бизнес на вениках для бани прибыль
Бизнес-идея на изготовлении веников для бани
Все больше людей задумывается об открытии своего бизнеса, т.к работа «на дядю» мало кого устраивает.
Возникает сразу вопрос: «Сколько денег понадобится и где их взять»? Хорошо, если стартовый капитал уже есть, но многим приходится что-то придумывать.
Чаще всего приходится брать кредит или занимать у знакомых. Но, есть другой выход из этой ситуации, а точнее идея для создания бизнеса без особых вложений.
Речь пойдет о создании бизнеса на вениках для бани ведь для реализации этой бизнес-идеи стартовый капитал просто не нужен.
Сколько нужно денег на изготовлении веников для бани
Почему выбрать именно эту идею для бизнеса:
Это основные аргументы в пользу бизнеса на изготовлении веников для бани. Они четко дают понять, что такой вид деятельности обязательно принесет прибыль.
Более того, не придется долго ждать, а также нести большие затраты.
С чего начать изготовление веников для бани
Для заготовки веников специальных инструментов не требуется.
Все, что будет необходимо:
- небольшой удобный топор; острый нож; прочные нитки, либо любой другой материал, который понадобится для связывания веников.
Помимо этого нужны минимальные знания в этом вопросе, т.к в этом деле есть определенные нюансы. Нужно правильно выбрать сырье, знать в какое время заготавливать веники.
Технология изготовлении заготовки сырья
Нужно выбрать здоровое дерево, без засохших веток и повреждений. Ветки, которые идут на срезку, должны быть прямыми, эластичными, тонкими и гладкими. Все листья веника должны быть зеленого цвета.
Еще с давних времен существует легенда, что березовые веники нужно заготавливать в день «Троицы». Этому правилу необязательно следовать, т.к доход нужен постоянный.
Для березовых веников следующие правила:
- время — начало, либо середина июня; солнечный и сухой день; резать ветки только утром, как только сошла роса.
Дубовые веники заготавливаются на протяжении всего лета. В это время можно заготовить еще веники из прутьев березы, они тоже пользуются спросом. Таким образом, разные виды веников можно заготавливать в разное время.
После того, как будет срезано необходимое количество веток для одного веника, их нужно не очень туго связать. Веники нужно подвесить в сухом помещении, которое хорошо проветривается.
В таком виде они будут сушиться примерно 7-10 дней. Готовый веник должен быть зеленого цвета, хорошо закрепленный, с приятным запахом, который усилится при воздействии пара.
Как продавать веники для бани
Есть резон там предложить свой товар. Можно по-старинке пойти продавать на рынке, либо возле трасс. Туристы часто останавливаются и покупают товар.
В век современных технологий стоит обратиться к интернету и подать объявления на разные доски объявлений. Не лишним будет подать объявление в газету.
Никто не отменял и сарафанное радио, если у вас будут качественные веники, то этот слух быстро разлетится по всему городу.
Эффективность адресной почтовой рассылки доказана годами.
Сколько можно заработать на вениках для бани
Примерная стоимость одного веника, в зависимости от его состава от 70 до 120 рублей. Не трудно подсчитать, что продавая в день по десять веников, можно заработать около 1000 рублей.
В крупных городах стоимость веников гораздо выше, особенно зимой. Таким образом, за месяц можно заработать до 30 тысяч рублей.
Доход предпринимателя будет зависеть от его трудолюбия. От количества усилий, которые он прилагает к своей работе.
Будет идеально, если удастся организовать склад для долговременного хранения веников.
В таком случае, их можно будет продавать круглый год, получая стабильный доход.
Как выбрать оборудование
Выбор оборудования, благодаря которому будут изготавливаться веники для бани не вызывает затруднений. Здесь нет необходимости приобретать какое-либо специальное оборудование. Возможно оно даже имеется в наличии дома. Для производства банных веников потребуется:
Какой ОКВЭД необходимо указать для изготовления веников для бани
Любое бизнес-направление при регистрации требует указания кода, согласно ОКВЭД. Для данного направления деятельности, при выборе кода указываем в заявлении 16.29.1. Согласно ОКВЭД он включает в себя изготовление иных изделий из дерева.
Какие документы нужны для открытия
Чтобы начать производство банных веников, необходимо будет пройти в установленном порядке регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Совсем необязательно изначально регистрировать юридическое лицо. Но если решились на такой шаг, то лучше регистрировать общество с ограниченной ответственностью. В дальнейшем это поможет избежать лишних трат на уплату налогов. Однако для данного направления деятельности вполне хватает и ИП. К тому же это займет не так много времени, максимум 5 дней и потребует минимального пакета документов:
Также потребуется открыть в банке расчетный счет и стать на учеты в государственные органы. На момент начала производства необходимо иметь в наличии:
- свидетельство о регистрации; право собственности на помещение или договор аренды; договор с компанией, чья сфера деятельности связана с заготовкой древесины и которая будет поставлять ветки.
Какую систему налогообложения выбрать для изготовления веников для бани
Упрощенка – самый верный выбор для уплаты налогов. Здесь мы можем уплачивать 15% разницы доходы-расходы. Но, в этом случаи потребуется предоставить подтверждающие документы о понесенных затратах. Выбрав 6% в предоставлении таких документов отпадает всякая необходимость.
Нужно ли разрешение для открытия
Чтобы начать производство веников для бани потребуется пройти в установленном порядке государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Помимо свидетельства об этом получать дополнительно лицензии, разрешения не требуется.
Производство веников для бани или как заработать на банных вениках
Кроме быстрой езды, водки и красной икры любой русский обожает баню. Можно сказать, что баня – это исконно русский символ, берущий свои корни в далекой древности. Иметь свою собственную баню многие люди просто не могут себе позволить, поэтому образовалась особая ниша банного бизнеса. Частные платные бани, сауны, парилки давно уже не новость. Однако львиная доля дохода в этом бизнесе приходит не с самого посещения заведения, а с продажи аксессуаров. Без чего нельзя обойтись в бане? Правильно! Без веника. Именно поэтому изготовление веников для бани – это весьма прибыльное занятие.
Сезонность бизнеса
Впрочем, одно правило для всей страны при заготовке веников все же существует. Даже если вы «проморгали» тот момент, когда на деревьях была молодая листва, помните, что по народному поверью веники для бани можно заготавливать вплоть до 12 июля – Петрова дня.
В средней полосе России и на Урале период заготовки веников и его продолжительность составляет примерно две недели, начиная с середины июня.
С чего начать бизнес
Прежде всего, необходимо позаботиться о рынке сбыта. В противном случае все заготовленные веники придется расходовать исключительно для собственного удовольствия. Нужно посетить все бани и сауны, которые есть в городе.
Можно наведаться и в близлежащие соседние населенные пункты, проанализировать там обстановку. Вдруг появится возможность сбыта крупной оптовой партии по более низкой цене, чем у конкурентов, устраивающей и вас и другую сторону? Итак, сбыт найден, пора перейти к делу.
Разумеется, что в городе веников вы не заготовите – нужно ехать в деревню. Причем в такую, где достаточно материала для веников, то есть растут березовые и липовые рощи, дубовые дубравы, есть ольха.
Кстати, любители острых ощущений и настоящие ценители бани нередко интересуются наличием хвойных и можжевеловых веников. Вообще, веники бывают также рябиновые, крапивные, черемуховые, полынные, кленовые, из орешника, ясеня и эвкалипта – каждый сорт обладает своими уникальными лечебными и релаксирующими свойствами.
Совет: лучше заготовить как можно больше сортов веников, традиционных – березовых и дубовых – побольше, других сортов – поменьше. Но ценник на них поставить побольше, ввиду редкости спроса. Главное для продавца этой продукции грамотно позиционировать свой товар, подготовиться к продажам, найти и рассказать покупателям интересную информацию о редких видах веников. Причем рассказать так, чтобы их сразу захотелось купить и опробовать в деле.
После того, как подходящее место для заготовки будет найдено, нужно собрать команду из местных жителей, которая будет заниматься изготовлением веников. С этим проблем не будет. В селах и деревнях сейчас довольно сложно найти работу, и потому деревенские будут только рады возможности заработать.
Стоимость одного веника при производстве должна исходить из расчета отпускной цены, затрат на доставку до места назначения, возможную забраковку конечным покупателем и вашей разницы. Выплаты работникам можно производить либо ежедневно, либо в конце сезона заготовки.
Основная проблема в этой бизнес-идее – пьющее население сел и деревень страны. Если заплатить деньги за работу сегодня, то завтра на работу может никто не выйти. Поэтому над бригадой заготовщиков нужно поставить старшего, который будет контролировать весь процесс заготовки и вести отчет перед вами.
Нужно ли разрешение для рубки веток
Согласно действующему законодательству, заготовка недревесных лесных ресурсов, к которым относятся и ветки деревьев, абсолютно бесплатна (статья 32 Лесного кодекса РФ). Однако так как в данном случае нарубка веток имеет признаки промышленного масштаба и осуществляется с целью последующей перепродажи, надзорные органы (в данном случае это лесничество) может потребовать свидетельство о регистрации ИП.
Кроме того, во многих регионах потребуется предварительно выписать в лесничестве участок для проведения заготовки.
На деле же это соблюдается редко. Чаще всего заготовители выбирают глухие деревни, в которых лесники бывают редко. Получается, что около 80-85% всех банных веников в стране заготовлено незаконно. Часто также лесники просто закрывают глаза на срезку веток для веников за определенную сумму.
к оглавлению ↑
Какая сумма потребуется для старта производства
Как правило, начинающие предприниматели укладываются в сумму от 20 до 30 тысяч рублей. Со второго сезона заготовок расходы уменьшаются – после приобретенного опыта первого сезона заготовок, вы уже будете знать, где и как можно сэкономить.
Какой инструмент понадобится для заготовки веников
Технология заготовки
Технология изготовления веников для бани на первый взгляд настолько проста, что с ней справится и ребенок. Но это только на первый взгляд. Для того, чтобы собрать действительно хороший веник, а не просто голую метелку, нужно знать несколько нюансов – фирменных «секретов» заготовщиков.
Во-первых, оптимальная длина веника – от 40 до 60 сантиметров без ручки, длина которой должна быть 10-13 сантиметров – чтобы ее было удобно держать в руке. Но при складывании веника нужно делать ручку больше на 1-2 сантиметра (впоследствии края ручки будут выравниваться). Веточки должны быть прямыми, не ломкими, не сухими.
В начале нарезаются ветки для веников. Резать отдельно для каждого веника – значит усложнять процесс заготовки, поэтому рубится сразу большая куча веток. После, в процессе складывания около 20-30 % из них отбракуется.
Веник складывается лицевой стороной листьев внутрь. Объем нужно определять «на глаз», чтобы веник не был ни «тощим», ни чересчур «пышным». Ножом очищаются ветки для ручки. Некоторые сложности в сборке веников бывают лишь на первых 10-15 изделиях. После этого процесс становится автоматическим. Именно это однообразие работы – основная трудность при заготовке.
После того, как веник будет сложен, ручку нужно крепко перетянуть бечевкой в двух местах – у начала и окончания. Стяжку желательно сделать не в одном месте, а растянуть ее на сантиметр для надежности. Заключительным этапом будет обрубка неровных концов ручки изделия.
За 8-9 часов работы один человек способен сделать от 40 до 50 веников и даже больше, учитывая время на срезку и отборку веток.
к оглавлению ↑
Помещение для сушки
Самое удобное место для просушки веников – чердак частного дома, деревенский амбар, сарай или даже простой навес – в общем, любое сухое затемненное место, прямые солнечные лучи испортят заготовки. Кроме того, желательно избегать сквозняков. Среди настоящих банщиков принято считать, что ветер выдувает из веника его аромат. Веники развешиваются на веревке или на длинной жерди, связанные попарно для экономии места. Оптимальная температура для сушки – от 10 0 до 25 0 С. Время сушки обычного березового веника – полторы-две недели. Дубовые сохнут немного дольше. А веники редкого спроса – еще дольше.
Хороший сухой веник имеет однородный зеленый цвет. Без желтых пятен и черных точек на листьях. Это покупатель либо отправит в брак, либо приобретет за бесценок. Поэтому сушка веников – один из самых важных этапов их изготовления, требующий грамотного подхода и внимания. Время хранения сухого веника – до одного года.
Городские жители могут использовать для сушки веников гараж либо балкон (только не с солнечной стороны!). Но в такие помещения вместить промышленный объем просто невозможно, поэтому все же стоит поискать подходящее место там же – в деревне, договориться с жителями, может быть немного заплатить. к оглавлению ↑
Нужно ли оформлять свою деятельность официально
Оформлять или нет статус индивидуального предпринимателя для заготовки веников, которая длится максимум две недели – решать вам. Частные бани и сауны охотно берут веники и без документов по немногим более низкой цене, чем у других поставщиков.
Если же собираетесь торговать вениками в розницу самостоятельно, то официальное оформление обязательно. Как зарегистрироваться в качестве ИП можно узнать в этом источнике – https://business-poisk.com/kak-otkryt-ip-samostoyatelno-poshagovaya-instrukciya-po-registracii-ip.html. Как выбрать системы налогообложения для своего бизнеса, читайте тут – https://business-poisk.com/usn-envd-v-chem-ix-raznica.html.
Какие еще налоги платит ИП, читайте по этой ссылке. к оглавлению ↑
Сколько можно заработать на производстве веников
Основной вопрос, который привлекает всех желающих начать свой небольшой бизнес по изготовлению веников: сколько можно заработать на этом? Бригада из 5 человек может за сезон (2 недели) заготовить до 4 тысяч березовых веников. После березовых наступает сезон заготовки дубовых веников.
Оптовая цена веников из березы в этом году составляет 70-80 рублей за штуку. То есть прибыль составит (по минимуму) 280 тысяч рублей. При оплате труда работников в 20 рублей за штуку и учитывая расходы на транспортировку и сушку, чистый доход составит порядка 30-35 рублей за штуку – почти 50 %. Общий объем дохода составит при данных расчетах 140 тысяч рублей за 2 недели только на березовых вениках.
Как показывает опыт заготовщиков, работающих не один год, за сезон заготовки можно заработать «чистыми» до 500 тысяч рублей!
Один из способов заготовки веников
Бизнес: веники для бани в Горячем Ключе
Как зарабатывать на любителях попариться
Однажды Роман Цедов привез в Москву на продажу спортивное питание, а обратно уехал с предоплаченным заказом на веники.
Сейчас компания «Иван Купала и К» приносит предпринимателю до 550 тысяч рублей в месяц.
Ежегодно Роман продает около полумиллиона банных веников разных видов. А начинался бизнес на чердаке бывшей столовой завода по производству минеральной воды.
Почему веники
Роман занимался бизнесом с 2000 года — разрабатывал и продавал спортивное питание и сухие смеси для мороженого и коктейлей. Производственная база располагалась в городе Горячий Ключ, все основные покупатели — рядом, на территории Краснодарского края.
В 2004 году предприниматель решил расширить географию продаж. Загрузил полную машину спортивного питания и вместе с родственником поехал за удачей в Москву. Рынок подобных добавок в России только формировался, поэтому новых клиентов можно было найти даже в незнакомом регионе.
Чтобы отыскать клиентов в столице, решили заходить в первые попавшиеся на глаза фитнес-клубы и предлагать товар. Продукцией удалось заинтересовать администратора уже первой точки. Сделку сорвал один из клиентов клуба: он вмешался в разговор и попросил посмотреть коробку со спортивным питанием. Незнакомцу категорически не понравился город-производитель. Администратор, который поначалу был готов купить всю партию, пообещал перезвонить и выпроводил продавцов.
Роман дождался того клиента на улице и попытался высказать все, что о нем думает. Мужчина оборвал предпринимателя: «Ты занимаешься не тем бизнесом. Горячий Ключ — столица веников, где деньги растут в буквальном смысле на деревьях».
Незнакомец оказался серийным предпринимателем. Он был готов стать первым покупателем веников и в качестве аванса передал краснодарцам 100 тысяч наличными без всяких расписок. Спортивное питание, которое Роман привез с собой, мужчина выкупил за 20 тысяч.
Наш герой вернулся домой и задумался, как открыть новый бизнес с нуля.
Запуск производства
Если ехать по трассе М4 «Дон» из Москвы в Краснодарский край, то в районе Горячего Ключа можно увидеть десятки местных жителей, торгующих вениками. Вяжут их здесь испокон веков. Все дело в том, что в этой местности произрастает кавказский дуб, а из него получаются упругие крепкие веники, обладающие целебными свойствами.
Еще бизнес хорош тем, что с сырьем нет никаких проблем — дубы не надо сажать, обрабатывать и поливать. Пришел в лес, заготовил ветки, а на следующий год выросли новые. Но несмотря на кажущуюся простоту производства, почему-то крупных производителей в Горячем Ключе до «Ивана Купалы» не было.
Роман уже работал как индивидуальный предприниматель с открытым ОКВЭД по производству пищевых добавок.
С помещением вопрос решили просто: для производства спортивного питания и сухих смесей Роман еще до этого арендовал по знакомству бывшую заводскую столовую за 8 тысяч рублей в месяц. Выяснилось, что чердак над ней, который никак не использовался, идеально подходит под склад готовых веников. Его площадь в 150 м² это позволяла.
платил Роман за аренду бывшей заводской столовой
Главный человек на производстве — заготовитель. Он договаривается с лесниками и оформляет лесные билеты — специальные разрешения на сбор дубовых веток. После нанимает людей, которые едут в лес эти ветки ломать. Готовое сырье развозят по домам местных жителей, которые умеют вязать веники.
Одного из таких заготовителей, Александра, и нанял Роман. Договорились на сдельную оплату — по три рубля с веника. Заготовитель поставил условие — сам он продолжает трудиться на себя, а Роману сдает излишки. Правда, уже через три месяца Александр понял, что у него готовы закупать весь объем, а продавал своему новому шефу он около 10 тысяч веников в месяц. Заготовитель перешел работать к Роману на постоянку. Схема оплаты была такая: Александр по-прежнему получает сдельную оплату, но если заказов мало, то ежемесячная фиксированная ставка — 30 тысяч рублей.
В итоге уже через неделю в Москву ушли 4 тысячи веников — мужчине, сорвавшему сделку в фитнес-клубе. Одна штука стоила 25 рублей при себестоимости в 17 рублей. Чистая прибыль Романа составила около 30 тысяч.
чистая прибыль Романа за первую партию веников
После этого предприниматель решил плотнее заняться производством: помещение есть, кадров — целый город, сырья полно, а сбыт благодаря московскому партнеру налажен. Плюс технология простая и понятная в отличие от спортивного питания. Чтобы производить некоторые добавки, Роману пришлось даже ездить на стажировки в Европу.
Расходы на запуск производства в 2004 году — 70 000 Р
Сырье | 60 000 Р |
Расходники (шпагат, упаковка и т. п.) | 10 000 Р |
Помещение | 0 Р |
Первые годы
Первые полтора года Роман работал только на одного заказчика — того самого предпринимателя из Москвы. Потом, когда появился опыт, начал искать других клиентов, чтобы не зависеть от одного покупателя. Новых партнеров искал через интернет, публикуя информацию на досках объявлений, или профильные выставки. Плюс практиковал активные продажи, обзванивая банные комплексы.
Как оказалось, новых клиентов искал не зря — давний партнер из Москвы решил отказаться от услуг Романа и попытался сам открыть производство веников в Горячем Ключе. Но он не был местным, не знал специфики бизнеса, поэтому его идея не взлетела. Правда, даже эта история не испортила отношений партнеров. После неудачи столичный бизнесмен еще несколько месяцев продолжал закупать у Романа веники, пока не ушел в другой бизнес.
Когда производство веников разрослось, стали появляться новые клиенты. Понадобилось серьезно заняться оформлением. Крупные банные комплексы, покупавшие веники, интересовались лицензиями и сертификатами. От бань, в свою очередь, все это требовал Роспотребнадзор.
Но когда Роман попытался эти документы получить, выяснилось, что веники не подлежат сертификации. Так как клиентам все равно нужны были какие-то бумажки для проверяющих органов, пришлось оформлять отказные письма — специальные документы, в которых говорится, что товар не подлежит сертификации.
В 2006 году Роман открыл уже ООО и зарегистрировал торговую марку «Иван Купала и К». Тогда же пришлось взять партнера. Сам Роман хотел сосредоточиться на пищевых добавках, перепоручив совладельцу операционное управление бизнесом, связанным с вениками. Правда, в 2009 году пришлось вторую долю выкупить — коллега попал в аварию и отошел от дел. Партнер получил 2 млн рублей, а Роман — бизнес с прибылью 200—300 тысяч рублей в месяц. Он продолжил заниматься бизнесом один.
Заготовка сырья
За 15 лет работы «Иван Купала» перепробовал массу способов заготовки сырья. Например, Роман искал лесорубов, которые валят дубы ради стволов, а ветки считают отходами. Предложил им сотрудничество, но из этой идеи ничего не вышло: как правило, все подобные выработки находятся в чаще леса. Даже если отправлять вместе с лесорубами своих заготовителей, доставка обойдется дорого.
Тогда предприниматель попробовал сотрудничать с компаниями, которые прореживают лес вдоль линий электропередачи и газопроводов. Отходы они обычно просто бросали на просеках. Но тем возиться с ветками, чтобы потом передавать Роману, было неинтересно.
Пришлось работать по старинке — с бабушками и дедушками, которые просто ходят в лес, рвут ветки, собирают их в пачки, сушат и сдают Роману.
Просто так пойти в лес и наломать дубовых веток, сколько хочется, нельзя. Надо получить специальное разрешение в лесничестве — лесной билет. Этот документ разрешает собрать фиксированный объем веток на определенной территории, но в реальности никто не проверяет, сколько сырья принес из леса человек. Билет может получить любой желающий — надо просто написать заявление в лесничестве. Обычно проблем с получением билетов нет, но бывает, что в лесничестве отказывают. Например, говорят, что конкретно в этом районе растет молодняк, который ломать нельзя. Стоит оформление билета от тысячи рублей — в зависимости от того, сколько веток надо набрать.
Правила выдачи лесных билетов. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Некоторые заготовители сами получают лесные билеты, собирают ветки и потом сдают их Роману на переработку. Другая часть работает через его компанию, которая может оформить сразу пачку таких документов, а после раздать их своим заготовителям. Людям так удобнее — не надо возиться с бюрократией и множеством бумаг.
Количество заготовителей плавает год от года. У компании есть телефонная база всех, кто занимается сбором сырья. Перед началом сезона местных жителей обзванивают, чтобы было понятно, стоит ли нанимать рабочих, или сторонние подрядчики сами принесут достаточно веток. В месяц компания продает 15—20 тысяч веников. Заготовка длится три летних месяца, и за это время надо запасти объемов на год вперед — то есть около 500 тысяч пучков веток.
Поначалу с сырьем были проблемы — заготовители сдавали некачественную ветку. Например, внутрь веника клали толстые палки, причем так, чтобы их не было видно снаружи. Пришлось установить стандарты и проверять при заготовителях веники на наличие брака.
Цены на ветку колеблются сильнее цен на нефть
Одна из проблем бизнеса — цена на ветку, которая колеблется сильнее, чем мировая цена на нефть.
Дешевле всего ветка летом, когда дубы стоят зеленые. Например, в сезон 2018 года «Иван Купала» закупал у населения веники по 35 рублей за штуку. К осени листья желтеют, и до следующей весны свежей ветки уже в лесу нет. Местные жители, которые заготавливают сырье, стараются не продавать все сразу. Ждут до холодов, постепенно поднимая цену. Пик — в апреле, когда нового урожая еще нет, а старый уже почти весь продали. Цена может подняться до 100 рублей за веник.
стоит веник летом. В несезон цена увеличивается до 100 Р
Но бывает и по-другому : местные жители в расчете на большие прибыли летом активно заготавливают ветку. На дворе — март, а веников по дворам хранится много. Заготовители сами начинают названивать в «Ивана Купалу», чтобы продать все быстро хотя бы по 10 рублей, так как через два месяца несвежие прошлогодние веники уже будут никому не нужны. Причем не исключено, что на следующий год все случится наоборот — после такого перезатаривания ветку впрок никто запасать не станет, и цены снова взлетят.
Роман старается каждое лето создать запасы сырья на год вперед до начала следующего сезона, чтобы зимой и весной покупать ветку у населения по минимуму. Но учитывая, что компания постоянно растет, без дополнительных закупок обходиться не получается.
Есть и другие факторы, которые влияют на цену ветки. Например, весенние заморозки, которые могут погубить уже проклюнувшиеся листки. Или внезапная активность гусениц в лесу. Все это тоже сказывается на доступности сырья и, как следствие, на закупочных ценах.
Вязальщики и технология
Ключевая профессия, на которой держится производство веников, — вязальщик. Это человек, который превращает пучок веток в настоящий банный веник. В Горячем Ключе эти навыки передавались из поколения в поколение, и обычно этим всегда занимались женщины.
В основном на Романа работают те, кто уже умеет вязать, работал когда-то на себя, но захотел стабильности. Традиционно такие люди вязали веники только летом, в сезон, а остальные девять месяцев сидели без работы. «Иван Купала» дал им возможность трудиться весь год. Правда, многие вязальщики берут на все лето отпуск, чтобы поработать в сезон дома на самих себя. В это время Роман активно ищет дополнительные кадры. В среднем в компании трудится от 20 до 30 вязальщиков.
В «Иване Купале» можно научиться вязанию: к новичкам приставляют наставника, который вводит в курс дела. Обычно хватает месяца, чтобы стало понятно, выйдет ли из работника толк. Правда, стать вязальщиком может не каждый — это монотонная работа, нужна усидчивость. Как правило, в этой сфере работают женщины от пятидесяти и старше. Искать новые кадры надо постоянно — опытные сотрудники потихоньку выходят на пенсию. А вот болеют работники редко, так как на производстве дышат разными травами — такие ингаляции укрепляют здоровье.
Оплата сдельная — от 10 до 15 рублей за веник. Профессионал может связать 150 веников в день. Многое зависит от того, какой именно продукт делает специалист. «Иван Купала» производит около 40 видов веников, которые отличаются по составу. Еще у каждого свои стандарты по размеру ручки, махала и количества веток. На скорость работы влияет и качество сырья — ветки могут расползаться, и их тяжело собрать в один веник.
Для того чтобы вязать веники, не нужно специфического оборудования. Единственное, что требуется, — специальные удобные табуретки и столики для вязки с нанесенными размерами для будущего веника. На некоторых производствах пользуются специальными устройствами, чтобы обвязывать ручку. В «Иване Купале» это не прижилось — вязальщики плотно стягивают пеньковым шпагатом веники без всяких агрегатов.
Только собирая веник руками, оценивая, какую ветку к какой приложить, можно добиться идеального результата. Хотя как ни стягивай веник, в процессе транспортировки он разболтается. Поэтому перед походом в баню его все равно надо перетягивать либо запаривать — поставить на полчаса в чашку с водой, как цветы, чтобы ветка стала мягче, а ручка разбухла.
Автоматизация в производство веников придет не скоро. Только человек может в каждом конкретном случае понять, куда какую ветку положить лучше, как ее подмять, убрать внутрь или наружу.
Арендных платежей нет — пять лет назад у «Ивана Купалы» появилась своя производственная база. До этого компания постоянно переезжала с места на место. Все дело в том, что цеха и склады располагались, как правило, еще в советских промзонах. Но Горячий Ключ — курорт в предгорье, сюда активно едут и туристы, и просто эмигранты из других регионов на ПМЖ. Город активно застраивается, а старые промзоны, наоборот, сносят. Долго обосноваться на одном месте не удавалось.
В итоге Роман решил обзавестись собственной землей и в 2012 году арендовал на три года у муниципалитета 15 соток за 500 тысяч рублей. Землю можно было выкупить или оформить в долгосрочную аренду, но с условием, что предприниматель построит на ней производственное здание. Цех сделали по собственному проекту — два этажа с большим чердаком. Причем с расчетом, что в дальнейшем можно будет пристроить дополнительные помещения. Строительство закончили в 2014 году, обошлось все примерно в 4 миллиона рублей. После этого землю взяли в аренду на 49 лет.
потратил Роман на строительство цеха
Клиенты и продвижение
Роман считает, что лучше продавать товар оптом, чем пытаться попасть на полки крупных торговых сетей. Сейчас «Иван Купала» работает преимущественно по предоплате, а сети предпочитают брать товар под реализацию. Кроме того, нужны юристы, которые специализируются в этой сфере. Сейчас компания может реализовывать продукцию без всех этих лишних проблем.
Но планы выйти в ретейл есть. Сначала это будут интернет-магазины вроде «Озона» и «Вайлдберриз». На полках супермаркетов веники от «Ивана Купалы» можно найти уже сейчас, но попадают они туда не напрямую, а через вторые-третьи руки оптовиков.
Основные потребители — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще одна категория покупателей — крупные банные комплексы. Кроме того, продукцию покупают предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу. На каждый тип этих клиентов приходится примерно равная доля.
География продаж охватывает почти всю Россию: крупнейшие покупатели находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но веники поставляют и на Дальний Восток, и в Сибирь, и на Урал. Есть покупатели в Белоруссии и Казахстане. Товар заказчикам доставляют железнодорожным транспортом или чаще фурами. Горячий Ключ расположен на трассе М4 «Дон», поэтому автомобильный трафик здесь большой. Часто заказы отправляют как попутный груз — коробки с вениками легкие, и их можно положить сверху на любой другой товар.
В сети компания представлена простым сайтом с каталогом продукции. Ресурс в интернете появился одновременно с торговой маркой «Иван Купала» в 2006 году, и с тех пор дизайн не менялся. В рекламу Роман не вкладывается — спрос на веники превышает предложение.
В основном покупатели приходят благодаря сарафанному радио. Но ажиотажный спрос не может продлиться вечно, поэтому компания планирует наращивать производство и объемы складских помещений. Предприниматель нанимает новых специалистов, чтобы они запускали лендинги, настраивали рекламу и соцсети.
Конкуренция
Производство веников со стороны кажется простым бизнесом: закупил ветку, связал веник, продал. Многие сотрудники, начиная от водителя и заканчивая начальником отдела снабжения, поработав какое-то время у Романа, уходили, чтобы открыть свой бизнес. На рынке такие конкуренты держались один-два года. В лучшем случае они превращались из бизнесменов в самозанятых, которые вяжут веники дома на продажу. Роман думает, это из-за того, что он почти всю прибыль вкладывает в развитие — расширяет ассортимент, совершенствует логистику и упаковку. Кустари же все время остаются на одном уровне и не выдерживают конкуренции.
Результаты и планы
Бизнес начинался на чердаке в 150 квадратных метров. Сейчас производственные площади компании достигли 600 квадратных метров. В ближайшее время введут в строй модуль, который увеличит размеры производства до 750 квадратов.
«Иван Купала» выпускает около полумиллиона веников в год. Кроме веников есть и другие товары для бани — травяные сборы, запарки. Появились эти товары практически одновременно с вениками, но почти случайно. После вязки веников оставалось много травы, дубовых листов, выбрасывать это было жалко. Вязальщицы предложили делать запарки и маленькие сувенирные веники.
Стратегическая цель — стать компанией номер один в мире по производству банных веников, запарок и чаев, увеличив годовой товарооборот до 200 миллионов рублей в год. Для этого надо удваивать объемы ежегодно.