Щит и меч о чем
Многосерийный фильм «Щит и меч»
Сначала был роман «Щит и меч». Но задуман он был автором как книга о советских разведчиках, работающих в Америке: в начале 1960-х, на фоне ядерного противостояния двух держав — СССР и США, тема была весьма актуальной. Генерал-лейтенант КГБ Виталий Павлов, в те годы курировавший работу нелегалов за границей, даже устроил встречу писателю, одновременно главному редактору журнала «Знамя» Вадиму Кожевникову, с легендарным Рудольфом Абелем, которого за несколько лет до этого обменяли на американца Фрэнсиса Пауэрса. Но тот, прочитав первые главы романа, наотрез отказался связывать свое имя с главным героем книги Александром Беловым (по замыслу автора, здесь прослеживалась перекличка имен: Абель — А. Белов): уж слишком он напоминал разведчику Джеймса Бонда. И тогда партийные идеологи предложили Кожевникову написать другой роман — о военных разведчиках. И прототипом Белова стал другой герой войны, известный разведчик-диверсант Александр «Зорич» Святогоров.
Это позволило Святогорову передать в Москву список шпионов, засланных на территорию советских войск, а затем и ликвидировать шефа СС Украины и Заднестровья.
Станислав Любшин (слева) и Владимир Басов на съемках
Роман Кожевникова «Щит и меч» вышел в 1965 году и сразу стал популярным. Дочь писателя Наталья, которая впоследствии также стала литератором, вспоминает, что отец был недоволен успехом романа, так как он оттенял его военные рассказы, которые тот считал более ценными.
Идея экранизации книги появилась через год, когда стали думать, как кинематограф может отметить пятидесятилетие внешней разведки. Времени оставалось мало, поэтому создание картины решили поручить человеку, которого считали одним из самых «быстрых» режиссеров отечественного кино, — Владимиру Басову.
В памяти большинства Владимир Басов остается мастером эпизода или актером второго плана: продавец пиявок Дуремар из «Золотого ключика», полотер из «Я шагаю по Москве», шеф гангстеров из «Приключения Электроника», Волк из фильма «Про Красную Шапочку» и других. И только специалисты и настоящие любители кино знают его в первую очередь как режиссера, который снял такие фильмы, как «Дни Турбиных» по Булгакову, «Метель» по Пушкину, «Тишина» по Бондареву и пятнадцать других отличных картин.
За сценарий фильма «Щит и меч» Басов и Кожевников взялись с неохотой. Они оба были фронтовики, хорошо знали, что такое война, и им не хотелось создавать очередной пропагандистский фильм о бравых советских разведчиках, которые лихо обводили вокруг пальца недалеких офицеров-фашистов, выуживая у них военные тайны. Но по мере написания сценария у режиссера стало складываться свое видение будущей картины.
Олег Янковский (слева) в роли Шварцкопфа и Станислав Любшин в роли Белова
ФОТО: кадр из фильма «Щит и меч»
«Щит и меч» снимался в течение года и двух месяцев. Потом был монтаж, озвучка, утверждение — в общем и целом на все это ушло два года, и к назначенному сроку — 50-летию создания органов госбезопасности, которое отмечалось в декабре 1967 года, не уложились. Режиссера неоднократно вызывали «на ковер», ругали, грозили ему выговорами и снятием с ленты, но он стойко терпел. Впоследствии Басов вспоминал, что мог бы и быстрее снять, но тормозили бюрократические проволочки, связанные с выездом актеров за границу: фильм, кроме Калининграда, снимался в Польше и Германии.
Немало времени заняла и озвучка. Но оно того стоило. Впервые в советском кино был точно подобран фон немецких песен и маршей, которые звучат лейтмотивом или по радио. А когда пришло время утверждать картину, разразился вдруг страшный скандал.
В картине все было не так, как в привычных для советского зрителя фильмах про военных шпионов. Разведчику противостояли не карикатурные немецкие офицеры, а вышколенные, умные, дисциплинированные и образованные соперники-гестаповцы, безупречные по внешнему виду — настоящая армия, готовая к большой войне. Даже аккуратная форма немецких офицеров, которую специально сшили к фильму, производила впечатление и на актеров, и на потенциальных зрителей.
Офицеры подтвердили — настоящий разведчик-нелегал выглядит именно так — неброский и скромный. То есть без особых примет.
Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой — он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики…
Пока киноведы и кинокритики разбирались в недостатках и достоинствах фильма, выбор за них сделали зрители, которые буквально штурмовали кинотеатры. Четырехсерийную картину показывали частями: по две серии. Чаще всего те, кто посмотрел первые серии, не дожидаясь следующего дня, шли в кассу за билетами на третью и четвертую. Школьники переписывали друг у друга тексты песен «С чего начинается Родина» и «Махнем не глядя». В конце года исполнитель роли Александра Белова — Станислав Любшин — был назван лучшим актером СССР 1968 года, а его партнера по фильму, тогда еще никому не известного актера саратовского драмтеатра Олега Янковского режиссеры стали наперебой приглашать в кино.
Кстати, то, как попал Янковский в кинематограф, уже стало легендой. Владимир Басов никак не мог найти актера на роль друга главного героя — Генриха Шварцкопфа. Увидев во Львове молодого человека, сидящего в гостиничном кафе, он сказал супруге: «Вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер. Скорее всего, физик или филолог».Оказалось, молодой человек — актер, который приехал в город с театром на гастроли. Так великий Олег Янковский получил свою первую роль в кино.
Александр Басов, режиссер, сын Владимира Басова:
— Изначально серий в фильме должно было быть три. Но чтобы сеансы были равновеликими — у кинопроката свои законы — потребовали снять четыре серии, так как хотели показывать по две на смежных сеансах. Отец рассказывал, что, когда критики пеняли на то, что заключительные серии получились слабыми, ему было досадно. Если бы картину передали из Госкино в Комитет по телевидению и радиовещанию и не стали искусственно удлинять метраж, она бы от этого только выиграла.
Сначала Владимир Басов собирался использовать в фильме песню, написанную на стихи Твардовского. Но когда поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер принесли ему «С чего начинается Родина», другие варианты уже не рассматривались. Правда, и тут режиссер был вынужден стоически отражать нападки критиков: «Как можно Родину ассоциировать со стуком вагонных колес, картинкой в букваре или отцовской буденовкой?» — возмущались они. Точку в споре поставило исполнение песни Марком Бернесом, и очень скоро она стала народной. А ее первая строчка долгие десятилетия была темой школьных сочинений.
О фильме Щит и меч
У него были десятки блестящих операций, но роман был посвящен событиям времён войны, когда Святогоров внедрился в немецкую разведшколу и завоевал доверие руководства. Это позволило ему составить и передать в Москву список шпионов, засланных на советскую территорию, а потом и поучаствовать в ликвидации одного из шефов СС. Позже Святогоров был приглашён консультантом на съёмки фильма.
Роман получил название «Щит и меч» — именно так всегда выглядел символ органов госбезопасности. Он был опубликован в 1965 году и пользовался большой популярностью у читателей. А уже через год перед кинематографистами поставили задачу отметить пятидесятилетие внешней разведки, и было решено экранизировать роман Кожевникова. Съёмки поручили Владимиру Басову — он считался одним из самых «быстрых» режиссёров и как раз был не занят.
Басов и Кожевников, которым предстояло ещё написать сценарий, перспективе не очень обрадовались — боялись, что после многочисленных правок получится очередной фильм про героических разведчиков и недогадливых фашистов. В романе же были прописаны очень сильные противники — умные, образованные и опытные немцы из Абвера, которых в советском кино тогда было не принято показывать. Однако, правок не последовало.
На главную роль Басов утвердил Станислава Любшина. Госкино кандидатуру отклонило — там хотели видеть кого-то более мужественного и фактурного, вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика». Режиссёр обратился к ветеранам-консультантам, которые подтвердили его мнение, что настоящий разведчик должен выглядеть именно так — неброско и без особых примет. Решающим стало слово консультанта Святогорова, которому Любшин очень понравился.
Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой — он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики…
До последнего искали актёра на роль Генриха Шварцкопфа — уже надо было начинать, а не было даже запасного варианта. Вместе со съёмочной группой Владимир Басов поехал во Львов. В ресторане гостиницы он заметил молодого человека, который внешне идеально подходил на роль молодого арийца. Это был Олег Янковский, который гастролировал с родным Саратовским драмтеатром… Басов был уверен, что это какой-нибудь физик или филолог — даже сказал жене, актрисе Валентине Титовой, что актёров с такими лицами не бывает. Когда выяснилось, что все-таки бывают, Янковского тут же пригласили на пробы. Он получил свою первую роль в кино и сразу после премьеры перешёл в категорию популярных актёров.
Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись советские и немецкие кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи. Станислав Любшин вспоминал, как в перерыве они с Янковским в офицерских формах и Альгимантас Масюлис в форме оберфюрера забежали в бар перекусить. И когда они зашли — все посетители бара встали, чтобы поприветствовать генерала… Актёры развернулись и ушли с испорченным настроением.
В фильме «Щит и меч» впервые в советском кино с экрана зазвучали немецкие марши, военные песни и даже государственный гимн ГДР. Основной же темой многосерийного фильма стала песня «С чего начинается Родина», которую специально для съёмок написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский.
К юбилею органов госбезопасности закончить фильм не успели. Владимира Басова регулярно вызывали к начальству и кураторам, ругали, угрожали снятием с ленты и выговорами. Но он никак не мог ускорить процесс: во-первых, из-за бюрократических проволочек, а во-вторых, ускорить означало начать халтурить… Планировали выпустить фильм в прокат в декабре 1967 года, а получилось так, что первые две серии вышли в августе 1968, а ещё две уже в сентябре. Успех был грандиозный, и в списке лидеров за всю историю советского кинопроката «Щит и меч» занял восьмое место.
А теперь я хочу немного отойти от официоза и рассказать о ляпах и в романе Кожевникова, и в фильме Басова. Тогда, когда фильм вышел на экраны, они не так бросались в глаза, а в наше время, когда стали доступны некоторые секреты работы нашей разведки и спецслужб Третьего рейха, они видны. Как известно, в первых двух сериях этого фильма события разворачиваются на территории оккупированной Польши, где очень вольготно действовала группы из представителей разных национальностей под руководством бывшего летчика Зубова, которого играл Александр Мартынюк, сбитого над территорией противника, побывавшего в партизанах и потом ставшего подручным нашего разведчика Белова-Вайса. На самом деле работать в Польше диверсантам было очень трудно. Удивительно, что все действия нашего разведчика происходят в теплое время года, как будто зимой он брал каникулы. И так было на протяжении пяти лет войны.
В то же время было непонятно, как осуществлялась связь Белова с Москвой. Если через связную, которую играла Величко, то понятно, именно на связнике она и погорела, но и после того, как она оказалась в застенках гестапо, связь не прекратилась. А ведь известно, что связь в разведке самое уязвимое место.
Далее, группа бывшего летчика, переодетых в форму эссесовцев, освобождает узников какой-то тюрьмы, где находят связную, и отправляет её на лечение к каким-то полякам. Причем освобождают с такой легкостью, как будто фрицы сами подставляли свои головы под пули этой группы интернационалистов. И куда же потом подевались узники этой тюрьмы, а это не один и не два человека, их надо было переодеть, выдать документы, как кричал Вайс, бегая среди заключенных. Когда это все успели сделать, непонятно.
Но самые интересные события стали происходить в Берлине, куда Вайса, как образцового арийца, перевели из военной разведки (абвера) в политическую под руководством Вальтера Шелленберга, которого в фильме почему-то называют Зонненбергом. Уж консультант Святогоров это должен знать. И потом Вайс перевозит секретные сведения, даже золото и деньги в своей машине, видимо, за границу, но по большей части предоставлен сам себе – ездит к врачу в салон, обедает (салон врача и кафе разместили в одном помещение, только обои разные.) И в центре Берлина, в косметическом салоне свободно работает рация, и никто её не ищет. Что про гестапо, по фильму «Семнадцать мгновений весны», это не скажешь. Видимо, все гонялись за радисткой Кэт по окрестностям Берлина и за центром города не следили?
Ну, хорошо, с рацией хоть не все понятно, но хоть есть какие-то объяснения. Но как в 17 км от Берлина производят нападение на колонну с детьми из концлагерей, отбивают их и не одного, а добрых полсотни детишек куда-то девают? Это в центре Германии, где все доносят друг на друга и как огня боятся гестапо. А интернациональная бригада находит им такое место, где их кормят-поят и еще присматривают, чтобы не шалили. Детский сад, ей Богу.
Потребовалось доставить захваченного еще перед войной немца, чтобы племянник известного Швацкопфа перешел на сторону коммунистов – пожалуйста, где-то недалеко под Берлином сел наш самолет, пленник побеседовал с племянником, и самолет спокойно улетел. Это даже не цирк, а волшебство.
Или звание этого Вилли Шварцкопфа в начале фильма – штандартенфюрер, т.е. полковник. Невелика шишка, Штирлиц тоже имел такое звание, но уж на приемы к Гитлеру в рейхсканцелярию его не приглашали, как Шварцкопфа, и его племянника-алкоголика Генриха и эка невидаль, оберштурмфюрера Вайса, т.е. звание, равного обер-лейтенанту в армии. Напридумывал что-то Кожевников в своем романе, или такой у него консультант был, приукрасить хотел. Это как на день рождения Сталина пригласить старшего лейтенанта НКВД, да еще в подпитии. Ведь в фильме есть такая сцена, когда Гитлер, увидев спящего у него на приеме старшего лейтенант СС Генриха Шварцкопфа, предлагает гостям перейти в бункер, чтобы продолжить банкет и не мешать старшему лейтенанту спать. У меня глаза на лоб вылезли от такой сцены.
Или роль Валентины Титовой, очередной жены Владимира Басова, режиссера фильма. Дама только красуется, особенно в последних сериях в черной униформе СС. Правда, девушка рискует, радиограммы в центре Берлина передает, а потом вместе с интернациональной бригадой едет куда-то освобождать узников подземного концлагеря.
В общем, сейчас смотреть этот фильм невозможно, ибо все героические поступки Белова-Вайса притянуты за уши. Всех наш разведчик обдурил, и своего шефа по Абверу, того самого, у которого читал список лагерей, подлежащих уничтожению. Причем бывший разведчик и уничтожение лагерей, это же функции охранных отрядов, даже не гестапо. Что-то в реале я о таком не читал и не слышал. Так что желание показать, что наши разведчики проникли в самое логово фашистского зверя не соответствует истине, и это видно даже мало-мальски грамотному в истории Второй мировой войны человеку.