Кто такой бизнес тренер и что он делает
Профессия бизнес-тренер
Бизнес-тренеры обучают владельцев бизнеса, менеджеров и персонал знаниям и навыкам, полезным для развития дела. Например, работе с покупателями, управлению людьми, организации системы контроля внутри компании. Это относительно новая профессия для России. Она подойдет людям, которым нравится мотивировать и убеждать других, готовым постоянно развиваться, учиться новому и передавать знания другим людям.
В данной статье вы узнаете, как стать бизнес-тренером и с чего начать, где и как искать работу в данной сфере.
Кто такой бизнес-тренер и что он делает?
Давайте разберемся подробнее, в чем заключается суть работы бизнес-тренера и чем занимается такой специалист? Основная задача тренера – обучить полезным для ведения бизнеса навыкам, чтобы ученики могли повысить эффективность своих компаний и уровень прибыли.
Программы бизнес-трененов могут включать подготовку по следующим направлениям:
Другие области, связанные с ведением бизнеса.
Бизнес тренер готовит программы обучения и проводит семинары для сотрудников, тренинги, личные консультации. Эта должность может быть штатной, например, в крупных компаниях. Также специалистов могут приглашать для проведения отдельных или периодических тренингов.
Как бизнес-тренер проводит семинары?
Перед началом семинаров бизнес-тренеры разрабатывают программы, презентации, благодаря которым обучение становится интереснее и нагляднее. Семинары могут проводиться индивидуально или в группах.
После прочтения основной программы бизнес-тренер обычно отвечает на вопросы, проводит опросы и проверяет слушателей. В ряде случаев тренер может контролировать выполнение рекомендаций и весь процесс внедрения изменений в компании.
Известные бизнес-тренеры
Несмотря на молодость профессии бизнес-тренеров, в России много известных специалистов по разным направлениям. В списке ниже собраны самые известные бизнес-тренеры:
Радислав Гандапас – один из самых известных бизнес тренеров в России. Специалист по лидерству.
Плюсы и минусы профессии бизнес-тренера
Плюсы:
Минусы:
Как стать бизнес-тренером, какими навыками нужно обладать?
Для любого бизнес-тренера важно грамотно владеть устной речью, уметь привлечь слушателя и заинтересовать его. Важно четко и лаконично отвечать на поставленные вопросы, уметь быстро реагировать на нестандартные ситуации и в целом отлично общаться с аудиторией.
Чтобы разработанная программа была эффективной, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Готовить выступление с учетом актуальных и современных данных, методик, компьютерных программ.
В целом от бизнес-тренера требуется владеть следующими навыками и знаниями:
Готовность брать на себя ответственность за данные рекомендации, получение клиентами результата.
Бесспорным плюсом также будет знание иностранных языков, особенно английского.
Где учиться на бизнес-тренера?
Специального образования, помимо профессионального в той области знаний, в которой вы консультируете, не требуется. Однако не помешает пройти тренинги по ораторскому искусству, научиться выступать, держаться на публике.
Некоторые бизнес-тренеры являются практикующими бизнесменами и просто передают ученикам собственный опыт.
Сколько зарабатывают бизнес-тренеры?
Средняя зарплата штатного бизнес-тренера составляет около 65000 рублей. Ее уровень зависит от знаний, опыта и региона, в котором работает специалист. Максимальная зарплата сотрудника – порядка 100000 рублей, а минимальная – 25000 рублей.
Доходы частных бизнес-тренеров могут быть заметно выше. Билет на тренинг может стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Дополнительный доход бизнес-тренеры могут получать от издания собственных книг.
Где искать работу?
Профессия бизнес тренера наиболее популярна в сфере продаж, консалтинга, работы с заказчиками, но и в других профессиональных областях зачастую без помощи бизнес тренера не обойтись.
В некоторых крупных компаниях есть штатные должности, а некоторые из них нанимают сотрудников специальных образовательных центров, где и работают тренеры бизнес направлений.
Встав на путь бизнес-консалтинга, вам, скорее всего, потребуется выстраивать личный бренд и заниматься частной практикой в качестве фрилансера. Искать первых клиентов можно через знакомых, а также пользуясь рекламой в социальных сетях.
Коуч-тренер — кто это?
Бизнес-тренер (или коуч) – это тот, кто занимается обучением сотрудников компании и руководителей отделов. Специалист дает знания о методах и приемах управления и ведения бизнеса. Основная задача специалиста данного профиля – это увеличение прибыли, получаемой фирмой от реализации продукции или оказания услуг.
Коуч (тренер по бизнесу) — кто это?
Компания, выбирая внештатного бизнес-тренера, ориентируется на его личностные качества. Коуч оказывает сильное эмоциональное влияние на сотрудников, поэтому должен подходить организации по духу. Тренер должен находиться на равных с группой, с которой он работает, чтобы научить сотрудников эффективным навыкам продаж.
Коуч (бизнес-тренер) — это кто и чем занимается?
Бизнес-тренер обучает сотрудников приемам взаимодействия с потенциальными покупателями, руководителей отделов и компаний – методам управления сотрудниками. Основная цель, которую преследует коуч — это повышение эффективности работы каждого специалиста и всего отдела и, соответственно, увеличение конечной прибыли компании.
Такой специалист необходим компаниям, которые занимаются оптовыми и розничными продажами, оказывают различные услуги потребителям и пр. Работа бизнес-тренера тонкая и ответственная, хотя во многих фирмах до сих пор недооценивают ее значимость.
Основная проблема заключается в слишком размытых стандартах и не очень определенном круге обязанностей. Бизнес-тренер – это профессия, которая только набирает популярность.
Что входит в обязанности бизнес-тренера
В фирме тренер(коуч) это тот, кто выполняет различные задачи по мере необходимости, работая одновременно и штатным психологом, и наставником. Основными его обязанностями принято считать:
организация бизнес-тренингов для работников компании и руководителей отделов;
разработка специальных образовательных программ и создание соответствующих пособий;
проведение аттестации персонала компании;
подготовка отчета о проведенных работах.
Помимо основной деятельности, бизнес-коуч участвует в конференциях по обмену профессиональным опытом, проводит дополнительные встречи с сотрудниками и т.д.
Если в компании ухудшились показатели по продажам, появился разлад в коллективе, то б изнес-тренер — это тот, кто исправит ситуацию с максимальным успехом.
Профессиональные требования к коучу
Чтобы стать хорошим бизнес-тренером, специалисту необходимы знания психологии, педагогики, менеджмента, маркетинга, богатый жизненный опыт. Желательно при этом иметь большой стаж управления командами, личный опыт успешных продаж в различных областях. Работа бизнес-тренером без опыта практически невозможна, так как во время обучения могут возникнуть внештатные ситуации, которые поставят коуча-новичка в тупик. Именно поэтому при обучении на эту профессию, создаются бесчисленные неудобные ситуации, которые бизнес-тренер должен исправить с минимальными потерями.
Также бизнес-тренеру необходимо на регулярной основе общаться с отечественными и западными специалистами, самому посещать различные семинары, конференции, быть в курсе экономической обстановки в стране.
Основные требования к коучу:
понимание специфики бизнеса, которым занимается его компания;
опыт публичных выступлений и организация тренингов;
умение создавать обучающие программы;
умение находить общий язык с различными типами собеседников;
наличие высшего образования;
грамотная устная и письменная речь;
отличные знания офисных компьютерных программ.
Дополнительно наниматель обращает внимание на следующее:
есть ли у коуча личный опыт продаж, понимание современных технологий продаж и маркетинговых исследований;
отзывы предыдущих слушателей;
Бизнес-тренер должен позиционировать себя как грамотного специалиста, который обладает знаниями эффективных продаж, и может передать эти знания другим.
Как стать бизнес-тренером
Источник фото standret/freepik
Чтобы работать бизнес-тренером, необходимо не просто педагогическое образование. Нужны также опыт в продажах и сильные лидерские качества. На такую работу годятся психологи и бизнесмены в одном лице. Очень часто для б изнес-тренеров открываются специализированные курсы в бизнес-школах.
Чаще люди желают учиться у того человека, кто добился в жизни определенных благ. Поэтому бизнес-тренер должен являть собой пример успешности и состоятельности. Многие бизнес-тренеры, сделавшие карьеру в этой области, в прошлом работали преподавателями, топ-менеджерами, торговыми представителями, социологами, занимались научной деятельностью, исследованиями в области психологии и пр.
Личностные качества коуча
Бизнес-тренер должен обладать определенными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей области.
Специалист должен быть:
Помимо этого коуч должен иметь хорошее чувство юмора, обладать развитым интеллектом, отличной памятью и постоянно заниматься саморазвитием. Это гарантирует его успех и повышение квалификации.
Бизнес-тренера приглашают на работу руководители организаций, которые занимаются продажей товаров или оказанием различных услуг. Коуч может представлять тренинговое агентство или работать от фирмы, которая проводит курсы повышения квалификации. Также бизнес-тренер может вести частную практику и самостоятельно находить клиентов для сотрудничества.
Сколько зарабатывает бизнес-тренер (коуч)?
Согласно данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в России работа бизнес-тренер а в компании оплачивается достаточно высоко: от 35 до 300 тысяч рублей в месяц. Оклад зависит от навыков, профессионального опыта и популярности специалиста. Внештатный коуч может зарабатывать более 100 тысяч рублей в месяц. Работа бизнес-тренера без опыта оплачивается гораздо ниже — в основном, доход им приносят онлайн-тренинги.
Тем не менее, заработок специалиста складывается в основном из KPI-коэффициента, то есть показателя личной эффективности. Если бизнес-тренеру удается повысить эффективность продаж, то и зарплата меняется в лучшую сторону.
Плюсы и минусы работы бизнес-тренером
Работа бизнес-тренером имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. Она подходит общительным и целеустремленным людям, которые не боятся публичных выступлений, уверены в себе, обладают различными приемами коммуникации и т.д.
К плюсам работы коучем относятся:
высокая заработная плата;
постоянное общение с руководителями различных организаций;
К минусам можно отнести:
частые командировки (участие в международных конференциях и пр.);
размытые стандарты профессии;
требуется личная эффективность и репутация для успешной работы;
Профессия «бизнес-тренер»: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
В этой статье мы предлагаем взглянуть на профессию бизнес-тренера: кто он, что делает, к чему нужно быть готовым, если хочешь стать бизнес-тренером, какие есть вызовы в профессии.
Несколько слов об истории профессии
Профессия «бизнес-тренер» относится к достаточно молодым. Тренинг берет свое начало в 1946 г. в Т-группах Курта Левина, в 60-е годы возникают поддерживающие группы «социальных и жизненных умений» (social/life skills training). Социально-психологический тренинг как метод обучения впервые был обозначен М.Форвергом в 70-е гг.в Лейпцигском и Йенском университетах. В России бизнес-тренинги появились в 80-х гг.
Задачи бизнес-тренера в компании
Кто такой бизнес-тренер? В компаниях бизнес-тренер может быть как самостоятельной профессией, так и ролью. Роль бизнес-тренера на себя берут, как правило, эксперты из разных функций (финансисты, специалисты по производственной безопасности, специалисты по закупкам, юристы) — те, кто проводит обучение по своей профессиональной теме. Проведение тренингов для них не основная задача. Однако уметь упаковывать свою экспертизу в обучающие форматы и проводить результативные обучающие сессии для них также важно.
Профессиональные бизнес-тренеры проводят, как правило, обучение по продукту компании, а также по развитию «мягких» навыков (soft skills) — проведению переговоров, технологии продаж, публичным выступлениям, сервису, клиентоориентированности, управленческим навыкам и многим другим.
Цели обучения, тематика и содержание зависят от конкретных задач компании и определяются совместно с заказчиком обучения — как правило, это руководители и сотрудники бизнес-подразделений компании: например, коммерческий отдел, колл-центр, руководители высшего звена.
Также бизнес-тренер может работать как фрилансер, не будучи привязанным к определенной компании. Часто в «свободное плавание» идут те тренеры, кто специализируется на определенной теме — например, лидерство, переговоры, ораторское искусство — кто уже сделал себе имя в определенной профессиональной нише. Также тренерами-фрилансерами работают преподаватели, сотрудники университетов, центров психологической помощи, менеджеры образовательных проектов. Это дает возможность дополнительного заработка.
Плюсы и минусы профессии бизнес-тренера
Профессия бизнес-тренера многогранна. Говорить «плюсах» и «минусах» — значит исключить полутона. Поэтому мы предлагаем поразмышлять о преимуществах и том, какие есть особенности и вызовы профессии — это даст более объемный взгляд.
Преимущества профессии | Вызовы и особенности профессии |
Тренеры постоянно развиваются. Чтение книг, поиск актуальных исследований, разработка собственных подходов и моделей, обучение — все это является основой успеха в профессии. | Эта профессия не терпит поверхностности. Участники тренингов тоже обладают знаниями и опытом в теме. Они задают глубокие вопросы, просят консультации по ситуации из собственной практики. Если тренер обладает поверхностными знаниями по теме, он потеряет доверие группы. Как говорил один директор по персоналу: «Тренер всегда должен знать хотя бы на 1 книгу больше, чем группа». |
Тренеры получают знания о разных сферах бизнеса. В результате тренеры могут неплохо ориентироваться и в том, как устроено производство в различных отраслях, и как функционируют колл-центры и в чем специфика работы FMCG. Профессиональные тренеры всегда могут поддержать разговор на различные темы. | Возможности тренера в отведенное время для обучения ограничены. Тренеры — не волшебники. У них есть на работу с группой 2-4-6 часов. Тренер, особенно в начале своего пути, будет допускать одну и ту же ошибку — пытаться вложить в короткое обучение все свои знания и опыт по теме. Поэтому так важно всегда формулировать предельно четкие цели обучения — что тренер может, а что не может сделать в ходе тренинга. И фокусироваться на 1-2 умениях, которые будут актуальны и посильны данной группе за данное количество времени. |
Тренеры нередко видят результаты своей работы «здесь и сейчас». Еще месяц назад участники обучения жаловались, что вебинары — это «говорящая голова» и «скучно», люди их не слушают. А сегодня проводят вовлекающий интерактивный вебинар, и сотрудники удивляются «А что уже все? Так быстро! Мы еще хотим! Никогда не были на таком интересном и полезном вебинаре». | Тренеры часто сталкиваются с нереализуемыми ожиданиями. «Сделайте так, чтобы после обучения продажи выросли на 30%»«Нам нужно, чтобы руководители всегда ставили цели только по SMART»«После тренинга уровень исполнительской дисциплины должен вырасти до 98%»Тренер часто получает подобные запросы. И ему нужно уметь объяснять, что возможно сделать с помощью обучения, а что можно достичь путем системных действий и вклада разных сотрудников и функций. |
Тренеры становятся экспертами в разных областях. Переговоры, продажи, управление проектами, системное мышление, принятие решений, управление удаленными командами и многое другое — это распространенные запросы на проведение обучения. Разрабатывая программы, тренер погружается в тему, общается с экспертами, изучает исследования, получает практический опыт, самостоятельно проходит подготовку. Постепенно тренер начинает глубоко ориентироваться в теме и становится востребованным экспертом в различных областях. | К обучению могут относиться, как к чему-то дополнительному и неважному. Нередко на старте обучения участники удивляются — «Как это тренинг на половину дня? Давайте вы быстро расскажете все за 30 минут, и мы пойдем. Нам работать нужно». Тренеру важно доносить до Заказчиков обучения, руководителей и самих участников, что обучение — это часть их работы, важная и нужная, нацеленная на повышение эффективности сотрудников. |
Тренеры заводят интересные знакомства Кто только не приходит на обучение — руководители, продавцы, технологи, специалисты колл-центра, руководители проектов, ИТ-специалисты, предприниматели. Нередко после обучения тренер продолжает поддерживать общение с теми, с кем познакомился на тренинге. | Тренерам нужно научиться восполнять энергию и ресурсы. «Тренер настолько хорош, насколько хорош его последний тренинг» — так говорил один HR-директор крупной федеральной компании. |
Сколько зарабатывают бизнес-тренеры
На уровень заработной платы влияют многие факторы:
Но в целом вилка выглядит так:
Что делает бизнес-тренера «дорогим»?
Где учиться на бизнес-тренера
На данный запрос в поисковике находятся десятки предложений тренингов для тренеров. Как разобраться в обилии программ и выбрать ту, что станет инвестицией в свою профессиональную подготовку, мы рассмотрим в отдельной статье.
В этой — приведем те признаки, по которым можно определить качественные программы.
Если Вы задумываетесь о том, чтобы стать бизнес-тренером, обратите внимание на программы Института Тренинга. Мы обучаем тренеров с 1993 года проверенным подходам, моделям и инструментам, которые применяем сами.
А для тех, кто хочет получить прочный фундамент как тренер и разработчик программ обучения, мы приглашаем на долгосрочную программу «Корпоративный тренер: мастер-курс»
Мы рассмотрели особенности профессии бизнес-тренера. Конечно, эта работа многогранна, и невозможно глубоко погрузиться во все нюансы в одной статье. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить следующие темы, в которых мы расскажем, какие навыки и компетенции нужны бизнес-тренеру, как их развивать, какие книги читать – все, чтобы быть профессиональным тренером.
Если вы, как и Институт Тренинга — за профессионализм, экспертизу и глубину в профессии, поделитесь статьей с друзьями.
«Нужно прежде всего над собой работать». Эксперт — о профессии бизнес-тренера
Организатор конкурса тренерского мастерства рассказала, кто идёт в бизнес-тренеры, какие есть мифы о них и что это за работа на самом деле.
Елена Долина
Генеральный директор компании Buro Akzent, куратор ежегодного профессионального конкурса «Тренерское мастерство» (проводится с 2005 года). Руководитель проектов по комплексному развитию и обучению руководителей, бизнес-тренер и сертифицированный бизнес-коуч (Европейский центр коучинга).
Филолог и журналист с опытом работы в кадровых агентствах. Пишет об HR для HR-специалистов и всех, кто работает с кадрами.
О сути профессии бизнес-тренера
Некоторые идут в профессию, потому что им кажется, что здесь можно легко заработать много денег.
Это не так, я сразу хочу сказать. Потому что нужно пройти очень большой и серьёзный путь для того, чтобы твой труд высоко ценили, в том числе в материальном плане. Деньги — это скорее косвенный эффект от того, что ты стал экспертом, состоялся в этой профессии.
Тренерская профессия невозможна без понимания, ради чего ты этим занимаешься.
Надо хотеть обучать людей, а это дано не всем — не каждый человек любит делиться знаниями и думать о результатах других, хотеть, чтобы они были успешными. Когда человек готов делиться, он переживает, ему не всё равно, что будет с людьми из его команды.
Надо думать о других (как я могу помочь другим людям стать лучше), а не о себе (как мне выглядеть эффектнее, успешнее, умнее). Это ключевое.
Тут как в спорте: хороший тренер воспитывает спортсменов, чтобы они выигрывали на Олимпиаде.
«Преподаватель» — более академическое слово, связанное с теоретическими знаниями.
А «тренер» — от слова «тренировка». Цель бизнес-тренировки — изменить поведение человека в рабочей среде. Надо организовать процесс тренировки и дать новые инструменты так, чтобы люди стали их применять и в итоге научились что-то делать по-другому, лучше, чем раньше.
Заказчики от нас хотят, чтобы люди лучше делегировали задачи, вели переговоры, общались с коллегами, решали конфликты. Это не просто знания, но умения и навыки, которые должны проявиться в работе. Бизнес-тренер нацелен именно на это.
Мотивационный спикер — не то же самое, что тренер.
Тех, кто работает только в формате ярких выступлений, сложно назвать тренерами. Здесь точно надо понимать: если вы хотите тренинг, то, возможно, вам вообще не нужен звёздный спикер, а нужен просто хороший тренер, который будет учить людей. А если вы хотите, чтобы у вас открывали конференцию и вдохновляли 150–300 человек космонавты, как сейчас модно, то вам не нужен хороший тренер, вам нужен мотивационный спикер с красивой историей о том, как надо преодолевать трудности. Но это не тренерство.
Тренер должен понимать, что он делает, ради какой цели, к какому результату надо прийти.
Его работа состоит из двух больших частей: во-первых, он должен понимать, какая программа приведёт к нужному результату — это может быть уже готовая программа либо её надо разработать под конкретную задачу. И, во-вторых, он должен уметь проводить обучение по этой программе, то есть работать со взрослыми людьми так, чтобы они чему-то научились. Кстати, именно на основе этих двух частей работы тренера построены критерии оценивания в нашем конкурсе тренерского мастерства.
О мифах и заблуждениях
Со стороны кажется, что работа тренера — это такой праздник, где ничего особо делать не надо, только красиво выступай и деньги зарабатывай.
Или кажется, что это такая творческая профессия — тут столько всего интересного! На самом деле это достаточно стрессовая работа. Она требует моральных и физических сил, умения собрать себя. «За кадром» не видно серьёзной подготовки, внутренних ресурсов, которые требуются для проведения обучения. Если эта профессия и похожа на звёздное шоу, то только тем, что надо всегда хорошо выглядеть, не терять лицо, в каком бы состоянии ты ни находился.
Очень часто бизнес-тренеры выгорают.
Многим корпоративным тренерам приходится вести изо дня в день одни и те же программы. Поля для творчества у них остаётся мало. Или приходится постоянно ездить по регионам, чтобы проводить массовое обучение, и никто не спрашивает, хочешь ты эту программу или нет, — ты просто её ведешь. Тренер-фрилансер тоже очень часто не имеет возможности отказаться от работы, даже если плохо себя чувствует.
Заказчики бывают очень разные, не всегда прислушиваются, даже если тренер пытается им объяснить, как сделать лучше.
Иногда они хотят невозможного — условно говоря, дайте нам 15 тем за четыре часа на сто человек, и пусть будет результат! И никакие убеждения не действуют.
Здесь постоянно есть опасение потерять свою репутацию, поскольку это публичная профессия, и у нас узкий рынок, все друг про друга знают. Выходя в группу, каждый раз думаешь: «А что, если будут плохие отзывы, кому-то что-то не понравится, достигнем не тех результатов, которые нужны?»
В общем, идя в эту профессию, нужно видеть все оборотные стороны и быть к ним готовым.
Ко мне в компанию часто приходят менеджеры по работе с клиентами, желающие стать тренерами. И большинство из них, посмотрев на то, как эта профессия выглядит изнутри, передумывают, говорят, что лучше с клиентами будут дальше работать.
О том, как становятся тренерами
Типичный сценарий: был лучшим продавцом, начал постепенно учить и тренировать и решил сделать это своей профессией.
Или был руководителем, развивал свой персонал, потом тебя позвали учить других (сначала в рамках компании, где работаешь) — и ты стал тренером. Это достаточно частая история. Реже бывает, когда кто-то решил сразу после института: пойду в тренеры. Обычно это всё-таки путь из практики.
Я не очень верю в тех тренеров, которые никогда ничего сами не продавали, но зато успешно учат продажам.
И в тех, кто не имел опыт в управлении, но проводит тренинги для управленцев, тоже не верю. Надо сначала пороху понюхать, а потом уже, обладая экспертизой, нести в массы новые знания. Если люди знают, что ты на те же грабли наступал, проживал то, о чём рассказываешь, к тебе по-другому относятся.
Мы недавно проводили опрос среди тренеров, и один из вопросов был про базовое образование.
Большинство (около 80%) ответили, что их базовое образование либо педагогическое, либо психологическое. Но есть и те, у кого техническое, медицинское или другое. Такие люди приходят в тренерство другим путём.
Это не значит, что обязательно нужно фундаментальное, академическое психологическое образование.
Для работы бизнес-тренером настолько глубокие знания психологии не требуются. Психологические навыки просто позволяют более эффективно общаться с другими людьми, понимать их мотивы. А для этого можно читать книги по психологии и педагогике, ходить на краткосрочные курсы, но самое главное — нужно прежде всего над собой работать, в себе разобраться, быть здоровой и зрелой личностью.
Про обучение и развитие тренеров
Очень многие тренеры учились мастерству у своих коллег, у кого-то были наставники, которые делились знаниями.
Около 75% тренеров пришли в эту профессию без базового тренерского образования. То есть они учились непосредственно на опыте. Начинали вести первые программы под руководством старших коллег или подсмотрев, как это делают другие тренеры, почитав книги. И только через несколько лет некоторые из них (не все) пошли за систематизацией знаний на тренерские курсы. Такой путь у многих, и у меня тоже — я начинала с практики, потом догоняла теорию.
Я не слышала о длительных вузовских программах подготовки тренеров, но уже много лет существуют тренерские школы с серьёзными программами длительностью по полгода-год. И есть более краткосрочные курсы.
Систематизация накопленного опыта бывает критично важна для того, чтобы дальше развиваться.
Люди, которые опытным путем пришли в тренерство и имеют за плечами много лет проведения корпоративных или открытых обучающих программ, понимают, что им не хватает методической базы. Они сталкиваются с тем, что им сложно разрабатывать новые программы, не всегда есть полное понимание всего ассортимента тренерских инструментов и форматов.
Тренерство — это постоянное развитие без потолка, мы должны быть впереди всех.
Хотя последний год показал, что мы догоняли, а не опережали, но так уж получилось. А вообще, тренер всегда держит нос по ветру, всегда ищет, что можно почитать, на какой опыт коллег посмотреть, и рад послушать обратную связь от экспертов относительно себя. Надо периодически проходить ревизию, чтобы понимать, над какими зонами стоит поработать.
У нас на конкурсе даже те участники, которые не выходят в финал, а слушают комментарии жюри про других коллег, говорят, что это для них ценно — потому что можно узнать разнообразие мнений и увидеть какие-то находки, взять их в работу. Так что наш конкурс — тоже про развитие. Не только участников, кстати, но и организаторов, и членов жюри, ведь нам всегда надо думать, как сделать ещё лучше.
О харизме и звёздности тренеров
Необязательно иметь какой-то искромётный юмор или мощную энергетику, заинтересовать можно и тем, как вы выстроите программу.
Я бы сказала, что для тренера не столько харизма, сколько ораторские навыки важны. Надо уметь доносить информацию так, чтобы было интересно слушать и никто не уснул в процессе.
Можно быть хорошим корпоративным тренером, при этом размеренным, спокойным, структурированным человеком и методично вести людей к результату.
Иногда слишком харизматичные тренеры перетягивают одеяло на себя и не дают работать своей группе. А для формирования навыка необходима работа самих участников тренинга.
Так что вовремя отойти на задний план — очень важное умение. Нельзя всё время быть в центре внимания и доказывать, какой ты прекрасный и умный, какие у тебя интересные кейсы были, надо сделать так, чтобы участники включились, использовали свой опыт и пришли к инсайтам.
Для меня работа тренера качественно выполнена, когда он в процессе тренинга уходит с лидирующей роли на организационную.
Если, оставляя отзыв о тренинге, участники не пишут: «О, к нам сегодня бог приходил и такие прекрасные вещи говорил!» — а рассказывают больше про то, чего они достигли в плане результата и командной работы, то в моём понимании — это косвенный показатель правильной работы тренера. Но это, конечно, не означает, что тренер должен быть скучный, вялый и неэнергичный.
Про неправильных тренеров
Плохо, если бизнес-тренер не спрашивает у заказчика, как обучение связано с теми задачами, которые сейчас есть у бизнеса.
И про то, как в компании собираются внедрять полученные навыки. Тренер считает — он провёл обучение и ушёл. А заказчик думает, что всё должно измениться волшебным образом, и тренер ему не рассказывает, что с его стороны тоже нужны усилия для того, чтобы результаты обучения прижились и поведение поменялось. Если тренер об этом на переговорах не рассказывает, то можно поставить ему минус за непонимание процесса системного обучения.
Есть тренеры, которые приходят в профессию, чтобы самоутвердиться за счёт других людей, хотя сами не всегда это осознают.
Это видно по тому, как они работают с людьми. Они ставят себя в позицию бога и носителя непреложной истины и явно демонстрируют это группе. Для взрослых людей такое очень неприятно и болезненно.
Работа со взрослыми — это работа на равных. Мы имеем дело с людьми, у которых есть собственный опыт и сложившееся мировоззрение. Они могут быть умнее тренера и даже в чем-то экспертнее.
Иногда тренеры специально применяют жёсткие и некрасивые манипуляции — якобы для того, чтобы подвести людей к каким-то инсайтам. Я не сторонник таких методов. Считаю это не профессиональной тренерской позицией, а наносящей вред людям, потому что одно неаккуратно брошенное слово может оказаться для человека серьёзным ударом, который запомнится на многие годы.
О тренерских качествах
Важны широта мышления, системность, логика.
Безусловно, нужен и кругозор, потому что тренер должен обладать пониманием очень разных сфер — и своей экспертной, и психологии, и устройства бизнес-процессов. А поскольку всё меняется во всех областях, то нужно и самому всё время учиться и знания пополнять. Надо уметь работать с группой, вести коммуникацию, диалог, давать обратную связь, помогать людям рефлексировать, получать инсайты — это очень важная составляющая тренерской работы.
Надо быть гибким в процессе, меняться в зависимости от ситуации.
Потому что, бывает, приходишь с одним планом на тренинг, но понимаешь, что для этой группы такой план не подходит. И тогда надо принять быстрое решение, перепланировать на ходу, сделать по-другому.
Сейчас компании хотят более современной «экспертизы», новых форматов, других подходов к мотивации и коммуникации.
Тренер должен уже не только очно уметь работать, но и в смешанных форматах. К сожалению, не у всех находятся силы и желание идти во что-то новое. Кто-то продолжает использовать то, что срабатывало вчера и ещё будет применяться какое-то время. Но, чтобы быть успешным послезавтра, нужно что-то менять уже сегодня.
Сейчас ты опытный и востребованный, у тебя много заказов, расписанных на два-три месяца, а то и на год вперёд, ты работаешь в потоке, и нет времени на собственное обучение. Это опасный момент, когда высокий спрос может затормозить развитие. Придёт кто-то другой, кто всё это время изучал новое, развивался, и ты останешься в прошлом.
О рынке тренерства эпохи пандемии и онлайна
Конечно, последний год серьезно на нас отразился, поменял структуру работы, некоторых выбил из колеи.
Не все смогли работать в онлайн-формате, к сожалению. Кто-то перестроился, кто-то только сейчас начинает это делать с опозданием, кому-то было тяжело, а кто-то не хотел перестраиваться, потому что не видел ценности в онлайне.
Поначалу многие вообще не знали, как подступиться к своим программам, которые были расписаны для очного формата.
Они пытались то же самое «упаковать» в онлайн-формат. Но это невозможно — онлайн с точки зрения инструкций, упражнений и времени требует изменений программы.
У этого формата есть своя специфика, как методическая, так и техническая: мы в нём по-другому общаемся с группой, у нас другие инструменты влияния на людей, мы по-иному должны выстраивать занятия — с учётом временных рамок, смены активностей, размера группы и того, сколько времени говорит тренер, а сколько — участники.
Тут нет возможности, как в очном формате, двигаться по залу и раздавать учебные материалы. Тренеру надо владеть цифровыми инструментами — например, Padlet, Kahoot, Miro, чтобы вовлекать людей. И в то же время нужно чувствовать, когда, наоборот, лучше не использовать никаких дополнительных платформ, а просто поговорить с людьми. Разнообразие инструментов и гибкость в онлайне приобретают особое значение.
Владение голосом, энергия, да даже умение видеть в экране участников и взаимодействовать с ними тоже требуют особого развития, иначе тренер рискует превратиться в скучную «говорящую голову».
Я думаю, требуются серьёзные усилия для того, чтобы коллеги в общей массе начали более эффективно работать в новых форматах.
Многие до сих пор пытаются действовать по-старому и в онлайне проводят не тренинги, а обычные вебинары — то есть просто делятся знаниями и предлагают минимальный интерактив. У нас есть курс «Онлайн-тренер», который мы проводим уже год, сейчас идёт пятый поток. И я всё думаю: «Ну, наверное, все уже всему научились, курс уже не актуален». Но всё равно приходят тренеры, которые не владеют цифровыми инструментами, не понимают, чем онлайн-тренинги отличаются от очного формата, и пытаются обычные программы в том же виде проводить.
Однозначно, часть компаний, особенно те, у которых много территориальных подразделений, будут и дальше использовать онлайн.
Это экономит им бюджеты и даёт возможность обучать большое количество людей по всей стране.
Но уже сейчас мы видим тенденцию и желание проводить очные тренинги для некоторых категорий сотрудников и по определённым темам. Например, навыки публичных выступлений сложно тренировать онлайн (хотя я знаю, что коллеги умудряются это делать). Стратегические сессии компании тоже предпочитают проводить очно, потому что эффект синергии, ощущения от командной работы в онлайне и офлайне разные.