битва на косовом поле кто победил
Сербская катастрофа. Битва на Косовом поле
630 лет назад, 15 июня 1389 года, состоялась битва на Косовом поле. Решающее сражение между объединенным войском сербов и османской армией. Сражение было крайне ожесточенным – в нём погибли османский султан Мурад и сербский князь Лазарь, большая часть сражавшихся воинов. Сербия станет вассалом Турции, затем и частью Османской империи.
Начало вторжения осман на Балканы
Турки-османы начали экспансию на Балканы ещё до падения Византийской империи. По мере захвата основных центров Византии турки начали вторжение и на Балканский полуостров. 1330 году турки взяли Никею, в 1337 году – Никомедию. В результате турки овладели почти всеми землями к северу от Измитского залива вплоть до Босфора. Измит (так османы назвали Никомедию) стал базой зарождающегося османского флота. Выход турок к берегам Мраморного моря и Босфора открыл им путь для набегов во Фракию (историческая область на востоке Балкан). Уже в 1338 году османские войска стали разорять фракийские земли.
В 1352 году османы нанесли ряд поражений греческим, сербским и болгарским отрядам, сражавшимся за византийского императора. В 1354 году османы без усилий захватили город Галлиполи (турецкая Гелибола), стены которой были разрушены в результате землетрясения. В 1356 году османская армия под командованием сына правителя Оманского бейлика Орхана, Сулеймана, форсировала Дарданеллы. Захватив несколько городов, турки начали наступление на Адрианополь (тур. Эдирне). Однако в 1357 году Сулейман умер, не успев завершить поход.
Вскоре турецкое наступление на Балканах возобновил другой сын Орхана – Мурад. Турки взяли Адрианополь уже после смерти Орхана, когда правителем стал Мурад. Это произошло, по данным разных источников, между 1361 и 1363 гг. Захват Адрианополя не сопровождался длительной осадой. Турки разгромили византийское войска на подступах к городу и тот остался без гарнизона. В 1365 году Мурад на некоторое время перенес сюда свою резиденцию из Бурсы. Адрианополь стал стратегическим плацдармом турок для дальнейшего наступления на Балканах.
Мурад принял титул султана, и в его правление Османский бейлик окончательно преобразился (и его сына Баязида) в обширную и сильную в военном отношении державу. Во время завоеваний возникла система раздачи земель приближенным и воинам за службу. Эти пожалования назывались тимары. Это стало разновидностью военно-ленной системы и основной социальной структуры османского государства. При выполнении определённых военных обязательств держатели тимаров, тимарионы, могли передавать их своих наследникам. В лице дворян-тимарионов султаны получили военную и социально-политическую опору.
Военные захваты стали первым и основным источником доходов османской державы. Со времени Мурада стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, включая пленных. Дань с покоренных народов, городов и военная добыча постоянно пополняли казну султана, а производственный труд населения покорённых областей постепенно стал обогащать османскую знать – сановников, полководцев, духовенство и беев.
Складывается система управления османским государством. При Мураде различные дела обсуждались визирями (везиры) – министрами, из их числа выделялся великий визирь, который ведал всеми делами, военными и гражданскими. Институт великого визиря на столетия стал центральной фигурой османской администрации. Общими делами в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет. Появилось административное деление – государство было разделено на санджаки (в переводе «знамя»). Ими руководили санджак-беи, имевшую гражданскую и военную власть. Судебная система была целиком в руках улемов (богословов).
В османском государстве, расширявшемся и развивавшемся в результате военных захватов, приоритетное значение имела армия. При Мураде существовала конница на основе феодалов-тимарионов и пехота из крестьян-ополченцев. Ополченцев набирали только во время войны и в этот период они получали жалованье, в мирное время они жили за счёт обработки своих земель, имея послабления в налоговом бремени. При Мураде начали формировать корпус янычар (от «ени чери» — «новое войско»), который позднее стал ударной силой турецкой армии и гвардией султана. Корпус комплектовался путем принудительного набора мальчиков из семей покорённых народов. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары подчинялись лично султану и получали жалованье из казны. Несколько позднее корпуса янычар были сформированы конные отряды сипахи, которые также находились на султанском жалованье. Также османы смогли создать сильный флот. Всё обеспечило устойчивые военные успехи османской державы.
Таким образом, к середине XIV века сложилось ядро будущей великой державы, которой было суждено стать одной из самых крупных империй в истории человечества, мощной военно-морской державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Азии и Европы. Экспансия османов была облегчена тем, что основные противники турок – Византия, сербы и болгары находились в упадке, враждовали между собой. Балканские славянские государства были раздроблены, и османы могли успешно действовать по принципу «разделяй и властвуй». Венеция и Генуя были озабочены не экспансией турок, а своей борьбой за монопольную торговлю на востоке. Рим пытался использовать ситуацию, чтобы заставить Константинополь, греческую церковь склониться под властью папы.
Покорение Балкан
На рубеже 50—60-х годов XIV в. наступление турок-османов на Балканском полуострове на некоторое время было приостановлено борьбой за власть внутри династии Османов и обострением отношений с соседними государствами-бейликами в Малой Азии. Поэтому в 1366 году Амадей Савойский (дядя тогдашнего византийского императора) отбил у османов полуостров Галлиполи, чем затруднил для турок связь между европейскими и азиатскими территориями.
Как только Мурад разобрался с соперниками, устранив братьев Ибрагима и Халиля, он смог продолжить завоевания. Он разбил беев соседних тюркских бейликов, которые пытались оспаривать доминирование османов в Малой Азии. Поход Мурада против караманского бея завершился захватом Анкары. В результате владения Мурада значительно возросли за счёт округа Анкары.
Наведя относительный порядок в тылу и на востоке, Мурад снова повернул войска на запад. Он довольно быстро возвратил ранее утраченные земли во Фракии. Турки захватили большой и богатый болгарский город Филиппополь (Пловдив). Болгарский царь Шишман стал данником турецкого султана и отдал в гарем Мурада свою сестру. Столица османского государства была перенесена в Адрианополь-Эдирне. Турки в сентябре 1371 года разгромили сербов в битве при Марице. Турки смогли застать противника врасплох и устроить бойню. Братья Мрнявчевичи, король Прилепа Вукашин и деспот Сереса Углеша, которые возглавляли сопротивление османскому вторжению, убиты. Их сыновья стали вассалами Мурада. Начинается завоевание Македонии, многие сербские, болгарские и греческие крупные феодалы становятся вассалами османского султана. С этого времени вассальные сербские отряды стали воевать на стороне султана в его войнах в Малой Азии.
Однако наступательный порыв осман на Балканах снова был приостановлен внутренними усобицами. Сын Мурада, Савджи в 1373 году поднял мятеж против султана. Он заключил союз с наследником византийского престола Андроником, который оспаривал власть у своего отца – басилевса Иоанна V. Савджи, пока отец был в Европе, поднял мятеж в Бурсе и объявил себя султаном. Мятежные принцы захватили Константинополь и сместили Иоанна, Андроник объявил себя императором. Мурад лично повёл армию для подавления мятежа. Принцы были разгромлены, греки бежали в Константинополь. Савджи был осажден в одной из крепостей и вскоре капитулировал. Его подвергли мучениям, выкололи глаза, а затем отрубили голову. Иоанн при помощи войск султана вернул Константинополь. Мурад приказал сбросить греческих пособников Савджи с крепостной стены, и византийском императору пришлось под давлением султана ослепить сына. Власть византийского императора в это время была такой слабой, что он де-факто был данником султана. Дочери императора пополнили гаремы Мурада и его сыновей.
Правда, непокорный принц не успокоился и вскоре уже при помощи Мурада и Генуи снова сверг отца. Султан был разгневан тем, что Иоанн согласился продать остров Тенедос Венеции, это привело к союзу Генуи с османами. В качестве платы за помощь, Андроник передал остров Тенедос генуэзцам, а Галлиполи — туркам. В результате османы укрепили позиции в зоне проливов и связь между своими европейскими и азиатскими территориями. В 1379 году султан опять решил использовать Иоанна, освободил и снова посадил на трон. В итоге Византия стала вассалом османского султана. Турецкие войска захватили Салоники и другие владения Византии на Балканах. Константинополь ждал захвата в любой момент.
Тем временем силы Мурада снова были отвлечены на восток. В то время как османы наступали на Балканах, бей Карамана Алаэддин расширял свои владения в Малой Азии. Караманский бей стал оспаривать сделку по приобретению Мурадом земли у Хамидидов, которые продали свои владения султану. Алаэддин сам претендовал на эти владения. Воадетель Карамана посчитал, что время для войны благоприятное. Армия Мурада на Балканах, и ослаблена недавней междоусобицей. Алаэддин начал наступление и захватил ряд владений. Однако Мурад продемонстрировал успехи в военном строительстве и смог быстро перебросить войска на другой фронт в Малой Азии. Султанская армия в 1386 году наголову разгромила войска бея на Конийской равнине. Султанские постоянные войска показали преимущество над феодальным ополчением караманского бея. Мурад осадил Конью, и Алаэддин запросил мира. Османы расширили свои владения в Анатолии.
Турецкое наступление
Мурад вернулся с армией на Балканы. К этому времени отдельные турецкие отряды уже вторглись в Эпир и Албанию. Сербы, разбитые турками в 1382 году, вынуждены были признать зависимое положение и подписали мир, обещали предоставить султану своих воинов. Однако турки готовились к новому наступлению, а сербы тяготились зависимостью. Вскоре османы вторглись в Болгарию и Сербию, захватили Софию и Ниш. Болгарский царь Шишман сдался на милость победителей, стал вассалом султана.
Сопротивление османскому вторжению на Балканах возглавили сербский князь Лазарь Хребелянович и король Боснии Твртко I Котроманич. Лазарь под угрозой турецкого нападения смог объединить северные и центральные области Сербии, пытался сплотить крупных феодалов, прекратить их усобицы. Он смог на некоторое время укрепить внутренние положение Сербии. Лазарь отбил у венгров область Мачву и Белград. Твртко I избавился от зависимости от Венгрии, победил своих соперников и был в 1377 году принял титул короля сербов, Боснии и побережья. В 1386 году (по другим данным в период 1387 – 1388 гг.) сербская армия командованием Лазаря и Милоша Обилича, при поддержке боснийцев, разбила наголову турецкие войска под началом Шахин-бея в битве при Плочнике на юге Сербии. Сербы смогли застать врага врасплох, османы, не обнаружив противника, стали расходиться для грабежа окрестностей. В итоге сербская тяжёлая и легкая конница уничтожила большую часть турецкой армии. Эта победа ненадолго замедлила продвижение осман в Сербии. В августе 1388 году боснийцы под началом воеводы Влатко Вуковича разгромили османов под командованием Шахин-паши в битве при Билече, временно остановив турецкие набеги на Боснию.
Навстречу врагу вышла славянская армия, главные силы которой состояли из сербов и боснийцев. Она, по разным данным, насчитывала от 15 до 30 тыс. воинов. Половину армии составляли воины Лазаря, остальные войска выставил владетель земель в Косово (Вукова земля) и Северной Македонии Вук Бранкович и боснийский воевода Влатко Вукович, которого прислал король Твртко. С боснийцами пришёл небольшой отряд рыцарей-госпитальеров. Также на стороне сербов были малые отряды албанцев, поляков, венгров, болгар и валахов. Слабостью сербской армии было отсутствие единого командование – три части войска имели своих командующих. Центром славянской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович командовал правым крылом, Влатко Вукович — левым. Также у сербов и боснийцев преобладала тяжелая конница, пехоты было мало. То есть при первой неудаче конницы она не могла отступить за позиции пехоты, и под её прикрытием отдохнуть, перегруппироваться и перейти в новое наступление.
Битва на Косовом поле и её последствия
Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, османском и сербском, проводились военные советы. Некоторые турецкие командиры предлагали выставить на фронт всадников на верблюдах, чтобы вызвать замешательство у противника. Однако Баязид выступил против, так как такая хитрость означала неверие в силы армии и верблюды при атаке сербской тяжелой конницы могли расстроить ряды самой османской армии. Его поддержал в этом вопросе великий визирь Али-паша. На совете у союзников славян было предложено начать сражение ночью. Однако возобладало мнение, что сил достаточно и для победы днем. Также союзники ссорились – Вук Бранкович обвинил в предательстве Милоша Обилича.
У турок правым крылом командовал Евренос и Баязид, левым – Якуб, в центре был сам султан. Точной картины сражения нет. Известно, что битва началась с перестрелки лучников. Затем пошла в наступление по всему фронту тяжелая сербская кавалерия. Сербы смогли проломить левый фланг османской армии под началом Якуба, турок потеснили. Здесь турки понесли большие потери. В центре и на правом фланге османы устояли. Хотя в центре войска Лазаря также теснили врага. Затем сербская тяжелая конница утратила ударные возможности, увязла в обороне врага. Турецкая пехота и конница стали переходить в наступление, теснить расстроенные ряды противника. На правом крыле Баязид нанес контрудар, оттеснил конницу сербов и ударил по их слабой пехоте. Позиции сербской пехоты были прорваны, она побежала.
Вук Бранкович, пытаясь спасти свои войска, покинул поле боя. Он увёл свой отряд за р. Ситница. Позднее народ проклял Вука Бранковича, обвинив его в предательстве. За ним побежали и боснийцы, атакованные Баязидом. Сербская армия была разгромлена. Князь Лазарь попал в плен и был казнен.
Битва на Косовом поле решила судьбу Сербии. В военном отношении победа не была полной. Османы понесли такие потери, что не смогли продолжить наступление и отступили. Новый султан Баязид не стал искушать судьбу и поспешил назад, что укрепить свои позиции в державе. Вук Бранкович, правитель Косова, признал власть султана только в начале 1390-х годов. А боснийский король Твртко вообще заявил о победе христиан. Гибель Мурада и его сына Якуба в сражении подтверждала его слова, о победе над турками сообщали в Византии и других христианских странах.
Однако в стратегическом отношении это была победа османской армии. Сербия после гибели Лазаря больше не смогла объединиться, и мобилизовать силы для новой битвы, и длительного противостояния на своих границах. Османы же легко пережили тяжелые потери армии. Их военная машина легко восполнила потери и продолжила экспансию. Вскоре Стефан Лазаревич, юный сын и наследник Лазаря, регентом до его совершеннолетия была мать Милица, вынужден был признать себя вассалом Баязида. Сербия стала платить дань серебром, и предоставлять султану войска по первому его требованию. Стефан был верным вассалом Баязида и воевал за него. Сестра Стефана и дочь Лазаря, Оливера, была отдана в гарем Баязида. До середины XV века Сербия была вассалом Турции, затем стала одной из провинций Османской империи. Босния, где после смерти Твртко в 1391 г. его сыновья развязали междоусобицу, также стала легкой добычей турок.
Сражение на Косовом поле сделало Баязида Молниеносного хозяином Балкан. Византийский император чувствовал себя настолько слабым, что, по сути, стал вассалом султана. Византийцы даже помогли османам взять Фильдельфию, расположенную к востоку от Смирны, последнее владение греков в западной части Малой Азии. В 1393 году турки захватили болгарскую столицу Тырново. К 1395 году пал последний оплот болгар – Видин. Болгария была покорена турками. Османские войска заняли Пелопоннес, греческие князья стали вассалами султана. Началось противостояние Турции с Венгрией. Таким образом, к концу столетия османы покорили значительную часть Балканского полуострова.
Косово: мученичество или самоубийство?
Статья владыки Артемия Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского написана в 1992 году. Но и по прошествии более чем 15 лет она сохраняет свою актуальность, потому что сегодня сербский народ вновь стоит перед выбором своего пути. Нам же, со стороны смотрящим на трагедию Сербии, у которой отняли Косово, эта статья поможет острее почувствовать всю боль и горечь сербского народа, для которого «косовский вопрос» это не только вопрос о территориальной целостности государства.
Хотя уже три года минуло со дня празднования 600-летней годовщины Косовской битвы, тем не менее к теме Косова не лишним будет вернуться вновь. Тем более что за эти три года многое изменилось, многие надежды наши не оправдались, многие обещания вновь оказались всего лишь нарядной ложью. Пусть же эта статья, пусть и по прошествии трех лет, станет малой свечой, зажженной перед святым косовским жертвенником, и еще одним лучиком света в мрачном тоннеле, по которому в очередной раз несется поезд нашей истории.
О Косове много писалось и говорилось еще в годы подготовки к юбилею. Не было такой газеты или журнала, светского или церковного, где бы не затрагивалась эта тема. Не было собрания или торжества, на котором бы не шла речь о Косове. Вышло в свет немало публикаций – и научных, и популярных, – приуроченных к знаменательной дате. Весь сербский народ так или иначе оказался включенным в празднование: кто-то – непосредственным присутствием в Грачанице и у Газиместана в этот шестисотый Видов день, в Книне и в Далматинском Косове, в Кнежине, Дрваре или в других местах, где торжественно и многолюдно отмечалось это событие, кто-то – чтением статей и книг, посвященных юбилею, а кто-то следил за перечисленными мероприятиями через средства массовой информации – по радио и телевидению. [1] Словом, трудно найти серба, где бы он ни жил, чьи мысли и чувства в тот год не устремлялись бы к Косову.
Смело можно сказать, что тогда сербы второй раз за свою историю пребывали в согласии и единстве: первый раз это было на Видов день 1389 года, а второй раз – в тот шестисотый Видов день. [2]
Впрочем, и в тот первый Видов день, хотя все сербы и были на Косовом поле, но не у всех были одни и те же помыслы, одно и то же предназначение. Точно так же и в этот Видов день (равно как и в целом на протяжении всей нашей истории), хотя все думали и говорили о Косове, но видели и переживали Косово различно.
Косово с самого начала и по сегодняшний день у сербского народа является «камнем преткновения и скалой искушения». Оно – судьбоносный водораздел в нашей истории. События нашей истории делятся на то, что было «до Косова» и «после Косова» точно так же, как события мировой истории делятся на эры до Христа и после Христа.
Со времен той знаменательной битвы люди разделились на два лагеря: одни считают Косово поражением, другие – победой. Одни – событием, вследствие которого мы попали в мрачное пятивековое турецкое рабство, другие – событием, благодаря которому мы выдержали и пережили это рабство. Одни – «гробницей», в коей «все наши надежды погребены», другие – источником всех самых возвышенных побуждений и устремлений нашего народа. Наконец, одни Косово видят местом, на котором целый народ совершил массовое самоубийство, другие – жертвенником, на котором целый народ принес себя в жертву Царствия ради Небесного и таким образом стал мученическим народом.
Насколько «душа больши eсть пищи, и тело одежди» (Мф. 6: 25), настолько же отношение к Косову этих вторых возвышеннее отношения к нему первых. На князя Лазаря и его войско шесть сотен лет изливается благословение целого народа, а на Вука Бранковича и его сторонников пало народное проклятие. Пример князя Лазаря побуждает нас гордиться и вдохновляться теми же идеалами, за которые он мученически пострадал, а пример Вука вызывает чувство стыда за то, что и в нашей семье не без такого урода.
Все это будет намного яснее, если святого князя Лазаря и его витязей рассматривать в свете Христова Евангелия, сравнивая их с мучениками Церкви Христовой первых трех веков христианства. Тема Косова освещалась в разных аспектах, однако в таком, как нам кажется, недостаточно.
Жизнь князя Лазаря во многом похожа на жития величайших святых Божиих. Из жизнеописаний князя и сложенных в его честь богослужебных песнопений мы знаем, что он был «благ, кроток, украшен незлобивостью, истиной и правдой». Был он «око слепым, нога хромым, опора старым». Как говорит его современник патриарх Даниил III, он был «с детства многими добрыми делами украшен и, всеми добродетелями обладая, являл себя благородным, многомудрым и мужественным». Он был справедливым и мудрым властителем, нежным и чадолюбивым отцом, благородным и верным супругом. На всех жизненных поприщах он жил и поступал по-евангельски.
Одинаково заботился он и о государстве, и о Церкви. Первое стремился он укрепить и защитить от внешних врагов и внутренних раздоров, а вторую – украсить и возвысить как достойную невесту Христову. С этой целью он мирил могущественных вельмож и заключал союзы с соседними правителями; воздвигал многие великолепные задушбины – церкви и монастыри, по примеру славных предшественников, святых Неманичей, и обеспечивал их всем необходимым для несения святой и возвышенной миссии в народе. Особенно он был сострадателен, милостив и внимателен к монахам, и в частности, к синаитам, которые бежали со святой горы и с Востока под натиском безбожных измаильтян и находили убежище в свободной Лазаревой Сербии.
Одним словом, он в своей жизни всецело исполнил Евангелие Христово. Так что нет ничего удивительного в том, что в момент принятия судьбоносного решения он более возлюбил Царствие Небесное. Ибо только тот, кто может жить Царствия ради Небесного, может и умереть за Царствие Небесное.
В греческом языке одно и то же слово используется для обозначения и мученика и свидетеля ( m ά r t u V ), и мученичества и свидетельства ( m a r t ύ r i o n ), ибо нет ни лучшего, ни более надежного свидетеля, чем тот, который свое свидетельство (здесь: исповедание Господа Христа) запечатлел и подтвердил пролитием своей крови и самопожертвованием. Достаточно раскрыть на любой странице жития святых и убедиться, что мученичества всегда были публичны: на судилищах, в амфитеатрах, на площадях, где всегда присутствовали огромные массы народа, как раз и случалось это, и многие, видя доблестное перенесение мучений отдельными мучениками, и сами, уверовав во Христа, открыто исповедовали Его истинным Богом и за свое исповедание платили жизнью.
Точно так же и святой князь Лазарь и все его войско открыто, на глазах всего света, на широком Косовом поле, принесли себя в жертву, сложив свои головы за крест честной и Того, Кто на кресте распят.
Из этого следует вторая особенность каждого мученика, а именно: для того чтобы некто удостоился этого дара (мученического венца), ему необходимо претерпеть страдания за правую и истинную веру, то есть необходимо, чтобы он принадлежал телу Христову – Церкви. Есть люди, которые жертвуют жизнью и кровь свою проливают, руководствуясь различными другими мотивами и целями (идеологическими, партийными, государственными), однако их нельзя назвать мучениками, ибо, как часто повторял авва Иустин Челийский, «Богу не нужны несвятые мученики». Они могут называться героями, витязями, храбрецами, но не мучениками. [9]
Что же касается святого князя Лазаря, он был, несомненно, всю свою жизнь верным чадом Православной Церкви, что подтвердил и накануне самой Косовской битвы, причастившись вместе со всем своим войском пречистых таин Христовых и таким образом подготовившись к переходу из земного в Небесное Царство.
Это недвусмысленно свидетельствует о том, что основная черта всякого мученика – сознательнои добровольнопринести себя в жертву Христа ради, ибо только сознательная и добровольная жертва имеет вечную, неизмеримую ценность. Каждый из них мог избежать страдания и смерти, если бы отрекся от Христа и поклонился идолам (к чему обычно принуждали мучеников), но тогда он бы уже звался не мучеником, а отступником или предателем.
На Косовом поле мы найдем и тех, и других. Хотя все пришли на Косово сознательно и добровольно
За честной крест кровь пролить, сражаясь,
И за веру с братьями погибнуть,
однако не все до конца были тверды в этом решении. В то время как князь Лазарь и его войско пребыли верными своему обету и предназначению и все,
Как один, на Косове остались,
Вук Бранкович со своими приспешниками изменил и себе, и князю. Тем самым он лишил себя звания мученика и заслужил имя «предателя».
«Иначе с Косовом, – продолжает святой владыка, – здесь полное единство мотива и цели борьбы и полная решимость умереть. Борьба ведется за Царствиe Небесное, а не за державу, народ, князя или что-нибудь еще земное и преходящее. Борьба идет за крест честной, символ Царства Христова. И достойный князь, и воеводы великие и малые, и все их полки выступили на Косово с твердой решимостью пожертвовать своей жизнью за Царство Небесное, за честной крест и Христову веру и за благое имя Иисуса.
Если Царством ты пленен Небесным,
Храм на поле Косовом воздвигни;
Не клади же мрамор в основанье:
Вместо камня – шелк и багряницу;
В этом храме причастишь ты войско.
Знай, что войско все твое поляжет,
С ним и сам ты, государь, погибнешь…
Князь пленился Царствием Небесным,
А земное царствие оставил.
И не только Лазарь. С таким же виденьем небесной реальности и таким же осознанием предстоящей смерти отправляются на Косово поле и братья царицы Милицы – девять Юговичей. Каждый из них – без особой братской нежности – отвечает плачущей сестре, которая, с дозволения князя, «чтоб изъять ей из-под клятвы брата», просит их всех по очереди, чтобы хоть один остался с нею в Крушеваце:
Не вернулся б и тогда к тебе я,
Если б царь мне подарил Крушевац.
Ведь, сестра, на Косово иду я
За честной крест кровь пролить в сраженье
И за веру с братьями погибнуть.
Чтоб погибнуть за Христову веру.
Итак, в сознании или подсознании целого народа звучала одна таинственная нота: что на Косове Христос раздает мученические венцы славы, что нужно добыть эти венцы, что одно царство теряется, а другое обретается и что пробил судьбоносный час пожертвовать всем ради креста честного. С этой нотой в душе сербские воины совершили и все предсмертные приготовления. Простились с домашними, причастились на Косове поле и пошли под крестоносными хоругвями на крест в день святого Вита и святого Амоса – крестной славы благоверного князя.
И погиб там государь князь Лазарь,
И все войско сербское погибло,
Полегло их семьдесят семь тысяч.
Все же были святы, благородны.
Святой владыка Николай ищет параллель Косову у других народов, прежде всего у православных греков, и не находит. Вот почему далее он смело утверждает:
И позднее, при всяком удобном случае, в пламенных и громогласных проповедях отца Иустина постоянно звучала тема Косовского Евангелия, которое он сжал в одно единственное изречение: «За Христа – всё, Христа – ни за что!» Напоенный этим Косовским Евангелием, наш народ во все времена приносил на алтарь небесной правды лучшее, что у него было. Каждое поколение сербское отдавало не только «десятину», но зачастую и треть, и даже половину себя на косовский жертвенник. И так – с того первого Видова дня и по сегодняшний день.
Как мученики в жизни, а особенно в смерти, отличаются от остальных людей – героев и смельчаков, так и после смерти между ними остаются различия. В мученике еще при жизни обитает Дух Святой, Который, собственно, и дает ему силы для жертвенной смерти и Который придает телу мученика исключительную ценность – превращает его в святые мощи. На мощах и крови мучеников утверждена Церковь Христова на земле. Она собирает и хранит их как свое величайшее бесценное сокровище и воздает им литургическое молитвенное почитание. Потому и святой князь Лазарь при жизни приобретал святые мощи по всему Востоку и приносил их в свою Сербию, дабы тем упрочить ее духовное основание. А после мученической кончины своей на Косовом поле он добавил в ризницу Церкви Христовой еще один вклад – свое святое тело, которое Церковь бережно хранит вот уже целых шесть столетий. Трогательно внимание Сербской Церкви и сербского народа к Косовскому мученику. Хотя и сами они многое претерпевают от исторических бурь и катаклизмов, однако никогда не расстаются с его мощами, но носят и переносят их с Косова поля через Раваницу до Сент-Андреи, сремских монастырей и престольного Белграда и вновь в Раваницу. [16] Особенно трогательно было перенесение святых мощей, длившееся с Видова дня 1988 года до 9 сентября 1989 года, когда они вернулись в предивную задушбину князя – монастырь Раваницу близ Чуприи и упокоились там. Во время этого шествия честной князь словно совершал некий смотр своему народу, порой радуясь, а порой и рыдая, ибо не везде и не всегда находил он нас такими, какими желал бы видеть. Часто мы представали перед ним «худшими, нежели до Косова», – с нашим неверием, отсутствием согласия и небрежением о тех вечных ценностях, за которые он мученически пострадал. Но, повторяя путь на свое и наше Косово, дабы встретить там шестисотый Видов день, святой князь изливал из своих святых мощей небесный мир и благодать на своих потомков, пробуждал спящие души и совесть своего народа, не как некогда – листом книги белой, но теперь лично, дабы сербы вернулись к себе, и к Косову, и к Косовскому завету, и к Косовскому Евангелию.
Так крестоносное войско на Косове спасло душу и сохранило тело. А изменники сначала погубили душу на Косове, чтобы после Косова и тела их пропали. Неизвестно, где могила Вука Бранковича, равно как и могилы позднейших предателей, бывших в нашей мученической истории.
Здесь мы касаемся глубинных, таинственных струн нашей темы, темы мучеников-победителей. Как можно считать мученика победителем, а мучителя – побежденным, если первым условием для того, чтобы кто-то стал мучеником, является лишение его жизни? Точный ответ на это кажущееся противоречие можно получить при ясном рассмотрении цели, которой руководствуется мученик и его мучитель. Всякий без исключения мученик имеет целью не спасение своей жизни (телесной), но свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не лишить мученика жизни, а принудить его – волей или неволей – отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители не преуспели в достижении этой цели и, чувствуя себя побежденными твердостью мучеников, из злобы и зависти лишали их жизни. А мученики, несмотря на то, что претерпевали страшные мучения (вспомним хотя бы Ясеновацких мучеников) и в конце концов лишались жизни, достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру, и в добром исповедании ее переселялись к своему Господу в Царствие Небесное вечно жить и царствовать с Ним. За некоторыми мучениками – например, святым великомучеником Георгием – даже закрепились такие эпитеты как Победоносец. И каждый мученик без исключения мог бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: «Подвигомъ добрымъ подвизахся, теченiе скончахъ, веру соблюдохъ» (2 Тим. 4: 7).
И во всех других сферах обычной жизни победитель – это тот, кто достигает своей цели, а побежденный – тот, кто цель свою упускает и не может осуществить задуманное. Церковные службы мученикам представляют собой прекрасную мозаику чудесных и дивных примеров того, как мученики побеждали своих мучителей и радостно спешили в объятия живого Господа, дабы жить с Ним во веки веков; «Отче, ихже далъ eси мне, хощу, да идеже eсмь азъ, и тiи будутъ со мною (Ин. 17: 24).
Прославляя Видов день и Косовских мучеников во главе со святым князем Лазарем, мы выражаем свою любовь к нашим славным и святым предкам и таинственно присоединяемся к тем, которые возлюбили Царствие Небесное. Наши же святые предки, как, впрочем, и все остальные мученики и святые Божии, на нашу любовь отвечают своей любовью и становятся нашими заступниками и молитвенниками перед Престолом Всевышнего, дабы и мы удостоились оказаться там, где пребывают они – в Царствии Небесном. Эти взаимоотношения и духовное единение святых предков и верных потомков лучше всего изображены в богослужебных песнопениях и гимнах. Там, можно сказать, каждая песнь, каждая стихира заканчивается рефреном: «Молися о чтущих съ любовию всечестную память твою».
Богу, предкам мы вослед ходили,
Со святыми небо населили.
Перевела Александра Копанёва
[2] Видов день – по-сербски «Видовдан», 15/28 июня, день памяти святого Витта. В этот день в 1389 г. произошла Косовская битва. – Ред.
[4] Николай (Велимирович), святитель. Косово // Владика Николаj Велимировић. Српски завет на размеђи светова. Цетиње, 2001. С. 110.
[7] Бошко Югович – герой Косовской битвы.
[8] То есть Его ради. См.: Ин. 15: 20–21.
[9] Прп.Иустин Попович (1894-1979) – известный сербских богослов, духовик и подвизник. –Ред.
[10] Николай (Велимирович), святитель. Косово. С. 110.
[12] г. Крушевац – столица Сербии во времена князя Лазаря, построенная им в 1371 г. Первое письменное упоминание о Крушевце относится к 1387 г. После Косовской битвы Крушевац становится столицей вассальной Сербии. Городом управляла вдова Лазаря княгиня Милица и его сын деспот Стефан Лазаревич, который позднее перенес столицу в Белград. – Ред.
[13] Николай (Велимирович), святитель. С. 109–110.
[14] Комненић Милан. Обраћања. Ваљево, 1989. С. 67, 87.
[15] Jустин (Поповић). Косовска этика // Двери српске. 2004. Двоброj 3. С. 15.
[16] В 1390/1391 гг. тело вмч.Лазаря было перенесено из церкви в Приштине в монастырь Раваница. Из-за опасностей, исходивших от турецких завоевателей, сербы вынуждены были переносить мощи с собой все дальше на север. Так мощи св. Лазаря добрались через Белград до городка Сент-Андрея в Венгрии, а через несколько лет оказались в монастыре Врдник (Новая Раваница) на Фрушкой горе. Во время Второй мировой войны, из-за погромов, чинимых хорватскими усташами, мощи были перенесены в 1942 г. в кафедральный собор Белграда. Во время празднования 600-летия Косовской битвы в 1989 г. мощи были пронесены через многие сербские города, вновь побывали на Косовом поле, а затем были возвращены в монастырь Раваницу. – Ред.
[17] Николай (Велимирович), святитель. Косово. С. 110–111.
[19] Николай (Велимирович), святитель. С. 111.
[20] Ћирковић Сима. Шест стотина година доцниjе // Косовска народна читанка. 1989. Далматинско Косово. С. 11.
[23] Ясеновац и Ядовно – печально известные концентрационные лагеря смерти, созданные в годы Второй мировой войны хорватскими усташами. – Ред.
[24] Комненић Милан. Обраћања. С. 94.
Епископ Артемий (Радосавлевич) Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский