что относится к капитальным строениям на земельном участке
Особенности регистрации объектов вспомогательного использования
Хотелось бы поделиться своей позицией и послушать ваше мнение по вопросу регистрации права собственности и постановки объектов недвижимости вспомогательного использования на кадастровый учет.
На сегодняшний день вопрос государственной регистрации права собственности строений вспомогательного использования и постановки их на кадастровый учет в различных регионах России решается по-разному. Особенно сложно производится регистрации права собственности и постановка на кадастровый учет таких объектов на территории города Москвы, поскольку, во-первых, количество отказных заявлений Росреестра по любым основаниям в данном регионе самое большое, и это уже стало нормой, а во-вторых, именно Росреестр по г. Москве готов проводить процедуру регистрации объектов только в условиях предоставления заявителем «полного комплекта» регистрационных документов, то есть по привычной для Росреестра схеме. При этом список требуемых Росреестром документов в этом случае, существенно больше, чем перечень документов, указанный в Законе «О государственной регистрации недвижимости» и Градостроительном кодексе РФ.
Так, в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Данное правило влечет ряд правовых последствий:
Данная правовая позиция, как это не парадоксально, в целом поддерживается самой Федеральной службой по государственной регистрации кадастра и картографии, изложенной в письме от 03.03.2015 N 14-03050/15@. Согласно письму, в случае если объекты вспомогательного использования отвечают признакам объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), то они подлежат кадастровому учету и их постановка на кадастровый учет возможна на основании технического плана, подготовленного, в свою очередь, на основании декларации об объекте недвижимости.
При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» в техническом плане, должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи, с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Вместе с тем, как показывает практика, письма Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии игнорируются нижестоящими органами, что подтверждается многочисленными отказами Управления Росреестра по г. Москве в регистрации таких объектов недвижимости. Оснаваем для отказа является непредоставление Заявителем разрешения на строительство и акта о вводе объекта в эксплуатацию, то есть фактически для Росреестра не существует объектов вспомогательного использования.
Отдельно хотела бы обратить внимание на само понятие объекта вспомогательного использования.
Действующий Градостроительный кодекс РФ не раскрывает понятие объекта вспомогательного использования. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» (далее – Письмо), под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».
Кроме того, согласно Письму строение относится к вспомогательному при наличии на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
К таким строениям могут быть отнесены разные объекты: теплицы, электрические подстанции, ангары, ремонтные мастерские, летние павильоны и другие строения.
Таким образом, законодатель выделяет два главных критерия отнесения объектов к объектам вспомогательного использования:
— пониженный уровень ответственности;
— наличие на том же земельном участке основного строения.
На мой взгляд, можно выделить еще два критерия, которым должен отвечать объект вспомогательного использования:
1). Он должен выполнять обслуживающую функцию по отношению к основному строению.
Например, мастерская по ремонту оборудования на территории предприятия, производящего механические детали будет являться вспомогательным строением, поскольку она выполняет обслуживающую функцию для данного предприятия, а вот парикмахерская, расположенная в этом же строении или продовольственный магазин, не будет выполнять эту функцию, и соответственно здание, с указанным назначением строительства не будет являться объектом вспомогательного использования;
2). Эксплуатация вспомогательного строения, по его назначению возможна только совместно с эксплуатацией главного здания. Иными словами, вспомогательное строение может не иметь самостоятельных инженерных коммуникаций, что говорит о том, что в отсутствии главного здания эксплуатация такого объекта не возможна.
Нужно обратить внимание, что в последнее время судебная практика встает на сторону заявителей и отменяет решения Росреестра в отказе в государственной регистрации права собственности на объекты вспомогательного использования, напоминая Росреестру, что для регистрации объектов вспомогательного использования заявители не должны предоставлять разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (Определение Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 301-КГ17-21466, Постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-4320/15 по делу №60-44217/2014, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 №Ф03-6096/2012 по делу №А39-6944/2016).
Хотелось бы конечно, чтобы Росреестр по г. Москве использовал данную практику, и не заставлял владельцев объектов вспомогательного использования доказывать свою правоту в судебном порядке, тратя на это силы, время и деньги, которые он мог бы использовать для развития бизнеса.
Если у кого есть положительная практика по регистрации объектов вспомогательного использования по г. Москве, прошу вас ее направить.
Объекты вспомогательного использования
Наталья Алексеевна, Оренбургская область 25 сентября 2019 года, 09:24 просмотров: 19208
Расскажите пожалуйста для каких объектов недвижимости не требуется разрешение на строительство?
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ).
То есть, объекты вспомогательного использования создаются без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ.
1. О понятии объекта вспомогательного использования.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связал с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.
Основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Вспомогательный характер объекта не может зависеть от воли собственника, поскольку функциональная составляющая вспомогательных строений и сооружений заключается именно в обслуживании основного здания.
2. Объекты, не относящиеся к объектам вспомогательного использования.
1)Объекты, не являющиеся объектами недвижимого имущества.
2)Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения не признаются недвижимостью. Соответствующие объекты рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следует его юридической судьбе (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08).
В ГрК РФ под линейным объектом понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В связи с этим можно сказать о наличии у линейных объектов функционального признака объектов вспомогательного использования, что может повлечь необоснованный вывод об отнесении таких объектов к объектам вспомогательного использования.
В письме Росреестра от 16.04.2015 №14-исх/05376-ГЕ/15 сделан категоричный вывод, согласно которому линейные сооружения в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не указаны в числе объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (в отличие, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования).
Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в общем порядке, даже при представлении письма органа местного самоуправления, в котором сделан вывод о вспомогательном характере объекта.
3. О некоторых особенностях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект вспомогательного использования.
В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:
• технического плана такого объекта недвижимости;
• правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
4. Особенность подготовки технического плана объекта вспомогательного использования.
Сведения в техническом плане объекта вспомогательного использования указываются на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации).
В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра от 15.12.2015 № 10-4482-КЛ).
Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 № Д23И-1179).
При этом органы местного самоуправления в силу ГрК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделены полномочиями по предоставлению справок об отнесении того или иного объекта к числу вспомогательных.
При наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.
5. О необходимости правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
В письме Росреестра от 16.04.2015 № 14-исх/05376-ГЕ/15 сделан вывод, что указанные в п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, которым установлены случаи, при которых возможно использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, вспомогательные сооружения (ограждения, бытовки, навесы) не тождественны указанным в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ сооружениям вспомогательного использования, поскольку не являются объектами недвижимости.
Таким образом, представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, в случае, если право на такой земельный участок право было ранее зарегистрировано.
6. О возможности возведения объектов вспомогательного использования на земельных участках с определенным видом разрешенного использования.
6.1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
6.2. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017№ 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Федеральный закон № 217-ФЗ) на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, при этом под хозяйственными постройками понимаются сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки »(в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (п. 1,3 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, предусмотрено, что на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» допускается размещение индивидуального жилого дома, индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
В этой связи параметры строительства объектов, вспомогательных по отношению к жилым домам, определяются градостроительным регламентом.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные и иные здания, расположенные на садовых (дачных) земельных участках, или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на приусадебных земельных участках, обладающие признаками недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, создаются в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Как предусмотрено ч. 32 ст. 54 Федерального закона №217-ФЗ, зарегистрированное до дня вступления в силу указанного закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ огородный земельный участок — это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
В этой связи с 01.01.2019 на огородном участке не допускается возведение объектов капитального строительства к, соответственно, осуществление государственного кадастрового учета и государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
Приравниваем «объект капитального строительства» к «объекту недвижимости». Когда это сработает?
Еще в 2013 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) рассматривал дело об отказе Росреестра регистрировать право собственности на капитальный забор. До этого дело побывало в трех нижестоящих инстанциях, которые признали отказ незаконным. Судьи в своих решениях тогда ссылались на то, что ограждение является объектом капитального строительства, поэтому права на него подлежат государственной регистрации как на недвижимое имущество. Так ли это?
Что говорит закон?
К капитальным объектам относятся здания, строения, сооружения и объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).
При буквальном прочтении этих норм возникает логичный вопрос: если недвижимость – это все, что прочно связано с землей, а некапитальные объекты (прямо противоположные капитальным) не имеют такой связи, то идентичны ли понятия «недвижимость» и «объект капитального строительства»?
Почему это так важно?
Разделение вещей на движимые и недвижимые имеет в законодательстве принципиальный характер. В первую очередь, это связано с особенностями режима недвижимых вещей, включая их создание, приобретение, отчуждение и прочее.
Например, возьмем вопрос регистрации права и обременения на недвижимые вещи. Занимается этим Росреестр, который вносит записи о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Регистрация же объектов, не являющихся недвижимостью, невозможна.
Как соотносятся объекты капитального строительства и объекты недвижимости?
В упоминавшемся деле 2013 г. Высший арбитражный суд посчитал, что для квалификации объекта как недвижимого, помимо неразрывной связи с землей (безусловного признака недвижимости) суд должен установить возможность самостоятельного хозяйственного использования такого объекта или его вхождение в состав имущественного комплекса. Российские судьи взяли это мнение «на вооружение» и повсеместно придерживаются его.
Подытожим: право собственности может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые неразрывно связаны с землей и способны выступать в качестве отдельных объектов гражданских прав. Поэтому, например, даже капитальные хозяйственные постройки (сараи, заборы, имеющие заглубленный фундамент, и пр.) в этом смысле недвижимостью не являются.
Свое мнение высказали и чиновники
Вопросом разницы между понятиями «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» озаботились и чиновники. Например, Минэкономразвития РФ посвятило ему одно из своих писем.
Так, по мнению министерства, главная причина отсутствия знака «равно» между этими понятиями в том, что к недвижимым вещам гражданское законодательство относит, в том числе и земельные участки, которые по определению не могут считаться объектами капитального строительства.
Также термин «объект капитального строительства» применяется в градостроительном законодательстве в связи со строительством, ремонтом или реконструкцией объектов. Он имеет только косвенную связь с недвижимостью, в то время как Гражданский кодекс вкладывает в понятие «недвижимость» общее описание складывающихся вокруг этой правовой категории отношений.
Значит, возведенный объект капитального строительства, скорее всего, будет признан объектом недвижимости, чего нельзя сказать о некапитальных постройках. Ведь у них нет безусловного признака недвижимости – прочной и неразрывной связи с землей.
Объект капитального строительства = недвижимость?
Несмотря на то, что высшие суды не раз говорили о недопустимости приравнивания понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости», есть и вполне обоснованная альтернативная позиция. Например, в делах о самовольных постройках.
Суть в следующем: самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество. Но в делах о сносе самовольной постройки само по себе установление капитального характера объекта (неразрывной связи с землей), по сути, приравнивает его к недвижимости, так как автоматически влечет возможность (при наличии оснований) признания его самовольной постройкой и применения соответствующей санкции в виде его сноса. Но установление всей совокупности признаков недвижимости, включая самостоятельность назначения и прочее, не является обязательным.
Капитальные и некапитальные (временные) постройки – их различия и особенности с позиции закона и на примерах
Содержание
Значимость задачи отнесения построек к капитальными или некапитальными объектам
Строительство многих объектов не обходится без получения разрешения на строительство. По завершении их возведения требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.
Чтобы построить жилой дом на участке для ИЖС или ЛПХ застройщики должны уведомить местные органы власти:
Для другой части объектов подготовка и получение разрешений не требуется. По окончании строительства такие объекты не ставятся на государственный кадастровый учёт. Они лишены правового статуса объектов недвижимости, то есть на них невозможно оформить собственность. Эти объекты называются временными, некапитальными и нестационарными.
Различия между капитальными и некапитальными объектами можно определить, рассмотрев признаки капитальности объекта, установленные Градостроительным кодексом РФ, и сравнив их с особенностями некапитальнымх построек, признаки которых в градостроительном законодательстве не отражены.
Капитальные строения
1. Характеристики капитального строения
Типы капитальных строений
Все здания и сооружения относятся к одному из следующих двух видов строений:
Различия между капитальными и некапитальными объектами уточняет Градостроительный кодекс РФ (пункты 10, 10.1 и 10.2 статьи 1), по которому список объектов капитального строительства представлен в более подробном формате:
Виды работ, выполняемые только про строительстве ОКС
Только с ОКС связаны задачи нового строительства, расширение объекта капитального типа, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и снос объекта, К ним относится и задача возведения зданий, строений, сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства.
Признаками капитальности объекта могут служить те виды работ, что выполняются при его строительстве:
Связь строения и земли как особенность ОКС
Земляные работы по устройству заглубленного фундамента являются одним из этапов капитального строительства объекта. Через фундамент производится привязка капитального строения к земле. Здание и земля под ним становятся единым объектом. Демонтаж или перенос такого строения на другой участок сопряжён с причинением существенного ущерба строению и невозможностью сохранения его основных характеристик.
По ГК РФ (пункт 1 статьи 130), к недвижимому имуществу относится всё, что прочно связано с землей, что невозможно переместить в другое место, не причинив при этом значительный ущерб объектам.
Признаки капитальности сооружений
Сооружение – это строительная система с наземной и, возможно, подземной частями. Состоит она из несущих и иногда ограждающих строительных конструкций.
В область использования сооружений входят многие задачи:
Отдельное сооружение со всеми устройствами, образующими с ним единое целое, также считается капитальным объектом:
Когда строящиеся строения или сооружения становятся объектами капитального строительства?
От момента закладки фундамента и до завершения строительства строения или сооружения считаются объектами капитального строительства, то есть незаконченными (незавершёнными).
По мере их возведения они постепенно преобразуются в капитальные объекты с запланированным сроком эксплуатации. Длительный срок эксплуатации – одна из характерных особенностей капитального объекта.
Капитальные строения или сооружения становятся строениями только после сдачи их в эксплуатацию.
Все капитальные строения и сооружения должны регистрироваться в ЕГРН (статья 131 ГК РФ).
2. Общий перечень видов ОКС
Основные характеристики капитальных построек, их функциональные признаки и статус постройки позволяют сформировать самый общий перечень видов объектов капитального строительства:
Для отдельных зданий, помещений или сооружений общими признаками капитальности могут служить технические характеристики:
В завершённом состоянии такие здания, помещения или сооружения называются капитальными объектами. Они являются объектами недвижимости, так как все они неизменно связаны с землёй.
Срок эксплуатации таких объектов длительный и исчисляется многими годами.
3. Частный жилой дом – это капитальная постройка или нет?
Жилой дом, представляющий собой здание (строение), возводимое или существующее на земельном участке, предназначенном для ИЖС, садоводства или ЛПХ (в черте населённого пункта) признаётся объектом капитального строительства.
В пункте 39 статьи 1 ГрК РФ даётся понятие самого объекта индивидуального жилищного строительства (частного жилого дома):
объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание со следующими параметрами:
Градостроительным кодексом установлено, что понятия:
равнозначны и в этом значении равнозначно используются и в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а параметры объектов ИЖС в равной степени применяются к жилым домам и индивидуальным жилым домам.
Некапитальные строения
1. Характеристики некапитального строения
Поскольку нормативные критерии, позволяющие однозначно определить, является или нет объект или сооружение некапитальным, в Градостроительном кодексе РФ сформулированы несколько скудно, для вычленения конкретных особенностей некапитальных построек приходится использовать только характеристики ОКС и «действовать от обратного», признавая следующее:
Итак, можно констатировать, что, к основным критериям некапитальности строения относятся следующие:
В полной мере перечисленные критерии не могут служить гарантией отнесения постройки к движимому или недвижимому имуществу, то есть к некапитальному или капитальному объекту. Мало того, в ряде случаев возникает необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку указанные критерии могут оказаться совсем не очевидными.
2. Детализация признаков некапитальных строений
Более зримые черты некапитальные (временные) объекты получили в государственных строительных стандартах. К примеру, в прежде действовавшем ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» введены следующие понятия:
в строительстве титулом здания, титулом сооружения называется краткая характеристика строения (объекта), содержащая его основные показатели:
это временные здания и сооружения для обеспечения нужд отдельного объекта
это здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого отвечает следующим характеристикам:
В другом государственном стандарте ГCН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных, модульных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» указывается (пункт 1.1):
«к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ».
Понятия, данные в стандартах, распространяются на некапитальные объекты, выполняющие роль вспомогательных и обеспечивающие строительство объекта (жилого дома, жилого комплекса, крупного производственного объекта и др.). Такими некапитальными объектами могут быть используемые многократно бытовые городки на строительных площадках. По завершении строительства объекта все временные сооружения подлежат демонтажу.
Благодаря понятиям о временных, модульных зданиях и сооружениях, введённых стандартами, область их применения существенно расширилась. Этому способствовало появление новых строительных материалов и технологий.
Проектные и технологические разработки и создание различных легковозводимых конструкций, лёгких сборно-разборных сооружений, не имеющих прочной связи с землёй, обладающих возможностью перемещения без ущерба назначению, позволили отнести их или к некапитальным строениям, или объектам вспомогательного использования:
в том числе с подключением к сетям электроснабжения и организацией оснований с заглублением до 0.4 м, без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.
3. Размещение некапитальных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной собственности
Оперативная реакция федеральных и региональных властей на развитие некапитальных объектов выразилась в федеральных и региональных законах, муниципальных решениях. В них конкретизировалось понятие некапитального объекта, отражены функциональное назначение и параметры застройки.
В число временных объектов включены:
Рекомендация
Всем заинтересованным в установке и размещении некапитального объекта или сооружения, в том числе и на специально отводимых местах, необходимо выяснить требования, действующие в муниципалитете.
4. Требования к некапитальным объектам в Санкт-Петербурге
Детальные характеристики некапитальных объектов и требования к их параметрам отражены в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» (№ 1830 от 30.12. 2010):
Размещение некапитальных объектов и сооружений на собственном земельном участке
1. Требования к размещению некапитальных объектов
Наличие права собственности на земельный участок – это весьма благоприятная возможность для размещения некапитальных построек, в особенности при существующем запрете на возведение капитальных объектов. Ведь использование участка под размещение временного объекта никак не нарушает этот запрет при определённых «но».
Размещение некапитальных построек на участке, как и любое другое его использование, должно соответствовать:
На участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения – склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Но размещение на таком участке объектов торговли или иного назначения будет неправомерно. На том же основании невозможно разместить магазин на собственном участке ИЖС/ЛПХ, торговать продуктами, пивом и сигаретами в ларьке на своём садовом участке, организовать на нём автостоянку.
Если на ЗУ будет размещено некапитальное строение, не соответствующее режиму использования участка, претензий со стороны земельного надзора не избежать. Образуется состав такого административного правонарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению. Это обстоятельство, в случае неустранения правонарушения, влечёт наложение административного штрафа (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ).
При условии соблюдения противопожарных и санитарных норм не будет никаких проблем, если на участках:
планируется размещение таких временных построек, как веранды, беседки, барбекю, сараи, ангары, дровники, заборы, дорожки, теплицы, парники, навесы, курятники и др. Все эти объекты являются вспомогательными по отношению к основной постройке, которой является жилой дом. Хозяйственные постройки, площадь которых превышает 50 м 2 необходимо поставить на государственный кадастровый учёт и зарегистрировать.
2. Считаются или нет садовых дом, баня и гараж некапитальными строениями
Понятие «садовый дом» введено ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 2 статьи 3 ФЗ № 217 от 29 июля 2017 года). Такие дома и даже полноценные жилые дома можно возводить на земельных участках, предназначенных для отдыха граждан и выращивания ими для собственных нужд с/х культур. На таких участках разрешено также размещение хозяйственных построек и гаражей.
Садовым домом считается здание сезонного или вспомогательного использования. Его назначение – отдых граждан, удовлетворение их бытовых и иных нужд, связанных при временном пребывании в таком доме. Таким образом, садовый дом является объектом нежилого назначения, то есть объектом недвижимости вне зависимости от его, а значит некапитальной строением он считаться не может. Хозяйственные постройки и гаражи к садовым домам не относятся. Садовые дома подлежат государственному кадастровому учёту.
В соответствии с требованиями ФЗ 217 необходимо подать уведомление в местную администрацию как о начале строительства, так и вводе в эксплуатацию садового дома., даже если этот дом будет представлять быстровозводимую модульную конструкцию.
Ориентир на то, что дом из сборно-разборной конструкции является некапитальныой подстрокой и на незаглубленном фундаменте, будет неверным. Такой дом имеет ряд признаков капитального объекта (назначение, коммуникации), а потому является объектом недвижимости и временным постройкой считаться не может.
Дать однозначный ответ на вопрос о некапитальности в отношении бани и гаража также не получится. Всё зависит от особенностей возведения этих строения.
Баня будет считаться некапитальной (временной) постройкой, если она одноэтажная и была возведена на нескольких опорах или на лёгком фундаменте.
Если же баня была установлена на земельном участке как конструкция в уже собранном виде и без проведения земляных работ, то такое сооружение будет считаться некапитальным (временным).
А вот баня, представляющая собой постройку, возведённая на заглубленном фундаменте, имеющая дополнительные комнаты, оснащённая необходимыми коммуникациями, относится уже к капитальным строениям.
Примерно такие же выводы можно сделать и о гаражах:
3. Как регулируется размещение временных объектов на собственном участке?
Федеральным законодательством не регулируются вопросы, связанные с определением условий и порядка размещения движимых построек на земельных участках, уже находящихся в собственности физических лиц или организаций. Они в компетенции региональных и муниципальных властей.
Так, в Москве не установлен какой-либо специальный порядок получения разрешения на размещение некапитального объекта на земельных участках, находящихся в собственности частных лиц. Из этого следует возможность размещения временных объектов без разрешения на установку и проведения иных предварительных согласований.
В Московской области, напротив, законами закреплено требование о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления. Эти органы утверждают ещё и порядок получения такого разрешения. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования.
Другие муниципалитеты в других регионах могли ещё и не принять документы, содержащие подробные правила о порядке возведения временных построек. По этой причине в ряде случаев строительство некапитальных объектов становится так же возможным без разрешений и согласований. Если же порядок всё же утверждён, то, как понятно, ситуация «без вариантов». Местные законы, постановления или положения нужно чтить и соблюдать.
4. Когда сборно-разборная конструкция не признаётся некапитальным (временным) объектом?
Современный строительный рынок предлагают готовые к сборке на месте конструкции домов и мобильных сооружений, обеспечивающих существенную экономию средств, высокую скорость возведения объектов, их надёжность и долговечность. Такие показатели делают их максимально привлекательными для широкого круга застройщиков (производственных или торговых компаний, дачников, фермеров и т.д.).
Не исключено, что результаты укажут на приоритет имеющихся у объектов некоторых признаков капитальности. Такие объекты необходимо поставить на государственный кадастровый учёт. Основанием для этого служит разъяснительное Письмо Минэкономразвития №14-00484/16 от 27.01 от 27 января 2016 года. Оно является ответом на запрос ФГУ ФКП Росреестра и включено в запрос Росреестра как приложение.
Относительно рассматриваемого вопроса о капитальности или некапитальности объекта в Письме Минэкономразвития указывается:
«если объект является объектом вспомогательного использования и отвечает признакам объекта недвижимости, основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета у органа кадастрового учёта будут отсутствовать».
Поясним ситуацию на следующих примерах.
Не требующие тяжёлого капитального фундамента, возводимые на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, они удостоены заслуженного внимания по причине облегчённой формы строительства.
Представляя собой изготовленную на заказ каркасную конструкцию, а после возведения сохраняющие способность к перемещению на другое место, они, вместе с тем, отличаются высокой прочностью и долговечностью. Такие дома, как правило, оснащаются стационарными коммуникациями.
Нередко каркасные дома планируются для постоянного проживания. Тогда их необходимо зарегистрировать, чтобы оформить право собственности. Вывод для таких случаев очевиден – быстровозводимые каркасные дома могут считаться объектом недвижимости, а значит являются капитальными.
Перед возведением каркасного дома нужно уведомить администрацию о начале строительства, поскольку у каркасного жилого дома с прочной конструкцией, имеющего площадь, соответствующую нормам проживания, оснащённого необходимыми стационарными коммуникациями, имеющего длительный срок эксплуатации, возводимого для проживания в соответствии с ВРИ земельного участка, есть признаки капитального объекта.
В данном случае технология постройки дома не является определяющим фактором в вопросе об отнесении его к движимому или недвижимому имуществу, а отсутствие капитального фундамента нужно рассматривать в совокупности с другими характеристиками постройки.
Виды таких конструкций чрезвычайно разнообразны. Будучи быстровозводимыми, все они представляют собой конструктив заводской комплектации с возможностью их передислокации и повторной установки на новом месте. Недорогие, комфортные, со сроком эксплуатации в нескольких десятков лет, они позволяют решить множество проблем.
Среди таких конструкций присутствуют:
Представляя собой временные мобильные сборно-разборные сооружения, временными объектами они они признаются не во всех случаях.
Роль временных объектов они смогут сыграть лишь тогда, когда их использование имеет вспомогательное значение при существующем на земельном участке объекте капитального строительства:
Только при отсутствии у объекта качеств вспомогательного назначения и наличия признаков самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации. Причём независимо от физических характеристик и даже наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Иными словами, если быстровозводимая сборно-разборная конструкция планируется к использованию в качестве основной постройки в соответствии с правовым режимом земельного участка, в которой планируется ведение той или иной деятельности, то любой ангар или мобильное здание, даже установленное на ж/б плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключённое к электроснабжению по временной схеме технологического присоединения, будет признаваться объектом недвижимости. Размещение такого сооружения и ввод его в эксплуатацию требует согласования с органами власти.
Если же такие объекты используются в качестве вспомогательных и при этом не обладают признаками недвижимого имущества (например, сборно-разборные и иные подобные вещи с ограниченными сроками службы), то они не подлежат государственному кадастровому учёту и государственной регистрации. Представляя собой некапитальные объекты, недвижимым имуществом они не являются. Размещение таких объектов на земельных участках в соответствии с правовым режимом участков в согласованиях с органами власти не нуждается.
Вывод
Сами по себе быстровозводимые сборно-разборные конструкции, которые можно возводить на лёгких фундаментах, действительно, являются временными сооружениями (как конструкции), но когда они становятся постройками, капитальность или некапитальность таких построек определяется совокупностью многих факторов:
и, конечно же, условиями размещения некапитальных объектов в соответствии с порядком, действующим в регионе или муниципалитете.
Таким образом, задачи использования некаптиального объекта в качестве основного или вспомогательного объекта в хозяйствовании определяют его капитальность или некапитальность, если возможность использование и размещение такого объекта в качестве некапитального не оговорена в специальном муниципальном решении.