архитектор белой стены при алексее михайловиче

Белый город

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием. МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси. После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Источник

Белый Город (Стена Белого Города – памятник зодчества конца 16 века)

Автор: Angel · Опубликовано 07.12.2017 · Обновлено 31.01.2019

Остатки стены Белого Города — памятник зодчества

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловичеВ 1995 году в начале Покровского бульвара (Хохловская площадь) были обнаружены остатки стены Белого Города – памятника зодчества и фортификации, которому насчитывается около 500 лет. Некоторые из найденных камней кладки были с уникальной резьбой, некоторые были из бывших великокняжеских палат Кремля. Также здесь были найдены предметы быта и монеты.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловичеДолгие годы решалась судьба древнего артефакта (как вариант, рассматривалась засыпка его с целью сохранения для будущих поколений), пока, наконец, в 2017 году не было принято решение о реставрации остатков стены Белого Города и открытия здесь первого в Москве археологического парка.

Возведение стен Белого Города

Вернемся в Москву конца 16 века. Это был уже крупнейший европейский город, который состоял из Кремля, Малого Города, обнесенного Китайгородской стеной, и Большого Посада. Ограничивал линию Большого Посада вал, именуемый в источниках «земляной осыпью». Вал проходил по кольцу теперешних бульваров и при Иване Грозном был довольно внушительным сооружением.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловичеВ источниках (Г. Штаден) указывалось, что вал тянулся от ворот до ворот, которые были «сделаны из бревен и снаружи вокруг обложены землей и дерном».

После того, как эти деревянные укрепления вокруг Москвы сгорели в результате набега крымских татар в 1570-х годах, по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, территорию Белого Города было решено защитить каменной крепостной стеной. Хронограф 1617 года говорит, что в 1586 году царь Федор Иоанович «повеле на Москве делать град каменной нареча ему имя Царев Белой каменной город».

Возведение крепостных стен Белого Города было самой крупной стройкой на Руси 16 века, необходимость которой диктовалась задачей обороны столицы государства. Для руководства этой грандиозной по тем временам стройкой был выбран зодчий Федор Савельевич Конь (источники упоминают, что фамилия зодчего была Иванов, «Конь» же было прозвищем, связанным с какими-то его личными качествами).

Крепостные стены Белого Города – это первое известное сооружение зодчего Фёдора Савельевича Коня (в дальнейшем он возводил каменный Смоленский Кремль). Этот государев мастер времен правления Бориса Годунова – один из немногих древнерусских зодчих, чье имя зафиксировано в Хронографах 17 как «мастера из русских людей».

Фёдор Конь возводил исключительно каменные стены и башни, которые отличала высокая техника и продуманность конструкций. Современники зодчего тщательно изучали приемы и изобретения Ф. Коня, и с восхищением описывали их в источниках тех времен.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловичеЗа основу он взял римские каноны строительства: не кирпич на кирпич, а хаотичную кладку. Именно этот способ строительства во времена Смуты (1598-1613) позволил избежать полного разрушения стен Белого Города.

Кирпич для стены делали на московских кирпичных заводах, белый камень же доставляли из подмосковного села Мячково. Известь для побелки стены использовали золотоордынскую, привезенную в Москву в самый разгар строительства в 1591 году.

Некоторые работы требовали высококлассных специалистов. Для сооружения крепостной стены вокруг Москвы царь заставил принять семь тысяч каменщиков. (Д. Горсей, Записки о Московии 16 в.).
Источники сообщают, что вначале строились Тверские ворота, ведущие на улочки Белого Города. По дороге же, выходящей из них, путники отправлялись в Тверь и Санкт-Петербург. Рядом с Тверскими воротами обосновались кузнечных дел мастера, выстроились мучные и мясные лавки.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Далее строительство стены Белого Города велось в обе стороны.

В результате Москва получила новый пояс каменных укреплений, которые сразу же были снабжены «хорошими медными орудиями», преимущества которых перед железными и чугунными уже были известны.

Стена Белого Города стала третьей, самой внешней оборонительной фортификацией. Сначала шла Кремлевская крепостная стена, затем стена Китай-города, и наконец, крепостная стена Белого города, которая была выше Китайгородской и так же, как и Кремлевская, была увенчана зубцами и «ласточкиными хвостами». Согласно Описной Книге 1701 года, длина стены была более 9,5 км, и состояла она из 28 прясел (часть крепостной стены между башнями) и 27 башен. Стены и башни Белого Города образовывали в плане неправильное полукольцо, охватывающее территорию 695704 кв. сажени (более 3 миллионов кв. метров).

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Несмотря на то, что «величества ради и красоты» новый пояс укрепления Москвы был назван Царьградом, народ всегда называл его Белым.

В разных источниках датами окончания строительства стены Белого Города называются и 1588, и 1589, и 1591 годы. Однако в июле 1591 года к Москве подошло войско крымского хана Казы-Гирея. Подошло и быстро отступило к Котлам и Воробьевым горам: на приступ Москвы хан больше не решился! А позже именно эта третья внешняя оборонительная стена сыграла важнейшую роль в 1612 году в битве за Москву с поляками.

Стены Белого Города, помимо того, что обладали отличными фортификационными свойствами, были еще и художественно выразительны. Современники называли стену «красивой» и «изумительной». Слава о Белом городе, о величественности его стен и башен и их обороноспособности распространялась далеко за пределы «Московии». Благодаря им Москва, уже давно привлекавшая внимание путешественников и подчас вызывавшая их удивление, стала для них своеобразным чудом света. Отмечая, что она выделяется среди всех других русских городов, они очень часто восхищались ею так, как не восхищались никаким другим европейским городом. «Имать же Российское царство многи грады каменныя и твердыя, паче же всех Москва, град царствующий величеством зело превеликий, и крепок, тремя стенами каменными огражден, ему же величеством и крепостию едва во всей Европии подобен град обретается», — говорится в итальянском описании всего света, переведенном в конце XVII в. на русский язык.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Укрепление Белого Города

Едва окончилось строительство Белого города, как в быстром темпе стали возводить наружное кольцо укреплений. Дерево-земляная крепость охватывала всю тогдашнюю территорию города кольцом (теперешнее Садовое кольцо Москвы). Длина нового кольца укреплений, названного за быстроту его постройки Скородомом, достигала 15 км, на земляном валу было возведено 50 башен, том числе 34 проездные. В условиях того времени дерево-земляные укрепления противостояли артиллерийскому огню не хуже, чем каменные, и в дальнейшем наиболее распространенными оборонительными сооружениями стали земляные бастионы. Высотные и водные препятствия не имели уже того значения, что в XV в., и рвы Скородома, Белого города и Китай-города были значительно уже и мельче, чем Кремлевский. Деревянные заборола и башни были очень живописны и выдержаны в лучших традициях русской архитектуры. Лет через 20 после постройки Скородома поляк С. Маскевич писал о нем: «Вся ограда была из теса, башни и ворота весьма красивые, как видно стоили трудов и времени». Высоту деревянной части стены он определяет «в три копья», то есть, в 6-8 метров.

Что же представлялось взгляду дозорного на самой высокой точке Москвы – колокольне Ивана Великого в Кремле? Он видел изнутри уже все четыре линии укреплений Москвы с широкими плацдармами перед ними и расходящуюся от Кремля и Красной площади запутанную сеть улиц. Видел проездные башни, к которым эти улицы сходились, образуя пучки. Вот от Владимирских ворот Китай-города расходятся, как лучи, Мясницкая и Лубянка, от Воскресенских – Дмитровка и Тверская, от Арбатских ворот Белого города – Поварская и Смоленская. Они выходят далее к разным воротам Скородома, также к воротам отовсюду сворачивают многочисленные кривые переулочки. В тех местах, где улицы пересекаются с кольцевыми плацдармами, перед воротами образовались площади, пустыри, небольшие поля, а дальше за стенами Скородома на расстоянии виднеются монастыри-форты.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Словом, перед взором дозорного простиралась сложная и на первый взгляд беспорядочная сеть улиц, которую мы называем теперь радиально-кольцевой системой планировки города.архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Посещавшие Москву в конце XVI в. иностранцы признавали ее одним из самых больших по размерам городов Европы, правда, со значительно меньшей плотностью населения. Они писали, что «город очень велик и многолюден, и его почти нельзя сравнить ни с каким немецким городом»; что Москва «обширнее Праги», «больше Флоренции»; что «город в целом больше, чем Лондон с предместьями». А по количеству населения Москва превосходила в 4 раза второй по размерам из тогдашних русских городов – Великий Новгород, и в 6 с лишним раз – Псков или Казань. Такой была столица России к концу XVI века.

Крепостная стена Белого Города сильно пострадала в Смутное время (1598-1613), а после окончания Северной войны (1700-1721) и вовсе потеряла свое фортификационное значение: с ворот Белого Города сняли охрану и перестали запирать ворота на ключ по ночам.

По указу Екатерины Великой крепостные стены Белого Города были разобраны «за излишностию, ветхостию и неудобностию».

Памятник просуществовал 200 лет, о чем свидетельствуют гравированные аксонометрические планы и фасадные изображения Москвы 17-18 веков.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

Москва строилась, стройматериалов не хватало, и москвичи стали разбирать стены для строительства собственного жилья. Известны и значительные здания, построенные из камня стены Белого Города, к примеру, Дом генерал-губернатора на Тверской, Воспитательный дом.

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть фото архитектор белой стены при алексее михайловиче. Смотреть картинку архитектор белой стены при алексее михайловиче. Картинка про архитектор белой стены при алексее михайловиче. Фото архитектор белой стены при алексее михайловиче

В 1720 году, во времена массового сноса Белгородской стены, Тверские ворота снесли и на их месте возвели Триумфальную арку для торжественного въезда Петра I, заключавшего в тот момент Ништадтский мир. Стену Белого Города разрушили в этом районе в 1770 году, кузнецов и лавочников переместили в другие места, а через пять лет здесь разбили Тверской бульвар, который стал первым публичным прогулочным местом Москвы.

Считается, что последними были снесены Арбатские Ворота – в июле 1792 года. Однако еще в 1805 году существовал фрагмент Белгородской стены на берегу Неглинки с проломом для русла реки.

С конца 18 века на месте стены Белого Города постепенно возникает Бульварное Кольцо, которое окончательно сформировалось в первой половине 19 века. Бульварное Кольцо, сформированное по контуру крепостной стены Белого Города, так же, как и стена, имеет форму подковы, упирающейся в набережные Москвы-реки.

На месте проездных башен крепостной стены, после их разрушения сформировались площади, в названиях которых сохранились упоминания о том, что здесь некогда были ворота: Чертольские (по указу набожного царя Алексея Михайловича переименованные в Пречистенские), Смоленские (Арбатские), Никитские, Тверские, Петровские, Сретенские, Фроловские (Мясницкие), Покровские, Яузские.

Источник

Главный зодчий Кремля

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари — создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве — он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца — Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте — Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера — 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын — Андреа вырос в выдающегося художника.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг)

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари — Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен — та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее — почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний — Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны — Москва-река, с другой — Неглинка. А со стороны китайгородского посада — ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Стена вдоль Красной площади — самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам — в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

Солари и Марко нашли выход. Палаты (Средняя Золотая) были сооружены в глубине, к Соборной площади они прямо не выходили. На их месте сейчас Большой Кремлевский дворец. Нижний этаж был хозяйственный и как бы скрытый от глаз, а на втором была устроена большая открытая веранда-гульбище (вернее крыльцо, или верхние переходы). На нее вели три лестницы, из которых одна сохранилась — это Красное крыльцо. С этого гульбища были входы как в канцелярские и приказные службы, так и в приемную часть, которая разместилась в каменной Грановитой палате. Свое название палата получила из-за того, что Солари декорировал ее восточный фасад «диамантовым», то есть граненым под бриллиант рустом (облицовочным камнем).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *