Кто такие ногайцы и откуда они взялись
Ногайцы — племена, объединённые золотоордынцем Ногаем
Ногайцы принадлежат к тюркской группе народностей, издавна проживающих на территории Северного Кавказа. Как показывают последние данные, сегодня в России насчитывается более 103 тысяч человек, что причисляют себя к этой национальности. История ногайцев богата и крайне интересна.
Этот народ знал и великие трагедии, и не менее яркие эпохи свершений. Много веков назад ногайцы сумели создать своё государство, что стало одним из могущественнейших образований в их краях. Однако сегодня они живут на территории самых разных стран — России, Румынии, Болгарии, Украины, Турции и Узбекистана. Как же происходило формирование народа? И куда исчезло его государство?
Ногайцы в древности
На территориях, где сегодня проживают ногайцы, в далёкой древности царствовали самые разные племена. Именно поэтому историки не выделяют одного предка ногайского этноса, а указывают, что их основой стали сираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мажары и прочие племена, что в большинстве своём вели кочевой образ жизни.
Чаще всего история народа начинает прослеживаться с той поры, когда соседние племена используют его название в своих документах. Как ни странно, но слово “ногайцы” использовалось преимущественно русскими и европейскими авторами, а вот восточные путешественники и историки давали им определение “мангытов”. Причиной было сложное разделение кипчакских племён, произошедшее после завоевания их земель другими народами.
Ногайские девушки в традиционных костюмах.
Происхождение названия
Но что значит слово “ногайцы”? Его неразрывно связывают со знаменитым политическим деятелем Золотой Орды, Ногаем. Именно ему принадлежит заслуга группировки своих соплеменников, благодаря чему выявились некоторые этносы и, в первую очередь, ногайцы, названные в честь “прародителя”.
В XIII веке, когда жил Ногай, основная часть монгольского населения приняла сторону его противника, Токтая. Именно поэтому Ногай сплотил кипчакские, половецкие, узо-печенежские и родственные им племена. Смешение общин стало основой для появления нового народа — ногайцев.
Ногайская княжна
Это подтверждает в своей книге «Ногайцы» историк Р. Х. Керейтов:
“Можно согласиться в некоторой степени с мнением Р. Г. Кузеева, что «основное население Ногайской Орды составляли племена, некогда (в XIII в.) входившие в состав войск Ногая — золотоордынского темника из рода Джучи”.
По мнению А. Ф. Вельтмана, российского археолога и лингвиста, происхождение названия народа может иметь и другое направление. В своей книге «Маги и Мидийские каганы XIII века» он отмечает, что в переводе с монгольского “ногай” значит “пёс” или “волк”. Потому нельзя исключать, что название племени появилось в очень древние времена и связывалось с мифическим прародителем, принимавшим облик зверя.
Появление Ногайской Орды
Времена становления ногайцев и расцвета их культуры приходятся на период распада Золотой Орды. Тогда на “руинах” некогда могущественного государства появляется Ногайская Орда. Она стала последним из поистине великих государств кочевых племён, оказала огромное влияние на различные тюркские народности.
Ногайская Орда стала не просто государственным образованием, но и местом слияния самых разных племён. Исследователь М. Ахмедзянов в своём историческом очерке указывает следующее:
“Во времена Чингизхана племя Муйтан по собственному желанию присоединилось к Золотой Орде и перемещалось вместе с татарскими племенами Орды Чингизхана”.
Эти процессы продолжались и в период существования Ногайской Орды.
Ногайцы. Кубанской области
Укрепление Ногайской Орды и усиление государства во многом базировалось на высоком экономическом потенциале. Кроме того, через один из главных городов, Сарайчик, проходил основной караванный путь, ведущий из Западной Европы в Среднюю Азию. В XVI веке ногайцы налаживают меновую торговлю с русскими. Более того, многие воины Ногайской Орды несли службу в приграничных районах России.
Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 г.
После распада государства
Середина XVI века становится катастрофической для Ногайской Орды. Внутренние распри и борьба за власть, внешнее давление воинственных племён привели к распаду государства.
Орда была разделена на Большую, Малую и несколько отдельных частей. О былом могуществе уже не могло быть и речи. Многие ногайцы вынуждены были покинуть родину, расселяясь по югу России или уход в Турцию.
В 1783 году императрицей Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России. В составе указанных регионов были и ногайские земли, однако их жители не спешили признавать себя подданными русских.
Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке
С ногайцами долгое время велась борьба, руководил которой А. В. Суворов. Часть ногаев признала власть России, часть предпочла скрыться в районе Кумы и Терека, что тогда стал спасительным для беглецов.
До начала прошлого века основным занятием ногайцев оставалось разведение скота, а сам народ вёл кочевой образ жизни. Основным местом в поисках пастбищ для животных являлась Ногайская Степь. Однако постепенно ногайцы начали приобщаться к оседлости, перенимая навыки земледелия у других племён. На военную службу в России ногаев не призывали, взаимен взимая с них особый налог.
Сегодня большая часть ногайцев проживает в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Многие из них слились с местным населением, ассимилировавшись и исчезнув как народ. К примеру многие ногайцы Турции в наше время идентифицируют себя как турки. Несмотря на это, культура память и традиции ногайцев о прошлом своего народа по-прежнему живы. И пусть сегодня у ногайцев нет собственного великого государства — они верят будущее, что станет не менее славным, чем жизнь их предков.
Ногайцы глазами Запада: «Народ, не знающий закона и отдающий превосходство сильным»
Тюрко-татарские государства Восточной Европы глазами европейцев. Часть 1
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует первую статью из цикла тюрко-татарские государства Восточной Европы глазами европейцев. Она посвящена ногайцам.
Три народа в западных источниках
Одним из интереснейших аспектов истории Восточной Европы является история тюрко-татарских государств (ногайцев, казанских и астраханских татар). Освещение истории Крымского ханства в западноевропейских источниках нуждается в отдельном очерке. История Астрахани, Казани и ногайцев известна в основном благодаря русским и восточным источникам. Между тем описания истории ногайцев, казанских и астраханских татар есть и в европейских источниках.
Михалон Литвин (Венцлав Николаевич) считал ногайцев одной из татарских орд — нагаями (устар.). Александр Гванини (1538—1614) указывал, что ногаи живут ближе всех к Казанскому ханству и живут на реках Волга и Яик. Ногайская Орда состоит из трех орд — Шарай, Яик, Камма. Ногайцы свободный и жестокий народ, не знающий закона и отдающий превосходство сильным. Главным над ними есть Казлимурза, однако они его слушают не всегда.
Они не земледельцы, а их богатство измеряется количеством скота. У человека может быть несколько сот овец, несколько десятков коней и около десятка верблюдов. Они пьют кобылье молоко и едят мясо коней и баранов. Ногайцы сушат и вялят мясо. Они постоянно перемещаются и не имеют постоянных жилищ. Они воюют против Москвы, а когда они бывают разбиты и их имущество забирают московиты, среди них начинается большой голод.
Дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн на своей карте Московии, опубликованной в 1549 году, помещает ногайских татар (Nagayske Tartare) в низовьях Волги по обоим берегам (см. правый нижний угол карты). Фото baarnhielm.net
Сведения Александра Гванини сами по себе не представляют какой-то исторической ценности, однако там было правильно отмечено, что ногайцами ханы не правили, а сама орда делилась на ряд улусов. Касательно нападений ногайцев на русских, то это относилось к Малой Ногайской Орде, а также тем ногайцам, которые были в оппозиции к Исмаилу и его потомкам. Большая Ногайская Орда долгое время была союзником, а не противником русских.
Поводом для утверждения русскими враждебности ногайцев было то, что ногайцы прислали марийцам ногайского мирзу Ахполбея. Поскольку книга Гванини была издана в 1582 г., то очевидно, что в поле зрения хрониста попала деятельность Урус-бия, хотя он и не упоминал о таком вожде ногайцев. Мацей Меховский (1457—1523) называл ногайцев ногайскими татарами или оккассами. Оккас — это перекрученное имя бия Ваккаса. Ногайцев считали недавно возникнувшей ордой. По данным польского историка и географа она возникла в 1447 г. около замка Сарай. Мацей Меховский отмечал, что ногайцы наиболее многочисленны и могущественны в его время, что ими правят сыновья и внуки Оккаса. Они не используют монеты и обменивают на разные вещи рабов и скот. С восточной стороны они примыкают к Московии и часто нападают на них. Нужно сказать, что в сочинении польского историка и географа ногайцы были описаны по шаблону, и их описание скопировано с татар. Говоря о нападении ногайцев на русских, имелись в виду нападения на русские земли ногайцев в составе войск Большой Орды. Кроме того, ногайцы во главе с тюменским ханом совершили набег на Казань, которая тогда была вассалом Великого Московского княжества.
«Герцог московитов держит отряды конницы в Астрахани, Казани и Вятке»
Сигизмунд Герберштейн (1486—1566) определял ногайцев как одну из татарских орд и считал мусульманами. Павел Иовий (1483—1552) отмечал, что за Шибанской Ордой (кочевые узбеки) находится Ногайская Орда, которая славится богатством и воинской доблестью. Управляется она мудрыми старцами и храбрыми мужами. На юге от них живут жагатаи (тимуриды). В его сообщении есть анахронизмы. К времени написания трактата Павела Иовия кочевые узбеки уже поселились в Центральной Азии, мигрировав из Дешт-и Кыпчак. Тимуриды же к тому времени ушли в Афганистан и Индию. Альберто Кампензе (голландец по происхождению, но творил в Италии, 1490—1542) отмечал, что владения русских разорены от постоянных нападений казанских татар и нагаев. То есть в поле зрения писателя попали походы Сахиб-Гирея и Сафа-Гирея. Ногайцы, упомянутые им, это не Ногайская Орда, а ногайцы, которые были в подданстве у Мехмеда-Гирея и Сахиб-Гирея. С большей долей вероятности можно утверждать, что Альберто Кампензе имел в виду поход 1521 г. и участие в нем ногайцев Алчагира и Агиша, которые на некоторое время были изгнаны на запад казахами.
Ногайцы в Астрахани, гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию», 1634 г. Фото istoriia.ru
Франческо Тьеполо (XVI в.) указывал, что герцог московитов держит отряды конницы в Цитракане (Астрахани), Кассане (Казани) и Вяткане (Вятке) для предупреждения набегов ногаев и татар. Сообщалось, что во время войны в Ливонии ногаи напали на московитов и с большой добычей и многими пленными пришли к Волге, не довольствуясь этим они с большим войском вторглись вновь и были побеждены московским герцогом, который заманил их в засаду. Очевидно, что Франческо Тьеполо писал по шаблону, заданному ранее в европейских источниках. До 70-х годов XVI века Ногайская Орда, а потом Большая Ногайская Орда была дружественна русским. Враждебную позицию занимали Малая Ногайская Орда и крымские ногайцы. Учитывая что его сочинение было написано около 1560 г., единственным реальным поводом для этого утверждения могла быть информация о Ахполбее. Однако бии Исмаил и Йусуф не поддержали восставших татар и марийцев в Первой Черемисской войне. Все ограничилось немногочисленными контингентами добровольцев. Однако так детально историю Поволжья в Европе не знали. Нахождение русских отрядов в Казани, Астрахани и Вятке имело целью в первую очередь поддержание контроля над этими территориями. Войска в Вятке могли реагировать на нападения марийцев и манси, а также тюменских ханов. Марко Фоскарино отмечал, что ногайские татары богаты и имеют большое войско. У них нет единого правителя, а правят опытные мужи, как в Венеции. Они цивилизованы и у них есть крепости. Очевидно на запад просочилась информация, что условной столицей Ногайской Орды был Сарайчик, а также, что ними управляют мирзы и бий. В момент написания сочинения Марко Фоскарино Ногайская Орда была в апогее своего могущества и этим объясняеются данные о ее богатстве. Эмидио Дортелли д’Асколи (конец XVI — первая половина XVII в.) описывал ногайцев в противовес крымским татарам. Ногайцы у него описаны как монголоиды, а крымские татары как европеоиды. Крымские татары живут оседло, а ногайцы кочевники, однако и у них есть и дворцы с поселениями. Ногайцы могут долго переносить голод, но когда у них есть еда, то они занимаются обжорством. Итальянец описывал деятельность Кантемира-мирзы и его противостояние с крымскими ханами, об этом мы подробнее расскажем в другой статье. В общем, Эмидио Дортелли д’Асколи описывал ногайцев Буджака и Крыма в составе Крымского ханства. Правильно были отмечены монголоидность ногайцнв и их кочевой стиль жизни. Эмидио Дортелли д’Асколи был очевидцем событий. Жан де Люк (Джиованни да Лука, XVII в.) отмечал, что ногайцы выставляют в поле 50 тыс. воинов, из которых 15 тыс. Буджакская Орда, которая граничит с Валахией и где главный город — Аккерман.
Между ногайцами и калмаками вражда из-за пастбищ
Голландец Исаак Масса (1586—1643) сообщал, что во время взятия русскими Хаджи-Тархана прибыли два царевича из Нагайи (Ногайской Орды) Едигер и Кайбула, сыновья одного из могущественных ногайцев Аккубека. Они желали принять христианство. Голландцем справедливо были отмечены переезд части ногайских аристократов в России и их союзные отношения. Николас Витсен (1641—1717) писал, что земли Нагайи находятся на восток от Волги до реки Яик, также они живут и на другой стороне Волги до рек Нипер (Днепр) и Танаис (Дон). Они могут собрать 50 тыс. всадников. Ногайцы — мусульмане, но не знают законов и не соблюдают их. Они едят мясо и пьют кумыс. Ногайцы перемещаются с места на место и когда останавливаются, то ограждают себя и скот от черкесов и крымцев, а также хищников. Останавливаются лагерем они обычно на берегах рек. У ногайцев множество скота, монет у них нет, и они ведут бартерную торговлю, меняя скот на ткани и безделушки. Кроме того, торгуют рабами и маслом. Голландец изображает ногайцев как монголоидов и отмечает их некрасивую внешность.
Ногайские татары. Христиан Гейслер. 1804. Фото nogaici.ru
Суд вершит их глава. Они не убивают за преступления. Исключение делается только для убийств. Ногайцы делятся на Малую и Большую Нагайу. Те, кто живут около Крыма считаются самыми храбрыми. В 1595 г. Большая Нагайя была разделена между тремя братьями. Шейдак владел Сарайчиком. Коссум землей между Волгой, Камой и Яиком. Их одеждой являются шкуры животных, ситцевые рубахи. За невесту платят выкуп. Между ногайцами и калмаками вражда из-за пастбищ. Пятигорскими ногайцами правил князь Булат, ногайцами у Черкасских гор — князь Шефкал. Ногайцы занимаются садоводством и начинают оседать. В 1690 г. калмыкский князь Моншак держал в своем подчинении часть ногайцев. Малый Ногай — это пустынная местность между Астроканью (Астрахань) и Тюйменью (Кавказская Тюмень). Эта страна граничит с Черкасией и Азовом. Большая Нагайя это пустынная область между Астроканью (Астраханью) и Сибирью. Николас Витсен в целом правильно описал быт, антропологичный тип и деление на орды ногайцев. Однако у них спутана хронология, а также было не совсем адекватное представление о ногайцах в XVII в. Пятигорские ногайцы стали подвластны кабардинцам, другая группа была подвластна кумыкскому шамхала, а третья подчинялась калмыцким тайшам. Живущие у Крыма орды это еще не несколько орд ногайцев, а крымские ногайцы. В целом правильно отображено формальное признание Большой Ногайской Ордой своего вассалитета от русских, а Малой Ногайской Орды от Крымского ханства. Правда долгое время их вассалитет был номинальным. Спутаны, однако, земли Большой Ногайской Орды до калмыкского вторжения и во время этого процесса.
Ричард Ченслер (1521—1556) писал, что Иван Васильевич держал против ногайских татар 60 тыс. конницы. Это очень большое преувеличение, поскольку большое войско Ивана IV Васильевича в походе на Ливонию составляло 20—25 тыс., а все войско в правление Алексея Михайловича вряд ли превышало 60 тыс. человек. Cведения о опасности со стороны ногайцев вероятно были связаны с тем, что ногайцы отправили для восстановления Казанского ханства к марийцам мирзу Ахполбея, а также с тем, что Гази Ураков занял антирусскую позицию. Стоит отметить, что он был в России в 1553—1556 гг., однако детального описания событий не оставил. Энтони Дженкинсон (1529—1610) сообщал, что земля на левом берегу Волги — от Камы до Астрахани и по побережью Каспийского моря до татар-туркменов — называется Мангат и принадлежит ногайцам. Когда англичанин в 1558 г. был в Астрахани, эти земли охватил мор и умерло 100 тыс. человек. Русские воюют с ногайцами. Страна ногайцев после мора оказалась незаселенной к удовольствию русских. Ногайцев возглавлял мурза, и они состоят из орд, каждую из которых возглавлял свой мурза. У них нет городов и домов и жили они в полях. Во время кочевок их жилище палатки на возах. Ногайцы мусульмане и у них по четыре-пять жен. Ногайцы народ мятежный и склонен к убийствам. Монеты они не употребляют и меняют скот на одежду. Они едят мясо и пьют кумыс, которым напиваются допьяна. Они опытные в военном деле и презирают крепости. В целом англичанин правильно охарактеризировал ногайцев. В истории Ногайской Орды были три больших смуты. Они были и оставались кочевниками, воевали в поле и не брали крепости, управлялись мирзами. Касательно войны с русскими, то это, как указывалось выше, больше относилось к Малой Ногайской Орде, поскольку сочинение Энтони Дженкинсона было написано уже в 1562 г. Джайльс Флетчер (1548—1611) писал, что ногайцы похожи свои бытом, внешностью и управлением на крымских татар, а отличаются только по названию. Джон Пэрри говорил о кубанских ногайцах, упоминая о кабанских татарах. Они пропорционально сложены и похожи на других татар. Они живут на западе от Волги и постоянно нападают на русские земли, сжигают поселения, уводят в плен население и забирают скот. Джон Пэрри (англичанин, XVIII в.) говорил о кубанских ногайцах, которых возглавлял сераскер Бахты-Гирей в 1715-1718 гг. В большинстве случаев опустошались территории слободских казачьих полков, а 1717 г. был отмечен так называемым кубанским погромом, когда ногайцы вторглись глубоко в Среднее Поволжье и нанесли русским большие потери. Молдаванин Григоре Уреке (1592—1647) упоминал, что в Пустынной Тартарии есть Орда Ногайи. Она находится у моря Каспия и рек Волги и Яика.
Ногайская орда на карте. Фото cont.ws
«Самыми страшными воинами были Черные ногайцы»
Француз Жак Маржерет (1550-е, после 1614) отмечал, что турки осадили Астрахань с татарами, называемыми ногаями, и пятигорскими черкасами (которых он считал грузинами). Этими ногайцами были крымские ногайцы и Малая Ногайская Орда. Гийом де Левасер де Боплан (1595—1673) описывал буджакских татар (ногайцев) как монголоидов, похожих на американских индейцев-карибов. Он также отмечал, что их с детства учат стрельбе из лука. Татары разделяются на ногайцев и крымцев. Ногайцы разделяются на Большую и Малую Орды, которые кочуют между Доном и Кубанью. Малые ногайцы подданные крымского хана, а большие ногайцы подданные русских. Крымские татары живут на полуострове Крым и ногайцы не столь благородны, как крымцы, а крымцы не такие храбрые, как буджакцы. Француз в целом правильно охарактеризировал подданство малых и больших ногайцев, а также территорию их расселения во время калмыкской экспансии. Отмечен монголоидный тип ногайцев, который подтвержден в наше время археологическими исследованиями.
В сочинении Обри де ла Мотрэ (1674—1743) сказано, что oколо Аккермана, Очакова и Азова жили ногайцы. Они описаны как мусульмане и кочевники, живущие в шатрах и перемещающиеся в возах. Пили они бозу, ели чорбу. Их возглавляли мирзы, а судили кади. По сути француз оставил описание быта и обычаев ногайцев. Ферран (о нем почти ничего неизвестно) отмечал, что ногайцы платили дань хану в 2 тыс. баранов и отправляли в праздник Великого байрама четырех главных мурз к хану. Они дарят ему коней и пару хищных птиц. Он им же жалует дорогие одежды. Ногайцы не имеют поселений и живут в палатках. Они едят чорбу (просо в воде) и конину. Пьют бузу и сами осуществляют суд над преступниками. Они обязаны выставлять на войну 40 тыс. воинов, но обычно выставляют 60 тыс. Однако каждый тринадцатый год у них считается несчастным, и в этот год они не желают воевать.
Ногайцы совершили набег на Казакию и взяли людей в плен. Московитский царь пожаловался хану на этот, и крымский правитель приказал вернуть пленных царю. Однако ногайцы указывали, что не имеют иных ремесел, кроме войны и хотя уважают хана, но не могут вернуть полон. Самыми страшными воинами были черные ногайцы, а наименее воинственным народом черкесы. В целом правильно охарактеризирован зависимый статус ногайцев и их воинственность. Страной Казакией, упомянутой в источнике, были земли Войска Донского. Правильно описан кочевой быт.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.
Где живут
Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.
Название
Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:
Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.
Религия
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.
У ногайцев было два вида мечетей:
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.
В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:
Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.
На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.
Внешность
Одежда
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.
Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.
Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:
Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:
Жизнь
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.
Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Культура
Ногайские музыкальные инструменты:
Фольклор народа состоит из различных жанров:
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.