беспорядок в комнате беспорядок в голове
Бардак в доме = бардак в голове, или В чём причина беспорядка?
Наш дом – зеркальное отражение мыслей, эмоций, чувств и наоборот.
В этой статье вы не найдёте отсылок на паталогическое собирательство, синдром Плюшкина и варианты работы с человеком, который захламляет своё жилище различным мусором. Нет, поговорим о более простых вещах – связан ли беспорядок в вашей квартире или на рабочем столе с личностными проблемами. И насколько вообще эта проблема серьёзна.
Откуда берётся беспорядок?
С детства нас учат, что нужно прибираться, мыть полы и посуду, что у каждой вещи должно быть своё место, а в ожидании прихода гостей нужно тщательно прогенералить квартиру, дабы иметь хорошую репутацию и слыть «хозяюшкой». При отступлении от этакого плана действий на большинство женщин молниеносно вешается ярлык неряхи и лентяйки, рождая кучу личностных комплексов и прививая нелюбовь к дому, в котором постепенно возникают проблемы беспорядка.
Как сэкономить время на уборке квартиры
Испытывая дискомфорт, автоматически перекладывая вещи с места на место, человек начинает тихо ненавидеть все то, что касается быта, предпочитает не замечать, откладывать.
Как видите, проблема бардака в исключительных случаях связана с неряшливостью, зато тесно взаимосвязана с прокрастинацией.
Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Другим вариантом возникновения филиала хаоса в квартире являются личностные проблемы её жильцов. Неся с собой эмоциональный хлам, стресс, переживая негативные мысли и разрушенные отношения, ментальный беспорядок в голове превращается в физический и начинает окружать вас в прямом смысле.
Часто люди убеждены в том, что беспорядок напрямую связан с некоторыми психологическими проблемами. Да что там, произошло даже структурирование зон беспорядка, каждая из которых указывает на определённые кризисные моменты.
Зоны беспорядка
Как привести в порядок дом и мысли?
1. Создай вдохновляющий образ
Уборка нужна не для того, чтобы любой ценой освободить пространство, а для того, чтобы упорядочить его и создать условия для жизни, которые будут радовать и вдохновлять вас. Если, оглядев свою комнату, вы не можете примерить на неё ярлык «идеально», тогда стоит помечтать. Что вас смущает? Чего вам не хватает?
Неспешно побродите по магазинам продаж мебели и товаров для дома, полистайте модные каталоги, создайте себе «доску» с вдохновляющими интерьерами и образами в Pinterest и купите себе мотивационную литературу для поиска музы.
Мари Кондо. «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка»
Простой и чёткий алгоритм от востребованного консультанта по наведению порядка, который не оставит равнодушным ни одного читателя.
Марла Силли. «Легкая уборка по методу Флай-леди: свобода от хаоса»
Автор научит вас находить радость в том, чтобы поддерживать дом в порядке и получать настоящее удовольствие от процесса уборки.
Хоффман Рэйчел. «Разгреби свой срач. Как перестать ненавидеть уборку и полюбить свой дом»
Система уборки «Разгреби свой срач» (РСС) для всех, кто слишком занят или ленив, но мечтает о чистой квартире.
Будилова Наталья Владимировна «Хоумтерапия. Как перезагрузить жизнь не выходя из дома»
Хоумтерапия поможет вам наладить отношения с домом, полюбить его.
Мацумото Шуке. «Уборка в стиле дзен. Метод наведения порядка без усилий и стресса от буддийского монаха»
Философский взгляд монаха буддийского храма в Токио о том, как изменить свои ежедневные привычки: от пробуждения и выбора одежды до приготовления пищи и умения работать в команде.
Фландерс Кейт. «Год без покупок. Как я отказалась от бессмысленных трат и обнаружила, что полноценная жизнь дороже всего, что можно купить в магазине»
О зависимости и стремлении понять, как избавиться от всего лишнего и сохранить самое ценное.
Гуральник Марго, Карлсон Джулия. «Remodelista. Уютный дом. Простые и стильные идеи организации пространства»
Вы узнаете, как покорить проблемные места любого дома, какие инструменты и хитрости можно применить для того, чтобы отключить перфекционизм и вспомнить, что дом – для того, чтобы в нём жить.
2. Освободись от ненужного
Если какие-то предметы и вещи в вашем доме перестали представлять ценность, уже не радуют и висят лишним грузом – отпустите их. Продайте, утилизируйте, отдайте даром за улыбку и спасибо – главная цель тут расчистить пространство и наполнить его воздухом, систематизировать мысли.
Если чувствуете, что этот шаг осуществить сложно, то обратитесь к специалистам, которые помогут безболезненно распрощаться с лишними вещами, занимающими место в квартире.
Порядок в детской: полезные советы по организации игрушек и одежды
3. Чисто там, где не мусорят
Отличным помощником в усмирении хаоса станут чек-листы – готовность что-то менять в своей жизни и несколько грамотно составленных списков целей и задач по устранению бардака станут отличным подспорьем в этом нелёгком деле.
Чек-лист можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми вариантами от 365done.ru – «Аккуратный дом», «Home routine. Важные дела, которые помогут содержать дом в порядке».
«Расставшись с ненужными вещами, вы сможете по-настоящему привести в порядок то, чем владеете, да и свою жизнь в целом».
Мари Кондо «Магическая уборка»
Наш дом – зеркальное отражение мыслей, эмоций, чувств и наоборот. Вовремя избавляясь от хлама, вы создадите свободное пространство для продуктивной и лёгкой жизни.
Читайте также
Как экономить время на кухне? 4 простых совета от наших читательниц
Как готовить быстро и экономить при этом время.
В голове бардак! Что означает беспорядок в доме с точки зрения психологии
У меня в доме не бардак! Это организованный нелинейный порядок!
Анонимус
Под потолком тускло мерцает лампочка, из-за немытых окон не видно солнца, в раковине высится гора накопившейся посуды, под диваном окаменелости из носков. Если из шкафа сейчас выберется Чужой, вы даже не удивитесь?
Профессор Преображенский недаром говорил, что разруха не в клозетах, а в головах: любой филиал бардака в доме может свидетельствовать о полном бардаке в голове его хозяина.
К счастью, практически любое явление можно классифицировать и «упорядочить», даже если речь идёт о самом беспорядке. Попробуем разобрать, о чём сигнализирует каждая поражённая беспорядком локация.
Филиал бардака №1. Кухня
По идее, разводить антисанитарию в том месте, где готовится еда, как минимум нелогично. Но что нам логика, когда захлёстывает волна вселенской печали на тему «меня никто не понимает, даже моя семья».
Груда немытой посуды и разложенные по поверхностям картофельные очистки, рассыпанная три дня назад крупа и осколки разбитой тарелки под холодильником тонко намекают о том, что вы склонны к депрессиям, не уверены в себе, чувствуете себя одиноким и у вас опускаются руки от того, что вы не можете контролировать всё то, что контролировать хотите. Знаете, да и не надо. Подчините своему контролю то, что можете, и не принимайте всё так близко к сердцу.
Филиал бардака №2. Гардероб
Самое любимое – маленький шкаф и нечего надеть. В один прекрасный день вы его откроете, и вся одежда лавиной вывалится наружу. Шкаф будет иметь такой вид, будто его стошнило.
Есть такое правило: при выбрасывании хлама главное – не начать его разглядывать. Для вас это правило актуально вдвойне. Поскольку гардероб, в котором лежат не те вещи, что вы носите, а те, что вызывают ностальгию, принадлежит человеку сентиментальному и отчаянно цепляющемуся за прошлое.
Признайтесь, вон та футболка, которую вы носили в 12 лет, уже вряд ли вам пригодится. А она тянет вас на дно, не давая двигаться вперёд. Выбрасывая вещи или отдавая их тем, кому они нужнее, вы освобождаете в жизни место для чего-то нового и прекрасного.
Филиал бардака №3. Постель
Ощущение, что в постели вы живёте. Тут и журнальчик, и крем для ног, и чайная ложка в пододеяльнике, и зарядка от ноутбука, и смятое покрывало, и, конечно же, крошки. Ведь питаться в постели очень удобно. А чтобы крошки не кололись, надо спать в махровом халате. Обломов, не иначе. Осталось только монотонно кричать: «Захаааар! Одевааааться!».
Если вы такой «диванный житель», по всей вероятности, в личной жизни у вас полный провал. То ли вы переживаете разрыв, то ли вы просто махнули рукой на все амурные дела. И однозначно не считаете сейчас постель местом для романтики и интима.
Филиал бардака №4. Рабочий стол
И неважно, где он находится – дома, в офисе или вообще в гараже. Кружки с разводами от кофе возвышаются над россыпью ручек, лежащих на стопках документов, из-под которых торчат инструменты, а сверху летают стаи стикеров с надписями.
Если в вашем «творческом беспорядке» существует определённая система, и вы способны быстро вытащить из него нужное, то хорошая новость – вы неординарная личность с хорошим творческим потенциалом.
Но если вам требуется полчаса, чтобы найти степлер (который, кстати, под столом) – увы. Налицо разочарование, может быть даже эмоциональное выгорание, повышенная тревожность и снова – желание контролировать всё. Вроде как «я вижу все эти предметы, значит, я их контролирую». А это ни разу не так.
Как говорится, не можешь победить – возглавь. Не можете справиться с этим беспорядком – систематизируйте его. Заодно креативную жилку разовьёте.
Филиал бардака №5. Скелеты в шкафу
Однако это не беличья запасливость – на вас давит груз ответственности, вы подавляете себя, свои эмоции, заботясь о том, чтобы всё выглядело идеально. Однажды эту плотину сдерживаемых эмоций прорвёт и затопит всё вокруг, и последствия могут оказаться катастрофическими. Так что выбрасывайте весь этот «плюшкинский» хлам и учитесь выпускать пар.
Апофеоз бардака
Вы адепт бардака. Вы его апостол. Вы сеете хаос всюду, где только появляетесь, вы – царь Мидас. Только своими прикосновениями превращаете всё вокруг не в золото, а в сказочный беспорядок.
Вы не специально, оно само. Вышагнули из джинсов – они остались на полу, почистили зубы – тюбик остался на стиральной машине, почистили яблоко – спиральная кожура осталась вялиться на столе. Нет, у вас не та клиническая картинка из первого абзаца, вы вполне способны беспрепятственно перемещаться по квартире. И всё же некую иллюзию порядка вы поддерживаете с большим трудом.
О чём это говорит? О внутреннем конфликте, о подавляемом гневе, о проблемах, которые мы обсуждали выше – обо всех понемногу. К тому же вы перфекционист и прокрастинатор. «Я не могу сделать это хорошо, поэтому не сделаю этого никогда» – примерно так. А ещё вы терпеть не можете скучных дел. И руки не доходят до всех этих валяющихся носков и до лета не убранной зимней одежде.
Что делать? Начните с малого – разбирайте понемногу, по одной «мусорной зоне» в день. Под весёлую энергичную музыку, например. Не так уж это и скучно, вы втянетесь. И результат вас порадует. А за чистотой «подтянется» к этому празднику жизни и внутренняя гармония.
Беспорядок в комнате беспорядок в голове
Так часто бывает: 20 минут вы бегаете по дому в поисках ключей, а когда находите их, то уже опаздываете на работу. Или сидите за рабочим столом, а ваши мысли блуждают и перескакивают одна через другую. Час работы — и никакого результата. Или вы забываете сделать что-то, потому что в мыслях вы все еще переживаете ссору с другом.
Хлам дома, в мыслях и отношениях мешает радоваться жизни. Как с ним справиться? Бретт Блюменталь, автор книги «Одна привычка в неделю», дает ценные советы.
Вредный бардак
Научные исследования показывают, что беспорядок в окружающей обстановке мешает сосредоточиться. Негативный визуальный эффект от него не дает мозгу перерабатывать поступающую информацию так же качественно, как в организованной обстановке. Беспорядок отвлекает наше внимание и утомляет.
А что уж говорить об эмоциональном хламе: негативных мыслях, отношениях, которые «тянут» вашу энергию и нарушают душевное равновесие. Ментальный беспорядок не так очевиден, как беспорядок физический, но проблем приносит не меньше. Мысли, планы, заботы, тяжелые разговоры и воспоминания — порой нас так «накрывает», что и дышать невозможно.
Устранение беспорядка в мыслях и среде обитания сэкономит вам время и энергию и избавит от лишних расстройств и переживаний. Вы станете счастливее, внимательнее и эффективнее. Самое время этим заняться.
11 советов, как привести в порядок дом и мысли
Ощущение порядка оказывает на нас положительный психологический эффект и приносит удовлетворение. Вот несколько советов, как сделать обстановку более приятной и вдохновляющей.
1. Освободитесь от ненужного
Если какие-то предметы не представляют для вас ценности или важности с точки зрения жизненных перспектив, не обогащают вашу жизнь, освобождайтесь от них. Вы можете отдать их кому-то, пожертвовать или выбросить. Не торопитесь, приводите в порядок одну комнату за другой. Внимательно рассматривайте каждую вещь, чтобы понять, где ее настоящее место: в вашем доме или за его пределами.
2. Правильно используйте то, что вам необходимо
Освободившись от ненужного, правильно организуйте использование нужного. Найдите хорошее место для каждой вещи: канцелярских принадлежностей, кухонной утвари и электробытовых приборов, сувениров и фотографий. Используйте органайзеры, шкафчики и полки, кладовые и шкафы для размещения в них тех вещей, которые вам не нужны постоянно.
3. Позаботьтесь о мелочах
Не стоит думать, что у вас никогда не будет беспорядка. Поэтому выделение для повседневной мелочи какого-нибудь ящика или шкафа — вполне разумный ход. Подыщите место, куда вы можете складывать вещи, не используемые ежедневно. Например, отсек в ящике туалетного столика может стать хранилищем для мелочи, пуговиц и чеков. Не забывайте регулярно расчищать свои «склады».
4. Приведите в порядок окружающее вас пространство
Уборка на рабочем месте, в доме или автомобиле окажет огромный позитивный эффект на вашу способность к концентрации и производительность. Вы почувствуете легкость и, что называется, почувствуете кожей, что стресс отступает.
5. Смените обстановку хотя бы на короткое время
Беспорядок в мыслях — проблема не менее серьезная. Покинув «зону беспорядка» хотя бы на время, вы восстановите способность к концентрации и со свежими силами приступите к делу.
6. Слушайте внутреннюю тишину
Есть много техник, которые помогут навести порядок в мыслях. Попробуйте бытовую медитацию, о которой рассказывает великий духовный лидер современности Тит Нат Хан. Или просто сидите в тишине по несколько минут, стараясь остановить поток мыслей. Это хороший способ восстановить энергию.
7. Сканируйте мысли на предмет полезности
Если мы не хотим захламлять свое уютное жилище, почему же мы допускаем мусор в голове? Любая ваша мысль может быть как полезной для вас, так и бесполезной. Несущественные мысли — ментальный шум, отвлекающий вас от важного. Поэтому когда вас посещает какая-то мысль, «просканируйте» ее и вынесите свое решение о ее полезности. Скажите себе, стóит ли развивать ее или нет, она приносит вам радость или уныние.
8. Побеждайте свою нерешительность
Наш разум очень быстро наполняется мыслями и информацией, когда мы избегаем или оттягиваем решение вопросов, которые настоятельно требуют внимания. К тому же, накладываются еще и переживания по поводу того, что проблема «зависла».
9. Отберите власть над собой у негативных мыслей и людей
Каждому необходимо успокаивать в себе негативные, депрессивные или излишне критические мысли. Не допускайте в свой разум недобрые эмоции и людей: злобу, обиды, чувство вины, тревоги и ревности. Они занимают в нашей голове то место, которое могли бы занимать более полезные и конструктивные мысли и отношения.
10. Самоорганизовывайтесь и автоматически выполняйте привычные действия
Старайтесь приучать себя к автоматизму в выполнении текущих задач и обязанностей. Тогда вам не нужно будет помнить о них и вы выполните их, когда это необходимо. Например, приучите себя к оплате домашних счетов в режиме онлайн. Или введите все дни рождения в ваш смартфон, чтобы он напоминал вам о них минимум за неделю до события. Планируйте за неделю ужины с друзьями, одежду, необходимую работу по дому и т. д. Чем четче все будет расписано, тем меньше вам придется испытывать напряжения.
11. Перезагружайте свой мозг
Если ваши мысли вышли из-под контроля и превратились в шум, разгрузите свой мозг. Устройте перерыв на 5–10 минут и запишите всё, о чем в данный момент думаете. Вы обнаружите, что у вас много непродуктивных мыслей и «умственной жвачки», которую вы гоняете по кругу. Попробуйте видоизменять ненужные вам мысли — со временем вы научитесь мастерски разбираться с любым эмоциональным хламом.
Наше жилище — зеркальное отражение наших мыслей, эмоций и отношений. И наоборот. Вовремя избавляясь от хлама, вы создадите свободной пространство для продуктивной и легкой жизни.
Как успокоиться и навести порядок в голове
Весна — время прекрасного обновления, свежих идей и грандиозных планов. Мы записываемся на новые фитнес-программы, обновляем гардероб, составляем списки книг для грядущих отпусков, многое переосмысливаем, ставим цели, договариваемся о миллионе встреч (наконец-то можно гулять!) и пробуем новые диеты.
К сожалению, у таких благородных порывов есть обратная сторона. От повышения активности наш организм может перевозбудиться и впасть в стресс. Мы и не заметим, как станем направлять львиную долю ресурсов на его подавление. Наша продуктивность начнет падать, планы — рушиться, а стресс — усиливаться. Этот замкнутый круг провоцирует тревожность, головные боли, перепады настроения и проблемы со сном. В итоге вместо воодушевления и позитивных перемен мы получаем бесконечную усталость и ощущение, что в голове все кувырком. К счастью, можно довольно быстро распутать этот клубок из идей, проблем, планов и тревог.
Поговорку «тише едешь — дальше будешь» можно смело вписывать в золотые стандарты повышения качества жизни. Перманентная спешка грозит все теми же тревожными и депрессивными расстройствами, частыми приступами прокрастинации, ухудшением навыков принятия решений и снижением качества социальной жизни. В попытках успеть как можно больше мы буквально упускаем момент и не можем полноценно насладиться обедом с другом, погрузиться в какую-то важную задачу или банально выспаться.
Представьте, что вы проснулись, а вас уже ждет огромный список дел. Он сразу вгоняет в состояние паники, возможно, вы и спали неспокойно — потому что из благих побуждений составили этот список накануне и легли спать с ощущением, что завтра вас ждет война. Вы наверняка не успеете сделать все, что запланировали, поэтому снова будете засыпать с ощущением неудовлетворенности. И в течение всего дня не будет ни одной спокойной минуты — любой перерыв испортит чувство вины.
Попробуйте установить границы — выделите время, свободное от дел. Например, договоритесь с собой, что каждое утро у вас будет один час спокойствия независимо от того, сколько дел вас ждет впереди. Этот час можно потратить на утренний ритуал (почитать вдохновляющую книгу, принять долгий теплый душ или заняться йогой), обстоятельный и вкусный завтрак или медленную прогулку — словом, на все, что входит в ваше личное представление идеального утра. Пообещайте себе в течение часа не заглядывать в списки, рабочую почту и мессенджеры, не думать о ворохе скопившихся дел. А сразу по истечении «взять быка за рога» и приступить к работе. Окиньте критическим взглядом список всего, что нужно сделать, и безжалостно вычеркните половину, а то и больше. Чтобы не упустить ничего действительно важного, разделите все пункты по группам.
К счастью, мультизадачность и умение переключаться между разноплановой работой больше не ставят во главу угла в вопросах продуктивности. Наоборот, сегодня гораздо больше ценится способность полностью концентрироваться на чем-то одном, и именно она ведет к максимальной эффективности.
Когда в голове сумбур, очень легко впасть в прокрастинацию и бесконечную борьбу с отвлекающими факторами. Если вы пытаетесь закончить рабочий проект, а вас преследуют мысли о курсах английского, на которые надо давно записаться, шансы быстро и качественно доделать работу стремятся к нулю. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — потратить время на сортировку мыслей.
Устройте ревизию всех блокнотов, календарей и электронных списков задач, а затем письменно разделите все планы и идеи на несколько категорий: работа, финансы, здоровье, спорт, друзья и семья, отдых, самореализация и так далее. Посмотрите, какие пункты являются критичными для вашего благополучия. Что нужно сделать прямо сейчас, а что может подождать. Составьте расписание на ближайшие несколько дней и придерживайтесь его. Один день вы можете выделить на мелкие задачи, которые требуют перемещений по городу. Другой — провести дома за генеральной уборкой балкона или другими накопившимися домашними делами (не всеми — мы помним, что все на свете нельзя впихнуть в короткий промежуток времени). В третий — уйти пораньше с работы и наведаться к врачу. Обязательно выделите день на отдых, чтобы отпраздновать свои достижения.
Если вас преследуют более глобальные, но навязчивые мысли (вы хотите сменить работу, переехать, найти свое место в жизни), заведите себе привычку каждый день хотя бы полчаса выделять на их обдумывание. Это можно делать во время прогулки, обеда или за уборкой. В какой-то момент решение придет к вам — и вы сможете составить конкретный список задач для его реализации.
Когда вам удалось немного разгрести завалы дел, не спешите снова загружать себя. Конечно, на волне эйфории от реализованных планов велик соблазн настроить новых, но попробуйте зафиксироваться в моменте и наслаждаться им.
Осознайте, что абсолютно свободный день — это большая роскошь в сегодняшнем бешеном темпе жизни. К сожалению, многих людей охватывает паника, когда они понимают, что им «нечем заняться». Но тишина в голове и пустота в списке дел позволяют прислушаться к себе — понять, чем действительно хочется заняться, напомнить о давно забытых увлечениях, почувствовать потребности организма.
Возможно, вы проведете день в постели или будете бесцельно гулять по городу, зависните перед компьютером (в этом тоже нет ничего страшного) или отправитесь на спонтанный ланч с другом, которого сто лет не видели. Если все на свете планировать, вам никогда не представится шанс проверить удачу и силу случая. Как известно, многие потрясающие вещи в жизни происходят совершенно случайно.
Есть действительно важные вещи, которые влияют на ваше благополучие: здоровье, друзья и семья, безопасность, наличие еды и крова над головой, а еще ощущение свободы и открытых возможностей для самореализации. Все остальное — это просто интересные задачки, которые подкидывает нам жизнь, а многие из них даже необязательно решать.
Попробуйте с этим знанием еще раз проанализировать свои будни и оцените списки дел. Сначала выделите действительно важные вещи. Важные именно для вас и вашей жизни в целом — они наверняка составят самую малую часть списка. А потом посмотрите на все оставшееся: что из этого принесет пользу, чем действительно интересно заниматься, что вызывает у вас приятное предвкушение, а что — тоску. Допустим, вы планируете купить новую одежду. Вы хотите это сделать, потому что интернет пестрит инструкциями по составлению весеннего гардероба и новыми коллекциями популярных брендов? Или вам действительно не хватает нескольких вещей для счастья? Прислушайтесь к себе, и вы обязательно найдете ответы.
Наконец, попробуйте отнестись к самому процессу распутывания клубка мыслей как к квесту и генеральной весенней уборке. Подумайте о том, как легко вам станет дышать, когда вы разложите по полочкам все мысли и дела и сколько возможностей откроет освободившееся пространство. Тогда вам точно гарантировано настоящее весеннее обновление и приятная легкость ума.