Кто такие салафиты и суфисты разница

Суфисты и салафиты: разница и противостояния

Ныне вряд ли кто-нибудь усомнится во всемирном значении ислама. А значит, найдется много желающих узнать лучше эту религию. Однако ислам многолик, в нем имеется несколько течений. Ранее мы уже говорили о различиях между суннитами и шиитами, обусловленных, прежде всего, фактами политического характера. Теперь же мы остановимся на суннитских ответвлениях и узнаем, чем различаются суфисты и салафиты.

Суфисты и салафиты: извечное противостояние

Мухаммад аль-Ваххаб полагал, что лишь первые три поколения последователей Пророка были носителями истинной веры. А все, что было после них, считалось опасным нововведением, пусть и основанным на шариате. Эта мысль постепенно обретала сторонников; так и появился ваххабизм. Сами же последователи этого течения называли себя салафитами.

Основные пункты их догматики сосредоточивались на следующем:

Суфизм как течение зарождался в 8 веке. Его основное положение строится на возможности очистить сердце путем следования заветам наставника. Тем самым суфизм вступает в противоречие с ваххабитами в двух пунктах: отсутствии посредников между Всевышним и человеком, а также вере в единого бога. Не будет преувеличением сказать, что огромная разница между суфистами и салафитами делает их полными противоположностями. Если первые максимально открыты всяческим нововведениям, то вторые считают нужным всячески оберегать от них ислам.

Почему так важно знать о течениях ислама любому россиянину, пусть даже и неверующему? Дело в том, что с начала 90-х годов на территорию нашей страны начали проникать ваххабиты. Причиной тому была не только массовая миграция в районы Северного Кавказа, но и поддержка из-за рубежа. Противоречия между радикалами и традиционалистами уже воплощаются в конкретных действиях. Так, в 2012 году был убит известный шейх-суфист Саид аль-Чиркави. К нему в дом пожаловала смертница, отняв жизнь не только у своей жертвы, но и еще у нескольких человек. Убийцей оказалась Анна Сопрыкина, которая незадолго до преступления стала сторонницей салафитов.

Источник

Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом

Кто такие салафиты и суфисты разница. Смотреть фото Кто такие салафиты и суфисты разница. Смотреть картинку Кто такие салафиты и суфисты разница. Картинка про Кто такие салафиты и суфисты разница. Фото Кто такие салафиты и суфисты разница

Дата публикации: 28.07.2014 2014-07-28

Статья просмотрена: 17991 раз

Библиографическое описание:

Рахматуллин, Р. Ю. Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12214/ (дата обращения: 28.11.2021).

Ныне, когда исламский фактор приобрел глобальный характер, возрастает интерес к мировоззренческим идеям, проповедуемым мусульманами. Поскольку ислам, как и всякая другая религия, многолик и представлен множеством течений, каждое из которых претендует на роль самого истинного учения, то возникает потребность их исследования. В современной России наибольший интерес вызывают два течения, отличающиеся рядом положений от классического ислама: салафизм и суфизм.

Салафиты, часто называемые в российских средствах массовой информации ваххабитами, претендуют на роль носителей «чистого ислама» времен пророка Мухаммада и первых мусульман (саляфов), претендуют на роль «исламских протестантов», борющихся с нововведениями (бидаа) в исламе [1]. Одним из опасных носителей этих нововведений, как они полагают, являются суфии. Называя их врагами ислама, наиболее радикально настроенные салафиты даже призывают их убивать. Так, 28 августа 2012 года в Дагестане террористка-смертница пришла в дом авторитетного суфийского шейха Саида-афанди аль-Чиркави и совершила самоподрыв, убив при этом шейха, его жену и еще пять человек, в том числе 12-летнего ребенка. Убийцей оказалась принявшая ислам салафитского толка молодая русская женщина Алла Сапрыкина.

Такая враждебность со стороны салафитов по отношению к суфизму определяется тем, что суфии якобы нарушают основополагающий принцип ислама — таухид (единобожие), поклоняясь могилам святых, почитая шейхов и пиров. В исламе такое обвинение является очень серьезным: в нескольких сурах Корана в весьма ясной форме подчеркивается необходимость поклонения единому и единственному Богу — Аллаху: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к слову, справедливому меж нами и вами, дабы мы не служили никому для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и дабы мы не уподобляли Ему никого, и дабы иные из нас не сотворяли себе господ из других — помимо Аллаха» [2].

Салафиты полагают, что суфии поклоняются помимо Бога еще кому-то или чему-то. На самом деле, в суфизме очень высок авторитет учителя: мюрид (ученик) должен полностью подчиняться муршиду (учителю, наставнику), подражать ему, беспрекословно выполнять его требования. Но является ли это поклонением, полноценно заменяющим поклонению Богу? Конечно же, нет. Муршида можно сравнивать со строгим и грамотным тренером, который требует от спортсмена неукоснительного соблюдения режима, выполнения всех необходимых технических и физических условий тренировки. Или же — с проводником, который сопровождает путника по незнакомой местности. Вот как характеризует личность наставника современный суфийский шейх ордена Шазилия Мухаммад Саид аль-Джамал: «Это вожатый, указывающий тебе Путь, брат твой. Ты не увидишь Пути, не зная, что ты должен чувствовать и чем ты должен стать во время следования по этому Пути. Ты — Путь Истины. Идти по этому Пути очень трудно, ибо ты вступаешь во мрак и сталкиваешься со множеством невзгод. Тебе необходим наставник, который протянул бы тебе руку помощи. Лишь следуя за знающим вожатым, ты сможешь сам обрести Знание. Разве сможешь ты обрести Бога иначе, чем следуя за человеком, который уже обрел Бога? Он прошел этот путь прежде тебя и достиг высшей стоянки. Он знает, как идти по Пути и как преодолевать трудности и невзгоды. Он знает, что хорошо, а что плохо, ему ведомы правильные и дурные пути этого мира» [3, c. 61]. История суфизма не знает ни одного адепта, который требовал бы заменить Бога человеком. Суфии призывают уважительно, с почтением относиться к учителю, но почтение не есть поклонение.

Касаясь радикализма салафитов, слепого соблюдения ими таухида, следует упомянуть, что они запрещают даже отмечать день рождения пророка Мухаммада — праздник Маулюд, отмечаемый большинством мусульман и объявленный в некоторых мусульманских странах выходным днем. Этот запрет они объясняют тем, что якобы нельзя поклоняться Мухаммаду, когда есть Аллах, нельзя заменять Бога даже самым почитаемым святым. Но разве муж, подаривший своей жене в день ее рождения букет роз, предал тем самым Бога, заменив его своей женой?

В своем понимании соблюдения таухида салафиты зашли так далеко, что разрушили памятники на могиле матери пророка Мухаммада Амины, его жен и близких родственников, облили места их захоронения бензином, сравняли с землей и сожгли. Примерно так же поступили салафиты в современной Ливии и Сирии, где они взорвали могилы известных суфийских шейхов. Объясняют они такие варварские поступки тем, что якобы мусульмане, посещая эти могилы, забывают о таухиде.

В социальной сети «Вконтакте» есть группа «Суфизм на весах Шариата», которую обосновали салафиты для распространения своей критики суфизма. Статьи и комментарии, помещенные на стене этой группы поражают своей нетерпимостью к тем, кто не поддерживает идеи салафизма (ваххабизма). Суфиев здесь называют «трупомольцами», «могилопоклонниками», выражают радость по поводу разрушения их могил, убийства 75-летнего суфийского шейха Саида-эфенди и его жены. Этих людей правильно было бы называть варварами от ислама, ничего общего не имеющего с миролюбивой природой этой религии. Известный богослов из Саудовской Аравии Юсуф ар-Рифаи, обращаясь к идейным вдохновителям салафизма, пишет: «Вы разрушили надгробные плиты могил сподвижников Пророка, его жен, его близких родственников. Вы сравняли их могилы с землей, и не отличить одну могилу от другой, даже некоторые могилы облили бензином и сожгли (имеется в виду могила матери Мухаммада — Р. Р.). Могли же вы оставить в силе разрешение ставить на могилы камни, которые дозволены, высотой в пядь, ведь это дозволено двумя свидетельствами. До нас дошло, что сам Пророк поставил камень на могилу Усмана, сына Мазуна и сказал: «Я это поставил, чтобы знать, где находится могила моего брата и чтобы похоронить рядом с ним умерших из моих родственников». Вы считаете вероотступниками суфиев, а также последователей убеждений имама Аль-Ашари (то есть всех, кто не признает ваххабизм — Р. Р.). Вы отрицаете и запрещаете следование мазхабам четырех имамов (имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии, имам Ахмад ибн Ханбал), в то время как большинство мусульман является последователями этих мазхабов» [4].

Аль-Газали, думается, привел необходимый и достаточный аргумент для снятия противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом, согласно которому критерием мусульманской природы суфизма является отсутствие несогласованности суфийского учения с Кораном и Сунной.

Еще одной отличительной чертой салафитов являются то, что не согласующееся с их учением положения они называют нововведением (бидаа). Так, они весь суфизм считают вредным нововведением, как бы не замечая того факта, что суфии существовали еще при пророке Мухаммаде, и что силсила (цепь духовной преемственности по которой от одного наставника другому передается божественное благословение) любого направления суфизма начинается с личности самого пророка.

Заблуждением салафитов является и утверждение, что суфии поклоняются могилам. Разве посещение могилы матери, совершение у её могилы молитвы с просьбой у Бога прощения её возможных грехов, совершенных при жизни, является поклонением могиле матери, замену Бога своей матерью или другим родственником? Паломничество суфиев к местам захоронения святых и паломничество мусульман в Каабу (главной мусульманской святыне) — явления одного порядка. Если можно совершать паломничество в Каабу, в которой, кстати, в доисламские времена хранились идолы, то почему это запрещено по отношению к могилам святых? Если можно целовать черный камень, вмонтированный в стену Каабы, то почему нельзя это делать с надгробной плитой на могиле шейха или другого близкого человека?

Думается, еще одной причиной враждебного отношения к суфизму со стороны салафитов является то, что суфии не занимаются политикой — суфизм стоит вне политического ислама. Ему чужды призывы к исламизации политики, образования, построению исламского государства, присущие сторонникам радикального ислама. Они соблюдают в этом известный мусульманский принцип полагания на Бога, вверения своей судьбы Богу (принцип таввакуля), считая, что Богу лучше знать, что делать и что не делать.

Мы считаем, что салафитская оценка суфизма как псевдомусульманского течения, полностью лишена оснований. На мусульманскую природу суфизма указывает авторитетный исследователь этого течения А. Д. Кныш: «Характерно, что суфийские авторы IV-V/ X-XI вв. обычно начинали свои сочинения с изложения своих теологических воззрений. Их главной целью было доказать свою преданность тому или иному варианту суннитского «правоверия» [5, c. 131]. Саид эфанди аль-Чиркави пишет, что за два года до смерти встал на суфийский путь основатель самого многочисленного и авторитетного суннитского мазхаба (религиозно-правовой школы), один из почитаемых в исламском мире богословов Абу-Ханифа [6, c. 187]. Cвидетельства приверженности основателя ханафитского мазхаба к суфизму приводятся и в статье Р. Г. Батрова [7]. Мы, в свою очередь, в различных работах приводили многочисленные аргументы для доказательства приверженности суфиев к соблюдению основополагающих принципов ислама [8, с. 22–30; 9; 10; 11; 12, с. 114–122; 13, с. 22–27].

Важно заметить, что основанием для салафитской характеристики суфизма как выходящего за пределы ислама течения, является, видимо, и существование в современной культуре многочисленных учений, выдающих себя за суфизм. Интервал их значений располагается от гармонизирующихся с каноническим исламом учений аль-Газали и Саида аль-Чиркави до насыщенного ведическими идеями учения Хазрата Инайят Хана и, в особенности, его сына Хидайят Инайят Хана, основавших так называемую неосуфийскую общину в США, в которой игнорируются фундаментальные положения ислама. Не говоря уже о расплодившихся за последнее время вульгаризированных учениях многочисленных учителей-шарлатанов, сделавших суфизм доходным ремеслом. На многоликость учений, позиционирующих себя в качестве суфийских, обращает внимание и дагестанский исламовед М. И. Билалов: «Структурная неоднородность, точнее, эклектичность суфизма усугубляется всевозможными формами свободомыслия, такими, как боговерчество, антиклерикализм, ересь, индифферентизм, скептицизм, пантеизм, деизм, в том числе и атеизм» [14, c. 28]. Мы полагаем, что главным критерием различения суфийского учения от существующих под суфийской вывеской многообразных квазиучений, является признание или непризнание основных принципов ислама, изложенных в Коране.

Подытоживая содержание статьи, отметим, что суфизм представляет собой религиозно-мистическое учение, возникшее и развивающееся в рамках ислама и претендующее на роль проводника, приводящего человека к истинному пониманию себя и Бога. В отличие от салафизма, он представляет собой наиболее толерантное мусульманское учение, основывающееся на исламском принципе «в религии нет принуждения».

1. Аль-Бути Мухаммад Саид Рамадан. Салафия. М., 2008.

3. Шейх Мухаммад Саид ал-Джемал ар- Рифай аш-Шазули. Семь стоянок на Пути от себя к себе. СПб., 2009.

4. Юсуф ар-Рифаи. Истинные наставления нашим братьям-ученым из Неджда // URL: http://www.minaret.kz/phpBB3/viewtopic.php?f=24&t=864.

5. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. М., 2004.

6. Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003.

7. Батров Р. Г. Абу-Ханифа и проблемы раннего суфизма // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. Кн. 1.

8. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Проблема человека в философских традициях Востока и Запада: Сборник научных статей. Уфа, 2006.

9. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.

10. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.

11. Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71).

12. Ахмедов Р. М., Рахматуллин Р. Ю., Сулейманов Т. Ф. Религиоведение: Курс лекций. Уфа, 2005. С. 114–122.

13. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Иррационалистическое направление в философии. Уфа, 1995. С. 22–27.

14. Билалов М. И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. 2012. № 3.

Источник

Суниты, салафиты, шииты и другие течения ислама

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Асария

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Идеи

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.

Идеи

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

Когда возникло

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.

Хариджиты


Что обозначает название

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Ибадиты

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Такфириты

Что обозначает название

Такфир – обвинение в неверии.

Когда возникло

Преимущественно современное течение, XX век.

Идеи и обычаи

Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.

Кораниты

Когда возникло

Впервые подобные идеи были высказаны в IX веке, однако современное течение получило распространение в XX веке.

Идеи и обычаи

Отвергают авторитет хадисов и сунны и опираются только на Коран. Женщины могут становиться имамами, им необязательно носить хиджаб, а мужчинам необязательно носить бороду. Многоженство допускается лишь при усыновлении сирот. Паломничество в Мекку и обрезание необязательны.

Матуридиты

Суннитская школа религиозной мысли.

Что обозначает название

По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.

Когда возникло

Идеи

Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.

Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.

Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма.
Правовые школы ислама

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

Страны

Положения

Маликитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Малика ибн Анаса

Когда возникло

Страны

Страны Северной Африки, Кувейт

Положения

Шафиитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова аш-Шафии

Когда возникло

Страны

Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Ирак, Египет, Курдистан, Пакистан, Индия, Малайзия, Индонезия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Сомали.

Положения

Ханбалитский мазхаб

Что обозначает название

По имени мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханбаля

Когда возникло

Страны

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман

Положения

Джафаритский мазхаб

Единственный шиитский мазхаб, в отличие от предыдущих суннитских

Что обозначает название

Когда возникло

Страны

Шииты Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана.

Положения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *