акт приема передачи комнаты в общежитии образец
Акт приема-передачи недвижимости для договора найма
При заключении договора найма недвижимости впоследствии подписывают и акт приема-передачи объекта. Это делается в момент передачи ключей от квартиры или комнаты. Такой документ может быть использован в суде, поэтому важно знать, какую информацию в нем указать и как правильно его оформить.
Коротко о договоре найма жилого помещения
В главе 35 Гражданского кодекса РФ можно найти всю правовую информацию об оформлении договора найма. Нанимателем может быть только физлицо, а наймодателем, как правило, являются жилищные фонды. Срок договора найма не должен превышать 5 лет. Если в документе не обозначен период найма, то по умолчанию он будет составлять 5 лет.
Стороны могут расторгнуть договор. По инициативе нанимателя это можно сделать в любое время (при предупреждении наймодателя за 3 месяца), а по инициативе наймодателя — в судебном порядке в некоторых случаях. Они перечислены в ст. 687 Гражданского кодекса РФ.
Нанимателем помещения может быть только один гражданин. Если он будет проживать и с другими гражданами (членами семьи, например), то они тоже должны быть указаны в договоре.
В момент передачи ключей от жилого помещения принято подписывать акт приема-передачи недвижимости.
Для чего нужен акт и каковы особенности его оформления
Акт необходим для того, чтобы зафиксировать следующие факты:
Документ можно составить в письменном виде или печатном. Предпочтителен второй вариант для удобства чтения. Не допускаются различные типы ошибок, помарки, зачеркивания (для рукописного варианта), поэтому к составлению акта нужно подойти со всей серьезностью.
К сведению! Составлением акта обычно занимается работник жилищного фонда.
Документ регистрации не подлежит. Его подписывают в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон договора. Также важно помнить, что акт — это приложение к договору, поэтому их нужно хранить вместе.
Пишем текст акта приема-передачи недвижимости по договору найма
Составляют акт по стандартной схеме. Первым делом указывают, что он является приложением к договору. Вносят также номер договора и день его подписания. Этот блок располагают в правом верхнем углу.
Далее ниже по центру пишут наименование акта. Также обязательно указывают дату и место составления документа и приступают к заполнению основной части.
Сначала нужно указать информацию о сторонах договора и акта: наименование организации-наймодателя, должность и ФИО представителя, ФИО, дату рождения и паспортные данные нанимателя. Здесь же пишут номер и дату составления ранее заключенного договора найма.
После этого указывают суть акта:
Важно! Это лишь примерный список пунктов акта. В зависимости от ситуации и передаваемого жилья перечень может быть дополнен или сокращен.
После заполнения и проверки документа стороны ставят свои подписи с расшифровками. Если организация, передающая жилье, использует печать, то ее представитель ставить и печать.
Акт приема-передачи комнаты образец бланк
Любой договор купли-продажи жилого помещения предусматривает в дополнение к нему подготовку акта приема-передачи. Покупая комнату, такой документ также необходимо составить.
Это последний документ, который потребуется подписать. Акт может быть заменен на любой другой передаточный документ.
Акт приема-передачи комнаты в дополнение к договору купли-продажи является подтверждением, что объект недвижимости перешел в собственность к новому владельцу.
Он подтверждает фактическую передачу, а также то, что стороны не имеют друг к другу претензий.
После подписания соответствующего документа помещение считается полностью переданным.
Сущность акта приема-передачи комнаты
Документ составляется в свободной форме, письменно.
В акте нужно обозначить всю необходимую информацию:
Значение акта-приема передачи комнаты
Акт приема-передачи комнаты играет решающее значение, когда передаваемая жилплощадь не соответствует по каким-либо параметрам условиям договора.
В таком случае покупатель имеет полное право отказаться от подписания договора и акта, потребовать от продавца соблюдения всех условий или снизить цену. То есть тот факт, что покупатель согласился принять жилое помещение не соответствующее условиям договора, не освобождает продавца от ответственности.
Путем фиксации соответствующих условий в акте, покупатель может обязать продавца исправить те или иные моменты, это может быть какой-либо ремонт, или оформление необходимых документов, иные действия.
Не стоит и забывать об обязательстве оплаты коммунальных платежей. В акте можно прописать информацию о фактическом состоянию лицевых счетов, имеющихся на данную комнату в ресурсоснабжающих организациях.
Такое подробное освещение договора купли-продажи позволит избежать многих проблем как продающей, так и покупающей стороне.
Ниже расположен типовой бланк и образец акта приема-передачи комнаты вариант которого можно скачать бесплатно.
Акт приема-передачи квартиры
Акт приема-передачи квартиры не является самостоятельным документом. Его формируют как приложение к договору купли-продажи или аренды квартиры. Сами по себе оба документа — акт и договор — не имеют юридическую силу. Акт фиксирует факт передачи объекта от продавца покупателю или от арендодателя арендатору. Сторонами сделки могут выступать как физические лица, так и юридические. Рассмотрим, как правильно оформить акт приема-передачи квартиры юрлицам.
Общая информация, функция акта
Вопросы процесса купли-продажи и аренды регулируются Гражданским кодексом. В ст. 556 и ст. 655 говорится о том, что передача объекта недвижимости должна осуществляться посредством подписания передаточного акта или иного подобного документа. То есть законодательство обязывает стороны составлять такой документ.
Причина в том, что договор лишь указывает на намерение участников сделки совершить ее, а акт является как бы заключительным этапом в проведении сделки. Кроме того, подписывая этот документ, арендатор или покупатель заявляет, что состояние квартиры ему известно и никаких претензий к продавцу или арендодателю он не имеет.
Акт купли-продажи квартиры — первичный документ бухгалтерского учета. На основе его бухгалтер одной организации списывает объект с учета, а другой — принимает на баланс.
Важно! Заполненный бланк хранится вместе с договором и платежными бумагами, информация о нем фиксируется в журнале регистрации входящих документов, если в компании ведется такой документ.
Особенности составления
При составлении акта необходимо помнить о следующем:
Важно! Вместе с актом требуется передать покупателю ключи от квартиры и все документы по ней.
Составляем документ
Акт имеет трехчастную структуру, куда входят шапка, основная часть и заключительная.
Шапка
В этой части располагают такую информацию:
Основная часть
Текст этого раздела начинают с данных о продавце и покупателе или арендодателе и арендаторе (наименование компаний, должности и ФИО представляющих их лиц), далее идет номер договора купли-продажи или аренды, номер и дата его создания.
Затем идет описание квартиры:
Заключение
В этой части располагают сведения о том, что все данные о передаваемой квартире сверены, у покупателя или арендатора претензий к состоянию объекта не имеется, денежные средства отданы продавцу или уплачены в кассу предприятия. В свою очередь, продавец или арендодатель не имеет претензий к покупателю или арендатору по расчетам за переданную недвижимость. Кроме того, можно написать, что данный акт сформирован в двух экземплярах и оба они имеют одинаковую юридическую силу.
После этого абзаца участники сделки ставят свои подписи.
К сведению! Заверять акт нотариально не требуется, достаточно того факта, что обе стороны расписались на документе.
Акты приема-передачи
Акт приема-передачи – документ, который оформляется при передаче различных активов и вещей. Он подтверждает нормальное состояние товара, его целостность, отсутствие брака. В документе фиксируется покупная стоимость и прочие показатели (марка, номер и прочее).
Когда составляется акт приема-передачи?
Акт необходим при приеме продукции одним лицом и передаче ее другому лицу. Документ сопровождает практически любые операции, связанные с приемом-передачей. К примеру, акт нужен при наличии этих обстоятельств:
В большинстве случаев акт оформляется при продаже продукции. Но потребность в нем возникает и при внутренних перемещениях ценностей. К примеру, при помещении объекта на склад.
Что содержится в акте приема-передачи?
Форма акта не установлена. Точное содержание документа определяется конкретной ситуацией. Однако, при любых обстоятельствах, в акте должны присутствовать обязательные реквизиты:
Если у принимающего лица есть претензии относительно качества передаваемого предмета, эти претензии также необходимо зафиксировать в акте. Иногда в документе фиксируется место передачи объекта. Если одной из сторон сделки является ФЛ, необходимо зафиксировать ФИО лица, паспортные данные, адрес.
Акт может составляться и на отдельное изделие, и на комплекс товаров. Но если это совокупность продукции, нужно обязательно указать это в акте.
ВАЖНО! Если принимающая сторона ставит подпись на акт, тем самым она подтверждает отсутствие претензий относительно качества товара. А потому, перед проставлением подписи, покупатель должен проверить продукцию на наличие дефектов.
ВНИМАНИЕ! Акт является бумагой с юридической силой. Он ограничивает требования сторон друг к другу. К примеру, подписанный покупателем акт обозначает, что покупатель претензий не имеет. Если между участниками сделки возникнут разногласия, документ поможет отстоять свои интересы в суде.
Дополнительные особенности
Акт будет иметь юридическую силу только при одновременном исполнении этих условий:
То есть, акт – это не самостоятельный документ. Однако он должен быть оформлен в соответствии со стандартными требованиями: печати, подписи, обязательные реквизиты.
Какие документы могут заменять акт приема-передачи?
Акт приема-передачи фиксируют эти положения:
То есть, документ, заменяющий акт, должен содержать те же сведения. Аналогичные функции выполняет товарная накладная. В ней также содержится информация об участниках сделки, о товаре. Там же фиксируются даты.
То есть, при передаче товара может использоваться или акт, или накладная. Однако, в некоторых случаях, составлять нужно именно акт. Требуется он тогда, когда необходимо зафиксировать претензии потребителя или их отсутствие. К примеру, он нужен при передаче дорогостоящего оборудования.
Как продать комнату в коммунальной квартире
Если у покупателя ипотека
В коммунальной квартире жилые комнаты принадлежат разным собственникам.
Помимо комнат в коммуналке есть места общего пользования: кухня, ванная, коридор или прихожая. Они принадлежат всем жильцам квартиры.
Продать комнату в коммуналке сложнее, чем обычную квартиру: например, сначала надо предложить купить комнату соседям. В статье расскажу, какие документы подготовить для сделки, что предусмотреть, если у покупателя ипотека, и чем продажа комнаты в коммуналке отличается от продажи обычной квартиры.
История коммунальных квартир
Коммунальные квартиры — это наследие советского прошлого.
В 1918 году отменили частную собственность на жилье, и началось так называемое «уплотнение» — к бывшим собственникам квартир стали заселять новых соседей, чаще всего из рабочего класса. Правительство рассчитало, что для проживания человеку достаточно 9 м², а лишние метры нужно предоставить нуждающимся. Так появились первые советские коммуналки.
Предполагалось, что коммунальные квартиры — временная мера. Но количество городских жителей росло, а квартир на всех так и не хватало. Поэтому с конца 20-х годов 20 века советское государство начало строить новые дома с коммунальными квартирами. У каждого жильца была отдельная комната или ее часть, а кухни, столовые, ванные и прачечные были общими.
Сейчас коммуналки находятся в полулегальном положении. Ни в жилищном кодексе, ни в других федеральных законах даже нет понятия коммунальной квартиры — его можно найти в некоторых региональных законах об основах жилищной политики. Например, в законе Нижегородской области указано, что коммунальной признается квартира, в которой проживают несколько собственников комнат или нанимателей. Они совместно используют вспомогательные помещения квартиры и инженерное оборудование, которое находится в них.
Власти современной России пытаются избавиться от коммунальных квартир как пережитка прошлого. Еще в 90-е годы появились программы расселения коммуналок, но окончательно победить их так и не получилось.
Не только государство недовольно коммунальными квартирами. Многие владельцы комнат в коммуналках стараются их продать. Вот как это сделать по шагам.
Раньше коммунальные квартиры принадлежали государству, а с 1991 года их разрешили приватизировать — бесплатно передавать в собственность жильцов.
Не все успели приватизировать комнаты, поэтому право собственности на них может быть как у жильцов, так и у муниципального образования — города или поселка, в котором находится квартира. В последнем случае жильцы занимают комнаты по договорам социального найма. При этом в одной квартире часть комнат может принадлежать жильцам, а часть — муниципалитету.
Чтобы узнать, являетесь ли вы собственником комнаты в коммуналке, проще всего найти правоподтверждающий документ на нее. Тем более, покупатель, скорее всего, попросит показать такой документ перед сделкой.
Вид правоподтверждающего документа зависит от года оформления:
Не страшно, если документов на комнату не сохранилось. Проверить, кто собственник, можно по выписке из ЕГРН. Такая выписка имеет ту же юридическую силу, что и любой ранее выданный документ на комнату. Выписка из ЕГРН — это единственный и достаточный правоподтверждающий документ на недвижимость; ее покупатель попросит показать в любом случае.
Если вы собственник комнаты, то в разделе 2 выписки из ЕГРН в графе «Правообладатель» будут указаны ваши данные. Если же в графе «Правообладатель» указано муниципальное образование, то собственником вы не являетесь. В таком случае сначала надо приватизировать комнату.
Как заказать выписку из ЕГРН
Выписку из ЕГРН можно заказать в МФЦ или на сайте Росреестра. Есть несколько вариантов выписок, но если у продавца нет специальных требований, то подойдет самая простая и дешевая — об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В МФЦ такую выписку можно заказать за 460 Р в бумажном виде, а на сайте Росреестра за 290 Р — в электронном.
Чтобы заказать выписку, надо знать кадастровый номер комнаты. Он должен быть в свидетельстве о регистрации права. Если у вас свидетельство старого образца или вообще не сохранилось документов на комнату, то кадастровый номер можно бесплатно узнать тоже на сайте Росреестра.
У нас есть подробная инструкция по приватизации, поэтому расскажу только основные моменты.
Для начала надо собрать документы. Каждый регион самостоятельно утверждает перечень документов для приватизации — его подскажут в местной администрации. Скорее всего, надо будет подготовить договор социального найма и паспорта тех, кто зарегистрирован в комнате. Также надо получить письменные согласия на приватизацию или письменные отказы от нее у всех зарегистрированных жильцов.
Заявление должны рассмотреть максимум за 46 рабочих дней — два месяца. В результате либо откажут в приватизации, если на то есть законные основания, либо отдадут на подпись договор передачи комнаты в собственность. Подписанный договор надо передать в Росреестр. Это также можно сделать через МФЦ.
В каждом регионе свой порядок приватизации комнат в коммунальных квартирах. В большинстве субъектов в собственность жильцам передается сама комната. Но есть регионы, в которых в собственность передается не комната, а доля в коммунальной квартире в размере площади комнаты.
Разница между комнатой и долей
Комната — это конкретная часть квартиры с определенной площадью и отдельным кадастровым номером. Доля — это не часть квартиры, а часть права собственности на нее. Вот как она считается.
В Санкт-Петербурге в собственность передается как раз доля в квартире. Ее размер определяется по простой формуле: площадь комнаты к площади коммунальной квартиры. Один житель города даже попытался оспорить в суде такой порядок приватизации. Но суд ему отказал: указал, что региональные власти могут сами определять объект приватизации.
Определение ВС РФ от 15.09.2004 по делу № 78-Г04-36 PDF, 88 КБ
Узнать, на что у вас право собственности, можно по выписке из ЕГРН. Надо смотреть в графу «Вид жилого помещения» в разделе 1. Если в собственности комната, то будет указано «Комната» или «Помещение», а если доля на квартиру — «Квартира».
Размер доли можно увидеть в графе «Вид, номер и дата государственной регистрации права» раздела 2 «Сведения о зарегистрированных правах».
Если вы владеете долей в коммунальной квартире, сразу обратите внимание покупателя на это. Мало банков готово выдать ипотечный кредит на покупку комнаты, а еще меньше — на покупку доли в коммуналке.
Когда банк выдает кредит на покупку комнаты или доли, то берет их в залог у покупателя. Собственник комнаты в коммунальной квартире не обязан получать согласие соседей на передачу в залог ни своей комнаты, ни доли. Но ипотека под залог доли — это другой кредитный продукт. Банк, который готов выдать кредит на покупку комнаты, может отказаться выдавать кредит на покупку доли: в случае задолженности по кредиту, банку будет сложнее продать долю, чем комнату.
Жильцы коммунальной квартиры имеют преимущественное право покупки комнаты в ней. Поэтому сначала надо письменно известить соседей о намерении продать комнату. Сделать это нужно за месяц до продажи.
В извещении обязательно указывать цену комнаты. Ее можно установить самому, но в последующем продать комнату надо именно по этой цене. Иначе можно было бы обойти преимущественное право покупки: предложить комнату соседям задорого, а продать постороннему лицу задешево.
Если остальные жильцы коммунальной квартиры не купят комнату по предложенной цене в течение месяца, то ее можно продать любому другому лицу. Но по цене, не ниже той, за которую предлагали комнату соседям.
Как передать извещение. На руках должно остаться подтверждение, что соседи получили извещение о продаже комнаты. Поэтому его можно передать так:
Проще всего попросить соседей расписаться на вашей копии извещения, но такой способ может не понравиться чиновникам. Доказательство направления извещения надо представить в Росреестр, а его сотрудники не всегда доверяют простой росписи на копии документа: считают, что продавец может сам расписаться вместо соседа. Поэтому лучше вручить извещение через нотариуса или направить по почте.
Направить извещение надо каждому собственнику в коммуналке по адресу его регистрации. Если не знаете, где прописан собственник, извещение можно направить по адресу коммунальной квартиры. Сохраните почтовую квитанцию: она является доказательством отправки извещения.
Как отсчитывается срок извещения
Месячный срок исчисляется не с момента направления извещения, а с момента его доставки адресату.
Отследить, когда адресат получит извещение, можно через сайт Почты России по номеру почтового идентификатора.
Если кто-то из соседей уклоняется от получения письма, извещение считается доставленным со дня, когда поступит в отделение связи по месту жительства адресата. То есть если письмо вернулось по истечении срока хранения, то месячный срок можно посчитать по календарному штемпелю на конверте.
Соседи могут и не быть настоящими собственниками комнат. Например, жильца могла вселить в квартиру тетя, которая по бумагам владеет комнатой, но фактически в ней не проживает.
Не все жильцы понимают, чем отличается наниматель от собственника, или просто могут отказаться сообщать информацию о праве собственности. Поэтому лучше перепроверить собственников по выписке из ЕГРН.
Если вы собственник доли, то все правообладатели будут указаны в вашей выписке из ЕГРН.
С квартирами, которые приватизировались по комнатам, сложнее. По ним Росреестр выдает выписки ЕГРН на каждую комнату, а также общую выписку на саму квартиру. Правообладатели будут указаны только в выписке на конкретную комнату.
Когда нотариус отправит извещения, он выдаст свидетельство о направлении документов. А после того как получит подтверждение, что соседи их получили, — свидетельство о передаче документов.
Чтобы не дожидаться истечения месячного срока на ответ соседей, можно получить у них отказ от покупки комнаты в коммунальной квартире.
Если один из собственников комнат несовершеннолетний, то также необходимо получить разрешение на отказ от преимущественного права в органе опеки и попечительства. Это формальность, которую придется соблюсти, чтобы нотариус удостоверил отказ.
При покупке комнаты в ипотеку банки чаще всего просят, чтобы соседи именно отказались от ее покупки, либо чтобы извещение направил нотариус. Поэтому пусть покупатель заранее уточнит в своем банке, какие у него требования.
Перечень документов, которые необходимы для сделки купли-продажи и регистрации перехода права собственности на комнату, может различаться. Точный список зависит от того, кто является собственником комнаты и на какие средства ее приобретает покупатель.
Есть документы, которые Росреестр запросит в любом случае, — без них ведомство не зарегистрирует переход права к новому собственнику. Это:
Также некоторые регистраторы требуют представить акт приема-передачи комнаты. Но они вправе так делать, только если по договору комната передается в момент его подписания.
Вот какие еще документы могут понадобиться в зависимости от ситуации.
Если комната в общей собственности. По закону общая собственность может быть совместной или долевой. В общей долевой собственности доли каждого участника определены конкретно, например ½, ¼. В общей совместной собственности доли не определены и признаются равными. Например, когда комната приватизировалась на всех членов семьи без определения долей.
Если комната в общей собственности, к договору купли-продажи еще надо будет приложить согласие на сделку от другого собственника. В случае с долевой собственностью на сделке должны присутствовать все продавцы-дольщики или их представители по доверенности.
Если комната куплена в браке. Совместно нажитое в браке имущество — это общая совместная собственность супругов, независимо от того, кто его купил и на чье имя оно оформлено.
Если вы купили комнату в коммунальной квартире в браке и у вас нет брачного контракта, покупатель, скорее всего, попросит нотариально заверенное согласие супруга на продажу комнаты. Это необязательный документ для Росреестра, но согласие — это гарантия покупателя на случай возможных споров в будущем.
Если у вас есть брачный контракт и в нем установлен режим раздельной собственности на комнату, получать согласие не нужно.
Если комната или доля в собственности несовершеннолетнего, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства на продажу.
Если несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет, дополнительно к базовому списку документов для Росреестра необходимо приложить:
Если несовершеннолетнему собственнику от 14 до 18 лет, он самостоятельно участвует в сделке. В таком случае дополнительно нужно письменное согласие законных представителей на сделку купли-продажи комнаты и разрешение органа опеки на такое согласие.
Документы для банка покупателя. Если у покупателя ипотека, в Росреестр не нужно подавать никакие дополнительные документы. Но они понадобятся банку покупателя для одобрения ипотечного кредита.
У каждого банка свои требования, поэтому точный список документов вам даст покупатель. Вот примерный перечень:
По закону для продажи комнаты в коммуналке никакие другие документы не требуются. Но на практике покупатели часто просят показать им:
Оплатить коммуналку. Долги по коммунальным услугам не переходят новому собственнику. Однако покупатель наверняка попросит вас подтвердить отсутствие долгов, чтобы не объяснять коммунальщикам, что он новый собственник и никому ничего не должен.
Справку об отсутствии задолженности можно взять в управляющей компании, ТСЖ, ЖСК или другой организации, которая обслуживает ваш дом. В Москве отсутствие долга по коммунальным услугам подтверждает Единый жилищный документ — ЕЖД. Его можно получить через МФЦ.
В отличие от коммунальных услуг, долги по капремонту переходят к новому собственнику. Справку об отсутствии долга по капремонту выдает региональный фонд капитального ремонта.
Выписаться из комнаты. Скорее всего, покупатель захочет удостовериться в том, что в комнате никто не зарегистрирован. Чтобы развеять опасения, необходимо представить покупателю выписку из домовой книги или ЕЖД. Эти документы можно взять через МФЦ.
Подать заявление о снятии с учета можно в отдел Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Также можно сделать это через сайт госуслуг или МФЦ.
Заключить предварительный договор купли-продажи комнаты. Этот документ подстраховывает как продавца, так и покупателя.
Если покупатель приобретает комнату в ипотеку, банк, скорее всего, потребует предварительный договор, чтобы начать оформление кредита.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора. Например, если вы продаете долю в коммунальной квартире, то основной договор купли-продажи надо будет заверять у нотариуса, поэтому и предварительный договор тоже. При этом предварительный договор можно заверить у одного нотариуса, а основной — у другого.
Взять задаток или аванс. Чтобы подтвердить намерение купить комнату и в качестве гарантии, что вы не продадите ее другому человеку, покупатель обычно заранее вносит задаток или аванс.
Если сделка идет по плану, покупатель просто вносит оставшуюся часть суммы за комнату после ее передачи. Если сделка сорвалась по вине покупателя, задаток остается у продавца, если наоборот — придется вернуть покупателю задаток в двойном размере. Аванс возвращается покупателю в любом случае в первоначальном размере.
Условие о задатке или авансе включается в предварительный договор купли-продажи. Получение денег нужно подтвердить распиской.
Предмет договора — что именно вы продаете. Если в собственности сама комната, надо указать ее площадь, кадастровый номер и адрес. Если доля — укажите ее размер, а также площадь, кадастровый номер и адрес коммунальной квартиры. Все эти данные есть в выписке из ЕГРН.
Цена договора — стоимость комнаты. Она не может быть ниже той, которую вы указали в извещениях соседям.
Если продаете долю, то в договоре должен быть список остальных собственников и их доли.
Если у вас право собственности на долю в коммунальной квартире, договор купли-продажи необходимо удостоверить у нотариуса. А вот с договором купли-продажи комнаты все не так однозначно. Законодательство требует нотариального удостоверения договора именно при продаже доли в недвижимости. Комната же является самостоятельным объектом недвижимости, а не долей в нем.
Но при продаже комнаты покупателю всегда переходит доля на общее имущество квартиры: туалет, кухню, коридор и другие комнаты, которыми жильцы пользуются вместе. Нельзя продать комнату, не продав долю в праве на общую кухню.
Кадастровая палата Челябинской области пояснила, что если по договору переходит доля в праве на общее имущество, то такой договор тоже надо нотариально удостоверять. А вот Росреестр пишет, что такой договор можно заключить просто письменно, без нотариального удостоверения. Юристы все еще спорят по данному вопросу, а Верховный суд не дал своего разъяснения. Поэтому попробуйте проконсультироваться в местном МФЦ — какие требования к нотариальному удостоверению договора купли-продажи комнаты в коммуналке сложились в вашем регионе.
Если вы удостоверили договор у нотариуса, он сам должен отправить в Росреестр все заверенные документы вместе с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности. Дополнительных денег за это платить не придется и лишний раз ходить в Росреестр тоже.
Если нотариального удостоверения не было, заявление можно подать так:
Переход права собственности Росреестр зарегистрирует в течение 3 рабочих дней, если подали заявление через нотариуса, и в течение 9 рабочих дней — если через МФЦ.
Когда Росреестр зарегистрирует переход права, он выдаст выписку из ЕГРН и поставит специальную регистрационную надпись на договоре. С этого момента собственником комнаты будет покупатель.
Если покупатель оплачивает комнату за счет ипотечного кредита, она будет в залоге у банка, пока покупатель не погасит кредит. Но вас это уже не должно волновать: залог возникнет после того, как покупатель приобретет право собственности на комнату.
Есть несколько вариантов расчетов с покупателем:
Вы можете выбрать любой удобный способ.
Наличными из рук в руки — самый дешевый и небезопасный способ. Вас могут ждать неприятные сюрпризы в виде фальшивых денег или их недостаточного количества. Поэтому надо обязательно пересчитать деньги и проверить их на подлинность.
Депозит нотариуса. Если оформляете сделку нотариально, расчеты удобно осуществить через нотариуса. Покупатель может внести деньги на специальный банковский счет — депозит нотариуса. Нотариус перечислит вам деньги, когда Росреестр зарегистрирует переход права собственности на комнату.
Аренда депозитарной банковской ячейки. Покупатель может поместить деньги в банковскую ячейку в присутствии продавца и сотрудника банка. Арендовать такую ячейку можно на срок от одного дня, стоимость аренды — от 75 Р до 200 Р в день в зависимости от объема ячейки и тарифов банка.
Стороны подписывают соглашение, в котором оговаривается порядок и условия выдачи денег. Например, вас допустят к сейфу только после предъявления оригинала договора купли-продажи комнаты и выписки из ЕГРН. Если сделка не состоится, покупатель сможет забрать свои деньги.
Право собственности переходит к покупателю после подписания договора купли-продажи и его государственной регистрации. Но кроме этого продавец должен фактически передать комнату новому собственнику. Комнату можно передать как до, так и после регистрации перехода права.
В акте стороны прописывают, что комната передана новому владельцу. Также часто отражают состояние комнаты и отсутствие претензий у покупателя. Иногда стороны указывают в акте, что они завершили все расчеты, и комната передается без долгов по коммунальным платежам.
Если в договоре указано, что комната передается по акту приема-передачи в момент подписания договора, то Росреестр может отказаться регистрировать переход права без акта.
Если же в договоре написано, что комната передается по акту приема-передачи после регистрации перехода права, то для Росреестра акт не нужен.
При этом если акт подписывается до регистрации перехода права собственности, то в нем надо прописать, что покупатель принимает на себя риск случайной гибели и повреждения комнаты.