что относится к фундаментальным исследованиям
Фундаментальная наука
Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.
Содержание
Задачи и функции
Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.
К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:
а) концептуальную универсальность,
б) пространственно-временную общность.
Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.
Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:
История и эволюция
Самым ярким примером, иллюстрирующим характерные особенности фундаментальной науки, конечно, может служить история исследований, связанных со строением материи, в частности — строения атома, практическую реализацию которые нашли, без преувеличения, только через сотни лет после зарождения начальных представлений атомизма, и через десятки — после оформления теории строения атома.
В каждой области знаний наблюдается подобный процесс, когда от первичного эмпирического субстрата, через гипотезу, эксперимент и теоретическое его осмысление, при соответствующем их развитии и расширении, совершенствовании методологии, наука приходит к определённым постулатам, способствующим, например, поиску и формированию количественно выраженных положений, являющихся теоретической основой и для дальнейших теоретических же иссследований, и для формирования задач прикладной науки.
Совершенствование инструментальной базы, как теоретической, так и экспериментальной, — практической, служит (в корректных условиях реализации), совершенствованию метода. То есть любая фундаментадная дисциплина и любое прикладное направление, способны, в определённой степени, взаимно участвовать в развитии понимания и решения их самостоятельных, но и общих задач: прикладная наука расширяет возможности исследовательского инструментария, как практического. так и теоретического, фундаментальной науки, которая, в свою очередь, результатами своих исследований, предоставляет теоретический инструмент и основу для развтия прикладной по соответствующей тематике. В этом кроется одна из основных причин необходимости поддержки фундаментальной науки, которая как правило не обладает возможностями самофинансирования.
Ошибки толкования
Фундаментальные исследования
Фундаментальные исследования — исследования, проводимые с целью лучше понять фундаментальные принципы. Зачастую конечные результаты таких исследований не несут прямой коммерческой выгоды: фундаментальные исследования начинаются с потребности в познании. Однако в долгосрочной перспективе эти исследования являются основой многих коммерческих продуктов, а также основой прикладных исследований. Фундаментальные исследования в основном осуществляются научно-исследовательскими институтами и университетами.
Содержание
Описание
Фундаментальные исследования расширяют фундаментальные знания о мире, в котором живёт человек. Они связаны с проверкой (подтверждением либо опровержением) теорий, объясняющих законы этого мира и причины явлений, природу общественных связей и причину изменения общества. Фундаментальные исследования — источник многих научных идей и методов мышления о мире. Они могут быть познавательными, описательными или разъяснительными; однако наиболее распространены разъяснительные.
Фундаментальные исследования порождают новые идеи, принципы и теории, которые могут не иметь непосредственного применения, являясь при этом основой современного прогресса и развития в различных областях. Сегодняшние компьютеры не могли бы существовать без фундаментальных исследований в математике, проведённых более столетия назад, которым в то время не было найдено практического применения. Фундаментальные исследования редко помогают напрямую людям в их повседневной практической деятельности. Тем не менее, они способствуют новым способам мышления об аномальном, которые могут революционно преобразить и кардинально улучшить то, как на практике решается какая-либо проблема.
Новая идея или фундаментальное знание не образуются в результате лишь фундаментальных исследований, но фундаментальные исследования способны дать новое знание. В любом случае, фундаментальные исследования существенны для стимулирования расширения знаний. Большую часть фундаментальных исследований проводят исследователи, находящиеся в центре внимания научного сообщества.
После окончания Второй Мировой Войны в США для финансирования фундаментальных исследований был учреждён Национальный Научный Фонд. Его создание задерживалось политическим противостоянием, и другие федеральные агентства, созданные для конкретных задач, были особо уполномочены финансировать фундаментальные исследования. В 1956 году бюджет фундаментальных исследований включал в себя: [1]
Фундаментальное исследование. Понятие, порядок оформления в тексте дипломной работы и диссертации
Сегодня, чтобы завоевать определенную репутацию и доверие научного сообщества, важно грамотно выполнить исследование, а затем оформить его в виде диссертации. Для этого недостаточно собрать по максимуму информации и систематизировать ее в единый проект. На самом деле процесс создания качественного научного проекта – непрост.
Сегодня, чтобы завоевать определенную репутацию и доверие научного сообщества, важно грамотно выполнить исследование, а затем оформить его в виде диссертации. Для этого недостаточно собрать по максимуму информации и систематизировать ее в единый проект. На самом деле процесс создания качественного научного проекта – непрост.
Сегодня, чтобы совершить настоящий научный прорыв, важно тотально подойти к изучению выбранной темы, определить актуальную проблему и предложить инновационный метод ее решения. Для этого авторы проводят фундаментальное исследование, результаты которого ложатся в основу кандидатской или докторской диссертации. Сегодня мы расскажем, что из себя представляет фундаментальное исследование и как его провести с пользой для науки и дела.
Что такое фундаментальное исследование?
Чтобы получить достоверную и качественную доказательную базу, исследователь должен не просто грамотно подобрать источники информации, проверить их на подлинность, достоверность и актуальность, но и организовать собственное фундаментальное исследование.
Последовательность действий при проведении исследования
Фундаментальное исследование – это комплекс действий, направленный на получение новых знаний и навыков, а также конкретных сведений, подтверждающих или опровергающих гипотезу автора. Проведение фундаментального исследования необходимо именно для того, чтобы достичь намеченной цели.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На основе данных, полученных в ходе проведения фундаментального исследования, автор может разработать план мероприятий, нацеленных на совершенствование ситуации, решение поставленной в диссертации проблемы. Как правило, на основе анализа материалов, полученных в результате проведения фундаментального исследования, автор обосновывает свою позицию, рекомендации.
Формы фундаментального исследования
Фундаментальные исследования призваны проверить ту или иную теорию, концепцию, определить степень ее «правильности и правдивости», возможность использования в повседневной жизни или конкретной отрасли, оценить ее эффективность и пр.
В зависимости от того, что именно исследует автор, различают две основные формы фундаментальных исследований:
Проводить фундаментальное исследование нужно с умом. Важно не просто пользоваться имеющимися данными, но и проверять их на достоверность и обоснованность, актуальность, указывать в диссертации первоисточник (во избежание плагиата), правильно интерпретировать полученные результаты. Более того, получать нужную информацию можно только законным путем.
Оформление фундаментального исследования в диссертации
Как только автор организовал и провел фундаментальное исследование, получил результаты, ему необходимо правильно оформить его в диссертации. Фактически фундаментальное исследование становится частью диссертации, а это значит, что автору при оформлении результатов данного мероприятия следует руководствоваться ГОСТ Р 7.0.11-2011.
Как оформить научное исследование в работе?
Результаты фундаментального исследования следует поместить в отдельной главе (практической), разбив на «тематические» подпункты (например, анализ по показателям определенной группы, характера и пр.). Если автор проводил анализ, то лучше всего изначальные данные и полученные результаты оформлять с помощью таблиц. Так будет проще показать данные и оформить выводы провести сам анализ.
При необходимости в диссертацию можно включить графические материалы (диаграмма, схема, график и пр.), чтобы показать динамику или изменение результата или отдельных показателей. Учтите, что все графические материалы и таблицы должны иметь свою нумерацию наименование.
Помощь специалистов ОЦ Дисхелп
Написать кандидатскую или докторскую диссертацию с легкостью и удовольствием помогут специалисты образовательного центра Дисхелп. Если по каким-либо причинам Вы не можете самостоятельно качественно провести фундаментальное исследование, грамотно его оформить, то лучше всего это дело доверить профи.
Наша команда готова выполнить любое поручение заказчика, учесть все ГОСТы и требования клиента. Мы поможет написать диссертацию «под ключ», отредактировать имеющуюся у Вас на руках работы, повысить уникальность текста, подобрать источники информации, провести фундаментальное исследование и сформировать доказательную базу и мн.др.
Нашими специалистами являются только высококвалифицированные эксперты: педагоги ведущих ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, теоретики и практики. Высокое качество услуг гарантировано каждому! Оформить заявку, можно лично посетив офис ОЦ Дисхелп или заполнив электронный бланк заказа на официальном сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» в других словарях:
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако,… … Философия науки: Словарь основных терминов
Прикладные исследования — (НИР и ОКР, applied research, research and development R D) – научные исследования, направленные на решение социально практических проблем. Наука (science) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая… … Википедия
Прикладные исследования (applied research) — П. и. ориентированы в большей степени на рез ты, чем на концепции, и эти исслед. проводятся чаще в самой проблемной среде, чем в лаборатории. Поскольку такая ситуация носит комплексный характер и, как правило, широко охватывает самых разных людей … Психологическая энциклопедия
Исследования и разработки доконкурентные — научные исследования и разработки на этапе, когда их результаты не имеют конкретной коммерческой ценности (преимущественно фундаментальные исследования и частично прикладные исследования на их начальном этапе) … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫЕ — ключевой элемент научно технич. прогресса, сфера профессиональной активности, обеспечивающей систематич. получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития природы и об ва с помощью методов и средств,… … Российская социологическая энциклопедия
Морские научные исследования на континентальном шельфе. — фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах. Федеральный закон от… … Словарь юридических понятий
Морские научные исследования в исключительной экономической зоне — фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Морские научные исследования — В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований… … Официальная терминология
Морские научные исследования в исключительной экономической зоне РФ — морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по… … Официальная терминология
Морские научные исследования на континентальном шельфе — (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в… … Официальная терминология
Определение понятия науки
За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С ее помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.
Получая новую информацию, человек расширяет свои возможности. Он способен изучать и изменять окружающую реальность. Сама суть науки заключается в систематизации и создании новой информации, а также исследовании ее с разных сторон. А понятие составляет особую систему из многочисленных элементов, которые связаны одной методологией.
Основными её составляющими считаются разные дисциплины. На сегодня их существует более 10 000. Это технические, естественные, экономические и социально-гуманитарные науки. Их исследуют в различных учреждениях, а также постоянно расширяют и дополняют.
Подходы к классификации
Система наук довольно многообразна и сложна. Именно поэтому её уже столько веков изучают многие исследователи. Они рассматривают её с двух сторон:
Именно при первом варианте все науки подразделяются на два больших класса — прикладные и фундаментальные. К ним относятся дисциплины, имеющие прямое отношение к практическим знаниям. Они направлены на решение определенных задач. А вторые представлены теорией. Но между ними существует взаимосвязь.
Все науки разделяют на три предметных группы: естественные, социальные и гуманитарные. Первые изучают разные аспекты природы, к примеру, это химия, физика, астрономия, биология и математика. К социальным или общественным дисциплинам относятся те, что занимаются исследованиями разных сторон человеческой жизни. А гуманитарные направлены на изучение людей и всего, что с ними связано, — язык, право, культура, интересы.
Основные отличия
Хотя прикладные и фундаментальные науки связаны, между ними есть и отличия. Первые считаются более абстрактными дисциплинами, они необходимы для изучения высоких целей. Подобная система знаний позволяет человеку формировать фундамент для всех наук. То есть она даёт представление об общей картине мира, закладывает основы для дальнейшего образования. Именно здесь создаются такие принципы и законы, концепции и теории, которые становятся фундаментом прикладных дисциплин.
Ко второму варианту относится особая система знаний, у которых есть конкретное практическое направление. С их помощью человек может выполнять свои профессиональные обязанности и решать определенные задачи. К примеру, медицинские сотрудники занимаются снижением заболеваемости, агрономы повышают урожайность культур. То есть прикладными науками называются те, результаты исследований которых достигают четкой цели.
Проблема амбивалентности
Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.
Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.
Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.
Соотношение фундаментального и прикладного
Некоторые ученые отказываются разделять дисциплины на прикладные и фундаментальные. Проблема состоит в том, что любая научная сфера начинается не с практики, а с теории. И только на конечном этапе своего развития она может превратиться в прикладную область.
Любая наука при формировании проходит два этапа. На первом новые знания аккумулируются до определённого уровня. И только после его достижения наступает второй этап. Уже на нём человек на основе полученной информации, результатов исследований и знаний может заниматься практической деятельностью. То есть в этом случае он формирует свои умения и применяет их в конкретной отрасли.
Сама теория, согласно которой новые знания относятся к фундаментальной группе, а практическое использование к прикладной, не совсем верна. Дело в том, что в некоторых случаях происходит замена итогов и целей. Иногда бывает, что прикладные исследования позволяют получить новые знания. А ранее неизвестные технологии становятся основой фундаментальных знаний.
Основное отличие двух составляющих — это свойства их результатов. Если во время прикладных исследований ученые могут спрогнозировать итоги, то при фундаментальных — нет. В первом случае испытания проводятся в связи с ожиданиями людей, а во втором устоявшиеся теории могут разрушаться. Но при этом возникают гораздо более ценные знания и умения.
Социально-гуманитарные знания
Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.
Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.
В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.
Список подобных дисциплин очень большой:
Это всё гуманитарные дисциплины, но по мере развития в них проявлялись прикладные аспекты. Самыми развитыми на сегодня считаются социология, политология и психология. Они стали фундаментом для большинства практических. На их основе возникли такие науки, как технологии, криминалистика, социальная инженерия.
Задачи дисциплин
И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.
Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:
Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.
Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.
Система прикладных знаний заключается в том, что для их получения используются особые конструкторы. Это абстрактные объекты, связанные теоретическими законами и направленные на изучение самой сущности процессов и явлений. В этом случае познание окружающего мира происходит с помощью философии, социологии, юриспруденции и экономики.
Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.