1с комнаты данных пао газпром нефть
«Дочка» «Газпрома» внедрит «1С» в 50 нефтяных компаниях
«Газпром нефть» и «1С» создадут отраслевую многофункциональную платформу управления ресурсами предприятия класса ERP, задействовав ее в 50 нефтяных компаниях — для 6 тыс. пользователей.
«Шерпа» — для нефтяных компаний
Входящая в «Газпром» нефтяная компания «Газпром нефть» и фирма «1С» создали корпоративный шаблон для отраслевой многофункциональной ERP-платформы (Enterprise Resource Planning, управление ресурсами предприятия). Решение получило название «Шерпа» — образовано от «Шаблон ERP».
Представители «1С» рассказали CNews, что в настоящий момент в «Шерпе» уже работает порядка 1,5 тыс. сотрудников на 13 дочерних предприятиях «Газпром нефти». Предполагается, что в перспективе система будет тиражирована на 50 «дочек» компании, и тогда ее пользователями станут около 6 тыс. человек.
В целом в структуру «Газпром нефти» входит свыше 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья.
Стратегия компании в части использования ERP сейчас направлена на автоматизацию и унификацию бизнес-процессов, связанных с управлением проектами, стратегическим планированием, логистикой, электронным документооборотом, управлением персоналом.
«Функциональность “Шерпы” не ограничена учетными функциями, а позволяет автоматизировать все компоненты бизнеса», — заверяют в «Газпром нефти».
Некоторые подробности
Как отметили в разговоре с CNews представители «1С», старт рассматриваемому проекту был дан ровно три года назад. Стороны объявили о начале сотрудничества в данном направлении в конце мая 2018 г. Правда, тогда подробности о планах развивать именно направление ERP не сообщались.
Заместитель гендиректора «Газпром нефти» по экономике и финансам Алексей Янкевич уверен, что в российской нефтяной отрасли такой масштабный по своей функциональности ERP-проект на базе отечественной платформы внедряется впервые. «Убежден, что внедрение позволит повысить эффективность планирования и управления финансовыми процессами и в дальнейшем создать отраслевое платформенное решение».
Представитель «Газпром нефти» в разговоре с CNews сообщил, что сейчас в уже охваченных проектом компаниях, а также тех, на которые систему предстоит тиражировать, используются некие локальные решения класса ERP. Названия этих решений на момент публикации данного материала он конкретизировать не смог.
Шерпу станет использовать не только «Газпром нефть»
О перспективах использования «Шерпы» другими организациями российского рынка уже можно судить по заявленному характеру готовящегося взаимодействия «Газпром нефти» с «Ростехом». Входящая в «Ростех» ИТ-компания «РТ-информ» и «Газпромнефть — цифровые решения» объявили о намерении объединить усилия в вопросах импортозамещения бизнес-приложений, автоматизирующих основные управленческие процессы, — с использованием платформы «1С».
«В рамках партнерства “РТ-информ” сможет перенять у “Газпромнефть — ЦР” навыки внедрения корпоративного шаблона 1С:ERP «Шерпа» и других систем класса ERP», — говорится в сообщении «Ростеха».
В свою очередь, центр ИТ-компетенций «Ростеха» поделится с партнером решениями для цифровизации ключевых бизнес-процессов с использованием автоматизированной системы управления финансовой и закупочной деятельностью (АС ФЗД), построенной на платформе «1С». Сейчас в системе работает более 23 тыс. пользователей. Продукт был внесен в реестр отечественного ПО при Минцифры.
Несколько фактов о «Газпром нефти»
«Газпром нефть» представляет собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Ее основные виды деятельности: разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. По объему добычи и переработки нефти она входит в тройку крупнейших компаний России.
География бизнеса «Газпром нефти» охватывает 110 стран мира. Ее сеть автоматических заправочных станций насчитывает свыше 2 тыс. объектов в России, странах СНГ и Европы. По итогам 2020 г. выручка компании составила 2 трлн руб., чистая прибыль — 117,7 млрд руб. Крупнейший акционер «Газпром нефти» с долей в 95,68 % — госкомпания «Газпром». Остальные акции находятся в свободном обращении.
Внедрение ПП «1С:Управление производственным предприятием 8» в ОАО «Газпром нефть»
Холдинг: ОАО «Газпромнефть»
Внедрения в холдинге
ОПИСАНИЕ
В ходе принятия решения об автоматизации деятельности, выбор менеджмента Компании был остановлен на программном продукте «1С:Управление производственным предприятием 8».
Выбор в пользу данного программного продукта был сделан по нескольким причинам:
• Возможность ведения бухгалтерского и управленческого учета в одной информационной базе;
• Возможность гибкой настройки производственного учета для предприятий, занимающиеся различными видами деятельности и имеющие различные подходы в расчете себестоимости;
• Возможность настройки решения под бизнес процессы компании;
• Возможность ведения учета по нескольким юридическим лицам холдинга с получением управленческой отчетности по всему холдингу.
После проведения переговоров с несколькими крупнейшими представителями франчайзинговой сети «1С», а также представителей других систем автоматизации, в качестве подрядчика на выполнение работ были выбраны компании «1С-Рарус» и «ИТСК», специалисты которых показали высокую компетентность в сфере автоматизации и сопровождения крупных предприятий на базе «1С».
Немаловажным фактором в пользу выбора «1С-Рарус» и «ИТСК» также являлось то, что компанией «1С-Рарус» ранее был успешно осуществлен проект по автоматизации дочернего ОАО «Газпром нефть» холдинга ООО «Газпромнефть-Нефтесервис», а компания «ИТСК» успешно выполняла сопровождение и поддержку, разработанной компанией «1С-Рарус» системы.
Проект охватывал 6 производственных предприятий холдинга:
ООО «НоябрьскНефтеГазАвтоматика».
ООО «НоябрьскЭнергоНефть».
ООО «НоябрьскТеплоНефть».
ООО «Ноябрьск ЭПУ Сервис».
ООО «НоябрьскНефтеГазПроект».
ООО «НоябрьскНефтеГазСвязь».
В ходе внедрения автоматизированы и переданы в промышленную эксплуатацию следующие подсистемы учета:
• Бухгалтерский учет;
• Налоговый учет;
• Управление денежными средствами.
В ходе внедрения на каждом предприятии Холдинга были выполнены следующие работы:
• Установка программного обеспечения на территории Заказчика;
• Выполнен перенос нормативно-справочной информации из предыдущей учетной системы;
• Оказаны консультационные услуги по построению бизнес-процессов движения документооборота с применением к внедряемой системе в рамках автоматизируемой деятельности Заказчика;
• Проведена настройка типовой конфигурации под специфику Заказчика;
• Настроены права и интерфейсы пользователей системы;
• Разработан и введен в эксплуатацию блок Казначейства, включающий многоступенчатую систему согласования документации и внутригрупповую миграцию платежей;
• Проведены консультации персонала по пользованию программой на примерах разработанных бизнес процессов в компании Заказчика;
• Обеспечен ввод системы в опытно-промышленную эксплуатацию.
Внедренный программный продукт значительно повысил экономическую эффективность и позволил минимизировать затраты на ведение регламентированного учета ряда сервисных предприятий холдинга, предоставил руководству предприятия широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами компании для повышения ее конкурентоспособности.
Суммарное количество автоматизированных рабочих мест: 250
«Газпром нефть» и «1С» разработают российскую отраслевую платформу управления ресурсами
«Газпром нефть» и компания «1С» совместно займутся развитием IT-решений для автоматизации бизнес-процессов на базе российской платформы «1C». Соответствующий меморандум на Петербургском международном экономическом форуме подписали заместитель генерального директора по экономике и финансам «Газпром нефти» Алексей Янкевич и директор компании «1С» Борис Нуралиев.
Цель партнерства «Газпром нефти» и «1С» — создание российской отраслевой многофункциональной платформы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning) для дочерних обществ «Газпром нефти». ERP-стратегия компании направлена на автоматизацию и унификацию бизнес-процессов, связанных с управлением проектами, стратегическим планированием, логистикой, электронным документооборотом, управлением персоналом. Для решения этих задач на предприятиях «Газпром нефти» специалистами кросс-функциональной команды был разработан корпоративный шаблон на платформе «1С», который получил название «Шерпа» (сокращенно от «Шаблон ERP»). Сегодня в шаблоне ERP работают 1,5 тыс. пользователей и 13 предприятий группы «Газпром нефть». Планируется, что в будущем система будет тиражирована на 50 дочерних организаций компании.
«Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания. Основные виды деятельности — разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. По объему добычи и переработки нефти «Газпром нефть» входит в тройку крупнейших компаний России. В структуру «Газпром нефти» входят более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. География бизнеса «Газпром нефти» охватывает 110 стран мира. Сеть АЗС компании насчитывает более 2 тысяч станций в России, странах СНГ и Европы. Компания входит в число лидеров отрасли по эффективности. По итогам 2020 года выручка компании составила 2 трлн руб., скорректированная EBITDA — 485 млрд руб., чистая прибыль — 117,7 млрд руб. Крупнейший акционер «Газпром нефти» — ПАО «Газпром» (95,68 %). Остальные акции находятся в свободном обращении.
«1С» специализируется на разработке, дистрибуции, издании и поддержке компьютерных программ. «1С» работает с пользователями через разветвленную партнерскую сеть: более 10 000 постоянных партнеров в 25 странах, в том числе более 7000 фирм 1С:Франчайзи, сертифицированных «1С» на оказание комплексных услуг по автоматизации предприятий.
«Корпоративный шаблон 1С:ERP «Шерпа» — многофункциональная отраслевая платформа система унификации и автоматизации бизнес-процессов компании на базе российской платформы 1C. Функциональность «Шерпы» не ограничена учетными функциями, а позволяет автоматизировать все компоненты бизнеса.
«Газпром нефть» и «1С» заключили меморандум о стратегическом сотрудничестве
Компании «Газпром нефть» и «1C» подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в области информационных технологий. Документ был подписан в Санкт-Петербурге директором «1С» Борисом Нуралиевым и начальником департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Константином Кравченко. В число ключевых целей сотрудничества вошли: организация совместной работы по совершенствованию ИТ-ландшафта «Газпром нефти» и развитию продуктовой линейки «1С», а также создание инновационных импортоопережающих решений.
Компании договорились синхронизировать свои стратегические планы в сфере ИТ и организовать рабочие группы для взаимодействия по всем направлениям сотрудничества.
Согласно меморандуму, «Газпром нефть» намерена принять участие в формировании отраслевых решений на базе 1С и работе российского сообщества пользователей 1С в качестве постановщика бизнес-задач для развития ПО, а также выступить в качестве пилотной площадки для реализации проектов 1С с применением новых технологических возможностей платформы «1С:Предприятие КОРП».
Константин Кравченко, начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти»:
«Данный меморандум призван расширить формат взаимодействия наших компаний. Благодаря сотрудничеству с одним из лидеров в разработке отечественных бизнес-систем, планируется повысить эффективность построения корпоративной ИТ-архитектуры и обеспечить стабильность эксплуатации ИТ-систем „Газпром нефти“. Совместно с нашими партнерами мы намерены определить стратегические направления по созданию инновационных импортоопережающих решений и сформировать соответствующую программу на период до 2025 года».
Борис Нуралиев, директор фирмы «1С»:
«Мы рады расширению сотрудничества с компанией „Газпром нефть“. Это открывает для нас широкие возможности по развитию существующих и разработке новых систем 1С для вертикально-интегрированных нефтяных компаний и российского бизнеса в целом».
Умный поиск
В эпоху информационного общества ключевым конкурентным преимуществом человека или компании становится умение эффективно работать с данными и извлекать из них ценность. Внедряются специализированные инструменты для управления данными, оценки и повышения качества данных. Растет востребованность в аналитическом инструментарии, появляются системы управления знаниями (СУЗ). В связи с этими изменениями серьезный бизнес рассматривает вложения в работу с информацией как инвестиции, а не как вынужденные траты. Одним из основных инструментов СУЗ может стать корпоративный поиск. При условии, что он окажется достаточно умным
По результатам исследования агентства IDC, до 36% рабочего времени сотрудники корпораций тратят на поиск информации. Подобная неэффективность, как бы странно это ни звучало, во многом — результат цифрового прорыва, той самой четвертой промышленной революции, которую мы сегодня наблюдаем. Взрывной рост информационных технологий ведет к накоплению огромных объемов данных. Проблема в том, что нередко эти данные бессистемно хранятся на нескольких площадках, а инструменты централизованного поиска, структурирования больших массивов информации и удобной работы с ней зачастую отсутствуют.
Чем компания платит за неумение или нежелание организовать эффективный поиск данных, помимо такого ценного ресурса, как рабочее время? В первую очередь упущенными возможностями. Не происходит (или происходит медленно и с потерями) трансфер информации внутри компании, хромает аналитика, недополучающая часть данных, не оптимизируются бизнес-процессы, связанные с работой с данными.
Попытки решать проблему локально — создавать отдельные базы знаний, в которых эксперты вручную фиксируют полезный опыт, — выглядят не слишком уместными. Во-первых, объемы данных постоянно растут. Например, в «Газпром нефти» (без учета дочерних структур) объем файлового хранилища уже превышает 350 ТБ. Во-вторых, увеличивается количество самих экспертных систем. И наконец, сотрудники компаний зачастую могут даже не знать о существовании таких специализированных источников информации или не иметь к ним доступа.
Спрос на поиск
Первые системы корпоративного поиска появились около 30 лет назад. Они строились на принципе быстрой индексации информации и реализации полнотекстового поиска на основе построенного индекса. Сначала поисковики позволяли находить только четкие совпадения в заголовках, а затем научились делать это и внутри файлов отдельных форматов, а также на веб-страницах.
Сегодня поисковую систему можно научить не только прямо сопоставлять запрос и содержание документов, но и учитывать контекстные связи, тематические пересечения между документами, особенности корпоративного языка. Все это стало возможным благодаря развитию технологий искусственного интеллекта и машинной обработки естественного языка. Задача умного поисковика заключается в том, чтобы понять намерение пользователя и предложить максимально релевантный ответ на поставленный вопрос. При этом система должна учесть дополнительные факторы: наличие похожих по смыслу документов, связи между документами, истории предыдущих запросов, принадлежность пользователя к конкретному подразделению и т. д. Именно по пути создания современной интеллектуальной системы, использующей машинное обучение, шли разработчики корпоративного поиска «Газпром нефти».
Наша задача — создать систему искусственного интеллекта (ИИ), которая понимает запрос сотрудника и может помочь ответить на вопрос. По сути, мы строим сложный ИИ, интегрированный с многообразием наших баз данных и информационных систем для решения таких задач, как извлечение информации и создание ее краткой выжимки (синтез). Обилие информации — это следствие цифровизации в «Газпром нефти». Поэтому мы создаем ядро поисковой платформы, вокруг которой, как сателлиты, должны выстроиться аналитические и экспертные приложения, решающие локальные бизнес-задачи, сервисы семантического анализа контента.
Первый общедоступный релиз корпоративного поиска появился в 2019 году. Сегодня к поисковику уже подключено более 30 внутренних и внешних информационных систем, таких как внутренние порталы компании, ресурсы по управлению различными процессами, системы кадровых и сервисных служб, аналитические приложения, корпоративная периодика, образовательные программы и многое другое. Суммарно это около 6,5 млн объектов различных форматов, из которых система может в считанные секунды найти и показать пользователю нужный документ.
За развитием семантического сервиса стоит будущее машинного обучения. Это приведет к тому, что человек будет общаться с машиной на естественном языке
Что должен уметь идеальный корпоративный поиск
Пытаясь ответить на этот вопрос, команда разработчиков выпустила уже десять релизов. За прошедший год поисковик обзавелся мощной инфраструктурой, обеспечивающей семантическую обработку данных, сбор и классификацию всех доступных файлов. Для краулинга внешних источников был написан поисковый робот, с помощью которого информация собирается с внешних сайтов — сайта «Газпром нефти», тематических новостных сайтов, специализированных сайтов, таких как сайт ЦБ РФ и других — и добавляется в индекс.
В свою очередь, пользователь взаимодействует с простым и интуитивно понятным интерфейсом. Для сужения области поиска предусмотрены фильтры и сортировка: по дате, дочернему предприятию, источнику информации, типу документа. По запросу поисковик выдает привычные для яндекса или гугла карточки с кратким описанием содержания документа. Кроме того, легко можно находить информацию по запросу, написанному с ошибками или на естественном разговорном языке. Система учитывает морфологию слов, понимает ряд сокращений и специализированных терминов и может исправлять опечатки.
От внедрения корпоративной поисковой системы бизнес получает очевидные плюсы: повышается эффективность и скорость доступа к данным, реализуется принцип демократизации данных внутри компании, развивается внутренняя экспертиза. Так как в «Газпром нефти» поисковая система разрабатывалась собственными силами, компания получила сильный центр компетенций по поиску и анализу контента, способный создавать новые поисковые и экспертно-аналитические системы.
Система обладает и некоторыми предикативными навыками. Как только пользователь начинает вбивать запрос, поисковик уже предлагает варианты конкретных документов, имеющихся в базе. Это отлично работает с внутренними нормативно-методическими документами и помогает быстро их находить. Также поиск умеет расширять запрос близкими по смыслу понятиями, расшифровывать за пользователя аббревиатуры и, конечно, персонализировать выдачу с учетом истории использования и места работы. Все это делает поисковую систему универсальным инструментом для работы с накопленными знаниями компании.
Помимо интеллектуального поиска по документам, реализованы и специализированные виды поиска: поиск по сотрудникам или внутренним сервисам компании. Например, если пользователь введет запрос «неисправен телефон», то в ответ он в первую очередь получит ссылку на службу технической поддержки.
Кругозор поисковика постоянно расширяется. В перспективе в его распоряжении окажутся материалы из правовых баз данных, базы российских нормативно-технических документов и текстов, относящихся к региональному законодательству. Новые типы данных повлекут за собой развитие функциональности и сценариев взаимодействия с инструментом для наибольшей эффективности в работе с корпоративной поисковой системой. Поиск станет лучше понимать корпоративный язык, сможет давать фокусные ответы на вопросы, а при формировании выдачи будут учитываться комплексные ролевые модели информационных систем.
Систему интеллектуального корпоративного поиска «Газпром нефти» уже оценили не только сотрудники компании. В конце 2018 года проект стал победителем конкурса «Лучшие 10 IT-проектов для нефтегазовой отрасли» в номинации «Корпоративная информационная система». А в январе 2019 года он получил награду в специальной номинации «Выбор Global CIO» конкурса «Проект года».