Кто такой козьма прутков
Козьма Петрович Прутков. Загадочная Легенда Афоризмов и Сатиры. Цитаты
КОЗЬМА ПЕТРОВИЧ ПРУТКОВ (11 апреля 1803-13 января 1863) — Литературная маска, псевдоним, под которым в 50–60-е годы XIX в. выступали поэты и писатели — Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы в журналах «Современник», «Искра» и другие. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы, завоевавших народное признание.
Поэт, драматург, философ, директор Пробирной палатки, Козьма Прутков – гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной, реально существовавший, писатель.
Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь («Зри в корень!», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», «Век живи – век учись», «Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Козыряй!»).
В Козьме Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться.
Начало литературному образу Козьма Прутков было положено на Липецкой земле летом 1851 года в усадьбе братьев Жемчужниковых — Павловке (ныне Долгоруковский район). Туда с визитом нагрянул Алексей Константинович Толстой.
Легенда была проработана с необычайным тщанием. Не был тайной ни адрес Пруткова (он жил в большой казенной восемнадцати комнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, отходящей от Невского проспекта), ни его внешность.
Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Петровича Пруткова, «родился» всенародно любимый лирик, философ, острослов, тонкой души человек в начале XIX века, 11 апреля.
Он появился на свет в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда, входившего в то время в Вологодскую губернию, и происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода.
Дед его, отставной премьер-майор и кавалер Федот Кузьмич Прутков, оставил потомству знаменитые «Гисторические материалы», которые, при всей их старомодности и неуклюжести слога, обладают несомненными достоинствами, содержат глубокие и остроумные мысли. Будучи уже зрелым литератором, Козьма Прутков опубликовал «Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», скромно объявив в предисловии: «Весь мой род занимался литературою» – и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.
Кроме биографии Козьмы Пруткова, был также воссоздан и его «портрет», студентами Академии художеств, занимавшимися и живущими вместе. Это были — Лев Михайлович Жемчужников, будущий профессор Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.
«Портрет», отпечатанный в том же 1853 году в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров.
Описывая внешность своего героя, «издатели» не утаили и такие особенности внешности писателя, как «две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы» и «кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов».
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой и пародировали литературное подражательство.
Единственный памятник гениальному Козьме Прутковую установлен на долгоруковской земле. Автором памятника является Иван Александрович Христенко – краевед, бывший директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский», ежегодно устраивающий Жемчужниковские чтения.
23 апреля 2003 года – в день 200-летия Козьмы Пруткова учреждена пародийная премия юбиляра «Чугунный Козьма».
В сентябре 2004 года – в год 150-летия появления имени Козьмы Пруткова в печати – вышел сайт юбиляра с его полным собранием сочинений.
Цитаты Козьмы Пруткова:
Козьма Прутков
История персонажа
Великий философ, писатель и острослов Козьма Прутков полюбился читателям XIX века с первой публикации в прессе. Его «родители» отмечали главные качества героя – безграничное усердие и полнейшее отсутствие чувства юмора.
Козьма Прутков
Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.
История создания
Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт Петр Ершов, а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.
Алексей Толстой
История создания гениальной мистификации русской сатиры началась летними вечерами 1851 года, когда в имении деревни Павловка собрались на «каникулы» Алексей Толстой и его двоюродные братья. Острословы и шутники коротали часы за баловством и насмешками над современниками и явлениями жизни.
Каждый повелевал своей стихией: Толстого увлекало эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников придумывал комические сценарии для домашнего театра, у Александра блестяще получалось облекать в басни нелепые истории, а Владимир обладал даром пародиста. Так родилась на свет первая басня Пруткова «Незабудка и запятки», а вслед потянулась цепочка из нравоучительных рассказов – «Цапля и беговые дорожки», «Кондуктор и тарантул» и другие. Братья так увлеклись, что к концу лета скопился десяток сатирических произведений.
Алексей Жемчужников
Владимир в письме другу отмечал, что шуточные произведения придумывались в качестве доказательства «излишеств похвал Крылову» – басни получаются у других людей не хуже. А также добавил:
«… по возвращении нашем в Санкт-Петербург … с братом Алексеем и графом А. Толстым пришли к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества».
Родившийся случайно Прутков позже обрастал качествами уже сознательно. В середине 50-ых годов к балагурству авторов присоединился Петр Ершов, с которым Владимир познакомился, когда служил в Тобольске. Вместе с создателем «Конька-Горбунка» явили миру комичную оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Это произведение потом пришло к читателю под авторством отца Козьмы Пруткова. Так выдуманный персонаж получил родословную.
Владимир Жемчужников
Имя Пруткову подарил камердинер Жемчужниковых, которого, впрочем, звали Кузьмой. Позже «у» поменялась на «о» с легкой руки проказника Александра. Примерно в это же время новый житель литературного Олимпа «получил» профессию и чин, женился, обзавелся потомством.
Произведения вымышленного писателя пришли к читателям в 1854 году. На страницах приложения к журналу «Современник», юмористического издания «Литературный ералаш» заблистали «Досуги Козьмы Пруткова», а спустя пятилетку публика хохотала над творением «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова».
Александр Жемчужников
Для полноты картины авторы публиковали «Мысли и афоризмы», а так же анекдоты «Из записок моего деда» в журнале «Искра». Завершили литературную карьеру вымышленного героя публикации в «Свистке», датируемые 1863 годом.
Все книги Пруткова до революции выдержали более 10 изданий, а в XX веке полки книжных магазинов обогатились «Полным собранием сочинений Козьмы Пруткова».
Биография
Биография Кузьмы Петровича началась то ли в 1801, то ли 1803 году – авторы так и не определились. Зато для дня рождения установили точную дату – 11 апреля. Родился будущий острослов и философ в деревне Тентелевой Вологодской губернии в семье небогатых, но уважаемых дворян. Главное историческое наследие Прутковым досталось от деда Федора Кузьмича: «Гистоические материалы» хоть и написаны «невозможным» языком и слогом, но ценны остроумными мыслями.
Образ Козьмы Пруткова
В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили Державин, Хмельницкий и даже сам Сумароков.
Наукам Прутков обучался дома, где в роли учителя выступил священник. Литературный талант проглядывался уже в раннем возрасте, ведь оценка по русской словесности значилась как «назидательно-препохвально». Жизненные дороги прослеживаются в его афоризмах. Например, в юности Козьма понял истину:
«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».
Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.
Деревянный бюст Козьмы Пруткова
Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:
«Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию».
Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.
Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов
В середине XX века персонаж получил пропуск в молодежный кружок, в который входили братья Жемчужниковы и граф Алексей Толстой. До этого момента Прутков даже не помышлял о литературной деятельности, но товарищи убедили нового друга в его исключительных писательских способностях. Окрыленный такой поддержкой, Козьма написал комедию «Фантазия». Произведение даже поставили в Александрийском театре, но тут же оно попало в опалу у властей и было запрещено.
Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.
Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.
Высказывания и афоризмы
Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:
Одного яйца два раза не высидишь.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Влюбленный в одну особу страстно — терпит другую токмо по расчету.
Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
Биография Козьмы Пруткова
Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых). Согласно нескольким свидетельствам современников, также немалое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принял штабс-капитан Александр Аммосов, рано умерший вследствие тяжёлых ранений. В частности, его перу принадлежит известнейшая басня «Пастух, молоко и читатель».
Так, согласно официальному некрологу от 1863 года Козьма Прутков появился на свет 11 апреля 1803г. в деревне Тентелевой, которая находилась в Сольвычегодском уезде. На карте подобной деревни, разумеется, нет, зато есть Козьмино – не иначе, переименованное в честь нашего героя. Почти весь род Прутковых занимался литературой. Дед успел написать мемуары, отец – также. Записки деда Козьма даже опубликовал, из отцовских сочинений – лишь оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Род Прутковых был хоть и небогатым, но дворянским. Ребенок получил прекрасное домашнее воспитание. Рано начал марать бумагу.
Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять (4 дочери и 6 сыновей).
Семья проживала в Петербурге в большой казенной восемнадцатикомнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, что берет свое начало от Невского проспекта у Казанского собора. Там находилась и Пробирная Палатка Горного департамента министерства финансов.
Но как бы ни были велики служебные успехи и семейные достоинства К. П. Пруткова, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературною своею деятельностью. Между тем он пробыл в государственной службе (считая гусарство) более сорока лет, а на литературном поприще действовал гласно только пять лет (в 1853-54 и в 1860-х годах).
До 1850 года, именно до случайного своего знакомства с небольшим кружком молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, – Козьма Петрович Прутков и не думал никогда ни о литературной, ни о какой-либо другой публичной деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной Палатки и далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 году граф А. К. Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, не предвидя серьезных последствий от своей затеи, вздумали уверить его, что видят в нем замечательные дарования драматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию «Фантазия», которая была исполнена на сцене Александринского театра, в высочайшем присутствии, 8 января 1851 года. В тот же вечер, однако, по особому повелению властей она была изъята из театрального репертуара.
Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.
Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.
«Братья Жемчужниковы нечестно поступили, умолчав об Александре Аммосове, который более Алексея Толстого участвовал в их кружке: «Запятки» и «Пастух и молоко» — не их, а Аммосова. Это знают многие, а будь жив граф Алексей, он, как человек честный, правдивый не допустил бы этой передержки».
— П.В.Шумахер об авторстве некоторых произведений Козьмы Пруткова
Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (однокашник Лермонтова и известный острослов) в своём письме (от 15 февраля 1859 г.) к художнику-искровцу Николаю Степанову. Отдельным образом привлекают внимание даты этих свидетельств, — ни в 1859, ни даже в 1884 году речь не шла о том, чтобы каким-то образом «примазаться» к славе «великого» Пруткова.
Козьма Прутков
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.
Содержание
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»
Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблиз ж/д станции Саблино.
Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом — и орден св. Станислава 1-й степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Великий и могучий Козьма Петрович Прутков
В моих устах спокойная улыбка,
В груди – змея!
Козьма Петрович Прутков – русский оригинальный писатель, начавший печататься ещё до своего рождения. Ещё не родившись, он был уже пятидесятилетним статским советником и занимал почётную должность директора Пробирной Палатки, будучи также кавалером ордена Святого Станислава 1-й степени.
«Вы знаете, я слаб
пред волей женщины, тем более девицы».
О силе любви он сделал собственный вывод: «гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно».
У Пруткова, как у Пушкина, был свой «донжуанский список», где фигурировали имена Катерины, Зои, Маланьи, Амальи и никогда не упоминалось имя жены.
У Козьмы Петровича Пруткова не было детства, он, как говорилось выше, родившись, сразу стал печататься в журнале «Современник», подписывая свои произведения честно и откровенно: тайный доброжелатель Козьма Прутков.
Это показательно для Пруткова, ибо так открыто и честно поступают только самые великие писатели. А Козьма Петрович был великим. Ну, если не великим, то, определённо, выдающимся сатириком своего времени.
О себе, как о поэте, Прутков писал:
Как литературный образ, Козьма Прутков «родился» в усадьбе братьев Жемчужниковых (Павловка Липецкой области), куда в 1851 году на лето приехал отдыхать их двоюродный брат Алексей Константинович Толстой. У друзей-братьев было своеобразное развлечение, называемое ими «прутковский кружок» (от имени камердинера одного из братьев, которому за заимствование фамилии дали 50 рублей).
Алексей Жемчужников объяснял Ивану Бунину: «Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти».
Помимо братьев участниками кружка были поэт Александр Аммосов и художник Лев Жемчужников (ещё один из братьев). Братья и гости увлекались литературой: граф Толстой писал сатирические стихи, Алексей Жемчужников театральные комедии, Александр сочинял афоризмы и басни.
Владимир Жемчужников писал, что сочиняемые в «прутковском кружке» басни-шутки привели его «с братом Алексем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова».
Вот так писатель-чиновник, наивный остроумец и правдолюб Козьма Прутков стал коллективным псевдонимом четырех братьев-друзей-писателей.
Русский писатель, поэт, журналист и юморист Феликс Кривин как-то сказал: «Когда поэт становится чиновником, он поднимается над литературой. А когда чиновник становится поэтом, он опускает литературу до себя».
Козьма Прутков не поднимался над литературой и не опускался, он по праву занимал в литературе видное и прочное место и относился к своему творчеству со всей ответственностью и серьёзностью, не боясь выставлять на всеобщее обозрение свои смешные и нелепые черты характера.
В одном из писем Алексей Жемчужников писал о Пруткове:
«В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он дает советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России, он пишет «прожекты».
Самым энергичным « отцом» Пруткова был Владимир Жемчужников, он же подарил Козьме Петровичу дату своего рождения. Теперь благодарные потомки знают, что великий бытописатель и сатирик родился 11 апреля 1854 года.
Отсутствие матери при обилии отцов сделало характер Козьмы Петровча прямолинейным, твёрдым, серьёзным и напрочь лишённым гибкости. Он говорил то, что думал, и его глупые простодушные высказывания обладали мудростью правды.
Племянник Козьмы Петровича Калистрат Шерстобитов так описывал внешний вид дядюшки:
..его высокое, склоненное назад чело, опушённое снизу густыми рыжеватыми бровями, а сверху осененное поэтически всклоченными, шантретовыми с с проседью волосами; его мутный, несколько прищуренный и презрительный взгляд; его змеиная саркастическая улыбка, всегда выказывавшая целый ряд, правда, почерневших и поредевших от табаку и времени, но всё-таки больших и крепких зубов№ наконец – его вечно откинутая назад голова и нежно любимая альмавива.
Опираясь на «показания» племянника Шерстобитова, Лев Жемчужников в 1853 году нарисовал карандашный портрет Козьмы Петровича – это был единственный прижизненный портрет великого мыслителя и баснописца.
При подготовке выпуска первого сборника произведений Пруткова, понадобился портрет автора. Лев Жемчужников передал созданный им портрет Пруткова художникам Александру Бейдеману и Льву Лагорио, которые перерисовали его на литографский камень.
Когда портрет на камне был готов, тщеславный Козьма Петрович вдруг потребовал, чтобы внизу портрета поместили лиру с исходящими вверх лучами. Молодые художники, насколько это было возможно, выполнили просьбу мэтра и добавили на камне лиру с лучами.
Портрет очень понравился Козьме Петровичу, особенно его порадовали тщательно прорисованные изящные подробности, выражающие его поэтическую, деловую и непреклонную натуру, это:
— искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью волоса;
— две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы;
— кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов;
— длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею;
— плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо;
— кисть левой руки, плотно обтянута я белою замшевою перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти перстни были ему пожалованы при разных случаях)».
Портрет был отпечатан в литографии Тюлина большим тиражом, но по тайным соображениям цензуры портрет не был разрешён к печати, отчего не состоялось и всё издание.
Позже, когда литографию Тюлина перемещали в другое место, все отпечатанные экземпляры портрета (кроме пяти, что были у издателя), пропали вместе с камнем. К изданию сочинений, которое всё же состоялось позднее, были приложены не подлинные оттиски с камня, а копия изображения, сделанная с одного из уцелевших экземпляров. Копирное изображение было уменьшено, поэтому лира с лучами практически не отобразилась.
Козьма Петрович отозвался на свой портрет следующим стихотворением: «Мой портрет»:
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг,
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, –
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я.
В моих устах спокойная улыбка,
В груди – змея!
Достоевский по достоинству оценил своего литературного собрата, сказав о нём,: «Есть у нас один замечательный писатель, краса нашего времени, некто Козьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности».
К началу 1860-х «отцы-родители» Козьмы Петровича жили уже далеко друг от друга, и им было трудно общаться и согласовывать творчество Пруткова и сохранять его образ целостным.
В итоге, прожив всего 12 творческих лет, Козьма Петрович «почил в бозе» в 1863 году.
Его любимый племянник Калистрат Шерстобитов писал в некрологе:
Славные художники профессор Бедеман и Лев Жемчужников поразительно верно передали его замечательную наружность на портрете, который предназначен для украшения полного собрания сочинений покойного. Я уверен, что, по отпечатании этого собрания, оно будет раскуплено нарасхват образованной частью публики; иначе, впрочем, и быть не может!»
Деликатный и скромный Козьма Петрович Прутков поступил так, как советовал другим: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».