7 и 8 декабря в Национальной оперетте Украины покажут бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» Дж. Бока
Напомним, что премьера мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока состоялась в Национальной оперетте еще в конце прошлого 83-го театрального сезона. Мюзикл впервые был поставлен в Украине!
Постановка осуществлена благодаря договоренности с MUSIC THEATRE INTERNATIONAL (EUROPE) LTD. Либретто Джозефа Стайна и Шелдона Харника. Оригинальную режиссуру и постановку Джерома Роббинса воспроизвел на сцене Национальной оперетты Украины генеральный директор – художественный руководитель театра, н. а. Украины Богдан Струтинский.
Режиссер-постановщик – н. а. Украины Богдан Струтинский
Сценография – з. д. и. Александр Белозуб
Балетмейстер-постановщик – з. а. Украины Вадим Прокопенко
Дирижер-постановщик – з. д. и. Игорь Ярошенко
Когда: 7 и 8 декабря, в 19:00
Где: Национальная оперетта Украины(г. Киев, ул. Большая Васильковская, 53/3, ст. метро «Олимпийская»)
Как Бродвей стал театральным и уже 300 лет сохраняет свой престижный статус
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Театр как часть индустрии развлечений старого Нью-Йорка
В 1732 году актеры Уолтер Мюррей и Томас Кин, до этого странствующие с труппой по городам Америки, открыли первый в Новом Свете театр. Он располагался на улице Нассау на Манхэттене и вмещал до 280 зрителей. Довольно ничтожный размер по нынешним меркам – сейчас такой театр даже не получил бы статуса собственно «бродвейского». Тем не менее, начало новой индустрии было положено.
Второй театр появился уже спустя три года – демонстрация перед жителями Нью-Йорка актерского мастерства оказалась делом прибыльным. Большой популярностью пользовались пьесы Шекспира. И поскольку зрители были готовы платить за посещение спектаклей, новые площадки не заставляли себя ждать. Следующее столетие стало временем расцвета театра в Нью-Йорке. Большой театр на 2000 зрительских мест открылся в Нью-Йорке в 1798 году.
Бродвей против Голливуда
Бродвей, а точнее небольшая его часть на Манхэттене, где концентрировалась театральная жизнь, предлагал зрителям все более зрелищные и яркие шоу. Появились мюзиклы, в которых актеры не только пели, но и танцевали, за ними пришла пора бурлеска – комедийного, а потом и развлекательно-эротического шоу. Популярности театров способствовало и улучшение транспортной обстановки в городе, и реформа уличного освещения: во второй половине XIX века часть Бродвея, проходившая через Театральный квартал, освещалась так ярко, что получила название «Великий белый путь».
Но тут пришла пора кинематографа – он угрожал не просто составить театру серьезную конкуренцию: поговаривали о том, что вся индустрия бродвейских спектаклей теперь уйдет в прошлое. Тем не менее, шоу продолжались – с яркими музыкальными номерами и эффектными декорациями, которые кино в начале своей истории еще не могло себе позволить. Большой популярностью пользовались спектакли, поставленные по произведениям современников – в том числе Пэлема Гренвилла Вудхауза. К тому же, востребованными оказались и «серьезные» пьесы – Юджина о’Нила, Теннесси Уильямса, Артура Миллера. В пятидесятых годах Бродвей как центр театральной жизни переживал свой очередной расцвет.
Шоу на Бродвее могло идти всего несколько недель либо существовать годами и даже десятилетиями – в зависимости от интереса публики. На настоящий момент рекордсменом по количеству спектаклей является мюзикл «Призрак оперы», впервые сыгранный на сцене в 1988 году и до сих пор не снятый с показа. На втором месте в этом списке – мюзикл «Чикаго», на третьем – «Король Лев». Успешные проекты, как правило, переживают и экранизацию.
Кассовые сборы в бродвейских театрах все последние десятилетия поражают воображение, а потому все внимание боссов этой индустрии направлено на то, чтобы сохранять интерес публики к шоу и обеспечивать их прибыльность. Поэтому излюбленным приемом руководителей театров стало привлечение к участию в спектаклях звезд все того же Голливуда: на актера или актрису, чье лицо узнают во всем мире, гарантированно придут смотреть и любители театра. К тому же, львиную часть дохода от продажи билетов обеспечивают туристы (во всяком случае, так было до недавнего времени, когда пандемия внесла свои коррективы).
На Бродвее и вне Бродвея: театра и актеры
Для актеров театров Бродвея учреждена отдельная премия – «Тони». Она вручается именно тем, кто занят в спектаклях Театрального квартала. Среди самых ярких звезд Бродвея – Анджела Лэнсбери, Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Энтони Куинн, Аль Пачино – а вообще список слишком длинный, чтобы перечислить всех. Звездами становятся и те, кто создает всемирно известные мюзиклы. Один из ведущих композиторов и лауреат «Тони», Эндрю Ллойд Веббер, написал несколько произведений, ставших хитами Бродвея – это рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», мюзикл «Кошки», впервые увидевший свет на лондонской сцене в мае 1981 года и спустя полтора года приехавший на Бродвей, «Призрак оперы» и «Эвита». Кстати, особенностью бродвейских театров стало и то, что название их пишется со словом theatre, вопреки общему правилу американского английского, в котором «театр» обозначают как theater. Это можно увидеть и на вывесках самих заведений, и на афишах. С марта 2020 года театры Бродвея закрыты, а возобновление театральной жизни Нью-Йорка планируется с осени 2021 года.
Бродвейский театр с его красочными шоу стремятся посетить многие туристы, приезжающие в Нью-Йорк. Мюзиклы привлекают зрителей своей зрелищностью и динамичностью, захватывающими сюжетами и яркой, запоминающейся музыкой. Они стали своеобразным символом Бродвея, а их афиши — непременным атрибутом улиц многоэтажного Манхэттена.
Сегодня мюзиклы с успехом ставятся в разных странах мира, но оказаться в одном из театров Бродвея мечтают многие. Спектакли входят в список самых популярных развлечений города, не зря выручка от продажи билетов составляет более миллиарда долларов каждый сезон.
Бродвей
В американской культуре именно Бродвей стал театральной основой, сформировавшей современное представление о массовых шоу. Ежегодно мюзиклы отмечаются премией «Тони», основанной в 1947 г. Она является театральным аналогом кинопремии «Оскар», музыкальной награды «Грэмми» и телевизионной премии «Эмми».
Понятие «Бродвейский театр», или просто «Бродвей», объединяет более 40 театров, ориентированных, в основном, на коммерческие постановки мюзиклов. Большинством площадок владеют две театральные компании — «The Shubert Organization», базирующаяся в нью-йоркском Манхэттене, и «The Nederlander Organization», основанная в Детройте (штат Мичиган).
История Театрального квартала
Театральное искусство Нью-Йорка получило развитие в 1750-х гг., после создания двух небольших театров. В 1798 г. был открыт «Park Theatre» на 2000 мест, а спустя столетие случился театральный бум. Новые сцены появлялись с завидной регулярностью, смотреть спектакли приходили люди разных социальных статусов. Для каждой аудитории сформировался свой репертуар. Представители высшего общества предпочитали слушать оперу, средний класс выбирал мелодрамы и музыкальные менестрель-шоу, а низы общества развлекались в варьете. Безусловно, ставились и шекспировские пьесы, и комические бурлески, и оперетты.
В районе Таймс-Сквер к строительству театров приступили в начале XX века. К 1920-30-м гг. Бродвей превратился в театральный центр города.
Сложный период пришелся на расцвет Голливуда, когда зрители массово переключились на кинематограф. Однако Бродвейскому театру удалось не только выжить, но и достичь известности за пределами США в 1950-е гг. Небольшой спад наблюдался и в 1960–70 гг. Он закончился постановками мюзиклов в 1980-е гг. Это были:
Мюзиклы Бродвея
Жанр сочетает в себе несколько видов театрального искусства, хотя изначально формировался на основе оперетты. Мюзиклы Бродвея отличаются от классических постановок большей динамичностью и раскованностью, разнообразием музыкальных форм, присутствием спецэффектов и отсутствием камерной хореографии. Главные принципы состоят в зрелищности шоу и их максимальной коммерциализации.
Все мюзиклы Бродвея перечислить сложно. Только долгоиграющих, показанных более 1000 раз, насчитывается не менее сотни. Самые известные:
Особое место на Бродвее занимают диснеевские мюзиклы — «Король Лев», «Красавица и чудовище», «Аладдин» и ряд других.
Большинство бродвейских театров представляет по одному спектаклю, который заменяется другим только после потери к нему зрительского интереса. Если мюзикл оказывается успешным, в дальнейшем его отправляют в гастрольные туры сначала по городам Америки, а затем — по миру. Самые удачные проекты возобновляются и продолжают идти с огромным успехом.
По мотивам нашумевших мюзиклов Бродвея снимаются одноименные музыкальные фильмы. Либретто переводятся на разные языки, что дает возможность ставить спектакли не только в Америке.
Нередко в шоу приглашают звездных артистов, заключая с ними 3-месячный контракт, после чего на их место приходят другие популярные актеры. В отдельных постановках участвуют дети.
Билеты на бродвейский мюзикл
Один из лучших мировых мюзиклов ставят в Маджестик-театре. «Призрак Оперы» знаменит во всем мире. Наслаждайтесь игрой актеров и превосходным саундтреком Эндрю Ллойда Уэббера:
В театре «Астор Плейс» на улице Лафайетт 434 можно посмотреть выступление Blue Man Group. Яркое шоу, полное огней и музыки. После представления можно сфотографироваться с участниками группы Blue Man.
В театре Гершвин проходит одно из популярных шоу Бродвея — Wicked. Мюзикл представляет собой авторскую постановку — рассказ о том, что было до «Волшебника страны Оз».
Известный и популярный во всем мире мюзикл «Чикаго» можно посмотреть в театре «Амбассадор»:
Бродвейский театр на Google-панораме:
В театре «Новый Амстердам», который находится между 7 и 8 авеню в театральном квартале ставят «Алладина». Это сказочное и экстравагантное шоу. Диснеевские персонажи оживают на сцене в лице таких актеров, как Tony Award, Gregg Barnes и Natasha Katz.
Посетите театр Джеральда Шенфельда, ранее известный как «Театр Плимута» и посмотрите мюзикл «Come From Away». Это трогательная постановка на основе реальных событий. В основе сюжета лежат террористические акты 11 сентября 2001 года, когда самолеты террористов начали атаку Нью-Йорка, и воздушное сообщение в Северной Америке закрыли. На фоне этих событий маленький городок Гандер стал героическим местом — его небольшой аэропорт принимал самолеты со всего мира, а местные жители помогали оставшимся пассажирам чем могли.
В театре Стивена Сондхейма на 124 западной 43-й улице ставят мюзикл «Carole King»:
А в театре Минскофф можно посмотреть «Короля Льва»: