Чхл что это такое в детском саду
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
Людмила Толкачева
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.
Художественная литература открывает для ребёнка жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Чтение художественной литературы по ФГОС содержится в двух образовательных областях это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства в том числе словесного
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• восприятие художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
Литературное развитие ребенка 3-4 лет содержит в себе знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
В воспитательно-образовательной работе по данному направлению нами используются следующие методы:
Чтение взрослого, при котором утрированно используем выразительное рассказывание, при котором голосом пытаемся рисовать образы и картины происходящего.
Также нами используется инсценирование произведений с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в неё включаем разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий и т. д.
Используется и метод рассматривания иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение отдаем книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.
Нами используются игры-драматизации — это игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов
Привлекаем к участию в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам
В возрасте 4-5 лет ребёнок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.
У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и её отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного.
Основные методы литературного развития, используемые нами в этом возрасте, следующие:
Это чтение взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.
Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.
Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
В центре художественной литературы мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.
Книги и тематические выставки меняем каждые две недели, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.
В младшей группе познакомили детей с центром художественной литературы, его устройством и назначением, приучали к правилам бережного отношения
Брать книги чистыми руками
Не использовать для игр
После просмотра книги, класть ее на место.
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.
К сожалению, мы отметили недостаточный интерес детей нашей группы к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу нами был реализован краткосрочный проект «Звери и птицы Евгения Чарушина».
Цель проекта: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина.
Задачи по работе с детьми.
Дать детям знания о художнике и писателе Е. И. Чарушине
Формировать интерес к художественной литературе
Развивать у детей воображение, наблюдательность
Активизировать лексический словарь детей
Расширять представление детей о мире живой природы
Воспитывать бережное отношение к животным
Задачи по взаимодействию с родителями.
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе
Продолжать формировать интерес родителей к чтению детской литературы
Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек
Над проектом мы использовали следующие формы работы:
• Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина.
• Пересказ произведения по опорным схемам
• Беседа о прочитанном произведении
• Лепка кролика с морковкой
• Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»
• Сюжетно-ролевые игры: «Айболит спешит на помощь», «Зоопарк»
Родители активно участвовали в реализации проекта. Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили центр художественной литературы книгами Е. И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах». Получили рекомендации по совместному посещению контактного зоопарка «Каменский дворик» и «Птичий остров».
В результате проведенной работы по проекту
o дети получили знания о писателе Е. И. Чарушина.
o Познакомились с произведением писателя, животными и птицами, представленными в книгах
o У детей сформировались навыки пересказа по предметно-схематическому изображению
o Дети приняли участие в выставке рисунков по произведениям Е. И. Чарушина.
o Совместно с родителями создали альбом «Ребята о зверятах»
o Сделали макет «Наш двор»
o Провели досуг «В гостях у бабушки Матрены»
Анализ результатов диагностики по художественно-эстетической деятельности (куда входят и произведения художественной литературы) показал, что наблюдается положительная динамика по всем показателям диагностики.
Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.
И в заключении хочется вспомнить слова Френсиса Бэкона
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»
Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы Цели: Познавательное развитие. • Познакомить с сезонной жизнью белки. • Расширять и активизировать словарный запас: подстилка, жолуди, лазейка,.
Конспект занятия по музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГОС до «Настоящие мастера» Цель: продолжать знакомство с народной игрушкой, народными инструментами. Задачи: Образовательные – закрепить приемы рисования дымковских.
Непосредственно образовательная деятельность старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Тайны морских глубин» МДОУ «ДСКВ №62» д. Старая Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.
Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и.
Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС «Почта» в средней группе Задачи: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде.
Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Елена Нестеренко
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун».
2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
3. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
1. Чтение сказки «Ховрошечка» (в обр. АТолстого)
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».
3. Заучивание стихотворения А. Плищеева «Осень наступила…»
1. Чтение народной ненецкой сказки «Кукушка».
2. Чтение сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька» (главы).
3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Сентябрь» (из цикла «Круглый год»).
1. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем».
2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».
2. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
3. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».
1. Чтение рассказа М. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
2. Чтение сказки И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек».
3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Октябрь».
1. Чтение русской народно сказки «У страха глаза велики».
2. Чтение рассказа В. Дмитриева «Малыш и Жучка».
3. Заучивание голландской песенки «Счастливого пути» (обр. И. Токмаковой).
1. Чтение произведения Л. А. Кассиля «Приятного аппетита».
2. Чтение произведения И. Гириной «Почему нужно кушать».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
3. Повторение выученных стихотворений об осени.
1. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
2. Чтение эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела».
3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».
1. Чтение сказки Б. Заходера «Серая звездочка».
2. Чтение сказки М. Грунштейна «Волшебный суп».
3. Заучивание стихотворения Э. Мошкосвкой «Вежливое слово».
1. Чтение рассказа В. Бианки «Сова».
2. Чтение белорусской народной сказки «Пых».
3. Повторение изученных стихотворений
1. Чтение сказки «Петух да собака».
2. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…»
1. Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя, Ксения».
2. Чтение рассказа А. Митяева «Земляника».
3. Заучивание русской народной песенки «Ты мороз,мороз,мороз…»
1. Чтение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».
2. Чтение глав из книги Д. Родари «Приключение Чиполлино».
3. Заучивание стихотворения К. Чуйковского «Елка».
1. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
2. Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
1. Чтение глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».
2. Чтение сказки Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»
3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».
1. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»
2. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».
3. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».
1. Чтение глав из книги Х. Мякхеля «Господин Ау».(пер с финн. Э. Успенксий)
2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята».
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
3. Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
1. Чтение сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
3. Заучивание стихотворения А. Майкова «Колыбельная».
1. Чтение рассказа Л. Петрушевской «Кот, который умел петь».
2. Чтение сказки «Три поросенка».
3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».
1. Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев».
2. Чтение русской народной сказки «Морозко».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».
2. Чтение рассказа А. Н. Толстого «Еж».
3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка оцаре Салтане».
2. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса».
3. Заучивание стихотворения С. Капутикяна «Моя бабушка».
1. Чтение рассказа О. Н. Пахомова «История с конфетами».
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
3. Заучивание русской народной песенки «Ранним-рано по утру».
1. чтение сказки «Василиса Прекрасная».
2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение былины «На заставе боготырской».
2. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
3. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»
1. Чтение рассказа Э. Шима «Медведь и собака».
2. Чтение сказки-повести Т. Янсона «Волшебная зима».
3. Заучивание литовской песенки «Гречку мыли…»
1. Чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица».
2. Чтение сказки «Никита Кожемяка»
3. Заучивание английской народной песенки «Не опаздывай».
1. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».
2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
3. Повторение изученных стихотворений.
1. Чтение рассказа Н. Калнина «Разве так играют?»
2. Чтение русской народной сказки «Финист-Ясный Сокол».
3. Повторение программных стихотворений.
1. Чтение сказки «Лиса и кувшин».
2. Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
3. Заучивание русской народной песенки «Ласточка,ласточка…»
2. Чтение былины «Как Илья Муромец богатырем стал».
3. Заучивание стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
1. Чтение русск5ой народной сказки «Каша из топора».
2. Чтение волшебной сказки «Семь Сименов- семь работников»
3. Повторение изученных стихотворений.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе «Десять правил маленького россиянина» Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе Стихотворение А. Гаврюшкин «Десять правил маленького россиянина».
Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе «Сказки домовёнка» Интеграция областей. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «В гостях у бабушки» Материалы и оборудование: ширма домик,макет р. н. печи,мельница,корзинка, игрушки котик,курочка и яйцо из киндера (большое, лошадка,шапочки.
Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Занятие в средней группе по чтению художественной литературы Конспект занятия в средней группе по чтению художественной литературы. Тема: Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Цель:.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь №1. Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик» Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественных произведений; привлекать.
Перспективный план образовательного процесса по чтению художественной литературы и развитию речи Месяц № п/п неделя Тема, предметное содержание Литература Сентябрь 1(1) Ч. Х. Л ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ САШИ ЧЁРНОГО «ПРИСТАВАЛКА». 1. Развитие.
Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Название проекта: «Книга – источник знаний о жизни». Вид.
«В гости к нам пришёл медведь». НОД по чтению художественной литературы в младшей группе Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельностиВид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.
Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Зачем дошкольникам художественная литература
Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений
Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
Подробнее о чтении художественной литературы во второй младшей группе можно узнать из нашей статьи — Читаем художественную литературу во второй младшей группе.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного
В старшей группе список задач расширяется:
Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие
К задачам подготовительной группы относятся:
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения
Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Как объяснять детям незнакомые слова
Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
Вопросы на обнаружение мотива:
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц
Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.
Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям
Общая структура занятия по чтению
Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:
Типы занятий по чтению в детском саду
Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:
Иллюстрации помогут подвести детей к обсуждению идеи рассказа
Мотивирующее начало занятия
Ключевая задача воспитателя — подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
Появление игрового персонажа
В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).
Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
Послание от героя
Можно использовать и мотив письма — в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.
Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками
Предварительная беседа
В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа — Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.
Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку
Другой пример — педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).
Ознакомление с наглядными материалами
Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям
Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.
Примеры конспектов занятий
С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:
Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Первая младшая группа
Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)
Стихотворение Хорола про зайчика — очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений
Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики
Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные
Вторая младшая группа
Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях
«Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах
Средняя группа
Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе
Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки
Старшая группа
Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность
Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей
Сказка «У страха глаза велики» — по сути психологическая
Подготовительная группа
Дети с большим интересом относятся к историям о своих сверстниках
В старшем дошкольном возрасте сказки воспринимаются детьми более полно, могут быть соотнесены с прошлым и будущим временем года
Кружок по чтению художественной литературы в детском саду
В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.
Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка
Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:
Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.
В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.
Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:
Цель — углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы
Одна из важных форм работы по чтению — открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:
Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно
Для открытого просмотра часто выбираются обобщающие или необычные темы с интеграцией образовательных областей (литература и музыка, эстетика, изобразительное искусство). Например, педагог ведёт речь о какой-либо книге, а затем рассказывает детям о том, что в старинных изданиях текст начинался с буквицы — большой, красиво оформленной буквы. И в конце занятия ребятам предлагается украсить силуэты буквиц красивым орнаментом. На открытом занятии можно сделать акцент на иллюстрации — например, разных художников к одной и той же сказке «Маша и медведь». Такой приём интересно обыгран в конспекте открытого занятия «Виталий Бианки «Чей нос лучше?». Художники-иллюстраторы русских народных сказок: Е. М. Рачев и Ю.А. Васнецов» воспитателя Л. Г. Зайцевой.
Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.
Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.
Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению
Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.
Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.
Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства — литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.
Структура литературного праздника сходна с построением утренника:
Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.
Декламация стихов — неотъемлемая часть литературного праздника
Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы — игрушки, картинки, различные предметы.
Видеоматериалы по теме
Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.