сезона: здесь очень медленное, тягучее повествование, на редкость метафоричная и необычная манера вести рассказ, долгие сюрреалистичные кадры. Да и сам рассказ, признаться, странный, шизофренический, больной, извращенный.
Это вовсе не детектив, как послужившие первоисточником книги Томаса Харриса и фильмы, снятые по ним. Детективом он лишь притворяется первые полтора сезона, равно как и сам Ганнибал Лектер создает впечатление обычного законопослушного эстета-аристократа.
В центре композиции — две персоны: сотрудник ФБР Уилл Грэм, обладающий уникальной способностью вживаться в шкуры маньяков, и Ганнибал Лектер — пока еще действующий психиатр, обожающий устраивать званные ужины и уделяющий феноменальное внимание еде.
Одну-единственную мысль из «Красного дракона» Харриса создатели сериала разворачивают на три сезона. Маньяк Лектер и агент Грэм на самом деле похожи. А поскольку манипулятора Ганнибала тянет исключительно к тем людям, кто способен противиться ему и, более того, управлять им, между ними быстро возникает болезненная связь.
Гомосексуальной эту связь назвать сложно — никакого плотского влечения между Уиллом и Ганнибалом нет. Платоническая любовь тоже не подходит — во вселенной, которую создает себе Ганнибал, нет такого понятия. Ближайший аналог из нашего мира — дружба. Дьявольски больная, извращенная, но всамделишная и плодотворная.
Ганнибал называет Уилла агнцем божьим, очевидно обозначая себя как дьявола. Но, в сущности, оба они — поистине космические существа, которые разрывают реальность, кромсают ее на куски и создают из лоскутков новую, свою, вселенную.
Ганнибал — не психопат, его действия исключительно рациональны и осмыслены. Он не социопат — он умеет чувствовать и сопереживать, прекрасно отдает себе отчет о нравственности тех или иных поступков. В сущности, и маньяком его назвать сложно: нет привязанности к убийствам, словно у какого-нибудь Декстера, нет полоумного желания пустить кому-то кровь. Все ради интереса.
Психотип Лектера остается за гранью понимания обычного человека — ни в одно клише он не ложится. И под его пагубным (или наоборот?) воздействием и сам Уилл переживает удивительные метаморфозы сознания. Именно становление Уилла мы наблюдаем на протяжении трех сезонов.
Тем интереснее, что заканчивается третий сезон историей про Красного Дракона, с которой началась книжная тетралогия. Одержимый Красным Драконом психопат болезненно изменяется, превращаясь в мифическое существо, и изменяет всех вокруг. Но все это — безвкусная фальшь. На самом деле именно Уилл меняется, агнец божий отращивает клыки и когтистые крылья, а Красный Дракон — лишь бутафория, жалкая пародия на сверхсущество, созданная для того, чтобы подчеркнуть величие Ганнибала Лектера и Уилла Грэма.
Земной замысел
«Бог любит убивать», — справедливо замечает Ганнибал, ведь намедни тот обрушил крышу церкви прямо на восхваляющих его прихожан. «Убивая, я приближаюсь к Богу» — так мыслит Ганнибал. Совершенно искренне он представляет себя богоподобным существом высшего порядка, имеющим полное право убивать. И именно таким он хочет сделать Уилла, чтобы затем, возможно, разделить небесный трон.
Ганнибал бросает вызов Всевышнему, тем самым как бы заключая с ним негласное, безответное пари. Сможет ли Уилл противиться его влиянию? Удастся ли оросить руки друга кровью? Мадс Миккельсен играет вовсе не маньяка, о нет! Он играет Мефистофеля, будто сошедшего со страниц «Фауста» Гёте. И главный его мотив — интерес. А что будет потом? Таков его замысел.
Но что будет потом, мы, скорее всего, не узнаем, хоть и хочется надеяться. Перестав быть кровавым детективом, этаким правильным «Декстером», «Ганнибал» потерял внимание массовой аудитории и прекратил существовать. Сериал не спас даже фансервис, которого там действительно предостаточно.
«Хочу научиться рисовать по памяти», — говорит Ганнибал в сериале, рассматривая великолепные флорентийские виды. «Такие рисунки — и по памяти?» — спрашивает Клариса Старлинг в «Молчании ягнят», глядя на искусный пейзаж флорентийского Санта-Мария-дель-Фьоре. «Память заменяет мне вид из окна», — отвечает Лектер.
«Фауст» Гёте начинается с диалога поэта и директора театра. Последний утверждает, что зритель туп и бестолков, глубокие мысли его не интересуют, а значит, и искусство творить смысла нет — замысел все равно никто не сможет оценить. Все, что нужно, — выстроить нелогичное повествование, оборвать всякую связь в рассказе и тем самым удивить этих дураков.
Первое время сюжет «Ганнибала» удивлял своей нелогичностью. Но затем перестал, сделав четкий акцент на отношениях двух сверхлюдей, и рейтинги сразу упали. Сериал закрыли, и теперь создатели думают, что делать с ним дальше, ведь история не закончена. Другие каналы сериал не принимают, а полнометражка в качестве завершения не представляется возможной, хотя слухи о ней и бродят по сети.
Похоже, директор театра был прав. Главная проблема «Ганнибала» — зрители. Главная проблема — мы.
Минестроне на бульоне из извращенной морали, приправленный острой смесью боли и разочарования. Перемолотая, доведенная до состояния кровавого паштета месть, которую тонким слоем намазывают на ломтики нравственности и подают холодной. Слегка недожаренная любовь под густым ярко-красным соусом романтики. Сладкая дружба, томленная в вине и компромате, — на десерт. Вот какие блюда на самом деле подает своим гостям Ганнибал Лектер. И попробовать хочется все.
Создатель «Ганнибала» раскрыл сексуальную ориентацию маньяка и истинный характер взаимоотношений героев
Если вы всё ещё ненавидите NBC за закрытие «Ганнибала» (а создателей — за его третий сезон), возможно, недавние признания создателя сериала Брайана Фуллера («Звёздный путь: Дискавери», «Американские боги») охладят ваш пыл. Оказывается, он всерьёз рассматривал идею перевода отношений Ганнибала Лектера (Мадс Миккельсен) и Уилла Грэма (Хью Дэнси) в другую плоскость, и в случае, если сериал когда-то получит продолжение, он ещё обязательно углубится в эту модную нынче тему.
Фуллер убеждён, что герой Миккельсена пансексуален, то есть испытывает влечение к людям независимо от их принадлежности к тому или иному гендеру. Персонаж Дэнси же — скучный гетеросексуал, но кому это мешало сексуальность нынче штука плавающая:
С самой нашей первой встречи с Мадсом он заставил меня пересмотреть взгляд на персонажа: Ганнибал — дьявол. Он одновременно из этого и другого мира. А для меня дьявол пансексуален.
Уилл Грэм гетеросексуален, но сексуальность изменчива, и я думаю, сейчас нам бы стоило сесть, обсудить это и попытаться найти… наиболее подходящий способ выражения их отношений.
Ну, вы поняли, чего только не сделаешь в угоду трендам. Тем более, сериал сейчас идёт (и весьма успешно) на Netflix, и именно от стриминг-гиганта все ждут его спасения. Впрочем, Фуллер заводил разговоры о четвёртом сезоне и раньше, но сейчас он звучит оптимистичнее обычного.
Возвращаясь к теме, по словам шоураннера, жирный намёк на такое развитие событий был в предпоследнем эпизоде третьего сезона, когда Уилл спросил доктора Беделию Дю Морье, влюблён ли в него Ганнибал:
К моменту написания сцены я уже знал о фанатах, жаждущих сексуализации их отношений, — и мне это понравилось. Но я также пытался остаться верным автору первоисточника Томасу Харрису, персонажам и определению Ганнибала как дьявола. Я определённо был в этом заинтересован, и кажется, мы двигались в этом направлении. Теперь же нам просто нужно найти наиболее подходящий путь к этому.
Так или иначе, Фуллер пообещал, что до интима не дойдёт — всё-таки Ганнибал джентльмен и ни за что бы не воспользовался Уиллом вопреки его воле, а тот точно не сможет рассуждать здраво в четвёртом сезоне. И на том спасибо.
Олень – символ и тотем
Этот символ может включать целую группу парнокопытных, которые в науке называются оленьи или оленевые. Наиболее знаковые из них – олень, лось, лань.
Навигация по статье
Олень в мифологии
Это благородное животное, стремительный и красивый носитель великолепных рогов — является универсальным положительным символом в большинстве мировых этносов.
В северных традициях – олень считался основным животным в божественных стадах. И, как представитель Верхнего мира, он нередко являлся посредником между двумя мирами – богов и людей, позитивным знаком Небесных Сил.
Неудивительно, что божество новогодних праздников — Деда Мороза (и всех его иностранных аналогов) возят именно олени.
В различных легендах эти животные становятся чудесными вестниками и проводниками, помогающими главному герою отыскать путь к цели. Также нередко им приписывали способность находить целебные травы.
В античные времена олень якобы мог своим дыханием выгонять змей из нор, убивать и поедать их (видимо, авторам этой «басни» такое поведение видится лучшим способом утилизации змеиного отродья).
Также и средневековая европейская традиция основной функцией оленя считала уничтожение змей и их ядовитого влияния. Поэтому, часто мех, шкура и порошок из оленьих рогов – считались надежной защитой от колдовства и ядов.
А восточная медицина в лице Авиценны (Ибн Сины) рекомендовала для тех же целей использовать курения из рога оленя.
«Ложка дегтя» в этом полезно-прекрасном оленьем образе тоже есть, но она малюсенькая (чайная). Для японских синтоистов олень — символ одиночества, уединения. И у американских индейцев, считалось, что человеку данный Дух-тотем дает отдаленность от общества и неприкаянность блужданий в дикой природе.
В то же время в Христианстве олень является любимым символом, многих монахов и святых. И не только за жизнь в уединении и отдаленность от большинства мирян.
Ключевым для их выбора, скорее всего, является образ этого животного, топчущего змею. В подобном сюжете олень символизирует духовность и стремление к праведной жизни, набожность.
Образ оленя, пьющего у подножия креста — заключает в себе чистоту, а его изображение на крестильных камнях указывает на то, что он являлся у ранних христиан и символом обряда крещения (очищения водами). В основе этого смысла — приписываемая оленю способность пожрать змею (грехи мира), а после припасть к водам родника и с их помощью очиститься от яда (грехов).
Позитивизмом восприятия такая символика и смысл подобны солнечному льву и юпитерианскому орлу, но эти существа – хищники, а олень – нет. Поэтому он — чище, светлее, ведь в нем нет греха.
Древняя пара Олень и Змея, которые, возможно, изначально были просто вариантом дуальной пары «Свет-Тьма», со временем развития и обострения духовных проблем человеческой цивилизации стали врагами.
Тут можно привести в пример родителей Гарри Поттера. У Лилли патронусом была лань, а Джеймс, как анимаг, превращался в Сохатого (и он же, как родовой тотем, сделался патронусом их сына).
Выбором именно этих животных Джоан Роулинг четко обозначила и подкрепила светлые и сильные своей любовью образы «оленьей семьи Поттеров». Которая сначала была подточена Змеем-Воландемортом, но потом уничтожила это персонифицированное Зло при помощи дополнительной позитивной силы – Солнечного Льва (тотем Грифиндора и знак Гарри).
Олень-самец (то есть крупное животное с рогами) – в мифологии иногда является эмблемой достатка и материального изобилия. Например, в Китае – это знак богатства и денежной прибыли.
Даже сироте Гарри Поттеру родители оставили не только любовь и благородные качества, но и банковское хранилище с горой золотых галлеонов.
Вспомним «Серебрянное копытце», от удара его ножкой о землю, появлялся драгоценный камень: «Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда таких камней«. И хотя Бажов называет своего героя козликом, но описывает его как оленя.
Уникальность оленьему образу придают рога, именно этот элемент во многом является смыслообразующим. Они похожи на дерево, у взрослого самца – это раскидистые ветви, растущие из головы.
Не зря барон Мюнхгаузен рассказывал историю о своем выстреле в оленя вишневой косточкой и последующей встречей с этим животным, носящим на голове уже выросшее вишневое дерево.
Свойство оленя периодически сбрасывать свою головную ношу – в легендах и мифах становится силой возрождения, и соответственно, омоложении и обновления жизненных сил.
Поэтому данный символ может описывать цикличность жизни и ее бесконечность. Ведь именно в компании оленя китайцы изображали своего Шоу-Сина – бога бессмертия.
В разных этносах, рога оленя действительно являются символом древа жизни, которое соединяет нижний мир и небеса – верхний мир.
Их также сравнивают с лучами солнца, существуют изображения оленя с золотыми рогами, испускающими свет во все стороны. Отсюда и духовные силы, благородство и мужество в схватке с темными силами, которыми наделяют образ и символ этого животного.
Иногда в легендах упоминаются боги с оленьими рогами, например Церннун (Кернунн) – кельтский бог активного мужского плодородия, символ мужественности. На праздниках, посвященных природным силам, мужчины в древности и до сих пор одевают оленьи рога, устраивают игрища и соревнуются.
Интересно, что в английском языке «мальчишник» — предсвадебная гулянка жениха с друзьями, когда мальчики «отрываются по полной» именуется тем же словом, что и олень («stag, stag party»).
Как часто бывает в истории, с рогами и званием «рогоносца» — произошла смена смысла на противоположный. Сейчас рогоносец – это мужчина, чья женщина ему неверна, говорят, что «ему наставили рога».
Скорей всего, истоки этого смыслового перевертыша — в забаве европейских знатных вельмож помечать оленьими рогами дом замужней дамы, с которой они имели сексуальные отношения. Вроде сообщения «Здесь был Вася» и это — дом женщины, ставшей «Васиным» мужским трофеем.
В результате, мужей таких дам, живших в том же помеченном рогами доме, начали называть рогоносцами.
Однако, часто такой рогоносец приобретал рога не простые, а золотые — ему в качестве компенсации за снисхождение к неприличному поведению высшего по статусу мужчины и собственной жены, даровались награды и продвижения (в обществе и карьере).
И еще один современный перевертыш — грустно, что в мире цинизма и хитрости, слово «олень» = «лох», то есть стало практически ругательной этикеткой для простых, нелепых или наивных людей, которые не способны быстро сориентироваться в существующей ситуации.
Значение символа
Кому подходят символы оленя, лося, лани:
С учетом кратко рассмотренной оленьей мифологии, характеристика этого символа может быть такой:
— чистый солнечно-юпитерианский символ (плюс добрый сильный Сатурн), позитивный свет, влияние высших энергий на жизнь человека (помощь в принятии решения, жизненного выбора, подсказка в нахождении пути и т.п.);
— очищение, обновление, возрождение какой-то сферы вашей жизни – можно выбирать и менять цвет оленя в зависимости от вашей необходимости (например, соответственно цвету активных чакр);
— благополучие – духовное и материальное;
— с золотыми рогами – символ счастья;
— пара оленей – обретение своей «половинки», родственной Души, любовь и верность на всю жизнь;
— благородство, чистота и мужество – если вы хотите сделать акцент именно на этих качествах своего характера;
— мужская сила – позитивная и верная (хороший символ и для женщины – как привлечение в свою жизнь партнера с позитивной мужественностью).
Образы оленей закреплены в геральдике: если на гербе вы видите это прекрасное животное с раскидистыми рогами – идет трансляция обладателем эмблемы таких качеств, как мужество, сила и благородство. С акцентом не на физическом превосходстве, а на высоких моральных качествах.
Тотем олень
Хорошо проявляется внешне, особенно в юности – глаза мужчин и женщин, чьим духовным животным является олень – очень выразительные, влажные, с поволокой, как у Бемби.
Также, они чаще всего имеют высокий рост и стройные длинные ноги.
Мужчина – подобен положительным героям советских фильмов, с проникновенными глазами, в которых светится доброта и благородство, основанные на чувстве своей созидательной силы, любви к жизни и справедливости.
Например, многие герои Василия Ланового — особенно роль Грея в «Алых Парусах». Или персонажи Владимира Шевелькова — вполне знаково сыгравшего Никиту Оленева в «Гердемаринах»:
Этот человек может быть простой или сложный – в зависимости от развития мозга, но он какой-то по-особенному правильный. Правда и достоинство – для него не просто слова, это его основа.
Олени – идеалисты, склонные к большой и единственной любви, при этом часто остаются в одиночестве. Не встретив своего идеального партнера или избавившись от неудачных отношений, больше не хотят входить в новые (не хотят разменивать себя на мелочи). И в отличие от представителей других тотемов, отсутствие «половинки» — не делает их слабыми или оторванными от жизни.
Олений мужчина в любви – страстен, но деликатен, умеет красиво ухаживать, добиваться взаимности и признания. С женщинами ведет себя достойно и сдержанно, хотя внутренне у него есть ощущение, что он потерял голову и полностью погрузился в чувства.
Понятие «морально устойчив» — это именно про него. Вполне миролюбив и редко, но способен становиться неукротимым, ревнивым и свирепым, особенно с соперниками.
Девушки и женщины, имеющие олениху или лань в качестве своего животного силы – натуры тонкие, отличаются не только грациозностью и чистой красотой, но и высокими моральными качествами, которые далеко не всегда может оценить общество.
Они гордые и страстные натуры, в более зрелом возрасте приобретают царственный вид и особое влияние на других людей, которые в их присутствии хотят выглядеть и становиться лучше.
Это хорошие организаторы и руководители, умеющие соединять свои внутренние правила жизни и практическую расчетливость, в событийной логике им не откажешь. Способны поддерживать демократизм в коллективе, в то же время сами умеют держать дистанцию, не выносят хамства и панибратства.
При своей повышенной «правильности», олени — везучие, особенно если имеют толику авантюризма. Хотя предпочитают прямоту и честность, им нужно избегать вспыльчивости и резких движений.
Материальными вопросами особенно не заморачиваются, но обычно имеют всё, начиная с простых и необходимых вещей в юности, заканчивая хорошим финансовым обеспечением в зрелости. Ведь они умеют достигать своих целей и становиться заслуженными обладателями общественных наград.
Отрицательные качества оленьих тотемов – некое высокомерие и иногда прорывающаяся брезгливость и презрительность по отношению к окружающему миру и людям.
Что важно помнить имеющим символ и тотем оленя?
То, что вас ведет по жизни светлая позитивная сила – вы можете доверять ей, выражать ее своими словами и делами. И не бойтесь казаться несовременным, знайте, что вы – как хорошая добрая классика, на все времена.