андреев петька на даче читательский дневник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Андреев Л.
Название: “Петька на даче”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 8
Главные герои и их характеристика
Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.
Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.
Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.
Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.
Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Сюжет — краткое содержание
Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.
Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.
Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.
На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.
Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.
В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Петька вел себя на даче. Сперва его пугала природа, он уходил к лесу, на берег и лежал в траве. Потом Петька привык, подружился с Митей и стал самым обычным мальчиком. У него появилось детство, он научился играть и веселиться.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен детства, не должен с малых лет зарабатывать себе на жизнь каторжным трудом. Ребенок всегда должен оставаться ребенком.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить детей и заботиться о каждом из них, как о своем собственном ребенке. Учит доброте и отзывчивости. Учит любить природу. Учит не быть равнодушными перед лицом чужих страданий.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень сильное и печальное произведение. Его главного героя Петьку очень жаль, ему невозможно не посочувствовать. Взрослые люди лишили мальчика счастливого детства, превратили его почти в животное, а так не должно быть никогда.
Новые слова и выражения
Аляповатый — грубо сделанный, неуклюжий.
Струпья — корочки над поверхностью раны.
Сутолока — толкотня, толчея.
Конфуз — смущение, неловкость.
Пословицы к произведению
Где веселое детство — там радость.
Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
Два раза молодым не бывать.
Дерево стало кривым, когда было молодым.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” краткое содержание для читательского дневника
Андреев Л. “Петька на даче” краткое содержание для читательского дневника
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Краткое содержание произведения «Петька на даче» для читательского дневника
Работая в парикмахерской, Петька создавал впечатление ленивого, безразличного ко всему мальчика. Его не уважали подмастерья, товарищ Николка ругался плохими словами. Однажды Петька отправился с семьей на дачу. В пути он увидел настоящую природу и оказался под большим впечатлением. На даче Петька сдружился с гимназистом Митей. Они ловили рыбу, купались и очень весело проводили время. Он будто начал новую жизнь, развеселился, стал мечтать. Но, хоть Петька и возмущался, все равно пришлось вернуться в город. В городе Петька снова стал равнодушным, но еще долго вспоминал о даче.
Краткое содержание произведения «Петька на даче» можно прочитать ниже
В парикмахерской у Осипа Абрамовича служил маленький мальчик Петька. Он подносил воду Осипу Абрамовичу или его подмастерьям. Ему часто грозили за пролитую воду или когда он не слышал поручения. Посетители считали, что с мальчиком так и надо поступать.
В эту парикмахерскую ходили швейцары, приказчики, служащие или рабочие. Недалеко был квартал с домами разврата.
В парикмахерской служил еще один мальчик Николка. Он был на три года старше Петьки и скоро должен был стать подмастерьем. Николка важничал перед Петькой, курил, ругался, говорил, что пил водку, и с подмастерьями ходил смотреть драки. За это Осип Абрамович бил его по щекам.
Петьке было десять лет. Он завидовал Николке. Но когда все отдыхали, Николка учил Петьку разным стрижкам.
Ребята иногда садились на окно и смотрели на бульвар. Там сидели на скамейках мужчины и женщины. Они были грязно одеты. Некоторые пытались уснуть на скамейках. Но сторож ходил и следил за всеми. Женщины здесь все говорили хриплыми голосами, могли пить водку прямо на улице с мужчинами. Иногда их били, начиналась драка, но сторож всех разгонял.
Николка рассказывал Петьке про этих мужчин и женщин и смеялся. Петька считал Николку умным и бесстрашным и хотел стать таким же. Но ему хотелось в какое-то другое место.
Каждый день у Петьки был одинаковым. В парикмахерской ничего не менялось. Петька спал много, но ему постоянно хотелось спать. Он был очень худой, маленький, с грязными руками и шеей. На лице его были морщинки.
Петьку навещала мать, кухарка Надежда. Она приносила ему сладости. Он просил мать забрать его отсюда, потом забывал о своей просьбе и прощался с матерью. Она считала Петьку дурачком.
Однажды мать приехала и сказала, что Петьку отпускают на дачу, где живут ее господа. Петька не сразу понял, но потом стал очень торопить мать. Николка смотрел на Петьку и завидовал ему. У Николки совсем не было матери, и он тоже никогда не был на даче.
На вокзале Петька очень оживился. Он боялся опоздать на поезд. В поезде Петька стал смотреть в окно и все разглядывать. Петька в первый раз видел поле, лес, широкое небо, облака. Он перебегал с одной стороны вагона к другой. Пассажиры смотрели на него и улыбались. Только один мужчина посмотрел хмуро на Петьку. Мать хотела рассказать ему, что ее Петька три года живет у парикмахера и это для него хорошо.
Петька увидел равнину, серенькие домики, церковь. На мосту через реку Петька сначала испугался, но потом опять стал смотреть в окно. Он перестал быть сонным, и морщинки исчезли.
На даче Петька сначала боялся леса и всего кругом. Он много гулял, валялся на траве. Барин спрашивал его, нравится ли ему на даче. Мальчик стеснялся и отвечал, что нравится.
Через два дня Петька познакомился с гимназистом Митей. Он научил Петьку ловить рыбу, купаться в речке, лазать по развалинам. Петька даже забыл про парикмахерскую и Осипа Абрамовича.
Петька поправился, хотя ел немного — ему было некогда.
Барин привез письмо для матери Петьки. Надежда заплакала. Барин сказал Петьке, что надо уезжать. Петька не понял, куда ему надо уезжать. Завтра он собирался на рыбалку. Мать объяснила Петьке, что надо ехать к Осипу Абрамовичу. Вдруг Петька упал на землю и стал сильно кричать и бить руками и ногами. Но потом успокоился.
Барыне стало жалко мальчика. Барин сказал, что есть люди, которые живут хуже. Барин и барыня ушли на танцы.
Утром Петька с матерью поехали на поезде в город. Петька уже ничего не рассматривал, сидел тихо, сложа руки. Он опять стал сонным, на лице появились морщинки.
На пороге парикмахерской Петька попросил мать спрятать удочку. Петька снова стал каждый день подносить воду парикмахеру. А вечером он рассказывал Николке про дачу и про то, что было и чего не было.
Андреев «Петька на даче» для читательского дневника
В 1899 году Леонид Николаевич Андреев написал произведение «Петька на даче». Для читательского дневника подходит краткое содержание рассказа. Дети знакомятся с сочинением на уроке русской литературы в 6 классе. Эта история о маленьком мальчике, который вырос среди злых и грубых людей.
Характеристика текста
Чтобы понять основную мысль и главный замысел автора, необходимо сделать подробный анализ. «Петька на даче» — произведение, которое относится к жанру остросоциальной прозы. Главным героем является десятилетний мальчик по имени Петя. Автор представил на суд читателям его, как исхудавшего мальчишку, который родился в бедной семье и теперь вынужден работать, чтобы хоть как-то прокормиться.
Композиционное построение текста имеет кольцевую структуру, так как начинается и заканчивается рассказ одним и тем же эпизодом, когда мальчик трудится в парикмахерской.
Главной отличительной чертой произведения является сопоставление двух миров, а именно:
Нахождение за городом мальчик воспринимает как подарок из детства. Ярким художественным аспектом в рассказе является ранее появление морщин на лице ребенка. Работая без праздников и выходных, мальчишка превращается в состарившегося карлика, и только приезд на дачу меняет его жизнь в другую сторону. Там он чувствует себя полноценным ребенком, который радуется каждому моменту.
В рассказе автор поднял остросоциальный вопрос детей, которые лишены детства. Они радуются каждой мелочи и сравнивают обычные облака со свободой, счастьем и спокойствием.
После публикации произведения критики были в восторге, давали только положительные оценки и писали отзывы. «Петька на даче» — это рассказ о социальной несправедливости существующего общества, когда ребенок лишен всякой возможности наслаждаться своим положением, и вынужден работать.
Действующие лица
Автор своим произведением учит тому, что каждый ребенок должен радоваться и веселиться, а ни в коем случае работать. Кроме этого, писатель учит ценить каждый счастливый момент в жизни. Для передачи своих мыслей Андреев использует такие образы:
Все действия происходят на территории России в конце XIX века. Идеей создания послужила настоящая история парикмахера Ивана Андреевича Андреева. Главные герои «Петька на даче» помогают раскрыть сюжет, посредством этих персонажей автор наполнил рассказ смыслом.
Разбор по плану
Чтобы лучше понять суть и тему рассказа, подготовиться к пересказу, нужно разделить текст на смысловые подзаголовки. Каждый содержит важную информацию о происходящем в сюжете, например:
Все части раскрывают определенные события из жизни героя. Автор правдиво и точно описал проблемы существования людей из бедного слоя общества.
Сюжетная линия
История начинается с описания женщины Надежды, которая сама воспитывала сына по имени Петька. Она не скрывала, что ей было очень тяжело в одиночестве прокормить мальчика. Когда ребенку исполнилось 10 лет, она договорилась с владельцем парикмахерской Осипом Абрамовичем, чтобы он принял ее сына к себе на работу. Тот, в свою очередь, пообещал сделать из него настоящего человека. Однако в работу мальчика входило только подметание пола, где полно́ всяких микробов и мусора.
Единственным другом несчастного мальчика был Николка. На самом деле он был ровесником Петьки, но считал себя гораздо старше. Он много курил, неприлично выражался и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.
Жизнь несчастного мальчика Пети была невыносимой. Каждый день он слышал только ругань и крики от хозяина и клиентов парикмахерской. Ему приходилось ежедневно выполнять всю грязную работу. Окна этого здания выходи́ли на убогую улицу, где всегда валялись пьяницы и бездомные. У Пети никогда не было выходных и праздничных дней. Вся его жизнь казалась ему мрачным сном, который никак не заканчивался.
За все это время тяжкой работы мальчик сильно похудел, на его лице появились мелкие морщинки. Петька каждый день мечтал покинуть это жуткое место работы и просил об этом свою мать. Но бедная женщина не могла себе этого позволить. Однажды она пришла к хозяину парикмахерской и попросила отпустить ее сына на дачу, где она подрабатывает кухаркой. Именно так Петя впервые покатался на поезде, и это маленькое путешествие поразило его воображение.
На даче мальчик быстро освоился, он бегал босиком, валялся на траве и даже завел себе друга, который показал ему самые красивые места и научил ловить рыбу. В этом месте Петьку как будто подменили, он снова стал веселым, его морщинки исчезли и мальчик чувствовал себя счастливым.
Но совсем скоро счастливые моменты закончились. Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, в котором он требовал вернуть маленького помощника на работу. Узнав об этом, Петька долго плакал, но понял, что это его участь. Мальчик снова вернулся в злорадную парикмахерскую и зажил прежней жизнью.
Автор в произведении описал душевные переживания и томления маленького человечка, который лишен всех радостей жизни. Писатель своим произведением хотел сказать, что каждый ребенок имеет право на счастливое и беззаботное детство.
Отзывы читателей
Андреев — талантливый писатель, он точно описал проблемы бедных людей. Многие дети вынуждены трудиться, чтобы хоть как-то помочь своим родителям.
Я бы назвала это произведение «Петькин труд». Бедный мальчик, который в жизни не видел практически ничего. Он не читал вместе с мамой добрых книжек, не рассматривал картинки и не рисовал рисунки. Главного героя очень жалко.
Меня впечатлил этот рассказ реальностью происходящего. Сегодня ничего не изменилось. Многие эксплуатируют детский труд ради своих интересов и не задумываются, каково этим несчастным маленьким трудягам.
«Петька на даче» — читательский дневник по рассказу Леонида Андреева
Рассказ «Петька на даче» написан Леонидом Андреевым в 1899 году. Сюжет рассказа заключается в повествовании небольшого отрезка жизни простого мальчика и рабочей семьи. Ребенок 10 лет от роду уже долгое время работает подсобным рабочим у парикмахера.
Описание книги
ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич
Название: Петька на даче
Число страниц: 11.
Издательство «Детская литература».
Год издания 1974 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1899 год
Главные герои рассказа и их характеристика
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора
План пересказа рассказа
Главная мысль
Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства.
Чему учит
Рассказ учит тому, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на забавы и игры. Учит тому, что дети не должны работать наравне со взрослыми. Учит ценить те права и свободы, которыми мы обладаем. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим отвратительна.
Отзыв
Меня очень тронул этот рассказ про бедного мальчика, который вынужден был с малых лет работать, чтобы не умереть с голода. Только на даче Петька ожил и стал нормальным, веселым ребенком. Но его счастье было так кратковременно и потом снова начались тяжелые будни. Мне жаль Петьку и жаль Николку, дети не должны так жить никогда.
Пословицы
Краткое содержание
Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.
Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.
Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.
Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.
На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.
Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.
Толкование непонятных слов
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Пролетка – легкий открытый четырехколесный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.
Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наемный экипаж с кучером.
Новые слова
Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.
Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.
Авторские афоризмы
«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»
«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»
«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»
«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»
Вывод и свое мнение
В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.
Краткое содержание «Петька на даче»
Всего получено оценок: 640.
Рассказ «Петька на даче» Леонида Андреева написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжёлой судьбы детей, лишённых детства, — детей из бедных рабочих семей.
Рассказ относится к острой социальной прозе. Он повествует о трудной жизни мальчика, который вынужден прислуживать жестокому цирюльнику. Поездка на дачу становится для него отдушиной, коротким моментом счастья и спокойствия.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», что будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В «грязной и душной парикмахерской» жизнь шла своим чередом, звучала привычная для Петьки фраза «Мальчик, воды!», а на улице «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину» …
Заключение
В своем произведении Андреев поднял остросоциальную проблему своего времени: ребенок должен учиться и жить полной, насыщенной жизнью, а не работать наравне со взрослыми.
После прочтения краткого пересказа «Петьки на даче» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: