что относится к хознуждам
Расходы на хозяйственные нужды: даешь работнику нормальные условия труда!?
Создание нормальных условий труда на рабочих местах – одна из первоочередных задач каждого работодателя. А значит, придется следить за чистотой в офисе, покупать моющие средства для уборки, мыло и туалетную бумагу и совершать прочие расходы на хозяйственные нужды. Можно ли учитывать такие затраты для целей налогообложения и как отразить приобретение специфических материалов в бухгалтерском учете?
Затраты на хозтовары как материалы
При расчете налога на прибыль налогоплательщик может учесть затраты как расходы, уменьшающие налоговую базу, если расходы (п.1 ст.252 НК):
— направлены на получение дохода.
Выполняются ли эти условия для хозяйственных товаров? Затраты на покупку материалов, которые используются для хозяйственных нужд, относятся к материальным расходам (пп.2 п.1 ст.254 НК). С точки зрения Минфина (письмо от 11.04.2007г. №03-03-06/1/229) расходы на покупку хозтоваров и бытовой химии (бумажные полотенца, туалетная бумага, чистящие средства, салфетки и т.п.) могут быть отнесены к материальным затратам.
Затраты на хозтовары как прочие расходы
С другой стороны расходы на обеспечение нормальных условий труда (предусмотренных законодательством) относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК). При этом расшифровка понятия «нормальные условия труда» в НК отсутствует.
Трудовое законодательство также не стоит в стороне от нужд работников. Согласно ст.223 ТК работодатель должен обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников по требованиям охраны труда. Для реализации этого требования на предприятии оборудуются санитарно-бытовые помещения (представить помещение организации без туалетов вряд ли получится), помещения для приема пищи (говорить о санитарии, если работник кушает, используя станок вместо стола, невозможно), помещения для оказания медпомощи, комнаты отдыха и др.
Поддержание чистоты в таких помещениях невозможно без санитарно-гигиенических принадлежностей. Поэтому расходы на хозяйственные нужды (туалетная бумага, мыло, моющие средства, полотенца, хозяйственный инвентарь) можно учесть в целях налогообложения прибыли по пп.7 п.1 ст.264 НК.
Эту точку зрения поддерживает и арбитражная практика (постановления ФАС Московского округа от 27.12.2006г. №КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 03.07.2007г. №А65-20634/06 и от 02.11.2004г. №А55-17257/03-29). Расходы признаются в налоговом учете по мере их списания в производство (п.2 ст.272 НК).
Получается, что расходы на хозяйственные нужды можно учесть по двум основаниям:
— пп.2 п.1 ст.254 НК как материальные расходы;
— пп.7 п.1 ст.264 НК как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
В этом случае налогоплательщик решает сам, к какой группе он отнесет такие затраты (п.4 ст.252 НК).
Подтверждающие документы
Подтверждающими документами будут:
— документы на поступление хозтоваров (товарные чеки, кассовые чеки, накладные и т.п.)
— документы на списание хозтоваров: требование-накладная (форма М-11), акт списания материалов;
— внутренний документ, в котором перечислены меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания согласно требованиям охраны труда.
Бухгалтерский учет
Хозяйственные товары относятся к материально-производственным запасам и принимаются на учет по фактической себестоимости (в сумме фактических затрат на их приобретение) согласно п.2,5,6 ПБУ 5/01. Они учитываются на счете 10 «Материалы» согласно Плану счетов:
Дебет 10 – Кредит 60 – поступили хозтовары от поставщика
Дебет 10 – Кредит 71 – хозтоварыприобретены за счет подотчетных сумм
Стоимость хозтоваров списывается единовременно в момент отпуска материалов для управленческих нужд (п.90,93 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина от 28.12.2001г. №119н). Метод списания организация устанавливает самостоятельно: по себестоимости единицы, по средней себестоимости, методом ФИФО и закрепляется в учетной политике.
Стоимость затрат на хозтовары относится к расходам по обычным видам деятельности (п.5, п.7 ПБУ 10/99) и списывается в дебет счетов затрат 20, 23, 25, 26, 44:
Дебет 26 – Кредит 10 – списаны хозтовары для уборки офиса
А в вашей организации есть затраты на приобретение хозяйственных принадлежностей? В каком порядке вы их учитываете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!
Что относится к инвентарю и хозяйственным принадлежностям
Инвентарь и хозяйственные принадлежности на протяжении всего срока использования не утрачивают своей формы. Износ происходит постоянно. Обычно на предприятии есть большие объемы инвентаря. Все эти факторы обуславливают необходимость учета их в обороте.
Стандартный состав
В законе отсутствует перечень признаков, по которым определяется объект. Традиционно под хозяйственными принадлежностями понимаются следующие объекты:
Перечень принадлежностей будет зависеть от величины предприятия и вида его деятельности. Однако основной перечень является стандартным.
Учет инвентаря
В состав основных средств принадлежности будут включены только в том случае, если время их использования превышает год. Данное правило содержится в подпункте «б» пункта 4 Правил бухгалтерского учёта (ПБУ). Инвентарь допускается фиксировать в составе материалов. Однако допустимо это только в пределах определенного лимита. Данный лимит может устанавливаться политикой самого предприятия. Однако он не может быть больше 40 тысяч рублей. Предельный объем лимита установлен абзацем 4 пункта 5 ПБУ.
Если время полезного пользования не превышает год, учет ведется в перечне материалов. Для этого используется, согласно пунктам 2 и 4 ПБУ, счет 10-9. Введение объектов отражается в бухучете в стандартном порядке.
Вопрос: Предприятие для своего нового подразделения закупило инвентарь и хозяйственные принадлежности, однако в связи с тем, что подразделение не начало деятельность, вынуждено было их продать. Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
Посмотреть ответ
Документальное сопровождение
При отпуске инструментов со складских помещений необходимо оформить требование-накладную. Документ выполняется по форме № М-11. Требование учреждены Госкомстатом РФ от 1997 года (постановление № 71а). В документе указываются, согласно приказу Минфина РФ №119н, следующие сведения:
Принадлежности могут передаваться промежуточному подразделению (под этим понятием понимаются бухгалтерские отделы, отделы закупок). В такой ситуации сложно установить точный объем инвентаря, который будет использован подразделениями. Выход из положения – оформление актов по мере расхода принадлежностей. Акты составляются в свободной форме, однако в них должна быть указана следующая информация:
На основании составленных актов производится списание объектов на траты. Порядок утвержден МУ №119н.
Учет в упрощенной форме
Компании, относящиеся к субъектам малого бизнеса, могут вести бухучет по упрощенной форме. Отпуск объектов предполагает связь со счетом «Производственные траты» или счетом 44 «Траты на реализацию». Бухгалтер должен оформить требование-накладную. Выполняется она по форме № М-11. Одновременно выполняется проводка: ДТ 25, 26, 44 КТ 10-9 (отпуск объектов).
Списание принадлежностей предполагает установление цены, по которой они будут списаны. Операция производится со счета 10-9. Стоимость определяется на базе следующих методов:
Методики утверждены пунктом 16 ПБУ. Используемый метод нужно отразить в политике осуществления учета. Нужно это для осуществления бухучета. Данное положение введено пунктом 73 МУ №119н.
При отражении используется контроль сохранности. Связанно это с тем, что при переводе объекта в эксплуатацию происходит перенос стоимости в затраты.
Контролируются только объекты, срок эксплуатации которых превышает год, поставленные на учет в перечне материалов.
В законе не оговаривается порядок учета объектов, переведенных в использование. Поэтому он устанавливается самим предприятием. Для отслеживания передвижений объектов по отделам используются следующие документы:
Избранный вариант ведения бумаг фиксируется в политике компании. Документация ведется сотрудником с материальной ответственностью. В Плане отсутствует индивидуальный забалансовый счет, а потому он создается самостоятельно. Например, на предприятии открывается счет 013 «Хоз. принадлежности».
При переводе инвентаря в использование выполняются проводки следующего вида:
Когда объекты выбывают, требуется создать акт о списании. Форма его не устанавливается законом. Допускается ее самостоятельное утверждение. Порядок фиксирования сопутствующих расходов определяется в зависимости от принятой на предприятии системы обложения налогом.
Как исчисляется налог
Объекты, срок эксплуатации которых составляет больше года, стоимостью свыше 100 тысяч рублей, должны быть включены в состав основных средств.
Это амортизируемое имущество, что оговорено пунктом 1 статьи 256 НК РФ. Траты на принадлежности, не включенные в состав амортизируемых объектов, учитываются в составе материальных трат. Порядок списания оговаривается самим предприятием. К примеру, данная операция может происходить единовременно или частями. Если на предприятии ведется кассовый метод, производится снижение налоговой базы после перевода объектов в эксплуатацию.
Все затраты должны обосновываются экономической политикой предприятия. К примеру, целесообразность их приобретения может быть оговорена внутренним договором. В документе указывается необходимость поддержания санитарно-гигиенических норм. В связи с данным правилом выполняется покупка принадлежностей для туалета. Иные статьи трат могут обосновываться прочей внутренней документацией.
Пример
Предприятием были закуплены следующие принадлежности для туалета:
Совокупная стоимость составила 19 470 рублей. НДС – 2 970 рублей). Было отпущено со склада принадлежностей на сумму 1 650 рублей. Требуется выполнить следующие проводки:
Все траты должны быть записаны в соответствии с отчетным периодом, месяцем. Перед учетом производятся все соответствующие расчеты. В частности, нужно определить совокупность затрат, вычесть из полученной суммы НДС. Затем производится сам учет на основании первичной документации.
Поговорим о хозяйственных нуждах
«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 1
Смоделируем ситуацию. Организация имеет в собственности более 20 единиц подвижного состава, из которых часть ТС в пределах указанной цифры используется в деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, остальные эксплуатируются для хозяйственных нужд организации. Напомним, в силу пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ перевозчики вправе уплачивать ЕНВД при условии, что количество ТС для оказания транспортных услуг не превышает 20 единиц. Налоговики в ходе проверки указали на то, что организация не вправе пользоваться преимуществами «вмененки», так как имеет более 20 грузовых автомобилей, а предназначение этих ТС (для оказания услуг по перевозке грузов или для иных целей) роли не играет.
Организация обратилась с апелляционной жалобой к УФНС по субъекту РФ. Вышестоящий налоговый орган в своем решении указал, что главным критерием для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД является количество автотранспортных средств, находящихся в собственности, а не та часть принадлежащих ОАО автомобилей, которая предназначена и используется для перевозки грузов. УФНС по субъекту РФ в качестве обоснования собственной позиции сослалось на Определение КС РФ от 25.02.2010 N 295-О-О. В нем сказано, что применение рассматриваемого спецрежима законодатель связывает не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на ТС. Такой подход облегчает подсчет транспортных средств и оптимизирует мероприятия налогового контроля в данной сфере. Таким образом, определяющим критерием для перевода на систему налогообложения в виде ЕНВД является количество транспортных средств, изначально находящихся у налогоплательщика в наличии. Пожалуй, это основное, что довели до сведения судьи Конституционного Суда.
А сейчас выделим то, на что указало финансовое ведомство в Письме от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19535@. В целях перехода на ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). Не учитываются лишь ТС, переданные в пользование другим организациям или предпринимателям во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды (ст. 606 ГК РФ). Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/79.
Возможно, ими руководствовался налогоплательщик, оспаривая претензии налоговиков после проведения проверки. При этом еще в Письме Минфина России от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459 сказано, что ТС, которые используются налогоплательщиком одновременно и для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и для собственных хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта, являются исключением. В контексте разъяснения «исключение», как и следовало ожидать, имеет фискальный характер и означает, что такие ТС включаются в расчет количества автотранспорта при оценке права применять «вмененку».
На фоне перечисленных разъяснений и отдельных судебных решений у организации немного шансов «избавиться» от авто, мешающих уплате ЕНВД, путем перевода их с эксплуатации в бизнесе на использование для хозяйственных целей. Если основной вид деятельности связан с перевозками (грузов или пассажиров и багажа), то транспортные средства так или иначе связаны с этой деятельностью и использование их в хозяйственных целях не означает, что они не могут эксплуатироваться в основном транспортном бизнесе. Раз так, все предназначенные для перевозок грузов или пассажиров ТС, которыми владеет, пользуется и распоряжается налогоплательщик, учитываются при расчете количества ТС, с которым связана возможность при оказании транспортных услуг уплачивать в бюджет ЕНВД.
Объектом обложения данным налогом является не только реализация товаров (работ, услуг) сторонним покупателям, но и их передача для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом объект обложения НДС возникает только в случае передачи для собственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по приобретению (производству) которых не учитываются при налогообложении прибыли. Вопрос: что может относиться к таким операциям у транспортной организации? Например, использование ТС в хозяйственных целях. По сути, это общехозяйственные (возможно, управленческие) расходы, которые могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при надлежащем экономическом обосновании и документальном подтверждении. Поэтому оказание таких транспортных услуг «для себя» не является объектом обложения НДС. Такой же вывод можно сделать в отношении потребления энергоресурсов на обеспечение собственных (производственных) нужд (Постановление ФАС ВСО от 27.09.2012 N А69-1570/2011).
Возьмем другой пример, актуальный в преддверии приближающихся новогодних праздников. В зависимости от финансовых возможностей организация может организовать культурно-массовое мероприятие, такое как новогодний фуршет, в ходе которого раздаются призы и подарки наиболее отличившимся сотрудникам. Расходы на перечисленные мероприятия непросто обосновать для целей налогообложения прибыли, и если это сделать не удастся, то со стоимости товаров (работ, услуг) для собственного потребления нужно начислить НДС. Сказанное подтверждается Постановлением ФАС ВВО от 13.08.2012 N А29-10480/2011. В нем судьи напомнили, что согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Выплаты и расходы, связанные с проведением праздников (корпоративных), как правило, являются разовыми и не относятся к затратам по оплате труда. Поэтому праздничные мероприятия не могут рассматриваться как проведенные в рамках трудовых отношений, следовательно, стоимость всех праздничных товаров и услуг следует включить в налоговую базу по НДС.
Транспортный налог
Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
Перечисленное имущество согласно Методическим рекомендациям по применению главы 28 НК РФ не относится к объектам налогообложения. Но здесь следует быть осторожным: такое освобождение от налогообложения по хозяйственно-бытовым и производственным целям неприменимо к обычным ТС, которые предназначены для перевозки людей и грузов по дорогам общего пользования. Ведь даже если сегодня автомобиль используется для хозяйственных нужд, нет гарантий, что он не будет выезжать на проезжую часть. Даже если та или иная спецтехника не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не факт, что она не появляется на этих дорогах или не использует иные пути следования. Такая техника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку ее эксплуатация без свидетельства о регистрации в соответствующих органах не допускается. К участию в дорожном движении допускаются только те ТС, которые прошли регистрацию.
Резюмируем сказанное. ТС и иная техника на пневматическом и гусеничном ходу регистрируется соответственно либо в органах ГИБДД, либо в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В обоих случаях зарегистрированная автотехника независимо от того, для каких целей она используется в деятельности организации или предпринимателя, признается объектом «транспортного» обложения (Письмо Минфина России от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10).
Налог на имущество
В части данного налога вопрос влияния на расчеты с бюджетом вида использования имущества интересен предпринимателям, которые не пользуются преимуществами спецрежимов и являются плательщиками данного налога. В Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено право органов местного самоуправления дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц, в том числе в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое помещение, используется для хозяйственных (личных) или коммерческих нужд). На такую особенность указано в Письме Минфина России от 22.12.2010 N 03-05-04-01/57. В нем также сказано, что в случае коммерческого, а не внутрихозяйственного использования объектов обложения налогом на имущество физических лиц соответствующие индивидуальные предприниматели в большинстве случаев переведены на специальные налоговые режимы. Основанием для освобождения предпринимателей-«спецрежимников» от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности (в частности, договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от вида предпринимательской деятельности).
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.