что относится к экологическим товарам
Какие товары считаются экологически безопасными?
Продолжаем наши заметки по экологичному потреблению! Сегодня мы расскажем, что такое экотовары и услуги, расшифруем знаки с одним экопреимуществом, а также поделимся интересными фактами и тенденциями в мире экопотребления.
Какие товары считаются экологически безопасными?
Экотовары – это товары, безопасные не только для здоровья человека, но и для окружающей среды. Поскольку существенную часть вредного воздействия мы получаем от неэкологичных процессов производства и утилизации продукции, загрязняющих воду, воздух, почву. Поэтому, заботясь о природе, мы также заботимся о своем здоровье. (Подробнее об экотоварах – «Листок жизни», «Северный лебедь», «Голубой ангел», «Европейский цветок»)
Однако, есть товары, которые отличаются от большинства несколькими экологическими преимуществами. Поэтому к экологичным можно отнести три группы товаров:
товары с натуральным составом
безопасные для здоровья и не загрязняющие окружающую среду в течение всего жизненного цикла
с одним или несколькими экологическими преимуществами. Например:
— произведенные из вторичного сырья,
— биоразлагаемые,
— энергоэффективные,
— изготовленные без применения хлора и других токсичных веществ.
Продукция с одним экопреимуществом
Такую продукцию можно распознать с помощью экомаркировки, которая указывает на то, что при производстве товара соблюдалось какое-либо важное экологическое требование или несколько требований. Если вы понаблюдаете, то заметите, что достаточно часто такие экознаки можно встретить на такой потребительской продукции, как:
косметика и средства гигиены
бумажная продукция и упаковка
средства для уборки
На постере мы расшифровали некоторые примеры маркировок, которые мы часто встречаем в магазинах. Подробнее – «FSC в России», «Шкала энергоэффективности», «Доверие текстилю», «Честная торговля».
Что такое экологичные услуги?
Экоуслуги – это какая-либо деятельность, организованная с учетом экологических норм, которая является безопасной не только для здоровья человека, но и для окружающей среды. Существуют такие направления экоуслуг как: эко-офис, эко-гостиница, эко-магазин.
Например, в Санкт-Петербурге есть экосертифицированный отель «Corinthia» — вся деятельность гостиницы проверяется экспертами Экологического союза по жизненному циклу и не наносит вреда ни людям ни природе. Остановившись в таком отеле, стоят внимания «зеленые» решения в части сбережения электроэнергии, водопотребления, сортировки мусора, а также использования товаров с экомаркировками и экологическими преимуществами (экосертифицированная бытовая химия, бумага с экомаркировкой FSC и др.)
Подробнее о том, что такое экологические услуги мы расскажем в следующих заметках.
Как нарциссизм и социальные сети помогают экопотреблению?
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни и, по мнению ученых, способствуют развитию нарциссизма. Оказывается, для экологии это совсем неплохо! BBC Future выяснил, что тенденция к нарциссизму может привести к росту потребления экологически безопасных товаров и услуг. Это связано с тем, что нарциссическая личность чаще выбирает «зеленые» продукты, если понимает, что это выставит ее в выгодном свете перед обществом, а в социальной сети все благие поступки сразу же оказываются под пристальным вниманием друзей!
В прошлом году в интернете появилось множество видеороликов с людьми, которые обливаются ледяной водой из ведра и передают эстафету друзьям – в благотворительном флешмобе приняло участие огромное количество людей. Так, благодаря социальным сетям процесс совершения благих дел принимает совершенно новые, ранее немыслимые формы. Поэтому сегодня знаменитые и не знаменитые могут объединиться, чтобы привлечь внимание, например, к экологичному потреблению. Давайте используем эти возможности, чтобы изменить мир к лучшему!
Ученые из Института естественного маркетинга (NMI) провели исследования и выяснили, что во всем мире 13-19% всего взрослого населения – это потребители группы LOHAS (Lifestyle Of Health And Sustainability). Потребители LOHAS – это молодые и активные семейные люди, которым важно не только приобретать полезную и безопасную для здоровья продукцию, но и понимать, как их покупки влияют на окружающий мир. В России такие люди тоже есть – их, как в Америке и Европе, около 13%. Сообщество зеленых потребителей активно растет, и маркетологи считают, что потенциально зелеными могут быть не только потребители из группы LOHAS, но и почти 70% населения – так называемая группа Sustainable mainstream.
Для удобства понимания они разделили эту аудиторию на сегменты по интересам.
NATURALITES – это приверженцы здорового образа жизни, которые стремятся покупать все натуральное, постоянно узнают что-то новое и занимаются самообразованием, – таких около 15%.
Около четверти покупателей – это DRIFTERS, в основном молодежь, которая подвержена трендам и модным течениям. Эта аудитория очень зависима от мнения популярных личностей и ведущих СМИ.
Есть еще один важный сегмент – CONVENTIONALS – взрослые люди, в основном мужчины, которые тоже могут быть экологически грамотными, при этом они руководствуются скорее экономическими мотивами (меньше потребляй – меньше трать) – таких около 24%.
Исследователи видят во всех этих покупателях будущее рынка. Это люди, которые могут выбирать экологичные товары и услуги и готовы платить за них.
Экотренды, которые вызывают протест
Недавно в Париже состоялась Maison&Objet — одна из крупнейших выставок в мире дизайна, на которой была выявлена еще одна экотенденция – это использование самыми модными дизайнерами и декораторами «зеленых» мотивов. Эта идея присутствовала в большинстве выставочных экспозиций. Рядом соседствовали предметы из натуральных и переработанных материалов. Например, кресла из цельного камня, коллекции мебели из транспортных контейнеров, детская мебель и обои из пробки. Однако некоторые предметы вызывали откровенный протест: чучела экзотических животных или кресла, полностью выполненные из кожи крокодила.
Такие экотренды говорят о том, что «зеленые» идеи становятся частью общества, но понимание экологической культуры, еще, к сожалению, не сформировалось!
Тема 7. Типы товаров по уровню экологичности
В имеющихся эколого-социально-экономических условиях к главным задачам экологического маркетинга относят задачи формирования и развития рынка экологических товаров с целью разрешения противоречий между
экономическим развитием и необходимостью восстановления и последующего сохранения качества окружающей среды.
В последнее время появилось больше научных исследований, касающихся не оценки вреда, причиненного производством определенных товаров, а экологических выгод, полученных при потреблении экологически чистых товаров (табл. 7.1).
В большинстве случаев рассматривается влияние товаров на окружающую сред) лишь на отдельных стадиях жизни товаров. Например, анализируется положительное влияние на окружающую среду от использования очистного оборудования. Но при этом не принимается во внимание вред, наносимый окружающей среде во время его производства и утилизации. Однако на каждом этапе жизненного цикла товара происходит разного рода экодеструктивное воздействие (рис. 7.1).
Результаты использования экологических товаров [44]
Экономическое содержание составляющей эффекта
использования экотоваров
1. Снижение энергоемкости
2. Снижение материалоемкости
энергоносителей или структуры материальных ресурсов
4. Использование отходов производства
5. Изменение функций, габаритов, свойств продукции в сравнении с аналогами
6. Замена экологически опасных видов продукции на экологически направленную
производство и потребление которых способствует снижению интегрального экодеструктивного воздействия в расчете на единицу совокупного общественного продукта при одновременном повышении экономической эффективности в сфере их производства и потребления. Таким образом, экологические товары могут удовлетворять экологические потребности и предлагаются на рынке с целью привлечения внимания, приобретения.
использования или потребления.
Рис. 7.1. Основные составляющие затрат и выпуска на этапах жизненного цикла товара [51]
По степени экодеструктивного воздействия на окружающую среду выделяют неэкологические и экологические товары [31].
К неэкологическим товарам относят экологически опасные и экологически приемлемые товары.
К экологическим товарам относят те, которые экономически эффективны и экологически безопасны при их производстве, потреблении и утилизации. Их подразделяют на экологически нейтральные и экологически направленные.
7.1): добыча ресурсов, переработка ресурсов, производство средств
производства, производство средств потребления, потребление, переработка отходов, ликвидация и захоронение отходов; по реципиентам, которые его воспринимают, основными из которых являются: здоровье населения, жилищно-коммунальное хозяйство, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, промышленность, транспорт.
На каждом этапе жизни товар может как отрицательно, так и положительно влиять на окружающую среду. Например, он может как усиливать загрязнение и соответственно влиять на реципиентов, так и противодействовать загрязнению или устранять его последствия.
С целью отнесения товаров к той или иной группе, выделенной по уровню экологичности, осуществляют их экспертное оценивание. Для этого подбирается группа экспертов, компетентных в вопросах экологии и экономики природопользования, каждый из которых получает оценочные таблицы типа таблицы 7.2 для оценивания воздействия товара на каждого реципиента.
Оценочная таблица экологичности товара (условный пример)
Реципиент Сельское хозяйство