Кто такой князь ахрубеков
Изумруды Великой княгини Марии Павловны
На фото Великая княгиня Мария Павловна в национальном костюме боярыни, с прямоугольной изумрудной брошью на груди в 107,72 карата. Этот изумруд ранее находился в коллекции императрицы Екатерины Великой. Мария Павловна получила его, в составе парюры, в качестве свадебного подарка от императора Александра II. Камень считался вторым по величине и красоте в изумрудом в мире, уступая в весе и качестве лишь другому изумруду, принадлежащему Екатерине Великой.
Вот ожерелье из этой же изумрудной парюры. Как видите на историческом балу оно составляло основу для кокошника княгини.
Бежав из революционной России в феврале 1920-го, Великая княгиня Мария Павловна сумела вывезти свои драгоценности, но, не выдержав тягот эмиграции, умерла через полгода, в сентябре 1920-го, и вся ее огромная коллекция ювелирных украшений была разделена между ее детьми. Рубины достались Великому князю Андрею, бриллианты – Великой княгине Елене, Великому князю Кириллу – жемчуг. Великий князь Борис, получивший изумрудные драгоценности, продал их Картье в 1927 году.
На Барбаре Хаттон, наследнице Woolworths (фото вверху слева), тиара из изумрудов и бриллиантов, состоящая из камней изумрудного ожерелья, что когда-то принадлежало великой княгине Марии Павловне, созданная Картье для Хаттон в 1947.
Позже изумрудная тиара была разобрана и некоторые из изумрудов, использованы в изумрудной полупарюре Элизабет Тейлор. Эту парюру создала фирма Bulgari по заказу Ричарда Бартона. Он подарил изумруды Тейлор во время съемок фильма «Клеопатра».
Изумрудная полупарюра от Bulgari
Другие изумрудные украшения, ранее принадлежавшие Марии Павловне, неоднократно переделывались Картье и распродавались в коллекции частным лицам.
Были ещё изумруды княгини Марии Павловны (младшей), но те были кабошоны и это уже совсем другая история. olga74ru в Изумруды Великой княгини Марии Павловны
Элизабет Тейлор и её изумруды, ранее принадлежавшие Великой княгине Марии Павловне
Как обогощался СССР: правда и вымысел
На канале «Россия 1» идет сериал о том, как в СССР 1930-х собирали деньги на индустриализацию. «Антенна» узнала, чем экранная история отличалась от той, что была в жизни.
В сериале. Действие происходит в 1930-х. В СССР строятся заводы, для них требуется заграничное оборудование, на которое нужны валюта и золото. Где их взять? И вот по всей стране открываются торгсины – магазины для торговли с иностранцами, то есть изначально их клиентами должны были стать гости из-за рубежа. Но вскоре они начинают обслуживать и советских граждан.
В реальности. Торгсины просуществовали с 1931 по 1936 год. По сведениям историков, магазины принесли государству около 300 миллионов золотых рублей. Эта сумма сопоставима с расходами на оборудование 10 крупнейших заводов страны.
В сериале. Главная героиня Лида Сокольская устраивается на работу в московский торгсин на Смоленской площади.
В реальности. В столице работало около 40 торгсинов, магазин на Смоленской был самым известным. Он находился в доме 50−52 по Арбату, где до революции располагались ресторан и торговые лавки, сейчас там гастроном «Смоленский». Кстати, именно в торгсине на Смоленке устраивают пожар герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
В сериале. В торгсинах покупатели меняют драгоценности на дефицитные товары и предметы первой необходимости. Лида приносит туда найденный в вещах умершего отца старинный изумрудный кулон – она надеется, что ей помогут узнать его историю.
В сериале. Директор торгсина Виктор Серебров верит, что магазины нового образца созданы для блага народа. Но вышестоящие чиновники используют его, чтобы обеспечивать дефицитом новых хозяев жизни. Например, он вынужден выполнять без оплаты спецзаказы председателя правления «Торгсина» Ярового.
В реальности. По словам создателей сериала, Яровой – герой вымышленный. В реальности во время действия сериала председателем «Торгсина» был сначала Артур Сташевский, затем Михаил Левенсон. Оба были расстреляны в конце 30-х.
В сериале. В Москве орудует банда налетчиков, и посетители торгсина оказываются под ее прицелом.
В реальности. Из-за плохой охраны (на низкую зарплату в сторожи шли, как правило, пенсионеры) торгсины были легкой добычей для грабителей. Серьги из ушей посетителей вырывали прямо на бегу. И покупки при выходе из магазина нужно было крепко держать, чтобы не выхватили. Процветало и воровство. Причем арсенал карманников дополнили новые приемы: например, в толпе преступники умудрялись незаметно вырезать стекло из витрины и вытащить приглянувшуюся вещь крючком.
К ответу!
Дмитрий Петрунь, режиссер:
— Мы стремились максимально точно воспроизвести историю, но все-таки немного фантазировали. Чуть-чуть по-другому показали становление социализма. Ушли в сторону позитива, постарались показать больше светлого, нежели репрессийи гонений или арестов, хотя персонажей-нквдэшников у нас тоже действует много. Поэтому в фильме новенькие, чистенькие стройки, парапланы по небу летают. Я этот жанр называю комиксом, и он допускает некоторую фантазию.
Что касается самого торгсина, старались соответствовать географии близлежащих улиц – у нас это действительно Арбат и Замоскворечье. А интерьер – «сборная солянка», созданная по фото разных магазинов, от торгсинов до «Елисеевского». Кстати, на прилавках у нас раритетные музыкальные инструменты того времени.
Почему об этом молчали?
Семен Экштут, историк:
— Власть понимала некоторую аморальность того, что делала. Население в основном относило последнее. Помню, в детстве, услышав слово «торгсин», спросил про него у няни, так у нее даже лицо изменилось. Потому что обычно человек отправлялся в этот магазин, только когда совсем уже припирало, и действительно мог крестильный крестик отдать. Официальная версия гласит, что деньги шли на индустриализацию. В известной степени это, может быть, и так. Можно ли было без этого обойтись и не разорять население? Большой вопрос, на который нет ответа.
Исторически казаки были наиболее независимой частью населения, как на Руси, так и в царские времена. Они имели свою землю, свои обычаи (свычаи), сами формировали свои иррегулярные воинские части. Нередко казаки и враждовали с царями, когда те пытались отнять казачьи вольности. Не было не одного бунта на русской земле, в котором казачество в той или иной степени не выступало бы против угнетателей. Казаки были верными и хорошими, но свободолюбивыми воинами. Именно им империя обязана своими завоеванными и освоенными просторами. Они по-настоящему стали опорой не только царей, но и вообще России.
Письмо Оргбюро ЦК партии от 24 января 1919 года ставило казачество в положение поверженного врага и фактически объявляло его вне закона.
Развивая эти жуткие террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество — опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».
«Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие… Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…»
Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) об отношении к казакам
24 января 1919 г. Циркулярно. Секретно.
Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую безпощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
Из Директивы Реввоенсовета 8-й армии № 1522 от 17 марта 1919 года:
«Все казаки должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое либо отношение к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы… Нет жалости… Всем частям приказывается пройти огнем и мечом местность…»
В результате действия данной Директивы было уничтожено полтора миллиона казаков. Писали ее люди, люто ненавидящие уклад жизни казаков, защитников Российского государства. Даже сами красные не могли не видеть, что война приняла форму геноцида.
Палачи-интернационалисты (в т.ч. из числа красных латышей, китайцев и мадьяр) перед расстрелом отрубали православным казачьим священнослужителям руки и вырезали языки, чтобы те не могли перед смертью сотворить крестное знамение и помолиться. Многих священников распинали на воротах храмов, прибивая руки и ноги гвоздями.
Казачьим офицерам перед расстрелом вырезали на плечах и ногах кожу (в виде погон и лампасов). Многих рубили шашками, заживо сжигали в куренях и хатах вместе с семьями.
Почти в каждой станице комиссары-изуверы и их подручные практиковали массовые изнасилования казачьих жен и несовершеннолетних дочерей, которые происходили на глазах казаков, приговоренных к казни.
Из казачьих станиц красными продотрядами (по директивам из Центра) изымалось все продовольствие с целью намеренно спровоцировать массовый голод и вымирание казачьего населения Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири и др. казачьих областей.
На место вымирающих станиц переселялось иногороднее население, а также кавказские горцы из числа т.н. «красных интернационалистов».
В приказе-воззвании в августе 1919 года красный комдив Миронов писал: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество». Станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек — около 35% населения.
«Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали… Люди расстреливались совершенно невиновные – старики, старухи, дети… расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать. »( московский агитатор, К. Краснушкин).
Еще свидетельство – письмо Дзержинского Ленину от 19 декабря 1919 г. В котором указывается, что на тот момент в плену у большевиков содержалось около миллиона казаков. Какую резолюцию наложил вождь на этом письме? — «Расстрелять всех до одного!»
На Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы — «Перережем всех». Слава Богу, что у Советов просто физически сил не было, чтобы осуществить в те годы все бесчеловечные директивы «человечного» Ильича…
Уже к началу 1920 года казачество было практически уничтожено, а 25 марта 1920 года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель.
Первые в списке
Георгий Михайлович, Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, тяжелобольной Павел Александрович, которого 29 января 1919 года вынесли расстреливать на носилках.
6 сентября 1918 года был опубликован первый список заложников, которые подлежали расстрелу в случае, если будет убит кто-либо из советских работников. Он начинался именами великих князей.
А 15 января 1919 года были убиты Роза Люксембург и Карл Либкнехт.
Последняя ниточка
Посланник Дании от своего имени обратился к советскому правительству с требованием предоставить гарантии осужденным Романовым. До этого Харальд Скавениус всю осень 1918 года находился в контакте с арестованными, посещал их в тюрьме вместе с женой Анной Софией. И, главное, вынашивал план подкупа охранников тюрьмы, для чего запросил из Копенгагена 500 тысяч рублей для организации побега. На запрос пришло подтверждение, казалось, свобода для узников близка. Но разрыв дипломатических отношений между Данией и Советской Россией сорвал планы.
В декабре Скавениус вынужден был уехать из Петрограда. Ниточка, за которую могли уцепиться обреченные на гибель узники, оборвалась.
Три письма надежды
В архиве Харальда Скавениуса, хранящемся в королевской библиотеке в Копенгагене (Håndskriftafdelingen 2679. Det Kongelige Bibliotek, København), автору этих строк удалось обнаружить три письма великого князя Николая Михайловича из казематов Петропавловской крепости. Письма проливают свет на план неосуществленного побега. Публикуются с незначительными сокращениями.
Письмо N1
5 октября 1918 года
Новости по поводу моего освобождения, дошедшие до меня, хорошие, и теперь мне надо готовиться к тому, что, может быть, я окажусь на свободе.
Не могли бы Вы мне сообщить через г-д Брюммера или Бирюкова о днях отплытия шведских пароходов, чтобы я смог к ним приспособиться. После этого мне нужно будет запастись какими-нибудь документами и бумагами для переезда из Стокгольма в Мальмё как для меня самого, так и для моего слуги.
Чудесное письмо, которое я получил от Ее Величества Королевы, моей племянницы, наполнило меня радостью. Узнаю дочь моей сестры и внучку моего отца.
Иллюзии Ее Величества Императрицы-Матери по поводу судьбы ее августейшего сына меня расстраивают. Было бы просто чудом, если бы он остался целым и невредимым. Какая радость, что она наконец сможет соединиться со своими датскими родственниками.
Мой бедный брат Георгий страшно нервничает и худеет прямо на глазах, это последствие пребывания в тюрьме и тех несправедливостей, которые обрушились на его семью. Если я не добьюсь его освобождения одновременно с моим, то нужно будет, чтобы действовали с Вами совместно, я буду иметь честь сказать Вам это лично.
Заверяю Вас и Мадам в моей искренности, сердечности и признательности.
Письмо N 2
13 октября 1918 года
Я попросил Брюммера или Бирюкова поведать Вам о содержании этого интересного письма, но я побоялся, что они не смогут с Вами встретиться по причине вашей занятости. Поэтому я решил Вас сам ввести в курс дела. Оно заслуживает пристального внимания, потому что я думаю, что не ошибаюсь по поводу настоящих намерений немцев.
Вы сами прекрасно знаете, что все наши теперешние правители находятся на содержании у Германии, и самые известные из них, такие как Ленин, Троцкий, Зиновьев воспользовались очень круглыми суммами. Поэтому одного жеста из Берлина было бы достаточно, чтобы нас освободили. Но такого жеста не делают и не сделают, и вот по какой причине! В Германии полагают, что мы можем рассказать нашим находящимся там многочисленным родственникам о тех интригах, которые немцы в течение некоторого времени ведут здесь с большевиками. Поэтому в Берлине предпочитают, чтобы мы оставались в заточении и никому ничего не смогли поведать. Они забывают, что все это вопрос времени и что рано или поздно правда будет установлена, несмотря на все их уловки и хитрости. Если Вы хотите посвятить в содержание этого письма С.М., Вашего Короля, я не буду иметь ничего против.
Заверяю Вас в моих самых сердечных чувствах.
Письмо N 3
6 ноября 1919 года
Почему бы сегодня не попробовать воспользоваться временной разрядкой, пришедшей на смену череде кровавых дней. Даже в вечерней «Красной газете» высказываются за менее жесткие меры.
Увы, я уже почти дожив до 60 лет, никак не могу избавиться от германофобских чувств, главным образом, после этого мрачного союза Кайзера с большевиками, который однажды плохо обернется для Германии.
Прошу извинить эти жалобы заключенного и заверяю Вас в моих самых искренних чувствах.
Расстрельный список
Великий князь Георгий Михайлович (1863-1919), внук Николая I, генерал-адъютант, генерал-лейтенант, состоял при Ставке Главнокомандующего. Увлекался нумизматикой, был автором известного издания «Русские монеты XVIII и XIX вв.» и инициатором издания пятнадцатитомного труда по истории денежного обращения в России «Корпус русских монет XVIII-XIX вв.». С 1895 г. возглавлял Музей императора Александра III, позже известный как Русский музей.
Великий князь Дмитрий Константинович (1860-1919), внук Николая I, двоюродный брат Александра III, генерал-адъютант, генерал от кавалерии. Главноуправляющий государственным коннозаводством. Субсидировал участие русских лошадей в международных выставках. Страстный автолюбитель, почетный член Российского автомобильного общества. Не раз заявлял о том, что все великие князья из рода Романовых должны отказаться от занятых по традиции высоких постов.
Великий князь Павел Александрович (1860-1919), пятый сын императора Александра II, генерал от кавалерии, командовал лейб-гвардии Конным полком (1890-1896) и Гвардейским корпусом (1898-1902), был почетным председателем Русского общества охраны народного здравия. Незадолго до ареста, 9 августа 1918 г., датский посланник Харальд Скавениус предложил ему план побега из России. Великий князь наотрез отказался, заявив, что скорее умрет, нежели наденет австро-венгерский мундир.
Кровавый князь против наркома
О сериальном фоне, созданном главными каналами страны
На Первом канале устойчивый, так сказать, низкопоклонский тренд. Мало того, что копируются иностранные развлекательные шоу, но настойчиво внедряется калька и с художественного кино. «Перепёрли» на сопротивляющуюся русскую почву уже много чего: «Побег», «Любовницы», «Метод», «Клим», «Обратная сторона Луны», а ещё раньше наше ТВ осчастливили комедийными ситкомами-дубликатами вроде «Ворониных», «Счастливы вместе» и «Моей прекрасной няни». О сериале «Налёт» хотелось написать, потому что в нём заняты очень хорошие актёры, по той же причине писать расхотелось – жалко их, но надо. Оказалось, это опять фальсификат, адаптация на этот раз французского сериала.
Нам показывают иностранную жизнь, выдавая за нашу, чтобы мы привыкали потихоньку к европейским стандартам, не заморачивались своими проблемами, а пережёвывали чужие – они же цивилизованные, нам дóлжно за ними тянуться. Наибольшее возмущение вызвал сериал, где главную роль сыграл тот же Владимир Машков, выдающийся русский артист, вообще-то не такой бедный, чтобы хвататься за любую работу. Имеется в виду сериал «Родина», показанный пару лет назад, который многие посчитали антироссийским. В этой адаптации израильского сериала герой (всё построено на том, что зритель до последнего момента верит, что он именно положительный герой!) чуть было не взрывает Кремль, потому что предал Родину.
А что Машков взрывает в «Налёте»? Мозг. Здесь очень хороший ансамбль – опытные, талантливые Андрей Ташков, Александр Галибин, Денис Шведов, совсем молодые Лукерья Ильяшенко и Александр Паль, играющие оперативников, и Сергей Шнырёв – садиста из отдела собственной безопасности. Только поняв, что это калька с французского криминального проекта «Braquo», можно избавиться от ощущения сбитого фокуса, фальши – слишком густо для России здесь сконцентрированы либеральные ценности, а в полиции слишком много комфорта и монстров.
Предшественник Каплана (Машкова) – псих, во время допроса протыкающий глаз задержанному; сам Каплан виноват в смерти своей жены, живёт с проституткой, которая регулярно обеспечивает ему алиби; подчинённые: один – тяжёлый наркоман, из-за чего у него постоянные косяки, преодолевать которые приходится с трудом и человеческими жертвами; другой – женатый на алкоголичке игроман, задолжавший сотни тысяч долларов (!), выручая его, приходится без суда и следствия порешить прорву людей. Бандиты похищают его в надежде получить выкуп 300 000 баксов, и Каплан пытается их собрать – для этого ему надо кого-то ограбить, а когда ему это не удаётся, он входит в сговор с главным отморозком и с его помощью спасает-таки товарища. Мораль: государство – гадость, единственно, что ценно, это – корпоративная солидарность.
Но «Ликвидации», о которой много вспоминали в рекламной кампании, не получилось. Ни во что не верится, хотя всё, как «у них»: саспенс, экшн, хеппи-энд.
И городской пейзаж соответствующий – фильм снимали в самом западном городе России – Калининграде, только не знаю, обрадовались ли его жители, увидев, что в их городе хозяйничает крутейшая «французская» полиция и ничего, кроме вывесок, не напоминает о том, что это русский город.
…Сериал «Торгсин» – великолепное сосредоточие всех штампов сериалов про советское время, в каком-то смысле вершина, на которой вдобавок совершена благородная попытка примирить красных и белых. К сожалению, плохо воспринимаемая. Чем серьёзнее артисты это играли, тем труднее было сдержать смех.
Тоже больно от того, что замечательные артисты во главе с Юрием Смирновым и Сергеем Шакуровым стараются, изображают кого-то. Здесь заняты также Александра Бортич, Григорий Антипенко, Александр Носик, Екатерина Климова, Роман Мадянов, Сергей Горобченко и даже сам Марк Рудинштейн.
Сценаристы Татьяна Сарана и Василий Павлов потрудились на славу. Тут и воспетый Булгаковым Торгсин (как он блёкл и беден!), и даже конспиративное порнографическое общество «Кабуки» (тоже весьма убогое!). Спасибо, что не было поющего блатняк Сталина и насилующего комсомолок Берии, зато есть похотливый Генрих Ягода и детективная история поиска сокровищ. Ищут все: и бывшие владельцы, и научные работники, и бандиты и, наконец, высокопоставленные сотрудники НКВД, которые мечтают сбежать с ними в Лондон. Но «кровавый режим» в лице наркома Ягоды (его преступники даже умудрились, подобно героям «Налёта», ненадолго похитить) не дал совершиться безобразию. И найденное сокровище, как и сотни тонн золота, сданных в Торгсин, пошли-таки на индустриализацию. Как, впрочем, и счастливые главные герои, которые, на удивление, не сгинули в ГУЛАГе, а, подделав паспорта, пришли устраиваться на строительство Днепрогэса.
То, как буйно работала фантазия создателей сериала, как они творчески перерабатывали былое, ярко проявилось в эпизоде с тайным обществом «Кабуки», которое на самом деле существовало!
Но не в суровом 1934 году, а в расслабленном 1928-м, на закате НЭПа. И было это не общество изощрённого разврата, куда, надев маски, приходили крупные сановники (в том числе из НКВД), а компания мелких служащих, регулярно злоупотреблявшая спиртным и соответствующим женским контингентом в московском клубе строителей. Однажды один из них, бывший большевик-подпольщик по фамилии Куснирович, написал шутейный устав тайного общества, которое «создаётся на платформе общего пьянства и свободной любви». «Кабуки» разогнали, из его членов посадили только тех, кто не смог вернуть деньги, взятые в кассе взаимопомощи. В прессе о них тогда было много шума, Катаев писал своих «Растратчиков», Булгаков – «Зойкину квартиру», Ильф и Петров – «12 стульев», а нынешние Эсхилы сочинили историческую драму об изумрудном сокровище, кровавом князе Ахурбекове, его прелестной дочери, влюблённом в неё завмаге, тайном порнографическом обществе и коварных чекистах.
…Я думал, что после «Налёта» и «Торгсина» молодёжный «Филфак» на ТНТ меня окончательно добьёт. Нет, сериал про студентов-филологов, в котором одну из главных ролей сыграла опять же Александра Бортич, мне пока кажется приемлемым. Потому что, несмотря на сленг и браваду, он о том, что волнует подростков, первокурсников, юношей и девушек всех стран и времён. Они хотят выглядеть более взрослыми, преодолеть робость. Хотят любви, совершают подвиги и глупости. Взрослеют. А главное, чем меня первые серии подкупили, это то, что один из героев читает свои стихи (и неплохие), и даже (как он сказал) опубликовал их…