что охватывается понятием социальная фасилитация
Социальная фасилитация — что это такой за феномен
Фасилитация – методика ведения дружественной беседы с сотрудниками некоторой компании. Она имеет место в психологии, педагогике и других сферах наук. Кроме того, у фасилитации есть виды, техники и инструменты работы, которые гарантируют положительные результаты ее проведения.
Фасилитация – важный инструмент для изменения компании в лучшую сторону
Что такое социальная фасилитация
Фасилитация – это в психологии термин, включающий в себя инструментарий, навыки, а также процессы для эффективной организации группового обсуждения имеющихся вопросов. Необходимость в данном явлении возникла относительно недавно, основной целью является нахождение некого способа сплотить группу людей в направлении достижения результативной цели. Групповая фасилитация – процесс обсуждения вопроса с помощью фасилитатора, который разъясняет суть тех или иных моментов, помогая принять единогласное решение.
Фасилитатор – сам по себе мощный инструмент процесса фасилитации, который должен обладать определенными навыками. Среди них выделяют:
Определение феномена в психологии
Определение фасилитации в психологии трактуется как изменение поведения индивида в присутствии посторонних людей. Если рассматривать ее как инструмент, то трактовка меняется: это модель управления, призванная облегчать общение. В противоположность от фасилитации прочие методики более директивны, строги. Таким образом, привычное течение собрания, когда начальник раздает собственные распоряжения, сменяется фасилитацией, которая подключает каждого члена группы к обсуждению дальнейших действий.
Обратите внимание! Участники группы с большим энтузиазмом выполняют задания.
Суть в том, что задача, поставленная перед ними, становится увлекательной, необычной. Кроме того, в данном случае собственный вклад в развитие организации ощущается острее, что вызывает сильную отдачу от сотрудников.
Фасилитатор умеет настроить сотрудников на полную отдачу в работе
Психологическая характеристика понятия отмечает особый интерес у группы к тому, какую роль она может сыграть в формировании прогресса организации, – это социальная фасилитация. Примечательно, что психолог, занимающийся налаживанием взаимодействия и взаимовлияния членов группы, должен отдавать себе отчет в следующем: окончательный результат может быть положительным, но не исключен и такой исход, где фасилитация обернется преградой, из-за которой цели не будут достигнуты.
Чем фасилитация отличается от модерации
Фасилитация имеет много общего с понятием модерации. Фасилитатор и модератор – это приглашенные специалисты по межличностным отношениям, которые имеют целью сплотить всех участников группы, чтобы принять одно действенное решение.
Однако фасилитацию можно противоположить модерации по уровню контроля. Модератор предполагает более жесткие рамки и правила проведения совещаний. Фасилитация допускает использование таблиц, зарисовок, даже конструкторов и игрушек, чтобы «урок» был более наглядным.
Методы по праву эффективны, хотя их можно использовать более индивидуально. В качестве примера приводится фасилитация, которая больше нацелена на разрешение конфликтов, тогда как модерация имеет влияние на проблемные вопросы компании в целом.
Социальная фасилитация и ингибиция
Социальная фасилитация – это такой феномен, когда один человек улучшает свои трудовые способности в присутствии других людей. Фасилитатор – лицо, которое облегчает рабочую задачу индивида, способствует усилению показателей не только группы, но и отдельного человека. Сама по себе социология сводится к тому, чтобы изучить закономерности взаимодействия, отношений между людьми. Примечательно, что в жизни животных наблюдаются высокие показатели эффективности действий. Таким образом, социальная фасилитация заключается в том, чтобы усилить результативность деятельности посредством наблюдения за ходом работы индивида.
Одна из загадок метода – как отреагирует человек на контроль со стороны
К данному выводу пришел американский психолог, который обратил внимание на то, что велосипедисты, участвующие в велогонке с соперниками, показывали лучший результат, нежели ездили просто по секундомеру. Это значит, что наличие посторонних людей, тем более конкурентов, заставляет индивида быть лучше в своей работе. Позднее было выявлено, что такой эффект достигается в решении простых задач. В случае с более сложными вопросами человеку свойственна ингибиция – понижение работоспособности человека под наблюдением.
Ингибиция может проявляться по разным причинам:
Социальная фасилитация и леность
Человек, находясь в группе, «расслабляется», считая, что его работа не имеет значения. Это можно описать кратким понятием – леность. Социальная леность – довольно частое явление, проявляется у людей, привыкших работать самостоятельно. Большую роль в данном случае играет фактор культуры. Например, западные типы людей больше полагаются на себя, это индивидуалисты. Азиатский тип считается коллективистским.
Виды фасилитации
Фасилитация подразделяется на несколько видов:
Классический пример успешного фасилицирования в спорте
Техники фасилитации
Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:
Причины возникновения эффекта аудитории
Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.
Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле.
Люди по-разному чувствует эффект аудитории
Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.
Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми. Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации.
Видео
Социальная фасилитация
История
Эффект социальной фасилитации, тогда еще не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты (Allport, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв. Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см.ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, ученые на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.
Обратный эффект
В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведенных до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения (Dashiell, 1930, Pessin, 1933, Pessin & Husband, 1933). В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям» (Zajonc & Sales, 1966). Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растет количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.
У животных
Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и на животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зерен, а спаривающиеся крыс проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар (Larsson, 1956). У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.
Фасилитация
Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.
Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.
Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.
Социальная фасилитация
Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.
Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.
Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.
При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.
Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.
В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.
Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.
Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.
Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.
Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:
— он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;
— степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;
— наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;
— максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.
Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.
Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.
Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.
В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.
Фасилитация это в психологии
Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.
На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.
Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».
Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.
Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.
Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.
Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.
Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.
Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:
— непосредственно личность фасилитатора;
— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;
— специфика такой деятельности;
— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.
Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.
Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.
Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.
Фасилитация в педагогике
Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.
При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.
Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.
Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.
Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.
Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Социальная фасилитация и её методы: каково происхождение феномена
Психолог-консультант, специалист в области детской, семейной, поведенческой.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Социальная фасилитация означает, что люди иногда эффективно работают над задачей, когда находятся рядом с другими. Это явление изучается более века, и исследователи обнаружили, что в одних ситуациях оно возникает, а в других – нет, в зависимости от типа задачи и контекста. Далее рассмотрим, что это такое, и как фасилитация может применяться в жизни.
Что такое фасилитация
Термин «пришел» из области социальной психологии. Он отражает суть социальных явлений, происходящих в обществе и пришедших к нам с эволюцией.
1898 году Норман Триплетт опубликовал важный документ о социальной фасилитации. Автору нравились велосипедные гонки, и он заметил, что многие велосипедисты, ехали быстрее, когда они участвовали в гонках с другими гонщиками, по сравнению с тем, когда они ехали в одиночку.
Изучив официальные отчеты велосипедной ассоциации, он обнаружил, что это действительно так — рекорды гонок, в которых присутствовал другой гонщик, были более впечатляющими, чем рекорды «без интервалов» (заезды, в которых велосипедист пытался обогнать чужое время в одиночку)
Чтобы экспериментально проверить, заставляет ли присутствие других людей быстрее выполнять задачу, Триплетт провел исследование, которое считается одним из первых экспериментальных исследований социальной психологии. Он попросил детей как можно быстрее повернуть катушку. В некоторых случаях дети выполняли задание сами, а в других — соревновались с другим ребенком. Социолог обнаружил, что:
Как присутствие других людей влияет на наше поведение?
Другими словами, Триплетт обнаружил, что люди иногда работают быстрее в присутствии других. Он дал феномену название социальной фасилитации и продолжил его изучение. В ходе дальнейших экспериментов выяснилось, что феномен работает не всегда, а только при хорошем знании поставленной задачи.
Всегда ли происходит фасилитация
После исследований Триплетта другие ученые также начали изучать, как присутствие других людей влияет на выполнение задачи. Однако эксперименты привели к противоречивым результатам: иногда социальная фасилитация имела место быть, а в других случаях люди хуже справлялись с задачей, когда выполняли ее в присутствии других.
В 1965 году психолог Роберт Зайонц предложил способ устранения несоответствия в исследованиях социальной фасилитации. Зайонц проанализировал предыдущие исследования и заметил, что феномен, как правило, проявляется в относительно хорошо отработанном поведении. Однако в задачах, с которыми человек был малознаком, результаты были лучше при индивидуальном выполнении.
Согласно Зайонцу, присутствие других людей повышает вероятность того, что будет проявляться феномен доминирующей реакции. Для простых задач реакция, скорее всего, будет эффективной, поэтому будет происходить социальная фасилитация.
Однако для сложных или незнакомых задач доминирующий ответ с меньшей вероятностью приведет к правильному итогу, поэтому присутствие других будет препятствовать работе над задачей. По сути, когда ты делаешь то, в чем уже хорошо разбираешься, то подсознание среагирует на это и задача решится быстрее.
Фасилитация существует по следующим теориям:
Какой бы ни была реальная причина появления феномена, стоит помнить, что, обладая знаниями о нем, можно планировать свою деятельность для достижения высоких результатов.
Примеры социальной фасилитации
Чтобы понять, как фасилитация может работать в реальной жизни, подумай о том, как присутствие публики влияет на выступление музыканта. Талантливый музыкант, завоевавший множество наград, почувствует воодушевление от присутствия публики и выступает вживую даже лучше, чем дома.
Однако тот, кто только учится играть на новом инструменте, может быть встревожен давлением ответственности под аудиторией и совершить ошибки, которых он не сделал бы, если бы практиковался в одиночку.
Фото автора Canva Studio: Pexels
Другими словами, происходит ли социальная фасилитация или нет, зависит от того, насколько хорошо кто-то знаком с задачей: присутствие других людей имеет тенденцию улучшать выполнение задач, которые люди уже хорошо знают, но имеет тенденцию к снижению при выполнении незнакомых задач.
Оценка доказательств
В статье, опубликованной в 1983 году, исследователи Бонд и Титус изучили результаты исследований социальной фасилитации и нашли некоторую поддержку теории Зайонца. Они обнаружили свидетельства существования синдрома:
Кроме того, фасилитация действует во всех сферах жизни, будь то деловые перспективы или спорт:
Таким образом, теория действительно имеет право на существование. Отметим, что ты также можешь проверить действие феномена. Например, при работе в группе в институте сможешь выполнить больше заданий, чем, если бы была одна. Но только в том случае, если тема тебе хорошо знакома.