что относится к финансовой сфере

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Источник

Сферы финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Финансовая сфера компаний и

Выделяют следующие типы страхования:

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Уровень хозяйствующих субъектов

Звенья финансово-кредитной системы

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Источник

Финансы, налоги и налогообложение

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

Изложена сущность денежного обращения, приведена история происхождения денег, показано образование денежной системы. Рассмотрены финансовая, бюджетная и налоговая системы Российской Федерации, показан фондовый характер финансов, раскрыты принципы формирования бюджетной политики государства. Большое внимание уделено описанию налогообложения как источника денежных ресурсов бюджетной системы. Изложены вопросы налоговых правоотношений, которые помогают понять правовую природу налога. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, налоги и налогообложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Финансовая система страны

2.1. Понятие финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе экономических отношений. Деньги являются материальной основой финансов и обязательным условием их существования. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Если деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется обмен, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального богатства.

Термин «финансы» происходит от лат. finare — окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда возникло financia — обязательная уплата денег или денежный платеж. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения любых отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании: за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и распоряжении данными средствами.

Специфические признаки финансов, выделяющие их из всей массы денежных отношений:

• денежный характер: финансы — это всегда денежные отношения;

• разные права субъектов: одна из сторон в этих отношениях — государство или уполномоченный государством орган;

• движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Можно выделить субъекты финансовых отношений: государство, организации различных форм собственности, граждане.

Финансы — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансы носят фондовый характер, так как в процессе общественных отношений по поводу денег денежные ресурсы аккумулируются (обособляются) в зависимости от целей.

Следовательно, все фонды носят целевой характер и функционируют самостоятельно, например, фонд оплаты труда, амортизационный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства и т. д.

Финансы в своем проявлении в экономических отношениях функционируют не изолированно, а взаимодействуют со многими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.

2.2. Функции финансов

Сущность финансов, как и любой другой экономической категории, выражается в их функциях. Функция обозначает внешнее проявление свойств в данной системе отношений.

Распределительная функция. Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы. Ими являются заработная плата работников, занятых в сфере материального производства, доходы организаций от производственной деятельности. Так как финансы носят фондовый характер, то это свойство позволяет их распределять. Например, распределением является перечисление средств в бюджеты при помощи налоговых отчислений, неналоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Распределение I порядка (на основании законодательно установленных норм и нормативов):

1) возмещение затрат на производство;

2) формирование Фонда оплаты труда (ФОТ).

Распределение II порядка:

2) расчеты с бюджетами;

3) уплата взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС);

4) распределение прибыли между организацией и вышестоящей организацией, бюджетами.

Распределение III порядка (внутри организации): формирование фондов производственного и социального развития (отсутствие государственного регулирования).

Перераспределительная функция. Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием непроизводственной сферы и социальной сферы, а также с необходимостью перечисления денежных средств нижестоящим бюджетам в виде субсидий, субвенций, дотаций, трансфертам, отраслям экономики, правительствам, различным социальным группам населения.

Процесс перераспределения осуществляется следующим образом: через бюджетную сферу, сформированную в результате уплаты налогов и сборов, неналоговых платежей как организациями, так и гражданами в виде финансирования из бюджета расходов получателей бюджетных средств;

• финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получения банковских кредитов, процентов, дивидендов;

• через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов плательщиками для выплаты и получения страховых вознаграждений получателям.

Кроме стоимости ВВП распределяется также часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет; поступления от внешней экономической деятельности (внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов).

Таким образом, участие финансов в перераспределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, существенными объемами денежных средств, мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью денежных доходов и расходуемых денежных средств.

Контрольная функция. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределением стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.

При рассмотрении содержания контрольной функции происходит ее отождествление с финансовым контролем.

Стимулирующая функция. Государство постоянно воздействует на процесс развития отраслей и организаций, используя финансовые рычаги: финансирование из бюджета, установление цен и тарифов, норм налогового законодательства, экспортно-импортных пошлин. Например, государство воздействует на деятельность предпринимателей, изменяя размер налоговой ставки, что позволяет стимулировать или сдерживать развитие какой-либо отрасли.

2.3. Финансовая система страны

Финансы представляют собой неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать кругооборот производственных фондов, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

При всем многообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения по своей природе распределительные, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемый критерий классификации — роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья, тесно связанные между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Финансовая система страны — совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве (рис. 4).

Сферы финансов образуют централизованные и децентрализованные финансы, которые характеризуются источниками финансов и способами их распределения.

Централизованные финансы. К централизованным (государственным) финансам относятся государственный кредит и бюджетная система.

Государственный кредит необходим государству в случае недостатка денежных средств в федеральном бюджете для осуществления своей деятельности.

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

Рис. 4. Финансовая система страны

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней власти: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровня. Их финансы формируются за счет обязательных отчислений организаций и физических лиц и из других источников. Перераспределение финансов осуществляется централизованно по бюджетной росписи, утвержденной Президентом России.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их формирование и расходование регламентируется финансовым правом. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Они аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания, а также являются дополнительным средством для поддержки предпринимательства, используются для покрытия дефицита бюджета и решения новых важных задач, которые требуют внимания государства.

Внебюджетные фонды подразделяются на специальные и социальные. Специальные фонды преследуют реализацию экономических целей, а социальные предназначены для оказания социальных услуг населению.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Определен тариф страховых взносов с 2015 г.: Пенсионный фонд — 22 %; Фонд социального страхования, как и прежде — 2,9 %; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 %.

Суммируя эти три показателя, мы видим, что тариф страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 30 %.

Пенсионный фонд России (ПФР) был образован 22 декабря 1990 г.

Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Первоочередная задача ПФР — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы (создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен).

Для этого он организует:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты нетрудоспособному населению по различным категориям трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, специальных пособий и компенсационных выплат; • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

• проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

• межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан, а также за счет средств федерального бюджета. Например, в 2018 г. определен тариф страховых взносов в ПФР (22 %), уплачиваемый организациями. При превышении базы взносов (1 021 000 руб.) тариф составляет 10 %.

В 1993 г. в стране был введен в действие Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который послужил основой для начала проведения комплексной реформы в здравоохранении. В соответствии с законом была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает привлечение целевых финансовых средств в здравоохранение в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан и органов исполнительной власти на страхование неработающего населения. Это предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер.

Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Финансовые средства направляются на:

1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках федеральной программы ОМС;

2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

4) финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых федеральным фондом ОМС централизованно. Размер взноса в ОМС в 2018 г. определен в размере 5,1 %.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управляет средствами государственного социального страхования России.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда образуются за счет:

• доходов от инвестирования части временно свободных средств

• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов и других поступлений;

• за счет средств социального страхования Фондом осуществляется выплата пособий работающим гражданам:

— по временной нетрудоспособности;

— по беременности и родам;

— женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (единовременное пособие);

— при рождении ребенка (единовременное пособие);

— на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ежемесячное пособие);

— на погребение умерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работающих граждан. Взносы в ФСС в 2018 г. составляют 2,9 %.

Децентрализованные финансы. К децентрализованным финансам (финансам хозяйствующих субъектов) относятся финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансового рынка, домашних хозяйств.

Финансы хозяйствующих субъектов — основа финансовой системы страны.

Финансы хозяйствующих субъектов участвуют в процессе создания и распределения общественного продукта и национального дохода, являются главной составляющей децентрализованных финансов.

От состояния финансов коммерческих организаций зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом не исключается эффективное использование в процессе производства средств бюджетов, банковских кредитов, страхования. Хозяйствующие субъекты действуют на основе коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Полученная выручка распределяется ими самостоятельно с учетом производственных, социальных и общественных потребностей.

Некоммерческие организации занимаются оказанием услуг домашним хозяйствам, удовлетворяя индивидуальные потребности граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры, искусства, отдыха, развлечений, социального обслуживания, а также коллективные потребности — политические партии, общества и др. Их доходы складываются из добровольных взносов, пожертвований и доходов от собственности.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль в функционирования рынка играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок — это экономический институт, в рамках которого формируется спрос и предложение на различные финансовые активы и инструменты в процессе сделок по их купле и продаже.

Финансовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Финансовый рынок также обеспечивает трансформацию сбережений в инвестиции. Тем самым его функциональное назначение заключается в посредничестве финансовых институтов в движении капитала от его владельцев к пользователям. Субъекты финансового рынка являются финансовыми посредниками между покупателями и продавцами финансовых ресурсов (табл. 1).

В состав групп покупателей и продавцов на финансовых рынках входят домашние хозяйства, коммерческие организации, государства.

Главное предназначение финансовых рынков — эффективное удовлетворение интересов потенциальных продавца и покупателя.

Таблица 1. Типы финансовых институтов

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

что относится к финансовой сфере. Смотреть фото что относится к финансовой сфере. Смотреть картинку что относится к финансовой сфере. Картинка про что относится к финансовой сфере. Фото что относится к финансовой сфере

Финансовая система включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *