что относится к фоновым видам физической культуры

Фоновые виды физической культуры. Организация сна

что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры

что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры

что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и реактивную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности.

Организация сна

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного сна 8 ч. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

Источник

Фоновая физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА…. 8
1.1. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека………………………………………………………………..14
1.2. Содержательные основы оздоровительной физической
культуры……………………………………………………………. 18
ГЛАВА 2. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА………………….22
2.1 Рекреативная физическая культура……………..……………. 23
2.2 Гигиеническая физическая культура……………. …………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ(ВЫВОДЫ)……………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсавая работа.docx

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА…. 8

1.1. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека………………………………………………………… ……..14

1.2. Содержательные основы оздоровительной физической

ГЛАВА 2. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА………………….22

2.1 Рекреативная физическая культура……………..……………. 23

2.2 Гигиеническая физическая культура……………. …………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 27

Введение

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Задачи курсовой работы:

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры[11]. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.

Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания, свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т. п.

В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса, о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.

Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы. Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем. Поэтому человечеству понадобились принципиально иные над биологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а н и е[10].

Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т. п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.

На ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, являлось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей[13].

В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые-философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез: из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии. Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т. п.

Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество[20].

В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий способствует повышению результативности процесса труда, и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения.

Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека, его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.

Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т. п., является принципиально неверным.

Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития[1].

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Источник

Фоновые виды физической культуры

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций ор­ганизма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечеб­ная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упраж­нения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой использу­ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние орга­низма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматри­вать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­тивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются:

· естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие);

· гигиенические факторы (личная ги­гиена — распорядок дня, гигиена сна;

· режим питания, трудовой дея­тельности;

· гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).

Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Глава 3. Физическая культура в структуре профессионального образования.

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и про­фессиональной культуры. Как интегрированный результат воспита­ния и профессиональной подготовки она проявляется в отношении че­ловека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в един­стве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество лич­ности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессио­нальной деятельности, как обобщенный показатель профессиональ­ной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и само­совершенствования. Она характеризует свободное, сознательное само­определение личности, которая на разных этапах жизненного разви­тия из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Глава 4. Физическая культура студента

Физическая культура личности состоит из трех частей :

· операционный компонент(двигательные умения, навыки, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство);

· мотивационно-ценностный компонент(знания, убеждения, потребности, мотивы, интересы, отношения, эмоции, ценностные ориентации, волевые усилия);

· практико-деятельностный компонент(виды деятельности: познавательная, пропагандистская, инструкторская, судейская, физическое самовоспитание, саморазвитие, здоровый образ жизни, профессиональная деятельность).

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?». Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?». Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «Как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?».

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин­тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра­зует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само­уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува­жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть фото что относится к фоновым видам физической культуры. Смотреть картинку что относится к фоновым видам физической культуры. Картинка про что относится к фоновым видам физической культуры. Фото что относится к фоновым видам физической культуры

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня­тий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощуще­ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле­ние активности. Можно выделить следующие мотивы:

· физического совершенствования, связанный со стремлением ус­корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес­те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

· долженствования, связанный с необходимостью посещать заня­тия по физической культуре, выполнять требования учебной про­граммы;

· соперничества, характеризующий стремление выделиться, само­утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

· подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея­тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

· спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

· процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре­зультате деятельности, а на самом процессе занятий;

· игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд­ки, отдыха;

· комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор­том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по­требность вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по­знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства.

Его показателями могут быть: удовольствие, удов­летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др.

Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов­летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не­обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа­телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес­кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельнос­ти, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за­висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

· с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио­нальность, новизна, разнообразие, общение и др.);

· с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия­ми, испытание себя, улучшение результата и др.);

· с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе­рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностыо целей, аморфностью и не­устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это без­различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству­ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати­визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за­нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич­ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель­ности.

Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентаций, наибо­лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб­ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем, что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабовыраженные устойчивые эмоци­ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь­ное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат­ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув­ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея­тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме­лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж­дений.

Глава 5. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможностей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Глава 6. Профессиональная направленность физического воспитания

Профессиональная направленность физической культуры личности — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физичес­кой культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

· степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

· интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

· характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

· выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

· степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности;

· проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

· уровень физического совершенства и отношение к нему; владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

· системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

· широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных то­варищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую куль­туру для развития и реализации возможностей личности. Этим сту­дентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Глава 7. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

В соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми­руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Глава 8. Гуманитарная значимость физической культуры

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич­ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче­стве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор­ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре­шать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо­бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес­са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен­ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко­тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди­видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен­ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо­лее действенные и долговременные результаты образования по физи­ческой культуре.

Глава 9. Основы организации физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет следующие соци­альные функции:

· преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов­ку ее к профессиональной деятельности;

· интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа­ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель­ности;

· проективно-творческую, определяющую возможности физкуль­турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

· проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди­цию студентов в сфере физической культуры, активно использо­вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно­сить эту деятельность с профессиональными намерениями;

· ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру­ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

· коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур­ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль­турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио­нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

· социализации, в процессе которой происходит включение инди­вида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб­же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва­на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри­ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо­бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни­ческих условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания т.е. сформировать фи­зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель­ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

· понимать роль физической культуры в развитии личности и под­готовке ее к профессиональной деятельности;

· знать научно-практические основы физической культуры и здо­рового образа жизни;

· формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо­лучие, развитие и совершенствование психофизических способ­ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль­туре;

· обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

· приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес­сиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред­усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы физической культуры;

· основы здорового образа и стиля жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со­циальные процессы функционирования физической культуры обще­ства и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ­но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организо­вать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ­ной и социокультурной деятельности.

Выводы

Сегодня многие сознательно прибегают к средствам физической культуры как эффективному способу поддержания высокого жизненного тонуса, борьбы с гиподинамией, болезнями, старением организма. Несо­мненно, что рано или поздно мы обязательно придем к тому, что система­тические, на протяжении всей жизни, занятия физической культурой и спортом станут нормой для всех без исключения. Преподаватели кафедр физического воспитания вузов могут приблизить решение этой важной социальной задачи, повысив качество обучения.

Сохранение и укрепление здоровья студентов в период обучения в вузе и подготовка их к профессиональной деятельности является важной основой высшего образования и творческого долголетия будущих специа­листов.

В совокупности социальных мер, обеспечивающих охрану здоро­вья студентов, определенное место принадлежит физической культуре, которая обеспечивает высокую учебно-трудовую активность студентов и высокую работоспособность их после окончания вуза.

Поэтому физическая культура нашла свое весомое отражение в учебном плане каждого вуза и в Государственном стандарте требований к выпускникам высшей школы.

Контрольные вопросы

· Компоненты физической культуры

· Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

· Фоновые виды физической культуры

· Физическая культура в структуре профессионального образования

· Физическая культура студента

· Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования

· Профессиональная направленность физического воспитания

· Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

· Гуманитарная значимость физической культуры

· Основы организации физического воспитания в вузе

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *