Кто такой князь пожарский
Пожарский Дмитрий Михайлович
Князь Д. М. Пожарский прославился как руководитель Второго ополчения и освободитель Москвы от поляков. Он принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, родоначальником которых был младший сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо – Иван. Род Стародубских князей был разветвленным, Пожарские считались в нем старшей ветвью, но им не удалось дослужиться до высоких чинов. Отец Дмитрия Михайловича рано умер, поэтому его воспитанием занималась мать из рода Берсеневых-Беклемишевых.
Первые сведения о службе Пожарского относятся к 1593 году: он «стряпчий с платьем», т.е. должен подавать одежду царю Федору Ивановичу. После воцарения Бориса Годунова в 1598 году он получил должность стольника, мать стала боярыней в свите царевны Ксении. Первое боевое крещение князь получил в 1608 году. Ему было поручено доставить продовольствие из Коломны в окруженную тушинцами столицу. Пожарский с успехом справился с заданием. Заметив воинские таланты молодого князя, Шуйский отправил его воеводой Зарайска, жители которого хотели перейти на сторону Тушинского вора. Пожарский пресек измену, а в конце 1610 года поддержал П. Ляпунова, собиравшего Первое ополчение. Но предварительно он отправился в Москву, где жила его семья. Там в марте стихийно вспыхнуло восстание против поляков, и Пожарскому пришлось вступить с ними в бой. Он был тяжело ранен и вывезен слугами из столицы в Мугреево. Там с ним встретились посланцы Кузьмы Минина и уговорили возглавить Второе ополчение.
В марте 1612 года численность нового ополчения достигла 3 тысяч, и войско двинулось к Ярославлю. Там была сделана остановка, поскольку к патриотам присоединялись новые отряды из городов. Вскоре войско достигло 10 тысяч человек. Для руководства им было создано временное правительство «Совет всей рати». Его возглавили Пожарский и Минин.
В июле в Ярославль прибыли посланцы Трубецкого с просьбой о помощи, так как к столице двигалось большое войско гетмана Хоткевича. Пожарский со Вторым ополчением сразу же выступил в поход и поспел вовремя. В августе сразу же начались ожесточенные бои с поляками. Общими усилиями войско Хоткевича было разбито. В конце октября был взят Китай-город, сдался Кремль.
После этого Пожарский с Трубецким занялись организацией Избирательного земского собора. Они рассылали по городам грамоты с просьбой прислать к определенному сроку выборщиков. К началу января 1613 года в Москве собралось около 500 делегатов, и собор начал работу. После дебатов собравшиеся члены собора пришли к выводу, что лучшей кандидатурой на престол является Михаил Федорович Романов. Он был ближайшим кровным родственником царя Федора Ивановича, отличался молодостью и не запятнал себя связями ни с самозванцами, ни с поляками. К тому же многие представители знати состояли с ним в родстве и могли стать опорой его трона. 21 февраля имя всенародного избранника было официально объявлено.
Новый царь оценил заслуги Пожарского в борьбе с поляками и усилия по избранию его на престол, за что и присвоил ему боярский чин. Во время венчания на царство он доверил ему нести яблоко-державу. В царском войске он стал ведущим полководцем. В 1618 году ему пришлось встать на пути королевича Владислава, двигающегося к Москве, и защищать Можайск. Потом он оборонял Арбатские ворота, и королевич был вынужден вернуться в Польшу ни с чем.
В разные годы Пожарский возглавлял Ямской, Разбойный и Судный приказы. При подготовке похода на Смоленск в 1632 году, царь хотел поставить Пожарского во главе войска, но князь отказался из-за подорванного ранениями здоровья. В 1633 году ему все же пришлось спасать попавшего в тяжелое положение главнокомандующего М. Б. Шеина.
В течение всей жизни Дмитрий Михайлович активно занимался церковным строительством, покровительствовал иконописцам в своих селах Палех и Холуй, переписчикам книг, музыкантам и даже скоморохам, разыгрывающим смешные сценки. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в память о своем соратнике.
Вся Москва во главе с царем Михаилом Федоровичем участвовала в его похоронах, гроб проводили до выездных ворот Белого города, ведущих к Суздалю. Полководец был похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук
Дмитрий Михайлович Пожарский
Фото Все
Видео Все
Дмитрий Пожарский | Личности | Телеканал «Страна»
Князь Дмитрий Пожарский
Дмитрий Пожарский — биография
Дмитрий Михайлович Пожарский — Русский герой народного ополчения, князь, боярин, политический деятель, освободитель Москвы от польских оккупантов. Он был справедлив и великодушен, щедр и честен. В трудные, смутные для родины времена он встал на защиту отечества. Его твёрдости духа, решимости и непримиримости к изменникам родины, можно только позавидовать.
Род князя Дмитрия Пожарского уходит своими корнями к основоположнику Москвы, Юрию Долгорукову. Он является потомком Василия Андреевича, который был уроженцем Стародубских князей, которые в свою очередь были прямыми потомками князя Владимирского, сына Юрия Долгорукова.
Детство
Имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, известны в нашей стране каждому человеку. Многие видели памятник, стоящий рядом с собором Василия Блаженного в Москве. Это первый памятник, который был воздвигнут в столице. И не в честь царя, а в честь героев, спасших своё отечество. В настоящие время в нашей стране учреждён праздник «День народного единства», который отмечают 4 ноября.
Точное место рождение Дмитрия Пожарского не известно, но есть предположение, что он родился в имении Берсеневе, Клинского уезда, которое входило в приданое его матери. Князь Пожарский появился на свет первого ноября 1578 года. Отцом Дмитрия, был Михаил Фёдорович Пожарский, потомок Рюриковичей, матушка князя была дворянского рода Беклемишевых. Звали её Мария Фёдоровна. Поместные земли князей Пожарских к тому времени конфисковал царь Иван Грозный, в пользу опричнины, так как семья Пожарских попала в опалу.
В княжеской семье родилось четверо детей. Старшая Дарья, второму при крещении дали имя Козьма, но в миру звали Дмитрий и младшие сыновья Василий и Юрий. Историки уверены, что мать Мария Фёдоровна была образованной женщиной, что было редкостью для того времени, есть предположение, что она с самого раннего детства обучала своих детей грамоте. Имеются исторические документы на собственность, написанные девятилетним Дмитрием, после смерти родителя. В том числе и на дом, наследство деда, который находился в Москве, на Сретенской улице. До наших дней сохранилась подвальная часть этого строения, это Лубянка 14.
Служение царям и отечеству
После смерти мужа Мария Фёдоровна перебирается с детьми в Москву. И начала службу боярыни при дочке Бориса Годунова. Со временем предприимчивая боярыня становится влиятельной особой при дворе. А Дмитрий уже в пятнадцатилетнем возрасте, в 1593 году начинает дворцовую службу в чине «стряпчего с платьем». Неоднократно мать и сын попадали в опалу, но в 1602 году в период царствования Бориса Годунова он был произведён в стольники.
Дмитрий Пожарский
За время своего служения отечеству, Князю Пожарскому не раз пришлось наблюдать смену власти. Период службы пришёлся на смутное, и тяжёлое время для Руси. На царском троне сменялись цари, и власть переходила из рук в руки.
Свою службу при дворе Дмитрий Пожарский продолжил и при Лжедмитрии I, и при Василии IV Шуйском, которому он присягнул на верность. Количество Лжедмитриев росло, поляки с литовцами грабили города и сёла. Среди крестьян росло недовольство, и оно зачастую переходило в бунты. Пожарский был назначен полковым воеводой во борьбе с Лжедмитрием II.
Он принимал участие в подавлении одного такого восстания, под предводительством Ивана Болотникова. Клятва верности данная Шуйскому не позволила ему участие в перевороте, который затевали московские бояре. А позднее за отличную и верную службу Василий Шуйский вернул ему поместье, которое ранее принадлежало его предкам. А в 1610 году Дмитрий Пожарский получает новое звание — воевода в городе Зарайске, в Рязанском уезде.
Жители Зарайска по примеру Каширы и Коломны уговаривали князя присягнуть самозванцу, но он упорно отказывался признавать Лжедмитрия II. И он разъяснял простому люду, что он знает только одного царя, и этот царь Василий Шуйский. Князь был верен своей присяге. В дальнейшим убеждённость его, благотворно повлияла на умы людей. И Коломна, и Кашира остались верны Василию Шуйскому.
Позднее он отверг предложение Боярской думы, принять участие в возведении на престол польского королевича Владислава. Солидарен с его мнением был и Рязанский воевода Прокопий Ляпунов. И князь Дмитрий Пожарский принимает участие в Первом ополчении, против польско-литовских захватчиков в Москве.
Освобождение Москвы
Патриарх Гермоген, заключённый в Чудовом Монастыре, написал грамоту, в которой обратился к русским людям с призывами изгнать иноземных захватчиков из Кремля. Этот призыв был поддержан архимандритом Дионисием из Троице-Сергиевской лавры, жителями Нижнего Новгорода. Именно Нижегородцы отправили своих послов к князю Пожарскому с просьбой возглавить ополчение. Пожарский совместно с земским старостой Козьмой Мининым принял участие в формировании Второго ополчения, а позже возглавил его. В 1612 году, в ополчение входили ратники Костромы, Рязани, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани. По пути они освободили Ярославль. А в конце августа они вышли к Москве и вступили в противостояние с поляками и литовцами. Они сражались с войсками литовского гетмана Ходкевича. Военные действия закончились 22 октября по старому стилю, по-новому 4 ноября, 1612 года, освобождением Москвы.
Дмитрий Михайлович Пожарский так же входил в состав Земского собора, и он предложил выбрать царя из родственников Рюриковича, сына Ивана Грозного. Им был двоюродный племянник Михаил Фёдорович Романов. В 1613 году, постановлением Земского собора он был и избран новым царём. На подтверждающей избрание грамоте, подпись Пожарского на десятом месте. При венчании на царство Михаила Романова, князь Дмитрий Пожарский держал «державу». Это говорило о его высоком положении и признательности царя за то, что он во времена смуты, твёрдо стоял за правое дело, и объединил Русь в борьбе с врагом. За свои подвиги он был награжден чином боярина, и ему пожаловали вотчину с поместьями. Военную службу князь продолжал и при Михаиле Романове. Он занимался сборами налогов, был дипломатом, а затем возглавил Судный приказ.
Личная жизнь
Личная жизнь Дмитрия Михайловича так же была насыщена событиями. Он был дважды женат. Первой его супругой стала Прасковья Варфаламеевна. В браке родилось шестеро детей. Три сына Иван, Фёдор, Пётр и три дочери Елена, Ксения, Анастасия. Всех своих дочерей князь Пожарский удачно выдал замуж. А сыновья служили при дворе Романова. Его жена умерла в 1635 году.
Пожарский во второй раз берёт в жёны дочь стольника Андрея Ивановича Голицына, княжну Феодору Андреевну Голицыну. Детей во втором браке у него не было. Он прожил с женой до самой смерти. Феодора пережила мужа на девять лет, и умерла в 1661 году.
Смерть
Умер Дмитрий Михайлович 30 апреля, 1642 году, в возрасте 64 лет. Точной причины смерти установить не удалось. Похоронили его в родовой гробнице Спасо-Евфимиевого монастыря города Суздаля. В 1765-1766 годах родовая усыпальница Пожарских была разрушена из-за своей ветхости.
Это произошло по причине пресечения рода князей. В 1851 археолог граф Уваров нашел склеп и гробницы. Позднее в 1885 году над ними построили мраморный мавзолей. Но в 1933 году его вновь разобрали, теперь по приказу Советской власти. Очередные археологические раскопки, которые проходили в 2008 году, показали, что гробница великого князя Пожарского каким-то чудом уцелела. А в 2009 году восстановили мраморный мавзолей.
Ссылки
Почему спаситель Отечества Пожарский не стал русским царём
440 лет назад, 1 ноября 1578 года, родился князь Дмитрий Пожарский, который стал впоследствии национальным героем России. Во время Смуты он стал одним из командующих (вместе с Кузьмой Мининым) Второго ополчения и в 1612 году освободил Москву от польских оккупантов, восстановил русскую государственность. Образ Пожарского навсегда вошёл в историческую летопись России.
После того как царя Василия Шуйского свергли, а московские бояре заключили договор о приглашении на царский престол польского королевича Владислава и польско-литовские войска заняли Москву, князь Пожарский стал участником Первого земского ополчения под началом рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Пожарский возглавлял один из передовых отрядов земского ополчения, которое подтягивалось к Москве. Во время антипольского восстания в Москве, начавшегося 16 марта 1611 года, Пожарский не остался в стороне и бросился в бой. Его воины вели бой на Сретенке. Ратники Пожарского держались до последнего и покинули город только тогда, когда их выгнал из столицы мощный пожар, испепеливший почти весь город. Москву зажгли немецкие наемники по приказу гетмана Гонсевского. В последний день боев на Сретенке, 20 марта, Дмитрий Михайлович получил тяжелое ранение в ногу, став до конца жизни хромым. Из Москвы тяжелораненого воеводу увезли в его вотчину, село Мугреево Суздальского уезда.
Это время лидеры земского движения использовали для формирования Совета всей земли, освященного собора. Были организованы приказы, органы местного управления на подконтрольных территориях. Войска проходили доукомплектование, велись дипломатические переговоры. Князь Пожарский и Совет всей земли подыскивали претендента на московский трон. Надо заметить, что тогда стала популярна мысль «приискать» монарха за рубежом, чтобы он не был связан со внутренними сварами и элитарными кланами. Но при этом сохранялось главное условие: будущий царь должен принять православие. Популярным кандидатом был шведский принц Карл-Филипп. «Ярославское правительство» вело переговоры со шведами, но в реальности это было прикрытие. Царем должен был стать Пожарский – спаситель России, талантливый государственный и военный деятель, представитель древнего рода Рюриковичей.
Поэтому Пожарский и Минин и не спешили идти к Москве, готовили «тыл». Поляки в Москве были осаждены остатками Первого ополчения, голодали, военной угрозы уже не представляли. В конце июня 1612 г. в Ярославль приехал келарь Троице-Сергиева монастыря и предводитель казаков Авраамий Палицын, просивший Совет всей земли ускорить движение к Москве. Пожарский по-прежнему не спешил. В июле 1612 г. на Дмитрия Михайловича было совершено покушение, подготовленное одним из лидеров Первого ополчения – атаманом Заруцким. Участники покушения были задержаны, всё рассказали, но казнить их князь Дмитрий не дал, надеясь договориться с казаками.
М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850)
Москва была освобождена от поляков. В последующие годы князь Дмитрий постепенно устранялся от реального управления страной, перестал быть заметной фигурой и занимал второстепенные должности. В разное время руководил Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным приказами. Выполнял дипломатические задачи, был воеводой в Нижнем Новгороде и Переяславле-Рязанском. 20 апреля 1642 г. герой России князь Д. М. Пожарский умер.
Постепенно память о нём стерли. Михаил Романов и его отец Филарет (Фёдор Романов – отец первого царя из рода Романовых, фактически правил за него, один из тех, кто развязал Смуту в России) сделали всё, чтобы подвиг Минина и Пожарского был забыт и затерялся среди романовских сказок, вроде «чудесного избрания» царя Михаила. Первым, кто вспомнил о подвиге Минина и Пожарского был царь Пётр Первый. Позже о национальных героях стали вспоминать в годы военных неудач. Так, события начала XIX века и Отечественная война 1812 года всколыхнули патриотические настроения. На этом фоне и стал создаваться культ Минина и Пожарского. Появляются стихи, посвященные подвигу Пожарского и Минина, в 1818 г. на Красной площади ставят им памятник с краткой надписью на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». С этого времени Минин и Пожарский стали одними из самых популярных исторических личностей России. Они стали символизировать жертвенный подвиг во имя Отечества.
7 ноября 1941 года Сталин, принимая парад на Красной площади, напутствовал уходящие на фронт полки: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Выполнен по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году
Почему спаситель Отечества не стал русским царем
Пропаганда Романовых нарисовала образ храброго, честного служаки, который даже и помыслить не мог и о царском венце и передал престол «ангельскому» юноше. Но реальность была иной. Князь Дмитрий Михайлович и Минин готовили в Ярославле Земский собор, который должен был выбрать славного воеводу царем, а поддерживавшего его митрополита Кирилла – патриархом. Со Смутой было бы быстро покончено. Вся история Русского государства могла пойти иным путем.
Однако судьба распорядилась иначе. В июле 1612 года войско гетмана Ходкевича двинулось на Москву. Перед Пожарским и Мининым возникла роковая «вилка»: идти к Москве, что означало крушение плана спасения государства, который уже воплощался в жизнь. Под Москвой придётся сотрудничать с остатками Первого ополчения, делиться с ним плодами ополчения. То есть признать законность его вождей, простить «воровских казаков». При этом в Москве сильны позиции бояр-предателей, которые по прежнему имели большую власть и силу (богатства, земли и людей), то есть возможности повлиять на выборы царя. Но, с другой стороны, стоять в Ярославле и ждать, пока Ходкевич деблокирует Москву, тоже было опасно. Это компрометировало Второй ополчение, которое собиралось для освобождения Москвы, и особенно его вождей. Узнав о походе Ходкевича, многие казачьи атаманы из подмосковных «таборов»-лагерей умоляли Пожарского о помощи. С аналогичными просьбами выступало и духовенство. Из двух зол выбрали, казалось, меньшее. Выступили на Москву.
В ходе капитуляции поляков, засевших в Кремле, Пожарский совершил роковую ошибку. Он признал бояр «пленниками ляхов». После переговоров земские вожди и боярское правительство заключили договор и скрепили его присягой. Бояре получили гарантии того, что им будут сохранены родовые наследственные земли. В ответ Боярская дума, имевшая значение высшего органа монархии, согласилась аннулировать присягу польскому королевичу Владиславу и порвать отношения с польским королем. То есть земские воеводы по умолчанию признали ложь, что «литва» держала бояр в неволе во время осады Москвы. Фактически Пожарский и Минин могли этого не делать. Боярская дума утратила свою роль уже при Иване Грозном. А в годы Смуты Боярская дума себя полностью скомпрометировала. Да и сослав думы был весьма слабым. К 1612 году в России почти не осталось бояр, которым этот чин присвоил Иван Грозный. Кому-то дал боярский чин Борис Годунов, другим – самозванцы и Василий Шуйский, то есть весьма далекие от сакральности цари. Сама Боярская дума признала их незаконными царями, то есть и боярские чины были получены незаконно. Теперь род Ивана Калиты пресекся, и правителем России с точки зрения формального права должен был стать князь Рюрикович, а не потомок «худородных» бояр – холопов московских князей.
Кроме того, формальное право Пожарский мог поддержать правой силы – у сидевших в Москве бояр в это время не было дружин, «большие батальоны» были только у Дмитрия Михайловича и лидера Первого ополчения – Трубецкого. Таким образом, право и сила были в этот переломный момент на стороне князя Пожарского. Он мог спокойно признать бояр предателями («врагами народа»), что было правдой, отдать их под суд, а их земли и имущество отдать своим людям и казакам, укрепляя свои позиции в служилом сословии. Также стоит помнить, что Пожарский в это время был кумиром дворян, земских ратников и казаков – то есть народа. И каждому, кто пожалел бы бояр и стал противиться Пожарскому, казаки быстро бы головы срубили. Понятно, кого бы выбрали царем на Земском соборе 1613 года. На русском столе восстановилась бы династия Рюриковичей.
Однако Пожарский поступил благородно. Сам, своими руками исключил их из лагеря предателей и оккупантов (хотя именно бояре и устроили Смуту в России), вернул вотчины, сохранил богатство. И через несколько месяцев, вернув вотчины, бояре смогли восстановить свои личные отряды, вернуть власть и посадить на трон «своего» царя. Так появилась третья сила, кроме Первого и Второго ополчений, которая могла вести борьбу за престол. Более того, сила опытная в интригах, подлая.
Зиму 1612 – 1613 года князь Пожарский провёл в Москве. После освобождения столицы от поляков его влияние постепенно падало. Дмитрий Михайлович активно участвовал в борьбе за престол. Но на Руси не принято было предлагать себя в качестве кандидата на престол. В частности, ни Годунов, ни Михаил ни разу не предлагали себя на престол, а наоборот, категорически от него отказывались. Пожарский следовал традиции. Но, к сожалению, он совершил две роковые ошибки. О первой говорилось выше – не извёл предателей-бояр. Хотя имел на это право и силу для этого. Он мог подвергнуть их опале, конфисковать вотчины и богатства, ликвидировав как политических противников. Мог даже уничтожить физически. Вторая ошибка – роспуск дворянских отрядов Второго ополчения. В результате утратил силовой аргумент и воровские казаки, которых, видимо, подкупили заинтересованные лица, смогли с помощью угрозы применить силу, а в отдельных случаях и грубой силой протащить на престол Михаила Романова. То есть кандидата, который полностью устраивал боярские кланы, виновные в Смуте. Они сохранили власть, богатства и земли.
В польских и шведских источниках прямо говориться о том, что Михаила Романова посадили на трон казаки. В протоколах допроса стольника И. Чепчугова и дворян Н. Пушкина и Ф. Дурова, попавших в 1614 году в плен к шведам, сообщается: «Казаки и чернь не отходили от Кремля, пока дума и земские чины в тот же день не присягнули Михаилу Романову. Тоже рассказывали дворяне, которые попали в плен к полякам. Польский канцлер Лев Сапега прямо сказал пленному Филарету Романову: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки». В апреле 1613 года шведский разведчик доносил из Москвы, что казаки избрали Михаила Романова против воли бояр, принудив Пожарского и Трубецкого дать согласие после осады их дворов. Французский капитан Маржерет, служивший в России со времени Годунова, в 1613 году в письме к английскому королю Якову отмечал, что казаки выбрали «этого ребенка», чтобы манипулировать им.
Фактически не было в Москве и правомочного Земского собора, чтобы избрать царя. Сам Михаил Романов был недалеким юношей, который не имел никаких заметных военных и государственных талантов. По «праву крови» он уступал всем своим конкурентам. Его отец был в плену у поляков, то есть у Польши оставалась возможность давления на русского царя. Избрание царем Михаила надолго лишала Россию духовного вождя – патриарха, так как Михаил и его мать желали в патриархи только Филарета. Наконец, «кроткий» (слабый умом) Михаил был настолько пустышкой, что за царя фактически правила его мать – инокиня Марфа и его родня – Салтыковы.
В результате вместо блестящего полководца, способного политика и дипломата, спасителя России, представителя священной династии Рюриковичей князя Дмитрия Пожарского, на трон возвели ничтожество, и все бояре, «враги народа», устроившие кровавую Смуту смогли спокойно вздохнуть. Против Пожарского сплотились все – часть духовенства, и московские бояре, отсиживавшиеся в Кремле с поляками, и недальновидный Трубецкой (сам мечтал о престоле), и воровские казаки.
Пожарский, распустив дворянские полки, лишил себя последней возможности занять московский стол. Часть дворян ушла на запад, воевать с поляками, а большая часть разъехалась по поместьям из-за отсутствия хлеба в Москве. Зато в Москве и Подмосковье остались тысячные толпы воровских казаков. В Москве за Яузой возник целый казацкий городок – Казачья слобода. Было и ещё несколько казацких таборов под Москвой. При этом казаков не донских, не запорожских, а местных – московских, костромских, брянских и т. д. Это были бывшие холопы, крестьяне, посадские люди. За долгие годы Смуты они привыкли к «вольной жизни» и возвращаться к прежним занятиям не желали. Они отвыкли работать и жили разбоем и подачками самозванных «царей». Пожарского и дворянское войско они люто ненавидели. Приход к власти Пожарского или шведского (польского) королевича был для них катастрофой. Донские казаки могли получить жалованье, подарки и с песнями уйти в свои станицы. А местным воровским казакам куда идти? Да и наломали дров они немало, не было города и селения, где казачьи банды не грабили бы, не насиловали, не пытали и не убивали. Возвращаться к мирной жизни и отвечать за свои дела они не желали.
Таким образом, стоявшие за Романовыми силы и воровские казаки быстро нашёл общий язык. Им нужен был слабый царь, сильной власти, при которой придется давать ответ, они не желали. В итоге и получилось так, что лучший вариант – с славным, храбрым воеводой, освободителем Москвы, вдобавок прямым Рюриковичем, и не прошёл. Тушинские казаки, тушинские бояре, тушинский патриарх и его родственники и протащили своего царя – недееспособного юношу, из рода, который с 1600 года участвовал во всех интригах и поддерживал всех самозванцев.