Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Как англосаксы завоевали Британию

Англы и саксы были знаменитыми морскими разбойниками и держали в страхе побережье Галлии. В V веке они начали завоевание Британии: так и появилась Гептархия.

Англы и саксы: объединение

Племенной союз саксов, в свою очередь, выделялся из западногерманской группы племён. Они были частью североморского племенного объединения ингевонов, в которое в 4 в. до н. э. входили кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, варны и англы.

В 1−2 вв. н. э. части этого племенного союза уже вступали в конфликты с Римом и грабили прибрежные поселения. Саксы стали самостоятельным объединением лишь во 2 в. н. э. и обосновались в Гольштейне на севере Германии.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

К третьему столетию они постепенно перебираются к Эльбе и Нижнему Рейну вдоль берега Северного моря. В 3−4 веках саксы слыли настоящими морскими разбойниками, которые неистово грабили галльское побережье. Рим даже учредил новую военную должность — Comes Litoris Saxonici per Britanniam. Комит саксонского побережья занимался охраной всех городов и фортификаций от налётов саксов.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Приближаясь к Галлии, саксы сталкиваются с франками, которые не дают им попасть в эту римскую провинцию. Но всё же после исхода вандалов, аланов и свевов в 406 году с востока Германии саксам пришлось занять галльское побережье и даже в 407−413 гг. им удалось проникнуть в города к устью Луары — Лизье и Байе. В круговороте событий Великого переселения народов 5 столетия саксам на континенте стало совсем непросто найти своё место.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Это германское племя, как покажет история, оставалось фактически не затронутым общением с античным миром: с латинской письменностью они были не знакомы и уж тем более с развитыми общественными институтами. К 5-му столетию саксы, англы и юты сформировали свой суперсоюз племён.

Завоевание Британии: Хенгист и Хорса

В начале 5-го столетия Британские острова находились в очень уязвимом положении: в 407 году их стали покидать римские легионы, пикты и скотты усилили натиск с севера на города и поселения романо-британцев. Помимо этого, местная знать из бриттов стала делить власть между собой. Подобные междоусобные дрязги негативно влияли на обороноспособность местного населения. В итоге один из предводителей бриттов Вортигерн (исследователи считают, что это не имя, а скорее статус) в 449 году обратился за помощью к двум вождям племени ютов Хенгисту и Хорсе за военной помощью.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Предания о призвании правителей из-за моря укоренились в исторической памяти многих народов. Многие исследователи полагают, что подобные эпизоды в истории не имеют ничего общего с достоверностью и воспринимаются ими лишь как фольклорный элемент. Безусловно, отчасти это так, но не бывает дыма без огня.

Подобные споры помогает разрешить археология. Переселение саксов и ютов на территорию Кента в 5 веке не являлось чем-то доселе невиданным. Раскопки показали, что на юго-востоке Британии присутствовали следы поселений германцев не позднее конца 4 века. Это объясняется тем, что римские наместники набирали отряды варваров для обороны береговой линии от набегов их же соплеменников.

Гептархия. Игра престолов

Около 455 года хроники фиксируют открытые столкновения дружин Хенгиста и Хорсы с Вортигерном и его подданными. В одном из первых сражений при Эйлсфорде Хорса погибает, и полнота власти переходит к Хенгисту. В период кровопролитных столкновений с 455 по 473 год полиплеменная дружина Хенгиста смогла занять юго-восток Британии и основать первое королевство ютов — Кент. Вождь саксов Элла в 477 году начал натиск на бриттов и к 491 году стал правителем Суссекса. Через 4 года ещё два саксонских вождя Кедрик и Кинрик прибыли на Британские острова и основали королевство западных саксов — Уэссекс.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

В 6-м столетии масштабы переселения англосаксов и их экспансии из-за моря возросли, хотя изначально эта фаза завоевания островов была не вполне успешной. Крупное поражение потерпели англосаксы у горы Бадон 516 год — тогда бритты под командованием Амвросия Аврелиана на время остановили напор германцев. Есть версия, что именно этот романо-британский полководец стал прообразом легендарного короля Артура. Тем не менее в 570−590 гг. германские племена уверенно заняли юго-восток и центральную часть острова. К началу 7-го столетия на Британских островах было образовано Семикоролевье, или Гептархия: Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия были в ведении англов, саксы основали Эссекс, Суссекс и Уэссекс, а юты по-прежнему владели Кентом.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

До конца 6 века варварские королевства в Британии оставались языческими. Процесс христианизации начался в 597 году, когда король Кента принял новую веру. Постепенно и остальные государственные образования англосаксов обратились к христианству. На этой почве в 7 веке возникали конфликты между королевствами: в основном за влияние сражались Нортумбрия и Мерсия.

Но следует сказать, что процесс, начатый в 5 веке, достиг своего апогея: Британские острова образовали новый этнокультурный элемент, который коренным образом изменил историю.

Источник

Новое в блогах

Немного истории.Современные «англосаксы»: Кто они такие? И почему такие?

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англииА давайте сегодня поговорим о Великобритании, от которой сейчас столько геморроя. И про народ, который этот геморрой нам создаёт. Хотя. с народом-то, оказывается, всё не так просто. Мы говорим англосаксы, но по факту те, кто создают нам проблемы, к собственно англосаксам отношения не имеют. Вообще. Даже генетически.

Как такое получилось? Чтобы понять это, надо проследить историю Британии издревле.

Издревле

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англииСовсем уж в глухую старину мы окунаться не станем, начнём со времён на кануне Новой Эры. Тогда Британские острова населяли преимущественно кельты, среди которых более-менее мирно уживались легендарные пикты. Кто такие были эти пикты достоверно неизвестно до сих пор. Одни исследователи считают их одним из кельтских племён, другие – реликтом доарийского населения Европы. Ну да не суть. В этот междусобойчик вклинились римляне. Первым начал завоевание Британии Юлий Цезарь, после него были завоевательные походы, восстания, карательные акции, отступления, но в конечном счёте в IV веке римляне оставили острова по естественным причинам (окончательная деградация Империи) и ушли, не оставив существенных следов ни в культуре, ни в языке, ни в генофонде аборигенов.

Однако спокойно пожить тем самым аборигенам не удалось, потому как именно в это время началась активная фаза викингских походов.

Собственно англосаксы

Где-то в V веке на британские острова начинают вторгаться германцы. И не просто вторгаться, а переселяться семьями. Ядром этого вторжения были три племени: англы, саксы и юты, все родом из Дании, с полуострова Ютландия. Потму их так и называли – данами. Кто и почему погнал их в Британию – история сама по себе интересная и поучительная, но именно сейчас – несколько неуместная. Потому оставим её для самостоятельного изучения.

Вторжение это не было мирным, местные кельты остервенело защищались и даже имели временные успехи. По косвенным данным можно предположить, что где-то в конце V века у них таки образовался единый вождь, который сумел отбросить саксов. Образ этого вождя лёг в основу образа легендарного короля Артура, как, собственно и судьба его королевства, которое пало под напором завоевателей сразу после смерти основателя. По результатам кельты были вытеснены в Шотландию, Уэльс и Корнуолл, а в Англии утвердились завоеватели. Процесс этот завершился где-то к IX веку, тогда же три пришлых народа – англы, саксы и юты (изначально довольно таки родственные) изрядно перемешались и слились в один, известный в истории как англосаксы. Вот они-то и есть те самые англосаксы!

«А как же современные британцы?», – спросит въедливый читатель. Вот к этому-то мы и подходим!

Немного вбоквелл: Заметили уже, что легендарный король Артур, которого почитают духовным предком всех английских монархов, может быть героем валлийским, шотландским, даже пиктским, но к англосаксам отношение имеет только то, что люто с ними воевал. А к нынешним монархам-узурпаторам так вообще никакого.

Вильгельм-завоеватель, он же Гильом-ублюдок

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англииДа, в сентябре 1066 года войско, набранное герцогом Нормандии, Гильомом-ублюдком разгромило войско короля англосаксов Гарольда II. Сам король Англии погиб в битве, а его дочь – принцесса Гита – бежала на Русь где вышла замуж за Владимира Мономаха. Так что если подходить к вопросу строго формально, права на английский престол имеют только потомки детей Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской – Мстислава, Изяслава, Святослава, Ярополка и Вячеслава Владимировичей, а все короли Англии после Гильома-ублюдка – не более чем узурпаторы.

Как такое получилось и какие имело последствия? Для ответа на этот вопрос надо чуть подробнее рассмотреть самого Гильома-ублюдка, понять кто такие были ублюдки в раннем средневековом обществе и что получилось в Англии после норманнского завоевания. И, да, а кто такие вообще были эти норманны? Начнём по порядку:

Норманны

Вообще говоря, в Европе раннего средневековья так называли всех викингов, так что англо-саксы тоже были норманнами. Но вот именно во французской Нормандии сложилась совершенно особая, нездоровая ситуация. Там норманны оказались с одной стороны в меньшинстве среди довольно пёстрого и разрозненного населения, а с другой – оказались самой мощной и организованной военной силой. По факту такого положения в 911 году некто Хрольф – ярл одной из многочисленных викингсих, то-есть разбойничьих, банд, сделал королю франции Карлу III Простоватому деловое предложение: «Я тут поселюсь, буду жить и грабить эту местность на постоянной основе, а ты признаёшь это законным.». От этого предложения Карл отказаться не мог, однако, хоть и простоватый был, но выторговал кое-что и себе. Так Хрольф крестился, приняв имя Роллон и принёс королю вассальную клятву. А ещё новоиспечённый герцог Нормандии взял на себя защиту северного побережья Франции от набегов прочих своих коллег. Но последнее уже как бы само собой сложилось: конкуренты этому герцогу были совсем не нужны. Так появилось герцогство Нормандия и первым его герцогом был тот самый Хрольф/Роллон.

Норманны оказались в Нормандии оккупантами, хоть и с королевской лицензией, потому и вели себя как оккупанты. В частности именно они первыми начали строить классические замки – маленькие крепости, вмещавшие только семью феодала и его дружину. До того крепости служили прежде всего защите окружающего населения в случае военной опасности, замок же служил прежде всего защите феодала-оккупанта от местного населения.

Заметим также важный момент: если англы, саксы и юты происходили из Дании, то французские норманны большей частью из Норвегии, то-есть принадлежали к совсем другой ветви, как это любили говорить в III Рейхе, нордической расы.

Ублюдки (незаконно рожденные)

Да, русское «ублюдок» и английское «бастард» означают одно и то же – ребёнка, рождённого вне официально признанного законным брака. Для раннего средневековья – вне церковного брака. Так что наш Владимир-хреститель тоже был ублюдком.

В русском исходное значение слова ублюдок уже забыто, оно стало ругательством, означающем, чаще всего морально-неполноценного человека. Ну и вообще что-то неполноценное. А вот слово «бастард» – вполне приличное и используем мы его в первоначальном формальном значении. Но в английском «бастард» – такое же ругательство, как и «ублюдок» у нас. С тем же самым набором значений. В чём же дело?

Дело в том, что у ублюдков в раннем средневековье была своя социальная ниша, но эта ниша гарантировала для них либо личную трагедию, либо кровавую трагедию для большей части их родни.

Ублюдки были запасными наследниками. Соответственно, воспитывали ублюдка вместе с основным наследником, учили и готовили практически идентично, но вот стать кем-то он мог только двумя способами: собрать ватагу таких же обиженных и отвоевать себе какой-никакой удел (что поощрялось, ибо появлялось новое владение, вассальное исходному), либо позаботившись о скорой смерти всех законных наследников и много кого рядом. Потому-то из всех ублюдков, след в истории оставили только те, которые придерживались абсолютно каннибальских способов поведения. От того и дурная слава ублюдков, которая осталась в языковой памяти.

Гильом-ублюдок

Среди всех ублюдков того времени Гильому, вроде как повезло. Он был единственным сыном Роберта Норманнского, прозванного Дьяволом, так что конкурентов у него на первый взгляд не было.

Был ли Роберт I женат? Достоверных данных не сохранилось, но некоторые источники утверждают что таки да, но с женой он не ужился и прогнал супругу обратно к отцу. Были ли у него дети в законном браке? Данных не сохранилось, но есть основания полагать, что его сын – Ублюдок – очень активно чистил исторические источники в свою пользу. Ну или его сторонники, которые умели читать и писать, подсуетились. А среди его сторонников были те кто мог и был заинтересован (не будем указывать пальцем на папский престол).

Матерью Гильома была. как сегодня сказали бы, дама полусвета, некая Арлета (правда в те ещё года полусвет выглядел несколько иначе чем во времена Прекрасной Эпохи, но суть его была та же самая – поставлять аристократам любовниц). Где уж Роберт её подцепил – неизвестно, но она родила ему того самого Гильома и, по некоторым сведениям, Аделаиду Норманнскую. Правда по другим сведениям (включая показания современников) папой Аделаиды действительно был Роберт-Дявол, а вот мамой была вовсе не Арлета.

Ну да ладно, оставим эти мелкие детали на растерзание историкам, вернёмся к нашему ублюдку. Вообще говоря, современные историки утверждают, что в те ещё года каждый норманнский аристократ был по сути ублюдком, потому как церковный брак, де, заключали редко, в силу его нерасторжимости, а потому, де. Но вот титулование Ублюдком история сохранила только для Гильома, что кака бэ намекает, что во всех этих рассуждениях есть некоторые натяжки и неточности.

Так или иначе, но в 1034 году, когда Гильому было 6 лет, его папа, Роберт-Дьявол, назначил маленького Гильома своим наследником, выдал Арлету замуж за своего вассала Герлуина, виконта Контевилля и свалил совершать паломничество до града Иерусалима, в ходе которого и помер от естественных причин. Ведь в те времена перерезанная глотка была вполне естественным способом смерти. И затеряться бы Гильому в толпе прочих нищебродов, ловящих удачу по большим дорогам (а скорее всего – тоже умереть вполне естественной для того времени смертью), но неожиданное участие в его судьбе проявил ни кто иной как король Франции. Впрочем, тут тоже не обошлось без везения: хотя большая часть норманнской знати и не признавала Ублюдка законным наследником (потому как ублюдок), но и выставить не то что единого, а хотя бы приемлемого кандидата в противовес не получилось. Таки, перегрызлись на эту тему. Король же (которого звали Генрихом I, если кому интересно) тоже поимел с этого свой гешефт: С одной стороны удалось избежать кровавой свары в Нормандии, а с другой, положение Гильома гарантировало его вассальную верность: ведь он оставался герцогом только до тех пор, пока за его спиной стоял король. Гильом это тоже понимал и был верным вассалом. До тех пор пока сам король не решил, что Гильом слишком усилился и не начал войну с ним. Но Гильом и правда тогда усилился. Нет, он не победил, но смог продержаться до смерти Генриха I, после чего быстро замирился с новым королём и принёс ему оммаж.

Надо отдать должное. Гильом был храбрым воином и ловким дипломатом, прекрасно знал когда надо действовать мечом, а когда договариваться. Даром что не умел ни читать, ни писать.

Так и дожил он до 1066 года, когда события на Британских островах позволили ему наложить лапу на английский престол.

Однако же, посмотрев сколько там всего случалось и чего намешано, я решил что на сегодня хватит. Так что о норманнском завоевании Англии, почему это случилось и как происходило, а главное – какое это оказало влияние (и продолжает оказывать влияние до сих пор) на моральный облик британской знати и политики, ну и до кучи – почему современная англо-саксонская знать и политическая верхушка не имеет к собственно англосаксам никакого отношения, от слова вообще, даже генетически, мы поговорим в следующей статье.

Источник

Происхождение саксов.

Шэрон Тёрнер. История Англо-саксов. Книга Вторая. Глава I.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

Эти коренные изменения, чья предыстория представлена нам более чем не полно, вызывают к судьбе саксов наш повышенный интерес на протяжении всего их исторического периода. И хотя позднее на острове появились другие захватчики, все же влияние англосаксонских поселений превалировало над всеми остальными. Наш язык, наша форма правления и наши законы повсюду напоминают о наших германских предках: они живут не только в наших хрониках и традициях, но и в наших гражданских учреждениях и вечной рациональности. Родительское дерево, несомненно, значительно укрепляется привитыми на нем ветвями, привезенными из других областей, а также новыми побегами, рожденными на свет обстоятельством времени и развитием общества. Тем не менее, оно таки обнаруживает свое саксонское происхождение и сохраняет свои саксонские особенности, не смотря на то, что с того времени пронеслось более тринадцати столетий со всеми своими потрясениями и превратностями.

Хотя на континенте имя саксов стало нарицательным для конфедерации народов, все же, сначала, оно обозначало отдельное государство. Упоминания римлян о нем начались со второго столетия христианской эры; до этого периода оно избегало внимания завоевателей мира, и благоприятная безвестность стала вознаграждением за отсутствие тех опустошений, на которые их честолюбивые замыслы щедро обрекали человечество.

Первое упоминание о саксах Птолемеем.

Птолемей Александрийский был первым из известных нам авторов, упомянувший саксов. Согласно пассажу в его Географии и анализу всей их последующей истории установлено, что до 141 года нашей эры (1) существовал народ, именуемый саксоны (Saxones), населявший территорию по северному берегу Эльбы на перешейке Херсонеса Кимбрийского и трёх небольших островах в устье этой реки. Также из упоминания Плиния ясно, что саксоны в этот период не обладали какой-либо значимостью, ибо помимо них и остатков кимвров на этом полуострове, который теперь разделен на Ютландию, Шлезвик и Гольштейн, размещалось ещё не менее шести других народов (2).

Однако, маловероятно, что саксы вдруг внезапно возникли во времена Птолемея. Вопрос их предыдущей истории, таким образом, подвергся серьезному обсуждению; по этому поводу было выдвинуто равное количество, как научных теорий, так и нелепостей.

Известно, что для объяснения происхождения саксов, были созданы самые дикие и непоследовательные домыслы (3). К слову сказать, не только наша страна, трудясь во благо изучения непостижимой старины, отличилась такой извращенностью человеческой мысли; любая нация может привести подобные ребячества.

Утверждение о непомерной продолжительности истории своего народа стало навязчивой идеей любого государства, достигшего хоть какой-то маломальской известности. В детстве мы слышали о сказаниях вавилонян, египтян, индийцев и китайцев, и знаем, что даже афиняне носили золотого кузнечика (4) как символ того, что являлись порождением возделываемой ими земли во времена, лежащие далеко за пределами человеческой истории. И потому мы можем простить и забыть эти небылицы саксонских патриотов.

Не замеченные Тацитом.

Вызывает большое удивление, что Тацит, за много лет до Птолемея создавший подробное описание Германии, не упомянул саксов (5). Никто из исследователей не желал допустить того, что они прибыли на Эльбу в короткий промежуток времени между этими двумя писателями; и потому в большинстве своём предполагали, что народ, который Тацит называл фосами (6), и являлся теми самыми воителями, которые впоследствии достигли столь великой славы под именем саксов.

Прежде чем допускать такие неистовые гипотезы, как кажется, необходимо задастся вопросом, упоминает ли Птолемей какой-либо другой народ в своей географии Германии, которого не указал Тацит? Если да, то упущение Тацита не является в данном случае странным; если же нет, к предположению, что фосы являлись саксами, можно отнестись с некоторым доверием.

Другие племена, не упомянутые Тацитом.

После сравнения других племен Херсонеса Кимбрийского, указанных Тацитом, с описанием того же самого места Птолемеем, выше заданный вопрос легко разрешается. Не одних лишь саксонов, находящихся на этом полуострове, упоминает Птолемей; напротив, он поочередно называет шесть других народов прежде, чем переходит к кимврам. Тацит после упоминания фризов, хавков и херусков говорит о фосах и заканчивает свой перечень этой части Германии кимврами. Тацит забыл назвать не только саксов, но также и сигулонов, сабалингов, кобандов, халов, фундусов и харудов (7). Если бы какое-нибудь из этих племен впоследствии достигло известности, то и его, столь успешное, посчитали бы фосами. Саксы прославились, и именно их слава, а не их местопребывание, вызвала желание некоторых ученых отыскать их у Тацита. Строго говоря, наименование фосы может быть применено к саксам с той же корректностью, что и к остальным другим (8).

Однако из молчания Тацита нельзя сделать вывод, что в его время саксов за Эльбой не было. В этой части своей карты Германии он, видимо, и не намеревался давать те мельчайшие подробности в изложении материала, которые к счастью для рассматриваемого нами предмета приводил Птолемей. Тацит направлял свой философский взгляд на германские государства, отличающиеся как по образу жизни, так и по названию. Он редко приводит полный перечень; он, как кажется, наиболее тщательно перечисляет те народы, чьи войны, обычаи, известность, превратности судьбы и мощь, были отличны от остальных. Поскольку саксы и их соседи не подходили ни под одну из перечисленных категорий, он либо не знал о них, либо же обошел молчанием. Птолемей же придерживается плана ясной и тщательной работы географа; он стремится зафиксировать расположения, широты, расстояния и названия, практически полностью опуская изложение истории и обычаев из своего сочинения. Потому-то в одном из мест его работы сообщается о саксах, ибо она была последовательнее Тацитовой, пропустившей их.

Единственные выводы, которые можно благополучно извлечь из молчания Тацита и предшествующих географов, заключаются в том, что саксы в это время представляли собой малоизвестный и незначительный народ, не досаждавший более известным народам и не навлекший на себя враждебность римского государства.

Скифское население Европы.

Нет смысла тратить драгоценное время, перечисляя многочисленные ошибочные теории происхождения наших англосаксонских предков. Намного полезнее будет отобрать те немногие факты по этому вопросу, которые можно почерпнуть из античных писателей, и изложить читателю то, во что он скорее сможет поверить, нежели то, что он должен отвергать.

Раннее переселение киммерийских и кельтских племен на территорию Европы нами уже упоминалась. Следующий поток варварских племен, составивших второй огромный наплыв населения в Европу, состоял из скифских, германских и готских племен. Они также пришли в нее из Азии. Весьма важно помнить место их первоначального пребывания, ибо оно соответствует тому обстоятельству, что Геродот, помимо основной Скифии, которую он размещает в Европе, упоминает также Восточную, или Азиатскую Скифию, за Каспием и Сырдарьей (9). Поскольку новые пришельцы начали вытеснять киммерийцев и кельтов, своих предшественников, эти народы под постоянным натиском скифских захватчиков стали отходить к западным и южным оконечностям Европы. Эта новая волна населения постепенно распространялась по горам, обширным лесам и болотам Европы, пока, под именем германцев, названием, которое Тацит упоминает как недавно вошедшее в обиход (10), они не только достигли Рейна, но и пересекли его во Франции. Здесь Цезарь обнаружил их предков, большой плотно обосновавшийся народ. Он называет их белги, хотя у племен его составляющих имелись свои специфические имена (11). Помимо этого он повстречал огромное войско новоприбывших германских завоевателей под началом Ариовиста.

Эта вторая семья европейского населения особенно интересна нам, поскольку именно от её ветвей ведут происхождение не только наши непосредственные предки, но и предки славнейших народов современной Европы. Англосаксы, лоулендские шотландцы, нормандцы, датчане, норвежцы, шведы, немцы, голландцы, бельгийцы, лангобарды и франки – все возникли из этого великого источника человеческого рода, который мы характеризуем терминами скифский, германский или готский (12).

Древние языки этих народов подтверждают своё старинное сходство, смежную хронологию их происхождения и общего начала; они представляют доказательства тех истин, с помощью которых любой может разрешить свои сомнения или удовлетворить своё любопытство. Мы располагаем дошедшими до нас документами, написанными на древних готском (13) и саксонском языках (14), равно как и на франкском (15) и на исландском (16), в которых филолог легко уловит взаимосвязь. Сравнение их с современным немецким, датским, голландским, шведским и фламандским языками, объективно продемонстрирует родство между древними прародителями и их нынешними потомками (17).

Скифы в Азии.

Первое появление скифских племен в Европе произошло, согласно Страбону и Гомеру, приблизительно в восьмом, либо же, согласно Геродоту, в седьмом столетии до христианской эры (18). Геродот так же упоминает о рассказах самих скифов, что народ их моложе остальных, и что они насчитывали лишь одну тысячу лет между Таргитаем, их первым царем, и вторжением Дария. Первоначальные места их цивилизованного проживания и увеличивающейся мощи находились в Азии, к востоку от Аракса. Здесь они, неизвестные Европе, в течение нескольких столетий прирастали населением и расширяли свои территориальные пределы. Сами себя они именовали сколотами, греки же назвали их скифами (19), скутоями или номадами.

К этому продуманному и правдоподобному рассказу Геродота мы добавим информацию, собранную Диодором. Он говорит, что скифы, прежде незначительные и немногочисленные, обладали узким пространством на Араксе, но понемногу усиливались числом и храбростью. Они во все стороны расширили свои границы, пока, наконец, не подняли свою страну до великого царства и славы (20).

Ведомые одним из своих царей, отважным и опытным в искусстве войны, они присоединили к своей земле горные области около Кавказа, а также низменности у океана и Palus Maeotis (Меотийского озера), и другие области близ Танаиса. Со временем они подчинили многие народы между Каспийским морем и Меотийским озером, а также за Танаисом. Таким образом, согласно Диодору, народ разросся и имел королей, заслуживающих памяти. От них повели своё происхождение саки, массагеты и аримаспы (21).

Массагеты, как представляется, являлись самым восточным ответвлением скифского народа. Войны, возникшие между ними и другими племенами скифов, вызвали процесс эмиграции. Эту причину, послужившую поводом для их переселения в Европу, называет Геродот как наиболее, по его мнению, достоверную (22). Подобные междоусобицы и войны больше чем что-либо способствовали рассеиванию по миру своего варварского населения.

Начав переселение, скифы перешли Аракс, покинули Азию и, напав на киммерийцев, в седьмом столетии до христианской эры внезапно объявились в Европе. Часть киммерийцев, бежала в Малую Азию, некоторые племена из скифской орды стали их преследовать, однако, повернув в направлении, отличающемся от того, по которому двигались киммерийцы, они упустили свою намеченную добычу и непреднамеренно напали на мидян. Одержав победу над мидянами, они устремились к Египту, и владычествовали в тех краях Азии в течение двадцати восьми лет, пока Киаксар, король Мидии, наконец, не изгнал их (23).

Скифские племена, тем временем, продолжали массово пребывать в Европу; и в правление Дария их достаточно многочисленные европейские колонии стали столь известны, что после захвата персидским монархом Вавилона, честолюбивые устремления побудили его к военным действиям против них. Правда, все эти усилия потерпели неудачу (24). Во время Геродота они приобрели важное положение в Европе. Они, похоже, распространились по ней от Танаиса до Дуная (25), а затем уже двинулись в западном направлении; но их родственные колонии во Фракии простирались и на юг. Самым северным их ответвлением в Европе являлось племя роксоланов, обитавшее за Борисфеном, нынешним Днепром (26).

Достаточно дерзко по отношению к такому колоссальному предмету истории участвовать в минутном рассмотрении вопроса о скифских племенах. Они стали лучше известны нам в последующие периоды под именем гетов и готов (27), самых знаменитых их ответвлений.

По мере того, как они распространялись по Европе, киммерийское и кельтское население отступало на запад и юг. Во времена Цезаря самые передовые племена скифов, или народа готов, были известны римлянам под именем германцев. Они заняли большую часть континента, за исключением Кимбрийского полуострова, достигли и даже пересекли Рейн. Спустя какое-то времени белги, одно из их племен, осели во Фландрии и части Франции; другое племя, ведомое Ариовистом, предприняло попытку подобного поселения практически в центре Галлии. Это вторжение было предотвращено Цезарем (28). Наиболее вероятно, что белги Британии являлись потомками колонистов или захватчиков из числа белгов Фландрии и Галлии.

Названия скифы и сколоты являлись, подобно галлам и киммерийцам, не столько местными, сколько обобщенными наименованиями. Различные скифские племена, как и киммерийские, и галльские, имели свои своеобразные отличительные названия.

Саки-суна, по всей вероятности – саксы.

Саксы являлись германцами или тевтонами, то есть готским или скифским племенем; из различных же засвидетельствованных скифских племен, саки (Σακαι или Sacae), являются народом, от которых происхождение саксов можно предположить с наименьшей вероятной ошибкой. Слово саки-суна (Sakai-suna), или сыны саков, сокращенное до саксун (Saksun), по звучанию сопоставимо со словом саксон (Saxon) и кажется разумной этимологией слова сакс. Саки, которые на латыни называются sacae, являлись наиболее прославленным народом Скифии. Они настолько выделялись, что персы называли саками всех скифов; и Плиний, который упоминает это, отмечает их среди самых значительных народов Скифии (29). Страбон помещает их к востоку от Каспия, и заявляет, что они совершали множество набегов на киммерийцев и треров (в русском переводе «подобно киммерийцам и трерам» – прим. al_avs), как на дальние расстояния, так и на ближние. Они захватили Бактриану и плодороднейшую часть Армении, которая от них получила название Сакасена; они победили Кира и достигли Каппадокии на Евксинском море (30). Этот важный факт о части Армении, названной Сакасена, упомянут Страбоном и в другом месте (31), и, как представляется, указывает географическое местоположение наших первобытных предков, и объясняет персидские слова, которые встречаются в языке саксов, ибо они, должно быть, вступили в Армению со стороны северных областей Персии.

То, что некоторые ответвления этого народа действительно назывались сака-суны (Saka-suna), очевидно из Плиния, ибо он говорит, что саки, обосновавшиеся в Армении, звались сакассанами (Sacassani) (32), что есть не что иное как сака-суны, записанное человеком, не понимающим смысл сложных слов. Да и Сакасена (33) – имя, которое они дали занятой ими части Армении, звучит почти также как Саксония. Важно также отметить, что Птолемей упоминает скифское племя, произошедшее от саков, именем саксоны (Saxones). Если саки, достигшие Армении, назывались сакассанами, то, вполне возможно, что они появились в Европе под этим же именем, которое было от них заимствовано римлянами и впоследствии сокращенно при написании в соответствии с их произношением, вероятно с «x» вместо «ks». В этом случае, между Saxones и Sacassani или Saksuna вариаций не больше, чем имеется между French, Francois, Franci и их греческим названием Φραγγι, или между Spain, Espagne и Hispania.

Не так уж невероятно и то, что некоторые из этих совершавших набеги саков или сакассанов, постепенно продвинулись до западных берегов Европы, на которых и были обнаружены Птолемеем, и с которых они в третьем веке нашей эры досаждали Римской империи. На Эвксинском море, по словам Стефана [Византийского], существовал народ, называемый Saxoi (34). Мы так же можем рассматривать его, как народ этого же происхождения, кто, в странствиях саков из Азии до Германского Океана, остался на море Эвксинском, в то время как другие предпочли перебраться в Армению. Здесь необходимо вспомнить традиционное происхождение Одина, донесенное до нас Снорри [Стурлусоном] в его Эдде и описаниях событий прошлого. Этот великий предок саксонских и скандинавских вождей переселился из города Асгард, расположенного к востоку от Танаиса в стране под названием Асланд, т.е. из города и земли асов или азиатов. Причиной этого переселения стали завоевательные походы римлян (35). Один, как излагается, сначала направился в Россию, а уже оттуда в Саксонию. Это весьма правдоподобно. Войны между римлянами и Митридатом вовлекли и всколыхнули большинство варварских народов в этих краях, и, возможно, пробудили потребность и вызвали неизбежность западной или европейской эмиграции.

Язык древних скифов.

Из древнего языка скифов, предполагаемого прародителя всех готских языков, до нас дошли всего несколько слов:

Exampaios
Arima
Spou
Oior
Pata
Groucasum
священные пути.
единица.
глаз.
муж.
убивать.
белый от снега (36).

Божества древних скифов.

Об их богах мы знаем лишь то, что их было семь, а характер их и отличительные черты были по Геродоту схожими с некоторыми наиболее известными богами греческой мифологии:

Табити, их высшее божество, греческий «аналог»
Папей
Ойтосир
Артимпаса, или Ариппаса
Фагимасад
Апи, жена Папея
Гестия.
Зевс.
Аполлон.
Афродита Урания.
Посейдон.
Гея.

Также они почитали бога войны, наподобие Ареса, имя которого нам неизвестно; и только ему они возводили алтари, изваяния и храмы (37), и ежегодно приносили в жертву лошадей и овец, и определенное количество своих пленников. Об их луках ходили поговорки (38). В сражении они пили кровь первого врага, убитого ими. Они снимали скальп со своих противников и приносили их головы своему царю; они делали чаши для питья из черепов самых лютых своих врагов или же побежденных друзей. У них было много предсказателей, которые использовали ивовые прутья для своих пророчеств (39). Этими обычаями наши предки-готы весьма походили на них. Они имели моральные устои и достоинства кочевых народов. Эсхил наделяет их эпитетом, заключающим в себе традиции их социальной справедливости. Гомер заявляет, что никакой народ не был более справедлив, чем они; а Страбон задается вопросом, чему удивляться, если они меньше всего проявляли интерес к деньгам или сделкам, которые он считает источниками цивилизованной нечестности (40).

Славяне.

Народы, которые вторглись в Европу после скифских (или готских, или тевтонских) племен, назывались славянами или сарматами. Они сформировали третью великую общность народов, появившихся на обширном германском континенте. Сарматы или славянские племена осели на территории России, Польши, Восточной Пруссии, Моравии, Богемии и их окрестностей. Поскольку наша древняя история не связана с этими народами, будет достаточно заметить, что они достигли окрестности Танаиса на границах Европы во времена Геродота, который называет их савроматами (41). Этот факт дает одно твердое основание для их объективной хронологии. Геродот жил за 450 лет до нашей эры. В этот период он свидетельствует о существовании и подходе к Европе сарматских племен.

Славянская группа языков – семейство языков, которые любой эксперт отличил бы от кельтского и готского. Нынешний русский, как считают, является самым точным образчиком первоначального славянского языка. Поляки, богемцы, далматинцы, хорваты, болгары, коринфяне, жители Моравии и некоторые другие соседние с ними племена прежде использовали его различные диалекты (42). Он преобладал в тех частях Европы, где античные писатели размещали сарматов (43). Многочисленные племена, говорившие на славянском языке, сохраняли свое древнее название венеды ещё долго после своего вторжения в Германию в V – VI столетиях, хотя их также именовали и славами (Slavi). Их успехи позволили им достигнуть пределов саксов и франков, но их завоевания были остановлены противодействием Карла Великого и собственной непрекращающейся междоусобицей.

Хронология переселения в Европу.

Неопровержимый факт существования в древней Европе, по крайней мере, трех семейств сильно отличающихся друг от друга языков с уверенностью подводит нас к заключению, что и народы, говорившие на них, также должны отличаться по времени своего происхождения. Поскольку кельтские племена были обнаружены на самых западных оконечностях Европы, разумно предположить, что они перебрались в неё раньше других. Аналогичным образом, славянские народы, проживающие на её восточных границах, можно справедливо рассматривать в качестве последних поселенцев.

Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Смотреть картинку Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Картинка про Кто такие саксы и откуда они взялись в англии. Фото Кто такие саксы и откуда они взялись в англии

В первом издании настоящей истории было уделено внимание нескольким надуманным теориям происхождения саксов, которых придерживались некоторые ученые прежних времен; а поскольку у любознательного читателя может возникнуть желание ознакомиться с этими теориями, созданными по интересующему нас предмету, мы приводим их ниже.

В прежние времена саксонские собиратели древностей, как и подобные им из других европейских государств, жаждали родословия, начинающегося чуть ли не с сотворения мира. Начать же своё существование в этом мире так недавно, всего лишь во втором столетии нашей эры, некогда считалось чуть ли не национальным позором, а потому, тщеславно подражая остальной части человечества, ими нарочито отыскивался непрерывный ряд предков, начиная от самого потопа. Точный прародитель, конечно же, установлен не был, ибо пристрастия наших герольдов разнились. Некоторые предпочитали Магога (a), внука Ноя; многие – его внука Гомера (b), другие же были более неравнодушны к его правнуку Аскеназу (c). С пылким патриотизмом кое-кто двинулся ещё выше, доказывая происхождение, которое нельзя было бы превзойти. Таким образом, Сим (d), старший из потомства Ноя, и Иафет (e), самый молодой, также оказались в центре внимания. Но поскольку человеческий разум находит удовольствие в духе противоречия, допотопные сыновья допотопного патриарха, не смотря на то, что не вызывали возражений относительно своей древности, не удостоились единодушного выбора. По мнению собирателя старины сия привилегия с незапамятных времен демонстрирует его эрудицию и потворствует его прихоти. Некоторые из наших летописцев прочувствовали этот порыв, и притязания на Сима и Иафета в их головах были вытеснены достоинствами их брата Стрефиуса [Strefius] (f). Надо признать, что об этом Стрефиусе – освещенной веками личности, Моисей ведать не ведал; правда наиболее ученые мужи нашей страны обнаружили, что он родился на ковчеге во время потопа. Мы просто обязаны превзойти друг друга по высоте нашего национального, отличного от других генеалогического древа, иначе наш дух соперничества не будет вознагражден, а зависть не умиротворится.

В шестнадцатом веке, когда получила распространение истинная ученость, подобные изыскания оказались не подтвержденными никакими свидетельствами и покрыли себя позором; но как только они сошли на нет, другие гипотезы, не менее необоснованные, заняли их место. Саксы были признаны ни троянцами, ни македонцами; они были германцами, урожденными германцами (i), не загрязненными никакой инородной расой, и они, как утверждалось, припеваючи жили войной и торговлей в течение свыше тысячи лет до нашей эры!! Никакие притязания тщеславия не могли быть более смелыми, чем эти. Ведь они активно жили на Эльбе, Везере и Эмсе (k) прежде, чем воды этих рек были, возможно, вообще потревожены веслом, сработанным человеком!

Одни и те же свидетельства порождают в человеческих умах абсолютно неоднозначные понятия и представления. Доказательства, бывшие решающими по оценке одного ученого, являлись легковесной болтовней с точки зрения другого. Как только происхождение саксов стало подвергаться исследованию, гипотезы начали распускать свои перья и взметнулись ввысь в блуждающем полете по темным просторам исторического познания.

Никакие принципы и правила не сдерживали их потуги: мужи заботились лишь об уникальности; и если гипотеза было абсолютна нова, её нелепость игнорировалось. Таким образом кимвры (l), хавки (m) и свевы (n) или, по убеждению других приверженцев, бойи (o), свардоны (p) и хатты (q) объявлялись идентичными народу саксов. Доказательства родства каждого были, конечно, эфемерны, поскольку причудливый выбор и легкомысленная вера авторов являлись единственными свидетельствами, которыми они были поддержаны. Вышеупомянутый стиль отождествления вкупе с диким незнанием научных трудов античного мира продемонстрировали два автора, которые ввиду своей близости как по времени, так и по местоположению к саксонской эмиграции, должны были предоставить самую надежную информацию вместо того, чтобы выводить происхождение этого народа именно с того острова, на который они впоследствии вторглись (r). Другие, обольщенные близким соседством, разглядели своих прародителей в датчанах и норвежцах; и даже наш современник, считал, что вандалы Скандинавии (s) более остальных заслуживают этой чести.

Однако те знатоки старины, недалекие воззрения которых в качестве колыбели наших предков изучали одну лишь Европу, заслуженно могут презираться за праздность теми исследователями, безрассудно смелый дух которых сделал Азию и Африку областями своих исследований. Столь неутомимой была их деятельность, что и Херсонес Понтийский посетили (t), и античное Черное море переплыли (u), и Армению пересекали (v), и к горе Имай (Imaus) подступили (w). Всюду, куда только картографическая полемика не приковывала их взгляд, появлялся этот магический народ. Никакое расстояние не представлялось затруднением, ничто не являлось непреодолимым препятствием; ибо холодные пустыни Скифии (x) и пески Африки (y) были так же представлены нам в качестве прародины того племени, которое во времена Птолемея только-только облюбовало перешеек полуострова Ютландии и три незначительных островов в его окрестностях.

Наш современник, таланты и усердие которого заслуживают скорее похвалы, нежели осуждения, оказался особенно эксцентричным по рассматриваемому вопросу. Его гений, презрев благоразумие, которое несомненно бы вывело его из подобного затмения разума, бросил вызов как хронологии, так и географии. Он обнаруживает саксов почти во всех уголках Европы и практически во всех временных периодах. И когда они грабили по Европе как кельтоскифы и наводили страх на римлян как амброны из Лигурии, и когда впоследствии появились у Лукана под именем аксонов, и когда затем обосновались в Галлии в качестве суессионов, и, наконец, когда не давали покоя жителям Британских островов под ужасающим обликом пиратов, именуемых Lochlynach. Даром, что кельт Протей менял им облик; историк Манчестера нашел их везде (z). Хорошо известно, что воображение может быть одинаково живым как по самым унылым и мрачным, так и по самым ярким и благоприятным вопросам.

(a) Вернер Ролевинк (de Westphal. ant. Situ, p. 18, &c).

(b) Лангхорн, который, дабы начать ab ovo, открывает свой эленхос Адамом и Евой, для начала помещает Гомера в Бактриану; затем же перемещает его в Скифскую Сакану. Потомки Гомера, проникнув через Скифию intra Imaum, стали подразделяться на сасонов и другие племена. Antiquit. Albion, xi. 326.

(c) Это происхождение упоминается Кранцем (p. 4); Волфганг Лазиус же (De gentium aliquot migrationibus, p. 19) делает потомков Аскеназа народом, изгнанным троянскими саксами.

(d) Ассер (Menev. p. 4) возводит родословие Альфреда вплоть до Сима и Адама. Так же поступают и другие.

(e) Hist. Erphest. de 1 Rer. Germ. Pistori, 908 и др.

(f) Вильям Мальмсберийский: “Strefius filius Noae”. Симеон Даремский добавляет, in archa natus («родился в ковчеге»). Praef. x Script. Twysd. Лангхорн (Ant. Alb. 334) видел один генеалогический список, который выводит происхождение Стрефиуса от Иафета. Lanfedgatal, исландский источник, помещает нескольких потомков между Стрефиусом, которого называет Сескефом, и Ноем. 1 Langb. Scrip. Dan. p. 3.

(g) Иоганн Тритемий от имени Вастальда (De Orig. Franc. p. 3. 64) изображает саксов потомками троянцев. Лазиус также делает их частью «судьбоносного наследия троянской войны» (De Gent. Migrat. 19).

(h) Это версия происхождения была когда-то самой популярной. Она встречается у Видукинда (Деяния саксов, 2), в неё твердо верил Годфри из Витербо (2 Pist. 361).

Saxo, velut credo, patria fuit ante Macedo,
Regis Alexandri miles unique fuit.

Великое множество древних авторов приняли эту идею. Она являлась одним из фактов, на которых знаменитый Агриппа выстраивал свою филиппику против Истории (De incertitudine et vanitate scientiarum, p. 25).

(i) Многие континентальные писатели утверждают подобное. Среди них – Бебелиус, весьма достойный муж. Правда его ученость и красноречие местами чересчур используются для служения его патриотизма. Он находит, что его древние германцы не только являются отважными, но и непременно победоносными; не просто обладают умом, силой, красотой и безупречностью, но умом, силой, красотой и безупречностью, беспрецедентными в мире по своему превосходству. См. его трактат в 1 Schard. Hist. Germ. 256 — 286.

(k) Кранц (Saxonia, p. 5) обманывался, доверяя фантазиям Саксона Грамматика, о которых Критеус очень точно замечает: «poetica magis quam historica fide scripta temporum etiam, ut tota ipsius historia, distinctione accurate carent». Saxonia Proemium.

(l) Иоганн Авентиус (Annales Boiorum, p. 388) и Роберт Шерингем (De Anglorum Gentis Origine Disceptatio, 45) одни из наиболее образованных и интеллектуальных наших знатоков старины.

(m) См. Генрих Глареан и Эндрю Альтамерус в 1 Schard. Hist. Ger. 187. 48.

(n) Бебелий, 1 Schard. 241.

(o) Энеа Сильвио (папа Пий II) в своей Historia Bohemica (c. 1, p. 3) говорит, что Сакзания (Saczania) является одной из рек, питающих Влтаву (Multavia). К этому он прилагает рассказ, что мол те из галльских бойев, которых изгнали за Сакзанию, были названы саксами. Кранц (Sax. p. 3).

(p) Лангхорн (Antiq. Alb. 333) объявляет, что свардоны Тацита, носили имя саксов, искаженное небрежностью переписчиков; в связи с этим, саксоны могли постепенно превратиться в сардонов, а уже из них в свардонов.

(q) Это – излюбленная идея Кранца (Saxonia, p. 4.), которую Рейнеккиус называет foedum errorem («ужасными ошибками»). (Предисловие к Видукинду). Критеус признает, что она кажется durior et alienior aliis eruditis. (Пролог).

(r) Мегинхард передает это an ut tradit antiquitas («согласно древнему преданию»). Vita S. Alexandri, 2 Langb. Scrip. Dan. 39. Он творил около 870 года. Адам Бременский в одиннадцатом столетии цитирует его (I. 4) под именем Эгинхарда [Эйнхарда] и повторяет это происхождение саксов в своем труде. До последнего времени его путали с биографом Карла Великого. Его работа считается утерянной. (Fabr. Bibl. Medii Ævi, l. 5. p. 264). Предполагали, что она включала скрупулезную историю саксов и, не являясь только лишь житием святого, содержала намного больше сведений о саксах, чем Адам привел в своей Hist. Eccl.

Хроника Конрада, которую с засвидетельствованным почтением издал Меланхтон, повторяет эту историю. Abb. Usper. Chron. p. 145.

(s) Макферсон. Введение в Историю Великобритании, p. 291. 12o ed. Начало датскому происхождению ранее дал Видукинд. См. этого древнего писателя (Деяния саксов, 2). Лейбниц склонялся к этому.

(t) Казобон (de Ling. Sax. 393). Скромность Казобона делает ему честь: «In line tanta et ipsarum rerum obscuritate et opinionum varietate, non meum neque fortasse cujusquam vel diligentissimi quicquam certe statuere».

(u) Капнион и некоторые другие предположили, что аксоны (Axones) на Черном море являлись саксонами. Предисловие Николауса Киснера к Saxonia Кранца (Cisner Praef) и Казобон (392). Капнион утверждает, что саксоны Птолемея должны читаться как Αξονες.

(v) Хроника Гольштейна (Chronicon Holsatiae) говорит, что Александр повстречал в Армении мужественный народ, который затем принимал участие во всех его военных экспедициях, и чье название, в заслугу его доблести, он изменил на саксоны от слова saxum, камень. Лейбниц (Access. Histor. 12).

(w) За Сырдарьей, согласно Страбону, и напротив Согдианы, согласно Эрастофену, и наполовину окаймленные горами Ascatanea и Imaus, согласно Птолемею, располагались саки. В настоящий момент мнение практически всех ученых сходится в том, что именно от них вели своё происхождение саксы. Cisner Praef. Камден согласен с этим. Это и есть то местоположение, которое мы прежде упоминали как самое вероятное расположение наших предков в Азии, если они действительно произошли от саков.

(x) К северу от саков и близ Сиебских (Syebian) и Апурийских (Tapurian) гор Птолемей разместил другой народ, сасонов. Они были выбраны в качестве наших предков. Krantz (Saxonia, 2). Это мнение было объединено с прежним. Sasones, Sacaesons, Sacsones, Saxones. Cisner Praef.

(y) Верстеган цитирует Окку Скарленсиса относительно этого происхождения. Суффридус Петри смело взял на себя защиту достоверности Окки (Apol. pro Ant. Fris. Hist. p. 180). Весьма занятно, что никто не подумал о саксоях (Saxoi) близ Понта, согласно Стефану, или же о саксинах (Saxinae), по словам Плиния – неких троглодитах из Эфиопии. Ortelius Thesaur. Geograph. in voc.

(z) History of Manchester, i. p. 427.

(1) Согласно Свиде (Suidas, vol. ii. p. 646) Птолемей жил в царствование Марка Аврелия; о себе же он в 7-ой книге Syntaxis mathematica (Клавдий Птолемей «Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах» – перевод с древнегреческого И.Н.Веселовского, Москва, Наука-Физматлит, 1998 г., стр. 215 [прим. al_avs]) свидетельствует, что проводил астрономические наблюдения в Александрии во 2-ом году Антонина Пия, или в 139 году от Р.Х. (3 Fab. Bibl. Graec. p. 412). Также он рассказывает о затмении луны в 9-й год царствования Адриана, или в 125 году. (De la Lande’s Astron. i. p. 312). Он не упоминает наблюдений после 141 года. (Ib. 117). (2) Cl. Ptolemaeus. Georgaphia, lib. ii. c. 11. Марциан Гераклейский несколько позднее, чем Птолемей, определяет саксам то же самое положение на перешейке полуострова (Pont. ib. 651). Византийский географический лексикограф, обычно именуемый Стефаном, кратко говорит, «живущие на Херсонесе Кимбрийском». Steph. Byz. voc. Saxones.

(3) Кранц отмечал это: «Ita puerilibus fabulis et anilibus deliramentis omnia scatent, ut nihil in his sibi constet, nihil quadret” (Saxonia, p. i). И всё же нелепость других не уберегла его от подражания.

(4) Potter’s Antiq. of Greece, vol. i. p. 2. Так аркадиане хвастались, что они были προσεληνοι, т.е. имеют более древнее происхождение, чем луна. Ib. p. 1. (5) Конрингиус полагает, что какой-то необъяснимой случайности, время вычеркнуло из текста Тацита пассаж о саксах. Schilter’s Thes. Ant. Teut. iii. p. 704.

(6) Целлариус (Geog. Ant. i. p. 303) и Клювер (iii. Germ. Ant. 87), да и многие другие утверждают это. Спенер с неуверенностью защищает подобное (Notit. Germ. Ant. 363). С мужественной, но редкостной беспристрастностью он против воли указывает на недостатки теории, которую разделяет (371). Лейбниц размещает фосов на Фузе – реке, впадающей в Аллер около Целля (Ibid. 372).

(7) Клювер так размещает эти племена. Сигулонов – к северу от саксов и до Тундерена (совр. Тондер – прим. al_avs) и Аппенраде (совр. Обенро – прим. al_avs); сабалингов – выше них, до Нипсы и Тобескета, на которых расположены Рипен (совр. Рибе – прим. al_avs) и Колдинг; кобандов отсюда и до Хольма и Хорсенса; халов – за ними, до Хенсбурга и Хальда; фундусов и харудов – на западных и восточных областях к северу от Лим-фьорда; и кимвров – на острове Венсусселе (совр. Веннсюссель-Тю – прим. al_avs). Ant. Ger. iii. p. 94. См. также Chorography Pontanus, p. 649.

(8) Страбон, Тацит и Птолемей представляют весьма естественную последовательность сведений о географии Германии. Тацит приводит более точные детали, чем Страбон, Птолемей же, писавший позднее, повествует еще более подробно.

(9) Эта Азиатская Скифия удовлетворяет выводу докладной записки (Memoir) г-на Абеля-Ремюза, зачитанной недавно им перед членами Французской академией надписей и изящной словесности о том, что готы изначально вышли из Тартарии, ибо недалеко от Алтайских гор были найдены надписи, составленные руническими символами, такими же как в Скандинавии. С этой точки зрения мы всегда должны помнить, что северные предания о главе асов Одине, общем предке скандинавов, саксов и готов, упоминают его переселение из регионов Азии.

(10) Тацит, О происхождении германцев и местоположении Германии, 2.

(11) Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. При рассмотрении происхождения народов необходимо помнить тот факт, что племена из одной родовой семьи имели различные местные или провинциальные имена. Так германцы, перебравшиеся за Рейн, стали тунграми, а частью белгами, белловаками и т.д. Упущение же этого факта побудило многих знатоков древностей говорить о различном происхождении тех, кто в действительности был связан родством. Тацит замечает, что треверы и нервии тщеславятся германским происхождением, хотя проживают как в, так и около Галлии. Действительно вся его книга о германцах доказывает, что каждое племя прошло сквозь череду весьма различающихся названий, хотя все они были германцами. Быть может, это поубавит неверие тех, кто сомневается, являлись ли геты и готы скифскими народами.

(12) Г-н архидиакон Кокс в своей «Защите кельтов» (Vindication of the Celts) упрекал г-на Пинкертона за многочисленные ложные выводы, необоснованное красноречие и неточные цитаты, а так же за ошибочное толкование и использование им некоторых старинных источников. Однако, не смотря на все эти ошибки, я не сомневаюсь в правильности общей идеи г-на Пинкертона о том, что германский, скифский и готский народы имели единую родовую семью. Правда, это единственное, что я могу похвалить в его Диссертации о готах; ибо хронология, которую он пытается воссоздать, и большинство сведений, приведенные им, являются не только необоснованными, но и несовместимыми с истинной историей. Г-н Пинкертон и г-н Уитакер, весьма схожие своим крутым нравом и стилем прочтения и толкования древних источников, тем не менее, крайне противоположны относительно сделанных ими выводов. Последний стремится сделать любую кельтскую вещь, скифским изобретением. Оба чересчур склонны к тому, чтобы заставить свои источники говорить то, чего желают скорее они сами, нежели то, что те содержат. Они одинаково нетерпимы к любому противоположному мнению; и хотя один питает отвращение, а другой доверяет Оссиану, практически единственный пункт, по которому они пришли к согласию, заключается в поношении г-на Макферсона. Оба, однако, люди энергичного ума и обширных знаний и заслуживают великой благодарности за то, что уделили столь большое внимание этим мало занимательным исследованиям. Огонь гения время от времени с большой силой воспламенялся в г-не Уитакере, и мы лишь сожалеем о том, что он не направил его в более подходящее русло.

(13) Фрагмент Евангелий на мезоготском языке в знаменитом Серебряном Кодексе, изданном Маршаллом вместе с саксонскими Евангелиями в 1665 году, и сегодня с большим блеском и точностью сохраняет интереснейший образец древнего готского языка.

(14) Данная работа представит многочисленные примеры этого языка. Обширнейший перечень сохранившихся англосаксонских манускриптов представлен в Обзоре, выполненном Уоттоном.

(15) Изложенная в стихах гармония четырех Евангелий Отфрида [фон Вайссенбурга] на франко-южнорейнском диалекте и несколько других образцов этого языка древних франков изданы в Тезаурусе Шиллера с глоссарием, до определенной степени ценным, но нуждающимся в серьезной доработке.

(16) Большинство исландских саг были изданы северными литераторами с латинскими переводами. Я привык полагаться на точность этих переложений, но некоторые пассажи последнего перевода Беовульфа г-на Торкелина принуждают меня рекомендовать интересующимся знакомство с языком оригинала. Каталог саг Перингскьёльда опубликован в pars altera Тезауруса [Джорджа] Хикса.

(17) Континентальные писатели не столь четко различали кельтские и готские народы, как это делали наши отечественные авторы, и частенько путали их друг с другом, а иногда и с сарматскими народами.

(18) Смотри выше. Кн. I, гл. 2.

(19) Геродот. Мельпомена, 5, 7, 6, 11. Скифы до этого периода, должно быть, вели войны со своими азиатскими соседями; однако, я думаю, что не следует доверять разговорам об устройстве великой античной Cкифской империи. Пассаж из Юстина, который послужил этому причиной, и к которому я не питаю большого доверия, не кажется мне достаточным основанием для этого. Указанная им продолжительность в 1500 лет относится, как я полагаю, к мифологии, и весьма склонен предположить, что xv спутали в рукописи Юстина с xvc; что впоследствии было прочитано как одна тысяча пятьсот вместо пятнадцати. Под гипотезой о великой единой и древней Скифской империи, как мне представляется, нет никакого основания. См. Vindic of the Celts, p. 14.

(20) Диодор Сицилийский, кн. II, гл. XLIII.

(22) Геродот. Мельпомена, 11.

(26) Страбон говорит: «За Борисфеном же обитают роксоланы, последние из известных скифов… и области за страной роксоланов необитаемы вследствие холода». (Кн. II, V.7) Он повторяет это ещё раз. «Самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом (Дон) и Борисфеном – роксоланы… Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем». (Кн. VII, III.17)

(27) То, что геты были готами, не может быть подвергнуто сомнению. Геты – это те же самые даки, или, как их назвали в глубокой древности – давы. Отсюда греческие имена рабов в их комедиях – Гета и Дав, заимствованные Теренцием. (Страбон, Кн. VII, III.12). Геты говорили на одном языке с фракийцами, и греки считали их фракийским народом, как это делает Менандр. (Страбон, Кн. VII, III.2 – III.4). Овидий в своих «Письмах с Понта» и «Тристиях», в пору отбывания ссылки в Томах, городе в Мезии на Черном море, часто говорит о своем местопребывании у гетов и скифов. Поскольку он находился в непосредственной близости от границы с сарматами, то вполне естественно, что их имя также упомянуто в его стихах; но это отнюдь не отождествление народов, происхождение которых было весьма различно.

(28) Эти два факта – целиком на совести Цезаря. Он определенно находит отличия кельтов от белгов Галлии по языку, законам и обычаям, и приписывает белгам германское происхождение.

(29) Pliny, NH, lib. vi. c. 19.

(30) Страбон, Кн. XI, стр. 484,485.

(31) Страбон, стр. 79. Г-н Кеппель в своих последних путевых записках называет её «красивейшая область Карабах». В письме Королевскому Литературному Обществу я представил 262 слова на персидском, авестинском и пехлевинском языках, существующих в англосаксонском языке.

(32) Pliny, NH, lib. vi. c. 11.

(33) Страбон, Кн. XI, стр. 484,485.

(34) Stephanus de Urbibus et Pop. p. 657.

(35) Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах. гл. 2 и 5.

(36) Геродот. Мельпомена. 52, 27, 110. Pliny, NH, lib. vi. c. 19.

(37) Геродот. Мельпомена, 59. Лукиан сообщает нам о том, что они поклонялись мечу (Jupiter Tragoedus), о котором Геродот упоминает как о кумире Ареса. Лукиан также говорит, что, презирая греческие алтари, как не достойные их божества, они приносили людей в жертву своей Диане, которая наслаждалась человеческой кровью.

(38) “Некоторые сравнивают … с натянутым скифским луком”. Страбон, Кн. II, V, 22.

(39) Геродот. Мельпомена, 64, 65, 67. Страбон замечает, что они использовали черепа вместо чаш, Кн. VII. стр. 275. Во времена Геродота их обычаи были весьма свирепы; но к тому времени, когда их ответвления – германцы и саксы – проникли в Европу и привлекли внимание Тацита, они достигли того развития, достоинства которого ныне мы можем ощутить на себе. Насколько и они и кельты Галлии были выше по отношению к более диким и нецивилизованным племенам Америки, мы можем увидеть, противопоставив описание германцев у Тацита с описанием североамериканских индейцев, сделанное Брейнердом, индейским миссионером. Об индейцах он говорит: «Они вообще совершенно не знакомы с гражданскими законами и процедурами, не имеют никакого понятия о гражданском судопроизводстве, о людях, привлекаемых к суду, находящихся под судом, осужденных или оправданных. Они практически не имеют стремлений или решительности. Ни у одного из тысячи не встретишь человеческой души. Они невыразимо ленивы и пассивны. Ко всей той доброте, что обращена к ним, они выказывают совсем немного признательности или скорее мужского достоинства. У них, похоже, отсутствуют чувства великодушия, благожелательности или добродетели». См. Brainerd, Life by President Edwards. Он умер в 1747году.

(40) Страбон, Кн. VII. стр. 275, 276.

(41) Он говорит, что области за Танаисом – уже не скифские края. Первые земельные владения принадлежат савроматам, Кн. IV, 21.

(42) Области проживания nationes Slavorum и их язык описаны Гельмольдом (Славянская хроника, I, 1), Альбертом Кранцем в его Вандалии (Wandalia, p. 2), Давидом Хритсеусом (Wandalia, p. 3), Себастьяном Мюнстером (1 Schard. Hist. Germ. 486) и Фабером (Rer. Muse. 132). О славах смотри Яков Карл Спенер, Notitia Germaniae antiquae, II, p. 384. Sunt a Germanis plane diversi generis. Понтанус, Chor. Dan. 710.

(43) Гельмольд (I, 1) говорит, что венгры nec habitu nec lingua discrepant («не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку» – пер. Л. В. Разумовской. Гельмольд. Славянская хроника. М. АН СССР. 1963 [прим. al_avs]). Кранц же оспаривает его утверждение и подтверждает то, что признается всеми: венгерский и славянский – различные языки (Wandalia, 36).

(44) Древнейшие народы Италии и Греции, как и народы побережья Средиземноморья, Эгейского моря и Адриатики, как кажется мне, берут своё начало частью от финикийских и египетских колонизаций, частью же от переселений киммерийского и кельтского народов. А уже от этого древнего населения образовались вторичные колонии, те, что заселили Magna Gracia и северное побережье Понта Эвксинского, а так же те, что обосновались в Марселе. В их более поздних жителях, должно быть, присутствовала некоторая доля готских и скифских племен, а так же карфагенян. Наиболее примечательная особенность латинского языка заключается в том, что хотя он явно одной семьи с греческим, тем не менее, содержит множество поразительных сходств, особенно в своих окончаниях, с древним санскритом. Мерик Касаубон приложил немало усилий, показывая, что саксонский язык имеет большое сходство с греческим. De Lingua Saxonica, 234 – 376.

(45) Древнерусский летописец Нестор донес до нас имена семи верховных славянских богов, идолы которых Владимир поставил в Киеве и разрушил при принятии Христианства. Это были Перун, Велес, Стрибог, Симаргл, Хорс, Дажьбог и Макошь (Rousef, Idoles de Kief). Поэма XII столетия «Слово о полку Игореве» упоминает троих из них как Вилея, Стреба и Дажьбога. О последнем в ней говорится как о прародителе всех богов и людей (Ib). Огромнейшая часть древнерусских рукописей была уничтожена при нашествии Батыя и в смутное время при Лжедмитрии; тем не менее, подсчитано, что сохранилось ещё более 10 000 средневековых документов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *