Кто такие офисные работники
Офисные профессии – список тех, кто работает в кабинетах
Словосочетанием «офисные профессии» очерчивается круг должностей, которые предполагают работу в управленческих или служебных отделах и структурных подразделениях компаний и предприятий. При этом они могут относиться к разным сферам деятельности. Расскажем, кого причисляют к таким работникам.
Словосочетание «офисный работник» мы слышим довольно часто, это вовсе не название профессии. В эту условную категорию входят разные специальности. Объединяет их лишь одно – рабочая среда – административные департаменты любых предприятий и организаций. Секретари, менеджеры, операторы, ассистенты и помощники руководителя, документоведы, архивариусы – все это профессии в офисе.
Название | Общий рейтинг профессии | Средняя заработная плата* | Востребованность** | Конкуренция** | Входной барьер** | Перспективы** |
---|---|---|---|---|---|---|
Секретарь | 55 | 25 000 | 83 | 32 | 21 | 44 |
Документовед | 56 | 20 000 | 72 | 52 | 48 | 45 |
Делопроизводитель | 47 | 25 000 | 52 | 45 | 72 | 51 |
Архивариус | 40 | 15 000 | 43 | 44 | 72 | 35 |
Администратор | 70 | 20 000 | 82 | 88 | 35 | 48 |
Если вы уже определили для себя, что хотите работать в комфортных условиях, в тепле, сидя за столом, ознакомьтесь с офисными профессиями. Их достаточно много, и у каждого специалиста определенный круг обязанностей.
В разделе содержатся детальные описания профессий, связанных с офисной работой. Эта информация обязательно вам пригодится и поможет с выбором будущей специальности.
Офисные сотрудники – это не только те, кто управляет документооборотом, работает с информацией и отвечает за коммуникацию. К этой категории также относятся те специалисты, которые обеспечивают всю жизнедеятельность компании. Итак, кто сегодня работает в офисе? В список классических офисных профессий входят:
Кстати, от работы тех, кого иногда пренебрежительно называют «офисным планктоном», во многом зависит уровень качества управления бизнесом, а значит, успешность и имидж компании. Недаром секретаря считают лицом фирмы. И речь не только о презентабельном внешнем виде сотрудника, занимающего эту должность, но и о его эффективности, самостоятельности, надежности, ответственности, дисциплинированности.
Представитель любой «кабинетной» профессии должен иметь хотя бы базовые знания об офисных системах, в совершенстве владеть технологиями администрирования, знать азы управления и уметь взаимодействовать с другими людьми.
Технический прогресс диктует свои условия, да и конкуренты не дремлют. Стремясь не отставать от общих тенденций, бизнес сегодня частично ушел в Интернет. Например, продвигать товары и услуги, подбирать персонал или проводить финансовые операции гораздо удобнее и быстрее через Глобальную сеть. Это значит, что современному офисному работнику приходится дополнительно осваивать новые навыки и инструменты работы в цифровой среде.
Вакансии офисного типа востребованы благодаря универсальности большинства из них. К примеру, секретарь и бухгалтер нужны почти везде. Помимо этого, офисная работа – неплохой старт для дальнейшего карьерного роста и развития. Достигнув верхней ступеньки лестницы в своей сфере деятельности и обогатившись опытом, всегда можно попробовать себя в чем-то другом. Например, в продажах и продвижении товаров и услуг.
Офисный работник – обязанности и обучение
Работа бывает разной, и кем можно работать зависит от уровня своих знаний. Все занимают ту должность, которую способны осилить, или, по крайней мере, так должно быть, так чтобы обеспечить себе эффективность в работе. Офисной работой занимаются многие люди, их еще называют офисным планктоном. И все же, престижна подобная работа или же нет и почему? Все зависит от того к чему вы стремитесь и какая зарплата вас устроит. Не все могут стать директорами, а некоторые даже не желают этого, так как ответственности слишком много, остаются вакансии, которые не требуют 100% отдачу, нужно работать от звонка до звонка и все.
Но кто такой офисный работник, и какие у него обязанности? Для офисного работника есть известное слово синоним – клерк, он же конторщик. Данное понятие в основном характеризует служащего, который занимается письменной работой в офисе. К офисным работникам относятся секретари, менеджеры в офис, операторы и т.д. В зависимости от занимающей должности у каждого офисного работника свои обязанности, которые должны быть подробно расписаны. Обязательно уточните все свои обязанности и их письменное подтверждение, перед тем как устроиться на работу. Не всегда предложения работодателя выгодны и вместо обычных обязанностей вы можете получить и дополнительные обязанности, за которых данной зарплаты будет мало.
Что нужно для того, чтобы стать офисным работником и какие знания требуются? Говоря о знаниях и обучении на офисного работника, стоит отметить, что часто работодатели обучают сотрудников за свой счет, по крайней мере, повышают квалификацию именно так. Это естественный процесс, потому что именно работодателей интересует то, чтобы сотрудники хорошо работали, а для этого нужно постоянно подтверждать свои знания и улучшить их. В связи с этим существуют специальные курсы для обучения офисных работников и повышения их квалификации.
Говоря в общем, о том, что должен знать офисный работник, стоит отметить, что первое требование относиться к знаниям персонального компьютера. Основная работа будет заключаться в том, чтобы работать за компьютером, именно поэтому знания и нужны. Для того чтобы быть офисным работником, нужно обладать следующими знаниями и умениями: умение работать в Word и Excel, а также умение работать с бухгалтерскими программами и т.д. Есть требования и к вашей личности, так как коммуникабельность, спокойствие, умение владеть собой, умение ладить с людьми, усидчивость, хорошая память, выносливость и терпеливость. И знайте, что конкуренция на этом рынке труда тоже есть, поэтому, чем вы лучше, тем больше у вас шансов получить эту работу.
Кстати, на сайте http://zerkala-losk.com вы сможете найти автозеркала на любой цвет и вкус.
Заметка: Если вы относитесь к ряду офисных работников, вас может заинтересовать продажа офисных кресел. Офисные кресла обеспечат вам комфорт во время работы. Именно поэтому продажа офисных кресел актуальный вопрос в данном случае. Если вы проводите много времени на работе, вопрос об удобстве и комфорте должен был возникнуть уже не раз, и качественные офисные кресла помогут его решить. Удобные кресла также позволяют в какой-то мере предотвратить болезни офисных работников.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №3 / 2002
Офис-менеджер – это руководящая должность. Чаще всего офис-менеджером называют секретаря или администратора офиса. Вряд ли это обоснованно, так как и секретарь, и администратор лишены (или почти лишены) властных полномочий. Напомним, что все должности, содержащие в своем наименовании слово менеджер (англ. manager – управляющий, заведующий, директор) так или иначе предполагают наделение работника руководящими полномочиями.
В России возложение на секретаря или администратора обязанностей офис-менеджера объясняется помимо различных особенностей нашего менталитета (общеизвестно, что в советское время аналогом данной должности был(а) секретарь с «некоторыми полномочиями» своего руководителя – чем «выше» был руководитель, тем «выше» были полномочия его секретаря), также и стремлением отечественных работодателей к универсализации персонала и экономии средств на человеческие ресурсы. Но поскольку эта должность пришла к нам из-за рубежа, то, судя по «тамошним» тенденциям, такая практика уже «отмирает».
Итак, офис-менеджер – один из руководящих работников предприятия, который подчиняется непосредственно директору. Его основной задачей является организация и обеспечение работы офиса. Под офисом в данном случае понимается обособленная составная часть предприятия, выполняющая административные функции, предназначенная для размещения административно-управленческого персонала и осуществляющая взаимодействие с клиентами. Отсюда, в перечень обязанностей офис-менеджера входят такие, которые и обеспечивают выполнение вышеназванных функций.
Условно их можно разделить на пять групп:
1. Управленческие. Эти обязанности подразумевают:
построение организационной структуры офиса;
планирование работы офиса;
руководство персоналом офиса – администратором, секретарями, курьерами, телефонными операторами и др. (распределение обязанностей, делегирование полномочий, организация обучения персонала, планирование его карьеры и т.д.);
разработку и внедрение в офисе корпоративной культуры в соответствии с принятой на предприятии в целом;
разработку политики общения с клиентами.
2. Административные. Под административными обязанностями понимаются организация делопроизводства в офисе, построение взаимоотношений между структурными подразделениями, «зонирование» офиса и т.д.
3. Хозяйственные обязанности. Они начинаются с организации закупки офисной техники, комплектующих, расходных материалов и заканчиваются руководством по установке оборудования и постановке его на техническое обслуживание, обеспечением взаимодействия с обслуживающей сервисной организацией.
4. Контрольные обязанности. Здесь подразумевается проведение инвентаризаций и ревизий материальных ценностей, аттестация персонала, организация внутренней отчетности и осуществление иных мероприятий по контролю.
5. Отчетные. Они включают в себя организацию подготовки отчетов перед вышестоящим руководством для контроля со стороны последнего.
Как видно из перечисленных обязанностей, офис-менеджер – работник, от которого зависит если не половина, то довольно значительная доля успешного функционирования офиса. Это «ключевая» должность, вот почему и требования к ней – повышенные (см. «Личные характеристики» в разделе «Требования» настоящей статьи).
Надо сказать, что все вышеперечисленное относится прежде всего к «идеальному» офис-менеджеру и характерно для достаточно крупных компаний.
В небольших предприятиях, офис-менеджер может быть руководящим звеном среднего уровня, обладающим, с одной стороны, урезанными, по сравнению с перечисленными, полномочиями, а с другой – дополнительными, не совсем свойственными им обязанностями, как то: непосредственное ведение делопроизводства (в том числе кадрового) или выполнение части функций менеджера по персоналу (например, таких, как поиск необходимых специалистов для офиса, проведение предварительных собеседований и т.д.). Иногда на офис-менеджера возлагаются даже обязанности по ведению первичной бухгалтерии – он сам должен работать с банковскими документами, выписывать счета-фактуры, накладные, расходные и приходные ордера и т.д. На торговых предприятиях офис-менеджеру зачастую вменяется общение с клиентами и координация продаж. Но повторимся – все это от желания универсализации персонала, непонимания сущности данной должности и не совсем верного применения терминологии.
В настоящее время существует достаточно большое количество различных курсов, дающих навыки и знания, необходимые для выполнения обязанностей офис-менеджера. Но, в основном, на эту должность назначаются лица, имеющие незаконченное высшее или высшее образование. Иногда офис-менеджеры «вырастают» из администраторов офиса. Перспектива же дальнейшего роста в крупных компаниях с иностранными инвестициями – от офис-менеджера до вице-президента по автоматизации управления.
Синтез обязанностей, возлагаемых на офис-менеджера на российских предприятиях, позволяет сказать, что этот работник:
1. Организует структуру (зонирование) офиса, исходя из поставленных вышестоящим руководством задач и профиля предприятия.
2. Выбирает на основе рекомендаций тех- нической службы предприятия и организует закупку офисной техники (компьютеров, принтеров, факси мильных аппаратов, телефонов, мини-АТС, копировальных машин, диктофонов и др.), ее установку и ввод в эксплуатацию.
3. Разрабатывает и составляет графики проведения профилактических и текущих ремонтов оборудования, периодических закупок расходных материалов, а также порядок утилизации и списания оборудования, выработавшего свой ресурс.
4. Обеспечивает подготовку и организацию работы офиса (осуществляет руководство организацией рабочих мест персонала офиса, организует проверку офисного оборудования на предмет определения готовности к эксплуатации, проверяет санитарные условия работы в помещениях офиса (освещение, вентиляцию, температурный режим, пр.).
5. Организует использование в работе офисной оргтехники; осуществляет контроль за надлежащим состоянием офисного оборудования, офисных коммуникаций; обеспечивает взаимосвязь с сервисными организациями по техническому обслуживанию офисной техники (разрабатывает схему действий персонала при выявлении неисправностей офисной оргтехники и иного оборудования, по вызову специалистов для проведения ремонтных работ и иных видов технического обслуживания).
6. Организует обеспечение необходимыми для работы офиса товарно-материальными ценностями (анализирует и определяет потребности в материально-техническом обеспечении и обслуживании офиса, составляет планы на канцтовары, расходные материалы и др.; проверяет наличие канцтоваров и расходных материалов; анализирует предложения, структуру цен, системы скидок; обеспечивает размещение заказа у поставщиков; заключает договоры).
7. Определяет порядок получения товарно-материальных ценностей, организует платежи за их поставку, оформляет доверенности.
8. Организует работу по ведению бюджета расходов на офисные нужды, по оптимизации прямых и косвенных хозяйственных затрат.
9. Обеспечивает хранение товарно-материальных ценностей (канцтоваров, расходных материалов и т.п.), необходимых для работы офиса, организует учет и выдачу предметов и средств труда работникам офиса.
10. Организует работу по инвентаризации хозяйства офиса.
11. Координирует работы по ведению делопроизводства (оформлению, регистрации, прохождению и хранению документации в соответствии со стандартами делопроизводства); организует документооборот офиса.
12. Организует прием и рассылку деловой корреспонденции (регистрацию и обработку входящей и исходящей корреспонденции), ведет в пределах своих полномочий деловую переписку.
встречу, прием, регистрацию и необходимое обслуживание визитеров, гостей, делегаций, клиентов, партнеров;
прием визитных карточек, анализ их содержания, их хранение;
материальнотехническое обеспечение переговоров, презентаций, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий.
14. Организует и проводит деловые переговоры (планирует деловые встречи, определяет линию деловых переговоров, управляет переговорами с соблюдением правил этикета и протокола, организует документальное оформление переговоров, анализирует результаты деловых встреч).
15. Руководит работниками офиса: распределяет обязанности между ними; доводит до сведения работников задания и принятые в отношении их решения; определяет степень ответственности работников; разрабатывает стандарты качества работы и критерии оценки качества работы; анализирует эффективность работы; осуществляет контроль за исполнением принятых решений.
16. Организует работу секретарей на телефоне (телефонных операторов) по ведению телефонных переговоров (прием входящих звонков, управление исходящими звонками, переадресация звонков), приему и отправке телефонограмм; контролирует культуру речи секретарей (операторов).
17. Осуществляет контроль за трудовой дисциплиной работников офиса (составляет распорядок работы офиса, контролирует его соблюдение, ведет учет нарушений, анализирует причины нарушений и принимает меры по недопущению нарушений распорядка работы офиса и трудовой дисциплины).
18. Назначает работников, несущих материальную ответственность за переданные им для выполнения рабочих заданий товарно-материальные ценности; определяет схемы передачи товарно-материальных ценностей от одного материально-ответственного лица другому.
19. Обеспечивает выполнение работниками корпоративных правил и норм поведения.
20. Разрабатывает и внедряет системы мотивации и дисциплинарной ответственности работников офиса, осуществляет контроль за реализацией системы материального и морального стимулирования работников офиса.
21. Оказывает работникам офиса помощь в разрешении возникающих в ходе работы проблем, принимает меры по предупреждению конфликтных ситуаций.
22. Координирует работу офиса по подготовке к закрытию (приведение в порядок рабочих мест, отключение офисного оборудования, в т.ч. освещения, активирование систем охранной сигнализации, пр.) и подготовке к новому рабочему дню.
23. Обеспечивает взаимодействие офиса с другими структурными подразделениями предприятия.
24. Организует совместно со службой безопасности проведение работ по планированию и внедрению мероприятий по поддержанию внутриофисного режима и информационной безопасности.
25. Руководит подготовкой отчетной документации для вышестоящего контроля.
Знание: назначения и задач работы офиса, принципов его зонирования; структуры и оборудования офиса; правил пользования оргтехникой; основ менеджмента; сферы деятельности и видов ответственности работников офиса; принципов организации снабжения офиса; методов стратегического планирования; целей, способов и методов проведения контрольных мероприятий; мотивационных методов и мотивационных стратегий; основ психологии; делового этикета; основ делопроизводства и стандартов дело-производства; основ этики и эстетики; основ трудового законодательства; правил внутреннего трудового распорядка; правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; основ бухучета и отчетности.
Стаж и опыт. От претендентов на должность офис-менеджера высшего уровня в крупных компаниях, как правило, требуется опыт работы не менее 3-х лет на руководящих должностях. Средние и малые предприятия обычно снижают эту «планку» до 1 года, а то и вообще не требуют опыта руководящей работы.
Личные характеристики. Возраст — как правило, от 25 лет и старше. Претендент на должность офис-менеджера должен быть эрудированным; обладать высокой степенью самоорганизации, хорошими организаторскими способностями, устной и письменной коммуникацией; иметь высокую стрессоустойчивость; уметь руководить персоналом в «проблемных» ситуациях.
Прочее. Отдельные предприятия желают, чтобы офис-менеджер владел иностранными языками.
Высшее, предпочтительно — экономическое. Приветствуется повышение квалификации на курсах, в т.ч. — профильных.
Правовые и социальные гарантии
Общие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Основной правовой документ
Трудовой договор и должностная инструкция.
Уровень оплаты определяется размером компании, в которой работает офис-менеджер, а также тем, к какому звену (высшему, среднему или младшему) относится данный служащий в соответствии со штатным расписанием предприятия.
Cubed: Как появились офисные сотрудники The Village приводит отрывки из книги об истории возникновения культуры белых воротничков
Первые белые воротнички
Как класс офисные сотрудники появились в середине XIX века. До этого их существование было настолько незначительным и децентрализованным, что никто и не пытался выделить их в отдельную группу. Эпоха индустриализации не только ускорила производство, но и увеличила объём административной, а вместе с ней и бумажной работы. Клерков, заполняющих гроссбухи и переписывающих документы, становилось всё больше, упоминания о них начали появляться в прессе и литературе, и постепенно они начали осознавать себя частью некоего сообщества.
Одним из признаков этой новой социальной группы стали накладные белые воротнички. Сорочки стоили слишком дорого, так что магазины одежды стали продавать клеркам отдельные воротнички. Вот что писал журнал Vanity Fair об образе офисных рабочих того времени: «Посредственные, эгоистичные, жадные, хитрые, болтливые и трусливые — они тратят все силы на жалкие попытки выглядеть лучше, чем те, кто занимается настоящим трудом». Это сравнение появилось не случайно. С самого своего появления офисная работа производила на окружающих впечатление чего-то неестественного. В мире, где все работали фермерами, плотниками и моряками, офисный труд казался чем-то несерьёзным, а клерк был фигурой смешной и любопытной. В 1880 году таким трудом занималось лишь 5 % рабочего населения.
Как офисная работа стала престижной
Однако их количество стремительно росло, и в какой-то момент офисы и их сотрудники стали одним из определяющих факторов, меняющих облик города. Одна из главных причин изменения — специализация бизнеса. Раньше один человек совмещал в себе множественные роли, он был экспортёром, импортёром, розничным и оптовым торговцем, владельцем корабля, банкиром и страховщиком в одном лице. Во второй половине XIX столетия каждое направление нашло своего отдельного исполнителя, банки начали выдавать кредиты, страховые компании — минимизировать риски, владельцы судов — перевозить грузы, продавцы сконцентрировались на конкретных товарах.
Это разделение задач привело к тому, что ручной труд (весь этот грязный, шумный и дурнопахнущий мир) был окончательно отделён от умственного. Компании-производители начали открывать офисы вдали от своих собственных фабрик. Даже если они располагались в одном здании, в нём делали два входа: один — простой — для рабочих, а второй — чистый и красивый — для сотрудников офиса. Ещё одно явное отличие этих групп заключалось в способе оплаты. Рабочим платили за отработанные часы, а клеркам выдавали ежемесячную зарплату. В связи с этим работа в офисе стала ассоциироваться со стабильностью и безопасностью, она становилась всё более престижной.
Как выглядели первые офисы
Первые офисы сильно отличались от привычных нам светлых оупенспейсов, заполненных кондиционированным воздухом. В большинстве своём это были тесные, тёмные, душные помещения, где все сотрудники сидели бок о бок, боссы с мелкими клерками на равных. Это порождало особые близкие отношения между ними, для руководителей их подчинённые были одновременно и ассистентами, и доверенными лицами, и потенциальными зятьями. Клерки соревновались друг с другом за их внимание. В отличие от рабочих, которым и в голову не приходило, что они когда-то могут стать владельцами фабрики, офисные сотрудники вполне оправданно мечтали о том, что в будущем превратятся в боссов.
Их профессиональной чертой стала готовность выдержать всё что угодно ради карьерного роста. Их успешность во многом зависела не только от эффективности работы, но и от созданного ими образа, хороших манер и других личных качеств, которые затем сформируют классическое поведение офисного сотрудника — подчёркнуто вежливого и исполнительного. Ни одно другое сообщество не было так одержимо статусом, как клерки. Их промежуточное, непонятное положение в обществе заставляло их чувствовать себя неуютно. С одной стороны, они уже не были обычными рабочими, с другой — не дотягивали до элиты и даже среднего класса. Эта проблема внутренней самоидентификации будет преследовать офисных сотрудников всегда.
Изменения на рубеже веков
Если бы клерк 1860 года увидел своих собратьев по профессии 1920 года, он бы не поверил своим глазам. На смену крохотным офисным комнаткам, в которых работают твои хорошие знакомые, пришли огромные залы с высокими потолками и выставленными в несколько рядов одинаковыми столами и стульями. По сути, эти офисы строились по подобию заводов, где на месте станков стояли столы. Боссы теперь работали в своих отдельных кабинетах, а большинство коллег были плохо знакомы друг с другом, потому что времени на общение на работе у них практически не было. Эффективное использование рабочих часов стало главной добродетелью. В течение всего дня за офисными рабочими следили управляющие, они записывали, как часто человек ходил в туалет, сколько времени потратил на обед, не отвлекал ли остальных от работы разговорами. Что же так повлияло на офисную культуру?
За это время бизнес превратился в действительно крупный бизнес. Количество рабочих мест для офисных сотрудников выросло в геометрической прогрессии. Бюрократия захватила компании. Удивительным образом этому способствовало и развитие технологий. Архитекторы научились строить высотные офисные здания, лифты позволили на них подниматься, в 1874-м печатные машинки поселились в офисах, а два года спустя там появились телефоны. Железные дороги сократили расходы на перевозки, сделали доступными новые рынки. Телеграф изменил стандартные представления о времени и пространстве, невероятно упростив передачу информации.
Всё это увеличило и количество бумажной работы: счета, квитанции, договоры, служебные записки, отчёты, расшифровки совещаний и так далее. Количество людей, отвечающих за «бумажное» хранение и передачу информации, росло, и их всех нужно было как-то разместить, как-то научиться ими управлять. С таким количеством подчинённых руководителю нельзя было работать наравне, как раньше. Появилась иерархия внутри компании. Сотрудники по привычке работали с надеждой однажды стать главным, но время такой возможности уже прошло.
Первый тайм-менеджер
В 1898 году Bethlehem Iron Company наняли в качестве консультанта Фредерика Тейлора, прадедушку современной системы тайм-менеджмента. Говорят, Тейлор страдал неким маниакальным расстройством, был одержим измерениями, эффективностью и порядком. Именно ему принадлежит идея стандартизации офисного пространства и труда. Он исходил из того, что работники расходуют слишком много рабочего времени на личные дела: болтают друг с другом, выходят покурить, пьют воду.
Именно он ввёл практику следить с секундомером за выполнением сотрудниками повседневных рабочих дел. Его подход к эффективности на работе стал невероятно популярным, его в разной форме применяли многие американские и европейские компании вплоть до Второй мировой войны. После неё методы Тейлора были признаны демотивирующими для сотрудников, компании стали искать новые, более мягкие и креативные подходы к организации работы в офисе.