Эбс что такое в библиотеке
Электронная библиотечная система
Электронно-библиотечная система (ЭБС) — это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, и соответствующую содержательным и количественным характеристикам, установленным приказом Рособрнадзора от 05.11.2012 г. № 1953.
Ежегодный анализ развития рынка ЭБС в России проводится Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которым опубликованы три Отраслевых доклада по данному вопросу:
Проведенный в 2012 году ВЦИОМ социологический опрос показал значительный рост популярности ЭБС в качестве источника учебных и учебно-методических материалов «Электронно-библиотечные системы: перспективы использования современного формата в российских вузах» / Пресс-выпуск № 2098 от 28.08.2012 г.
Содержание
Нормативное регулирование
Соблюдение авторских прав
Электронные библиотечные системы должны создаваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об авторском праве (Главы 69 и 70 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также международных договоров Российской Федерации, то есть любые охраняемые авторским правом материалы должны включаться в такие системы только с согласия авторов, издателей и иных правообладателей (статьи 1229 и 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации). [7]
В противном случае образовательные ЭБС не смогут обеспечить соответствие вузов положениям федеральных государственных образовательных стандартов, аккредитационным и лицензионным требованиям.
Требования к электронно-библиотечным системам
Требования к обеспеченности обучающихся доступом к электронно-библиотечной системе установлены ФГОС ВПО нового поколения и лицензионными нормативами, утвержденными Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) от 5 сентября 2011 г. № 1953
№ | Содержательные характеристики электронно-библиотечной системы | Минимальное (базовое) значение |
---|---|---|
1 | Количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет) | Не менее 2,5 тыс. изданий |
2 | Количество научных монографий | Не менее 500 изданий |
3 | Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации | Не менее 50 |
4 | Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее – УГС) | Не менее 20 изданий по каждой из не менее чем 20 % УГС |
5 | Количество представленных в электронно-библиотечной системе издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе | Не менее 25 |
6 | Общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему | Не менее 5,0 тыс. |
Технические характеристики электронно-библиотечной системы: | ||
1 | возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; | |
2 | возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; | |
3 | возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы; | |
4 | возможность формирования статистического отчета по пользователям; | |
5 | представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки); | |
6 | возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям. |
Виды электронно-библиотечных систем и других электронных библиотечных ресурсов
Организация en:Delos, разработавшая образцовую модель электронной библиотеки, определяет электронную библиотечную систему как информационную систему, основанную на заданной архитектуре и предоставляющую пользователю всю функциональность, определяемую задачами данной электронной библиотеки. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через соответствующую информационную систему. [8]
С организационной точки зрения электронные библиотечные системы можно разделить на внутренние и внешние в зависимости от источника и принципа их формирования. Внутренняя электронная библиотечная система разрабатывается библиотекой самостоятельно. В данном случае информационная система принадлежит библиотеке, что позволяет ей беспрепятственно пополнять свою электронную библиотеку, разрабатывать дополнительный функционал, интегрировать её с другими информационными системами, например, АБИС, сайт библиотеки, СДО, вести сквозные поиски и тд. Наполнение материалами в такой библиотеке может осуществляться как собственными фондами, например, трудами преподавателей университета в случае вузовской библиотеки, так и внешними, если имеются соответствующие договоры.
Внешняя электронная библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. До конечного пользователя необходимые материалы доставляются посредством платных онлайн подписок разной длительности. В таких сервисах разработан свой собственный функционал. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.
30 августа 2010 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. [9]
На заседании был рассмотрен вопрос «О комплексе организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронных библиотечных систем». Отмечено, что в настоящее время существует три вида электронных библиотечных ресурсов:
Все три группы электронных библиотечных ресурсов являются взаимодополняющими средствами обеспечения образовательного процесса, однако в рамках выполнения требований ФГОС ВПО и поручения Президента Российской Федерации от 31.10.09 № Пр-2920 необходимо было в первоочередном порядке обеспечить внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронно-библиотечных систем, обеспечивающих широкий доступ студентов вузов и специалистов к учебным материалам. Таким образом для соответствия требованиям новых ФГОС ВПО учреждения могут воспользоваться как внешней системой, так и создать собственную электронную библиотечную систему при условии, что она будет удовлетворять критериям, предъявляемым к ЭБС. [10]
Эбс что такое в библиотеке
Электронные библиотечные системы (ЭБС)
2. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛАНЬ»
3. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ГРЕБЕННИКОВ»
В базу данных входят журналы по общественным и гуманитарным наукам. База данных включает как новые статьи, так и архив статей. Полные тексты воспроизводятся с нумерацией страниц оригинала, облегчающей библиографические ссылки на источники.
Доступны полнотекстовые базы данных:
Адрес ресурса: https://dlib.eastview.com/
Организация доступа предоставлена всем посетителям библиотек. Возможен доступ к ЭБС вне библиотеки.
6. ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА IPRbooks (ЭБС IPRbooks )
Адрес ресурса: http://www.iprbookshop.ru/
Организация доступа предоставлена всем посетителям библиотек. Возможен доступ к ЭБС вне библиотеки.
7. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА «Университетская библиотека онлайн» (ЭБС «УБО»)
Электронная библиотека, обеспечивающая доступ высших и средних учебных заведений, публичных библиотек и корпоративных пользователей к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой и в настоящее время содержит почти 100 тыс. наименований.
Эбс что такое в библиотеке
Ц ифровая трансформация в сфере образования активно расширяется, охватывая новые уровни профессиональной подготовки. Агрегаторы наращивают свои коллекции, развивают сервисы, а образовательные учреждения заявляют о новых требованиях и пожеланиях к качеству контента и форматам доступа.
Журнал « Университетская КНИГА» продолжает изучать тему комплектования электронными ресурсами и представляет результаты уже ставшего традиционным исследования « ЭБС в библиотеках: как это работает на практике?».
Редакция « УК» благодарит за информационную и методологическую поддержку исследования коллег и партнёров: Ассоциацию производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов, НП « Ассоциированные региональные библиотечные консорциумы», Национальный электронно-информационный консорциум, Российскую государственную библиотеку (РГБ).
ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТОВ
В 2020 г. в исследовании приняли участие 458 респондентов, представляющих все федеральные округа нашей страны, а также ряд государств СНГ ( рис. 1 ).
Исследование 2020 г. продемонстрировало дальнейшую тенденцию на сокращение печатных фондов.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в текущем году 52% респондентов располагают фондами, насчитывающими до 0,5 млн экз. книг (в 2018 г. — 38,3%, в 2015-м — 34,1%).
Безусловно, на это значение немалое влияние оказали библиотеки колледжей, в фондах доминирующего большинства которых (93,6%) не более 100 тыс. экз. Однако и вузовских библиотек в этой группе оказалось 41,8% респондентов (двумя годами ранее — 39,9%). Доля библиотек университетов, в фонде которых до 1,5 млн книг, увеличилась с 84,5% в 2018 г. до 93,5% в 2020-м, а доля библиотек, располагающих фондами свыше 1,5 млн экз., сократилась более чем в два раза: с 15,6% в 2018 г. до 6,5% в 2020-м.
Как и два года назад, тренд на компенсацию печатного контента электронным остаётся актуальным. Из анализа табл. 3 следует, что доля библиотек, в фондах которых цифровые ресурсы составляют более 30%, увеличилась до 40% (два года назад — 35,9%). Динамика прироста в группе вузовских библиотек схожа с общей: с 38,5 до 43,2%.
Что касается комплектования печатными изданиями ( табл. 4 ) , то их доля в совокупных закупках продолжает сокращаться. Совсем не приобретают бумажные книги 6,3% респондентов, а доля тех, у кого закупки печатного фонда занимают менее 50% по отношению к закупкам цифровых ресурсов, составляет 74%. Данное значение — на уровне 2018 г. (74,6%). В сегменте университетских библиотек оно, как и двумя годами ранее, выше среднего — 80,1%. Колледжи в большей степени, чем вузы, ориентированы на бумажные учебники, но также начинают пополнять фонды электронными ресурсами.
Анализ табл. 5 продемонстрировал, что общий показатель доли отечественных коллекций в электронных ресурсах увеличился (в этом году сообщили, что в их фондах от 30 до 50% занимают российские цифровые ресурсы, 80,7% респондентов, в 2018-м — 77,5%). Вероятнее всего, это связано с влиянием на совокупный показатель данных, относящихся к колледжам. Особенности комплектования фондов данной категории образовательных учреждений следует изучать дополнительно.
Как показывает анализ, растут затраты библиотек крупнейших вузов, направляющих на закупку э-ресурсов более 3 млн рублей в год (18,1% в 2020 г. по сравнению с 11,3% в 2018-м). В то же время почти 70% респондентов отметили, что бюджеты на эти цели остались на прежнем уровне, а 7,8% — что они сократились ( рис. 4 ). Ещё меньше оптимизма вызывают прогнозы на следующий год.
КОНТЕНТ: НАЛИЧИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ
Более 60% доля такого подхода занимала и в 2015 г., и в 2018-м. Наиболее ответственно к этой задаче подходят 23,4% университетских библиотек: они подбирают несколько ЭБС, создают собственную и осуществляют точечный подбор контента. Интересно, что 34% колледжей обходятся одной ЭБС. Анализ показал, что 87,5% респондентов из числа выбравших данный вариант учреждений СПО приобретают следующие ресурсы: «Юрайт», BOOK.RU и Znanium.com. Вероятно, данные платформы содержат достаточный для колледжей объём контента, а их держатели более активно продвигают свои продукты в среде СПО.
Что касается предпочитаемых форм закупки цифрового контента ( табл. 8 ), то здесь значимых изменений не произошло, хотя несколько возросла роль узкоспециализированных коллекций, соответствующих учебным планам. В то же время анализ показал, что среди респондентов популярно сочетание различных форм закупки контента, например 33,9% вузов предпочитают приобретать базовые коллекции вместе со специализированными, а некоторые плюс к тому — отдельные издания в файлах.
С целью расширения представлений о характере электронных библиотек образовательных учреждений в 2020 г. в программу исследования был добавлен ряд вопросов. В частности, много лет подряд эксперты на различных отраслевых конференциях и совещаниях подчёркивали, что pdf-версии печатных учебников далеко не единственный вид контента, который должен быть представлен в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза.
Данные табл. 9 характеризуют текущее положение дел. Как показывает анализ, более 30% библиотек и вузов, и колледжей включают в состав электронных библиотек учебные видео и презентации. Тренд современности — онлайн-курсы: их имеют 28% университетов и 19% колледжей. В меньшей степени представлены тесты и интерактивные электронные учебники. Кроме того, 36,8% вузов и 12,8% колледжей отметили, что имеется возможность работать с отдельными статьями из журналов. Некоторые респонденты хранят сканированные редкие и ценные книги и отдельные работы преподавателей, выпускные квалификационные работы (ВКР), электронные версии печатных изданий конференций, научных изданий и журналов. В целом можно говорить о том, что электронные библиотеки образовательных учреждений за 10 с небольшим лет прошли серьёзный путь от хранилищ контента до развитых цифровых ресурсов.
Анализ табл. 10 позволил выявить значительные различия в том, каким контентом респонденты хотели бы расширить репертуар электронных ресурсов. Так, вузы в основном нуждаются в образовательных и научных изданиях на иностранных языках, а колледжи — в современной художественной литературе, что обусловлено особенностями программы подготовки, а также в книгах по организации профессиональной деятельности, что, очевидно, связано с расширяющимся движением WorldSkills.
ПРОНИКНОВЕНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ
Кроме того, респонденты назвали интерактивный 3D-атлас «Патологическая анатомия», Grebennikon, зарубежные базы данных.
Данные табл. 15 характеризуют то, как респонденты оценивают востребованность электронных ресурсов. Анализ показывает, что оценка продолжает повышаться: доля высокой выросла за два года на 7%, средней — снизилась на 4,5%, низкой — сократилась на 4,3%.
По оценке респондентов, в вузах наиболее активными пользователями являются студенты, а в колледжах — преподаватели ( табл. 16 ).
Активность университетских педагогов, по оценке опрошенных, уже несколько лет колеблется на уровне 60%. При этом подавляющее большинство респондентов информируют пользователей о наличии ЭБС ( табл. 17 ). 88,2% респондентов из университетских библиотек проводят обучающие семинары и лекции. 8,5% колледжей и 4% вузов засчитывают использование ЭБС при получении зачётов и рейтингов преподавателей, из этого же разряда — использование административного ресурса.
ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА
Исходя из табл. 18 основной технологией организации доступа пользователей к электронным ресурсам является саморегистрация из сети организации. Анализ показал также, что довольно распространено сочетание этой формы с доступом через прокси-сервер, единым кодом доступа и массовой загрузкой аккаунтов библиотекарем: его практикуют более 20% респондентов.
ВОПРОСЫ УЧЁТА И СТАТИСТИКИ
Анализ табл. 22 в целом подтверждает возросшую потребность профессионального сообщества в унификации учёта и отчётности: 88,1% респондентов не хватает сервисов, предоставляющих единую статистику, 41,9% — единой точки входа, по 12,2% — дискавери-сервисов и статистики отказов.
ВЫВОДЫ
Комплексный анализ показывает, что продолжается тренд на сокращение печатных фондов и замещение их электронным контентом. Основным подходом к обеспечению студентов цифровым учебным контентом остаётся формирование сводного ресурса из нескольких ЭБС (большинство устанавливает у себя продукты трёх — пяти агрегаторов). При этом университетские библиотеки подходят к этой задаче наиболее ответственно: почти четверть из них подбирают несколько ЭБС, создают собственную электронную библиотеку и осуществляют точечный подбор контента из продуктов других агрегаторов. Кроме того, среди респондентов популярно сочетание различных форм закупки контента, в частности 33,9% вузов предпочитают приобретать базовые коллекции вместе со специализированными, а некоторые плюс к тому — отдельные издания в файлах.
Что касается контента, то более 30% образовательных учреждений включают в состав электронных библиотек учебные видео и презентации, представлены онлайн-курсы, тесты и интерактивные электронные учебники, ВКР, сборники научных трудов и т.п. 36,8% вузов и 12,8% колледжей отметили, что имеется возможность работать с отдельными статьями из журналов. В целом электронные библиотеки образовательных учреждений за 10 с небольшим лет прошли серьёзный путь от хранилищ контента до развитых цифровых ресурсов.
Главными критериями выбора ЭБС в этом году стали полнота охвата по ассортименту и совпадение по профилю. Существенно выросло значение рекомендаций преподавателей, при этом данный фактор работает и на основную ЭБС, и на дополнительную. Около трети респондентов при выборе обращают внимание на наличие в основной ЭБС контента в современном формате: ePub, интерактивных учебников, книг с дополненной реальностью. А вот такой критерий, как наименьшая цена, особой роли уже не играет: доля фактора снизилась за пять лет с 75,7 до 38%.
Очевидно, что обеспечение образовательного процесса цифровыми ресурсами перестало быть формальной задачей: эффективная организация удалённого доступа к качественному контенту — это ответ на вызовы времени, подстёгнутые сложными условиями, в которые наша страна попала в начале 2020 г. При этом финансовая ситуация ухудшается и негативно скажется в дальнейшем на динамике развития фондов электронных ресурсов в учебных заведениях: почти 70% респондентов отметили, что бюджеты на эти цели остались на уровне прошлого года, а 7,8% — что они сократились. Ещё меньше оптимизма вызывают прогнозы на следующий год, хотя высока потребность вузов в образовательных и научных изданиях на иностранных языках, а колледжей — в современной художественной литературе.
Активное участие колледжей в исследовании в этом году внесло существенные коррективы в общую картину как в плане объёма фондов, так и в отношении глубины проникновения продуктов агрегаторов в ЭИОС учебных заведений. Так, нарастили свои показатели образовательная платформа «Юрайт», ЭБС Znanium.com и BOOK.RU, наблюдалось сокращение у ЭБС «Лань», IPRbooks, «Университетская библиотека онлайн», «РУКОНТ» и др. При этом с платформами «Юрайт» сотрудничают 63% колледжей-респондентов, с Znanium.com — 40%, с BOOK.RU — 38%. Очевидно, что эта группа пользователей требует дополнительного, более подробного, изучения.
Как показало исследование, пандемия, изменившая многое и в образовании, и в бизнесе, обострила вопросы этики. Корректность поведения, вовлечённость и поддержка агрегатора во время перехода библиотеки на дистанционный режим работы весной 2020 г. для 40% респондентов стали одними из главных факторов партнёрства с ЭБС. Очевидно, что социальная ответственность бизнеса — это не просто бесплатный доступ, эффективность которого респонденты оценивают достаточно высоко, но понимание и принятие проблем образовательных учреждений, попавших в ситуацию неопределённости и высокой турбулентности.
Во многом консолидация профессионального сообщества связана с тем, что все: и агрегаторы, и библиотеки — должны говорить на одном языке, база для которого — единый стандарт статистики. За его введение высказалось подавляющее большинство респондентов — 88,1%. Кроме того, 41,9% не хватает единой точки входа, по 12,2% — дискавери-сервисов и статистики отказов.
В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что растут как востребованность платформ, так и осознанность — понимание того, каков вектор развития образования в целом и образовательных ресурсов в частности. Для того чтобы сообщество стало более сплочённым, осталось решить ряд технических вопросов. Единый стандарт статистики позволит корректнее оценивать рынок, поддерживать достоверность отраслевых исследований и данных по востребованности ресурсов, обеспечивать коммуникацию с лицами, принимающими решения и отвечающими за бюджеты, инициировать новые проекты и содействовать в продвижении интересов отрасли в профильных ведомствах.
Елена Бейлина, главный редактор журнала «Университетская КНИГА»
Роман Каплин, выпускающий редактор журнала «Университетская КНИГА»