Кто такие саксы и норманны
Немного об истории Англии…
Из рассылки Гильбо…
У меня вопрос на одну историческую тему, вернее, «два вопроса в одном». Я понимаю, что поискать ответы на них я мог бы и сам, но понимаю также, что в ответах будет изрядная доля шизы, как у тех же википедиков. Поэтому хочу для начала услышать от Вас Ваше мнение (оно для меня важнее), чтоб потом с этой точки зрения рассматривать другие «исторические» версии.
Итак, вопрос первый. Вы часто упоминаете термин «англосаксы». Кто это такие? Каково их историческое происхождение. Почему спрашиваю — в Германии есть такая земля Саксония. Там тоже живут саксы, только не англо-? Имеют ли они вообще какое-то отношение к англосаксам? Или это совсем другие люди и называются они саксонцы и не имеют никакого родственного отношения к англосаксам? Это была первая часть.
Вторая часть. У Вальтера Скотта в «Айвенго» часто упоминается о вражде саксов и норманнов (в то время, которое описывается, — время крестовых походов). Дескать, саксы там жили раньше, но потом пришли злые норманны, захватили их земли и устроили на них новый порядок. Эти саксы имеют отношение к нынешним англосаксам? Или к саксонцам они ближе? И кто такие норманны и имеют ли они отношения к нормандцам и Нормандии, которая во Франции?
И третья (не заявленная) часть. Откуда вообще произошли названия Англия, англичане, английский язык? Притом, что государство называется Великобритания, а сами они себя часто называют «британцы».
Кстати, во Франции есть Бретань, через «е». Это с какого боку к Великобритании, просто Британии и британцам?
И еще один вдогонку, но на ту же тему. В самой Великобритании (я имею в виду в Соединенном Королевстве) есть еще шотландцы, валлийцы и были ирландцы (а сейчас только северные). Все эти нации — они кто? И каково их отношение к титульной нации? Находятся ли они на положении людей второго сорта или они равные? К примеру, когда дают рыцарское звание, тому же Шону Коннери или Полу Маккартни, они почему-то ходят в шотландской национальной одежде — в юбке (килте) и со смешной сумочкой.
Вот такие вопросы. Вышло даже из пяти частей.
Надеюсь Вы проясните эти непонятки, все-таки у Вас информации побольше, чем у остальных. Очень мне это любопытно.
С глубоким к Вам уважением, Александр.
Вообще говоря, нормандская теория появилась в Англии довольно поздно, до этого были другие версии происхождения подданных королевы Виктории – столь же экзотичные. Согласно нынешней, крайне экзотичной, официальной версии истории, норманны – это потомки викингов, которые высадились в позапрошлом тысячелетии на разных берегах (в т ч Нормандии и Сицилии) и создали там свои королевства. При согласовании в 1903 году национальных историй, правда, Нормандия стала герцогством, так как французы настаивали, что вся территория их страны была единым королевством ещё до завоевания Англами норманнами.
Далее герцог нормандский Вильгельм (в старом произношении Валлхальм, в нынешнем — Уильям) Завоеватель захватил населённую саксами Англию (которая тогда якобы была островом, хотя в реальной жизни Ла-Манша не существовало ещё лет пятьсот назад). Причём до этого Англию якобы захватывали датчане (что является реальным отголоском истории примерно 16 века), которых пришлось отправить в позапрошлое тысячелетие, и которые благодаря этому к моменту завоевания хоббитов-саксов викингами-норманнами рассосались в нетях. Английская знать XVIII-XIX века выправила себе документы о происхождении от указанных норманнов, и заказывала тому же Вальтеру Скотту пиар своих мифических предков, в результате которого застолбила себе местечки в Готтском альманахе.
Саксы в Англии и Германии – просто остатки ассимилированного кельтского населения, которому надо было сочинить какую-нибудь историю, отличную от кельтской, чтобы не интересовались друидскими игрушками. Сочинили им тысячелетия крещёной жизни, хотя реально покрестили в XVIII веке.
Шотландцы, Ирландцы и валлийцы – это кельты, которые долго не хотели креститься и принимать себе новую историю. Юбки, правда, у их появились уже при жизни Вальтера Скотта, когда вновь сочинённую историю Шотландии решили освятить каким-то юбилейным торжеством, для которого и заказали килты (надёжных свидетельств ношения их шотландацми ранее не существует) нескольким лондонским швейным фабрикам. Тогда у каждой фабрики был свой фирменный узор, ибо машины не перепрограммировались, валики резались один раз навсегда. При распределении килтов к торжеству каждому клану досталась партия килтов с определённым узором. Он и стал с того времени родовым узором клана на несколько веков назад. Приходится теперь и Полумакару прикрывать суконной юбкой свои седые яйца…
Новое в блогах
Немного истории.Современные «англосаксы»: Кто они такие? И почему такие?
А давайте сегодня поговорим о Великобритании, от которой сейчас столько геморроя. И про народ, который этот геморрой нам создаёт. Хотя. с народом-то, оказывается, всё не так просто. Мы говорим англосаксы, но по факту те, кто создают нам проблемы, к собственно англосаксам отношения не имеют. Вообще. Даже генетически.
Как такое получилось? Чтобы понять это, надо проследить историю Британии издревле.
Издревле
Совсем уж в глухую старину мы окунаться не станем, начнём со времён на кануне Новой Эры. Тогда Британские острова населяли преимущественно кельты, среди которых более-менее мирно уживались легендарные пикты. Кто такие были эти пикты достоверно неизвестно до сих пор. Одни исследователи считают их одним из кельтских племён, другие – реликтом доарийского населения Европы. Ну да не суть. В этот междусобойчик вклинились римляне. Первым начал завоевание Британии Юлий Цезарь, после него были завоевательные походы, восстания, карательные акции, отступления, но в конечном счёте в IV веке римляне оставили острова по естественным причинам (окончательная деградация Империи) и ушли, не оставив существенных следов ни в культуре, ни в языке, ни в генофонде аборигенов.
Однако спокойно пожить тем самым аборигенам не удалось, потому как именно в это время началась активная фаза викингских походов.
Собственно англосаксы
Где-то в V веке на британские острова начинают вторгаться германцы. И не просто вторгаться, а переселяться семьями. Ядром этого вторжения были три племени: англы, саксы и юты, все родом из Дании, с полуострова Ютландия. Потму их так и называли – данами. Кто и почему погнал их в Британию – история сама по себе интересная и поучительная, но именно сейчас – несколько неуместная. Потому оставим её для самостоятельного изучения.
Вторжение это не было мирным, местные кельты остервенело защищались и даже имели временные успехи. По косвенным данным можно предположить, что где-то в конце V века у них таки образовался единый вождь, который сумел отбросить саксов. Образ этого вождя лёг в основу образа легендарного короля Артура, как, собственно и судьба его королевства, которое пало под напором завоевателей сразу после смерти основателя. По результатам кельты были вытеснены в Шотландию, Уэльс и Корнуолл, а в Англии утвердились завоеватели. Процесс этот завершился где-то к IX веку, тогда же три пришлых народа – англы, саксы и юты (изначально довольно таки родственные) изрядно перемешались и слились в один, известный в истории как англосаксы. Вот они-то и есть те самые англосаксы!
«А как же современные британцы?», – спросит въедливый читатель. Вот к этому-то мы и подходим!
Немного вбоквелл: Заметили уже, что легендарный король Артур, которого почитают духовным предком всех английских монархов, может быть героем валлийским, шотландским, даже пиктским, но к англосаксам отношение имеет только то, что люто с ними воевал. А к нынешним монархам-узурпаторам так вообще никакого.
Вильгельм-завоеватель, он же Гильом-ублюдок
Да, в сентябре 1066 года войско, набранное герцогом Нормандии, Гильомом-ублюдком разгромило войско короля англосаксов Гарольда II. Сам король Англии погиб в битве, а его дочь – принцесса Гита – бежала на Русь где вышла замуж за Владимира Мономаха. Так что если подходить к вопросу строго формально, права на английский престол имеют только потомки детей Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской – Мстислава, Изяслава, Святослава, Ярополка и Вячеслава Владимировичей, а все короли Англии после Гильома-ублюдка – не более чем узурпаторы.
Как такое получилось и какие имело последствия? Для ответа на этот вопрос надо чуть подробнее рассмотреть самого Гильома-ублюдка, понять кто такие были ублюдки в раннем средневековом обществе и что получилось в Англии после норманнского завоевания. И, да, а кто такие вообще были эти норманны? Начнём по порядку:
Норманны
Вообще говоря, в Европе раннего средневековья так называли всех викингов, так что англо-саксы тоже были норманнами. Но вот именно во французской Нормандии сложилась совершенно особая, нездоровая ситуация. Там норманны оказались с одной стороны в меньшинстве среди довольно пёстрого и разрозненного населения, а с другой – оказались самой мощной и организованной военной силой. По факту такого положения в 911 году некто Хрольф – ярл одной из многочисленных викингсих, то-есть разбойничьих, банд, сделал королю франции Карлу III Простоватому деловое предложение: «Я тут поселюсь, буду жить и грабить эту местность на постоянной основе, а ты признаёшь это законным.». От этого предложения Карл отказаться не мог, однако, хоть и простоватый был, но выторговал кое-что и себе. Так Хрольф крестился, приняв имя Роллон и принёс королю вассальную клятву. А ещё новоиспечённый герцог Нормандии взял на себя защиту северного побережья Франции от набегов прочих своих коллег. Но последнее уже как бы само собой сложилось: конкуренты этому герцогу были совсем не нужны. Так появилось герцогство Нормандия и первым его герцогом был тот самый Хрольф/Роллон.
Норманны оказались в Нормандии оккупантами, хоть и с королевской лицензией, потому и вели себя как оккупанты. В частности именно они первыми начали строить классические замки – маленькие крепости, вмещавшие только семью феодала и его дружину. До того крепости служили прежде всего защите окружающего населения в случае военной опасности, замок же служил прежде всего защите феодала-оккупанта от местного населения.
Заметим также важный момент: если англы, саксы и юты происходили из Дании, то французские норманны большей частью из Норвегии, то-есть принадлежали к совсем другой ветви, как это любили говорить в III Рейхе, нордической расы.
Ублюдки (незаконно рожденные)
Да, русское «ублюдок» и английское «бастард» означают одно и то же – ребёнка, рождённого вне официально признанного законным брака. Для раннего средневековья – вне церковного брака. Так что наш Владимир-хреститель тоже был ублюдком.
В русском исходное значение слова ублюдок уже забыто, оно стало ругательством, означающем, чаще всего морально-неполноценного человека. Ну и вообще что-то неполноценное. А вот слово «бастард» – вполне приличное и используем мы его в первоначальном формальном значении. Но в английском «бастард» – такое же ругательство, как и «ублюдок» у нас. С тем же самым набором значений. В чём же дело?
Дело в том, что у ублюдков в раннем средневековье была своя социальная ниша, но эта ниша гарантировала для них либо личную трагедию, либо кровавую трагедию для большей части их родни.
Ублюдки были запасными наследниками. Соответственно, воспитывали ублюдка вместе с основным наследником, учили и готовили практически идентично, но вот стать кем-то он мог только двумя способами: собрать ватагу таких же обиженных и отвоевать себе какой-никакой удел (что поощрялось, ибо появлялось новое владение, вассальное исходному), либо позаботившись о скорой смерти всех законных наследников и много кого рядом. Потому-то из всех ублюдков, след в истории оставили только те, которые придерживались абсолютно каннибальских способов поведения. От того и дурная слава ублюдков, которая осталась в языковой памяти.
Гильом-ублюдок
Среди всех ублюдков того времени Гильому, вроде как повезло. Он был единственным сыном Роберта Норманнского, прозванного Дьяволом, так что конкурентов у него на первый взгляд не было.
Был ли Роберт I женат? Достоверных данных не сохранилось, но некоторые источники утверждают что таки да, но с женой он не ужился и прогнал супругу обратно к отцу. Были ли у него дети в законном браке? Данных не сохранилось, но есть основания полагать, что его сын – Ублюдок – очень активно чистил исторические источники в свою пользу. Ну или его сторонники, которые умели читать и писать, подсуетились. А среди его сторонников были те кто мог и был заинтересован (не будем указывать пальцем на папский престол).
Матерью Гильома была. как сегодня сказали бы, дама полусвета, некая Арлета (правда в те ещё года полусвет выглядел несколько иначе чем во времена Прекрасной Эпохи, но суть его была та же самая – поставлять аристократам любовниц). Где уж Роберт её подцепил – неизвестно, но она родила ему того самого Гильома и, по некоторым сведениям, Аделаиду Норманнскую. Правда по другим сведениям (включая показания современников) папой Аделаиды действительно был Роберт-Дявол, а вот мамой была вовсе не Арлета.
Ну да ладно, оставим эти мелкие детали на растерзание историкам, вернёмся к нашему ублюдку. Вообще говоря, современные историки утверждают, что в те ещё года каждый норманнский аристократ был по сути ублюдком, потому как церковный брак, де, заключали редко, в силу его нерасторжимости, а потому, де. Но вот титулование Ублюдком история сохранила только для Гильома, что кака бэ намекает, что во всех этих рассуждениях есть некоторые натяжки и неточности.
Так или иначе, но в 1034 году, когда Гильому было 6 лет, его папа, Роберт-Дьявол, назначил маленького Гильома своим наследником, выдал Арлету замуж за своего вассала Герлуина, виконта Контевилля и свалил совершать паломничество до града Иерусалима, в ходе которого и помер от естественных причин. Ведь в те времена перерезанная глотка была вполне естественным способом смерти. И затеряться бы Гильому в толпе прочих нищебродов, ловящих удачу по большим дорогам (а скорее всего – тоже умереть вполне естественной для того времени смертью), но неожиданное участие в его судьбе проявил ни кто иной как король Франции. Впрочем, тут тоже не обошлось без везения: хотя большая часть норманнской знати и не признавала Ублюдка законным наследником (потому как ублюдок), но и выставить не то что единого, а хотя бы приемлемого кандидата в противовес не получилось. Таки, перегрызлись на эту тему. Король же (которого звали Генрихом I, если кому интересно) тоже поимел с этого свой гешефт: С одной стороны удалось избежать кровавой свары в Нормандии, а с другой, положение Гильома гарантировало его вассальную верность: ведь он оставался герцогом только до тех пор, пока за его спиной стоял король. Гильом это тоже понимал и был верным вассалом. До тех пор пока сам король не решил, что Гильом слишком усилился и не начал войну с ним. Но Гильом и правда тогда усилился. Нет, он не победил, но смог продержаться до смерти Генриха I, после чего быстро замирился с новым королём и принёс ему оммаж.
Надо отдать должное. Гильом был храбрым воином и ловким дипломатом, прекрасно знал когда надо действовать мечом, а когда договариваться. Даром что не умел ни читать, ни писать.
Так и дожил он до 1066 года, когда события на Британских островах позволили ему наложить лапу на английский престол.
Однако же, посмотрев сколько там всего случалось и чего намешано, я решил что на сегодня хватит. Так что о норманнском завоевании Англии, почему это случилось и как происходило, а главное – какое это оказало влияние (и продолжает оказывать влияние до сих пор) на моральный облик британской знати и политики, ну и до кучи – почему современная англо-саксонская знать и политическая верхушка не имеет к собственно англосаксам никакого отношения, от слова вообще, даже генетически, мы поговорим в следующей статье.
Трагедия английской истории
«Бесспорно то, что вторая половина XI столетия стала свидетелем поворотного момента для христианства Западной Европы, и несомненно, что Нормандия и норманны сыграли ключевую роль в происходивших тогда преобразованиях… Они помогли папству подняться к новому политическому господству и стали тесно связаны с реформистским движением в Церкви, которым папство стало управлять. Они внесли свой вклад и в радикальную трансформацию взаимоотношений между Восточной и Западной Европой, результаты которой сохранились до нашего времени. Нормандское завоевание Англии, таким образом, может расцениваться в каком-то смысле как далеко идущая попытка, последствия которой распространились даже на сферу культуры».
Дэвид Дуглас. «Вильгельм Завоеватель»
«Нормандское завоевание, по существу, символизирует полный уход от прошлого».
З.Н. Брук. «Английская церковь и папство»
Хотя норманны стали считать себя христианами, они так и не забыли своих языческих предков
Прошло уже почти 950 лет с тех пор, как английская земля была завоевана норманнами. И хотя страна и весь островной архипелаг до сих пор страдают от завоевания 1066 года, но трагедия английской истории, фактически, начинается не с этого бесславного «подвига» норманнов, а с событий, приведших к нему. Ибо, как гласит история, нормандские завоеватели – эта банда бродяг и мародеров – были, в основном, потомками тех самых викингов-датчан («северных людей»), которых благоверный король Альфред Великий выгнал из Англии за несколько поколений до завоевания. Они бежали, чтобы вскоре разорить Париж и поселиться на северных побережьях Франции, откуда и произошло название «Нормандия», то есть «земля норманнов (северных людей)». И хотя норманны заговорили по-французски и стали считать себя христианами, но они так и не забыли ни своих языческих предков, ни Англию, которая виделась им желанной добычей. Поэтому трагедия английской истории начинается с первой возможности, которой воспользовались норманны, чтобы отомстить за свое изгнание с английской земли Альфредом Великим.
В 978 году череда талантливых и благочестивых королей закончилась славной мученической кончиной праправнука Альфреда Великого – святого Эдуарда-Мученика. С убийством святого Эдуарда для норманнов открылась, наконец, долгожданная возможность вернуться в Англию победителями. После убийства короля Эдуарда трон занял его единокровный брат Этельред Нерешительный, «вероломный трус, тщеславный, невежественный, злой и жестокий: не только худший король, но и один из худших людей в английской истории» (У. Макэлви. «История Англии»). В 1002 году Этельред женился на Эмме, дочери правителя Нормандии, а в 1042 году воспитанный при нормандском дворе сын Этельреда и Эммы, наполовину норманн Эдуард, стал королем Англии. Он вошел в историю как Эдуард-Исповедник.
В период правления Эдуарда французская и нормандская знать стала стекаться к английскому двору, и король жаловал им поместья. Как писал известный историк нормандского завоевания Фриман: «Нормандия всегда была любимой страной Эдуарда… Его сердце было французским. Для него было счастьем окружить себя собратьями, приехавшими из любимой им страны и говорившими на любимом им языке, обогатить их английскими поместьями и наградить высшими должностями английского королевства… Эти чужаки… были назначены епископами и эрлами, чтобы управлять уже наполовину завоеванной английской землей. Они были лишь первыми ставленниками большой шайки… Собственно, теперь и начинается завоевание. Эпоха Эдуарда – это период борьбы между англичанами и чужеземцами за власть в Англии» («Нормандское завоевание», том II, стр. 29-30).
Нормандские гости Эдуарда показали себя такими же хищными, какими всегда были викинги, заняв ключевые посты как в церкви, так и в государстве. Они построили первые чуждые Англии нормандские замки и первую церковь в Вестминстере в чуждом для англичан стиле. В 1050 году нормандец Роберт стал архиепископом Кентерберийским. В 1051 году король Эдуард пригласил приехать в Англию своего двоюродного брата, алчного молодого герцога Вильгельма Нормандского, «с огромной свитой французов». Тогда же, возможно, он пообещал Вильгельму королевство после своей смерти. В стране, стоявшей на пороге гражданской войны из-за действий нормандских узурпаторов, в 1051 году вспыхнуло поддерживаемое народом восстание, целью которого было прогнать норманнов из страны. В 1052 году архиепископа Кентерберийского Роберта и епископа Лондонского Вильгельма – норманнов по происхождению – заставили покинуть Англию. Согласно «Англо-саксонской хронике», «Роберту было суждено оставить свой архиепископский паллий и христианство в этой стране – на то была Божья воля, ибо он добился этого наперекор Божественному замыслу». Собравшийся Витенагемот («Совет мудрых» в древней Англии), вопреки взглядам Эдуарда, «объявил вне закона всех французов, сеявших несправедливость, устраивавших недобросовестные суды и дававших порочные советы в королевстве».
Двоюродный брат Эдуарда, герцог Вильгельм Нормандский, был незаконнорожденным сыном дочери одного кожевника – некоей Харлотты, от имени которой, по преданию, и произошло слово «harlot», то есть «блудница». Еще до приезда в Англию Вильгельма обвиняли в отравлении Конана, герцога Бретани. В 1066 году, после смерти Эдуарда, Вильгельм, заручившись поддержкой нормандской знати и епископов, изгнанных в 1052 году, принял решение завоевать Англию. И хотя Вильгельму не удалось привлечь на свою сторону крестьян и купцов, созванных им во французском городе Лильбонн, его активно поддержали солдаты-наемники из Фландрии и Бретани, Бургундии и Пуату, Аквитании и области Мен, Пьемонта по ту сторону Альп и по ту сторону Рейна. «Авантюристы по роду занятий, ленивые, развратные, расточительные, эти потерянные дети Европы поспешили откликнуться на его призыв», гласит «Хроника Нормандии». Некоторые из них потребовали золото сразу, другие – землю и трофеи по прибытии в Англию, третьи – руки какой-нибудь знатной английской леди. Чтобы получить официальное разрешение на действия этой военной банды, которая состояла из самых настоящих отбросов Европы, Вильгельм отправил Роберта, ранее изгнанного архиепископа Кентерберийского, а также итальянского игумена Ланфранка просить благословения на завоевание у алчного, высокомерного и властолюбивого папы Римского Александра II. Благословение было получено при условии, что после завоевания Англия станет папской вотчиной. С согласия Вильгельма, Рим отправил этой шайке воров святые мощи апостола Петра и освященное знамя. Это знамя сыграет важную роль в при Гастингсе.
Вильгельм Завоеватель был убежден, что мстит за своих датских родственников-викингов, которых прогнал Альфред Великий и которые затем вернулись разорить Англию в начале XI века. Древние хронисты вкладывают в его уста следующие слова, сказанные при Гастингсе: «Решайтесь смело сражаться и убивать своих врагов. Нас ждет огромный трофей: если мы победим, то разбогатеем. Что приобрету я, то приобретете и вы; если я завладею этой землей, то и вы будете владеть здесь обширными землями. Знайте, что я пришел сюда не только для того, чтобы взять причитающееся мне, но и чтобы отмстить за весь наш народ и за преступления, лжесвидетельства и вероломство этих англичан. Они убивали наших родичей – датчан». Нормандское завоевание, таким образом, было очередным завоеванием викингов, а Гастингс – последней и самой успешной битвой викингов, «апокалипсисом» для старой Англии. Как писал в своей «Балладе о белой лошади» Г.К. Честертон:
Ибо конец света был уже давно,
А мы все живем сегодня,
Как дети некоего второго рождения,
Подобно некоему странному народу,
Оставленному жить на земле после судного дня.
Коронация Вильгельма представляла собой сцену побоища и кровопролития
Мародерство, грабежи, пожары и разрушения, последовавшие после битвы при Гастингсе, мало отличались от действий викингов в прежние времена. Сначала Вильгельм умертвил жителей Ромни и сжег их дома, затем он поджег Дувр, осадил Лондон, сжег Саутуорк, опустошил Суррей, Сассекс, Хэмпшир, Беркшир, Хартфордшир, мародерствуя, сжигая, убивая, грабя церкви. Даже коронация Вильгельма представляла собой сцену побоища и кровопролития, когда его солдаты запаниковали и подожгли все дома и леса в округе. После коронации Вильгельм спешно захватывал в плен оставшихся в живых представителей английской знати. Он делил захваченные трофеи среди служащих ему грабителей, которых почитал за аристократов, и вместе со своим братом епископом Одо «строил по всей стране замки, угнетая несчастный народ, и дела шли от плохого к худшему» («Англо-саксонская хроника»).
Солдатам Вильгельма разрешалось совершать самые зверские преступления. Они одинаково грабили богатых и бедных, а когда разразился бунт, Вильгельм, не задумываясь, отдал приказ убивать всех и каждого. Семь лет длился беспощадный геноцид. Это была война на истребление: куда бы ни приходили солдаты Вильгельма, всюду они оставляли после себя пустыню: в приграничных с Уэльсом районах убиты люди Эдрика Лесника, в Эксетере – мужи Девоншира, в Нортгемптоншире – Валтеоф и его люди, в Восточной Англии – мужи Хереварда, «последнего из англичан». Позднее этот период английской истории был отражен в «Книге Судного дня» (книга с данными первой государственной переписи населения в Англии). Но больше всего пострадал север Англии: Йоркшир, Дарем, Нортумберленд. В одном Нортумберленде армия этих демонов в человеческом обличии трижды уничтожала все на своем пути: города, деревни, храмы, урожаи, скотину, мужчин, женщин и детей. До сих пор в Йоркшире на месте опустошенных Вильгельмом в 1069-1070 годах районов можно увидеть леса и пустоши. Эти когда-то заселенные и процветающие места оказались брошены навсегда.
Когда-то заселенные и процветающие места оказались брошены навсегда
Многие монастыри и церкви были разрушены, не стал исключением и монастырь Ярроу, где некогда подвизался святой Беда Достопочтенный. Духовенство и монахи Дарема бежали на святой остров Линдисфарн, испрашивая заступничества у святого отшельника Кутберта и вновь читая старую молитву: «От ярости северных людей избави нас, о Благой Господь!» От Дарема до Йорка, на территории протяженностью в 60 миль, не осталось ни одной обитаемой деревни. Люди были ошеломлены происходившим. От Дарема на север до Хексема, по словам нормандского хрониста Ордерика Виталия, совершались «зловещие массовые убийства» – только здесь погибло до ста тысяч человек. Английский хронист Роджер Ховден писал: «Ужасно было видеть на дорогах, в общественных местах и у входных дверей домов трупы людей, съедаемые червями, ибо их некому было хотя бы слегка засыпать землей». Солдаты выносили зерно из амбаров и сжигали урожай на корню. Согласно хронисту Флоренсу Вустерскому, выжившие люди в Йоркшире и Нортумберленде становились каннибалами. За голодом последовала чума, и тем, кому удалось остаться в живых, пришлось продавать себя вместе со своими женами и детьми в рабство норманнам.
Земля Англии была поделена между последователями Вильгельма – будущей английской аристократией. Самым страшным варварам он пожаловал самые лакомые куски. Так, на опустошенном севере Вильгельм де Перси получил 80 поместий, а Вильгельм де Варенн – 28. Символично, что эти «благородные мужи» брали себе в качестве геральдических эмблем символы дикого варварства, грубой силы и грабежа. Головы собак, львов, быков, кабанов, кинжалы, мечи и дубинки фигурируют на их щитах. В виде украшений в верхней части их гербовых щитов изображались сладострастные козлы, огненные драконы, безумные грифоны [2] и хищные грифы, раздирающие беззащитных мелких птиц. Кровожадными и звероподобными были покровители их гербов, покровители их власти: разъяренные львы, дикие кабаны, свирепые быки, злобные гиены, пьяные медведи, рычащие псы, обезумевшие бараны, хитрые лисы, жестокие волки, коварные пантеры, монстры из адского пламени – демоноподобные грифы, орлы и драконы. Кровожадными и звероподобными были и носящие их на своих щитах. Вот что можно сказать о «главенствующей цивилизации» и «благородной крови» норманнов. Хотя и сегодня находятся глупцы, которые гордятся тем, что их «предки пришли вместе с Вильгельмом Завоевателем».
По нашему мнению, следует не гордиться, а стыдиться этого, как писал лорд Теннисон:
Настоящие сердца больше корон,
А простая вера – норманнской крови.
Выжившие представители английской знати были лишены прав и ограблены. Кое-кто сумел перебраться в другие страны, в Скандинавию и Россию, в Константинополь и к теплым берегам Черного моря. Остальных отвезли в Нормандию и демонстрировали как военные трофеи. Английский хронист и историк Рафаэль Холиншед (+ ок. 1580) рассказывал, как знатных англичан заставляли сбривать себе бороды и срезать волосы, одеваться и жить, как норманны и их свиты.
Некоторые из англичан, например, Эдрик из Шропшира и Херевард из Болот («Болота» – бывшая низкая болотистая местность в Линкольншире, Кембриджшире и Норфолке – Прим. перев.) перебрались в леса и стали, выражаясь языком нормандской терминологии, «вне закона» (outlaw). Как пишет наша современница историк Сьюзен Рейнолдс: «Самыми известными “преступниками” зеленого леса до Робина Гуда, были, вероятно, представители старой английской знати, оставленные за бортом жизни». Так английская нация потеряла свою культурную элиту, которую заменили на иностранную элиту, с чуждым Англии языком и культурой.
Вильгельм передал церковное управление нормандским монахам и епископам. Он сделал воина-епископа, своего брата Одо из Байё, королевским наместником на время своих отъездов в Нормандию. Ланфранк стал архиепископом Кентерберийским. Вильгельм норманизировал весь английский епископат. Епископы Ательмар из Элмхама, Ательрик из Селси и Леофвин Личфилдский ушли, и к 1080 году единственным епископом-англичанином оставался кроткий Вулфстан Вустерский. Норманизация епископата сопровождалась норманизацией монастырей. В 1066 году в Англии действовало 35 независимых монашеских общин под руководством игуменов и игумений, понимавших, что Вильгельм хочет уничтожить подлинную монашескую жизнь в обителях и заменить подвизающихся там нормандскими воинами-монахами или учеными. Игумены Альфвиг Винчестерский, дядя короля Гарольда (последнего донормандского английского короля) и Леофрик из Питерборо умерли от ран, полученных от рук нормандцев. Преемник Леофрика, игумен Бранд, «муж очень благочестивый и мудрый», был дядей уже упомянутого знаменитого Хереварда из Борна. Игумен Ательсиг Кентерберийский помог организовать сопротивление в Кенте; другие, как, например, игумены Ательнот Гластонберийский, Годрик из Уинчкомба, Ситрик Тавистокский и Вулфрик Винчестерский были пылкими патриотами. За первые 6 лет, прошедших после коронации Вильгельма, все они были сняты. Ко времени смерти завоевателя в стране оставалось лишь три игумена-англичанина – все остальные были ставленниками завоевателей. Потомки этих «церковных деятелей» позднее канонизировали мягкотелого Эдуарда, благодаря которому стало возможным это разорение Англии, двоюродного брата Вильгельма, и назвали его «Исповедником». Историк Дэвид Дуглас писал, что «норманизация церковного управления в Англии была главной чертой правления Вильгельма. Между 1070 и 1087 годами английскую церковь заставили подчиниться континентальному образцу и реформистским идеям, проникавшим в Западную Европу». После битвы при Гастингсе Вильгельм даже отправил в Рим трофеи и знамя убитого короля Гарольда, которое он подобрал в Гастингсе. Неудивительно, что Дуглас написал: «Феодализация церкви в Англии в будущем привела к печальным последствиям». Последствия, действительно, были печальными: они привели к еще одной исторической трагедии – насилию Реформации и Английской гражданской войны.
Англия была ввергнута в духовное обмирщение и темное бесплодие латинской схоластической культуры
Остаток жизни проклятый Вильгельм провел, подавляя войны и восстания, направленные против его власти. «Эрлов, не подчинявшихся его воле, Вильгельм держал в рабстве. Непокорных епископов он лишал епископских кафедр, игуменов – должностей настоятеля, а бунтовавших танов заключал в темницы», – гласит «Англо-саксонская хроника». Вильгельм был вынужден арестовать даже своего кровожадного брата, епископа Одо и держать его под стражей до конца жизни. «Благородная знать» восставала против тирании завоевателя. Старший сын Вильгельма, распутный Роберт, постоянно враждовал со своим отцом из-за владения Нормандией. Последние дни Вильгельма были омрачены трениями между его вторым сыном, Вильгельмом Рыжим, и третьим сыном, Генрихом. К моменту своей смерти в 1087 году, Вильгельм был оставлен всеми, включая и собственных сыновей. Когда он умер, слуги обшарили все королевские покои, раздели Вильгельма практически догола, сняв с него королевские одежды, и он пролежал в таком состоянии почти целый день. Во время похорон от уже начавшего разлагаться тела исходило такое страшное зловоние, что даже церемонию отпевания пришлось сократить, а труп – практически бросить в могилу.
«Англо-саксонская хроника» заключает повествование о Вильгельме так: «Уэльс был под его властью, по всей стране он выстроил замки и тем самым держал народ в повиновении. Шотландию он тоже подчинил себе… Если бы он прожил еще хотя бы два года, то завоевал бы и Ирландию… Конечно, в его эпоху люди страдали от страшного угнетения и многократной несправедливости. Тяжелым человеком был король. Он утонул в скупости и был полностью поглощен алчностью… Он был слишком беспощаден, чтобы заботиться о чем-либо еще, хотя все его ненавидели… Горе тому, кто держит себя столь горделиво. А как нераскаянная несправедливость Вильгельма передавалась из поколения в поколение? Какова была судьба этого иностранного монарха и его проклятого наследия?»
Завоеватель передал свое зверское проклятие потомкам
Печально, но завоеватель передал свое зверское проклятие потомкам. Его сын и преемник Вильгельм II, называемый Рыжим, был известен своей крайней невоздержанностью. В период его правления многие норманны, например, Роберт де Моубрей – эрл Нортумбрии (с 280 поместьями), Гуго из Шрусбери, Одо из Холдернесс, Уолтер де Лейси покинули Англию. После смерти или убийства Вильгельма Рыжего в лесу Нью Форест, его брат и преемник Генрих I выгнал из страны многих последователей Вильгельма II, добившись того, чтобы большинство норманнов, прибывших еще с Вильгельмом Завоевателем, включая эрлов Суррея, Шрусбери и Ланкастера, покинули Англию. Ордерик Виталий писал: «Один за другим, почти все знатные люди, дети тех, кто завоевывал Англию, были высланы из страны как предатели и преступники, а их поместья и почести были переданы новым людям».
Ибо после Генриха II пришел беспощадный Ричард I, прозванный «Львиное сердце». Он был слабый правитель и любитель воевать, все деньги страны тративший на финансирование своих походов на Ближний Восток, и этим обанкротивший Англию. Затем пришел его брат, ненасытный Иоанн Безземельный, убивший своего собственного племянника, наследника престола. Потом были неумелый правитель Генрих III с его гражданской войной; жестокий Эдуард I, расточивший богатство Англии на войны с Уэльсом и Шотландией; совершенно неспособный к управлению и, в конечном итоге, убитый в замке Баркли король Эдуард II; беспощадный Эдуард III, втянувший Францию в Столетнюю войну; тиран Ричард II, умерший насильственной смертью; узурпатор Генрих IV, человекоубийца Генрих V, ослабивший страну войнами; и, наконец, безумный и тоже умерший не своей смертью Генрих VI. После них последовали Эдуард IV и Ричард III – детоубийцы, утопившие своего собственного брата; скупой и жадный до власти валлиец Генрих VII и распутный женоубийца Генрих VIII. Ему наследовал сын – малолетний Эдуард VI, при котором было сожжено множество «еретиков»; затем поистине «кровавая» Мария I; казнившая очень многих людей Елизавета I; трусливый глупец Иаков Шотландский, оккупировавший Ирландию. Далее следуют обезглавленный король Карл I; республиканский диктатор и тиран Оливер Кромвель, по жестокости ничуть не уступавший королям; похотливый Карл II и тираничный Иаков II. На нем династия Стюартов прервалась и наступил период правления Ганноверской династии, яркими представителями которой являются правивший 60 лет душевнобольной Георг III и его сын – знаменитый дебошир и пьяница Георг IV. Завершает этот долгий список всеми ненавидимый Вильгельм IV. Никто из этих монархов не был англичанином – один этот факт говорит о том, что они не чувствовали любви к стране и ее народу в своих сердцах. Как писал в своей поэме «Песни плуга» о 1066 годе английский писатель Морис Хьюлетт (1861-1923):
Помню, был тысячный с чем-то год
После рождения Царя Христа,
В Англии правили три короля
Перед тем, как зазвонить Рождественским колоколам;
И после них больше не пришел ни один (король)
Английской крови, чтобы пелась песнь.
В действительности английская монархия начала приобретать популярность в народе лишь спустя более чем 750 лет после нормандского завоевания благодаря добросовестности королевы Виктории (1819-1901). Она первой поняла, что конституционный монарх должен, прежде всего, любить свой народ, жертвовать собой для народа – тогда народ полюбит своего правителя. Кажется, это было ясно и последующим монархам, до самого недавнего времени, когда некоторые члены королевской семьи снова стали забывать это простое правило. Возможно, что королева Виктория, изучая историю своего народа, поняла это на примере одного из донормандских королей, например, святого Эдуарда-Мученика, пожертвовавшего своей жизнью ради народа – с его мученической кончины тянется долгая трагедия английской истории. Или ее героем был тот единственный за всю историю Англии монарх, заслуживший титул «Великий». Именно тот, с кого мы начали наше малое исследование английской истории, тот, кто еще до прихода Вильгельма спас Англию от других подобных ему «вильгельмов». Это Альфред Великий, достойная и светлая душа, вышедший из Уэссекса, из Этелни лишь с одной своей верой. Вот что написал о нем Честертон в «Балладе о белой лошади»:
Не осталось ни единой английской брони,
Ничего английского,
Когда Альфред пришел в Этелни,
Чтобы быть английским королем.
Закон Англии есть закон Божий, как он записан в Библии
О, где старый дух?
Дух Альфреда Великого?
Существовавший до того, как трон обесценился порочностью и золотом,
Еще когда люди были едины с государством?
(Уильям Хик. «Северная звезда», 1841).
Не удивительно, что Честертон написал о нем: «Альфред родился в Уонтидже и правит Англией до Судного дня».
Подходя к концу нашего обзора трагедии английской истории и к современному раскрытию этой истории, мы в праве задать себе вопрос: есть ли у нас надежда на нового Альфреда? Возможно ли в эти времена сомнений восстановление настоящей монархии, которая была во времена Уэссекса? Можно ли рассчитывать на возвращение Англии во времена до прихода Вильгельма, до начала ее трагедии, на исторические пути ее судьбы? Есть ли надежда на то, что Англия восстановит свою душу? А если эта надежда есть, то, когда же это произойдет? О, когда, когда?
Только когда видимая Англия начнет бережно хранить невидимую Англию:
Когда наш последний лук сломается, о королева,
Когда мы метнем наш последний дротик,
Под грустным, зеленым вечерним небом,
Высоко держа развалившийся крест,
Лежа под теплой западной травой,
Придем ли мы наконец-то домой?
Не скажу ничего для Вашего утешения,
Ничего, что потакало бы Вашему желанию,
За исключением того, что небо все темнеет,
А море поднимается все выше.
Ночь будет над Вами как три ночи,
А небо – железным сводом.
Есть ли у Вас радость без причины?
Да вера без надежды?
(Из «Баллады о белой лошади»).
[1] Сегодня Нью Форест – живописный лесистый район на юге Англии, юго-западная часть графства Хэмпшир. Постоянно посещается туристами. Знаменит своими пони.
[2] Грифон – крылатое животное с туловищем льва и головой орла или льва. Наибольшее распространение их изображения получили в античном искусстве. В искусстве более поздних эпох – декоративный или геральдический мотив.