алмазный фонд диадема русское поле
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Другие работы мастера
Диадема «Русское поле»
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».
Россия, 121170,
Москва, улица 1812 года, 14
Телефон для справок по переписке:
+7 499 148–36–96
По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru
По вопросам передачи драгоценных металлов и драгоценных камней в Гохран России обращаться по телефону:
+7 499 249-88-15
О Гохране России
Информация
Пресс-служба
Услуги
Выставка
«Алмазный фонд»
103073, Москва, Кремль.
Вход в Кремль через Боровицкие ворота.
Телефон для справок: +7 495 629-20-36.
Сеансы ежедневно с 10:00 до 17:20,
кроме четверга, с интервалом 20 минут.
Перерыв с 13:00 до 14:00.
Уважаемые посетители!
10 и 11 сентября 2021 года в течение дня и с 16 по 23 сентября 2021 года Выставка «Алмазный фонд» закрыта для посещения
Сокровища алмазного фонда России
На выставке «Алмазный фонд», открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНД А
Первая половина XVIII века
Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.
Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.
Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.
Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.
Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.
СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА
На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА
Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть «веком бриллианта».
Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА
В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.
Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.
Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.
Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.
Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке «Мир» и получил название «XXVIсъезд КПСС» в честь съезда, который прошел в 1981 году.
В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.
Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.
Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.
Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.
РАБОТЫ МАСТЕРОВ XX-XXI ВЕКОВ
Брошь «Роза», Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.
Непревзойденный шедевр «Алмазного фонда». В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.
Брошь-бандо «Цветочная фантазия», Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.
Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.
Колье «Юбилейное», Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.
Колье «Юбилейное» посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.
Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)
В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.
«Пластрон», Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.
Диадема «Русская красавица», Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.
Прообразом диадемы «Русская красавица» явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.
Гарнитур «Весна», Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Обращением к русским национальным традициям является колье «Весна». Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.
Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России
Алмазный фонд. Современные ювелирные изделия и самородки
Современные ювелирные изделия и самородки. Публикация о коллекции Алмазного Фонда предназначена для молодых московских гидов-переводчиков, которым по долгу службы приходится самостоятельно показывать экспонаты музея иностранным туристам. Самой трудной для показа частью собрания алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений я считаю коллекцию современных ювелирных украшений. Эти восхитительные вещи не связаны ни с именами государственных деятелей, ни с датами, ни с историческими событиями. Гидам-переводчиками приходится запоминать вес драгоценных камней в каратах, имена мастеров и использовать многочисленные прилагательные, употребляя их в превосходной степени.
Дело осложняется тем, что сведения о современных украшениях из собрания Алмазного фонда в специальной литературе весьма скудны. Как правило, о них рассказывают не в той последовательности, в которой они представлены в музее. Иллюстрации этих предметов отсутствуют. Приходится только догадываться, о какой гривне или кольце идёт речь. Экскурсии в музее мы проводим не очень часто и раз от раза забываем и расположение предметов, и сведения о них.
ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. КОПИРОВАНИЕ И ТИРАЖИРОВАНИЕ ВСЕГО ТЕКСТА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ ЗАПРЕЩЕНО.
Некоторые снимки взяты с сайта гохрана: http://www.gokhran.ru/assets/vtour/index.html
В этой статье сделана попытка собрать все имеющиеся данные о коллекции современных ювелирных изделий и рассказать о них в той последовательности, в которой они расположены в Алмазном фонде – повитринно. Все имеющиеся снимки собраны на различных сайтах во всемирной сети. В изложении материала сделана попытка воспроизвести текст экскурсии штатного экскурсовода Алмазного фонда, а также приведены дополнительные сведения из литературы.
Все предметы, представленные в четырёх витринах зала, выполнили русские ювелиры специально для выставки “Алмазный фонд”. Их никогда не надевали, не использовали по прямому назначению. Экспозиция этой части музея не менялась с 1984 года. Великолепные украшения выполнили мастера Виктор Васильевич Николаев, Борис Владимирович Иванов, Владимир Егорович Жилин, Леонид Фёдорович Устьянцев, мастер-закрепщик Геннадий Фёдорович Алексахин, художники Владимир Георгиевич Ситников и Наталья Владимировна Ростовцева.
Изделия в витринах описаны по порядку справа налево от зала исторических драгоценностей к выходу из Алмазного фонда.
Современные ювелирные изделия
Витрина 1 (Рядом с залом исторических драгоценностей).
Диадема “Русская красавица”. Современные ювелирные изделия
Диадема выполнена по мотивам русского женского головного убора.
В благородную платину оправлены разновеликие бриллианты (по непроверенным данным – их около 1000) классической огранки. Центр композиции – 25 крупных каплевидных жемчужин.
Комплект украшений: гривна, браслет и булавка. Гривна – древний вид украшения. Тонкий золотой обруч завершается длинной тонкой стрелкой. Украшает гривну единственный бриллиант весом 4,29 карат. Л.Ф.Усольцев оправил камень таким образом, что он кажется крупной каплей воды, парящей в воздухе.
Брошь “Роза” мастер В.Николаев выполнил в натуральную величину цветка. Лишь цвет украшения напоминает о том, что цветок не настоящий. Кажется, что он усыпан нежными каплями росы. Лепестки бутона словно распускаются на глазах. Впечатление движения и жизни усиливается приёмом подвижного закрепления цветка на пружинках, известный ювелирам с XVIII века. “Розу” украшают более 1500 алмазов. Брошь кажется лёгкой и изящной, хотя весит она более 200 грамм (222, 11 г).
Есть легенда, что В.В.Николаеву очень трудно давался образ цветка и сотрудники Гохрана приносили ювелиру букеты, чтобы мастер точнее представил будущий образ бриллиантового украшения. Но прообразом броши стала роза, нечаянно оставленная на скамейке, В.В.Николаев увидел её в Филевском парке.
По непроверенным данным крупнейшая в мире алмазодобывающая корпорация Де Бирс (De Beers основана в 1888 году в ЮАР) хотела выкупить шедевр В.Николаева за любые деньги, чтобы сделать её своим символом. Но подобная сделка исключалась в принципе, ведь розу вырезали из платины и усыпали сотнями бриллиантов к 100-летию Ленина.
Современные ювелирные изделия. Диадема “Русское поле”
Витрина 2
Доминантой витрины является диадема “Русское поле”.
(Её сделали в память освоения целинных земель в 60-х годах прошлого века). Украшение выглядит как венок, сплетённый из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.
Колосья пшеницы и коробочки льна сделаны исключительно из бриллиантов, которые оправлены в разные материалы. Жёлтые колосья выполнены из золота, а белые головки льна оправлены в платину. Пшеница и лён тянутся к центру композиции, к “солнцу”. “Солнце” имитирует крупный лимонно-жёлтый бриллиант весом 32,52 карата.
Всего в диадеме “Русское поле” 1837 бриллиантов общим весом 164,87 карата.
Слева от диадемы расположена подвеска с нежно-голубым камнем, австралийским опалом. Опал в природе встречается во множестве цветов и оттенков – от белого до винно-жёлтого и красного. Голубой опал – редчайший образец этого камня.
Необычна форма кольца “Космос”. По виду оно напоминает взмывающую вверх ракету. Композицию “собирает” крупный бриллиант огранки “маркиз” в верхней самой узкой части “ракеты”. От него расширяющимися лучами отходят 119 бриллиантов в золотой оправе.
Наряду с бриллиантами в этой витрине представлены густо-лиловые аметисты. В России добывают аметисты очень высокого качества. В левой части витрины представлен комплект украшений с аметистом – брошь в нём выполнена в виде поверхности луны с кратерами и “морями”.
Гарнитур “Земляничный” (в правой части витрины) создан художником Н.В.Ростовцевой по мотивом русских вышивок.
В украшении прослеживается та же многоцветность, что и в русском народном творчестве. Бриллианты сочетаются с матовыми жемчужинами и глубокими по тону уральскими аметистами.
Колье “Осеннее” наводит на воспоминание о насыщенных красках поздней осени.
Современные ювелирные изделия. Витрина 3
В этой витрине наряду с бриллиантами представлены зелёные драгоценные камни. Это изумруд и аквамарин. Оба камня – это разновидности одного минерала – берилла. Аквамарин гораздо чаще встречается в природе, чем изумруд, поэтому он ценится значительно дешевле.
В витрине представлена брошь с огромным аквамарином, весом около 150 карат.
Интересен гарнитур “Весна” с зелёными камнями – колье и браслет. Кажется, что они вытканы из тончайшего белого кружева. По форме колье напоминает старинное русское оплечье. Браслет повторяет форму колье и продолжает её. Стреловидное завершение колье и браслета напоминает готические мотивы.
Смысловой акцент гарнитура – крупные уральские изумруды чистого голубого тона. Самый крупный из них весом в 12,83 карат помещён в центр колье.
Гарнитур “Весенний” состоит из колье и кольца. В очертаниях и цвете камней одного гарнитура можно увидеть символы трёх весенних месяцев.В марте тает снег. Бриллиантовое сверкание камней и каплевидные формы изумрудов олицетворяет первые нежные капельки воды. В апреле появляется первая трава, цвет изумруда как нельзя лучше подчёркивает зелень лугов. В мае природа бурно цветёт, переливы блеска камней соответствуют третьему весеннему месяцу. Гарнитур символизирует радость весеннего пробуждения природы.
В благородный метал оправлены тёмные сапфиры, изумруды и бриллианты. Колье напоминает древнюю гривну. Её обруч разделяется на несколько ветвей и завершается изумрудными каплями. Тёмные сапфиры подчёркивают благородный цвет изумрудов.
Интересны и серьги, представленные в этой витрине. Они украшены крупными изумрудами. Говорят, что в природе не существует двух одинаковых по цвету изумрудов. В этой паре мы видим чудо, когда два разных камня идеально совпали по цвету.
Привлекают внимание колье и серьги в правой части витрины. Этот набор назван “Салют”. Идея создать гарнитур пришла мастеру В.Г.Ситникову во время прогулки по майской Москве. Расходящиеся от центра лучи украшения визуально напоминают праздничный салют. Цветные камни – сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты расположены не в центре композиции, а “разбросаны” по краям. Серьги повторяют мотив колье, но меньше по размеру, они уравновешивают, завершают композицию.
В центре витрины представлена диадема “Элегия”.
Её украшают небольшие густо-синие сапфиры. Об этом камне лучше поговорить у следующей витрины.
Современные ювелирные изделия. Витрина 4
В последней витрине представлены украшения с рубинами и сапфирами. Они не случайно экспонируются в одной витрине. Рубин и сапфир – производные одного минерала – корунда. Из красного корунда получают рубин (по древнерусски: яхонт). Сапфиры – другая разновидность корунда. Чаще всего они бывают синими, но могут быть жёлтыми и других цветов. Чем интенсивнее синий цвет сапфира, тем выше он ценится. На выставке Алмазного фонда представлены сапфиры густой благородной синевы.
Слева в витрине большое украшение “Юбилейное”, его сделали в год 35-летия победы во Второй Мировой Войне.
В центре – брошь-бандо “Цветочная фантазия” можно украшать декольте платья. Секрет этого украшения в том, что оно состоит из пяти частей, каждая из которых подвижно соединяется с соседней. Украшение можно разъединить и каждую часть использовать по-отдельности, в качестве подвески. Центральный элемент – брошь.
Основные драгоценные камни украшения – рубин и бриллиант. Обычно, бриллиант оправляют в белый металл. Но чтобы подчеркнуть праздничность и нарядность украшения, мастер добавил к платине блёстки золота, они подчёркивают насыщенный цвет рубинов.
В центре под “Цветочной фантазией” увидим бусы из золота и платины с бриллиантами.
В левой части витрины представлены крупные серьги с длинными золотыми швензами. (Швенза – часть серёг, крючок, который цепляется за ухо). Они выполнены по мотивам серёг-жирандролей XVIII века. Серьги скомпонованы из разъёмных частей. Розетки можно поменять местами, добавить или убрать одну из них. Их также можно использовать как броши или подвески. Украшают комплект бриллианты и рубины.
Коллекция самородков и слитков платины и золота
После показа коллекции современных украшений следует перейти к витрине напротив и вернуться в её начало, то есть двигаться по направлению к залу с историческими драгоценностями. (Если штатный сотрудник музея не попросит изменить маршрут).
Всего на выставке Алмазного Фонда представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков общим весом более 300 кг.
В Алмазном фонде хранится ценная коллекция самородков из платины. Название этот металл получил от полупрезрительного испанского слова “плата” – серебришко. Из-за высокой температуры плавления (1755 градусов) люди долго не могли использовать платину и порой выбрасывали самородки, не найдя им применения. На Руси, случалось, платину использовали как подставки под бочки, чугунки.
В России платину впервые обнаружили на Урале в 1819 году, в 1825 году началась её промышленная добыча. Самородная платина в природе встречается очень редко, чаще её находят в виде мелких блёсток. Тем больший интерес представляют большие самородки. В коллекции Алмазного фонда хранится платиновый слиток весом около 5 кг.
Рядом со слитком экспонируется самый большой самородок коллекции, он назван “Уральский великан”, весом 7,8 кг. По форме он похож на искажённый треугольник.
Второй по величине самородок весит чуть меньше 6 кг (5,9). Вес остальных экспонатов из платины колеблется от 200 г до 5 кг. Вся платина на выставке – уральская.
Человек знает золото около 6 000 лет. Самое лучшее и дорогое до сих пор сравнивается с этим металлом. В России месторождения золота впервые обнаружили в 1732 году в Олонецком крае и в 1745 году на Урале.
В центре витрины находится несколько слитков золота высочайшей пробы. На них можно разглядеть цифры – 99,99. Слиток состоит из чистого золота, но хранят их на открытом воздухе, а не в вакууме. Золото вступает в химическую реакцию с воздухом и может содержать незначительную долю посторонних примесей. Золотой запас государства хранится в таких слитках весом от 10 до 15 кг, на выставке представлены слитки весом около 12 кг.
Интересна коллекция золотых самородков. Самородок – это крупное образование металла весом более 5 г. Самородки также содержат от 5 до 30 процентов серебра, до 20% меди, реже и меньше другие металлы платиновой группы и железо.
Чаще всего крупные золотые самородки переплавляли. В России же в 1825 году был издан указ, согласно которому все крупные самородки весом более 400 грамм отправлялись в музей Петербургского горного института.
Многие самородки на экспозиции названы по аналогии с той формой, которую они напоминают.
Например: “Верблюд” – 9,3 кг
“Лошадиная голова” – около 14 кг
“Заячьи уши” – 3,3 кг. “Заячьи уши” – самый высокопробный самородок собрания Алмазного фонда, в нём 93,2% чистого золота.
“Дельфин” – 10 кг
Любопытен маленький дендритовый самородок “Ёлочка” весом менее 200 г – 199,9 г. Его нашли на Южном Урале, он похож на покрытую листочками веточку, которая образована сростками кристаллов. Дендритовое образование таких размеров и рисунков – большая редкость.
В коллекции Алмазного фонда находятся два уникальных природных образования. Это самый крупный из добытых в России самородков “Большой треугольник”.
Его проба – 91%, то есть только 9% веса приходится на долю примесей.
“Большой треугольник” нашли в 1842 году на Южном Урале под зданием фабрики прииска, который собирались закрывать. В настоящее время это самый большой сохранившийся самородок в мире. В XIX веке в Австралии нашли два гигантских самородка. Один весил 70,9 кг, его переплавили на следующий день, не сохранилось ни рисунка, ни его описания. Через три года, в 1872 году в Австралии обнаружили самородок, весом в 285 кг, но его постигла та же участь, гигантский самородок переплавили.
Не менее интересен и самый маленький самородок в собрании Алмазного Фонда весом всего 20,25 г. Такие маленькие образцы, как правило не поступают на выставку, но для этого сделали исключение.Он похож злого человечка с выдающимся вперёд подбородком и крючковатым носом, поэтому назвали его “Мефистофелем”.
Чтобы удостоверится в подлинности этого самородка, была создана специальная комиссия, которая вынесла вердикт, что “Мефистофель” – природное образование. Именно природа создала такую причудливую форму и никакой мастер никогда не работал с самородком.
Показом “Мефистофеля” заканчивается экскурсия по выставке Алмазного фонда.
Из недавних поступлений на выставке представлен крупный самородок весом около 8 кг, он находится на экспозиции с 2012 года. Рабочие, которые обнаружили самородок назвали его в честь 40-летия артели старателей. Расположен самородок рядом с “Мефистофелем”.
ОЧЕНЬ ПРОШУ КОЛЛЕГ ДОПОЛНИТЬ СТАТЬЮ ИЗВЕСТНЫМИ ВАМ СВЕДЕНИЯМИ О КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ И САМОРОДКОВ АЛМАЗНОГО ФОНДА.
Литература:
Ольга Горева “Алмазная сокровищница России” М, 2006 г.
“Москва – летопись времён”, составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.
“Сокровища Алмазного фонда”, каталог выставки, М., 1968 г.