акт замера шума в квартире образец
Приложение А (обязательное). Форма протокола измерений характеристик шума на защищаемой территории после установки акустического экрана
Форма протокола
измерений характеристик шума на защищаемой территории после установки акустического экрана
Результаты испытаний оформляют протоколом, в котором указывают:
— наименование организации, проводившей испытания;
— дату, время и место проведения испытаний;
— основные источники и характер создаваемого в помещении или на территории шума;
— схему размещения акустического экрана и точек измерений;
— параметры акустического экрана (длина, высота, толщина, тип профиля стойки, материалы, наличие контрэкранов, наименование производителя и т.д.);
— наименование измеряемого параметра (характеристики);
— перечень аппаратуры (наименование, тип, заводской номер, сведения о поверке средств измерений);
— описание метеорологических условий при испытаниях;
— результаты измерений и расчета оцениваемых уровней шума;
— заключение по результатам испытаний;
— должности, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, выполнявших испытания.
Протокол должен быть подписан руководителем организации (испытательной лаборатории), выполнившей испытания.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Об измерении уровня шума в жилых помещениях
Об измерении уровня шума в жилых помещениях
В действующих санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» изложены гигиенические требования к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.
Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука нормируются как в жилых комнатах квартир, так и на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам. При этом, допустимые уровни шума нормируются в зависимости от времени суток, то есть для дневного времени суток с 7 до 23 часов и для ночного – с 23 до 7 часов.
Уровни звука и эквивалентные уровни звука,
Максимальные уровни звука,
Жилые комнаты квартир
прилегающие к жилым домам
В последние годы продолжается рост числа источников физических факторов неионизирующей природы, неблагоприятно влияющих на условия проживания и здоровье населения на территории жилой застройки и в жилых помещениях.
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
Ведущим источником шума в населенных пунктах, по-прежнему, является транспорт. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в городах.
Кроме того, значимыми причинами повышенного уровня шума на селитебной территории и в жилых помещениях является функционирование встроено-пристроенных объектов и инженерно-технологического оборудования зданий, проведение строительных работ и эксплуатация строительной техники.
Жалоба на шум – основание для проверки
Обращения граждан, в том числе с жалобами на шум, специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменное обращение рассматривается в соответствии с компетенцией в течение 30 дней со дня его регистрации.
При поступлении жалобы на шум от работы объекта (магазин, кафе, мастерская и т.д.) проводится внеплановая проверка деятельности объекта в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении проверки проводятся замеры уровней шума. При выявлении нарушений принимаются меры административного воздействия в виде административного штрафа или приостановки деятельности объекта или шумящего оборудования. Выдаются предписания об устранении выявленных нарушений и/или представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Контроль за выполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется специалистами Управления в форме внеплановой выездной или документарной проверки по истечении срока исполнения предписания.
В 2015 году в Управление поступило 168 жалоб населения на условия проживания, связанных с воздействием шума.
За 9 месяцев 2016 года поступило 117 обращений граждан, из которых в 30% были выявлены превышения гигиенических нормативов, то есть обоснованность претензий подтверждена лабораторно по каждой третьей жалобе.
Из общего количества поступивших жалоб 70% рассмотрены с применением инструментальных методов исследований.
Доля обращений на шум от строительных работ, эксплуатации строительной техники составила 25%, от спортивно-оздоровительных учреждений, встроенных и пристроенных к жилым домам – 14%, от транспортного шума – 11%, от систем отопления в отопительный сезон – 6%.
Если шумят соседи – обращайтесь в полицию
При поступлении жалоб на шум от соседей (громкая музыка, работа строительных инструментов и т.д.) с просьбой замерить уровень шума и принять меры к соседу, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю измерения шума не проводятся, так как шумобусловлен (основание – требования п.1.19 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»):
— естественными и случайными явлениями;
— поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
— подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
— аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
— обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
— проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
— проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, о чем заявитель ставится в известность.
Контроль за нарушением тишины и покоя граждан не относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Законом Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» протоколы об административном правонарушении за нарушение тишины и покоя граждан с 22 до 7 часов (административное правонарушение, посягающее на общественный порядок) составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов местного самоуправления. Дела рассматривают административные комиссии при местных администрациях.
Приложение А (рекомендуемое). Протокол проведения измерения шума
Протокол проведения измерения шума
Измеренные, откорректированные и оценочные октавные уровни звукового давления и уровни звука
Место проведения измерения
Дата и время проведения измерения
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
Измеренные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах и измеренные уровни звука, дБА
Средние по замерам уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах и средний по замерам уровень звука, дБА
Откорректированные средние уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах и откорректированный средний уровень звука, дБА
Расширенная неопределенность измерений, дБ (дБА)
Оценочные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах и оценочный уровень звука, дБА
1 Коррекции принимаются согласно 8.3-8.5 и таблицам 1 и 2 из раздела 8.
2 При измерениях в третьоктавных полосах частот (например, для выявления тональности шума) составляется аналогичная таблица, в которой вместо столбцов 3-11 указываются столбцы, соответствующие среднегеометрическим частотам третьоктавных полос от 25 до 10000 Гц.
Измеренные, откорректированные и оценочные уровни звука
Место проведения измерения
Дата и время проведения измерения
Эквивалентный уровень звука,
Максимальный уровень звука,
Измеренные уровни звука
Средний по замерам уровень звука
Откорректированный средний уровень звука
Расширенная неопределенность измерений
Оценочный уровень звука
Коррекции принимаются согласно 8.3-8.5 и таблицам 1 и 2 из раздела 8.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Документы на замер уровня шума
Часто необходимо измерить шум в жилом помещении, на производственном объекте, офисе, в салоне автомобиля и т. д. После окончания исследования обязательно составляются официальные документы. Заказчику передается акт замера уровня шума, в нем указан весь спектр данных и полученные результаты.
Ход экспертизы и официальные документы
Для получения достоверных данных экспертиза должна быть полностью независимой. Это значит, что исследование проводится только с опорой на имеющуюся информацию и выносится объективное мнение.
Эксперты не должны защищать интересы одной из сторон. В этом случае они могут полноценно выполнять обязанности и предоставлять точные данные. Не допускается влияния на процедуру и изменение последовательности действий. Этот факт может привести к искажению данных и невозможности их полноценной оценки.
Во время анализа результатов сотрудники должны учитывать только реально имеющиеся параметры и установленные нормативы. Любые манипуляции исключены, они приводят к аннулированию экспертизы.
Обязательно составляется акт замера уровня шума. В нем перечислены основные данные, результаты исследования, предоставляются выводы специалистов. При соблюдении всех правил документ имеет законную силу, может передаваться в различные государственные органы.
Закажите замеры в надежной компании
Если вам необходимо провести исследование, то рекомендуем обратиться в нашу фирму. АНО «Центр Экологических Экспертиз» проведет все этапы и подготовит акт замера уровня шума. Наши сотрудники действуют оперативно, вы в короткие сроки получите требующиеся документы. Цены на услуги находятся на привлекательном уровне и не завышаются искусственно.
Ночь нежна, поддайте шуму! Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Ночь нежна, поддайте шуму!
Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя
Что же может предложить им закон?
Исторически миссия защиты населения от шума возлагалась на санэпиднадзор. Поэтому в РФ существуют четкие и подробные нормы шумового загрязнения, превышение которых карается по ст. 6.4 КоАП РФ. Однако требуется, чтобы специально обученный специалист по специальной методике специальным прибором замерил уровень трескотни или грохота. Процедура эффективна для постоянно действующих источников шума, но совершенно беспомощна в экстренных случаях и перед эпизодическим нарушителем тишины (в том числе потому, что «санитарное» измерение шума от случайных явлений и поведения людей не проводится, согласно п. 1.19 Указаний по контролю шума (МУК 4.3.2194-07)*(1).
Когда всем стало очевидно, что санитарное законодательство не «заточено» на борьбу с шумным хулиганством, регионы стали принимать собственные законы о защите покоя граждан. Они устанавливают «комендантский час тишины» и конкретный перечень недопустимых действий (например, свист, пение, танцы и т.п.). При этом неважно, насколько громко нарушитель «нарушает», и превышен ли при этом санитарный порог шума (см. Обзор судебной практики ВС РФ за IV кв. 2011 г.).
Опираясь на региональный закон, полиция, конечно, быстро утихомирит явную угрозу, например, буйных адептов караоке. Но, скорее всего, откажется принимать меры к громко гудящей трансформаторной будке.
Если же источником шума «здесь и сейчас» выступают отдельные несознательные граждане (скажем, вредный сосед, его собака или его гости), то за защитой нужно обращаться к своему региональному закону о защите тишины. Это быстрый и легкий путь.
Короткий путь к тишине
Региональные законы о защите тишины и покоя граждан устанавливают: что именно нельзя делать и когда именно нельзя делать.
По ночам, как правило, запрещено:
— использовать проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны и т.п., в особенности со звукоусилением. Это касается в том числе общепита и собственного автомобиля (если музыка из автомагнитолы кому-то мешает),
— свистеть, громко петь, играть на музыкальных инструментах,
— заниматься строительством и ремонтом,
— шалить с пиротехникой,
— оставлять без присмотра свое «орущее» авто или иное имущество с неисправной (либо излишне чувствительной) сигнализацией.
В ряде регионов накажут за ночные передвижения мебели, лай домашнего питомца или просто громкую речь.
Наконец, во многих регионах существуют и исключения: например, разрешается громко справлять Новый год, веселиться на региональных мероприятиях или громыхать мусорными баками в определенный час.
Все эти подробности нужно выяснять у своего регионального законодателя, например, воспользовавшись нашей справкой.
Подробнее о заключенных соглашениях между МВД России и субъектами РФ см. нашу справку.
Не все то шум, что шумит
— во-первых, санитарные нормы в лице Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07 просто не разрешают проводить замеры в отношении шума, обусловленного проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
— во-вторых, «тихие» законы почти всех субъектов РФ специально оговаривают, что запреты не касаются религиозных церемоний и аварийно-восстановительных работ. Кстати, попытки признать неконституционным такое исключение в части религиозного обряда полностью провалились (определение КС РБ от 27.05. 2014 N 79-О, постановление КС РТ от 17.04.2012 N 48-П).
Долгая дорога к тишине
В некоторых случаях региональный закон не может оградить вас от шума. Например, если рядом с вами идет стройка, шумит чье-то торговое оборудование, жужжит кондиционер, громыхает лифт и т.п. Тут в самый раз припомнить, что:
— во-вторых, соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39, ст. 11 Закона о санитарном благополучии*(2)),
— а в-третьих, жилье должно соответствовать санитарным требованиям, в том числе и по уровням шума (п. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии), также специальные санитарные правила действуют для рабочих мест и условий труда (ст. 25, ст. 27 упомянутого Закона).
Наконец, за нарушение санитарных норм можно поплатиться штрафом и даже приостановлением деятельности (например, ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).
В частности, в квартире уровень проникающего шума не должен быть выше 55 дБА днем (с 7 до 23) и 44 дБА ночью (приложение 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10).
Что касается рабочих мест, то там глубина тишины зависит от степени напряженности трудового процесса. Самые тихие рабочие места, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2), полагаются творческим работникам, руководителям с повышенными требованиями, врачам и программистам.
Поэтому за установлением уровня шума придется обращаться в Роспотребнадзор. Конечно, измерить шум в дБА могут и «частные» эксперты, но для административного/судебного преследования удобнее располагать поддержкой надзорного органа и протоколами измерений, выполненными центром гигиены и эпидемиологии (ст. 42 Закона о санитарном благополучии, п.1.4 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).
Для этого нужно направить в ведомство заявление в произвольной форме, в котором описать ситуацию и попросить о замерах шума и о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении санитарно-эпидемиологических требований.
Важный момент: Роспотребнадзор может и не прийти с замерами в жилое помещение, если автор жалобы не прописан по адресу замера или не является собственником этого жилья, или, на худой конец, не имеет нотариальной доверенности от собственника или прописанных в помещении граждан (п. 1.19 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).
Если выяснится, что шум превышает предельные уровни, то:
— Роспотребнадзор составит протокол о соответствующем правонарушении в отношении лиц, которые ответственны за шум, а впоследствии и накажет,
— Роспотребнадзор вынесет предписание этим лицам об устранении нарушений (п. 2 ст. 50 Закона о санитарном благополучии). Другими словами, обяжет их принять меры к тому, чтобы, как минимум, шум стал тише. Предписание должно быть исполнено не позднее указанного в нем срока (но, конечно, не тотчас).
Кто так строит? Ну кто так строит?!
«Лишний» шум от стройки грозит застройщику (техзаказчику, подрядчику) штрафом по ст. 9.4 КоАП РФ: обычно стройнадзор ссылается на нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 24 Техрегламента о безопасности зданий и сооружений, п. 6.3 Свода правил СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003. Защита от шума» (устанавливает максимальный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым домам, в 70 и 60 дБА днем и ночью, соответственно).
Кроме того, в субъектах РФ могут быть свои особенные наказания именно за превышение «ночных» санитарных норм шума при строительстве: где-то это прямо предусмотрено региональными Кодексами и законами (см., например, ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях), а где-то через нормы о нарушении местных правил благоустройства, которые и запрещают строительную возню по ночам (см., например, ст. 4.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях» и п. 10.11.8 Правил благоустройства г. Ессентуки).
Как быть, если покоя нет из-за соседей сверху: отчетливо слышны шарканье тапок, скрип дверей, топот детских ножек, звон кастрюль и даже телереклама?
Увы, в этом случае оптимальнее всего сосредоточиться на дополнительной шумоизоляции собственной квартиры. Посудите сами:
— по ночам соседи не поют, не кричат, не сверлят стену, не двигают мебель, не играют на тромбоне? Состава правонарушения по региональному закону, скорее всего, нет, а доказать обратное не удастся;
— замерить уровень шума тоже нельзя, потому что Указания по контролю шума запрещают проводить измерения в отношении шума, обусловленного обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений (абз 6 п. 1.19). Но даже если удастся вызвать специалиста с шумомером, то едва ли шум от обычных повседневных забот, даже связанных с маленькими детьми, будет превышать санитарные нормы. При таких обстоятельствах ни на судебную, ни на административную защиту тишины рассчитывать не стоит (см., например, апелляционное определение Суда ХМАО от 26.04.2016 по делу N 33-2844/2016).
Если судебная экспертиза выявит нарушение строительных правил и норм, то суд обяжет соседей переделать пол (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 20.07.2017 по делу N 33-27940/2017, Кемеровского облсуда от 02.02.2017 по делу N 33-281/2017, ВС Республики Башкортостан от 07.04.2015 по делу N 33-1982/2015). Однако готовьтесь к длительной судебной тяжбе и расходам: скорее всего, потребуется экспертиза, и даже не одна.
Но если перепланировка оказалась законной, если экспертиза не выявит дефектов пола у соседей сверху, то в иске будет отказано (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 22.01.2018 по делу N 33-1122/2018 и от 30.09.2016 N 33-23941/16, Красноярского крайсуда от 13.02.2017 по делу N 33-1748/2017, Кемеровского облсуда от 29.10.2015 по делу N 33-11318/2015, Суда ЕАО от 25.06.2014 по делу N 33-284/2014).
Не менее сложная ситуация с кондиционером или вентилятором, которыми пользуются соседи : если шум от него превышает санитарные нормы, то можно добиться демонтажа этой техники. Ведь
— жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровням шума (ч. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии),
— соблюдать требования санитарного законодательства обязаны не только ИП и организации, но и обычные граждане (ст. 10 Закона о санитарном благополучии), которым, кстати, прямо запрещены всякие действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду обитания (там же),
Однако если соседи отказываются добровольно снять сплит-систему, то предстоит длительная и тяжелая судебная тяжба (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Суда ХМАО от 16.02.2016 по делу N 33-796/2016, Санкт-Петербургского горсуда от 25.02.2014 по делу N 2-1265/2013, Алтайского краевого суда от 08.10.2014 по делу N 33-8256/2014, решения Таганрогского горсуда от 13.12.2017 по делу N 2-4914/2017, Альметьевского горсуда от 29.08.2012 по делу N 2-2472).
Потерпевший, не терпи!
Однако для суда это очевидно не всегда, и он часто отказывает таким беднягам в праве участвовать в деле, и, например, обжаловать слишком мягкое наказание ночным крикунам. Если именно так и происходит, рекомендуем ссылаться на постановление Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 31-АД18-11: в нем ВС РФ прямо называет потерпевшими от правонарушения тех граждан, которые жаловались в полицию шум, о чем есть запись в полицейской Книге учета сообщений о происшествиях. А во время звонка в полицию обязательно укажите, что действиями дебоширов нарушены Ваши права, а не одна лишь норма закона.
эксперт компании «Гарант»
*(3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10
*(4) Правила пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25)