Кто такой берке хан
Берке-хан: первый монгольский император, принявший Ислам
Наши знания об истории Ислама в основном сосредоточены вокруг арабского мира. Однако не секрет, что арабы составляют лишь около 20 процентов сегодняшних мусульман. Даже многие исламские вузы уделяют незаслуженно мало внимания выдающимся мусульманам неарабского происхождения. Чтобы немного исправить эту предвзятость, мы решили рассказать про Берке-хана — первого монгольского правителя, который принял Ислам.
Кто такой Берке?
Берке-хан появился на свет в 13 веке нашей эры, точная дата его рождения неизвестна. Он был внуком Чингисхана, родившимся в семье его старшего сына Джучи. Чингисхан прославился как основатель Монгольской империи и военачальник. Среди историков есть некоторые разногласия относительно происхождения Джучи. Бёрте, супруга Чингисхана, была похищена вскоре после вступления в брак. Женщину удерживали в плену несколько месяцев, пока отважный муж не спас ее. Девять месяцев спустя она произвела на свет мальчика, и ходили разные версии, кто мог стать его отцом – сам ли Чингисхан или похититель его супруги.
Тем не менее, Чингисхан считал Джучи своим сыном. Молодой человек был опытным военачальником и оказал существенную помощь отцу в завоевании Средней Азии. У Джучи было не менее четырнадцати сыновей и двух дочерей от его четырех жен. Чингисхан разделил свою империю на несколько частей, и каждый сын после его смерти должен был управлять собственным ханством. Однако Джучи скончался за шесть месяцев до ухода отца в мир иной. Таким образом Западный каганат, который должен был достаться Джучи, был передан его старшему сыну, Бату.
Берке-хану достались территории, которые позже стали известны как Золотая Орда. Он правил Золотой Ордой очень долгое время – до своей смерти в 1266 году. Берке-хан стал первым монгольским правителем, который принял Ислам.
Принятие Ислама
Как-то раз городе Сарайджук, на западной границе современного Казахстана, Берке-хан встретил идущий из Бухары караван. Он стал расспрашивать купцов и путешественников об их вере, и в итоге человек по имени шейх Суфи убедил его стать мусульманином. Так Берке-хан стал первым среди монголов, кто принял Ислам. Этому примеру последовал и брат Берке, Тух-Тимур, который вскоре тоже стал мусульманином.
Сражение с Хулагу
Племянник Берке-хана, Хулагу, управлял северной Персией. Он получил указания от своего брата по имени Мункэ включить эту область вместе с Египтом в состав Монгольской империи. В 1256 году Хулагу выступил в поход со 100-тысячной с армией и захватил горные крепости исмаилитов. После почти годичной осады исмаилиты сдались, а их лидер, Рукн ад-Дин Куршах, был взят в плен и убит. Затем Хулагу обратил свое внимание на Ирак и направил письмо халифу Аль-Мустасиму с требованием подчиниться монголам. Халиф, конечно же, отказался.
Армия Хулагу направились в сторону Ирака, решив подчинить себе эти территории. Некоторые города, не полностью подчинявшиеся халифу Аль-Мустасиму, сдались без боя. В январе 1258 года войско монголов прибыло в Багдад, захватив его в течение двух недель. Через месяц халиф Аль-Мустасим был казнен. Процветающий Багдад, который на протяжении шести был домом для поэтов, ученых и художников, был разграблен и сожжен дотла, а многие его граждане — убиты.
Когда эта весть дошла до правителей соседних мусульманских государств, они в страхе сдались монголам даже без малейшего сопротивления. Вскоре Сирия была присоединена к землям Хулагу. Когда Берке-хан услышал об осаде Багдада и убийстве простых людей, а также о порабощении других мусульманских городов, он был взбешен и поклялся: «Он (Хулагу) разрушил все города мусульман. Ин ша Аллах, с помощью Всевышнего я призову его к ответу за пролитие крови невинных людей».
Хулагу опасался вторжения Берке и предпочел вернуться обратно к себе в Персию, оставив небольшой гарнизон в Сирии. К 1260 году монголы захватили большую часть Сирии и отправились дальше на юг, чтобы подчинить себе Палестину. Эта попытка увенчалась успехом. Однако казавшуюся непобедимой армию удалось остановить туркам-мамлюкам, которые в то время правили Египтом. Каир был столицей их государства. Султан мамлюков Кутуз послал одного из своих генералов, Бейбарса, в Палестину. Мамлюки нанесли поражение монголам, что повлекло за собой приостановку их беспощадного нашествия. В итоге военачальник монголов был взят в плен и казнен. Вскоре мамлюки вернули обратно Палестину и Сирию.
Хулагу хотел отомстить за поражение своих войск в Палестине и готовился к войне, но не смог справиться с мамлюками, потому что Берке-хан организовал ряд атак на его владения в Кавказском регионе, заставляя племянника противостоять ему. Берке был все еще рассержен на него из-за разграбления Багдада. Эти нападения привели к открытой войне между Берке и Хулагу, к тому же конфликт усугубился из-за претензий на правление восточными ханствами, расположенными на территории современного Китая и Монголии. В итоге они оба потерпели серьезные поражения в сражениях.
Эта война продолжалась до 1265 года и закончилась со смертью Хулагу. Сам Берке-хан ненамного пережил его и покинул этот мир мусульманином в 1266 году. Однако его преемники, владыки Золотой Орды, так и не приняли Ислам. Противостояние с Хулагу позволило предотвратить захват мусульманских земель и спасло многие города от участи Багдада.
БЕРКЕ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254-1266 годы)
БЕРКЕ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254-1266 годы)
Монголы не имели прочно установленных религиозных представлений, не имели азбуки и литературного языка. Поэтому, чтобы создать общекультурную базу для разноплеменного состава своих владений, Берке принял мусульманство. Письменным и литературным языком стал язык тюркского народа — кипчаков, и монгольский язык начинал употребляться лишь в официальных сношениях. После принятия официальной религии Ислама, начинала меняться и внешняя политика — и с соседними улусами монгол, и со всем мусульманским миром.
Среднеазиатский улус был создан на месте бывшего мусульманского государства — Хорезма. В борьбе хана этого улуса с Верховным Ханом, Берке мог использовать последнего в своих целях и стал тянуть к союзу с мусульманскими народами. Берке стремился установить дружественные и торговые отношения и с европейскими народами. Сарай Батыя превращался в крупный торговый город между востоком и западом. Важное значение имели и города морского побережья Азовского моря в Таврии. Сильно пострадавшие при нашествии монгол, они начали восстанавливаться и налаживать торговые сношения с Кавказом, Персией и итальянскими городами. С генуэзскими и венецианскими торговыми промышленниками были установлены сношения и им были даны права на свободную торговлю. В Суроже и Танаисе разрешено было открыть торговые фактории. Борьба хана среднеазиатского улуса с Верховным Ханом Менке в 1256 году окончилась победой последнего. Представители семьи хана Угедея подверглись ликвидации, и Ханом среднеазиатского улуса был поставлен брат Менке, Хулагу, а улуса северного Китая, — второй брат — Кубилай. Отношения со стороны этих ханов к Берке, незаконно захватившему власть Золотой Орды, не могли быть дружественными. В намеченных завоевательных движениях в сторону Южного Китая, и тем более–Малой Азии, против мусульманских народов, Берке не только не мог принимать участие, но и должен был занять враждебную позицию. Города Багдад и Дамаск были центрами мусульманского мира, в которых находились халифаты восточной и западной части мусульман. Египет представлял одно из важных государств Ислама, во власти султана которого находился Иерусалим. Берке стремился к мусульманским народам и стремился установить с ними дружественные отношения. В Египте к этому времени произошли благоприятные события для Золотой Орды. В 1250 году был свергнут египетский султан и вместо него была установлена «скифская династия», поставленная мамелюками. Происхождение мамелюков было связано непосредственно с черноморскими степями, с племенами, занимавшими их, — кипчаками. После разгрома монголами в черноморских степях половцев большая их часть бежала на запад и временно кочевала к югу от устья Дуная, на побережье Черного моря. Из Египта к ним были присланы послы с предложением султана переправиться в Египет и поступить на службу султана. Половцы предложение приняли и были переправлены в Египет, где из них была организована охрана султана под названием мамелюков. Потом султан был свергнут и на его место поставлен Байборса, из племени кипчаков. Кипчаки Египта были непримиримыми врагами монгол и ввиду нависавшей для них угрозы со стороны среднеазиатского улуса искали возможностей восстановления дружественных отношений с принявшими мусульманство Берке, под властью которого была большая часть кочевых племен, в том числе их сородичи — кипчаки.
Хан Хулагу, поставленный ханом среднеазиатского улуса, начал расширять свои владения, и быстро покорил земли Малой Азии до Индии и на запад до Дамаска. Багдад был взят его войсками, Халиф убит, город разрушен и мусульманское население подверглось избиению. То же произошло и в Дамаске. Уничтожая мусульман, монголы покровительствовали христианам. Жена Хулагу была христианка, внучка Ван–Хана, Докуз–Хатун, его воевода, Китбок также был христианином и сам Хулагу был сильно расположен к христианству. При его ставке всегда была походная церковь для жены. Разгром центров Ислама и убийство халифов поставили Берке во враждебное положение к своим сородичам, монголам и он решительно стал на путь военного союза с Египтом. Берке писал египетскому султану: «Знай, что я друг правоверия, и что этот супостат Хулагу, неверный, злодейски избивший мусульман и овладевший их землями. Я рассудил, что ты двинешься на него с одной стороны, а я с другой. Мы нападем на него с двух сторон сразу и выгоним из его края. Я отдаю тебе мусульманские земли, находящиеся в его руках».
Ввиду назревавшей войны, Берке решил увеличить количество вооруженных сил и приступил к набору населения в русских княжествах. В 1257 году в Новгороде появился из «низовой земли» Пшененич и заявил новгородцам: «Аще не дадите тагмы, то полки уже готовы и придут из низовой земли»… Новгородцы дали десятую часть имущества и тагму, т.е. десятого человека. После этого татары двинулись в Литву, покорили всю землю и народ побили. Поход в Литву был предпринят по просьбе князя Александра Невского, так как он все время с «татарскими» войсками вел войны против Литвы. В 1258 году Берке решил привести в исполнение план хана Менке, — произвести перепись русского населения и его имущества. Во все города были посланы баскаки с писцами и вооруженными отрядами. По всей стране были поставлены сотники, тысячники и темники. Монголы должны были делать перепись мужчин, начиная с 16–летнего возраста. По всей стране поднялся ропот и возмущение против монгол. В Новгороде тоже появились монголы с писцами и потребовали дани и «тагмы», т.е. десятого человека. Новгородцы отказались подчиниться требованиям монгол, князя Василия, сына Александра Невского, отправили в Псков, а татар выгнали. Князь Александр Невский, узнав о происшедшем в Новгороде, прибыл с вооруженным отрядом, приказал сыну возвратиться в Новгород, и произвел расправу с виновными: кому носы резали, кого ослепили. Новгородцы дали татарам большие дары, десятую часть имущества и десятого человека. Перепись населения татарами была произведена по всей Руси, в том числе и в Галицком княжестве.
После произведенной в русских княжествах переписи, сопровождавшейся возмущением народа, Берке, с целью облегчения для себя поступления дани и тагмы, передал право сбора хивинским откупщикам. При князе Александре Невском был поставлен хивинский главный баскак, Амрагу, который находился неотлучно при князе. Баскаки с вооруженными отрядами были поставлены по всем городам русских княжеств. Откупщикам была предоставлена неограниченная власть при сборе дани, и русский народ был поставлен в еще более тяжелую экономическую зависимость уже не завоевателей, а алчности откупщиков.
В 1257 году умер Верховный Хан Менке, и в том же году монголы перешли к завоеваниям Южного Китая, Сирии и Египта. Хан Кубилай покорил все области Китая, расположенные к югу от р. Хуанхе, Тибет, Суна до границ Индии. В составе войск хана Кубилая, по сведениям Марко Поло, при завоевании Китая, было 30 000 человек христиан греческого вероисповедания и в числе гвардии Хана — 1000 человек отборных русских. Это были войска, отправленные в ставку Верховного хана Батыем.
В том же году хан Хулагу перешел в наступление в сторону Египта. Успехи монгол в Малой Азии поднимали настроение христианского населения и в движении монгол они видели «желтых крестоносцев», ведших войну против неверных — мусульман. В ставке Хулагу находились послы от царя Армении, Антиохийского князя и короля Франции, Людовика IX.
Монголы обещали христианам по занятии Святой земли отдать ее во владение христиан. Ко времени начавшегося движения Хулагу против Египта крестоносцы были вытеснены из Палестины, и только один из основанных ими орденов, Святого Иоанна Иерусалимского, занимал крепость Арка. Этот орден вошел в соглашение с египетским султаном, и начал оказывать ему содействие против Хулагу. Они открыли египтянам свободный путь в Сирии, обеспечивали довольствие войскам местными средствами. Войска Хулагу, под начальством Китбока, 3 сентября 1260 года встретились с войсками египетского султана при Эн–Джелуге. После жестокой битвы, войска Китбока были разбиты, сам он попал в плен и был обезглавлен. Вся Сирия до западной Месопотамии перешла во владение египетского султана. Битва при Эн–Джелуге положила предел завоевательному движению монгол. Хулагу отвел войска и установил центр Иранского улуса в городе Тевризе.
Принятие мусульманства официальной религией не отразилось на отношениях к христианам и, наоборот, церковной иерархии христиан была придана более правильная организация. В 1261 году в Ставке хана Золотой Орды, была открыта епархия, во главе которой был поставлен епископ.
Митрополит Всея Руси пользовался под властью монгол известной свободой. Перенеся митрополию в Киев, Митрополит Кирилл ездил в Константинополь и присутствовал при открытии Епархии в Сарае. Некоторые историки приписывают основание епархии исключительно его заботам. Бесспорно, что это событие произошло не без его участия. Но церковная организация входила также и в планы ханов Золотой Орды. В управлении христианской страной монголы отдавали явное предпочтение церковной, а не княжеской власти. Митрополит Кирилл присутствовал при открытии Сарайской Епархии, епископом ее был назначен Митрофан и Епархия получила название Сарайской и Подонской.
Христианская Епархия в Крыму и Приазовье существовала с первых веков христианства и центрами ее были города Сурож и Танаис. Теперь центр этих Епархий был перенесен в Сарай, и все население, находившееся в пределах степной полосы, Приазовья и Северного Кавказа, вошло под власть ее Епископа. Основание Епархии в Сарае имело важное значение для русского населения, расселенного между кочевыми народами. Во-первых, власть Епископа объединяла народ, и связывала его с общей церковной организацией всей Руси, так как Епископ был подчинен митрополиту всея Руси. Кроме того, церковная организация пробуждала в народе сознание единства, он являлся уже не безличной массой, рассеянной среди кочевых племен, а народом, общественно организованным, со своей территорией и объединяющей их церковной властью. Под властью монгол церковная организация имела довольно сложную иерархию: кроме Митрополита и епископов, имелись: духовный судья, книжник, законоведец, наставник, настоятель, отшельник, выдатель метрик и благочинный. После открытия Епархии повсюду стали строиться храмы, монастыри, ставилось духовенство, налаживалась Церковная жизнь.
В восстановленном Танаисе поднялись из руин храмы Николая Угодника и Иоанна Предтечи. Во вновь возникшем городке Сиротинске были построены храм и монастырь; строились соборы и во всех Других местах расселения христианского населения: на Гребне, Яике и главным образом в пределах Червленого Яра, по Хопру, Медведице и Вороне. Роль епископа, поставленного в Сарае, имела значение не только для подвластного ему народа, но и для Митрополита и московских князей. Находясь в Ставке хана, Епископ находился в постоянной связи с местными властями и мог служить советником и посредником между монгольскими властями, Митрополитом и русскими князьями, приезжавшими в Ставку по своим делам. Сарайский Епископ стал приобретать еще большее значение после того, как русские князья стали пользоваться в спорных княжеских делах войсками из русского населения, которые давались князьям монголами для борьбы с их противниками. Русские князья своих вооруженных сил иметь не могли, но могли пользоваться войсками монгол. Русские князья в общей государственной организации не могли себя выделять из состава Золотой Орды, и потомуу вооруженные силы для них могли считаться только те, которые находились под властью ханов. Эти войска, большая часть которых пополнялась русским населением, среди русского народа получили название «низовых войск». Записи русских летописцев после нашествия монгол продолжались, хотя и очень кратко, в Новгороде. И запись того, что в 1257 году в Новгороде с наказом от татар прибыл Пашененич, с угрозой: «Аще не дадите тагмы, то «низовые полки» уже готовы», показывает на то, что монголы с первых времен своего господства, применяли русские полки против русского народа.
Читайте также
А ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ…
А ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ… Наверное, сверхкороткое, полугодовое правление Петра III совершенно изгладилось бы из памяти потомков, кроме профессиональных историков, — тем более что об этом очень радели клевреты захватившей власть Екатерины. Забвение поощрялось.Но за
ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ХАНА БЕРКЕ И СЛАБОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (1266-1299 годы)
ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ХАНА БЕРКЕ И СЛАБОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (1266-1299 годы) После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя Менгу–Тимур. Он не отличался ни энергией, ни способностями своих предшественников. Тогда в жизни Золотой Орды стал приобретать
УЗБЕК — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ — ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312-1341 годы)
УЗБЕК — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ — ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312-1341 годы) Узбек занял власть в Золотой Орде в результате борьбы ее ханов с ханами Белой Орды. Он принадлежал к части отуреченных монгол из рода Чингиз–Хана. Он был внуком хана
МАМАЙ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы)
МАМАЙ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы) Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не
Как же изучать летописи, или О критике внешней и внутренней
Как же изучать летописи, или О критике внешней и внутренней Тот же Леопольд фон Ранке заложил основы внешней и внутренней критики источника.Внешняя критика — это определение подлинности источника. Вот перед нами ломкий листок желтоватой бумаги с выцветшими
Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды
Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды (Хан,
ОБОСТРЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ОБСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ
ОБОСТРЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ОБСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ 1 Серьезные просчеты в экономической и социальной политике в 1928–1932 годах привели к ухудшению материального положения большинства населения страны и к введению строгого нормирования в снабжении и торговле.
«КОДО» ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ
«КОДО» ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ «Императорский путь» избавлялся от внутренней оппозиции в значительной мере так же, как он делал это в отношении «бандитов» на континенте. Его агентами являлись молодые офицеры и «соси», напоминавшие ронинов феодальной эпохи. Иноуэ
5. Роль Мариньи во внутренней политике
5. Роль Мариньи во внутренней политике Хронисты, показавшие нам настоящего главного министра Филиппа Красивого или даже коадъютора правителя, нас не обманули. Но историки, которые, основываясь на этих текстах, возводили Ангеррана в ранг влиятельнейшего министра
3. Проблемы внешней и внутренней политики в 1933–1937 гг.
3. Проблемы внешней и внутренней политики в 1933–1937 гг. В главе XIII освещаются проблемы внешней и внутренней политики советского правительства в 1933–1937 гг. Авторы усиленно пытаются доказать читателю, будто бы советское правительство стремилось к сохранению мира в Европе и
ГЛАВА 11. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ИВАНА IV. СИГИЗМУНД III — НОВЫЙ КОРОЛЬ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. УСПЕХИ ГОДУНОВА ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
ГЛАВА 11. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ИВАНА IV. СИГИЗМУНД III — НОВЫЙ КОРОЛЬ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. УСПЕХИ ГОДУНОВА ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Трудно сказать, к чему мог привести договор между Иваном IV и Елизаветой I и какая из стран осталась бы от него в большем выигрыше.
Изменения во внутренней и внешней политике. Временное завоевание Египта
Изменения во внутренней и внешней политике. Временное завоевание Египта Однако, несмотря на все трудности положения, Асархаддону удалось подавить мятеж, так как и среди мятежников имелись значительные разногласия.Двое восставших сыновей Синаххериба спаслись бегством
Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ § 1. Император Александр III и государственные приоритетыАлександр Александрович Романов стал императором России под именем Александра III1 марта 1881 г. В тот день, в 15 часов 35 минут, в главной императорской
Глава 6. Христианская модель во внутренней и внешней политике Павла I
Глава 6. Христианская модель во внутренней и внешней политике Павла I Внешней и внутренней политике Павла I посвящена обширная научная литература[282]. При этом историки XIX – начала XX в. в основном мало смотрели архивы[283] и в большей степени опирались на мемуарную
БЕРКЕ
Mонгольский полководец, пятый правитель Золотой Орды
Внук Чингиз-хана. Третий сын хана Джучи. В 1229 году молодой царевич Берке, как и другие чингизиды, принимал участие в курултае, на котором Угэдэя провозгласили великим ханом.
Участвовал в Западном походе, где командовал одним из больших отрядов монгольской армии. Решительно теснил кипчакские отряды.
Когда в 1242 г. после окончания вторжения в Восточную Европу Бату-хан вернулся на нижнюю Волгу, Берке получил в управление одну из частей улуса Джучи, охватывавшую северокавказские степи. Он получал хорошие доходы от торговых путей, протянувшихся из Ирана и Малой Азии через Дербент. В 1254 Бату-хан, забрав эти владения под свою власть, приказал Берке передвинуть свою ставку к востоку от Волги.
Берке с юных лет обучался Корану в Ходженте, а ислам принял в Бухаре от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи. На общемонгольском курултае 1251 года животных для пира резали по мусульманскому обычаю, из-за уважения к присутствующему там Берке.
В 1246 году Берке вместе с другими своими братьями представлял Бату (уклонившегося от участия) на курултае, при избрании Гуюка великим ханом.
Через пять лет Бату приказал Берке и Сартаку выдвинуться с тремя туменами в Монголию для поддержки Мункэ, которого Бату предложил выдвинуть в великие ханы. 1 июля 1251 г. войска Золотой Орды, не позволив выступить против несогласным из улусов Чагатая и Угэдэя, обеспечили избрание Мункэ.
Берке стал правителем Золотой Орды в 1257 году, после того как один за другим умерли Сартак (сын) и Улагчи (внук) Бату. По сведениям историков Сартак был отравлен Берке и его братом Беркечаром.
Взойдя на престол, Берке, закрепил за всеми старшими и младшими братьями те уделы, которые были отданы им во владение Бату. У булгар и мордвы было установлено центральное управление взамен существовавших местных администраций. Башкирия сохранила автономию во главе с местной династией правителей. На Руси, и в других подвластных ордынцам странах, по приказу великого хана Мункэ, была организована всеобщая перепись населения для более правильного рекрутирования воинов и сбора налогов.
В 1257 году ханские чиновники появились во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах. Ими была проведена перепись населения и имущества, а также организованы военные округа по стандартам монгольской десятеричной системы (тумэны, тысячи, сотни, десятки). От налогов были освобождены лишь представители религии.
В первые годы нахождения на престоле Берке-хан обратил особое внимание на южнорусские дела. Галицкий князь Даниил Романович, стремившийся обрести независимость от Орды, действовал довольно успешно. Ещё около 1256 года он изгнал монгольские войска из Северной Подолии, Болоховской земли и Восточной Волыни. Ордынский полководец Курумиши не смог противостоять ему, а именно, попытки штурма Владимира-Волынского и Луцка, окончились провалом. В 1258 году Берке назначил в приднепровском улусе вместо Курумиши деятельного Бурундая, снабдив того большой армией.
Бурундай грамотно использовал разногласия между Даниилом и его прежним союзником великим князем литовским Миндовгом. В том же году монгольский военачальник предпринял поход на Литву, потребовав при этом от Даниила присоединиться к нему со своей армией. Галицкий князь, опасаясь коварства монголов, отправил вместо себя своего брата князя Василько. Бурундай выступил от среднего течения Днепра, из района Ворсклы и Псёла, к берегам Немана, на правобережье которого соединился с войском Василько Романовича, шедшего из Берестья. Объединённые силы монгол и русичей продвинулись на север, основательно разорив центральную литовскую провинцию, где находился город Тракай, а также Нельшанскую землю. Была захвачены богатые трофеи, но большую их часть русские вынуждены были отдать монголам. В то же время, основные литовские войска избежали основной битвы. Русско-ордынское войско, пройдя через земли ятвягов, повернуло в обратный путь.
В следующем году Бурундай предпринял новый поход и двинулся через Волынь на Польшу. В Шумске ордынского военачальника встретили Василько Романович и Лев Данилович, сын бежавшего в Венгрию князя Даниила, а также холмский епископ Иван. Бурундай приказал князьям срыть крепостные сооружения Данилова, Стожеска, Львова, Кременца и Луцка, угрожая в случае неповиновения опустошением их владений. Когда приказ был исполнен, Бурундай двинулся к Владимиру-Волынскому, чьи стены были также срыты. Жители Холма, однако, отказались повиноваться и уничтожить крепостные сооружения.
Решив не осаждать город, монголы изрядно опустошили его окрестности, в последующем направились в польские владения— к Люблину и Завихосту. Взяв Сандомир, горожане которого были истреблены, а также маленький городок Лысец, армия Бурундая вернулась на Днепр.
Через пятнадцать на Кавказе началась война Золотой Орды против Хулагуидов. Даниил Романович вынужден был возвратиться на родину как покорный вассал хана Берке. Обстановка в Монгольской империи в начале 1260-х отличалась изрядным напряжением. В последовавшей после смерти великого хана Мункэ противостоянии за высшую власть между его братьями Хубилаем и Ариг-бугой хан Золотой Орды Берке поддерживал последнего.
На Кавказе, конфликт между Берке и Хулагу перешёл в 1262 году в войну. До этого армия под командованием Хулагу, выступившего в 1253 году в иранский поход, перешла Амударью лишь в начале 1256, когда стало известно о смерти Бату. Скорее всего, правитель Золотой Орды выразил большое недовольство тем, что к югу от границ его владений будетвоевать ещё одна монгольская армия. Тем не менее Бату выполнил приказ Мункэ о наборе для похода на Иран по два воина из каждого десятка и отправил к Хулагу около трёх туменов ордынской армии под началом царевичей Балакана, Тутара и Кули.
Позже эти войска принимали участие и в штурме Багдада (1258), и правоверный Берке, ставший к тому времени правителем Орды, не выразил явного неудовольствия по этому поводу. Лишь после того, как Хулагу категоически отказался отдать Золотой Орде Закавказье и Южный Азербайджан в качестве доли в завоеваниях, вражда между двоюродными братьями заметно усилилась.
В 1265 году монголы совместно с болгарами предприняли поход на Византию. Ордынское войско насчитывало около 20 тысяч воинов, причём и Берке, и Ногай находились в то время на Кавказе. Союзники не стали атаковать Константинополь, а двинулись к городку Энос, находившемуся в устье Марицы, на берегу Эгейского моря, куда под предлогом встречи с императором незадолго до того перебрался сельджукский султан Изз ад-Дин Кей-Кавус. Освободив султана и захватив в плен большое количество жителей Фракии, ордынцы возвратились в кыпчакские степи. Изз ад-Дин Кей-Кавус был благосклонно принят ханом Берке и прожил в Орде остаток жизни, получив в управление земли в Крыму. Поход во Фракию был также карательной мерой Берке против Византии за союзнические отношения с государством Хулагуидов.
В первое время Берке и персидский ильхан Абага поддерживали мирные отношения. Ильхан даже дозволил ордынцам возвести в Тебризе мечеть с именем Берке и мастерские для выделки тканей. Однако вскоре мастерские были разрушены, а военные действия вспыхнули с новой силой. Неизвестно, что послужило причиной к возобновлению военного конфликта. В июле 1265 войско во главе с Ногаем стремительно вторглось в Южный Азербайджан через Дербентский проход. Навстречу выступил Юшумут, брат Абаги, и 19 июля 1265 года две армии сошлись в битве при Аксу. Ногай потерял в сражении глаз, а его войско было разбито. Ордынцы отступили на север, в Ширван.
Ильхан с основными силами переправился через реку Куру. Навстречу выдвигалось войско хана Берке, поэтому ильхан Абага возвратился на южный берег реки, предварительно разрушив переправы. Оба войска встали лагерем и через реку начали обстреливать друг друга из луков. Так продолжалось 14 дней. Берке двинулся к Тифлису, надеясь перейти Куру в том направлении. Однако в пути он неожиданно заболел и умер. Ордынская армия после смерти Берке не продолжила поход и отступила на север.