что относится к формам пожарно строевой подготовки
Пожарно-строевая подготовка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формы, методы и последовательность обучения
Пожарно-строевая подготовка – это дисциплина, включающая в себя методы и приемы пользования пожарной техникой, которой обучается личный состав подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
Целью пожарно-строевой подготовки является эффективное обучение личного состава, караулов и дежурных смен, развитие специальных, физических и волевых качеств, которые способствуют успешному выполнению поставленных задач в условиях протекания пожара.
Пожарно-строевая подготовка включает в себя планирование и организацию учебного процесса, разработку и составление тематического плана, проведение методических занятий, составление расписания занятий, составление учебного плана, контроль навыков и знаний, повышение квалификации преподавателей и многие другие мероприятия.
К формам пожарно-строевой подготовки относятся:
Теоретические занятия – это изучение принципов работы пожарной техники.
В практическую часть входят тренировочные занятия, занятия в спортивном зале, занятия на огневой полосе, занятия на полигоне, занятия на специальных тренажерах (теплодымокамера), показные занятия, психологическая подготовка. Цель практических занятий заключается в совершенствовании и поддержке на должном уровне навыков слаженности подразделений, решение специальных задач и прочие.
Методы обучения пожарно-строевой подготовке:
Последовательность обучения упражнениям пожарно-строевой подготовки можно разделить на три основных этапа:
Готовые работы на аналогичную тему
Структура обучения
Учебное занятие является основополагающей формой организации пожарно-строевой подготовки. Пожарно-строевая подготовка состоит из четырех частей – вводной, подготовительной, основной и завершающей.
Подготовительная часть должна решать задачи по подготовке учащихся к выполнению основной части занятия, которая основана на выполнении специальных и общих упражнений. К концу подготовительной части студенты должны занять исходные места и подготовить все необходимые принадлежности для основной части обучения.
Основная часть представляет собой мероприятие, основными элементами которого являются разнообразные виды деятельности преподавателей и студентов. Общее число таких элементов может быть разное и определяется преподавателем, в зависимости от специфики занятия, плана занятия и общего учебного плана. Упражнения, которым обучаются учащиеся должны соответствовать их уровню физической и специальной подготовки.
В основной части решается ряд задач, таких, как овладение приемами и методами работы с пожарной техникой и совершенствование уже изученных ранее действий.
Заключительная часть предназначена для восстановительных занятий, наведения порядка на учебном объекте и подведения итогов.
Требования к пожарно-строевой подготовке до, во время и после занятий
Пожарно-строевая подготовка должна включать в себя обязательный инструктаж по охране труда, который может быть вводный, первичный, повторный, внеплановый или целевой.
Перед началом занятий в обязательном порядке должно быть проверено место проведения занятия и проведен инструктаж студентов о мерах безопасности, которые применяются к данному объекту. Должна быть проверена маркировка используемого инвентаря и пожарно-технического инвентаря, а также их состояние. Заранее подготовить порядок построения личного состава на занятии, маршруты его передвижения. Также должно быть уделено внимание внешнему виду студентов, учащиеся, одетые не по форме, к занятиям не должны допускаться. Перед физическими упражнениями должна быть проведена разминка, в целях исключения случаев травматизма; настройка и подгонка всего необходимого оборудования; подготовка средств страховки и оказания первой медицинской помощи; разъяснительная беседа со студентами перед выполнением упражнения. Также для исключения травматизма во время физических занятий руководитель, преподаватель или иное ответственное лицо (например, дежурный) должен проверить правильность организации занятий по физической подготовке и осуществлять контроль соблюдения мер безопасности учащимися и другими.
Также необходимо соблюдать меры предосторожности непосредственно во время выполнения упражнений.
Например, во время упражнений с выдвижной лестницей, она должна быть установлена в таком месте, где при ее падении она не заденет лини электропередач. В случае невозможности выполнения этого условия, обязательно наличие учащегося для предотвращения падения лестницы. Также при работе с выдвижной лестницей, спуск и подъем по ней может осуществлять только один человек.
При проведении занятий по боевому развертыванию необходимо следовать нескольким правилам: запрещается начинать развертывание до полной остановки машины; подавать воду в пожарные рукава нужно постепенно; подавать воду в незакрепленные рукава строго запрещено; переносить механическое и электрическое оборудование в работающем состоянии; использовать для освещения открытый огонь и т. п.
По завершению занятия, мест его проведения должно быть приведено к первоначальному виду (мытье оборудования, техники, одежды и т.п.), заправить пожарную технику (если в это есть необходимость) и доложить о неисправностях руководству (если таковые имеются).
Пожарно-строевая подготовка важное мероприятие по обучению спасательных подразделений. Качественная подготовка сотрудников может способствовать снижению числа человеческих жертв о время пожара.
Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
Создан: 2016-09-18 16:47:50
Оценили: 34 человек
Педагогическая и профессиональная компетентность предполагает твердое знание лицами, выступающими в роли руководителей занятий, процесса обучения, сущности предмета пожарно-строевой подготовки и смежных с ним специальных дисциплин, обладание определенными методическими навыками, личной специальной прикладной и физической подготовленностью.
Командиры подразделений обязаны:
создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящего Наставления;
обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, пожарную технику, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.
Командиры всех степеней несут персональную ответственность за организацию непрерывного обучения личного состава, поддержание его высокого профессионального мастерства, развитие высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.
К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеклассной работы.
В группу практических занятий входят такие формы обучения как учебно-тренировочные занятия, контрольно-проверочные занятия, показные занятия, занятия в теплодымокамере, занятия на огневой полосе психологической подготовки, занятия в спортивном манеже, занятия на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
Группу других видов занятий входят различные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
Отдельные элементы, из которых складывается метод, называются приемами обучения.
Последовательность обучения выполнения упражнения (прием, действие) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:
создание предварительного представления об упражнении,
разучивание упражнения,
закрепление и совершенствование двигательных навыков.
Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия:
знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
показывает наглядные пособия с двигательным упражнением;
демонстрирует приемы и технику их выполнения;
объясняет последовательность выполнения приемов и их технику;
разъясняет безопасные условия выполнения упражнений и их элементов;
разрешает пробные попытки;
информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
разрешает очередные попытки;
Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.
При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем, виде. Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.
Разучивание упражнений по частям обладает методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет, расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом.
Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений. После того, как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценка качества и учет времени выполнения и др.
При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является нахождение их у оси заднего колеса с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, если иное не оговорено настоящим Наставлением.
Учебное занятие (урок), носящее учебно-тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава. Под структурой занятия следует понимать функциональную внутреннюю взаимосвязь основных компонентов и элементов учебного занятия, их целенаправленную. упорядоченность, взаимодействие и соответствующий этому порядок чередования ‘физических и профессионально-прикладных упражнений.
Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырёх частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной. Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.
Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.
Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяется руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.
В основной части занятия решаются основные его задачи: развитие психологических и физических качеств обучаемых; совершенствования новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой; овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе группы
На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия, эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной частью занятия
Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.
Оценка: 2.6/5 (34 голосов )
Основы пожарно-строевой подготовки
Пожарно-строевая подготовка (ПСП) — неотъемлемая часть обучения и поддержания навыков, а также физического и психологического состояния сотрудников пожарной охраны. Она проводится в виде различного рода занятий и осуществляется круглый год.
Цели и задачи
Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.
Важный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.
В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.
Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.
Процесс и виды подготовки
Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.
Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде пожарно-тактических учений, которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.
Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.
Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.
Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.
Создание плана тренировок и ведение журнала
Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.
Рекомендуемая форма плана есть в методических рекомендациях по пожарно-строевой подготовке. При его составлении необходимо учесть время, отведенное для различных методов и форм обучения.
Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.
В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.
В журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.
Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки
Пожарно-строевая подготовка – один из главных компонентов спасательной службы МЧС РФ. Она помогает развить профессионализм, приобрести необходимые качества. С ее помощью подразделение повышает боевую готовность.
Обучение личного состава без нее не обходится. Это нужно помнить всем, желающим посвятить жизнь спасению людей при чрезвычайных ситуациях. Рассмотрим детально компонент, узнаем о целях, задачах.
Что такое ПСП и ТСП
Цели создания дисциплины
ПСП и ТСП при тренировке пожарных – инструмент, повышающий работоспо-собность, сплоченность коллектива. Личный состав становиться профессиональнее, меньше тратит время, выполняя обязанности.
Главная цель – объединение коллектива. Также ПСП и ТСП помогает контролировать дисциплину.
Основные задачи
Подготовка нужна, чтобы курсанты без каких-либо сложностей выполняли действия в будущем во время тушения пожара. Задачи указаны в руководящих документах МЧС России на сайте opozhare.ru.
Это поможет во время реального возгорания справиться с огнем, спасти жизни людей.
Виды подготовки
Здесь предусмотрен комплексный подход.
Занятия проводятся следующего плана:
После завершения этапа выставляются оценки, что стимулирует курсантов повышать мастерство.
Способы проведения
Для спортивных мероприятий курсанты собираются на стадионе. Они соперничают, сдают нормативы. Лекции ведут в аудиториях. Контрольно-проверочные занятия проходят на специально подготовленных полигонах, площадках. Здесь воссоздаются условия схожие с такими, что бывают во время настоящего возгорания.
Обучение по ПСП
Пожарная подготовка состоит из комплекса мероприятий. Они направлены на овладение личным составом необходимыми навыками.
Занятия помогают научиться комплектовать снаряжение. Это необходимо для будущих и тех, кто уже на службе спасателей.
Одежда рядовых, командиров такая: брюки, курточки, рукавицы с крагами. У состава начальников есть плащи. В зимнее время фуфайки, теплые брюки. У водителей – комбинезоны, валенки, полушубки. Снаряжение – каски, пожарный пояс и топор, находящийся в кобуре. Его и одежду укладывают в гараже. Для этого предусмотрены столы-ящики.
Пояс пожарника с карабином, топор требуется складывать вдвое. Пряжку обращают кверху. Куртку с брюками по отдельности.
Верхнюю одежду следует сложить вдоль наизнанку втрое, два раза по талии спиной вверх, подогнув полы к краю скамьи. Брюки необходимо укладывать по швам, после гармошкой 3 р, чтобы передний разрез оказался вверху. У него должны быть отогнуты наружу края. Лямки нужно убрать в складки штанин.
Брюки требуется положить на курточку, пояс окажется на краю скамьи, каску на них. Эмблемой вперед.
Надевание одежды
Это происходит, когда дан сигнал «Тревога». Здесь процедура следующая. Услышав его курсант, находящийся лицом к вещам, должен отодвинуть каску. После двумя руками взять брюки за отвороты, перенести вес на одну ногу в этот момент, сгибая вторую.
Далее носок тянут в штанину. Одевая ее, выпрямляя конечность, руками натягивается следующая. Бретели брюк на плечи. Штаны внизу подворачивают. Теперь повседневную обувь нужно снять и надеть защитную.
Далее в рукава курточки требуется всунуть руки. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через голову к плечам. Конечности разводят по сторонам опуская вниз, просунув в рукава. Карабины требуется застегнуть. Одеть пожарный пояс, зафиксировав на пряжку, а свободный конец хомутом.
Далее каску и затянуть ремень. После этого, лямки брюк на плечи. Карабины на спецодежде, пояс зафиксированы. Ремень шлема на подбородке застегнут. Остальная одежда оправлена.
Эти данные есть в учебнике.
Построение
Процедура выполняется не один раз, а несколько. После командир указывает курсантам место в кабине, где они будут рассаживаться в автомобиле. Далее личный состав тренируется из разных положений занимать его.
Оказание первой медицинской помощи
Во время этой пожарно-спасательной подготовки курсанты обучаются многому. Они узнают, что делать в экстренных ситуациях.
Им объясняют следующее:
После обучения курсантам станет ясно, как оказывать первую медицинскую помощь.
Работа со средствами пожаротушения
В назначения и задачи пожарно-строевой подготовки входит многое. Это комплексная система обучения. А также, существуют определенные нормативы пожарно-строевой подготовки.
Сюда включена работа со средствами:
Конечно, сюда входит огнетушитель. Он применим чаще всего. Курсантов обучают правилам его использования в экстренной ситуации. Они заносят информацию в конспект, чтобы использовать как пособие.
Принципы ПСП и ТСП
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки заключаются в развитии морально-волевых, физических качеств. Она должна проводиться круглый год.
Связь с другими дисциплинами
Без этого невозможно представить обучение. ПСП и ТСП тесно переплетается с пожарной тактикой. Сюда входит физическая, аварийно-спасательная подготовки. Способы и приемы, используемые при вытаскивании людей из очага пламени. Пожарная техника, психология.
Кому и зачем нужна ПСП
Ее применяют для курсантов, студентов ВУЗОВ. Это дисциплинирует, помогает сделать личный состав подготовленным морально. ПСП в пожарной охране необходима для действующих спасателей. Ведь профессия рискованная, требует слаженности, ответственности от сотрудников.
Выводы
Труд пожарного предполагает серьезную дисциплинированность. Уроки по ПСП имеют четкий тактический план. Это не позволяет будущим и уже находящимся на службе пожарным расслабиться. Также на занятиях проверяют, насколько кандидаты компетентны. Ведь от этих людей зависит безопасность граждан.
Основные виды практических занятий по ПСП
Настоящие методические указания подготовлены в помощь практическим
работникам подразделений ГПС, преподавателям, курсантам и слушателям высших и средне-специальных учебных заведений МЧС России. В них определен порядок подготовки руководителей к проведению занятий по пожарно-строевой подготовке, Методические указания дают подробный анализ деятельности руководителя по подготовке методического плана и порядка проведения занятия по дисциплине «пожарно-строевая подготовка», что делает их необходимыми в практической работе сотрудников оперативных подразделений ГПС МЧС России.
В авторской редакций.
© АкадемияГосударственной противопожарнойслужбы МЧСРоссии, 2003
Содержание
1. Формы обучения личного состава
2. Основные виды практических занятий по ПСП
3. Структура занятия по ПСП
4. Подбор упражнений для основной части занятия
5. Подготовка руководителя к занятиям по ПСП
6. Методика разработки методического плана на проведение занятий по пожарно-строевой подготовке
6.1 Примерный методический план
6.2 Методический план. (Образец для начальника караула)
6.3 Методический план. (Образец для командира отделения)
Формы обучения личного состава
Форма обучения есть выражение характера связи между обучающими и обучаемыми, места и времени занятия, соотношение между коллективной и индивидуальной учебной работой личного состава. К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
Теоретические занятия — форма изучения теоретических положений темы, физических основ и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава;
Внеурочные занятия это состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются часы культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
Основные виды практических занятий по ПСП
Инструкторско-методические занятия имеют отличительную особенность структуры организации и проведения, а именно данные занятия проводятся в аудиторных условиях с использованием лекционных материалов, где преобладающими методами обучения являются словесный метод и метод наглядности. Они проводятся с целью совершенствования организаторских навыков и методических знаний начальствующего состава и командиров отделений в правильной организации и провидений занятий по пожарно-строевой подготовке. Эти занятия также позволяют проверять знание руководителей занятий Наставления по ПСП и других документов по вопросам обучения личного состава пожарно-строевой подготовке.
Показные Занятия отличаются тем, что они проводятся в основном практически на спортивной площадке, где преобладающую роль играет руководитель занятия и покаэчик, который преобладающую часть времени должны уделять обучающимся в обучении приемам и показу упражнений.
Контрольно-проверочные занятия имеют цель определить степень подготовленности приобретенных умений и навыков на данный момент времени. Определяется путем выполнения л/с одного или нескольких упражнений. На таких занятиях выявляются наиболее подготовленные обучаемые. Эти занятия в основном проводятся в виде соревнований и зачетов.
Основными педагогическими требованиями к проверке и оценке знаний, навыков и умении являются: глубина обстоятельности; объектив-юность; всесторонность; сочетание индивидуальных и коллективных форм Проверки; высокой требовательности с уважением личного достоинства пожарных и оказанием им помощи в овладении боевым мастерством;
дифференцированный подход; единство требований проверяющих (контролирующих).
Основными видами проверки и оценки знаний, навыков и умений являются: предварительная, текущая, контрольная и итоговая.
В ходе проверки знаний, навыков и умений применяются различные методы: контрольное наблюдение, анализ выполненных работ, фиксация действий личного состава ГТ1С с помощью технических средств, устный опрос, итоговое собеседование и др.
Результаты контроля выражаются в оценке знаний, навыков и умений. Правильно выставленная оценка стимулирует интерес личного состава пожарной охраны к повышению своего боевого мастерства, активизирует их мышление, оказывает воспитательное воздействие. Оценивая подготовленность подчиненных необходимо учитывать; объем знаний по учебной дисциплине: надежность, прочность и гибкость навыков и умений, наличие ошибок, их количество, характер и значимость в своей работе; степень понимания изучаемого, уверенность и самостоятельность действий; умение соблюдать правила эксплуатации пожарной техники и вооружения, правила охраны труда.
Занятия наогневой полосе психологической подготовки пожарных планируются годовым графиком, который разрабатывается начальником гарнизона ШС. Выписки из графика направляются во все пожарные части и подразделения. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.
Тренировка в изолирующих противогазах и теплодымокамерах.Тренировки в ТДК направлены на формирование у них психологической готовности в экстремальной ситуации. В процессе таких тренировок личный состав совершенствует профессиональные навыки, учатся правильно применять знания и умения на практике.
Тренировочные занятия проводятся со следующей периодичностью:
Учебно-тренировочные занятия с газодымозащитниками проводятся в объеме требований Методических указаний по организации и проведении занятий с личным составом ГДЗС ПО. Продолжительность занятий 2 учебных часа.
Личный состав, допущенный к работе в кислородных изолирующих противогазах и аппаратах на сжатом воздухе, может приступить в новом учебном году к практической работе в них только после сдачи зачета на знание материальной части противогаза (аппарата) и правил работы в них. Результаты приема зачетов оформляются протоколом в 3 экземплярах:
один экземпляр остается в подразделении, второй и третий направляются соответственно начальнику газодымозащитной службы территориального и местного гарнизонов пожарной охраны для обобщения и контроля. Средний и старший начальствующий состав сдает зачет один раз в два года в порядке, определяемом органом управления ГПС. Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в процессе тренировочных занятий, как на свежем воздухе, так и в непригодной для дыхания среде.
Начальствующий состав органов управления, подразделений ГПС, в том числе служб пожаротушения, пожарно-технических учебных заведении МЧС России, а также старшие мастера (мастера) ГДЗС, допущенные к работе в СИЗОД, проходят тренировки в теплодымокамере не менее одного раза в квартал. Занятия организует и проводит начальник ГДЗС.
Тренировочные занятия в теплодымокамере должны проводиться под контролем медицинского работника.
Эффективность использования учебных объектов определяется качеством их подготовки к занятиям. Подготовку теплодымокамеры к занятиям организуют начальник газодымозащитной службы и руководитель подразделения ГПС, который непосредственно проводит занятие.