Э дюркгейм считал что социология должна изучать
Социология Дюркгейма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности социологической мысли Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм является одним из известных французских социологов, который частично разделял идеи позитивистской социологии, и при этом выступал против идеи биологизации социологии, которая активно продвигалась Огюстом Контом. Дюркгейм является автором множества социологических произведений, но одним из ключевых является выпущенная в 1898 году работа «Метод социологии». В отличие от марксистских изысканий, теория Дюркгейма больше внимания уделяет субъективной составляющей всей социальной деятельности, которая осуществляется в обществе.
Дюркгейм уделял большое внимание структуре социологии. Он считал, что она включает в себя несколько крупных разделов, которые затрагивают специфику тех или иных отраслей:
Как и анатомия человека, социальная морфология занимается изучением внутреннего строения общества, а также того, как устроены его социальные органы. Как правило, организм общества напоминает организм человека: его части занимаются исполнением отдельных функций. Это и социальные институты, и состав населения, его плотность и возможности расселения, а также социальные классы и страты, которые обладают особыми социально-демографическими и количественными характеристиками. Социальная физиология имеет большое значение, так как она изучает социальную жизнедеятельность отдельных социальных институтов, которые соотносятся с социальными сферами.
Все это разнообразие приводит к тому, что в социологии возникают некоторые новые отрасли, например, экономическая социология, социология религии, социология семьи и брака. Каждое из направлений исследует узкие жизненные сферы, которые имеют большое значение в жизни человека, поскольку позволяют ему успешно социализироваться, входить в профессиональные сферы, получать образование, регулировать свои доходы и расходы, а также вступать в разнообразные взаимодействия с другими членами общества. Что касается общей социологии, которую Дюркгейм также назвал теоретической, то она устанавливает более общие социальные законы функционирования общества, которые могут быть универсальными и подстраиваться под все множество социальных взаимоотношений и взаимодействий, которые реализуются в современном мире.
Готовые работы на аналогичную тему
Так, социология в работах Дюркгейма предстает как наука о социальных фактах, которая имеет свой предмет – особую реальность, основу которой составляют всевозможные социальные факты. Это могут быть морфологические и духовные факты.
Морфологические факты – плотность населения, наличие путей сообщения между населенными пунктами, которые реализуют взаимосвязь между жителями определенной территории, а также характер поселений, которые располагаются в некоторых территориях. Что касается духовных фактов, то они включают в себя религию, моральные установки, ценности и право человека на выражение своих идей, мыслей.
Важно также упомянуть, что Эмиль Дюркгейм большое внимание уделял методологическим принципам теоретической социологии. Он утверждал, что, во-первых, социальные факты необходимо рассматривать как вещи, которые обладают своими особенностями и свойствами. Во-вторых, социальная реальность превалирует над индивидуальной: это значит, что человек должен быть ориентирован на анализ общей деятельности, и подстраивать свою реальность под общие тенденции и перспективы развития. В-третьих, социологический метод должен в обязательном порядке применяться для всех общественных наук, ведь только так он доказывает свою состоятельность и самостоятельность.
Социологизм Э. Дюркгейма
Итак, мы определили, что, согласно разработкам Эмиля Дюркгейма, общество представляет собой совокупность социальных фактов, а также отношений между существующими социальными фактами.
Предмет социологической науки – это те самые социальные факты (иными словами, социальные институты), которые могут быть отражены в социальных явлениях, которые доступны наблюдателю для оценки. Как правило, это брак или семья, общественные группы, политические партии, движения, профессиональные коллективы.
Сущность социальных фактов состоит в коллективных представлениях людей, которые отражают всю сущность отношения к тому или иному социальному явлению.
В качестве более обобщающего понятия, которое отражает сущность и специфические черты теории и методологии социологии Эмиля Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». В нем различают два основных аспекта, которые играют очень важную роль в рассмотрении социологической науки:
Онтологический включает в себя социальную реальность, а также общество, которое как раз является реальностью особого, специфического порядка. Она автономна от всех иных реальностей, поскольку имеет особые характерные черты, включает в себя социальные институты и социальные группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, постоянно прогрессируют и изменяют окружающую действительность вокруг себя. Социальная реальность развивается в соответствии с изменениями, которые происходят в различных областях человеческой жизни. Как правило, трансформации касаются экономической, политической, социальной и духовной реальностей.
Методологический аспект вытекает их реалий онтологического. Он предполагает, что социология – это часть природы, и по этой причине она подобна науке о природе, науке о человеке и человеческом организме. Индивид не принадлежит самому себе – он осуществляет свою деятельность во благо других членов общества, учитывая их права и свободы. Также к методологическому аспекту следует отнести утверждение о том, что социальные факты – это вещи, и их необходимо изучать как объективные реальности. У них есть свои особенности, характерные черты, они могут влиять друг на друга, могут в большей степени отрицать явления друг друга, но это не дает им права полностью отказываться от идеи того, что в противоборстве рождаются особые социальные процессы и новые факты.
Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.
На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.
Основными социологическими работами Дюркгейма являются «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912).
Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.
Социология Дюркгейма
Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:
Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).
Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:
Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).
Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:
Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.
Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.
Механическая и органическая солидарность
Дюркгейм выделил два вида солидарности:
Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.
В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:
Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:
Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.
Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».
Исследование самоубийств
В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:
Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.
Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:
Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:
Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.
Социология религии
Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».
Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.
Эмиль Дюркгейм и его основные идеи о социологии, как отдельной отрасли знаний, изменили ситуацию. Французский исследователь внёс наибольший вклад в изучение социальных отношений.
Личность Эмиля Дюркгейма
Будущий философ родился в 1858 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.
Переехав в Париж, в 1879 году он и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:
Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.
После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:
Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.
Первая мировая война трагически сказалась на жизни социолога. Из-за своего еврейского происхождения и либеральных взглядов, он подвергся резкой критике со стороны «правых» французов.
Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.
Основные труды философа
Современные исследователи полагают, что вклад Дюркгейма в социологию неоценим. Он первым обосновал предмет и методологию этой общественной науки, изучил проблемы религии и суицида.
Развитие социологии
Основные принципы теорий Э. Дюркгейма кратко выражены в книге «Социология. Её предмет, метод, предназначение». Философ считал, что наука о функционировании общества является высшей ступенью познания. Всю дисциплину он разделил на 3 составляющие:
Дюркгейм считал, что социология должна исследовать общественные факторы, которые и являются предметом изучения науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. К первой группе можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами. Ко второму типу относится религия, нормы морали, культурные традиции. Выбрать среди этих факторов наиболее или наименее важные невозможно. Они в равной степени влияют на развитие человека.
Дюркгейм предлагал изучать социальные факторы как вещественные объекты.
То есть использовать метод наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход учёный категорически отвергал.
Согласно концепции философа, общество представляет собой систему взаимодействий индивидов. Поведение конкретной личности обуславливается сплочённостью социума и установленными ценностями, нормами. Над каждым индивидом довлеет общество. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.
Для прогрессивного общества свойственна солидарность, то есть социальная сплочённость и наличие единых ценностей. Регрессивное объединение можно характеризовать аномией. В понимании Дюркгейма это явление означает полное отсутствие законов и норм поведения.
Исследование природы суицида
В 1897 году философ написал книгу «Самоубийство. Социалистический союз». Профессор рассматривал это явление с точки зрения психологических и социальных факторов. Он полагал, что главную роль играет степень интеграции личности в общество.
Философ выделял несколько видов самоубийств:
Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира.
Проблемы религии
Изучая краткую биографию философа, стоит отметить, что религия оказала огромное влияние на развитие его личности. Несмотря на то что Дюркгейм не стал раввином, он продолжал поддерживать еврейское общество, относился с больши́м уважением к обычаям и традициям народа. По своим взглядам Дюркгейм был агностиком. Социолог не верил в существование бога, но признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.
В 1912 году социолог выпустил книгу «Элементарные формы религиозной жизни», где он подробно описал основные виды верований. Дюркгейм считал, что основная функция религии заключается в помощи человеку.
Он оказал огромное влияние на развитие западной социологии. Наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером он считается основоположником этой науки. Труды философа, которые может скачать любой желающий, до сих пор применяются для изучения факторов общества. Изложенный материал может быть использован для составления курсовой работы или реферата по социологии Э. Дюркгейма.
Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. В этой своей посвященной социологии жизни создал в университете Бордо первую в Европе кафедру социологии, он же был организатором одного из первых в мире и самого известного тогда социологического журнала «Социологический ежегодник». В 1912 году он создал кафедру социологии уже в Сорбонне – одном из центров европейского образования. Дюркгейм фактически стал организатором первой профессиональной социологической школы в Европе: его ученики и последователи доминировали во французской социологии вплоть до второй мировой войны.
Главный лозунг его концепции, названной социологизмом: «Объяснять социальное социальным». Во-первых, запрет в социологии на натуралистические и психологические объяснения. Социальные явления нельзя объяснить, сводя их к природным явлениям или психологическим. Про психологизм Дюркгейм совершенно непримиримо заявляет: «Всякий раз, когда социальное явление прямо объясняется психическим явлением, можно быть уверенным, что объяснение ложно». Во-вторых, объяснение некоего социального явления (факта) состоит в поиске другого социального явления (факта), которое является причиной исследуемого явления. Дюркгейм настаивает, что у одного явления всегда одна вызывающая его причина. Более того, так же, как и в естественных науках, «одному и тому же следствию соответствует всегда одна и та же причина». Причинное объяснение может быть дополнено функциональным, то есть установлением социальной полезности исследуемого явления, того, какой социальной потребности оно отвечает, однако полноценной заменой причинному объяснению объяснение чисто функциональное быть не может. В-третьих, методически чистое следование позитивному методу требует рассматривать во всех случаях социальные факты (явления) как вещи, то есть внешне. Главное требование к социологической науке звучит так: «Вместо того чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на которые можно было бы указать, что называется, пальцем, у которых можно было точно отметить начало и конец – и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью». Конт и Спенсер, не говоря уже об остальных, следовали этому требованию недостаточно решительно, и в результате социальные факты в их рассуждениях и объяснениях загораживались уже имеющимися в их головах метафизическими и обыденными понятиями и представлениями. Требование рассматривать социальные факты внешне, как вещи, предполагает отказ от всех уже имеющихся заранее объяснений, толкований, чтобы исследуемые факты предстали в чистоте и заставили исследователя искать подлинно научное объяснение, то есть объективную внешнюю причину.
Социальные факты – это, прежде всего, человеческие действия, поступки, а отыскивать их причины среди таких объективных социальных фактов, которые обладают по отношению к этим поступкам принудительной силой, таких фактов, которые выражают давление общества как коллективной силы, давление социальной среды, то есть по сути «давление всех на каждого», а это то, что, во-первых, образует устойчивый «субстрат коллективной жизни», анатомию и морфологию общества. Дюркгейм указывает некоторые важнейшие составляющие этого субстрата: численность и распределение населения, типы поселений, число и характер путей сообщения, формы жилищ, но совсем не заботится о полноте списка. Для него куда важней факты другого рода, составляющие физиологию общества, а именно: «образы действий», коллективные представления о социально правильном и функциональном поведении. Важнее просто потому, что они по своей природе первичны, поскольку материализованные «формы бытия есть лишь укрепившиеся образы действий». В анатомию общества, его скелет, формы его бытия отливаются действия, в силу непрестанности повторений ставшие обычными, традиционными. Дюркгейм разъясняет: «Тип наших строений представляет собою лишь тот способ, которым привыкли строить дома все вокруг нас и отчасти предшествующие поколения. Пути сообщения являются лишь тем руслом, которое прорыло себе регулярно совершающееся в одном и том же направлении течение обмена и переселений».
Независимость социологии Дюркгейм обосновывает автономией ее предмета, самой социальной реальности. Главной опорой этой реальности являются человеческие действия, поступки, из которых и происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку дюркгеймовский единственный и всемогущий бог и есть общество, то человеческие действия являются почвой, в которой этот бог рождается и живет.
Теперь коротко о методах, какими должна действовать социология. Во-первых, она всегда и везде должна следовать общим требованиям позитивного метода, сформулированного еще Контом и Спенсером. В соответствии с ним рассматривать социальный факт как вещь, то есть объективно, и пользоваться общепринятыми в других науках о природе методами изучения явлений. Первый из этих методов – наблюдение. Ясно, что можно наблюдать непосредственно количество и распределение населения, форму поселений, тогда как честь, достоинство, мораль непосредственно ненаблюдаемы, они проявляются только в поведении людей, в их поступках. Для изучения коллективных представлений незаменимы статистические методы. Дюркгейм первым в социологии в качестве главного метода применял метод статистических корреляций для отыскания закономерностей, определяющих человеческие поступки, закономерностей, устанавливающих либо причинную связь между явлениями, либо функциональную. Отыскивание закономерностей осуществляется методом сравнительного исследования аналогичных явлений в различных обществах. Сравнительный анализ, говорит Дюркгейм, также позволяет оценить распространенность исследуемых явлений и определить для них параметры нормы. Норму распространенности некоторого явления он понимал так: «Этот факт имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующей фазе их эволюции». Благодаря такому определению нормы, имеет смысл говорить в количественных характеристиках о норме уровня преступности, числа самоубийств, браков, разводов и т.п. для данного общества. Норму определить просто: нужно взять аналогичные общества, сравнить между собой по интересующим исследователя характеристикам и определить количественные параметры, интервал, характерный для большинства. Это и есть норма, все, что выходит за ее границы, является свидетельством патологии, болезни общества.
Свой подход к изучению общества он демонстрирует в построении теории эволюции общества, в создании социологической теории определенного класса социальных явлений – совершения самоубийств, исследует возникновение форм первобытных религий, чтобы понять механизм формирования коллективных представлений в обществе. Первая книга называлась «О разделении общественного труда», вышла в 1893 году, и в ней представлена концепция эволюции общества. Вторая его классическая книга – это «Правила социологического метода», опубликованные двумя годами позже. Здесь сформулированы основные принципы построения науки социологии. И еще через два года выходит книга «Самоубийство. Социологический этюд» – первая социологическая теория суицида. Значительно позже, в 1912 году он публикует последний свой классический труд «Элементарные формы религиозной жизни». Эти четыре книги и делают Дюркгейма одним из главных столпов социологии.
Начнем с его концепции эволюции общества. Вслед за Контом можно сказать, что эта эволюция состоит в ограничении и искоренении природного человеческого эгоизма и распространении и усилении социальной солидарности. Дюркгейм стремится рассматривать солидарность объективно, т.е. показать, как работает механизм обеспечения солидарности, и он обнаруживает в обществе по сути два различных типа солидарности. Один опирается на сходство индивидов и групп друг с другом, по сути заставляет человека полностью раствориться в социальном целом, стать простым его атомом. Другой, напротив, основывается на усложняющемся многообразии общества, на дифференциации и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости этих частей, переплетению их, соединению в единство разнообразного. В первом случае общество живет и действует согласованно, потому что оно является механическим единством одинаковых элементов и частей, во втором – потому что оно является органическим единством разнообразных органов, выполняющих различные, но согласованные друг с другом функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, второй – органическим.
Общее направление эволюции состоит в постепенном ослаблении господства механической солидарности и распространении солидарности органической. Это справедливо как для человеческого общества в целом, так и для всякого конкретного общества, цивилизации. То есть всякое новое общество неизбежно начинает с очевидного доминирования механической солидарности и также неизбежно в процессе своего развития движется к доминированию солидарности органической. Если сравнить более ранние общества с позднейшими на одних и тех же этапах их существования, например, раннее античное общество со средневековым западноевропейским, то, полагает Дюркгейм, очевидно, что и вся человеческая история эволюционирует подобным образом.
Дюркгейм в целом движется по пути, указанному организмической моделью Спенсера, но Дюркгейм не органицист. Несмотря на термин «органический», аналогии с организмом для него второстепенны. Типы солидарности у него отличаются прежде всего характером коллективных представлений и степенью их господства над человеческим поведением.
Механический тип солидарности характеризуется тотальным господством коллективных представлений над поступками и жизнью людей вообще, что означает тотальную религиозность общества («все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы»), регламентация поведения носит конкретный и детальный характер, как нужно поступать в каждом случае зафиксировано в обычаях, традициях, привычках, предписаниях, право по существу сводится к системе наказаний за неправильные поступки. Сходство индивидов друг с другом поддерживается также и тем, что разделение труда незначительно, виды труда достаточно просты, и люди относительно легко способны заменять друг друга в процессе труда; анатомически общество представляет собой пространство рядоположенных автономных сегментов. Эпоха почти полного господства этого типа солидарности – заря любого общества, но в особенности начало человеческой истории, эпоха господства «орды» и «клановое общество».
В противоположность механическому органический тип солидарности предполагает утрату коллективным сознанием обязательного характера. Оно сокращается в объеме, становится нормативным, ценностным, дает простор индивидуальной инициативе и поощряет массовое появление индивида. Область религиозного сознания съеживается, его место занимает рационализм и рефлексия. На место кары и наказания за проступки приходит возмещение за них. В этом обществе появляется массовый индивид, которого нет при господстве солидарности механической. Оно рационалистично и в нормальном периоде своего развития гармонично. Сходство людей в процессе труда заменяется органическим единством различных профессиональных корпораций, и усложнение этого единства в принципе не имеет границ. Высшим уровнем органического развития он считал гармоническое единство профессиональных корпораций.
Переход от одного типа к другому происходит не скачком, не революцией, а постепенно под воздействием растущего населения, которое не помещается уже в замкнутых сегментах, выплескивается за границы их, преобразует их автономность во взаимозависимость и единство, и главным моментом здесь является постепенное углубление разделения труда в обществе. Именно расширяющееся разнообразие взаимозависимых и взаимодополняющих видов деятельности и есть теперь в обществе главная опора социальной солидарности. На место похожих друг на друга в своем труде и образе жизни людей приходят «заточенные» под свою специальность профессионалы, однако общество от этого становится еще прочнее и гармоничнее. Подобное становится возможным, согласно Дюркгейму, если профессия выбирается человеком свободно, в соответствии с его природными способностями, а не исходя из наследственных привилегий разного рода, то есть, чтобы быть прочным, стабильным, органическое общество должно быть справедливым.
Он был противником марксистского социализма и марксистского пути к социализму и полагал, что хотя современный капитализм производит патологические формы разделения труда и потому является больным обществом, но это болезни роста, которые должны и будут выправляться постепенно через ограничение классовых противоречий и обеспечение условий выравнивания возможностей, именно это сделает успех человека в обществе результатом его способностей и усилий.
Дюркгейма можно считать и одним из родоначальников прикладной социологии, поскольку он попытался реализовать завет Конта о полезности социологической науки. Первым он сформулировал болезненные проблемы общества, которые социология должна изучать и тем самым помогать их разрешению. Такова одна из главнейших функций социологии. На примере самоубийства он предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он полагал, что, поскольку самоубийство считается совершенно несоциологическим объектом, не подлежащим социологическому исследованию, именно на нем можно впечатляюще продемонстрировать возможности социологии. Что и как должна изучать социология в обществе? Во-первых, что является предметом для социолога, когда он изучает самоубийство: статистические данные о числе самоубийств и динамика их изменения в соответствии с местом и временем. То есть социолог должен объяснить, почему в этом регионе такое число самоубийств, а в другом вдвое больше или меньше, почему в такие-то годы число их возросло, а в другие снизилось. Социолог имеет дело с человеком как с представителем общества, социальной группы, и его дело объяснить поведение людей в этой группе в сопоставлении с другими группами, либо в той же группе, но в различные периоды времени. Самоубийство Дюркгейм полагал удачным объектом для демонстрации своего метода объяснения также и потому, что существовала статистика самоубийств в ряде стран Европы за многие десятилетия.
Социолог должен объяснить причинную обусловленность именно такого уровня суицида в данном месте и в данное время. Способ, который должен использоваться для этого, он называет «методом сопутствующих изменений». Есть данные об определенных факторах, которые могут рассматриваться как возможные причины исследуемых поступков. Устанавливаются статистические корреляции между изменениями этих факторов и исследуемыми поступками, в данном случае числом самоубийств. И если наблюдается единообразие соответствий при определенных изменениях, эти факторы можно полагать весьма вероятными причинами исследуемого поведения. И наоборот, если предполагаемого единообразия не наблюдается, рассматриваемые факторы необходимо исключить из числа причин, обуславливающих изучаемое поведение.
В его время среди таких факторов рассматривались, во-первых, психические заболевания. Подверженными самоубийствам считались люди либо действительно психически больные, либо склонность к самоубийству сопровождает психическое заболевание. Другие причины, которые привлекались для объяснения, присущи были географическому направлению: местоположение, климат, его изменения, вплоть до лунных затмений. Также предлагались и расовые причины, то есть разные народы в разной степени склонны к самоубийству, и это лежит в их психической природе, характере. И, наконец, самое модное во Франции в то время объяснение Тарда, согласно которому самоубийства распространяются волнами подражания, разбегаясь от некоторых случаев. Тард предлагал для этого статистические обоснования.
Дюркгейм в своей книге последовательно и доказательно – так ему представляется – опровергает все общепринятые объяснения самоубийств. Анализ статистики самоубийств дает очевидные свидетельства, что все эти факторы не влияют как-либо однозначно на динамику самоубийств в пространстве и времени. Например, статистика демонстрирует, что в XIX в. число самоубийств во многих странах возросло в 3-5раз, тогда как число людей с психическими заболеваниями заметно не изменилось. И вообще рост самоубийств зафиксирован среди людей, психические заболевания у которых не были отмечены. Далее он отверг «расовый» фактор, указав на то, что рост самоубийств затронул в первую очередь молодежь и людей среднего возраста, а фактор принадлежности к определенному народу должен действовать на людей всех возрастов одинаково.
В результате такого «очищения поля» у него остались факторы, которые можно рассматривать как причины, обуславливающие самоубийства. Их он сформулировал как частные корреляции с динамикой самоубийств: «мужчины сводят счеты с жизнью чаще, чем женщины; горожане чаще, чем сельские жители; люди одинокие чаще, чем семейные; протестанты чаще, чем католики; католики чаще, чем иудеи…». Таким образом, он сформулировал некоторое множество частных корреляций, причем все они имеют социальный характер, следовательно, и причины самоубийств должны быть социального плана. Далее сравнительный анализ частных корреляций позволил ему сделать следующий вывод: «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». Поэтому в современном ему обществе наличие семьи, детей, жизнь в сельской местности, принадлежность к религиозной конфессии, объединяющей людей, являются социально-интегрирующими факторами и снижают число самоубийств.
Для Дюркгейма современный капитализм был больным обществом, и рост числа самоубийств – это демонстрация его болезненности. Он определяет типы самоубийств, характерные для этого общества. Это «эгоистическое» самоубийство, основа которого разрыв социальных связей в обществе, крайний индивидуализм его членов, распространение одиночества. Также для него характерен «аномический» тип самоубийства. Понятие «аномии» ввел в социологию именно Дюркгейм, и оно заняло в социологии важное место. Рост самоубийств такого типа происходит вследствие разрушения системы норм и ценностей в данном обществе, регламентирующих поведение человека, отсюда у человека возникает ощущение постоянной «неправильности» своего поведения, неверности совершаемых поступков, и такое состояние усиливает склонность его к совершению самоубийства.
Он утверждает, что в находящемся на переломе капиталистическом обществе эти два типа самоубийства дают весь рост числа самоубийств. Этим типам он противопоставляет еще один тип самоубийств, которых в данном обществе случается все меньше. Он характерен скорее для традиционного общества, где преобладает механическая солидарность коллективистского общества. Это «альтруистическое» самоубийство, которое говорит о том, что индивид полностью поглощен обществом и беспрекословно выполняет его нормы и требования. Он сам приводил пример такого самоубийства, указывая на индийское общество, где женщина всходит на погребальный костер вслед за своим умершим мужем. Для традиционных обществ такое поведение нормально, но в современном обществе оно характерно только в исключительных случаях, при стихийных бедствиях, войнах и т.п.
Еще один тип, который Дюркгейм выделяет с меньшей определенностью,– это «фаталистическое» самоубийство». Иногда он полагает его разновидностью альтруистического самоубийства. Совершается оно вследствие избытка регламентации поведения человека, которое воспринимается им как невыносимое. Разница с альтруистическим самоубийством все-таки здесь достаточно очевидна. При альтруистическом самоубийстве человек приносит себя в жертву некоему целому, общему для многих людей: скажем, родине, религиозным принципам, традициям народа и т.п. Но фаталистическое самоубийство совершается в протест против этого целого, традиций, обычаев, норм. Человек противостоять им не может, но не может их уже и выносить – само самоубийство является актом протеста.
Дюркгейм полагал своей заслугой, что исследованием самоубийства он неопровержимо продемонстрировал социальную обусловленность человеческого поведения. Эта книга, кроме того, представляет собой первую попытку написания теоретической социологической концепции в облике исследования, то есть она внешне построена как социологическое исследование. Правда, только внешне: он сначала сформулировал проблему, потом представил уже существующие факторы, объясняющие эту проблему, а затем осуществил анализ этих и других факторов на основе имеющихся эмпирических данных. На самом деле эмпирического исследования у него не получилось: анализ факторов, отбрасывание одних и принятие других как причин поведения совершалось на основе обычного для социологии XIX века философского рассуждения, где эмпирические данные уместно привлекаются потом для иллюстрации уже очевидных для автора утверждений.
Дюркгейма можно назвать также создателем социологии религии. Он четко сформулировал радикально социологический взгляд на религию. В каком смысле социолога интересует религия? Только как регулятор социального поведения. Религия – то пространство, где создаются моральные нормы и ценности, традиции, которые регламентируют человеческое поведение. Исходя из этого, главное в религии не учение, не боги, а религиозная деятельность, в которой как раз и создаются коллективные представления, и благодаря им общество обретает единство, целостность. Они выполняют интегрирующую роль в обществе, объединяют людей единством понимания того, что хорошо-плохо, можно-нельзя, справедливо-несправедливо. Это происходит благодаря делению посредством религии жизни людей на сакральную часть и повседневную. Участие в священных ритуалах, обрядах делают религиозные принципы, представления священными и определяющими также и обыденную человеческую деятельность. В свою очередь, религиозные представления детерминированы уровнем развития общества. Иначе говоря, религия такова, какой она требуется данному обществу. Более того, по сути своей, в религиозных представлениях выражается неодолимая сила влияния общества на поведение людей, поэтому вполне могут существовать религии без бога, поскольку, по Дюркгейму, единственным подлинным богом любой религии является общество: «Общество есть бог», – истинный бог.