Что такое перераспределение доходов кратко
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Смотреть что такое «ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ» в других словарях:
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — (income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть… … Экономический словарь
Перераспределение доходов — изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни. По английски: Income redistribution См. также: Социальная политика Личные доходы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Перераспределение Доходов — пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов … Большой экономический словарь
перераспределение доходов — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством… … Словарь экономических терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — INCOME REDI STRIBUTIONПравительство является исполнителем пяти основных функций, к рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Перераспределение доходов — вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом … Словарь экономических терминов и иностранных слов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ — ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, перераспределения, мн. нет, ср. (книжн., экон., тех.). Действие по гл. перераспределить перераспределять. Перераспределение доходов. Перераспределение орудий производства. Перераспределение пара. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА — (income redistribution) Использование налогообложения для уменьшения доходов наиболее богатых членов общества и повышения – наименее обеспеченных. Теоретики налогообложения обычно предлагают в этих целях налогообложение, исходящее из… … Словарь бизнес-терминов
перераспределение — я; ср. к Перераспределить перераспределять и Перераспределиться перераспределяться. П. имущества, доходов, энергии … Энциклопедический словарь
Распределение доходов
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 10.06.2021
Что такое распределение доходов
Распределение доходов – это стратегия снижения налогов, которая обычно используется людьми с очень нестабильными доходами для снижения общей предельной ставки налога, уплачиваемой с большой суммы дохода. Эта стратегия включает в себя особенно большие источники дохода и разделение суммы, реализованной за период лет, для уменьшения общей суммы уплаченных налогов. Эту тактику также можно использовать, чтобы избежать попадания в более высокую налоговую категорию, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых обязательств.
ПРЕРЫВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
Распределение доходов может осуществляться несколькими способами.Лучший вариант для конкретного человека или компании будет зависеть от их конкретных обстоятельств и финансовых приоритетов.Один из способов распределения доходов – продажа в рассрочку.Это когда вы продаете основной актив, и условия продажи диктуют, что покупатель будет производить платежи в рассрочку, которые распределены на более чем один налоговый год.Этот тип соглашения о продаже в рассрочку может позволить продавцу отчитываться о приросте капитала от продажи за несколько лет. Вместо того, чтобы реализовать один значительный скачок дохода за счет единственного события прироста капитала, продавец может сообщить о более умеренном уровне прироста капитала за более длительный период.
Примеры распределения доходов и пояснения
Звезды профессионального спорта и деятели индустрии развлечений являются примерами людей, которые могут захотеть использовать какую-то стратегию распределения доходов, чтобы сгладить волатильность своих потоков доходов.
Еще одно использование распределения доходов, не связанных с выходом на пенсию, в Канаде – это поместить часть дохода в RRSP, а затем снять эту сумму, когда человек решит вернуться, чтобы продолжить обучение.Поскольку RRSP не наказывают людей за досрочное снятие средств, если они используются в образовательных целях, человек фактически будет платить меньше налога на сумму, потому что, будучи студентом, предельная ставка налога будет ниже.
Распределение дохода отличается от усреднения дохода, хотя основной принцип аналогичен.Усреднение дохода, которое в настоящее время доступно в США только фермерам и рыбакам, позволяет налогоплательщику уравновесить типичные колебания дохода в этих отраслях.При усреднении дохода приемлемый бизнес может перенести часть своего дохода с текущего года на три предыдущих года, которые известны как базовые годы. Этот вариант усреднения налога дает лицам, занятым в сельском хозяйстве и рыболовстве, возможность поддерживать своего рода баланс в своих налоговых обязательствах и компенсировать нестабильность, характерную для предприятий этих отраслей.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Полезное
Смотреть что такое «ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ» в других словарях:
Перераспределение доходов — изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни. По английски: Income redistribution См. также: Социальная политика Личные доходы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Перераспределение Доходов — пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов … Большой экономический словарь
перераспределение доходов — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством… … Словарь экономических терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. П.д. может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отрасли… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — INCOME REDI STRIBUTIONПравительство является исполнителем пяти основных функций, к рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Перераспределение доходов — вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом … Словарь экономических терминов и иностранных слов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ — ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, перераспределения, мн. нет, ср. (книжн., экон., тех.). Действие по гл. перераспределить перераспределять. Перераспределение доходов. Перераспределение орудий производства. Перераспределение пара. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА — (income redistribution) Использование налогообложения для уменьшения доходов наиболее богатых членов общества и повышения – наименее обеспеченных. Теоретики налогообложения обычно предлагают в этих целях налогообложение, исходящее из… … Словарь бизнес-терминов
перераспределение — я; ср. к Перераспределить перераспределять и Перераспределиться перераспределяться. П. имущества, доходов, энергии … Энциклопедический словарь
Что такое перераспределение доходов кратко
Перераспределение земельных участков – это один из установленных Земельным кодексом РФ способов образования земельных участков. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Самые распространенные случаи, когда требуется перераспределение земельных участков:
– при проведении кадастровых работ либо если в рамках осуществления мероприятий муниципального или государственного земельного надзора установлено, что здание частично расположено за границами принадлежащего собственнику земельного участка;
– границы смежных земельных участков не соответствуют их фактическому использованию. Например, на земельном участке полностью или частично расположена хозяйственная постройка соседей, а собственник занятого чужой постройкой земельного участка ежегодно уплачивает земельный налог за фактически неиспользуемую и не нужную ему площадь земельного участка;
– площади земельного участка недостаточно для соблюдения его собственником требований градостроительных норм и правил, необходимых при уведомительном порядке строительства жилого или садового дома (например, для соблюдения 3-метрового разрыва между постройкой и забором), а у собственника смежного земельного участка есть желание увеличить свой земельный участок в другом месте смежной границы;
– в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
находящихся в частной собственности
В зависимости от вида собственности земельных участков установлены различные подходы к их перераспределению. Так, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, право собственности на соответствующие образуемые земельные участки возникает у собственников на основании заключенных между ними соглашений. Таким образом, если оба смежных земельных участка находятся в частной собственности и у собственников таких земельных участков возникла необходимость изменить их границы, то основным условием такого перераспределения является добрая воля собственников смежных земельных участков, которые в целях начала процедуры перераспределения должны достигнуть соглашение об условиях такого перераспределения и обратиться к кадастровому инженеру для осуществления кадастровых работ по образованию новых земельных участков, образуемых в результате перераспределения исходных, и подготовки межевого плана земельных участков в измененных границах.
После заключения соглашения о перераспределении земельных участков и подготовки кадастровым инженером межевого плана все собственники земельных участков должны одновременно обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, приложив к ним межевой план и соглашение о перераспределении. Процедура перераспределения земельных участков завершается осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, прекращением прав и снятием с кадастрового учета исходных земельных участков и выдачей органом регистрации прав выписок из Единого государственного реестра недвижимости на вновь образованные путем перераспределения земельные участки.
Перераспределение участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности
Обратим внимание, что процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, существенно отличается от процедуры перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой.
Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утвержденным проектом межевания территории границ такого земельного участка.
К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. После вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Представляется, что барьер, установленный законодательством для значительного увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности или предоставленных на ином праве, при их перераспределении с землями или с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, обусловлен тем, что значительное увеличение площади земельного участка при его перераспределении с государственными или муниципальными земельными участками не согласуется с процедурой предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукциона. Указанные процедуры (предоставление и перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) отличаются между собой и регламентированы разными главами Земельного кодекса.
Таким образом, значительное увеличение площади земельного участка не может являться целью перераспределения земельных участков, оно, перераспределение, призвано устранить недостатки землепользования.
Как получить услугу по перераспределению участков
В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. На территории Омска органом, уполномоченным на заключение соглашений о перераспределении земельных участков, а также на выдачу согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, является департамент имущественных отношений городской администрации. Органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка, является департамент архитектуры и градостроительства Администрации Омска. Заявления о перераспределении земельных участков собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории представляются в службу одного окна Администрации.
В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Омской области, заявление о перераспределении представляется в Министерство имущественных отношений Омской области. В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Российской Федерации, заявление о перераспределении представляется в территориальное управление Росимущества в Омской области.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе перечень необходимых документов, регламентирован ст. 39.29 ЗК РФ. Возможность перераспределения с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, имеется не у всех собственников земельных участков. Случаи и основания перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель: выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Оглавление
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
2.2. Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
2.2.1. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически (рис. 2) воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление (С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.
Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
В точке А расходы населения AD1 равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства G совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В точке Е – равновесный уровень ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C + Inv1) смещается вниз в положение (C + Inv2). Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD’3, линия (C + Inv1 + G) также смещается вниз в положение (C + Inv2+ G). Точка равновесия – E’, равновесный объем ВНП составит Ye’.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки, затем – на денежный и снова – на товарные. В точке E’ и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии.
Мультипликатор государственных расходов Кmg показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:
или
.
2.2.2. Влияние налогов на ВНП
Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).
Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.
Рассмотрим это на графике (рис. 3). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.
Рис. 3. Влияние налогов на ВНП
Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.
Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.
Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.
Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.
Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то
.
Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.
Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).
2.2.3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени.
К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.
Рассмотрим действие этих механизмов. В периоды спадов уменьшается ВНП, сокращаются доходы населения, что сокращает и совокупный спрос, следовательно, в тенденции ведет к углублению спада. Но уменьшение доходов населения ведет и к абсолютному уменьшению выплачиваемых им налогов, что «притормаживает» падение совокупного спроса и соответственно ВНП. Этот процесс происходит автоматически, независимо от того, будут ли приниматься правительством какие-либо решения или нет.
В противоположном направлении действует вводимая правительством прогрессивная налоговая шкала и система трансфертных выплат (пособия по безработице, помощь малоимущим и т. д.). При спаде в экономике увеличивается безработица, но трансфертные выплаты «притормаживают» падение спроса безработных и малоимущих. Однако при этом образуется так называемый циклический дефицит.
Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
В фазе циклического подъема растут доходы населения, их спрос увеличивается, что способствует еще большему росту ВНП. Экономика «разгоняется». Но с ростом доходов населения увеличиваются налоговые выплаты и сокращается необходимость трансфертных платежей. В государственном бюджете образуется циклический излишек. При этом инфляционный бум сдерживается.
Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Встроенные стабилизаторы обычно сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики государства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
2.3. Кредитно-денежная политика
Конечные цели кредитно-денежной политики : экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.
Непосредственные целевые ориентиры:
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких – обычно ниже). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы – сверх обязательных (к примеру, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах). Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Это уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Противоположная ситуация при снижении ЦБ нормы обязательных резервов.
Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ рассматривают скорее как индикатор политики ЦБ. Например, повышение ее сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковских кредитов, а затем – ставки коммерческих банков по ссудам небанковскому сектору. Все изменения происходят по цепочке довольно быстро.
Операции на открытом рынке – ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации (ГКО).
ЦБ может покупать ценные бумаги у коммерческого банка. В таком случае увеличивается сумма на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦБ для подобных операций). Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштабы денежной экспансии.
Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Часто подобные операции ЦБ осуществляет в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае ЦБ продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Такие соглашения широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
В зависимости от угла наклона кривой M s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента (рис. 4а), либо на денежной массе (рис. 4б).
Рис. 4. Монетарная политика:
а) жесткая; б) гибкая
Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.
Однако следует иметь в виду, что определенные трудности связаны с вопросом согласованности фискальной и денежной политики.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой обычно подразумевается низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. В условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностях долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
2.4. Политика перераспределения доходов
Дифференциация в оплате труда, неравномерное распределение собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество порождают большие различия в получении доходов, уровне благосостояния.
Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца ( «лук Лоренца» ). По горизонтальной оси откладывают процент населения (или семей), по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждый из которых входят 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых богатых до самых бедных. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т. д.
Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой OF. Абсолютное неравенство – линией OFK. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов.
Рис. 5. Кривая Лоренца
Рыночная экономика признает только один вариант распределения доходов в соответствии с ее критериями справедливости – доход, полученный в результате участия в свободной конкуренции. Кто победил в конкурентной борьбе, тот получает высокий доход. Кроме трудолюбия, таланта и расторопности здесь существенную роль может сыграть и случай, везение, сложившаяся конъюнктура.
Для некоторых категорий работников рыночное распределение не действует или действует слабо: работники государственного управления, фундаментальной науки и др. Их доход определяет государство. Кроме того, имеется категория граждан, не участвующих в процессе производства: инвалиды, старики, дети. Они существуют в значительной степени благодаря государственной помощи.
В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье, медицинское обслуживание и др.
В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства («лук Лоренца» становится менее натянутым).
Однако существуют аргументы как в пользу равенства, так и в пользу неравенства. Сторонники неравенства утверждают, что способ распределения доходов в значительной мере определяет объем производства, распределяемого продукта и соответственно – доходов. Если государство выравнивает (даже и не полностью) доходы, то, по их мнению, исчезает необходимость много трудиться, рисковать. Проблема усугубляется тем, что при передаче доходов от богатых к бедным часть их теряется. (По расчетам американских экономистов Браунинга и Джонсона, из каждый 350 дол., уплачиваемых людьми с высокими доходами, бедные получают лишь 100 дол.)
В связи с этим встает вопрос о верхней и нижней границах государственного перераспределения доходов. Многое здесь зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и др. При жесткой модели рыночного хозяйствования решающая роль в формировании доходов предназначается рынку, планка государственного вмешательства удерживается на минимально низком уровне. Выбор социального варианта предусматривает более основательное вмешательство.
Размеры государственных социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства. Недопустимо наращивание выплат за пределы налоговых поступлений и превращение их в фактор бюджетного дефицита и инфляции: денежные добавки уничтожаются ростом цен. Более того, высокие налоги приводят к неприятному макроэкономическому эффекту – дефициту сбережений и соответственно свертыванию инвестиционного процесса.
Что касается нетрудоспособных, то социальные выплаты для них (в пределах, разумеется, определенных объемов) безопасны для рыночных механизмов. В то же время интересен подход экономистов к государственным пенсиям. Утверждается, что, рассчитывая на помощь государства в пенсионный период, будущие пенсионеры больше тратят на потребление и меньше сберегают. А это негативно влияет на инвестиции. По расчетам американского экономиста Фелдстайна, социальные государственные программы способствуют сокращению прироста совокупных сбережений и инвестиций почти на 50%.
Выплата пособий по безработице может ослабить стремление к поиску работы. Это может привести к снижению предложения рабочей силы и повышению ее цены. Этот рост не связан с результатами труда и способствует инфляционным процессам.
2.5. Политика перераспределения ресурсов
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты.
2.5.1. Издержки перелива
Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.
Этот процесс можно иллюстрировать графиком (рис. 6а и 6б).
а) пример издержек перелива
б) корректировка эффекта издержек перелива на распределение ресурсов
Рис. 6. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов
При издержках перелива, показанных на графике а, мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике б, обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.
Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 6), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных, кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
2.5.2. Выгоды перелива
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т. д.
Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 7).
а) пример выгод перелива
б) корректировка дефицита ресусов: со стороны спроса
в) корректировка дефицита ресусов: со стороны предложения
Рис. 7. Выгоды перелива и дефицит ресурсов
Выгоды перелива на графике а, как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике б, путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение S’t.
Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
2.5.3. Общественные блага и услуги
К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него. Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно, обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
2.6. Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства: