Кто такие рабы с хижинами
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 57
РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ ВО II ВЕКЕ Н.Э.
Объясните значение слов
1. Почему в I—II (1—2-м) веках н.э. сократились доходы от имений в Италии и провинциях?
Земельные владения богатых римлян стали очень большими. Чтобы обрабатывать их, требовалось большое количество рабов. Поскольку рабы были немотивированной рабочей силой, они трудились неэффективно и зачастую «из под палки». Для того, чтобы организовывать труд рабов, заставлять их работать, а также обеспечивать безопасность землевладельца необходимо было большое количество надсмотрщиков и охранников, что, естественно, влекло за собой повышенные расходы. А если экономить на надсмотрщиках, то рабы переставали хорошо работать и доход с поместья падал. В любом случае землевладелец сталкивался либо с повышенными расходами, либо с пониженными доходами, что обуславливало общее падение прибыли с поместья.
2. Как владельцы имений создавали у работников заинтересованность в результатах труда?
Владельцы имений стали понимать, что человек, который работает на себя, трудится намного лучше, поскольку он заинтересован в повышении урожайности. Такие владельцы имений стали давать рабам участки земли, орудия труда, разрешали им заводить семью и строить на участке хижину. Раб мог возделывать этот участок самостоятельно, пользоваться выращенным урожаем, но при этом выплачивал часть урожая владельцу. Также землевладельцы стали сдавать небольшие участки в аренду свободным беднякам, которые также выплачивали владельцу треть урожая.
3. Кто и почему лучше работал: закованный в кандалы раб или «раб с хижиной»?
Естественно, «раб с хижиной» работал лучше, чем раб, закованный в кандалы и с приставленным надсмотрщиком, поскольку знал, что он работает в том числе и на себя и сможет воспользоваться частью урожая.
4. Почему доносчиков ненавидели? Как в Риме было покончено с ними?
5. Какие постройки римлян вы запомнили? Каково было их назначение?
6. При каком императоре и где были сделаны последние в истории Рима завоевания?
Последние завоевания в истории Рима были сделаны при императоре Траяне. Были покорены племена даков, живших по левому берегу реки Дунай, и часть Парфянского царства. К 115 году н.э. император Траян захватил Армению и всю Месопотамию, а также столицу Парфянского царства город Сузы. Однако в 117 году после смерти Траяна император Андриан принял решение в интересах обеспечения более надежного контроля над рубежами перенести границу назад на Евфрат. Тем самым Адриан вернул земли Армении, Месопотамии и Адиабены предыдущим хозяевам и не пытаясь романизировать Парфянскую империю.
Поработайте с картой
Поработайте с картой «Рост Римского государства» (с. 233). Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне (II век н. э.)
Границы Римской империи к началу II века н.э. показаны красной линией. Под властью Рима оказались италийские племена, иберийские (Испания) и иллирийские племена (западные Балканы), Греция, Македония, государства Малой Азии, Сирия, Палестина, Египет, Фракия (Болгария, Западная Турция), Галлия (Франция, Бельгия, Швейцария), половина Британии, Северное побережье Африки (частично Тунис, Ливия, Алжир, Марокко).
Император Траян во II веке н.э. расширил границы империи, захватив Дакию (Румыния) и подчинив Риму Армению и Месопотамию. На карте завоеванные земли Месопотамии и Армении не обозначены, поскольку в 117 году после смерти Траяна император Андриан принял решение вернуться к прежним границам по реке Евфрат, отдав Армению и Месопотамию Парфянскому царству.
НАЧАЛО УПАДКА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ
Во II веке Римская империя была огромным и могущественным государством. Однако рост числа рабов в Риме постепенно подтачивал его силы и вёл его хозяйство к упадку.
1. Как трудились рабы.
Рабовладельцу дёшево обходился труд рабов, но и работали они очень плохо. Рабам, обрабатывавшим землю, было безразлично, хороший или плохой урожай она приносила. Как бы рабы ни работали, они получали только жидкую похлёбку на обед и лохмотья вместо одежды. Поэтому рабы старались работать как можно меньше и как можно хуже. Ненавидя своих хозяев, они ломали орудия труда и калечили скот.
Римский рабовладелец I века так описывал труд рабов: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут волов и остальной скот плохо. Дурно пашут землю; они не заботятся о том, чтобы семя, брошенное в землю, хорошо всходило, они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают».
При рабовладельческом строе было невозможно улучшать обработку земли, применять новые изобретения, заводить улучшенные породы скота. Рабам нельзя было доверить дорогие орудия труда, которые можно было сломать, и ценный скот.
В Риме был изобретён сложный плуг. При работе с ним намного улучшалась обработка почвы. Однако он применялся главным образом в тех провинциях, где были свободные крестьяне. Рабам же давали для работы старые тяжёлые плуги.
Было изобретено водяное колесо. На реках Римской империи появились водяные мельницы. Однако в большинстве имений рабы по-прежнему размалывали зерно ручными жерновами.В ремесленных мастерских, в рудниках, на промыслах работа также велась самыми простыми и грубыми орудиями.
Рабство задерживало развитие техники. Плохая обработка истощала землю. Урожаи с каждым годом становились хуже. Современник писал, что земля, плодородная в то время, когда её обрабатывали крестьяне, становилась бесплодной при обработке её рабами. Больше всего рабов было в Италии. Здесь и упадок хозяйства был особенно сильным.
Труд рабов становился невыгодным для рабовладельцев.
Кроме того, иметь много рабов было и опасно. Рабовладельцы говорили: «Сколько рабов, столько врагов».
3. Колоны и «рабы с хижинами».
Уже в I веке до н. э., после великого восстания рабов, некоторые рабовладельцы начали сдавать мелкие участки земли в аренду свободным беднякам. Арендатор отдавал часть урожая владельцу земли, а остатки урожая доставались ему самому. Поэтому арендатор лучше, чем раб, обрабатывал землю. Мелкие арендаторы земли назывались в Риме колонами.
В I веке до н. э. число колонов было ещё невелико. Во II веке их стало гораздо больше; уже многие рабовладельцы делили свои имения на участки и сдавали их в аренду.
Колоны брали в долг у владельцев земли орудия труда, скот и семена. Выплатить долг колоны не могли, так как им едва хватало хлеба, чтобы кое-как прокормить себя. Задолжав, колон не мог уйти из имения. Он попадал в полную зависимость от владельца земли.
Некоторые рабовладельцы давали и рабам небольшие участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться хозяйством и семьёй. Они рассчитывали, что эти рабы будут лучше работать, не будут убегать и мстить своим хозяевам. Такие рабы назывались «рабами с хижинами».
4. Восстания в империи.
Хотя рабы добились некоторого улучшения своего положения, оно оставалось очень тяжёлым. Раб, как и раньше, находился во власти своего господина. Положение колонов часто приближалось к положению рабов.
Рабы продолжали борьбу с рабовладельцами. В ней участвовали колоны. В разных частях империи происходили восстания.
Большое восстание происходило и в Северной Африке.
В самом Риме восстали ремесленники и рабы. Они укрепились на одном из холмов Рима. На городских улицах и площадях разгорелись ожесточённые бои.
Но римские императоры располагали ещё огромными армиями и пользовались поддержкой рабовладельцев. Войска беспощадно истребляли население в местностях, охваченных восстаниями. С ужасающей жестокостью Римское государство подавляло восстания рабов и бедняков.
Всемирная история
§ 49. Рабы и гладиаторы
Рабство в Риме
Такого огромного количества рабов, как в Риме, не было ни в Египте, ни в Греции. В результате победоносных войн число рабов в Риме увеличилось.
По представлению свободных римлян, раб был вещью, которая находилась в полном распоряжении рабовладельца. Рабов не берегли, потому что стоили они дёшево.
Благодаря войнам и долговому рабству в завоёванных странах и в Риме было так много рабов, что римляне не всегда находили применение им в хозяйстве. У богатых римлян было много свободного времени, потому что всю работу за них выполняли рабы.
У рабов полностью отсутствовала заинтересованность в труде. Побоями и жестоким обращением их нельзя было заставить хорошо работать, беречь хозяйский скот и орудия труда.
Римская пехота в бою
Рабы в каменоломнях
Колоны — это мелкие арендаторы земли в Римской империи.
В I — II вв. н.э. стало очевидно, что труд рабов является невыгодным для хозяев. Многие рабовладельцы стали заменять рабов на арендаторов земли. Боясь восстания рабов и стремясь повысить урожаи, землевладельцы стали делить свои участки на мелкие владения и раздавать в аренду свободным беднякам. На этих участках арендаторы строили себе дома и занимались земледелием. Чем лучше они обрабатывали землю, тем больше урожая им доставалось.
Мелких арендаторов земли стали называть колонами. За пользование землёй они вносили землевладельцу плату выращенными ими продуктами.
Постепенно число рабов сокращается: одних отпустили на свободу, других продали в другие страны и т.д. Некоторые рабовладельцы стали давать рабам небольшие участки земли, орудия труда, семена, разрешали им обзаводиться семьями и строить жилища. Такие рабы назывались «рабами с хижинами». Они также платили за пользование землёй, но их жизнь зависела от воли хозяев Рабы и колоны продолжали оставаться самым угнетённым населением Римской империи.
«Рабы с хижинами» — это.
«Рабы с хижинами» — это рабы, которым рабовладельцы стали давать небольшие участки земли, орудия труда, семена, разрешали обзаводиться семьями и строить жилища.
Бои гладиаторов
Одним из любимых зрелищ римлян были гладиаторские бои. Большинство гладиаторов были рабами или преступниками. Их обучали в специальных школах-тюрьмах, а затем заставляли сражаться друг с другом, развлекая зрителей.
Так выглядел Колизей снаружи
Жизнь каждого из них зависела от желания зрителей. В конце каждого боя зрители решали, должен ли побеждённый умереть или остаться в живых. Если большинство зрителей поднимали палец большой руки вверх — гладиатор оставался жить, опускали палец вниз — его на глазах зрителей убивали. Бои проходили на огромных каменных стадионах — амфитеатрах. Самым большим амфитеатром был Колизей, который вмещал 50 тысяч зрителей.
Иногда гладиаторы сражались большими группами, и тогда арена становилась похожей на поле боя. Гладиаторские бои проводились между гладиаторами, силы и возможности которых были равны. У одного был щит и меч, а у другого — сеть и трезубец. Проводились сражения гладиаторов и с дикими зверями — львами, пантерами, разъярёнными быками.
Сражения гладиаторов
Колизей (в разрезе)
Римский орёл. Считался символом могущества правителей Рима
Восстание Спартака проходило с 74 по 71 г. до н.э. и завершилось поражением восставших рабов.
Победившего гладиатора не отпускали на свободу. Он снова отправлялся в школу-тюрьму до следующего сражения.
Восстание Спартака (74-71 гг. до н.э.)
Рабы ненавидели своих угнетателей. Недаром римские рабовладельцы говорили: «Сколько рабов — столько врагов».
Самое массовое и организованное из восстаний рабов в древнем мире началось в 74 г. до н.э. Возглавил его раб из Фракии Спартак, проданный в гладиаторскую школу в городе Капуе за отказ от службы в римской армии. Он подговорил рабов поднять восстание. Но кто-то донёс об этом римлянам. Тогда Спартак и около 200 его сторонников напали на охрану и вырвались из тюрьмы. Не имея возможности спрятаться в городе, они забрались на вершину горы Везувий. Постепенно к ним присоединялись другие беглые рабы, и число восставших быстро росло. Вскоре их было уже 10 тысяч человек.
На разгром восстания был послан трёхтысячный отряд, разбивший лагерь у подножия Везувия. Началась осада. Но Спартак осуществил неожиданный и смелый план. Рабы сплели из лоз винограда лестницу и по ней спустились вниз с той стороны, откуда их не было видно. Ударив в тыл римскому отряду, Спартак разгромил его.
Вскоре среди восставших начались разногласия. Часть рабов хотела покинуть Рим и вернуться к себе на родину. Но большинство решило остаться, чтобы разгромить Рим и отомстить своим поработителям.
Против Спартака было отправлено многотысячное войско во главе с опытным полководцем Марком Крассом. Весной 71 г. до н.э. произошло решающее сражение, в котором войско Спартака было разгромлено, а он сам погиб в бою. Более 6 тысяч пленников были распяты на крестах по дороге из Рима в Капую. Отдельные отряды восставших продолжали борьбу ещё 10 лет.
Восстание Спартака
Гибель Спартака
Опорный конспект
Вопросы и задания
1. За счёт кого увеличивалось количество рабов?
2. Как римляне относились к рабам?
3. Чем отличалось положение рабов, колонов и «рабов с хижинами»?
4. Составьте рассказ от имени одного из гладиаторов Рима
5. Покажите на карте продвижение восставших рабов под предводительством Спартака.
6. Чем восстание Спартака отличалось от других восстаний римских рабов?
7. Как вы считаете, почему восставшие рабы не смогли победить?
Кто такие «Рабы с хижинами»?
Кто такие «Рабы с хижинами».
В отличие от самих земледельцев, которых называли «колоны’ и которые не были связаны с выданным им участком пожизненно, рабы были прикреплены к выданному им участку на всю жизнь и могли быть проданы вместе с ним.
Воросы по истории : 1)Что такое калонны?
Воросы по истории : 1)Что такое калонны?
2) Кто такие рабы с хижинами?
3) Что у них общего?
Кто такие рабы?
Помогите пожалуйста?
При Константине положение колона и «раба с хижиной» появилось сходство.
«Рабы с хижинами» существовали в :
(Рассвет империи во 2 веке Н.
Э. )(Рим) ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 50 БАЛЛОВ.
Значение слова рабы с хижинами?
Значение слова рабы с хижинами.
В чем отличия рабов с хижинами от колонны?
В чем отличия рабов с хижинами от колонны.
Кто такие рабы?
Кто такие рабы?
Это как? Поподробней можно.
Рим стал настоящей республикой.
Дионис(греческий бог вина и виноделия).
Такое устройство общества при котором одни люди могут быть собственностью других людей) Как вещь. Ну, россия постепенно к этому идёт(.
Президент РФ осуществляет руководство государственной администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления.
Аврелий Августин написал книгу «о граде божьем».
Кто такие рабы с хижинами
Обобщается представление учащихся об отношении рабов к труду. Рабство рассматривается на уроке как тормоз развития хозяйства.
Варианты начала урока: I. А 1-4. II. А 1-2, 4; Б 4. III. Б 1-4. IV. Б 2; А 2-3; Б 4. V. А 2-3; Б 4. Вопросы и задания:
Б. 1. Представьте себе Рим около двух тысяч лет назад. Что можно было увидеть, осматривая город, но не заходя в дома? 2. Опишите дворец богача. Что и кого можно было увидеть в этом дворце? 3. Расскажите о жизни римских бедняков. 4. Какой вклад сделали римляне в мировую культуру?
План изучения: 1. Упадок сельского хозяйства Италии. 2. Переход к мелкой аренде. 3. Восстания III в. в империи.
Назвав тему «Упадок и гибель Римской империи», учитель напоминает, что во II в. при Траяне империя была огромным и сильным государством. Отчего она пришла в упадок и погибла? Учащиеся узнают об этом на последних уроках истории в V классе.
1. В I-II вв. выросли размеры имений в Италии и увеличилось число рабов в них. Богатым рабовладельцам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились уже не пятнадцать-двадцать, как во времена Гракхов, а несколько сотен рабов. Между тем урожайность виноградников и полей падала, поголовье скота уменьшалось, сокращались доходы от имений. В чем причины этого явления? Найти ответ на поставленный вопрос учащимся поможет следующая сценка.
Представьте себе владельца большого имения в Италии. Он рассказывает своему другу, приехавшему издалека: «Ты видишь, что в моем имении на разных работах занято множество рабов. Все они люди скверные, никуда негодные».
А на днях я ненадолго уехал, так послушай только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Самый сильный бык сломал себе ногу. » Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до смерти,- понизив голос, говорит хозяин,- да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика».
Вопросы: Чем был недоволен римский рабовладелец? Как он объяснял подобное поведение рабов? Почему именно таким было отношение рабов к труду? Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?
Учащиеся обычно отмечают, что отношение рабов к труду определялось тяжелыми условиями жизни, ненавистью к рабовладельцу и надсмотрщикам. Учитель указывает на главное: у рабов полностью отсутствовала заинтересованность в труде (это сознавали еще во времена Гомера. Можно напомнить строчки из «Одиссеи», § 33, п. 4). Побоями нельзя было заставить рабов хорошо работать, беречь хозяйский скот и орудия труда. В I-II вв. труд рабов становится невыгодным для рабовладельцев. Рабство превращается в тормоз развития техники.
Обосновывая эту мысль, учитель рассказывает об изобретенной в Риме жатке (рис. 1, стр. 223). Это была двухколесная повозка с высокими бортами, открытая спереди. Запряженный вол толкал ее перед собой. Впереди на уровне днища выступал частый гребень из железа. Он захватывал верхушки колосьев и сдирал их со стебля, содранные зерна падали в короб повозки. Жатка позволяла быстро убрать урожай с помощью только одного работника ( См.: Суздальский Ю. П. и др. На семи холмах. Очерки культуры древнего Рима, с. 100).
Однако применялась жатка лишь в тех провинциях, где были свободные крестьяне (Галлия и др.). Рабам жатку не доверяли, они по-прежнему убирали хлеб серпами. По той же причине не нашел широкого применения и сложный плуг, изобретенный земледельцами.
Задание: Римские изобретатели создали водяную мельницу. На быстрой реке устанавливалось колесо с лопастями, поток воды вращал колесо, движение с помощью особого механизма передавалось мельничным жерновам. Так силой движущейся воды зерно перемалывалось в муку. Однако водяные мельницы в Римской империи почти не строились. Предположите почему. Какие орудия можно было использовать при рабовладельческом строе? Учащиеся отмечают, что обращение с ручным прессом, мотыгами, серпами, лопатами, кирками не требовало специального обучения и сложных навыков. Грубые и простые орудия сломать было трудно.
Вывод учебника (стр. 223) может быть прочитан вслух: «Труд рабов становился невыгодным для рабовладельцев. Кроме того, иметь много рабов было опасно».
2. Используются либо рисунки учебника (сравниваются рис. 2 на стр. 223 и рис. на стр. 198), либо меловой рисунок и самодельные аппликации. Во втором варианте благодаря работе с аппликациями сложный социальный процесс становится наглядным и хорошо усваивается учащимися (см. пособие, рис. 32).
Рис. 32
Аппликации: 1) загородный дом землевладельца; 2) землевладелец; 3) жилище рабов; 4, 5) рабы в кандалах; 6, 7, 8) колоны, обрабатывающие участки земли; 9) колоны, несущие плату владельцу земли; 10, 11) «рабы с хижинами», обрабатывающие участки земли; 12) «рабы с хижинами», несущие плату землевладельцу.
Учитель предлагает вспомнить, как выглядело имение римского рабовладельца, и рисует его условную территорию (см. пособие, рис. 31). Здесь находился дом рабовладельца (1), сюда иногда наезжал он сам, чтобы проверить, в порядке ли хозяйство (2). Выйдя из дома, рабовладелец видел тюрьму, где содержались рабы (3), надсмотрщика, выгоняющего их на работу, и самих рабов (4, 5). Они были закованы в кандалы и с большой неохотой расходились по своим рабочим местам. Почему такое ведение хозяйства перестало устраивать рабовладельца? Землевладелец видел, что работников в имении много, а доходы от него ничтожны. Он понимал, что у работников надо создать заинтересованность в результатах- своего труда. Учитель рассказывает о том, как землевладельцы заменяли труд рабов трудом свободных арендаторов;
Рис. 31. Возникновение колоната. Меловой рисунок и аппликации
«Вот богач предлагает свободному бедняку:
— Хочешь получить на время участок земли?
— А на каких условиях?
— Согласен, но у меня нет ничего, кроме рук.
Учитель рисует участки и прикрепляет аппл. 6, 7, 8. Он поясняет, что на схеме всего три участка земли, арендованной бедняками, а на самом деле в каждом имении появились десятки арендаторов, которых стали называть колонами. За пользование землей колоны отдавали владельцу земли зерно, поросят, яйца (9). Число рабов в имении уменьшилось (учитель снимает аппл. 5): одних рабовладелец продал, других отпустил на свободу, третьи умерли.
Иногда рабовладельцы давали и рабам участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться семьей. Такие рабы назывались «рабами с хижинами» (снимаются аппл. 3, 4 и прикрепляются 10, 11, см. пособие, рис. 32). «Рабы с хижинами» также платили за пользование землей (12), Этих рабов уже нельзя было ни продать без земли, ни согнать с нее.
Вопрос: Какие выгоды принесло землевладельцам использование колонов и «рабов с хижинами»?
Постепенно положение колонов и «рабов с хижинами» сближается.
Задание: «Представьте себе, приходит колон к управляющему имением и говорит: «Я арендую сырой и неплодородный участок, много лет перебиваюсь с хлеба на воду. Ваши условия мне не подходят, я ухожу вместе с семьей навсегда». Предположите, что ответит управляющий колону». Надо объяснить, что управляющий проверит, какой долг числится за колоном, и, пока этот долг не будет выплачен, не отпустит его из имения. Часто размер долга был велик, в неурожайные годы он вырастал в два-три раза. Бывало и так: одолжит деньги не сам колон, а еще его дед у деда нынешнего землевладельца. Давно умерли дед и отец колона, а долг перешел на него. Так постепенно колоны попадали в зависимость от владельца земли, теряли свободу передвижения и оставались жить в том имении, где родились.
3. Восстания III в. в Галлии, Африке и в самом Риме изучаются путем объяснительного чтения (§ 54, п. 5). Жизнь рабов, колонов, крестьян и ремесленников продолжала оставаться тяжелой. Свободные бедняки и рабы объединялись в борьбе против империи.
Домашнее задание: § 54. Вопросы 3-4 к § 54.