авилов художник поединок на куликовом поле

Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.

По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.

Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.

От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.

В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.

Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.

Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.

Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.

В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.

По благославению Сергия Радонежского

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.

Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.

Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.

По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.

В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.

Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.

Воины Пересвет и Ослябя

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.

Источник

Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

Источник

Описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле” Михаила Авилова

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом полеМ.Авилов, “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, 1943 год, фото: rusmuseumvrm.ru

НазваниеПоединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Страна, художникРоссия, Михаил Авилов
Год1943
Жанрсюжетное историческое искусство
НаходитсяГосударственный Русский музей
Материалыхолст, масло

Картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, ставшую самой известной его работой, советский художник Михаил Иванович Авилов написал в 1943 году. Может также называться “Поединок Пересвета с Челубеем” или “Поединок на Куликовом поле”.

По легенде, именно это сражение предшествовало Куликовскому побоищу.

Битва русского богатыря и татарского воина

В центре сюжета – яростно схлестнувшиеся Пересвет (слева) и Челубей (справа), восседающие на верных лошадях. Оба они тогда погибли, победу одержал богатырь Пересвет: конь довез его на спине до стана “своих”. Воин Челубей же был выбит из седла.

Центральную же роль достаточно простой композиции занимают, несомненно, кони. Гиганты, стоящие на дыбах, кажется, поглощают остальные элементы картины. Взволнованные их гривы, оскалы на рассвирепевших мордах делают пугающими. Кажется, скорее они здесь – насмерть сцепившиеся воины.

Очень выделяется щит Челубея, встретивший богатырское копье и бьющаяся, яркая попона его коня. Солнечный свет отражается в шлеме и кольчуге его соперника.

Слева, восседая на белой лошади, строй возглавляет великий князь Дмитрий Донской. В сражении он получит контузию, но выживет.

Разноцветное, беспокойное татаро-монгольское войско выражает неуверенность в лучшем для них исходе битвы.

Главными героями картины Авилова выступают: русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры, Александр Пересвет и татарин Челубей (в разных транскрипциях и материалах – Челибей, Телебей или Темир-мурза).

Мысль об этой картине родилась у художника за четверть века до ее сотворения.

Источник

Почему сражались пересвет и челубей. То что не написано в житиях

Михаил Иванович Авилов
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
. 1943
Холст, масло. 327 × 557 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
(1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, якобы[1] предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка[2].

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

«Пересвет и Ослябя»: значение и смыслы Куликовской битвы

«Букашка… и та жить хочет», – так начинается мультфильм о славных героях, положивших головы за землю Русскую, Пересвете и Осляби.

Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что в скором времени придется сделать самый непростой выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью.

Советское понимание Куликовской битвы

В недалеком прошлом был снят мультфильм: «Лебеди Непрядвы» (1980 г., режисер Роман Давыдов, снят к 600-летию Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года). Мультфильм богат образами и символами, даже название относит нас к «Задонщине» (образ лебедей использовался именно там) – шедевру Русской словесности, посвещенной Куликовской битве и князю Дмитрию Ивановичу Донскому.

Но тема духовно-нравственного выбора и мировоззрение русских людей того времени, а следовательно, и корень (источник) победы в мультфильме в силу, скорее всего, атеистической политики советского периода, не раскрыта. История победы Русского народа показана как подвиг народа, не только на поле брани, но и как трудовой подвиг. Весьма полезно, но без раскрытия корней урок будет не усвоен.

Во многом наверное поэтому, родился замысел съемки нового мультфильма, как попытки раскрыть духовно-нравстенные мотивы, которые побудили наших предков на подвиг. Даже название относит нас к двум «воинам Христовым», а значит борцам духа, что задает тон всей картине. В мультфильме Романа Давыдова выбрано, скорее, поэтическо – образное название, как символ душ убитых войнов. Хотя в той же «Задонщине» лебеди представлены как сравнительный образ войск Мамая…

Духовно – нравственные вопросы Пересвета

О непротивлении злу насилием

Иван Ильин о непротивлении злу насилием

Стоить сказать, что по теме непротивлении злу силою русский философ ХХ века Иван Ильин написал целую книгу («О сопротивлении злу силою» 1925 г). В частности, Ильин отвечая «толстовцам», писал:

… физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека, и тогда он не в праве от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада, и в этом бою ему придется не только обнажить меч, но и взять на себя бремя человеко-убийства.

… Но разве убивающий ближнего соблюдает свое «нравственное совершенство»? Разве такой исход может быть нравственно верным, безгрешным, праведным? … Разве совесть человека может, при каких бы то ни было условиях, признать убийство человека безгрешно-праведным делом? А если не может, то как же удовлетвориться таким ответом?

… все исследование имеет смысл только при полной и безусловной честности с самим собою, только при отсутствии упрощений и замалчивании, пристрастия и малодушия. Здесь непозволительно и не следует скрывать от себя что бы то ни было; напротив, надо открыть себе глаза на все, и все правдиво договорить перед лицом предмета. И потом уже принять окончательное решение, в уверенности, что оно недвусмысленно и верно.

Готовность Пересвета

«В ноже ли зло? Зло исходит из сердца и оскверняет душу человека», – наставляет Святой Сергий Пересвета и помогает сделать выбор иноку. Кроме правильного понимания морально-нравственного выбора, как своего долга, Пересвет еще выполняет и другую христианскую заповедь – послушание.

Авторами, очень тонко, сначала показана готовность Пересвета к битве (рассказ о Пересвете как о воине, разговор Пересвета с отцом Сергием), а лишь потом сюжетно происходит просьба Князя о том, чтобы Пересвет и Ослябя сражались в качестве воинов. Смею предположить, что в такой ракурсе, духовная готовность Персвета олицетворяет собою готовность Русского народа к битве с Ордой, а просьба Князя – это понимание исторического (и политического) момента, который можно выразить одним словом: «пора».

Образ христианского воина

Тема смелости, как необходимого качества воина, раскрывается в эпизоде с мальчишкой – гонцом. Будучи еще воином, Александр Пересвет наставлял мальчишку: «Страх в глазах – твой приговор на смерть». Выступая здесь как наставник, Пересвет предстает как человек познавший эту истину, а следовательно обладающим этим качеством.

В итоге, перед нами возникает образ духовно созревшего человека: боримого, но каящегося, смелого, но кроткого. Не такой ли образ идеального христианина? Не это ли есть сильный человек?

Уже упомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:

…сильный человек утверждает свою силу именно тем, что не бежит от конфликта в мнимо-добродетельную пассивность …; сильный человек видит трагичность своего положения и идет ей навстречу, чтобы войти в нее и изжить ее. Он берет на себя неправедность, но не для себя, а во имя Божьего дела. И то что он делает в этой борьбе, является его собственным поступком, его собственною деятельностью, которую он и не думает приписывать Богу. Это есть его человеческий исход, который он сам осознает как духовный компромисс и который есть в то же время его подвиг: ибо это есть великое, предметное напряжение его ведущей борьбу за благо воли.

Раскрытие мотивов через образ монголов

Как раскрывается образ врага? Кем по сути являются ордынцы? В образе ханского баскака, можно сказать, противоположно отражены христианские добродетели, о которых мы упоминали, говоря о Пересвете.

Кто для мурзы русские? Рабы. «Собак много – воинов мало», – надменно бросает фразу баскак. Обвиняя русских в сервилизме, он не оставляет им шанса в самоидентичности. Что для ордынца главное? Украшения, деньги, богатство. Не зря он восхищается богатством Москвы, предвкушая богатую добычу.

Описав представленный в мультфильме образ ордынца, мы получаем портрет духовно нищего, поросшего пороками и страстями человека.Не это ли враги настоящего христианина? Получается, что Русский народ выступает не только как сторона в очередной битве, а как войско Христово. Предвещает эпизод с выходом Русского воинства фраза Сергия Радонежского: «С Богом!». Особой торжественной музыкой подчеркивается уверенность дружины в победе.

Все как один готовы головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую («Задонщина»)

Дмитрий Донской как образ правильного правителя

Все победоносные войны Руси начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма этот момент не только продемонстрировали, что уже не мало важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя именно Христианского. Хотели ли Русские пролития крови? Нет. Трижды Князь пытался откупиться щедрыми дарами, тем самым не допустив пролития крови. Но враг, жаждал крови, отмщения и войны, по сути не оставив русичам выбора. Должны ли русские отдать Землю на поругание врагу? Нет.

«С нами Бог!», – с таким словами отправляются в битву Русские полки, как на битву праведную.

Несмотря на столетнее пребываниев под игом, русские смогли противостоять ордынцам, хотя сменилось не одно поколение. Уже не помнит земля людей, которые жили не при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранение памяти отцов, и, прежде всего, через Веру. Что олицетворяют собой мальчишки в мультфильме, бегущие за войском? Именно преемственность – это будущие воины будущих побед.

Получается, что именно иго позволило русскому народу стать народом православным во всей полноте этого слова. Вспомните отношение древнерусских авторов к монгольскому игу. Например, в «Сказании о Мамаевом побоище» есть такая фраза:

Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан…

То есть, через покаяние, русский народ воспринимает монгольское иго. Через покаяние идет формирование русского народа. Поэтому в свое время Ф.М. Достоевский писал: «Русский — значит православный».

Вспомним лозунг наших войск: «за землю за Русскую и за веру христианскую». Эту фразу привыкли воспринимать как мифологему, хотя на самом деле, в ней передано все мировосприятие древнерусского человека.

Сон Дмитрия Ивановича

Ночь перед битвой. Что делает Дмитрий Иванович как предводитель воинства? Молится за себя и за войнов своих. Слова ночной молитвы, которые произносит Дмитрий Иванович обычно произносят перед сном: «В руце твои Господи, передаю дух мой..». В контексте предстоящей битвы, вторым смыслом этих слов является отображение настроя Дмитрия на битву – упование на Бога.

Во сне князь Дмитрий видит битву между ангелами и бесами, в котором воины Христовы побеждают, что олицетворяется высвобождением очень яркого света.

Дмитрию этот сон придает уверенности, т.к. войско русское стоит за правду:

Битва Пересвета с Челубеем

Если русское войско показано в белом тумане (белый свет – символ чистоты, царства Небесного), то при показе Челубея фон темнеет, сгущаются тучи – олицетворение «темных» сил. Сам Челубей изображен как лютый язычник, что подчеркивается огромным амулетом–доспехом на груди, а конь увешен скалющимися черепами. Усиливает образ Челубея самоуверенный смех и горцавание перед русскими полками.

Во что верит Челубей? В свою непобедимость, в свои силы. Тем самым, он ограничиает свои силы человеческими возможностями.

Пересвет прощается с дружиной, просит прощения, кается – он готов предстать перед Господом. И молится, – не за себя а за братьев!

Гибель Пересвета олицетворена полетом ласточки, поднимающейся на небеса. Ласточка всегда воспринималась древнерусскими авторами как птица «горняя» (небесная). А как гибнет Челубей? На тело убитого язычника садится черный ворон – как символ неупокоенной души, образ неверной, языческой смерти.

Битва совершается не только на поле сражения, а успех битвы зависит не только в крепости меча. За войско русское молится Сергий Радонежский, совершая свой духовный подвиг.

Гибель Осляби

Вставляя в битву эпизод с мальчишками, показано как человеческие мечты, если они благи по своему содержанию, могут вылиться в настоящий подвиг. Не такие ли мечты были у русского народа чахнувшего под игом и посмевшего восстать против Мамая? Не такие ли мечты должны закладываться у подростающего поколения?

Трусость Мамая

Темник Мамай изображен как трус. Посмотрите как он показан сначала: сидит уверенно, рядом золотой кубок, который усиливает образ правителя который держит все под контролем. И тот же кубок олицетворяет трусость Мамая, когда в кадре присутствует только, собственно, кубок, а Мамай поспешно уплетывает в кибитке.

Русские воины – праведники

Души умерших русов забирают ангелы. Забирают как праведников «сложившим головы за други своя». Таким образом, победа в битве изображена как духовно – нравственная победа не сколько над внешними врагами, сколько над врагами внутренними, что красной нитью проходит через весь сюжет мультфильма. Пересвет правильно осознает истинное служение Богу, понимает свое предназначение. Дмитрий Иванович верит, что Бог поможет победить, потому что правда за нами. Ослябя не боится смерти, тем самым иллюстрируя фразу Василия Великого: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».

Таким образом, мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» затрагивает весьма важные духовно–нравственные проблемы человека времен ордынского нашествия, восстанавливает те смыслы, которые помогают осознать значение победы дружины Дмитрия Донского.

Немаловажно, чтобы родители не только фильтровали мультфильмы, которые показывают детям, но и смогли объяснить что несет в себе картина, какой смысл заложен в сценарии, что полезного можно вынести после просмотра.

Во многом для этого и задуман наш сайт – помочь родителям глубже понимать мультпроизведения.

Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя»

В статье использован кадр из м/ф «Пересвет и Ослябя»

ОТ ВЕЧЕ К ПРЕСТОЛУ…Выставка памяти художника Павла Рыженко

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле

В Москве, в Общественном Международном фонде славянской письменности и культуры 28 августа 2020 г. открылась выставка исторических картин Павла Рыженко «От Вече к Престолу…». Дорогие друзья! Благодаря Вашему интересу и большой активности выставка исторических картин Павла Рыженко продлена до 30 декабря 2020 года в Международном фонде славянской письменности и культуры. Будем рады видеть Вас на нашем художественно-историческом проекте! Зрители смогут услышать слово правды об истории нашего Отечества без мифов и лжи.

Тихон Рыженко, историк и писатель – сын Павла Рыженко, проводит экскурсии по выставке – ср., чт., пт., сб., вс. в 13 ч. и в 16 ч.

Также проводятся экскурсии для детей и школьников – вт., ср., чт., пт., сб., вс. в 11.30

Запись по тел., – Екатерина

Книга “Пути Империй. Благословенная эпоха” скоро снова появится в продаже ограниченным тиражом, успейте приобрести!

Стоимость входа на выставку – 200 р., льготный – 100 р.

Экскурсии бесплатные _________________________

Рыженко прожил 44 года, скоропостижно умер от инсульта 16 июля 2014 г. Ученик Ильи Глазунова, Павел Викторович продолжил реалистическую линию Сурикова, Васнецова и Нестерова. Он учился и затем работал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где продолжают чтить традиционное искусство и традиционные ценности. Эта Академия – единственная скала в бушующем море теперешнего обезумевшего псевдоискусства.

Полотна Рыженко отражают самые знаковые события русской истории : борьбу с монголами, с папством, с масоно-большевиками, эпоху нашего первого Царя, Смуту начала 17 века, Отечественную войну с Германией. Его дипломная работа – «Калка» о поражении 1223 г. половецко-русского войска от полчищ сатрапов Чингис-хана. Славной Куликовской битве посвящены картины «Ослябя», «Победа Пересвета», «Благословение Сергия». Убежденный сторонник православного Самодержавия, он восстанавливает оболганные страницы отечественной истории, в частности, время Грозного («Царево молчание», «Царский указ. Малюта Скуратов»). Великолепны его «Константин Великий» (первый христианский император), «Святослав. Цимисхий», «Тайна царева. Царь Федор Иоаннович». Незадолго до кончины он создал 22-метровую диораму «Стояние на р. Угре 1480 г.». О своем мировоззрении крупнейший художник нашего времени писал : «Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету». Восхищаясь великим Константином, установившим статус христианства как государственной религии, Павел Рыженко напоминает, как христианская монархия уберегла мир от возвращения в язычество. Комментируя изгнание Святого князя Александра Невского из Новгорода, Рыженко считает: «В любой республике вера и духовный суверенитет не играют большого значения. Свобода страстей или свобода христианской совести?».

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле

Дни и часы работы выставки: вторник – воскресенье с 12.00 до 20.00, понедельник – выходной день. Цена входного билета 200 руб., пенсионерам, школьникам и студентам – 100 руб, членам Союзов художников России – бесплатно. Все собранные средства пойдут на развитие и уставную деятельность Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры. Адрес: Москва, Черниговский переулок, 9/13, стр.2. Метро «Третьяковская», «Новокузнецкая». Телефон для справок,, 8(495) 953 13 60, https://www.slavfond.ru/2018/10/29/vystavka-pavla-ryzhenko-prodlena/
ХХ ВЕК

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
Фотография на память

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
ПРОЩАНИЕ С КОНВОЕМ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
ПОЛЕ КУЛИКОВО

Официальный сайт художника — ПАВЕЛ-РЫЖЕНКО.РФ

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
НЕВСКАЯ БИТВА

авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть фото авилов художник поединок на куликовом поле. Смотреть картинку авилов художник поединок на куликовом поле. Картинка про авилов художник поединок на куликовом поле. Фото авилов художник поединок на куликовом поле
Великокняжеский меч

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *