Кто такие наложницы в китае

Тайны китайских гаремов

С древних времен одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Он предназначался для демонстрации и реализации мужской потенции, обладание которой являлось обязательным качеством правителя с точки зрения культа «священного царя».

Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь. Наивысшей степенью активности иньной энергии наделялась императрица. Однако эта ее энергия не была беспредельна. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц, тем самым, как считалось, обеспечивая возможность забеременеть и родить от императора умное и крепкое потомство. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с Сыном Неба, причем, чем ниже ранг, тем чаще они могли это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате этого фактическими властительницами гарема становились, как правило, наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Ян-гуйфэй. Сначала стала женой танского «принца» Шоу-вана, одного из сыновей императора Сюань-цзуна — Ли Мао. А позже ее полюбил и сделал своей женой сам император.

Непременным атрибутом гарема на Востоке служили евнухи. Однако в Китае использование скопцов являлось исключительным правом правящей династии, т. е. императора и князей из императорского рода. Богатым простолюдинам Китая, в отличие от Турции и других стран Востока, под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах.

По преданиям, сын прародителя китайской цивилизации Желтого Владыки имел одну официальную супругу и трех наложниц. Наличие у правителя Древнего Китая четырех жен было (как и в странах исламского мира) нормой дворцовой жизни.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и наложниц, по числу месяцев в году (три жены и девять наложниц); князьям положено было девять женщин (одна жена и восемь наложниц), а крупным чиновникам – одна жена и две наложницы.

Однако, несмотря на строгое подчинение в организации дворцовой жизни определенным числам, в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, в период династий Тан (618–907 гг.) и Мин (1368–1644 гг.) во дворцах императора было больше всего наложниц – цифра их доходила до 40 тысяч человек и более.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Си Ши. Наложница Фучая, правителя царства У. После падения царства У вместе с министром Фань Ли покинула дворец.

Во времена других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. Например, у императора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

В «Законах великой династии Мин» было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, и сколько полагается наложниц. Старшим сыновьям цзюнь-ванов, а также цзянцзюням и чжунвэям (родственникам царственной фамилии), достигшим после женитьбы 30 лет, если их жены не родили сыновей, разрешается выбрать одну наложницу. Впоследствии, если родится сын, независимо, от жены или наложницы, ограничиться одной наложницей. Если и по достижении 35 лет не родится сын, то только тогда старшим сыновьям цзюнь-ванов и цзянцзюням разрешается взять всех трех наложниц, чжунвэям — двух наложниц. Простолюдинам сорока лет и старше, не имеющим сыновей, разрешается выбрать и взять одну наложницу. При этом во все времена запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин, носящих одинаковую с будущим мужем фамилию.

Некоторые считают, что китайские женщины не очень ревнивы. Но это не так. Их ревность обострялась по мере развития института сожительства. Ревность стала одним из немногих способов их самозащиты. Ревнивая женщина могла только благодаря силе своей сексуальности заставить мужа отказаться от намерения завести наложницу. Чиновники-подкаблучники частенько появлялись в присутственном месте с синяками на лице, что заставило одного из императоров даже издать специальный указ о наказании ревнивых жен.

Помимо гаремов у князей и высокопоставленных чиновников еще издревле имелись собственные труппы из нюйюэ — обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банкетов, трапез и частных пирушек. Эти нюйюэ («нюй» — женщина, девушка) вступали в беспорядочные сексуальные отношения не только со своим хозяином, но и его свитой и гостями. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто переходили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Состав гарема Сына Неба регулярно обновлялся, чтобы во дворце появлялись новые молоденькие наложницы. Для этого раз в несколько лет устраивались специальные «смотрины».

В древности смена женщин во дворце происходила один раз в 10 лет. Позже, во времена династии Цин, каждые три года сменялось больше половины жительниц гарема.

Смотрины устраивались и когда император искал себе невесту. На них приглашали дочерей чиновников высших рангов. При этом родственницы императорской фамилии не должны были выставлять своих дочерей на смотрины по случаю выбора невесты Сына Неба – вероятно, потому, что это создавало опасность кровосмешения.

Некоторые аристократы не желали, чтобы их дочери попадали во дворец императора, поскольку жизнь во дворце Сына Неба была далеко не всегда сладка и безоблачна. Поэтому они иногда даже слегка уродовали своих дочерей, чтобы тех не забрали во дворец, или представляли вместо своих дочерей непривлекательных бедных молодых девушек, купленных специально для этого.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Ф.Буше (1703-1770). Китайская свадьба

Как утверждают китайские знатоки придворной жизни в Запретном городе, перед настоящим браком для маньчжурских императоров устраивался так называемый пробный брак – чтобы они могли обрести необходимый практический опыт. «Пробных жен» часто отбирали из фрейлин, а затем немедленно отдаляли от молодого Сына Неба, иногда даже уничтожали, дабы он не мог привязаться к ним. Во время такого «пробного» брака возле «драконова ложа» стояла опытная женщина, которая подсказывала, что именно и как нужно делать. Активно использовались и наглядные пособия.

В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы – женам, жены – главным женам, и все без исключения – первой госпоже, главной жене отца, а в случае его смерти – главной жене старшего сына. А в гареме Сына Неба императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены, а также наложницы не имели права сидеть при первой или главной жене.

В гареме наложницы должны были оставаться до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялось детей, они удалялись из дворца. Наложницы же, родившие от Сына Неба детей, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора, то есть императрицы.

Как проходили наблюдение и учет над Царственными Соединениями, можно увидеть на примере шанского правителя Чжоу Синя. В его опочивальне было установлено специальное кресло, сидя в котором, тунгуань (особая придворная дама) внимательно наблюдала за происходящим, следя за тем, чтобы Царское Соединение действительно имело место без обмана. Для регистрации таких акций использовались специальные кисточки красного цвета. И в позднейшие времена появился даже особый жанр эротической литературы – «Истории, написанные красной кисточкой».

Евнухи следили за строгим соблюдением индивидуального «графика посещений» Сына Неба. Император, желая провести ночь с какой-либо наложницей, повелевал главному евнуху доставить ее в свои покои. И делалось это по особому правилу. В приемной комнате Сына Неба на небольшом столике находился «драконовый» ларец, в котором, разделенные на секции, стояли рядами нефритовые жетоны, на которых были выгравированы имена его наложниц. Когда император делал выбор, он вынимал соответствующий жетон, ударял в настольный гонг и молча протягивал табличку вошедшему евнуху.

Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам. По древним законам только женам высшего ранга позволялось оставаться с императором на всю ночь. Наложницы же обязаны были покидать спальню до наступления рассвета. Существовал ряд второстепенных правил: в случае, если главная жена отсутствовала, то наложница должна была покидать спальные покои сразу же после завершения полового акта.

Чтобы забеременеть от Сына Неба и стать матерью наследника престола, достигнуть наивысшего положения во дворце, обитательницы гарема пытались использовать все средства, какие возможно: интриги, клевету, насильственное прерывание беременности, сговор с евнухами, их подкуп, усыновление по политическим мотивам чужого ребенка и даже убийство соперниц.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Ван Чжаоцзюнь. Наложница ханьского императора Юань-ди. Придворный художник, не получив от нее, как от других девиц, взятки, изобразил ее на одной из картин уродливой. Так как император не видел ее до этого, как самую некрасивую ее было решено отдать в жены вождю племени сюнну (гуннам).

Порой жизнь в гареме превращалась в настоящую адову пытку. К примеру, князь Цзянь был садистом, который развлекался со своими сестрами и ради забавы заставлять топить в озере при своем дворце мальчиков и девочек. Когда наложниц из гарема уличали в каких-то прегрешениях, он приказывал им весь день оставаться голыми во дворце и отбивать время на барабане, голыми сидеть на деревьях или же велел морить их голодом до смерти.

Был известен своим жестоким обращением с многочисленными наложницами и сын императора Уцзуна Шицзун. По преданию, такое обращение привело в 1542 г. к тому, что доведенные до отчаяния дворцовые женщины предприняли попытку покушения на своего хозяина. Несчастных женщин схватили, немедленно отсекли руки и ноги, а с наступлением утра предали смерти. Неудавшаяся попытка покушения произвела на Сына Неба такое глубокое впечатление, что напуганный Шицзун после этого много лет скрывался в одном из дворцов на территории современного Чжунаньхая и отказывался от аудиенций высших сановников.

Как уже упоминалось, гаремы были не только у императоров. Уже в Древнем Китае в среде высшей знати часто практиковался сорорат – когда вместе с невестой в дом мужа ехала ее младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместителя жены, наложницы.

Вообще положение женщины в гареме влиятельного китайского аристократа не было столь приниженным, как, скажем, в гареме турецкого султана. А женщины из правящего дома имели немалое политическое влияние и порой активно вмешивались в дела государства или удела, не говоря уже об интригах, которые чаще всего тоже имели политический характер.

Источник: В.Усов, «В гареме Сына Неба. Жены и наложницы Поднебесной».

Источник

Кому полагались и как жили наложницы в Древнем Китае

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

В Древнем Китае гарем был показателем власти. Он использовался для демонстрации могущества, высокого статуса и мужской силы. Для императора наличие наложниц служило подтверждением сильной мужской потенции — одного из обязательных качеств владыки Поднебесной.

Иметь наложниц — часть китайской культуры и традиций, однако не каждый желающий имел право завести гарем. В Поднебесной была целая система правил, которые определяли, кто имеет право на наложниц, а кто – нет. Вся жизнь гарема и его обитателей была подчинена определенным устоям и традициям, от выбора кандидаток до лишения статуса наложницы.

Кому полагались наложницы в Древнем Китае

В первую очередь наложницы всегда были у императора. Но для владыки Поднебесной это не столько привилегия, сколько обязанность – наличие гарема показывало его силу и могущество. Требуемое количество жен и наложниц при разных династиях разнилось. В эпоху Сун императору полагалось 3 жены и 9 наложниц, по женщине на каждый месяц в году. Однако императоры не всегда следовали этим предписаниям. Некоторые владыки Поднебесной заводили несколько тысяч наложниц, многие из которых видели своего хозяина лишь раз в жизни.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Для других мужчин Древнего Китая были более четкие правила. При той же династии Сун князьям дозволялось иметь 1 жену и 8 наложниц, а высшим чиновникам – 1 жену и 2 наложницы.

Наиболее четко правила гарема были прописаны при династии Мин. В те времена наличие наложниц в доме сильно зависело от того, родила ли законная жена мальчика или нет. Для родственников императорской крови предписывалось дозволение взять наложницу, если женатый мужчина в возрасте 30 лет не имел сына. Если при наличии жены и наложницы к 35 годам сын так же не рождался, дозволялось взять еще двух наложниц. Простой смертный мог взять в дом только одну наложницу. Для этого требовался возраст в 40 лет и у мужчины все еще не должно было быть сына от жены.

Как жили и выбирались наложницы императора в Древнем Китае

Для того чтобы император Поднебесной выбрал себе наложниц, проводились «смотрины». Это действо повторялось несколько раз за жизнь правителя, ведь гарем требовал регулярного обновления. В зависимости от периода, смотрины проводились с разной периодичностью. Для династии Цин характерным был выбор новых наложниц каждые три года.

С момента, как девушка становилась наложницей императора, ей присваивался ранг. Он определял, сколько раз в месяц император сможет призвать ее в свои покои. По китайским традициям наложницы более низких рангов могли чаще оказываться в императорской постели. Однако вне зависимости от ранга, если наложница смогла родить императору мальчика, ее положение в гареме повышалось, и даже появлялась вероятность получить статус жены.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

В гареме была четкая структура власти. Наложницы подчинялись женам, жены – главным женам, но главной женщиной при дворце была первая госпожа – главная жена отца, нередко мать владыки Поднебесной.

Желая призвать какую-либо наложницу, император выбирал в драконьем ларце карточку с ее именем и отдавал слугам. Слуги находили нужную девушку, уводили в ее спальню, снимали с нее всю одежду и подготавливали ее тело с помощью благовоний. После этого, обернув в накидку из пуха цапли, наложницу доставляли в покои императора. Покинуть спальню владыки наложница должна была до наступления рассвета.

Такой призыв вполне мог случиться лишь раз в жизни девушки, и все остальное время до 25 лет она оставалась предоставлена сама себе. Когда наложнице исполнялось 25 лет, и у нее еще не было детей, ей нужно было покинуть дворец.

Источник

Китайский гарем

Во многих восточных культурах признаком величия правителя был его гарем. Чем больше в нем числилось наложниц, тем могущественнее чувствовал себя его хозяин.

Китай не стал исключением. Женщины в гареме императора вели себя настолько свободно, что некоторым из них удавалось взять власть в свои руки.

Обладание большим гаремом в китайской традиции было обязательным для императора. Так демонстрировалась мужская сила правителя, а это было важным качеством для Сына Неба. В императорском гареме женщины разделялись по рангам (в разные периоды количество рангов менялось), или, если точнее, по степени активности энергии инь. Наивысшей концентрацией женской энергии обладала императрица.

Императрица могла вступать в интимную связь с супругом не больше одного раза в месяц. Считалось, что этого было достаточно, чтобы зачать наследника и в то же время не нарушить стабильность мужской энергии ян императора. Наложницам более низких рангов было разрешено посещать правителя чаще, так как их энергия была слабее. Получалось, что жительницы гарема низшего ранга больше всех проводили времени в покоях императора. Все посещения наложницами Сына Неба фиксировались в специальной книге. В записях отмечалось, произошло ли таинство зачатия или нет. Жили наложницы и жены (а их могло быть несколько) в разных частях дворца, престижность места также определялась рангом женщины.

Как же девушки попадали в императорский гарем? Отбор проходил в несколько этапов. Сначала дочери чиновников высокого ранга представлялись сановникам. Затем отобранных красавиц обучали всем правилам императорского двора. На завершающем этапе выбрать наложниц и распределить их по рангам мог как сам император, так и его мать. Выбранным девушкам евнухи вручали жезлы. Первой знак отличия получала будущая императрица.

Кто такие наложницы в китае. Смотреть фото Кто такие наложницы в китае. Смотреть картинку Кто такие наложницы в китае. Картинка про Кто такие наложницы в китае. Фото Кто такие наложницы в китае

Судьба наложниц полностью была в руках императора. За бездетность, утрату красоты или строптивость девушку в одночасье могли выгнать из дворца. Однако случалось и так, что из обычной наложницы женщина становилась фактическим правителем Китая. Так произошло с У Цзэтянь, которая была наложницей при двух императорах, в 655 году стала императрицей и взяла власть в свои руки, так как ее муж был слаб духом.

Такие случаи хотел не допустить Мин Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин. Он писал: «Никогда не допускать своевольной власти обитательницы главного двора кого-либо из второстепенных жен и наложниц… На каждое ночное посещение ими покоев государя установлена очередность. В случае, если появятся жены, ведущие необоснованные речи, то при выявлении зловредности сказанного следует делать им внушение. В императорском дворце не должно быть ревнивых женщин».

Наложницам в гареме императора посвящали стихи многие литераторы. Поэт Цюй Юань писал:

Шестнадцать молодых служанок
Придут, чтоб угождать тебе,
Наскучат — замени другими, —
Немало есть невинных дев,
Подобных тем, которых иньский
Когда-то Чжоу Синь любил!

Источник

Иерархия женщин гарема у китайского императора

Про уклад в Османском гареме слышали более менее все, а про Китай — практически нет. Может, если бы и они сделали несколько романтических сериалов, то все так же обсуждали наложницу ставшую императрицей, вроде Цы-си.

Обитательниц гарема называли «внутренние чиновники» или «исполняющие официальные обязанности внутри покоев», так как они находились на службе у императора, хоть и в покоях, но состояли на жаловании.

Наложницы Китая империи Тан имели строгую иерархию и делились на ранги: жены, наложницы и дворцовые служанки. У каждой наложницы свои собственные служанки. С каждой династией количество наложниц менялось и запутаться было достаточно легко. Главное место занимала императрица и ранга не имела, но и она когда-то была наложницей.

художник Чжао Гоцзин

Следом за императрицей были четыре наложницы/жены первого ранга — матери наследников и принцев. У каждой был свой титул, с окончанием «почтенная подруга».

Так как источники расходятся, то я предложила две версии. Эти четыре жены императора были «на подхвате» у императрицы. Вообще считалось, что это «идеальный чайный сервиз» — четыре жены (чашки) и один император (чайник).

Следом за четырьмя жёнами шли наложницы второго ранга, именовавшиеся «образец»: образец чистоты, нравственности, достоинства, кротости, прелести и благоухания. Они наставляли обитательниц гарема в добродетелях и так же помогали императрице.

Следом шли четыре наложницы третьего ранга и назывались «красавицы» в их обязанности входило заведовать церемониями и принимать гостей. А наложницы четвёртого ранга заведовали порядком в покоях императрицы.

кадр из к/с «Ян Гуй Фэй» о наложнице из династии Тан

Далее мнением авторов расходится: было 5 или 8 рангов наложниц, так как автор М. Рыбаков писал про 8 рангов, а в книге В. Усова — всего 5. Император Сюань-цзун держал во дворце более 40 тысяч наложниц! Потом, конечно, их ряды заметно поредели, а императора Гуансюнь имел всего 2 наложницы.

Что интересно, так проводить время с императрицей император мог не чаще раза в месяц, считая, что так женская энергия накапливается, чтобы потом раз в месяц иметь больше сил зачать здорового наследника. А вот с женами и наложницами императору Китая требовалось, именно требовалось по закону, проводить время 1 раз в 5 дней, так как считалось, что чем ниже ранг девушки, тем больше сил и стараний нужно императору, чтобы зачать наследника. Потому по негласным правилам реальную власть имели наложницы более низких рангов, которые чаще видели императора, чем императрица.

Источники: М. Рыбакова «Танская бюрократия»; «В гареме Сына Неба. Жены и наложницы Поднебесной» Усов Виктор Николаевич.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал по истории! Спасибо.

Источник

Кто такие наложницы в китае

Статус наложницы в традиционном Китае
Статус наложницы в традиционном Китае

В традиционном китайском обществе женщины не только воспитывали детей и занимались хозяйством, но также жили во дворце, прислуживая императору, подчас играя важную роль в управлении государственными делами.

Наложницы во дворце императора

Наложницы должны были оставаться в гареме до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялись дети (прежде всего сыновья), они удалялись из дворца. Наложницы-матери детей, родивших от Сына Неба, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора и императрицы.

Женщины и девушки дворца составляли две категории: жены и наложницы императора и дворцовые служащие. Все женщины императорского дворца были разбиты на несколько разрядов. Ко времени правления императора Юаньди (с 49 до н. э. до 33 до н. э.), по данным известного российского историка Р. Вяткина, на­считывалось 14 категорий наложниц. В позднеханьский период, по данным С. В. Волкова, для наложниц было установлено только четыре ранга[17].

А вот какую градацию жен и наложниц приводит историк Ван Япин. Главной среди женщин во дворце была императ­рица, или главная жена Сына Неба, далее шли четыре (а не три, как считает В.В. Малявин) «дополнительные» жены, каждая из них имела особый титул: драго­ценной наложницы, добродетельной, нрав­ственной и талантливой наложницы. Об этом говорится в трактате«Ли-Цзи». Были также три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень; девять старших наложниц, занимавших вторую ступень; 27 младших наложниц, которые в свою оче­редь делились на: девять фрейлин, девять красавиц и девять талантов, занимавших третью, четвертую и пятую ступени, и 81 «гаремная девушка». Они также делились на три категории: 27 девушек, 27 императорских женщин и 27 женщин-сборщиц, составлявшие шестую, седьмую и восьмую ступени»[18]. По вышеизложенным данным можно сделать вывод, что нет точной градации наложниц в императорском дворце, но одно можно сказать точно – наложниц было много и все они наделялись различной властью.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и налож­ниц, по числу месяцев в году (три жены и девять налож­ниц); князья должны были иметь девять женщин (одна жена и восемь наложниц); крупный сановник — одну жену и двух наложниц.

Помимо наложниц, во дворце Сына Неба еще имелись дворцовые девушки, которые стояли на последней ступени, и дворцовые служанки, которые были за пределами всех ступеней и являлись самыми низшими по статусу людьми во дворце. Использование дворцовых девушек и слу­жанок было строго ограничено узким кругом дворцовых учреждений. В эпоху Мин они были организованы в семь специализированных учреждений, которым подчинялись 24 подразделения. В XV веке многие женские функции взяли на себя евнухи, и осталось только одно женское по составу учреждение — служба одежды с четырьмя вспо­могательными бюро.

Все эти числа, как мы видим, имели космологическую семантику. Однако в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, именно в период династий Тан (618-907) и Мин (1368-1643) было больше всего наложниц во дворцах императора. Известно, что император Сюаньцзун (712-756), отличавшийся крайним любвеобилием и подпавший уже в шестидесятилетнем воз­расте под чары молодой наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин.

На основе исторических материалов Ван Япин приводит такие данные по количеству женщин во дворцах Сына Неба в разные исторические эпохи. Во дворцах Цинь Шихуана (246-210 до н. э.) их насчитывалось 10 тысяч, Уди ханьского (140-87 до н. э.) — 20 тысяч, Уди цзиньского (265-290) — 15 тысяч, во дворцах Янди суйского (605-617) — несколько десятков тысяч и, как мы уже говорили, у Сюаньцзуна в танское время — около 40 тысяч женщин.

В период других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. У импе­ратора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

Жен и наложниц во дворце обслуживали евнухи и женщи­ны-служанки. Количество тех и других в разные династии варьировалось. Так, в последнюю половину правления дина­стии Цин, по данным Дянь Дэнго, у вдовствующей императ­рицы было 12 служанок, у императрицы — 10, у наложниц первой категории — 8, второй — 6, третьей — 4, у обычных наложниц — 3 служанки.

Наложницы, по мере поступления их в дом хозяина, получали порядковые номера: наложница № 1, 2, 3, 4 и т.д. Чем больше был порядковый номер наложницы, тем меньшую цену имела в глазах общества. JI. Васильев отмечает, что женщины в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно.

В танское время, да и позже, как считает известный рос­сийский историк А. А. Боюцанин, вплоть до XVI века число наложниц не лимитировалось. Брак с наложницей в те годы оформлялся официально. Наложниц или «брали в жены», или «покупали». Когда вступают в брак с налож­ницей, то также следует оформлять контракт, — говорилось в Танских уложениях. Если покупают наложницу и не знают ее фамилии, последнюю следует определять посредством гадания[22]. Запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин одной с будущим мужем фамилии.

Хотелось бы прояснить ситуацию, которая складывалась после смерти императора. Еще в глубокой древности существовал ритуал, по которому при кончине императора осуществлялось и погребение его жен и наложниц. Это следовало из древнего китайского понятия, что душа усопшего и на том свете живет и ей требуется все, что у нее было на земле. Отсюда и пошел обычай заживо хоронить жен вместе с их умершими мужьями. Уже с первым императором централизованной империи Цинь Шихуаном были захоронены его жены (но только те, кто не имели от него детей!). Императоры династии Мин решили восстановить этот древний страшный ритуал — погребение наложниц вместе со смертью императора. В императорских гробницах погребали главную жену Сына Неба, иногда мать наследника и отдельных, чем-то прославивших себя наложниц. Однако, как правило, многим наложницам отводилось специальное место погребенья где-нибудь поблизости от гробницы императора. Любимым наложницам императоры сооружали отдельные гробницы. В этом отношении интересна усыпальница наложницы императора Сыцзуна Тянь Гуйфэй. Она представляет собой большой зал с девятью рядами колонн. В этой могиле были погребены покончивший самоубийством император и убитая им наложница Чжоу. Жестокий обычай, вновь введенный при Минах (1368-1644) — убийство наложниц далеко не ограничивался императорским двором. Постепенно его рамки расширялись, количество жертв увеличивалось. Высшие сановники, подражавшие во всем двору, вскоре тоже стали исполнять этот кровавый «ритуал», и нередко оказывалось, что по жестокости они превосходили Сына Неба.

Убийство наложниц совершалось довольно своеобразным способом — как бы по воле самих наложниц. Вся система общественного воспитания с раннего детства вырабатывала у будущей наложницы сознание невозможности существования без императора, убеждала ее, что она обязана быть как на этом, так и на том свете. Разумеется, это убеждение юных наложниц было взлелеяно старыми религиозными представлениями. С другой стороны, следует учитывать, что Сын Неба был «богом на земле», перед которым трепетали все, не исключая и наложниц. Все это служило причинами их массовых самоубийств в день погребения императоров и вельмож или в ближайшее время после их смерти. К этому следует добавить, что императорский дворец, как мы хорошо знаем, был ареной борьбы за власть и престол не только среди вельмож и чиновников, но и среди императорских наложниц. Многие из них должны были раньше времени уходить на тот свет в результате тайных интриг, зависти своих же дворцовых подруг.

Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, не только общепринятыми, ставшими нормальными обычаями, из которых никто не осмеливался сделать исключения. Оно подкреплялось также системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, — системой, которая в значительной степени возбуждала тщеславие наложниц, сознанием того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Часто дворцовые сановники из палаты ритуалов подбивали юных красавиц на самоубийство.

После самоубийства наложницам давались величественные имена с иероглифами, свидетельствующими о тех или иных достоинствах невинных жертв. Имена давались красивые, благозвучные и нравоучительные, говорившие о достоинствах покойной.

Но еще ужаснее была участь дворцовых служанок, которых не возвеличивали после вынужденной смерти, а сжигали в общих так называемых «колодцах». Один из крупнейших колодцев находился в 5 ли (2,5 км) за городскими столичными воротами Фучэнмэнь. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок — называли «Гунжэньсе».

Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе» в китайских хрониках: «Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике — пагода. Колодцы сверху покрыты каменными плитами, на них есть небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах. Их трупы сжигались внутри колодца»[23].

Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.
Наложницы в богатых домах и у простолюдинов

Что касается наличие наложниц у простых людей, то следует заметить, что во времена династии Мин существовал свод правил «Законы великой династии Мин», в котором было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, сколько полагается наложниц. Наложниц для самых ближайших родственников императора, разрешалось выбрать один раз по подаче доклада самое большое 10 человек, их сыновьям разрешалось иметь 4 наложницы[24].

Постепенно наложниц стали брать не только родствен­ники императора и сановники. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

Наложница называла жену своего мужа госпожой и носила по ней траур в случае ее смерти, а жена в ана­логичном случае траура по наложницам мужа не носила. Естественно, наложница должна была носить траур и по своему мужу, но муж по своей наложнице, не имевшей от него сына, и по наложницам своих сыновей и внуков траура не носил. За избиение наложницы без видимых ран, перело­мов или увечий муж никакой ответственности не нес. Но если муж убивал наложницу, то его наказывали на две ступени более слабо, чем за убийство простого человека. По законам Танской империи раб за изнасилование наложницы хозяина получал наказание на одну ступень меньшее, чем за изна­силование его жены. Вообще наказание за изнасилование наложницы или прелюбодеяние с ней всегда было мень­шим на одну ступень, чем за изнасилование жены или пре­любодеяние с ней. Жена, обругавшая мужа, получала год каторги, наложница — полтора. Наложница в случае нане­сения мужу раны или увечья подлежала в средневековье смертной казни.

Положение наложницы в семье резко менялось, если она рожала сына, и особенно если ее сын, при отсутствии прямых наследников у главы семьи, сам становился во главе этой семьи. Преимущественное право в данном отношении при­надлежало старшему сыну первой наложницы.

За изнасилование наложницы отца или деда, у которой от отца или деда был сын, виновному грозила смертная казнь путем удавливания. Если же у нее не было сына, наказание было менее суровым. За изнасилование жены налагался более суровый вид наказания — отсечение головы. В минское время наложница, поднявшая руку на жену, подлежала порке 60 тол­стыми батогами и годичной высылке; жена же, не причинившая наложнице переломов и более тяжелых увечий в результате рукоприкладства, вообще не привлекалась к ответственности. Наложница, обругавшая жену, получала 80 ударов толстыми батогами, тогда как за словесное оскорбление наложницы официальной супругой закон не предусматривал никакого наказания. Таким образом, мы видим, насколько разным было отношение в семье и обществе к главной жене и наложнице.

Помимо гаремов, у князей и высокопоставленных чиновников имелись собственные труппы, обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банке­тов, трапез и частных пирушек. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто перехо­дили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка. Дарить красивых танцовщиц стало нормой дипломатического этикета при княжеских дворах. Известно, что в 515 году до н. э. один вовлеченный в тяжбу крупный чиновник в качестве взятки судье предло­жил труппу таких девушек. Наличие танцовщиц и певичек считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Однако со вре­менем только правящие семейства могли иметь частные труп­пы, хотя публичные дома предоставляли профессиональ­ных певиц и танцовщиц всем, кто был в состоянии за это заплатить[25].

Простолюдинам от сорока лет и старше, при отсутствии сыновей, разрешалось приобрести одну наложницу. Все бездетные мужья имели право на заключение брака с наложницей. При этом, мужчина брал себе наложниц, руководствуясь не только своим желанием, но и денежными возможностями. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом, они исполняли всю домашнюю работу, вели хозяйство. Что касается наложниц, живущих у императора, то они ж или во дворцах. В пекинском комплексе Гугун к востоку и западу от Хоусаньгуна – трех «дальних дворцов», отведенных под резиденцию императора, было шесть дворцов, принадлежавших императрицам и наложницам.

Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *