Кто такой кий в древней руси

Кто такой кий в древней руси

Кий, Щек, Хорив, Лыбедь — три легендарных брата и сестра, которые, по летописному свидетельству, в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом.

Кий — легендарный вождь днепровских полян, первый князь и основатель Киева как города-государства.
«Имя «Кий», возможно, происходит от тюркского слова kiy („берег реки“). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города. Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив — это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, — по видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве. Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок»

Согласно «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских «горах» вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя её 6352 (854) годом:

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ » и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смислени и нарицахусѧ Полѧне » ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не » бѧху же поганѣ » жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ » якоже прочии погани

Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом».

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Народная этимология объясняет название Киева тем, что его первыми жителями были рабочие (кияне, кияны), которые обслуживали переправу через Днепр. Переправа представляла собой деревянный настил на столбах (киях) вбитых в дно. Сходные топонимы известны и в других славянских землях (например, Кийево в Хорватии, Куявия в Польше). Гарвардский учёный Омельян Прицак считал происхождение топонима тюркским или еврейским

Кий, Щек и Хорив, по преданиям, отразившимся в летописях XI—XII вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших г. Киев. Существование на территории Киева поселений, к IX—X вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Эта легенда об основании Киева возникла в VII—VIII вв. Сохранились предания о полянском князе Кии, который был с почетом принят в Константинополе и основал город на Днепре. Акад. Б. А. Рыбаков считает Кия реальным лицом в VI в. Предания о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди являются отражением в народном сознании нескольких этапов развития русского общества в IX—X вв.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI—VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491—518) и Юстиниана I (527—565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия.

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь

Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий — мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В «Повести временных лет» есть легенда о том, что Кий вме сте с младшими братьями Щеком и Хоривом основал град Киев. Каждый из братьев построил поселение на одном из трех киевских холмов. Подобная легенда известна из армянских источников, где первопредок назван Куаром.

«…Поляне жили в те времена отдельно и управляли своими родами… И было три брата: один на имя Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбидь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск (узвоз) Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, коя прозвалась по нем Хоривицею. И построили городище в честь старшего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор большой, и ловили там зверя, а были те мужи мудры и разумны, и назывались они поляне, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был-де тогда около Киева перевоз с той стороны Днепра, потому и говорили: «На перевоз, на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы в Царьград: а между тем Кий кня-жил в роде своем, и ходил он к царю, и большие почести оказывал ему, говорят, тот царь, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и заложил город небольшой, и хотел сесть в нем со своим родом, но не дали ему те, что жили вблизи; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой град Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбидь тут скончались…» («Повесть временных лет»).

Возможно, имя Кий означало божественного кузнеца, соратника громовержца в борьбе со змием (может, и самого Перуна-громовержца). Украинские предания связывают происхождение Днепра с божьим кузнецом: он победил змия, который собирал дань, впряг его в плуг и вспахал землю. Так возник Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы).
Известны легенды о том, что Щек с частью полянского племени отделился, ушел на восток, осел там и стал родоначальником чехов (Щек — Чех); а Хорив сделал то же самое и от него пошли хорваты.

Лыбидь в восточнославянской мифологии — сестра трех братьев, родоначальников племен, Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян в «Повести временных лет» сродни мифологическому сюжету, в котором принимают участие три брата и сестра; а также сказочному сюжету: в русской сказке богатырка Белая лебедь обладает живой водой и молодильными яблоками, за которыми посланы братья. Имя могло происходить от изначального «Лыбидь» под влиянием мифического перевоплощения богатырки в птицу. Возможно, «Лыбидь» связано с гористой местностью, горами над Днепром. Славянское «лыб» — верх. В Киеве над рекой Лыбидь есть Девич-гора.

Источник

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь — легенда или реальность, связанная с основанием Киева?

Дорюриковский период мало изучен в истории Древней Руси и вызывает множество споров уже не одно столетие. Так, одним из ярких, но противоречивых эпизодов древности, является легенда об основателях Киева.

Первым письменным источником, который рассказывает о Кие, Щеке и Хориве и о сестре их Лыбеди считается труд монаха Киево-Печерского монастыря, созданный им в 1110 годах. В своей «Повести временных лет», между прочим, написанной через несколько столетий после излагаемых событий, есть множество противоречий относительно истории возникновения града Киева.

Кто же они?

Суть легенды заключается в оседании на Полянских землях Кия, по имени которого и был назван новый город, Щеки, от которого получила свое название гора Щековица и Хорива, в честь которого именуется возвышенность Хоривица. Именем прекрасной сестры их Лыбеди стали называть приток Днепра.

В своем описании Нестор называет Кия и паромщиком через Днепр, эту версию сам же и отрицает, и князем, ходившим в Византию. Стоит отметить, что в разнообразных византийских источниках об этой встрече нет ни одного упоминания. Такой контакт с северными соседями, если он действительно произошел, должен быть отражен в хрониках могущественного в то время государства. Основание града летописец датирует VII веком или чуть более ранним временем.

Сам факт легенды о Кие имеет важное значение для обоснования зарождения государственности на славянских землях задолго до прихода варягов и значимости именно Киева, как центра будущего Древнерусского государства. Нужно вспомнить и о политической конъектуре, а именно в какой важный для формирования государства период создавалась несторовская летопись.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней русиАртур Орленов «Князь Кий на приеме у императора Византии Зенона. 484 год»

Была ли государственность до прихода варягов?

Возможно, текст Нестора, как полагают многие историки, имеет не совсем исторически достоверное описание. Ведь важно было возвысить Киев, как столицу Древнерусского государства, в ту эпоху стольный град переживал свой расцвет. Необходимо было показать, что государственность начала зарождаться еще до прихода варягов.

Вопрос формирования государственности на Руси является одним из ярких споров историков, которые уже несколько веков обсуждают этот вопрос. Здесь можно вспомнить классические два лагеря: норманисты и антинорманисты. В любом случае, большинство историков все же не отрицает зачатки элементов государственности на Руси до прихода варягов. Здесь легенда об основателях Киева является лишь косвенным подтверждением таких рассуждений.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней русиАртур Орленов «Кий с отцом принимают гунских послов. 450 год»

Если обратится к Первой Новгородской летописи, также, считающейся древнейшим манускриптом, рассказывающим не только об изначальной истории новгородских земель, но и о других русских землях, то здесь четко указывается, что Кий занимался переправой через реку или был ловцом (охотником).

Здесь тоже можно проследить некий политический момент, ведь Новгород, также, являлся центром зарождения государственности на древнерусских землях. Важно помнить, что время ее создания, XIII — первая половина XV века, это период возвышения Новгорода на политической арене Древнерусского государства.

Итак, летопись говорит, что от словосочетания «перевоз Киев» и пошло название города. Здесь же указана четкая дата – 854 г. – когда жил Кий. В объективности такой датировки многие историки сомневаются. Вероятно, события происходили все же ранее.

Интересным источником является армянский манускрипт «История Тарона», созданная Зенобом Глаком. В нем содержится примечательный рассказ, который перекликается с нестеровским описанием. В нем основание Киева датируют периодом ранее конца VI в. Стоит отметить, что схожесть описания легенды, вполне возможно не имеет исторических связей и лишь отожествлена с легендой из начальной русской летописи из-за некоторых перекликающихся моментов.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней русиОснование Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью / Радзивилловская летопись, конец XV века

Более поздние русские летописи и иностранные исторические манускрипты, основываются на первые русские летописные источники и повторяют лишь изложенное в них.

Спорным вопросом является, то кем были основатели Киева. В российской царской историографии доказывалось их славянское происхождение. Разные источники говорят, что они могли быть сарматами, гунами, аварами.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней русиАртур Орленов «Князь Кий защищает крепость Киевец, 487 год»

А что же археология?

Нужно помнить, что историческая наука не располагает ни одним письменным источником, автор которого жил в ту эпоху, когда Киев-град был основан. Археологические изыскания говорят нам, что уже в конце V—VI вв. на месте Киева было некое поселение, а найденные артефакты не местного происхождения датируют V—VII вв., что говорит о ранних внешних контактах местного населения.

Но археологи уверены, что говорить о формировании градских стен, элементов городской жизни и в целом функционирования поселения, как города, можно не ранее, чем с VIII века.

Известный советский историк Н. Тихомиров, в своих исследованиях опирается на конец VIII века, как вероятный период возникновения Киева. Конечно, сейчас датой основания Киева считается 482 год, но эта датировка не имеет под собой исторических оснований и выбрана для состаривания города.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней русиАртур Орленов «Кий, Щек, Хорив и Лыбедь основывают город Киев, 482 год»

Современная историческая наука, в купе с продвижением цивилизационного подхода к формированию государственности на Руси, уверено называет личность Кия легендарным персонажем. Его имя и имена его братьев и сестры они определяют, как эпоним.

Таким образом, сказание об основателях будущей столицы Древнерусского государства, по мнению современной академической науки, изложили для того, чтобы дать объяснение наименованию поселения, истинное происхождение которого, вероятно, кануло в прошлое и уже никому было не известно на момент фиксирования истории в первые письменные источники.

Источник

Кий (князь)

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Содержание

Происхождение имен и названий легенды

Лыбедь — это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Макс Фасмер, однако, не находит удовлетворительных этимологий для всех данных имён и топонимов.

Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке, Самватас, и встречающееся как имя в византийской надписи VI века, возводят либо к еврейскому, либо к хазарскому языку. Однако, славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения». Соботком у древних славян назывались праздник и гора, на которой он проходил, в день летнего солнцестояния (ныне — Ивана Купала). Сами же евреи, жители города, в переписке X века называли его Киевом.

Археологические свидетельства

На полянской земле — Киевщине — в VI—VII веках сходились границы трех культурных групп — пражской (в ее корчакском варианте), пеньковской и колочинской, а в VIII—X веках — луки-райковецкой и волынцевской. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.

Исторические свидетельства о Кие

Фрагмент «Повести временных лет»

Перевод Д. С. Лихачева
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…

Армянский вариант легенды

«…и дал власть трем их сыновьям — Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра».

Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.

Фрагмент Новгородской первой летописи

Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя её 6352 (854) годом:

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

В данном свидетельстве видны сходства с армянской легендой, в которой говорится об основании братьями не только города, но и храма.

Фрагмент Яна Длугоша

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

«Absumptis deinde Kyg, Szczyek et Korew, filii eorum et nepotes linea directa succedentes principabantur apud Ruthenos annis multis, donec successio huiusmodi ad duos fratres germanos Oszkald videlicet et Dyr pervenit»

перевод «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру.»

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом, пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века.

Исходя из этимологии имени Кия историки, в частности Б. А. Рыбаков, сравнивают этого князя с Божьим Ковалем, кузнецом, который в разных вариантах легенды под разными именами выступает как змееборец. Он побеждает змея, берущего с народа дань девушками, запрягает змея в сделанный им плуг, и пашет землю, после чего появляется гигантская борозда, называемая Змиевы валы. Она указывает на границу между землями кузнеца и змея и тянется до моря, в котором змей и погибает. Змиевы валы — это древняя система оборонительных сооружений, защищавшая Среднее Поднепровье от набегов степных кочевников. Она создавалась со скифских времен и окончательно оформилась к XII веку.

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор.

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича. Последний по былине живет не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Из таких сведений до нас дошло немного. Во-первых, о Киеве кратко повествуют скандинавские саги: «…Кёнмар звался конунг, он правил Кенугардами, а там сначала жил Магог, сын Иафета, сына Ноя». («Сага об Одде-Стреле»). Магог обычно отождествляется со скифами, поэтому данное известие вполне может быть сопоставлено со словами русской летописи о племенах восточных славян: «…этих всех называли греки „Великая Скифь“».

Другое косвенное свидетельство содержит хроника Титмара, в которой говорится, что Киев населен не только варягами, но и беглыми рабами, которые вместе защищали город от набегов кочевников. Мотив о поселениях и валах беглых рабов восходит к скифской эпохе и хорошо известен на Руси. Жители разных городов награждали друг друга обидными эпитетами, унижавшими соперников. Так как информаторы Титмара — это немцы и поляки, помогавшие Святополку, правившему на Волыни, то легенда эта отражает мнение волынян и их соседей. Летописец, например, награждает эпитетом «толковины» («умники») племя тиверцев, радимичей называет «пищанцами», а новгородцев — «плотниками».

Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.

Летописец не знает имени византийского «царя», от которого Кий принял «честь». Историки полагают, что это мог быть один из императоров VI века, например, Юстиниан I, прозванный за частые нападения в его правление антов Антическим. По другой версии этот титул Юстиниан принял после заключения в 540-х годах договора с антами, по которому они получили на Дунае земли вокруг города Туррис. Слова летописца «великую честь принял от царя» неверно понимать как «получил почести», так как слово «честь» означало на Руси также феодальную службу сюзерену. Таким образом, легенда говорит о том, что Кий был федератом византийского императора. Археологические находки более раннего времени (медальоны федератов) говорят о наличии такой практики у населения территории будущего Киева. В VI веке среди известных антов на службе императора были Хильбудий (530-е года) и Доброгаст (с 550-х гг.)

Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами», написанной в середине VI в., свидетельствует, что Юстиниан назначил анта Хильбудия управлять провинцией Фракия и поручил ему защищать имперские рубежи по Дунаю. Однако, когда раскрылось, что анты на совете знати заставили одного из своих соплеменников, из числа рабов, с таким именем выдавать себя за настоящего Хильбудия, его отряд, продвигавшийся к Константинополю был разгромлен, а Хильбудий схвачен. Б. А. Рыбаков приводит византийскую надпись VI века на могиле некого Хильбудия, сына Самватаса, сопоставляя это имя с древним названием Киева.

Другой претендент на роль исторического прототипа Кия упомянут в византийском агиографическом памятнике «Чудеса Димитрия Солунского», осветившем, как полагают ученые, события первой половины VII в. В нем повествуется о том, как вождь прикарпатско-дунайских славян Кувер восстал против авар и, потерпев поражение, вместе с остатками войска укрылся в Византии. Как и Кий, он посетил императора в Константинополе, предпринял попытку закрепиться на Нижнем Дунае и даже захватил некоторые византийские владения, среди них — большой и богатый город Фессалонику. Но вскоре после овладения Фессалоникой он погиб.

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Храм Кия

Армянская легенда о Куаре говорит об основании братьями в лесу у своих поселений храма, в котором были поставлены два идола. Новгородская летопись, говоря о лесе на горах, также напоминает о языческих верованиях Кия и его соплеменников. В «Слове о полку Игореве» упоминается «дебрь Кисаня (Кияня)», на «болони» (нижняя часть города под «градом», пустое место между оборонительными валами). Киевские горы и лес имели священный характер. Летописец специально уточняет, что язычники поклонялись священным рощам, а легенды говорят о том, что Лысая гора в Киеве была местом сбора ведьм.

Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Вторичные раскопки в 1937 году не подтвердили «геометричность» алтаря, в результате поставив выводы Хвойко о характере сооружения под сомнение. Датируется алтарь VIII—X вв.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему. Если основываться на дешифровке Рыбакова календаря IV века из села Ромашки, недалеко от Киева, то главными божествами летнего периода у полян были Перун и Купал. Если алтарь, действительно, имел форму креста, то Деметр скорее всего — Купал, так как кресты — это неотъемлемая часть солнечной купальской символики. Два креста включены в символ праздника Купала на календаре из Ромашек.

Смысл легенды и датировка событий

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Во-первых, легенда появляется в летописи для объяснения Аскольду и Диру истории Киева, в котором они собирались править. Именно поэтому в Новгородской первой летописи легенда датируется 854 годом, обозначающим «начало земли Русской», когда Аскольд и Дир напали на Константинополь. Летописец вовсе не хотел «омолодить» Киев, он просто поместил легенду под этот год, поэтому нет смысла говорить о точной летописной датировке деятельности Кия. В «Повести временных лет» легенда также пересказывается под 862 годом: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Суть этого рассказа такова. Единый славянский народ, живший на Дунае ещё при апостолах Христа (I век), расселился оттуда под давлением валахов (скорее всего — римлян), предки полян осели на днепровских «горах», где и основали Киев. При этом в тексте летописи сказано, что поляне получили свое название от того, что сидели «в поле», то есть в степи.

При сопоставлении различных сведений видно, что легенда рассказывала о переселении полян с Дуная. В «Слове о полку Игореве» имеется упоминание о «тропе Трояна», ведущей «через поля на горы». Н. М. Карамзин и Б. А. Рыбаков сопоставляли эту тропу с дорогой римского императора Траяна в Нижнем Подунавье и Северном Причерноморье. Траян завоевал дунайские земли к 106 году, что по мнению историков и могло послужить причиной для переселения части славян из дунайских земель на север. Дальнейшее переселение предков полян на киевские «горы» могло произойти из-за опустошительного нашествия гуннов на Северное Причерноморье около 376 года. Население степей («поля»), носители черняховской культуры, вынуждены были уйти на север в лесную зону, черняховская культура в начале V века пришла в упадок.

С антами письменных источников В. В. Седов связывает распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V—VII веков и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“».

Анты упомянуты в последний раз в 602 году, однако зафиксировано участие князей «тавроскифов» в осаде Константинополя в 626 году, которую считают последним военным походом антов. Уже в VI веке анты выступают в союзе с хазарами, а к концу VII века, по мнению историков, поляне и другие племена славян попадают под власть Хазарского каганата, от которого освобождаются только в IX—X веке.

О каком периоде говорит легенда? Это период с конца IV до конца VII века. Но есть фраза, уточняющая датировку: «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Таким образом, легенда говорит об объединении, или точнее, воссоздании, при Кие союза племен антов после гуннского нашествия. В 376 году гунны опустошили Приазовье и Причерноморье, за год до этого в рассказе Иордана упоминается гибель в битве с готами антского князя Божа, который отождествляется с Бусом «Слова о полку Игореве». «Время Бусово», воспеваемое приазовскими готами, выступает в «Слове» синонимом гибели единства Руси. Основание Киева, таким образом, знаменует объединение после распада союза под ударами готов и гуннов.

Гуннская «империя» Аттилы, в которую входила и часть славян, стала распадаться после 453 года; скандинавская «Старшая Эдда» повествуют о том, что бурные события в это время развернулись и на Среднем Днепре (в районе «дубравы Мирквид» и «змеиного рва»). Именно во второй половине V века мог появиться прототип Кия. Гунны занимали нижнее течение Дуная вплоть до 471 года, а готы жили в пределах Восточной империи до 488 года, что не давало антам возможности совершать набеги на Византию, но в конце V века, судя по находкам монет Анастасия I (498—518), такие походы стали возможными и упоминаются с 493 (495) года. Среди византийских полководцев второй половины V века, воевавших против гуннов, упоминается Анагаст, в имени которого читается обычный для знати антов или славян корень «гаст». Прототип Кия вполне мог жить в этот период.

Искать Кия в VI или в VII веке достаточно сложно, так как авторы середины VI века говорят, что у антов была «демократия» и во главе их не стоял один человек, подобный Кию. Во второй половине века среди вождей антов называются Идар, сыновья которого Мезамир и Келагаст обладали огромной властью над антами, и Мусокий, который назывался среди славян особым титулом и потерпел поражение от византийцев в Подунавье в конце VI века. Мусокия обычно отождествляют с Маджаком, «царем» волынян, претендовавших на верховенство среди славян.

Как и легенда о Маджаке, легенда о Кие содержит следующий итог: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане». Следовательно легенду о Кие нужно рассматривать и как полянский вариант сакральной истории былого единства славянских племён.

И, наконец, есть ещё один смысл рассказа о Кие в «Повести временных лет». Летописец, связывая начало Русской земли с появлением варягов и походом 860 года на Константинополь, также увязывает вопрос о начале государственности с тем, «кто в Киеве начал первым княжить». Говоря о киевлянах, плативших дань хазарам мечом, летописец как бы указывает на тот факт, что киевляне к моменту написания летописи не только освободились от этой дани, но и стали повелевать другими народами, в том числе и хазарами после походов Святослава. Неудача Кия на Дунае воспроизводится в рассказе о Святославе, покорившем дунайские земли, но погибшем, забыв о Русской земле. Несомненно, летописец, восхваляя Русскую землю, отождествляет её историю не с историей варяжского продвижения, а с историей полян, назвавшихся русью, выражая позицию киевлян в их отношениях и распрях с князьями (969, 1068 и 1113 годов).

М. Н. Тихомиров проанализировал сообщения Новгородской Первой и Устюжской летописей о «временах Кия» в 853/854 годах и пришёл к выводу, что изначально княжение Кия привязывали к периоду правления византийской царицы Ирины (797—802), и лишь позднее все сведения были приурочены к периоду правления Михаила III (842—867). На основании этого М. Н. Тихомиров сделал вывод, что Кий возможно основал город Киев в конце VIII века. [4] Археологически это соответствует времени создания крепости на Старокиевской горе славянами носителями волынцевской культуры. Этот городок был на некоторое время разрушен в 840-е годы.

Хазарская гипотеза

Кто такой кий в древней руси. Смотреть фото Кто такой кий в древней руси. Смотреть картинку Кто такой кий в древней руси. Картинка про Кто такой кий в древней руси. Фото Кто такой кий в древней руси

Г.В.Вернадский выдвинул гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. (Конечно не исключено, что на месте Киева было и более древнее поселение.) Согласно этой гипотезе три брата были хазарами, либо, что вероятнее, их вассалами – мадьярами.

«Имя «Кий», возможно, происходит от тюркского слова kiy («берег реки»). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города. Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив – это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, – по видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве. Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок.» ( [5] )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *