Кто такой карун в исламе

КАРУН

Смотреть что такое «КАРУН» в других словарях:

Карун — کارون Устье Каруна в Хорремшехре … Википедия

КАРУН — река в Иране, левый приток р. Шатт эль Араб. 820 км, площадь бассейна ок. 60 тыс. км&sup2. Начало в горах Загрос, нижнее течение на Месопотамской низм. Средний расход воды 770 м&sup3/с. Используется для орошения. Судоходна от г. Ахваз … Большой Энциклопедический словарь

Карун — имя человека, который жил во времена пророка Мусы (Моисея). Аллах дал ему несметные богатства, однако он оказался неблагодарным и возгордился, заявляя, что все свои богатства он нажил только благодаря собственному умению. Он высокомерно обошелся… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Карун-3 — Дамба Карун 3 «Карун 3» (перс. کارون ۳‎) гидроэлектростанция на юго западе Ирана, в провинции Хузестан. Названа по имени реки, в верхнем течении которой расположена. Река Карун самая полноводная в Иране и обладает наибольшим перепадом высот между … Википедия

Карун — река в Иране, левый приток реки Шатт эль Араб. 820 км, площадь бассейна около 60 тыс. км2. Начало в горах Загрос, нижнее течение на Месопотамской низменности. Средний расход воды 770 м3/с. Используется для орошения. Судоходна от г. Ахваз. * * *… … Энциклопедический словарь

Карун — река в Иране, левый приток р. Шатт эль Араб. Длина 820 км (по др. данным, 850 км). Площадь бассейна около 60 тыс. км2. Истоки на склонах массива Зердкух (хребет Загрос); в верхнем и среднем течении протекает в ущельях или пересекает… … Большая советская энциклопедия

Карун — единственная значительная и судоходная р. Персии, берет начало в горах Зердекух к З. от Испагани, недалеко от того места, где начинается Зенде руд, река, на которой стоит этот последний город. Представляя в верхней части стремительный горный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Карун — в мусульм. представл. враг и притеснитель Мусы. Упомин. в Коране вместе с Фирауном и Хаманом среди тех, кто в своем мирском благополучии бросал вызов аллаху … Древний мир. Энциклопедический словарь

карун — (КАРУНЛАНУ) (КАРУНЛАШУ) (КАРУНЛЫК) – Бик саран һәм вакчыл кеше … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

карун куш — сущ., кол во синонимов: 2 • вершина (213) • семитысячник (108) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Источник

Не стать Каруном (Св. Коран, 28:76–84)

«Поистине, Карун (Корей) был из народа Мусы (Моисея) [его двоюродным братом, уверовавшим в Моисееву пророческую миссию]. Но [став обладателем неслыханного по тем временам богатства] начал покушаться на [права и свободы] других [испытывая пренебрежение к ним и возгордясь собой; начал притеснять, обижать]. Мы [говорит Господь миров] дали ему столько сокровищ, что группа физически сильных мужчин изнывала под тяжестью ключей от них [не говоря уже о самих сокровищах и количестве хранилищ]. Однажды народ [верующие из их числа] сказал ему: «Не радуйся [радостью и ликованием надменного, неблагодарного и высокомерного человека, уверенного в том, что все подконтрольно ему и в его власти]. Поистине, Аллах (Бог) таковых не любит.

Через то, что предоставил тебе Аллах (Бог, Господь), стремись к [своему благополучию в] вечности [тратя из достатка на благие дела (строя способные прослужить долго дороги, мосты или, например, парки для отдыха, школы, больницы, а также храмы), помогая неимущим и обездоленным, проявляя тем самым покорность пред Творцом]. И не забывай о своем уделе в этой жизни [иди к большему и лучшему[1]; не останавливайся на достигнутом; трать в том числе и на свое земное счастье, не переходя границ дозволенного, не расточительствуя]. Будь благодетельным [щедрым, великодушным по отношению к другим; делай все превосходно, в лучшем качестве] подобно тому, как благодетелен Аллах (Бог, Господь) к тебе [ведь Он щедро одарил тебя, пусть даже причиной тому, на первый взгляд, явились твои труды и старания, знания и многолетние усилия]. Не стремись сеять зло на земле (не замышляй подобного) [греша, подкупая, плетя интриги, ссоря, разрушая; приобретая своим материальным достатком безграничную вседозволенность]! Поистине, Аллах (Бог, Господь) не любит разлагающих (разрушающих; сеющих раздор) [то есть рано или поздно сурово наказывает таковых]».

Он (Карун) ответил: «Нет сомнений в том, что получил я эти [богатства, сокровища] благодаря знаниям своим [именно моя образованность и проницательный ум дали такой эффект, результат]!» [Странно] разве он не знал о том, что Аллах (Бог, Господь) уничтожал ранее [целые] нации (народы), бывшие много более могущественными [сильными физически, интеллектуально] и богатыми?! Грешники (преступники) [нарушившие все возможные границы морали пред Богом, караются Свыше и] не спрашиваются за свои грехи [их без разбирательств накрывают земным ужасом, переходящим в вечный].

Карун (Корей) вышел к народу во всей красе [пафосно, без какого-либо стеснения демонстрируя свой достаток и превосходство, окруженный свитой, воинами, «телохранителями», общее число которых было порядка четырех тысяч, каждый из них очень богато одет (в шелка и золото), даже их кони и мулы были покрыты прекрасным убранством]. Люди, ограниченные [в своих устремлениях и желаниях] лишь земной жизнью [с завистью] воскликнули: «Ах, если б у нас было то, что дано Каруну (Корею) (подобное этому)! [Нам бы таких богатств и сокровищ!] Поистине, ему крупно повезло [очень посчастливилось]!»

Те, кому даны были знания [кто на деле ощущал гармоничные пропорции земного и вечного, имел благодаря своей осведомленности возможность смотреть в корень, видеть суть происходящего, в комментарий к услышанному] сказали: «Горе вам! Воздаяние Божье [в вечности в виде помилования и райской обители] намного лучше для уверовавших и совершавших благодеяния [чем то, что на время предоставлено Каруну. Подумайте, чему завидовать, все мирское — тленно, непостоянно и только кажется таким прекрасным и «блестящим»]. [Достичь вечного блаженства нелегко, а] если кто и получит это, то лишь терпеливые [проявляя на протяжении всей сознательной жизни усердие в благом и строго сторонясь запретного]».

И [нежданно-негаданно] опустили Мы [говорит Господь миров] под ним и его жилищем [дворцом] землю. Не было такой группы [людей], кто смог бы ему помочь [кто спас бы его], кроме Аллаха (Бога, Господа) [Который мог бы остановить это даже в самый последний момент, дав Каруну возможность спастись, но…]. [Сколь бы всесильным и всемогущим этот человек ни казался своему окружению] он не одержал верх (не победил) [в сложившейся для него судьбоносной ситуации].

Наутро [после произошедшего] те, кто только вчера [совсем недавно] хотел (мечтал!) быть на его месте [купаться подобно ему в роскоши и изобилии, почете и славе, теперь, переполненные чувствами] воскликнули: «Ой-ой-ой! Оказывается, Аллах (Бог, Господь) кому пожелает из людей — дает больше удела, а [кого-то] ограничивает [в нем, в возможностях и благосостоянии]. Если бы не милость Божья к нам [проявленная в том, что у нас не было таких богатств, жадного отношения к ним и надменности к окружающим], то мы оказались бы на его месте (провалились бы под землю) [вместе со своим имуществом]. Да, безбожников [отрицающих Божью милость к ним] не ждет успех [рано или поздно они столкнутся лицом к лицу с сокрушительным провалом]».

Обитель вечности [Рай] уготована Нами [говорит Господь миров] для тех, кто не стремится к величию (высокому положению, славе) на земле [преступая границы морали и нравственности, притесняя других, ведя себя вероломно, преступно] и [тех, кто] не разлагает (не развращает; не способствует безнравственности, коррупции). Хороший итог ожидает [лишь] набожных людей [которые были таковыми на деле: из любви и покорности Господу достигали, не притесняя других, строили, а не разрушали, преодолевали и не отчаивались].

Кто совершит на единицу благого, тому [воздастся от Господа миров гораздо] более лучшим [во всех отношениях и как минимум — десятикратно], а кто совершит на единицу зла, то [правило в этой жизни таково, что] совершающие зло (грешники) получат в ответ лишь подобное [не менее того и не более, если вовремя не раскаются и не исправятся]» (Св. Коран, 28:76–84).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Говоря современным языком — реинвестируй!

Источник

Исламские новости

11 человек, имена которых упоминаются в Коране (часть 2)

Кроме пророков, в Коране упоминаются имена еще 11 людей.

Один из богатейших людей из евреев. Как сказано в Коране, у него было «так много сокровищ, что под ключами от них изнывал целый отряд силачей». Но богатства привели его к гордыне. Он отказался уверовать в пророка Мусу (а.с.) и даже обвинял его во лжи. Карун упоминается в сурах «Касас», «Муминун» и «Анкабут».

«Воистину, Карун был из того же народа, что и Муса, но он притеснял его (т. е. народ). Мы же даровали ему так много сокровищ, что под ключами от них изнывал целый отряд силачей. И тогда [люди] из его народа сказали ему: «Не ликуй [в самообольщении], ибо Аллах не любит кичливых»» (Касас, 28/76).

Мы решили упомянуть здесь и Лукмана, так как нет достоверных доказательств того, что он был пророком, а в тафсирах по этому поводу пишут разное. Имеется и сура под названием «Лукман». В Коране приводятся те наставления, которые этот мудрый человек давал своему сыну, а также разные предания о нем.

«Мы истинно даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он — хвалимый». [Вспомни, Мухаммад,] как Лукман сказал своему сыну, когда наставлял его: «О сын мой! Не поклоняйся наряду с Аллахом другим, ибо многобожие — великий грех»» (Лукман, 31/12-13).

Ас-Самири упоминается в 4-х разных сурах. Когда Муса отправился на гору Тур, это человек, несмотря на предостережения брата Мусы Харуна, собрав у людей драгоценности и расплавив их, изготовил золотого тельца и велел своим соплеменникам поклоняться ему.

О Зулькарнайне, как и о Лукмане, ведутся споры, был ли он пророком или нет. Поэтому мы упоминаем и его. Его имя переводится как «обладатель двух рогов». Упоминается в трех аятах суры Кахф в связи с войной с народами Йаджудж и Маджудж:

«Они станут спрашивать тебя о Зулькарнайне. Отвечай: «Я поведаю вам рассказ о нем» » (Кахф, 18/83)

«[Он шел] и прибыл, наконец, к [месту, где] закат солнца, и обнаружил, что оно заходит в мутный и горячий источник. Около него он нашел [неверных] людей. Мы сказали: «О Зулькарнайн! Либо ты их подвергнешь наказанию, либо окажешь милость» » (Кахф, 18/86)

Узайр упоминается только в суре Тауба, где сообщается, что евреи называют Узайра сыном Аллаха. Мы приводим его в этом списке, так как существуют разногласия по поводу того, был ли этот человек пророком или нет – некоторые считают, что он был только священнослужителем. Согласно еврейским источникам, Узайр спас из Египетского плена тысячи человек и привел их в Иерусалим. Также утверждается, что Ездра, упоминаемый в еврейских священных текстах и написавший «Книгу Ездры», и есть Узайр.

«Иудеи утверждали: «‘Узайр — сын Аллаха». Христиане утверждали: «Мессия — сын Аллаха». Но это — всего лишь словеса, изреченные [их] устами, напоминающие слова тех, кто не уверовал [в Аллаха] задолго [до них]. Да поразит их Аллах! Сколь далеки они [от истины]!» (Тауба, 9/30).

В этом списке мы привели имена тех людей, которые напрямую упоминаются в аятах. Конечно же, в Коране кроме этого содержатся указания на некоторых людей, не называя их имен. Также мы не стали включать сюда упоминаемого в суре «Анбия» Зуннуна, так как большинство ученых все же считают, что речь идет о пророке Юнусе.

Источник

Краткое сказание о Мусе (мир ему) и Каруне

Да, как же дорог человеку бренный мир.

Кто такой карун в исламе. Смотреть фото Кто такой карун в исламе. Смотреть картинку Кто такой карун в исламе. Картинка про Кто такой карун в исламе. Фото Кто такой карун в исламеУ пророка Мусы (мир ему) был хороший и очень бедный двоюродный брат по имени Карун. Он был среди самых верных последователей Мусы (мир ему), когда тот шёл на гору Туру Сайна. Карун слышал разговор Аллаха с Мусой (мир ему). Чаще всех в племени он читал Таврат и был самым ревностным в богослужении.

Муса (мир ему) обучил Каруна, Йуша, Калмана алхимии, распределив между ними знания из разных областей вышеназванной науки. Но в какой-то момент Карун начал завидовать Мусе (мир ему). Покорившись соблазнам своего нафса и шайтана, он оказался на неверном пути. Карун начал усиленно заниматься алхимией и вскоре постиг даже те разделы, которые Муса (мир ему) определил Йушу и Калману. Научившись превращать свинец в серебро, а медь – в золото, Карун накопил большое богатство, которое хранил в многочисленных огромных сундуках. Ключи от них были так тяжелы, что поднять их могла только целая толпа людей.

Таким образом, Карун не только разбогател, но и очень возгордился, позабыл о том, как жил раньше, и никогда не жалел бедняков. Всё, что попадалось ему в руки, он считал своей собственностью, строил высокие дворцы и башни и не переставал досаждать пророку Мусе (мир ему).

Согласно Шариату Мусы (мир ему), люди должны были выплачивать закят в один динар с тысячи динаров и в один дирхем с тысячи дирхемов, так же и со скота. Жадному Каруну этого показалось много, в чём он начал убеждать своих соплеменников, которые, из-за слабости веры во Всевышнего, молча последовали за ним. Но Карун и на этом не остановился. У него появилось желание как-нибудь опозорить, оклеветать Мусу (мир ему). Чтобы осуществить это, он дал некой чужестранке много золота и договорился с ней, что она оклевещет Мусу (мир ему). И вот как-то раз Муса (мир ему) собрал свой народ, чтобы объяснить правила и законы Шариата. Он говорил о том, как нужно наказывать за те или иные преступления, например: пьяницу нужно побить, вору – отрезать руку, прелюбодея – побивать камнями. Когда Муса (мир ему) сказал последнее, Карун встал и задал неподобающий вопрос: «Это обязательно и для тебя?». «Разницы нет», – таков был твёрдый ответ пророка (мир ему). Тогда Карун стал обвинять Мусу (мир ему) в прелюбодеянии и указал на женщину, которая якобы сама призналась в этом. Муса (мир ему) удивился и потребовал привести её. Карун привел бедную женщину, соблазнённую богатством. Когда пророк (мир ему) спросил её, правда ли всё это, она не смогла сдержать обещание, данное Каруну, и оклеветать Мусу (мир ему). Всемогущий Аллах заставил сказать истину перед потомками Израиля.

Она призналась, что Карун вложил ей в уста эти слова, и чистосердечно раскаялась в содеянном, тем самым разоблачив Каруна. Опозоренный Карун опустил голову. Увидев, насколько сильна зависть Каруна к нему, растроенный, Муса (мир ему) стал с горечью сетовать на это Аллаху. Поскольку мольба угнетённого, сетующего на угнетателя, доходит до Всемилостивого без преград, и завистник никогда не достигает цели, Карун вскоре попался в сети.

Муса (мир ему) получил откровение от Создателя, в котором сообщалось, что земля подчинена ему и что он может сделать всё, что пожелает. Получив разрешение покарать врага, Муса (мир ему) громким голосом обратился к соплеменникам: «Я послан Всевышним посланником к Каруну, так же как и к Фараону». Пророк (мир ему) был очень разгневан и добавил: «Все, кроме тех, кто следует за Каруном, приблизьтесь ко мне». После этого всё племя встало рядом с Мусой (мир ему), a c Каруном остались двое. Муса (мир ему) упрекнул Каруна за то, что он хотел опозорить его перед народом.

Затем Муса (мир ему) приказал земле, и ноги Каруна и двух его сторонников оказались в земле по щиколотку. Муса (мир ему) повторил приказ несколько раз, и постепенно земля поглотила этих нечестивцев полностью. Исчезая в земле, они кричали, моля пророка (мир ему) о пощаде, но он их не слышал. Чем больше они причитали, тем сильнее становился его гнев. Что же касается остальных людей племени, то они начали сомневаться в Мусе (мир ему), перешептываясь друг с другом о том, что он пытается завладеть богатством Каруна. Пророк (мир ему), весьма огорченный этим, обратился с мольбой к Всевышнему, чтобы Он поступил с имуществом Каруна так же, как и с ним самим. Тогда всё, что принадлежало Каруну: дом, имущество, скот, золото, серебро – было поглощено землёй. До нас дошло предание о том, что до сих пор Карун и его последователи, не переставая, поглощаются землёй, и так и не дойдут до её дна, пока не наступит Судный день.

Да, как же дорог человеку бренный мир, похожий на то дерево, что приносит красивые на вид, но горькие на вкус плоды! Ведь, поистине, Создателю всего сущего нет ничего противнее мирского, ибо оно окончательно разрушает надежды и чаяния каждого, кто увлечён им, кому оно дорого.

Как же людям дорога преходящая власть в этом скоротечном мире, похожем на запутанный сон, который исходит от шайтана! И никогда не достигнет цели тот, кто пытается держаться за этот мир.

Была бы у людей хоть маленькая надежда на бессмертие, можно было бы оправдаться тем, что их обманула эта надежда. Если бы жизнь в этом мире на самом деле была вечной, его стоило бы украшать, как постоянное жилище.

Горы отказались принять аманат Ислама, но человек не отказался – по своему незнанию, он принял его. И если Милостивый не поможет сохранить этот аманат, наставив Своего раба на правильный путь, человек не сможет его сберечь. Как же похож человек на муравья или мышь, которые ничем не могут довольствоваться; чем больше они насыщаются, тем более алчными становятся и всё накапливают запасы. Судя по поведению многих людей, нет различия у них и с волками, которые грызут, из-за добычи, друг друга.

Ныне мусульманина, раба Аллаха, который довольствуется достаточным и скрывает бедность, считают настоящим глупцом. Того, кто не продаёт за деньги свою честь и совесть и сохраняет достоинство, не считают героем, даже если у него стальное сердце (т.е. каким бы мужественным он не был). Те же, кто понимает истинную суть происходящего, признают настоящими мужчинами и героями людей, которые взяли верх над своим «я». Герои – это те, кто не променял на золото и серебро традиции своих предков и путь Ислама.

Те, кто не присваивает чужой труд, стыдясь перед Творцом, и всегда придерживается верного пути, несмотря на бедность и нужду, довольствуясь тем, что даёт ему Аллах – тоже герои. Тот, кто извлекает пользу, думая сегодня о завтра, поняв значимость и цену своей жизни и отказавшись от всего бесполезного и ненужного – тоже герой.

Тот, кто раскаивается в грехах, и кому Всевышний открыл врата наставления – герой, который обрёл счастье.

Человек, в речи и спорах которого нет лжи и сплетен, который не слушает злоязычных, способный взять вину на себя, будучи невиновным – тоже настоящий герой.

Человек, который знает, что имущество облага¬ется обязательным закятом, и выплачивает его как полагается и более того, и по возможности раздаёт милостыню – тоже герой, достойный коня и доспехов.

А сколько наследников Каруна, мнящих себя мудрыми, живут горделиво, возводя роскошные дома, тратя лишние деньги, будто на Том свете за это не придётся отвечать!

Обладающий разумом! Подумай о Каруне – куда подевались золото и серебро, с которых он отказывался выплачивать закят? Подумай и о том, каким оказался конец Каруна, позавидовавшего Мусе (мир ему)!

Помни о том, что Раззак (Дающий блага) через твой закят даёт пропитание другим. Сделав тебя посредником, сохраняющим и раздающим, Он доводит до каждой души предназначенный ей ризк. Такой порядок установил Знающий скрытое, для реализации Своих решений среди людей.

Если жадность не позволяет тебе выплатить закят в малой сумме, то знай, что это приведёт тебя к потере миллионов. Оттого, что ты не выплатишь эти рубли, плохо никому, кроме тебя, не будет. Одаривший тебя этими благами может одарить ими и других. В имуществе же, с которого выплачен закят, бывает баракат, Аллах намного умножает баракатное имущество.

Да не одарит Аллах богатством того, кто похож на Каруна, который из жадности не выплачивал закят! Да не покинет благодать богатого человека, который щедрой рукой помогает религии! Амин.

Из книги «Истории пророков досточтимого шейха Саида-Афанди аль-Чиркави».

Кто такой карун в исламе. Смотреть фото Кто такой карун в исламе. Смотреть картинку Кто такой карун в исламе. Картинка про Кто такой карун в исламе. Фото Кто такой карун в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

О чем нам говорит история Каруна?

Карун, которого мы воспринимаем как одного из приближенных Фараона, на самом деле был из племени Мусы (а.с.). Он был настолько богат, что нести ключи от его сокровищниц было под силу лишь многочисленной группе силачей. Он использовал дарованные ему Аллахом блага для того, чтобы принижать остальных и гордиться собой, после чего нашел свою погибель. Он не прислушался к настойчивым советам и наставлениям окружающих, говоривших: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих!» (28:76). Положившись на свое богатство, силу и власть, он заявил: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (28:78) и проявил неблагодарность по отношению к Истинному обладателю благ.

Всевышний Аллах приводит историю Каруна в Священном Коране в качестве назидания всем людям вплоть до Судного дня. Для того чтобы понять, о чем нам говорит этот рассказ, полезным будет немного углубиться в тему.

В первую очередь нам следует знать, что Карун не был неверующим. Однако его грехи были настолько велики, что даже одного из них было бы достаточно, чтобы привести человека к неверию. Ибо «в каждом грехе есть путь, ведущий к неверию». Так вот, в случае с Каруном речь идет не об одном подобном грехе, а, возможно, о множестве [различных] грехов. Жадность, невыплата закята, восприятие богатства в качестве результата своих личных достижений, гордыня, пренебрежительное отношение к остальным, наглость и самодовольство являются лишь некоторыми из них.

Как следует из аята «Он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну!» (28:79), Карун жил жизнью, которая была преисполнена огромной гордыни, позерства, показухи и помпы. Он был настолько помпезным, что все люди, считающие, что жизнь ограничивается лишь этим миром, завидовали ему и страстно желали жить так же, как он. А ведь известно из пророческого высказывания, что не войдет в Рай человек, имеющий в своем сердце гордыню весом даже с пылинку. Иначе говоря, гордыня является одним из серьезнейших препятствий для превращения человека в истинного мусульманина. А для того, кто был облагодетельствован верой, но так и не смог изжить свою гордыню, она является наиглавнейшей причиной падения.

Внимать предостережениям и предупреждениям, слушать того, кто сообщает о скорпионе, сидящем у тебя на спине – все это является и великой добродетелью, и не дает человеку оступиться или упасть. Несмотря на множество настойчивых внушений и предупреждений, Карун ни на йоту не отказался от самоуверенных (!) манер, высокомерного отношения и горделивых мыслей, и это стало еще одним фактором, способствовавшим его падению.

«Слепота» близких способствует превращению в Каруна

В рассказе о Каруне обращается внимание еще на один аспект, который непосредственно касается многих из нас. Карун был человеком, удостоенным чести стать членом общины такого «обладателя твердости», как пророк Муса (а.с.), и более того – жить с ним в одно время. Иначе говоря, помимо привязанности и следования за пророком Мусой (а.с.) в плане духовности, Карун был близок к нему и с точки зрения естественных уз родства. Он ел за его столом, был среди тех, кого пророк обучал, слушал его проповеди и назидания. Можно сказать, что он входил в ближний круг пророка Мусы (а.с.). Однако он не сумел всем этим правильно распорядиться. Возможно, он пал жертвой той несчастной «слепоты», которую Ходжа-эфенди называет «„слепотой” близких». Он считал, что находится вблизи, но при этом очутился в самых дальних далях. Аллах же, как говорится об этом в Коране, наказал Каруна и в этой жизни, и сообщил о том, что умножит ему наказание в жизни будущей.

Коран напоминает указанную истину матерям правоверных, возвысившимся до статуса жен Главы пророков (с.а.с.), и говорит им: «О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены» (33:30). Близость, приближенный статус имеют свою цену как в мирской жизни, так и жизни вечной. Важно терпеливо сносить дополнительные тяготы, вызванные приближенностью, а не конвертировать ее в административную ренту, власть, признание, славу и одобрение. Осознавая, что приближенность является обжигающим огнем, следует не пытаться подменить собою солнце, а постараться стать зеркалом, его отражающим. Так вот Каруну, который не смог соответствовать статусу лица, входящего в ближний круг такого пророка, как Муса (а.с.), и была уготована подобная скверная кончина. «Близость к султану может быть огнем обжигающим».

Если бы развязанное и наглое поведение Каруна по отношению к Мусе (а.с.) и религии осталось безнаказанным, то это, вероятно, стало бы дурным примером для остальных. Иначе говоря, вдохновившись его примером, и остальные могли бы, подобно Каруну, стать для Мусы (а.с.) проблемой. Случившееся с Каруном образумило людей такого типа, и они отказались от мыслей стать подобными ему. Собственно об этом открыто говорится в Коране: «А те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали: «Ох! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы землю поглотить нас. Ох! Неверующие не преуспеют» (28:82).

Не следует недооценивать огромное богатство Каруна и тот урон, который он нанес обществу с помощью него. В наши дни отдельные современные экономисты утверждают, что Карун был идейным отцом капитализма и первым капиталистом на земле. Ведь именно Карун стоял у истоков накопительства, подпольной торговли и ростовщичества. Тем самым он разрушил мосты между социальными стратами и стал причиной угасания взаимопомощи, заботы о нуждающихся и справедливого распределения благ. Как следствие, пренебрежение установленной Всевышним имущественной обязанностью, о которой говорится в аяте «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34), стало еще более явственным (как это происходит сегодня, особенно в капиталистических обществах). А это означало разрушение как экономического, так и социального балансов в отдельно взятом обществе. И поскольку Карун своими поступками выступил в роле зачинателя всего этого, то он был подвергнут такому наказанию, как поглощение землей…

Важным является благоприятный исход

Тирмизи, посредством приведенного у себя в сборнике хадиса, указывает на еще один аспект рассматриваемого нами вопроса. В хадисе говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далёк от Ада. Скупой далёк от Аллаха, далек от людей, далек от Рая и близок к Аду». Значит, щедрость или скупость находятся на том самом перепутье, после которого дороги начинают расходиться. На этом перепутье, до которого он дошел вместе с Мусой (а.с.), Карун прислушался не к доводам чистого сердца, а к зову своего эго и низменных страстей, выбрав дорогу, ведущую в Ад.

Исходя из того, что Коран обращает наше внимание на указанный аспект, можно утверждать, что история Каруна – не первая в своем роде и не последняя. Свой Муса и свой Фараон есть у каждой эпохи, и равным образом во все времена были и будут свои Каруны, являющиеся конкретным примером поражения на пороге победы. Важно, чтобы человек сумел жить с осознанием того, что он является рабом своего Господа. Карун возгордился из-за богатства, дарованного ему Аллахом, и проиграл. То же самое можно сказать и о возгордившихся из-за наличия у них благ наподобие знания, политической силы, писательского или ораторского таланта, [благородного] происхождения, учености, статуса богослова, близости к духовным лидерам и многих других, и как следствие уверенных в собственной значимости.

По словам Ходжа-эфенди, «богатство, должность, слава, знание и т.д. – все это является причиной попадания в преисподнюю людей, сошедших с пути Мухаммеда (с.а.с.), даже если они находятся в Каабе». Исход жизненного пути крайне важен и человек должен беспокоиться только и исключительно об одном – о том, каким будет его конец. «Благоприятное завершение [жизненного пути]», часто упоминаемое предыдущим поколением, нашими стариками, является неизменным принципом людей, верящих в жизнь после смерти. Поэтому нам следует, прежде всего, сказать: «Все, что у нас есть – от Него» и тем самым достичь горизонта единобожия, а затем мы должны, строго соблюдая предполагаемые им обязанности, стараться воздавать Господу благодарность за дарованные нам блага сообразно характеру этих благ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *