Кто такой кастер в киберспорте
Как найти работу в киберспорте: практические советы от комментатора WePlay!
От редакции: Комментатор Forge of Masters. WePlay! League Александр «Enkanis» Полищук поделился личной историей того, как стал комментатором Counter-Strike: Global Offensive. Советы, которые будут полезны желающим найти себя в киберспорте, прилагаются.
Значительная часть моей жизни связана с армией. Я рос в семье военных и сам провел на службе не один год. Ниже я расскажу, каким образом из офицера я превратился в комментатора.
Некоторые люди знают мою историю полностью или частично из интервью, стримов и переписок в социальных сетях. Здесь постараюсь воссоздать целостную картину и поделиться личными советами.
Против Симпла на шоу-матче посадили тренера Astralis. Он чуть не победил Сашу
Детство, юношество и первый контакт с киберспортом
В детстве я много переезжал с семьей и переводился из школы в школу. Самым ощутимым изменением для меня стал переезд из Бердичева (Житомирская область) в Киев – я тогда еще перепрыгнул четвертый класс школы. С киберспортом я впервые столкнулся в 2004 году. Тогда я узнал, что в Counter-Strike, оказывается, существуют команды, что там можно зарабатывать деньги и что люди реально путешествуют по миру. Как и многие сверстники, я загорелся — захотелось быть богатым и стать уважаемым как профессиональный игрок.
Я говорил родителям, что буду играть на турнирах и зарабатывать деньги, что смогу сам себя обеспечивать и что в этом есть большая перспектива. С первыми тиммейтами познакомился по ICQ — они пригласили меня сыграть на местном турнире. Мы потом пытались попасть на более высокий уровень и тренировались. Конечно, возможностей было мало, но мы старались использовать те, что были.
Опиши последнюю игру одним словом. Флэшмоб на Sports.ru
Студенческие годы, воинская служба
После школы я поступил в военный институт, переехал за черту города и забросил игру. Я вставал в 5-6 часов утра, приходил на утреннее построение, учился в военном институте, а затем еще и ездил на пары в Университет Тараса Шевченко.
После учебы я получил степень магистра и лейтенантские погоны, и при этом был обязан отслужить определенное время в армии. За высокие академические заслуги и рекомендации от офицеров в военном институте мне разрешили выбрать место службы – я остался в Киеве.
Хотя активно играть не получалось, киберспорт регулярно попадал в поле моего внимания. Я хорошо помню финалы WCG и Киевской Киберспортивной Лиги. Все это было интересно — я приходил, смотрел, слушал и думал. Ведь раньше мне нравился бокс, и там очень круто работали комментаторы, я прямо восхищался теми людьми: как они могут знать, что сейчас лучше сказать; как провести эфир, чтобы зрителю было интересно от начала до конца.
NiKo и Coldzera дружили задолго до Faze Clan. Они вместе ходили в тренажерку и выпивали на афтерпати
Мотивацией для меня была возможность отправиться в длительную командировку в аналитический центр НАТО, расположенный в Кабуле (Афганистан).
Наступил день, когда реальность столкнулась с моими мечтами и показала, что в некоторых сферах деятельности связи важнее личных качеств. Мне часто приходилось слышать эту фразу: «Да, у тебя есть голова на плечах, ты достоин этой должности, но тебя не могут взять».
Со временем у меня появились проблемы со здоровьем, и я покинул службу в звании капитана.
Воинская служба подходит к концу. Нахожу себя в киберспорте
Спасибо отцу за то, что тогда он выслушал и поддержал меня и даже помог решить некоторые материальные вопросы.
В середине 2015 года я активно думал, чем буду заниматься дальше. Так как киберспорт всегда был предметом моей страсти, вначале шерстил разные сайты и сервисы, предлагая свои услуги в качестве редактора — в армии я писал много текстов. Так мне удалось найти выход на команду NAVI, где я некоторое время писал про CS.
Со временем я понял, что больше не хочу писать, и стал искать другие варианты. Тогда я задумался о комментировании. Если раньше эту мысль я сразу отбрасывал со словами «Ну, нет, какой комментатор?», то теперь эта дверь уже не казалась мне наглухо закрытой.
Когда мысли о комментировании переросли в намерение, я обратился к Олегу «PRB» Булавко (он тогда был главой Storm Studio, входящей в состав NAVI), с которым мы давным-давно играли вместе. Олег вообще олд киберспорта, который работал на киберспортивные сайты года этак с 2005-го и очень многое повидал.
Electronic в одиночку вынес Liquid. Набил 38 фрагов за карту и затащил два раунда при счете 14:14
С этого момента я начал действовать — познакомился с OBS, просмотрел кучу гайдов по настройке, приобрел наушники с годным микрофоном и купил компьютер, способный стримить игру (пришлось вытрясти личные сбережения). В этот период я пересмотрел десятки демок, слушая, как комментируют наши и англоязычные комментаторы на мажорах.
Олег сказал, что для первого раза я записался неплохо и предложил прокомментировать китайские турниры. Так вышло, что в конце 2015-го и в начале 2016-го я комментировал китайские квалификации, онлайн-турниры и миноры. На трансляции, которые начинались в районе 03:00 утра, приходило по 200-300 зрителей.
Переход с аматорского на профессиональный уровень
Комментируя для NAVI, я решил все вопросы с уходом из армии и приобрел базовый набор скиллов комментатора. В середине 2016-го Storm Studio перешла в RuHub, и я впервые стал регулярно комментировать не сам, а с сокастером. Алексей «yХo» Малецкий и Арсений «ceh9» Триноженко были топ-парой на все турниры. Вместе с ними работали я и Дмитрий «CrystalMay» Корчевинин.
Дима, наверное, один из немногих дотеров, способных на высоком уровне комментировать CS (думаю, его эти слова не обидят). Он не раз доказал, что способен добиваться целей, недостижимых для многих других. Мы с ним сформировали очень неплохую пару и откомментировали много турниров вместе. С ним я перерос из соло-кастера в профессионала, который умеет работать в паре.
2016 год был полным важных событий для меня. Я прошел испытательный срок в RuHub, отработал свой первый Мажор и стал чувствовать, что занимаюсь любимым делом. В меня поверили Виталий «v1lat» Волочай и Андрей «x3m4eg» Григорьев – я всегда буду благодарен им за поддержку, оказанную в начале моего пути.
В 2017 году я мог полностью содержать себя за счет комментирования. Во время личных стримов люди стали проявлять большой интерес к моей персоне, задавать разные вопросы. Со временем я вышел на лидирующие позиции в RuHub, мне стали доверять финалы и другие важные матчи.
Вывод
Если ты хочешь стать комментатором или найти какую-либо другую работу в киберспорте, полностью повторять мой путь я не рекомендую (есть более эффективные способы, чем сначала идти в армию и становиться офицером). Но я постараюсь отметить факторы и решения, которые, как мне кажется, повлияли на мою карьеру:
1) Я увлекался киберспортом с раннего юношества. Найти своё место в сфере, к которой у тебя есть страсть, намного проще, чем в чем-либо еще, потому что легче поддерживать уровень мотивации. Слово «мотивация» – ключевое в первом, втором и седьмом пункте. Это не случайность.
2) Мне не всегда нравился текущий вид моей деятельности – как в армии, так и в киберспорте. Чтобы продолжать быть эффективным и иметь шанс продвижения, нужно находить в себе мотивацию. В армии моей мотивацией стала длительная командировка. В киберспорте — просто комментирование, затем комментирование на большой сцене.
3) Увы, не все двери открываются. Но, потерпев неудачу в одном, можно преуспеть в другом. Есть большая вероятность, что если бы я не добивался командировки несколько лет назад, то не был бы комментатором сейчас. Уверен, есть много аналогичных историй, когда человек не преуспел в киберспорте, но добился высот в другой сфере.
4) Не срезай углы, но попроси совет, как стать лучше. В мире немало людей, которые дадут ценный совет и помогут открыть ранее закрытые двери (для меня таким человеком стал Олег Булавко).
5) Как бы хорошо или плохо ты что-то не делал, можно добиться лучшего, если практиковаться, проводить анализ своей работы и привлекать к помощи самых близких.
6) Реакция окружающих — не лучший показатель того, находишься ли ты на правильном пути. Вряд ли кто-то кроме самых близких поддержит тебя в самом начале перехода на новую профессию.
7) Повторю второй пункт еще раз — очень важно помнить, к чему ты стремишься, чтобы сохранять мотивацию. Первая работа комментатором изначально принесла мне воодушевление, но за несколько месяцев восторг сменился рутиной ночных стримов, которые не решали всех моих материальных вопросов.
«Мы проводили радиоэфиры без картинки, людям нужно было подстраивать тайминг». Беседа с Тафой – самым олдовым кастером в СНГ
Игорь Ларионов узнал, как комментировали в начале 2000-х.
В киберспорте не так много комментаторов, которые остаются в топе уже несколько десятков лет. Тауфик «Tafa» Хидри – как раз из таких. Это ветеран Counter-Strike, работающий в киберспортивной сфере уже дольше 20 лет.
Мы подумали, что если кто-то и расскажет нам о тонкостях комментирования CS:GO, то это будет Тафа. Он вспомнил начало карьеры, фишки, которые использует во время матча, и важность чата на Twitch.
Критичный баг CS:GO который не могут пофиксить уже 4 года. Из-за этого страдают киберспортсмены
– Тебя считают одним из самых олдовых кастеров на CS-сцене. Сколько ты уже комментируешь?
– Наверное, лет 17, года с 2004. Первые турниры мы проводили в 2001, но вот репортажи в видеоформате и первые комментарии появились в 2004. До этого были новости и фото на сайте Gamelife. Мы с Романом Романцовым, боссом StarLadder, чуть ли не вдвоем начинали проект «Киберспорт-арены». Я тогда еще играл в профессиональной команде (у нас были футболки и халява в клубе), так что приходилось совмещать организацию турниров и тренировки.
К тому же в то время были большие проблемы с трансляциями. Интернет был слабым не то что для трансляции – демку можно было полдня качать. Все начиналось в Донецке, где позже была построена первая «Киберспорт-арена». Мы делали упор на телепрограммы на локальном телевидении, выходили в прямой эфир раз в неделю, делали репортажи. Это было что-то наподобие ранних программ на MTV, когда после обеда часа 3 шла лайв-программа, где были клипы вперемешку с живым общением. У нас было такое же, но на тему киберспорта.
В те годы киберспорт уже был на слуху, пошла жесткая волна выхода из подполья, из компьютерных клубов. О чемпионатах начали говорить молодые ребята, ну и самих турниров становилось все больше.
Плотная комментаторская работа пошла уже где-то с 2007 года, когда интернет начал хотя бы немного шевелиться. Мы проводили радио-эфиры без картинки, и людям нужно было приблизительно подстраивать тайминг, потому что голос был не особо синхронизирован с картинкой. Но на то время это уже был первый большой прорыв.
Примерно в то время и началась моя работа комментатором. Никогда бы не подумал, что буду работать кастером. Просто тогда никого не было, а комментировать нужно было. Все началось с того, что меня пинком затолкали в прямой эфир, а там уже все – говори или не говори, дело за тобой.
M0nesy – уже полноценная звезда NAVI. На турнире академий у него вообще нет конкурентов
– У тебя были опасения по поводу этой работы, когда ты только начинал? Не думал, что индустрия может прогореть, и ты в будущем останешься без работы?
– Нет, опасений не было. Я изначально сделал ставку на киберспорт и игры, мне это нравилось. Я сразу знал, что буду работать либо с разработчиками игр, либо в киберспорте. Как-то я изначально понял, что это мое.
Ну и какие могут быть опасения? Мы изначально были энтузиастами, первые 2-3 года работали чисто на еду. Просто нам это нравилось, и мы проводили турниры.
Как отдать выигранный раунд 5 в 1 на про-турнире? Просто достаньте нож
– Какой у тебя был самый долгий рабочий день? Чтобы ты сел и подряд несколько матчей комментировал.
– Раньше мог работать почти двое суток с небольшим перерывом на сон. Когда турниры проходили за выходные, были чемпионаты от Asus и так далее. Конечно, это был совсем другой уровень, когда ты мог в расслабленной обстановке комментировать. Турниры же начинались рано, чуть ли не с 8 утра, когда на ланах было мало игровых полей, но было много команд. Тогда мы могли реально с 8 утра до глубокой ночи комментировать матчи.
– Расскажи про твою подготовку к матчам. Меня интересуют именно голосовые тренировки.
– Какая-то разминка всегда должна быть. Кто-то серьезнее к этому относится, кто-то – нет. Зависит от того, в какой обстановке проходит матч. Если это уже шестой день чемпионата, когда ты постоянно по 12 часов в эфире, то важнее не потерять голос. Также в приоритете у любого комментатора должен быть сон. Даже один дополнительный часик на такой дистанции очень важен. Особенно если это лан, который идет две недели подряд, и ты постоянно на стрессе, в эфире. Это очень нелегко.
– Часто ли тебе прилетает критика за плохую работу на трансляции?
– Конечно. Есть с Flamie наш провалище (Sports.ru: Tafa и SL4M пропустили момент с эйсом Флейми в финале IEM Katowice 2020). Помутнение разума случилось, что поделать. В студии разные ситуации происходят. У комментаторов и мониторы отключаются, после чего ты сидишь и комментируешь без картинки. Нас ругают, но очень редко. Я все равно считаю, что у нас достаточно дружное комьюнити, а если ругают, то по делу. Очень редко кто-то пишет безосновательную критику.
Разговорили Страйка. Он слушал храп Слэма, воевал со Старладдером и жалеет, что обижал Солека
– А когда ты сам в последний раз выходил со студии, недовольный своей работой?
– Каждый день. Постоянно. Я вижу свои ошибки. Где-то с дикцией были проблемы, где-то просто бред сказал, когда лучше было бы промолчать. Может быть, я слишком предвзят к себе, но у меня все именно так.
Конечно, я пытаюсь с каждым разом комментировать все лучше и лучше, но мне постоянно не нравится. Есть люди, которым не нравится свой голос, у меня так тоже поначалу было. Я какое-то время вообще не мог слышать себя. Ну а вообще, чем лучше и интересней матч, тем и комментатору проще.
– Какой из LAN-чемпионатов, на которых ты работал, тебе больше всего запомнился атмосферой?
– Поскольку мы старички, то для нас, конечно, важны первые турниры серии Arbalet, когда открывалась «Киев Киберспорт-арена», куда очередь стояла огромная, на улице коридоры людей. По улице проходят легендарные команды, и ты думаешь, что это сон какой-то. Сцена, зрители… Конечно, первые чемпионаты больше всего запомнились.
Берлинский мейджор – отдельная история. Это то, что мы стремились провести долгие годы, о чем мы поначалу не могли даже мечтать. А так вообще любой лан – это воспоминания. Для людей в студии это дополнительное волнение, когда видишь полный зрительский зал. Для меня это нормально, меня это даже больше подстегивает.
Сравнили цену пушек в CS и в жизни: Дигл дороже скорострелки, USP по цене MP5
– Ты используешь какие-то дополнительные фишки во время комментирования матчей? Может быть, держишь всегда открытым HLTV или чекаешь твиттер?
– Смотря с кем работаешь, смотря какая студия. Есть ли дополнительный компьютер, или ты видишь то же самое, что и зрители. Могут оба комментатора открывать чат или HLTV. Но опять же, информацию из HLTV ты обычно и так прекрасно знаешь. Бывают только моменты, когда нужно подсмотреть какие-то цифры, последние результаты. Ну и перед матчем, я думаю, почти все комментаторы готовятся.
Есть отдельный чат со всей эфирной командой, куда могут написать, что-то поправить. Есть обратная связь с режиссером, с которым тоже можно пообщаться. Особенно это полезно сейчас, когда в онлайне постоянно технические проблемы: то интернет у кого-то вылетит, то свет. Очень много технических пауз, и там ты уже сразу понимаешь, когда нужно уходить на рекламу, а когда – держать время в эфире.
– Я знаю, что Leniniw, например, постоянно чекает чат Твича во время комментирования, хотя многие это считают ненужным. Ты сам смотришь туда, когда кастишь?
– Посматриваю. С дилеем это гораздо сложнее, но вот когда задержки на трансляции нет, то постоянно мониторю. Там нормальные рофляночки залетают. Конечно, очень трудно фильтровать все сообщения и параллельно комментировать, но чатик Твича – это веселая штука, как я считаю. Иногда тебе там могут подсказать, поправить. Считаю, что наши трансляции вообще должны быть интерактивными, и чем больше у тебя есть возможностей пообщаться со зрителями, тем лучше.
– Можешь отметить кого-то из новых комментаторов, кто тебе запомнился в последнее время?
– Мне понравился Def, в аналитике он хорош. Комментировать только начинает, посмотрим, как пойдет – ведь тут нужна практика. Он молодой, при этом мы его знаем уже не первый год как игрока. Мы с Дефом даже недавно матч прокомментировали вместе, и я получил огромное удовольствие.
3 глупых запрета от Valve. Как разработчик тормозит развитие игры
– Перед Анимейджором по Доте было много разговоров о необходимости рофлов, тематических костюмов и прочих развлекательных фишек на трансляциях турниров. Ты больше топишь за веселые трансляции или аналитические?
– Должно быть и то, и то, и желательно одновременно. Зритель может даже по ходу турнира захотеть переключиться с официальной трансляции на ту, где просто про-игроки сидят на диване и обсуждают игру. Я бы тоже с удовольствием это слушал, и это может быть даже более полезно в некоторых аспектах.
Я давно говорю, что как только игроки начнут сдерживать эмоции и запустят трансляции с тимспиками, то можно сразу переходить в студию аналитики – комментаторы вообще будут не нужны. Это будут вообще лучшие трансляции. Все будут лучше понимать CS, узнают, у кого из игроков какие эмоции, кто из них помогает. а кто нет. Будем в принципе знать, кто и чего стоит. Не знаю, придем ли мы когда-нибудь к тому, чтобы слышать переговоры команд в прямом эфире. Я считаю, что это будет вообще новый уровень.
Если же это вопрос про WePlay, то, по моему, ребята уже всем доказали, что умеют проводить трансляции на высочайшем уровне. И они постоянно улучшаются. Поначалу я думал, что им будет трудно балансировать между серьезностью турниров и тематическими эфирами, но это очень даже неплохо удается.
– А ты не против приглашения в студию таких веселых ребят, как Райз или Киевстонер? Условно, на четвертьфинале мейджора они будут смотреться уместно, или лучше позвать настоящих аналитиков?
– Райза в свое время приглашали, как человека, который занимался блогами по CS, всем было интересно послушать его в прямом эфире. Я считаю, что чем больше у тебя в студии разносторонних людей, тем лучше и интереснее. Сколько давать им времени в эфире – это другой вопрос.
3 идеи как сделать обучение в CS:GO значительно лучше
– Тебе интересно сейчас смотреть матчи вне трансляций? В эпоху онлайна ты сам посмотрел много матчей?
– Много. Но ты прав, смотреть матчи тяжело. Слишком много топ-CS. У нас, по сути, финал Лиги чемпионов идет каждую неделю. Надо остановиться. Ценность матчей становится все меньше и меньше. Когда-то я бы не поверил, что скажу это, но хотелось бы поменьше турниров.
В последние 3 года турнирные операторы немного сошли с ума и делают упор на часы просмотров. Турнирные системы проходят так, что идет миллиард матчей в одно время друг с другом. От этого просто тошно, все себе набивают стату. Остановитесь, ребята! Это уже несерьезно.
– А меньше чемпионатов – это сколько?
– 1-2 турнира в месяц – это уже нормально, я считаю.
– Ну так у нас и сейчас 1-2 чемпионата в месяц проходят.
– Смотря какие турниры. Бывают квалификации или небольшие чемпионаты, которые успевают за неделю пройти. А бывают турниры, которые идут по 3 недели. Опять же, тут мы возвращаемся к тому, что все набивают часы просмотров. Хочется, чтобы командам было попроще, чтобы появилось время для отдыха, переосмысления игры, тренировок. Мы все от этого выиграем, будет умный и интересный CS. Ребят можно понять – столько играть невозможно.
К тому же Valve запретила замены, и это я вообще не понимаю. Люди – роботы, что ли? Они что, не могут заболеть, у них не могут появиться проблемы? В CS-команде должен быть 6-й, 7-й. а может быть даже и 8-й игрок.
– А сколько, по твоему мнению, должен идти топ-турнир? Вот лет 5 назад мейджоры проходили за 4 дня, а сейчас – за 3 недели.
– Для такого большого турнира, как мейджор, 3 недели – идеально. А длительность обычного хорошего лана не должна превышать 10 дней, я считаю.
7 самых известных позиций в CS:GO, названных в честь про-игроков
– Как ты думаешь, какого качества, как комментатору, тебе не хватает?
– Чуточку дикции и чуточку умения шутить. Я думаю, это очень важный момент – разряжать обстановку в эфире. Я не говорю, что у меня прямо нет чувства юмора, но с шутеечками в эфире есть определенные проблемы.
– Сейчас почти все твои коллеги появляются на Ютубе. SL4M создал канал, Petr1k почти полностью ушел туда. Ты бы когда-нибудь смог вести канал на Ютубе? И если да, то что бы там было?
– Я думаю, что смог бы. Подробности пусть останутся в секрете. У меня есть мысли о Ютуб-канале, где были бы игры, киберспорт, околокиберспорт. Не хочу привязываться к одной дисциплине, потому что есть много других популярных игр.
– Ты говоришь про игры, но тебя все равно в основном знают как каэсера. Но если не Counter-Strike, то что? Какая у тебя вторая любовь?
– Я вообще разные игры люблю, и этот список очень длинный. Но если брать что-то из киберспортивных дисциплин, то из олдового – это Quake и Warcraft 3. Очень расстроен из-за того, что происходит с «Квакой», так как это одна из лучших киберспортивных дисциплин. Quake вообще можно отдельно очень долго обсуждать. Позвать других ребят, Каспера и обсудить, что стало с Quake – одной из королевских дисциплин в раннем киберспорте. А вообще, люблю и гонки, и спорт симуляторы – мне все заходит. Сейчас также со старичками поигрываем в PUBG на PC и смотрим турниры с нашими командами.
Селебрити от мира игр: профессия киберспортивного комментатора
Уже в сентябре будут вручены первые дипломы по программе «Управление киберспортом / E-Sports Management» в Высшей Школе Экономики – это первая в России образовательная программа в области киберспорта на базе ведущего государственного вуза. Программа была организована при поддержке Федерации компьютерного спорта России.
Лекторами в рамках курса выступили ключевые фигуры российского киберспорта – например, Роман Дворянкин, генеральный менеджер киберспортивной команды Virtus.pro, Алексей Крайнов, региональный директор Riot Games, Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, и многие другие.
Я прочитал одну из лекций в рамках курса – «Стримеры и комментаторы как профессии компьютерного спорта». Специально для издания VC я расскажу о том, как родилась и что из себя представляет профессия киберспортивного комментатора, и дам советы тем, кто рассматривает возможности работы в киберспорте.
Киберспорт – растущая индустрия с миллионными контрактами, крупными призовыми фондами на международных турнирах, развивающейся инфраструктурой. Естественно, рынок труда в индустрии тоже растет и развивается.
Как индустрия киберспорт зародился под влиянием активного развития интернет-технологий. Развитие протоколов передачи данных привело к рождению первых трансляционных сервисов, а первая успешная трансляция по интернету состоялась в 1994 году, когда компания Xerox пригласила группу Severe Tire Damage на импровизированный концерт из их офиса в Пало Альто в Калифорнии. Качество аудио во время того концерта можно сравнить с помехами телефонной линии.
Появились первые игры, в которые можно было играть по локальной (а затем и глобальной) сети, а соревновательная атмосфера – возможность перебить лучший результат противника или одолеть вражескую команду – и вознаграждения победителям стимулировали растущий интерес к новой индустрии. Первые крупные чемпионаты, которые проводились под эгидой Nintendo или Blockbuster Video, тоже подстегивали интерес к этому виду спорта.
В каждом регионе были свои игровые франшизы, которые полюбились местному населению. В США это главным образом файтинги и шутеры (например, мультискриновый режим в Call of Duty стал причиной активного распространения домашних LANов в этой стране), в Южной Корее и России и странах бывшего СССР – стратегии (Warcraft, StarCraft) и впоследствии MOBA (Dota).
На мой взгляд, киберспорт начался в конце 80-х с игры Netrek – бесплатной онлайн-стратегии, в которой могло принимать участие до 4 команд и 16 игроков. Оппоненты должны были уничтожить вражеские космические корабли и захватывать планеты. И здесь мы подходим ко второму важному фактору развития киберспорта – распространению модели игр free-to-play, то есть открытого доступа к соревновательным играм для всех, у кого был компьютер и доступ в интернет.
Если посмотреть на «Мекку киберспорта» Южную Корею, то киберспорт в этой стране начал активно развиваться на фоне Азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов, когда резко выросла безработица (с 2 до 7 процентов), одновременно с развитием сети широкополосного доступа. Именно тогда появились первые профессиональные киберспортсмены, которые зарабатывали на соревновательных играх поодиночке или в составе команд.
Немаловажным была поддержка киберспорта государством: если в России киберспорт был сначала впервые в мире признан официальным видом спорта (в 2001 году), а потом этот статус был дважды потерян (и окончательно восстановлен в 2016 году), то в Южной Корее киберспортом планомерно заведовала ассоциация на базе Министерства культуры, спорта и туризма, которая помогала развивать культуру компьютерных клубов, оказывала поддержку киберспортивным организациям и командам, предотвращала договорные матчи и нечестные практики.
Поддержка на государственном уровне выводила киберспорт из нишевого развлечения на более высокий уровень, придавала статусности профессии киберспортсмена и, конечно, стимулировала развитие индустрии в целом и связанной с ней инфраструктуры и профессий.
Первые спортивные комментаторы появились в США в начале 20 века, киберспортивные – с развитием стриминговых платформ, главным образом, Twitch. Киберспортивные комментаторы, или кастеры, зачастую сами были профессиональными игроками либо стримерами, хотя для работы это необязательное условие.
Главным образом, киберспортивный комментатор – это связующее звено между непознанным миром игры и людьми, которые за ней наблюдают. Кастер должен быть очень хорошо знаком с дисциплиной, которую комментирует. Не обязательно быть в прошлом стримером или тем более киберспортсменом, но желательно играть или иметь большой опыт в игре, которую комментируешь.
Но это далеко не все. Кастер – это человек, который следит как за развитием игровой франшизы (то есть в курсе всех новых патчей, новых режимов или других изменений в игре), так и за развитием игроков. Он наблюдает за игрой различных команд в течение долгого времени, знает, в каком состоянии находится конкретный игрок в данный момент, понимает динамику развития отношений внутри команды.
Есть два основных вида киберспортивного комментатора – play-by-play и аналитик. Оба вида комментаторов действуют вместе, дополняют знания и умения друг друга и в идеале составляют глобальную картину того, что происходит на поле боя.
Play-by-play кастер комментирует игру в реальном времени. Это конкретные «замесы» в игре – яркие крупные сражения, например, битвы в Overwatch, драки в Dota 2 или клатчи в Counter-Strike. Он делает это в крайне напряженном и динамичном режиме, при котором каждую секунду игроки делают десятки действий, которые нужно заметить и прокомментировать. Главным образом play-by-play комментатор должен понимать и различать способности выбранных героев (например, в Dota 2 на данный момент 115 героев, у каждого из которых 4 или больше способностей – то есть больше 450 скиллов, с которыми должен быть знаком комментатор), а также ни в коем случае не сбрасывать темп. Кстати, есть такое интересное упражнение, когда длинные тирады play-by-play кастеров в разгар бойни на игровом поле ставят на минус песни Eminem «Rap God». Сразу можно понять «градус» напряженности этой профессии.
Аналитик должен понимать, почему конкретный «замес» разворачивался и закончился именно так, а не иначе. Его взгляд на игру более комплексный и глубокий, чем у play-by-play комментатора. Он требует понимания микро игры (то есть конкретных параметров и навыков игроков – скорости, выбранных способностей, тактики в игре) и макро игры (то есть общего взгляда на игру и действий команд в целом – например, почему здесь нужно было отступить – которые определяются ингейм лидером или капитаном команды).
Поскольку комментирование происходит одновременно двумя кастерами, оба должны приноровиться друг к другу и понимать, когда должны вступать и начать комментировать свою часть. Поначалу многие, если не большинство, совершают ошибки и перебивают друг друга, но со временем это меняется.
Play-by-play кастер должен уметь «хайпить» – разжигать огонь в зрителе, переносить его в самое сердце битвы. У таких комментаторов может быть совсем неглубокое понимание игры, которое они компенсируют высоким словарным запасом. Все остальное – практика. Многие комментаторы занимаются с тренерами техники речи, тренируют дыхалку. Например, в студии RuHub индивидуальные курсы проходят все комментаторы. Перед матчами обязательно нужно разогреться – это базовые упражнения для тех, кто говорит на публику: скороговорки, вокальные упражнения.
Аналитики должны в первую очередь очень хорошо знать и понимать игру. Зачастую они имеют большой стаж просмотра киберспортивных матчей, среди аналитиков много бывших профессиональных киберспортсменов. Но есть и исключения. Например, в Англии большинство комментаторов начали с контент мейкинга – видео, текстов и другого контента для игровых сайтов или компаний.
Профессиональные игроки рано или поздно должны закончить карьеру, и многие становятся комментаторами. У последних намного менее жесткий режим работы (про-игроки тренируются по 10-12 часов в день), появляется семья, да и возраст уже не тот. Многие комментаторы начинали карьеру как игроки, но закончили еще до того, как индустрия разрослась до таких размеров, как сейчас.
На мой взгляд, человеку, который интересуется карьерой киберспортивного комментатора, не обязательно быть в прошлом стримером или про-игроком. Лучше закончить театральные курсы или иметь опыт выступлений на публику. Среди комментаторов много стримеров, потому что это самый доступный способ поработать с публикой.
В СНГ есть две большие студии (включая RuHub, где работаю я) и несколько небольших студий. Как я уже отметил выше, без опыта вас, скорее всего, возьмут в небольшую студию, которая комментирует региональные или коммерческие турниры.
Зарплата комментаторов зависит от медийности самого комментатора – поэтому так важно работать над своим имиджем, вести соцсети, давать комментарии и общаться с как можно большим количеством людей. Работа в студии дает эту возможность, а хорошая работа каждый день прибавляет баллы к репутации.
Комментаторов на крупнейшие мировые турниры (например, The International компании Valve, разработчика Dota 2) выбирают, чаще всего, сами издатели игр. Комментаторы за неделю работы на таком чемпионате получают от 10 тысяч долларов за неделю работы.
Начинающие комментаторы могут получать от 60 тысяч рублей, но с каждым годом их медийный вес, узнаваемость, а также навыки растут, соответственно, растет и уровень вознаграждения.
Многие комментаторы берутся за корпоративные турниры в качестве подработки. Такие турниры сейчас проводят очень многие компании, которые стремятся войти в индустрию и заполучить молодую платежеспособную аудиторию киберспортивных фанатов. В лиге Overwatch комментаторы участвуют в рекламе спонсоров и получают за это деньги, также работает реклама на их каналах на YouTube и Twitch (если они стримят).
В России комментаторы такие же медийные лица, как и везде, но чаще всего связаны с конкретной студией, поэтому не могут заключать спонсорские или рекламные контракты с коммерческими брендами. В некоторых других странах с этим делом по-другому. Например, в Англии у киберспортивных комментаторов есть некий профсоюз, а каждый комментатор волен работать с любой компанией и студией как свободный агент. На мой взгляд, такая система могла бы оздоровить и российскую индустрию киберспортивных кастеров.
Еще одна проблема лежит в самих кастерах – немногие готовы работать над собой, над своим образом. До сих пор можно видеть комментаторов, которые не к каждому турниру подходят одинаково, немногие активно развивают свой “бренд”. На мой взгляд, это характеристика нашего менталитета.
Комментаторам нельзя открыто любить или ненавидеть определенную команду, но на трансляциях даже локальных турниров часто можно наблюдать приверженность к любимому составу, из-за чего комментирование противоположной команды приобретает не совсем объективный оттенок.
С уверенностью могу сказать, что «прокачаться» в комментировании можно за год планомерной работы. Для этого можно начать с тренировки: попробуйте прокомментировать один матч и записать себя на камеру. Когда вы посмотрите запись, сразу заметите ряд ошибок. В следующий раз вы их не допустите. Сделайте это несколько раз – и можно показывать запись друзьям и родным, они тоже дадут свои комментарии к вашему стилю, речи и поведению на камеру. Когда будут готовы несколько лучших, на ваш взгляд, записей, можно отправить их в понравившуюся студию – без опыта могут взять, скорее всего, на комментирование небольших матчей в ночное время – и начать работать. Со временем навык прокачается еще больше, и можно будет показать свое портфолио крупной студии с правом комментировать топовые мировые турниры.
Тем, кому интересна профессия комментатора в киберспорте, нужны желание комментировать и работать с публикой, любовь к играм и готовность поработать в динамично развивающейся среде.
Новые киберспортивные дисциплины появляются каждый год, так что интерес и спрос на специалистов всегда есть. К тому же, если какая-то дисциплина начинает терять популярность, студия достаточно легко переквалифицируется на другую.
Автор: шеф-редактор студии комментирования, аналитики и производства видеоконтента RuHub, Данила «Mahogany» Семенов