Как подобрать рифму для стиха

Как научиться рифмовать

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

Источник

Как писать. Азы стихосложения. Рифма

Доброго времени суток, пикабушники! Я из тех, кто пишет стихи и не так давно столкнулся с проблемой, а именно с «боязнью чистого листа». И что бы повыё скоротать время, которое я не могу писать стихи, решил попробовать по совету друзей разжевать некоторые моменты простыми словами.
Давайте разберем стихи на запчасти, дабы не страшась браться за их написание. Сразу скажу, что разберу только основы для начинающих, которые считаю важными.
За «скелет» можно взять три основополагающих стиха: рифма, ритм и образ.

В этом посте разберем рифму.

Рифма. Как много в слове этом.

Вообще, очень много всякого. Разберем только простейшие варианты, что бы выёб дабы быть способными отличить и разобраться, когда предоставится случай.

Для начала, рифма бывает открытой(оканчивается гласным звуком). К примеру: судьба-горба.

И так же бывает закрытой(оканчивается согласным звуком). К примеру: прораб-кебаб.

В целом, рифмы можно разделить по:
Слоговому объёму
Характеру звучания

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Обычно мужская и женская рифмы чередуются:

Мой дядя самых честных пра́вил,

Когда не в шутку занемо́г,

Он уважать себя заста́вил

И лучше выдумать не мо́г.

По характеру звучания рифмы делятся на(сейчас будет страшно):

точные и приблизительныебогатые и бедные

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

Рифма, звучная подрУГА

А когда затихли звуки в сумраке ночНОМ

Все имеет свой конец, свое начало

Загрустив, всплакнула осень маленьким дожДЁМ

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Обходит волк вокруг гумна,

И если в поле тишина,

То даже слышны издали

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало

Всё, что было не со мной, помню.

Р. И. Рождественский

С флагом, с песней становились слева,

и сама на головы спускалась слава.

Источник

Подбираем рифму

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Для ребёнка очень важно научиться отличать стихотворный текст от обычного, уметь находить в стихотворении рифмы и выделять их интонацией, самому подбирать рифмующиеся слова. Эти умения очень пригодятся при обучении в школе.

Вспомним известную пословицу: ч то тренируется, то развивается! Используя интересные увлекательные упражнения, можно легко развить этот навык даже у дошкольника. Умение писать стихи повысит самооценку вашего ребенка и очень поможет ему и в школе, и в жизни.

Поэты пишут стихи. Стихи отличаются от обычного текста тем, что слова в конце стихотворных строк рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Они образуют рифму.

Я люблю свою машину,

Заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину-шину.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Подбираем рифму к словам

Задание 1

Подбери окончания стихотворных строк. Назови рифмующиеся слова.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Задание 2

Подчеркни в загадках рифмующиеся слова. Отгадай загадки.

Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Пять ступенек лесенка,

На ступеньках песенка.

Белые горошки

Падают с ветки

Золотые монетки.

Падают с ветки

Золотые монетки.

Не зверь, не птица,

А нос, как спица.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

Корзинка на ветке,

Чирикают в ней детки.

Задание 3

Разгадай шараду. Напиши слова-отгадки.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Более подробно с шарадами можно ознакомиться в статье «Шарады для детей».

Задание 4

Доскажи словечко.

Ветер тучкам дул в мордашки

И велел полить …

Пляшут в воздухе пушинки-

Это белые …

Своими иглами не раз

Удивлял нас …

Как звонко поют птички!

Да это же …

В канавке и на кочке

Выросли …

Сверкают капельки-росинки.

Они висят на …

В огороде у калитки

Примостились две …

Задание 5

Собери стихотворные строчки.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Задание 6

Замени одну букву и напиши новое слово.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Задание 7

Назови картинки. Подбери рифмующиеся пары.

Например: грач-врач, печка-речка и т.д.

Или, как разновидность, подбери к слову или к картинке рифмующиеся слова.

Например: жук — лук, …, …, …

Выполните с ребёнком эти упражнения, поиграйте с ним! Тем самым вы обогатите его словарный запас и поработаете над развитием речи и логики.

Еще больше интересных упражнений и заданий в книге О. Наумова «Подбираем рифму»

Кто знает, может выполнив все эти упражнения ваш ребенок научиться сочинять стихи. Ему это понравится, и он станет настоящим поэтом.

Как бы там ни было, но умения, которые ребенок приобретет благодаря заданиям этой книги, несомненно будут очень полезны при обучении в школе.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

В книге ребенок найдет множество различных интересных и увлекательных упражнений: загадки, ребусы, шифровки, игры со словами, задания для развития логики, внимания, фонематического слуха.

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

Как подобрать рифму для стиха. Смотреть фото Как подобрать рифму для стиха. Смотреть картинку Как подобрать рифму для стиха. Картинка про Как подобрать рифму для стиха. Фото Как подобрать рифму для стиха

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Рифмы к словам

Rifma-rifma.ru — большой бесплатный словарь рифм русского языка.

Узнать рифмы к слову на букву:

Рифмы в силлабо-тоническом стихосложении

Распространено мнение, что создать стихотворение легко: достаточно подобрать рифмы. Это одно из самых невежественных заблуждений, поскольку инструментарий поэта состоит не только из рифмы, но из стихотворного размера, звукописи, фигур речи и тропов, не говоря уже о приемах построения фабулы стихотворения и иных синтаксических явлениях (к примеру, цезура).

Сразу нужно обратить внимание: рифма, как, впрочем, и размер, не является обязательным элементов поэтического текста, чему примером являются белые стихи и верлибры. Тем не менее она особенно характера для русского фольклора, где использовалась и используется по сей день в виде, как правило, глагольных созвучий: пришел – нашел. Именно фольклорное начало русскоязычной рифмы определило ее дальнейшее распространение в поэтическом творчестве наших соотечественников.

Также необходимо отметить, что рифма присуща в первую очередь поэтическим произведениям, к которым относятся даже рифмованные рекламные слоганы и тексты столь популярных рэп-исполнителей. Сейчас именно в поэзии она закрепилась почти как неизбежный элемент стиха. Раньше же созвучия применялись даже в политических и научных трактах – для предания слогу восторженности и выделения особо важных частей текста.

Что называется рифмой

Основные виды рифмы

Принципиальная классификация клаузул в стиховедении производится по месту постановки в них ударения:

В русской системе стихосложения возможна постановка ударения до девятого слога с конца слова. Такие рифмы нигде не используется, но термин для них все же существует – супергипердактилические клаузулы – так принято называть все типы рифмовок, идущие после гипердактилических.

Звучание и ощущение рифмы

Поскольку рифма – явление в первую очередь музыкальное, то и воспринимать ее следует лишь на слух. Именно по этой причине у большого поэта – хороший слух. Это уже несколько углубленное понимание созвучия: так чем же отличается вышеописанная пара немое – ярмо и от, скажем, пары снега – нега?
Для звуковой характеристики рифмы так же существует отдельная классификация. Важно отметить, что каждый пример созвучия невероятно индивидуален. Слова сложно поддаются строгой классификации, а спорных моментов при анализе звучания рифмы в определенном стихотворении может возникать достаточно много.

Клаузульная схема и рифмы в твердых формах

Наверняка каждый читатель помнит хоть какие-то четверостишия из школьной программы по литературе. Но куда меньшее их число знает, что четверостишие – это классическая твердая поэтическая форма – катрен:

Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.
(Баратынский)

Клаузульная схема – какая строка с какой рифмуется – в катрене может быть представлена в трех вариациях, которые стали самыми распространёнными схемами расположения созвучий в мировой поэзии 19-20 века.

Так же известная всем со школы онегинская строфа – тоже твердая поэтическая форма. Твердость формы заключается в том, что она имеет собственную клаузульную схему, а порой даже и требует использование определенного стихотворного размера (как с классическим итальянским сонетом или александрийским стихом). Онегинская строфа подчинена автором строгому расположения клаузул, схема которого такова (Прописными буквами принято обозначать женские рифмы, строчными – мужские): AbAb CCdd EffE gg.

Поэт, исходя из своего опыта, уровня владения языком и стилистическими приемами, стихотворными размерами, тропами и фигурами речи, может варьировать даже в рамках одного произведения несколько типов рифмовок, не замыкаясь в рамках определенного твердого размера, и даже придумать свою собственную.

Некоторые другие виды рифмы

Накопив багаж как теоретических, так и практических знаний об основных видах клаузул и способах их размещения в стихотворении, поэт может повысить уровень владения поэтическим языком, начав использовать описанные ниже типы созвучия.

Источник

Занятие 17. О рифме

Есть много людей, которые считают, что поэзия отличается от прозы только «красивой формой». Однако, это далеко не так. Можно проделать простой опыт. Попробуем выразить прозой один куплет всем известного стихотворения С. Есенина. Просто заменим в нём порядок слов:

Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

Напишем: » Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду». Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения.
Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, «рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические

НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах:

Настя Карпова, Настя Карпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою каркало
Молодых и старых ворон.

ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные одинаковыми частями речи:

Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: «Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы».
Рифма является одним из вспомогательных ритмических элементов. Иногда в стихах её может и не быть, как в античной прозе, где строгое чередование стоп создавало полную ритмическую упорядоченность и рифма как усилитель ритма не требовалась.

Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *