что относится к компенсирующим и стимулирующим выплатам
Что относится к компенсирующим и стимулирующим выплатам
— Чем отличаются выплаты стимулирующего характера от выплат компенсационного?
Ответ:
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.
В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12) (Единые рекомендации) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.
Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.
К обязательным относятся (ст.146 ТК РФ): выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.
В соответствии с Едиными рекомендациями размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы в рамках реализации образовательной программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
Система оплаты труда работников бюджетных организаций с 2020 г.
С 2020 г. в республике введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы. На смену исчерпавшей себя сложной системе зарплаты с ее многочисленными коэффициентами, повышениями и различного вида выплатами пришла новая более упрощенная система оплаты. Она предусмотрена Указом N 27.
В настоящее время состав выплат работникам бюджетных организаций можно представить в виде схемы (абз. 3 п. 1, п. 4 Указа N 27):
В свою очередь структура заработной платы состоит из следующих элементов (абз. 3 п. 1 Указа N 27):
Рассмотрим основные принципы осуществления вышеприведенных выплат.
Оклад работников бюджетной сферы
С 2020 г. претерпела изменения не только структура заработной платы, но и порядок формирования ее основных составляющих, в частности, оклада.
Теперь на оклад никакие повышения не накручиваются. В его расчете задействовано только 2 элемента (абз. 7 п. 11 Указа N 27, ч. 1 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда N 13):
Основной элемент расчета оклада — базовая ставка, которая определяется Совмином ежегодно, как правило, с 1 января. Так, с 1 января 2020 г. ее размер был 185 руб., с 1 января 2021 г. по настоящее время она составляет 195 руб. (абз. 2 подп. 16.2 Указа N 27).
Коэффициент тарифного разряда по должности применяется для расчета оклада служащих. Он определяется по 18-разрядной тарифной сетке в соответствии с установленным по должности тарифным разрядом. Причем для служащих конкретной отрасли тарификация устанавливается соответствующим министерством, а по должностям, общим для всех видов деятельности, — Минтруда и соцзащиты в табл. 1 приложения к постановлению N 13. По общим должностям, не указанным в данной таблице, тарифные разряды устанавливаются руководителем организации самостоятельно с учетом норм Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13.
Кратные размеры базовой ставки используются для расчета оклада по рабочим профессиям. Конкретное значение кратного размера зависит от установленного рабочему по месту работы разряда выполняемой работы, предусмотренного тарифно-квалификационными характеристиками по его профессии. Всего их 8 (абз. 6 п. 11 Указа N 27, табл. 3 приложения к постановлению N 13).
Стимулирующие (кроме премии) и компенсирующие выплаты
В современной системе оплаты труда для бюджетников предусмотрены стимулирующие и компенсирующие выплаты как общие для всех отраслей бюджетной сферы, так и имеющие отраслевую специфику.
Общие для всех отраслей надбавки и доплаты выплачиваются работникам независимо от отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности бюджетной организации.
Из стимулирующих выплат к ним относятся надбавки:
— за стаж работы в бюджетных организациях (п. 2 Указа N 27, подп. 3.1 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах N 13);
— за работу на условиях контрактной формы найма (ст. 261-2 ТК);
— за ученую степень и ученое звание (Указ N 450).
К компенсирующим выплатам относятся доплаты:
— за каждый час работы в ночное время (абз. 2 подп. 3.2 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах N 13);
— за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (подп. 2.1 постановления N 575);
— за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (абз. 3 подп. 3.2 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах N 13);
— за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни (п. 1 постановления N 583);
— до размера МЗП (ч. 3 ст. 6 Закона N 124-З).
Также работникам бюджета при наступлении определенных условий производится индексационная доплата в связи с инфляцией (ч. 1 ст. 2 Закона об индексации N 476-XII).
Размеры, а также порядок осуществления вышеуказанных выплат бюджетная организация не определяет. Они установлены на законодательном уровне, в том числе с учетом форм оплаты труда: повременной и сдельной.
Кроме того, бюджетные организации применяют при оплате труда:
— перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, их конкретные размеры, а также порядок осуществления таких выплат, определенные отраслевыми министерствами, в отношении работников, занимающих должности, относящиеся к сфере (области) их деятельности, независимо от ведомственной подчиненности бюджетных организаций (абз. 5 п. 7 и п. 8 Указа N 27);
— перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат, если размеры и порядок их осуществления установлены для единого регулирования, определенные госорганами, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) бюджетные организации (п. 9 Указа N 27);
— размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам организации, если они не установлены госорганом для единого регулирования. Например, если госорганом определен только объем средств на осуществление выплаты или ее пороговое значение, а установление конкретного размера и порядка выплаты отдано на откуп руководителю организации.
Пример
Медицинскому работнику, работающему в учреждении образования, стимулирующие и компенсирующие выплаты предусматриваются:
— как работнику сферы здравоохранения — по постановлению Минздрава N 52;
— как работнику бюджетного учреждения, которое находится в подчинении (входит в систему) Минобразования, — по постановлению Минобразования N 71;
— руководителем учреждения образования — согласно положению о стимулирующих и компенсирующих выплатах, разработанному в организации.
Премия
Премирование в бюджетных организациях производится по соответствующему положению, разработанному в организации. С 1 января 2020 г. до 1 июля 2021 г. на премирование работников бюджетных организаций ежегодно направляются средства в размере 5% от суммы окладов работников (п. 3 Указа N 27). При этом неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, направляются только на стимулирующие выплаты (кроме премии), размер и порядок осуществления которых в соответствии с законодательством определяются руководителями бюджетных организаций (разъяснения Минтруда и соцзащиты от 09.03.2021).
С 1 июля 2021 г. на премирование работников будут направляться бюджетные средства в размере 20% от суммы их окладов, а также неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе и средства, предусмотренные на оплату труда, которые не были использованы в первом полугодии 2021 г. на стимулирующие выплаты (кроме премии) (п. 1 Указа N 482, разъяснения Минтруда и соцзащиты от 09.03.2021).
Единовременная выплата на оздоровление
В общем случае единовременная выплата на оздоровление (ЕВО) осуществляется, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (абз. 2 п. 4 Указа N 27).
ЕВО педагогическим работникам, которым устанавливаются нормы часов педнагрузки за ставку, а также работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в сфере физкультуры и спорта, которым устанавливаются нормы учебной нагрузки, определяется из расчета 0,5 оклада с учетом педагогической (учебной) нагрузки (п. 1 постановления N 342).
Понятие «из расчета 0,5 оклада» подразумевает, что выплата может быть осуществлена не только в конкретном размере — 0,5 оклада работника. Например, в положении об ЕВО может быть предусмотрена выплата ЕВО пропорционально отработанным месяцам работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и в связи с этим проработавшим неполный календарный год, вновь принятым в текущем году работникам и т.д.
При этом полагаем, что средства на осуществление ЕВО, не использованные в календарном году, могут быть направлены на премирование. Причем выплатить премию за счет экономии ЕВО можно только в конце календарного года после осуществления ЕВО всем работникам бюджетной организации согласно действующему в организации положению. На другие цели указанные средства направляться не могут (разъяснения Минтруда и соцзащиты от 09.03.2021).
Внимание!
Из расчета 0,5 оклада работника ЕВО осуществляется по 31 декабря 2021 г. С 1 января 2022 г. данная выплата будет определяться исходя из расчета 1 оклада работника (п. 1 Указа N 482).
Материальная помощь
Работникам бюджетной сферы ежегодно оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Для этих целей в организации формируется предельный годовой объем средств. Его размер составляет 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций (абз. 3 п. 4 Указа N 27, разъяснение специалиста Минтруда и соцзащиты).
Средства в пределах допустимого объема средств на материальную помощь могут направляться только на оказание материальной помощи согласно соответствующему в организации положению. На другие цели, в том числе премирование, указанные средства направляться не могут (разъяснения Минтруда и соцзащиты от 09.03.2021).
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Компенсационные и стимулирующие выплаты
Зарплата работника, помимо оплаты за труд, может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Рассмотрим, что они из себя представляют и чем различаются.
Виды компенсационных и стимулирующих выплат
Отдельным видом денежного поощрения являются надбавки и доплаты. Эти выплаты, в отличие от разовых премий, включаются в систему оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Надбавки и доплаты бывают двух видов:
Схожи по своему назначению с премиями и устанавливаются для стимулирования работника к повышению профессионального уровня и получению новых знаний. К надбавкам и доплатам стимулирующего характера можно отнести выплаты за классный чин, звание, ученую степень, высокий разряд и т. д.
Выплачиваются в целях компенсации сотруднику издержек и затрат, связанных с выполнением им трудовых обязанностей. К доплатам и надбавкам компенсационного характера можно отнести выплаты за совмещение разных профессий, работу в ночное время или сверх установленного графика работы.
Надбавки и доплаты бывают обязательным и устанавливаемыми на усмотрение работодателя.
Обязательные доплаты и надбавки
Виды обязательных доплат и надбавок
Основание
При установлении доплат и надбавок можно воспользоваться Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должным окладам работников, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175.
Стимулирующие выплаты
Надбавки и доплаты стимулирующего характера выплачиваются на усмотрение работодателя. Условия их применения и размер устанавливаются:
Унифицированной формы положения о премировании нет. Работодатель разрабатывает этот документ самостоятельно. Обычно положение содержит следующие сведения:
В положении о премировании может быть предусмотрен специальный оценочный лист работника. Обычно он выносится в приложение к документу и содержит информацию, позволяющую принять решение о премировании работника. В оценочном листе отражается также мнение самого сотрудника о проделанной им работе в оцениваемом периоде.
министерства труда и социального развития Краснодарского края
В чем отличие выплат стимулирующего и компенсационного характера
12.12.2017 Обычная важность
В соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации, зависят от квалификации
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и, в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации, зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.
В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г.) (Единые рекомендации) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе показателей и критериев эффективности работы.
Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работником Правил внутреннего распорядка.
Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.
К обязательным относятся: выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.
ГКУ КК Центр занятости населения Каневского района
Что Роструд рассказал бухгалтерам про начисление, удержание и выплату зарплаты
Состав зарплаты
Компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы:
К выплатам, не входящим в состав заработной платы, в частности, относятся выплаты, указанные в ст. 165 ТК РФ, которые производятся:
Размер зарплаты
В отличие от других выплат, районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в состав МРОТ не входят.
В отношении работников обособленного структурного подразделения действует норма о минимальном размере заработной платы, установленная на территории того субъекта федерации, где это структурное подразделение расположено.
Рост зарплаты
На законодательном уровне порядок такой индексации не определён. Это не освобождает работодателя от обязанности произвести индексацию. Порядок индексации заработной платы определяется в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.
Если по итогам календарного года, в течение которого Росстат фиксировал рост потребительских цен, индексация заработной платы не проведена, работодатель подлежит привлечению к установленной законом ответственности вне зависимости от того, был им принят соответствующий локальный акт или нет. Одновременно надзорные или судебные органы обязаны понудить его к устранению допущенного нарушения трудового законодательства, как в части проведения индексации, так и в части принятия локального акта, если таковой отсутствует.
Удержания из зарплаты
К исключительным случаям относятся удержания:
Выплата зарплаты
По письменному заявлению работника заработная плата перечисляется на счет, указанный работником в банке (кредитном учреждении) на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Часть заработной платы, но не более 20% от начисленной месячной заработной платы, может выплачиваться в неденежной форме.
В следующих видах неденежной формы выплачивать часть заработной платы запрещено:
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. На практике это означает, что разрыв между выплатами не превышает 15 дней.
Конкретные даты выплаты заработной платы устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
По общему правилу при увольнении все суммы, причитающиеся работнику (в том числе зарплата за отработанный период), должны быть выплачены не позднее, чем в последний день работы (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). Иное может быть предусмотрено только соглашением сторон, в соответствии с которым стороны прекратили трудовые отношения. В этом случае соглашение, включающее в себя условие о сроках и размере соответствующей выплаты, должно быть оформлено в письменном виде в 2 экземплярах.
Сведения о зарплате
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
- что относится к компенсирующим выплатам по заработной плате в рб
- что относится к компетенции правительства рф разработка и принятие законов