что относится к консультационным услугам

Консультационные расходы при УСН доходы минус расходы

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Что такое консультационные услуги

В законодательстве РФ нет четкого определения консультационных услуг:

Почему так важно знать, что именно относится к консультационным услугам? Дело в том, что расходы на консультации — спорный вопрос при расчете упрощенного налога.

Налоговый учет консультационных услуг при УСН «доходы минус расходы»

Перечень трат, которые можно принимать к учету при расчете упрощенного налога при УСН «доходы минус расходы», приведен в ст. 346.16 НК РФ. Этот перечень закрытый. Если каких-то трат в нем нет, то принять их в качестве расходов в налоговом учете «упрощенец» не вправе. Консультационные услуги отсутствуют в ст. 346.16 НК РФ, и об этом неоднократно напоминали налоговики, например в письме УФНС РФ по городу Москве от 19.12.2007 № 18-11/3/212690@. Соответственно, «упрощенец» не может учесть в расходах траты на консалтинг.

Однако не все так просто. Если сама компания оказывает консультационные и информационные услуги и это ее основной вид деятельности, то траты на консультирование у других фирм можно считать материальными расходами и учитывать при расчете упрощенного налога на основании подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Судьи согласны с таким подходом (постановление ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 № А12-17138/2009).

Если же консалтинг не является основным видом деятельности, то принимать в расходы полученные консультационные услуги нельзя.

Нередко консалтинг можно переквалифицировать в услугу из разрешенного перечня. Например, налоговые инспекторы не возражают против получения «упрощенцами» бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг (подп. 15 ст. 346.16 НК РФ). В уже упомянутом выше письме УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 № 18-11/3/212690@ налоговики отказали плательщику на УСН в учете трат на консультационный семинар аудиторской фирмы. Более того, инспекторы против отнесения аудиторских консультаций к расходам на аудиторские услуги (письмо УФНС РФ по городу Москве от 29.08.2005 № 18-03/3/60707). Однако в этом споре можно опираться на ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, в которой говорится, что аудит — это не только независимая проверка отчетности клиента, но и ряд других услуг (постановка и автоматизация бухучета, консультирование в области налогового и управленческого учета и др.). То есть консультационный семинар аудиторской фирмы можно переквалифицировать в траты на аудиторские услуги, а их включить в расходы при УСН на полном основании (письмо Минфина РФ от 04.08.2005 № 03-11-04/2/37).

Таким образом, в некоторых случаях консультационные услуги можно учитывать в расходах при расчете упрощенного налога, однако нужно аргументировать необходимость консультаций и быть готовым к спору с ИФНС. Кроме того, следует позаботиться о первичке по консультационным расходам.

Требования к документации при списании консультационных расходов

Чтобы учесть консультационные услуги в расходах, следует проверить их по критериям признания: экономическая обоснованность, наличие подтверждающих документов и направленность на получение доходов (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина от 29.01.2015 № 03-11-06/2/3237).

ВАЖНО! Экономическую обоснованность имеет право определять налогоплательщик, а не налоговый инспектор (определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О).

В качестве подтверждающей первички необходимо использовать документы, которые будут свидетельствовать о понесенных затратах (накладные, акты оказания услуг, договоры, счета-фактуры, протоколы проведения консультации и т. д.).

Очень часто расходы на услуги контролеры снимают из-за отсутствия такого документа, как отчет. Рекомендуем согласовать с исполнителем его предоставление.

А мнение судов по вопросу о том, правомерно ли требование налоговиков о представлении отчета, вы можете узнать из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Энциклопедию спорных ситуаций.

Учитывайте, что в первичке должны быть приведены максимально конкретные формулировки. Чем больше у вас доказательств, что консультация принесла экономически измеримую пользу для организации, тем больше шансов, что налоговики не снимут консультационные расходы.

Первичные документы должны быть правильно оформлены и не должны содержать ошибок, неточностей или недостоверных сведений.

Хранить первичку следует минимум 5 лет. Подробнее об этом читайте в материале «Правила хранения документов бухгалтерского учета».

Помимо первичной документации подготовьте сведения, которые доказывают пользу от полученных консультаций.

Мы также рекомендуем вам зафиксировать вероятный урон от того, что фирма не воспользуется консультацией. Это послужит доказательством того, что консалтинговые траты — не фикция, а необходимые меры.

Итоги

Если затраты на полученные консультации нельзя квалифицировать как бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги или материальные расходы, то признать их расходами для целей исчисления УСН не получится.

Как отразить в бухучете получение консультационных услуг, читайте в статье «Бухучет — проводки по услугам».

Источник

Консалтинг: определение и виды, правила выбора консалтинговой компании

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Если компания переживает кризис, стагнацию или планирует расширяться, руководство должно оценить ее возможности и разработать подходящую стратегию. Собственные сотрудники могут обладать недостаточной квалификацией, быть необъективными. Иногда в штате нет сотрудников, способных помочь руководителю в решении управленческих, финансовых или технических вопросов. Помочь призван консалтинг.

Что такое консалтинг

Консалтинг — это услуга консультирования бизнеса по разным вопросам. Консалтинговой деятельностью занимаются специалисты с большим опытом и безупречной репутацией. Руководители могут обратиться к ним за помощью в управлении, распределении финансов, поиске подходящих кадров. Консультанты оценивают состояние компании, выявляют причины неудач и предлагают решения.

Преимущества консалтинга

Квалификация. Консультантов привлекают для сотрудничества в области бухгалтерии, маркетинга, кадров и других. В штате компании таких специалистов может не быть.

Опыт. Штатный сотрудник ограничен корпоративными рамками, внешний специалист наблюдает за десятками компаний. У него больше данных для анализа положения дел и есть готовые идеи, успешно реализованные в других компаниях.

Свежий взгляд. Консалтинговая деятельность подразумевает взгляд со стороны. У штатных сотрудников сложившееся восприятие компании, внешнему консультанту проще увидеть недостатки.

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Консалтинг и коучинг: отличия методик

Консалтинг и коучинг — это совершенно разные методы.

КритерийКонсалтингКоучинг
С кем работаетС компанией. Консультирует руководителя, но рассматривает компанию как единое целоеСо специалистом. Помогает раскрыть лидерский потенциал руководителю, развить необходимые навыки подчиненному
Как выполняет работуАнализирует положение компании, дает готовые рекомендации для решения проблемыЗадает максимум вопросов, слушает клиента, постепенно изменяя его мышление
Результат работыРазрабатывает стратегию и пошаговый план действий или берет решение задачи на себяВедет клиента до достижения поставленной цели

Суть консалтинга — работа с компанией как со структурой, разработка стратегии ее дальнейшего развития.

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Принципы работы консалтинговых компаний

У консультантов сложились основные принципы работы:

Доверьте трудоемкие рутинные процессы технологиям. Например, для автоматизации контекстной рекламы подойдет Оптимизатор Calltouch. Вы выбираете нужные рекламные кампании, указываете цель оптимизации и приемлемую стоимость. Оптимизатор будет управлять ставками автоматически, чтобы получить больше конверсий при заданных условиях.

Оптимизатор

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Цели и задачи консалтинговых компаний

Основная цель консалтинга — решение проблемы клиента. Они будут разными для каждой компании: все зависит от особенностей ее деятельности.

Задачи приглашенных специалистов:

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Роль консультанта в бизнесе

Консультант — это дополнительная пара глаз (иногда рук) для любого бизнеса. Его функционал зависит от вида услуг. Если специалиста привлекают для аудита, его роль сводится к анализу ситуации, выводам и составлению плана действий. Консультанты, которым отдают на аутсорсинг те или иные функции (например, бухгалтерию или юридическое сопровождение), будут более активы в бизнес-процессах. Для достижения результата обычно необходимо длительное сотрудничество.

Когда нужно применять консалтинговые услуги

Вот самые распространенные ситуации, когда полезны услуги консультанта:

Виды консалтинга

Потребности бизнеса расширяются и определяют виды консалтинга. Их перечень постоянно пополняется. Рассмотрим основные виды консультационных услуг.

Управленческий

Консалтинг возник как помощь руководителям в создании системы эффективного менеджмента. Управленческий консультант — это врач-терапевт для бизнеса. Консультант выявляет проблемы и их причины, например, недостаточно продуманные финансовые потоки, необходимость обучения персонала. Его задача — обнаружить проблемные места в деятельности компании и найти пути их устранения.

Стратегический

Эта разновидность консалтинговой деятельности похожа на первый тип, но в фокусе консультанта — стратегия развития компании. Для ее создания потребуется анализ ключевых показателей и всего, что происходит в компании. Этот вид услуг востребован и в случае наличия в компании проблем, и для обеспечения ее эффективного роста.

Маркетинговый

Чтобы оценить эффективность рекламы, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Система предоставит информацию по эффективности рекламных источников в удобных и понятных отчетах. Так специалистам будет гораздо проще улучшать маркетинговую стратегию.

Сквозная аналитика

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

IT-консалтинг

В задачи IT-консультантов входят подбор программ, которые автоматизируют некоторые рабочие процессы, их внедрение (настройка под потребности заказчика) и обучение персонала работе с новыми сервисами.

Иногда готовым ПО не обойтись — требуется разработка индивидуального. Выявив потребности бизнеса, консультант обозначит задачи для программистов. Специалиста можно привлечь и для тестирования эффективности уже имеющейся программы.

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Финансовый

Консультантов привлекают для оценки финансовой эффективности организации и поиска возможных путей ее повышения. Нередко к консультантам обращаются по вопросам выбора подходящей схемы налогообложения, страхования имущества компании. В новых проектах специалисты оценивают риски, а в существующих — планируют текущие финансовые потоки.

Кадровый

Иногда внешнего специалиста по кадрам привлекают, если в компании наблюдают конфликты. Консультант ищет способ улучшить взаимоотношения в коллективе.

Юридический

Приглашенный юрист окажет компании правовую поддержку, например, проанализирует документацию, проверит законность сделок и «чистоту» приобретаемого имущества. В его компетенции также могут входить вопросы оформления трудовых отношений с сотрудниками компании или прав на интеллектуальную собственность.

Бухгалтерский

Круг вопросов, который решает приглашенный специалист, широк: от оформления бухгалтерской отчетности до оптимизации и автоматизации учета. Консультанта приглашают, чтобы решить вопрос об уменьшении налогообложения, проанализировать и оптимизировать кредиторскую задолженность.

Транспортный

Логистический консалтинг помогает компании наладить транспортные потоки. Анализ позволяет повысить скорость транспортного функционирования, сократить затраты на логистику.

Образовательный

В задачу консультанта входит анализ имеющихся курсов и того, насколько качественно сотрудники усваивают материал. Внешний специалист может заниматься разработкой обучающих курсов «с нуля» и внедрением их в работу. Консультант также корректирует курс, подбирает методы по потребностям компании.

Формы консалтинга

Виды консалтинга разнообразны, но формы реализации схожи. Консультанты решают задачи в форматах, описанных ниже.

Аналитика

Это вводный этап решения задачи. Консультант анализирует все имеющиеся показатели, проводит сбор статистики различными методами. Часто этих данных достаточно для того, чтобы не только увидеть проблему, но и предложить для нее оптимальное решение. Например, по результатам анализа может потребоваться автоматизация, оптимизация расходов или перераспределение обязанностей сотрудников.

Прогнозирование

Этот вид востребован для новых проектов. Консультант оценивает риски. В действующей компании грамотно составленный финансовый прогноз принесет неоценимую пользу.

В работе консультант использует как общепринятые методики с мировым именем, так и собственные разработки. В последнем случае доказательная база не должна вызывать сомнений.

Ревизия деятельности

Эта форма консалтинга описывает положение дел в организации. Предметом ревизии могут стать бизнес-процессы компании в целом или одного подразделения, например, бухгалтерии, отдела продаж, технической поддержки. Консультанты дают рекомендации, что и как улучшить.

Экспертные консультации

Консультант описывает сложившуюся проблему и предлагает пути ее решения. Привлечь эксперта для консультации можно однократно или в рамках долгосрочного сотрудничества. Многие компании выбирают второй вариант, потому что проблемы в организации часто невозможно решить за одну встречу.

Непосредственное участие в проекте

Этот формат выбирают, когда в штате нет специалиста нужного профиля. Консультант становится равноценным участником проекта, например, ведет рекламные кампании клиента или формирует бухгалтерскую отчетность.

Типы консалтинговых компаний и их принципы работы

Обилие консалтинговых компаний затрудняет их классификацию. Каждую отличает своя сфера деятельности, опыт и специфика услуг.

Вот одна из типологий консалтинговых организаций:

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Этапы консалтинговой деятельности

В работе консультанта можно выделить несколько основных этапов взаимодействия с заказчиком:

Как правильно выбрать консультанта или консалтинговую фирму

Привлечение консультанта — это расходы для компании, и всегда хочется, чтобы они были не напрасны. Так как специалисту доверят важную информацию, а от предложенных им решений будет зависеть судьба компании, выбирать консультанта нужно грамотно.

Чем отличается консультант-профи от дилетанта

Самое важное, что отличает профессионала, — его подход. Фокус в общении смещен с его личных достижений на потребности заказчика.

Что отличает успешного консультанта:

Время существования и опыт консалтинговой компании

Эти факторы — маркеры надежности. Ознакомьтесь с примерами успешных работ компании, особенно если среди них есть организации, для которых решались похожие задачи.

Помимо успешных кейсов компании, стоит изучить ее репутацию на рынке. Найти отзывы об организации, которая проработала как минимум год, обычно не сложно.

Стоимость услуг

Качественные услуги стоят дорого, но у большинства компаний они находятся примерно на одном ценовом уровне. Если вам предлагают дешевый вариант или решение по существенно более высокой стоимости, подумайте дважды.

Сроки проведения работ

В этом пункте невозможно дать общих рекомендаций. Разовая консультация и системный анализ всех процессов — разные по длительности выполнения задачи. Излишняя спешка консультанта, который обещает «сделать все завтра» может быть даже более вредна, чем сознательное затягивание сроков.

Штат специалистов

В крупных компаниях это сотрудники различного профиля, каждый из которых специализируется на определенной области. Если специалисты фирмы — универсалы, это может говорить о недостаточной квалификации для ваших задач. Обычно этим грешат небольшие организации, которые не ограничиваются одним направлением консалтинга, а работают со всеми.

Мифы, связанные с консалтингом

Основное заблуждение — в том, что консультант «не скажет ничего нового» и еще больше запутает клиента. Руководители опасаются, что специалист будет только предлагать графики и отчеты, не предприняв ничего по существу. Правильно подобранный консультант разговаривает на понятном для клиента языке и акцентирует внимание на проблемах, которые могут показаться несущественными.

Распространен миф, что консультантам нельзя доверять, так как они не сотрудники компании. Опасения напрасны: консалтинговые специалисты дорожат своей репутацией, поэтому безупречно соблюдают профессиональную этику.

Еще один миф — к консультантам обращаются только при серьезных проблемах. Однако чем позже привлечь специалиста, тем меньше у него будет вариантов для решения трудностей компании. Всегда лучше заранее оценить риски, чем бороться с запущенной проблемой.

Перспективы российского рынка консалтинга

Среди важных тенденций рынка — ужесточение требований к консалтинговой деятельности. Недобросовестные компании сталкиваются с проверками Росфиннадзора. Это повышает качество услуг консалтинговых компаний, что отражается на эффективности бизнеса.

Что в итоге

Консалтинг — это эффективный инструмент, который помогает бизнесу расти и развиваться, успешно преодолевая кризисы. Главное — найти подходящего профессионала, доверять ему и следовать рекомендациям. Расходы на консалтинг немалые, но своевременное привлечение специалиста поможет решить даже самые серьезные проблемы и вывести бизнес на новый уровень.

Источник

ЮРИДИЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ И ДРУГИЕ УСЛУГИ

что относится к консультационным услугам. Смотреть фото что относится к консультационным услугам. Смотреть картинку что относится к консультационным услугам. Картинка про что относится к консультационным услугам. Фото что относится к консультационным услугам

Перечень расходов, которые для целей применения гл. 25 НК РФ отнесены к прочим, приведен в ст. 264 НК РФ. Особенностью данного перечня является то, что он открытый, то есть и другие аналогичные расходы учитываются для целей определения налога на прибыль в качестве прочих.

Рассмотрим особенности налогового учета отдельных видов прочих расходов, а именно расходов на юридические и информационные услуги, консультационные и иные аналогичные услуги.

Нормы действующего налогового законодательства

В хозяйственной деятельности налогоплательщиков сложно обойтись без юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг.

И к таким расходам всегда повышенное внимание со стороны проверяющих, хотя названные расходы и выделены в отдельные виды расходов. В соответствии с пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым для целей исчисления налога на прибыль, относятся затраты на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. Каковы же особенности их учета?

Во-первых, указанные расходы должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными.

Здесь уместно сказать именно о документальном оформлении рассматриваемых услуг. Целесообразно в договоре как можно подробнее прописать суть оказываемых услуг, не ограничиваясь общими фразами, например «оказание юридических услуг на сумму 100 000 руб.». В данном случае краткость не является определяющим фактором. Чем детальнее описаны оказываемые услуги, тем меньше вопросов будет при налоговой проверке.

При этом, кроме акта выполненных работ, желательно иметь отчет, например, об оказанных консультационных услугах: какие это услуги, сколько человеко-часов затрачено на их оказание, какая информация представлена и т.д.

Во-вторых, стоимость данных услуг определяется исключительно условиями договора и иными документами, составленными участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами НК РФ (Письмо Минфина России от 01.06.2016 N 03-07-11/31508). Это означает, что налоговики должны доказать, например, что стоимость информационных услуг завышена. Согласно Определению КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Письма Минфина России от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27536, от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535).

В-третьих, консультационные, юридические и иные расходы в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ выступает одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода. Таким образом, расходы на консультационные, юридические и иные аналогичные услуги, отвечающие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина России от 06.10.2014 N 03-03-06/1/49967). Как правило, на практике основанием для признания рассматриваемых услуг является акт оказанных услуг, подписанный сторонами. Если услуги носят длящийся характер и, по сути, являются абонентским обслуживанием, то акты могут подписываться ежемесячно или ежеквартально с указанием выполненного объема оказанных услуг и их стоимости.

Приведем разноплановую судебную практику по вопросам учета юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг для целей исчисления налога на прибыль с различных ракурсов.

Одним из вопросов, рассмотренных в Постановлении АС ПО от 20.06.2016 N Ф06-8932/2016, был учет для целей исчисления налога на прибыль расходов на оказание юридических и консалтинговых услуг.

В ноябре 2007 года между ОАО (заказчиком) и ЗАО (исполнителем) был заключен договор, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика либо в исключительных случаях по собственной инициативе оказывать следующие услуги: весь комплекс юридических и консалтинговых услуг, включая представительство от имени заказчика в суде, в области электроэнергетики, в том числе выявление нарушений действующего законодательства РФ в отношении заказчика, уменьшение затрат по оплате электрической энергии и мощности, взыскание задолженности и неосновательного обогащения с контрагентов, а также возмещение понесенных заказчиком убытков и т.д., проведение специализированных консультаций в области энергетики.

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении в состав расходов суммы в 13 млн руб., уплаченной налогоплательщиком по договору. Данный вывод налогового органа основан на том, что эта сумма была уплачена исполнителю по договору за услуги, оказанные в предыдущих периодах: в 2009 и 2010 годах. Соответственно, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере более 500 тыс. руб. (с доначислением налога на прибыль в размере более 2,6 млн руб.).

Суды указали: в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика на юридические услуги.

Суд округа также учел, что пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ установлено: при применении метода начисления датой осуществления спорных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Кроме того, возмещаемые проигравшей стороной судебные расходы относятся на основании п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам, учитываемым при налогообложении прибыли, при этом датой получения таких доходов признается дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В рассматриваемом случае стороны взаимно подписали акт сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг) к договору, который датирован мартом 2011 года, на общую сумму около 27 млн руб. К акту также прилагается отчет с подробным перечислением стадий оказания юридических услуг.

При данных обстоятельствах, как отмечено судами, период оказания единого комплекса услуг составил с 2008 года по 2011 год, когда завершилось рассмотрение судебного дела, которым также занимался исполнитель спорного договора. Только после указанного процесса был произведен перерасчет платежей за электроэнергию, перезаключен договор энергоснабжения, а ОАО смогло оценить экономический эффект.

На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу, что определение стоимости услуг и завершение оказания услуги состоялось в 2011 году, следовательно, в обозначенном периоде ОАО вправе включить затраты на оплату услуг в состав расходов в размере 13 млн руб.

Оплата услуг до их оказания

В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС МО от 22.10.2013 по делу N А41-42211/12, налоговики посчитали, что юридические услуги, учтенные для целей исчисления налога на прибыль в расходах, были оплачены ранее, чем подписан акт, а это, в свою очередь, является основанием для того, чтобы их не учитывать.

Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки доначислил ОАО в том числе налог на прибыль в сумме более 700 тыс. руб., с чем налогоплательщик не согласился и обратился в суд. И судебные инстанции единодушно признали правоту налогоплательщика.

В соответствии с материалами дела ОАО (заказчик) заключило договор на оказание юридических услуг, по которому исполнитель предоставляет, а заказчик принимает и оплачивает юридические и консультационные услуги, в том числе услуги по представительству интересов заказчика в ФАС МО по вопросу урегулирования имеющейся у заказчика задолженности организации-кредитору.

Стоимость юридических услуг составила 400 тыс. руб. (с дополнением, в случае передачи дела на новое рассмотрение, о выплате вознаграждения в размере 2,8% от суммы исковых требований, но не более 3,55 млн руб., затем данная сумма выросла до 3,95 млн руб.).

Постановлением ФАС МО от 25.08.2010 по спорному делу в удовлетворении кассационной жалобы ОАО было отказано. На основании этого налоговый орган пришел к выводу, что заявитель произвел оплату оказанных услуг 18.08.2010 по максимальному пункту договора, до их фактического оказания и без подписания акта выполненных работ, который не был представлен налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки.

Судебные инстанции на основе всестороннего изучения представленных в материалы дела доказательств установили: в результате оказанных исполнителем услуг исковое заявление ОАО о признании договора было удовлетворено, что подтверждается актами судов апелляционной и кассационной инстанций и Определением ВАС, поскольку дело было разрешено в пользу заявителя при его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

В материалы дела заявителем представлены акт оказания услуг от 30.09.2010, счет-фактура от 05.10.2010, платежное поручение от 18.08.2010, отчет об исполнении договора от 17.08.2010.

В данном случае суды, всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности и взаимосвязи, сделали вывод о том, что общество доказало как факт оказания ему спорных услуг, их экономическую обоснованность и целесообразность, так и необходимость осуществления расходов на оплату этих услуг. Не забыли судьи и о том, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на юридические и информационные услуги.

Когда информационные услуги необходимы?

Ситуация, рассмотренная в Постановлении АС СЗО от 27.09.2018 по делу N А13-484/2016, интересна тем, что информационные услуги являлись частью технологического процесса. Но это не остановило налоговиков от доначислений налога на прибыль.

По результатам выездной налоговой проверки обществу (ООО) были доначислены в том числе налог на прибыль и штрафы. Одним из оснований для доначислений было создание, по мнению налогового органа, искусственной ситуации для завышения затрат путем включения в состав расходов около 2,5 млн руб. (за 2012 год) и 5,5 млн руб. (за 2013 год) стоимости информационных услуг.

Поскольку обжалование результатов проверки в досудебном порядке не дало результата, общество обратилось в суд. Сразу скажем, что все три судебные инстанции по данному эпизоду поддержали налогоплательщика.

Что касается непосредственно учета в расходах затрат на информационные услуги, суды указали: на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на информационные услуги. В рассматриваемом случае реальность хозяйственных отношений с указанным контрагентом была подтверждена документально: были представлены договоры на оказание на возмездной основе информационных услуг по сбору, обработке и предоставлению информации об отпуске товаров с использованием топливных карт, счета-фактуры, акты об оказании услуг, акты сверки реализации нефтепродуктов и акты сверки взаиморасчетов, акты приемки-передачи обществу необходимого для оказания услуг оборудования, развернутые отчеты, акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), отчеты.

В данном случае исполнитель по договору об оказании информационных услуг предоставлял свое оборудование, с помощью которого считывалась информация, позволяющая идентифицировать клиента, определить количество и вид товара, отпуск которого разрешен. Данную информацию можно было получить только с использованием оборудования исполнителя. Более того, без терминального оборудования, программного обеспечения и серверного оборудования исполнителя, с помощью которых фактически и осуществляются сбор и обработка информации, отпуск заявителем нефтепродуктов по топливным картам или применение программы лояльности, предусматривающей накопление и списание баллов, оказалось бы невозможным. Доказательств наличия у общества самостоятельного доступа к информации, содержащейся в системе исполнителя, налоговым органом не представлено.

Суды пришли к выводу, что обозначенные обстоятельства в совокупности указывают на выполнение контрагентом своих обязательств по заключенным с обществом договорам. Суды также приняли во внимание: доходы от реализации нефтепродуктов по топливным картам через АЗС значительно увеличились. Участие в программе лояльности, созданной исполнителем, позволило обществу существенно сэкономить затраты на разработку схожей системы, на рекламу и маркетинговые разработки, а также получить в проверяемом периоде дополнительную выручку более 856 млн руб., что свидетельствует об экономической обоснованности спорных затрат.

Стоимость управленческих услуг не включается
в первоначальную стоимость объекта

Также все судебные инстанции поддержали налогоплательщика в его споре с налоговым органом, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 19.04.2017 по делу N А32-27000/2016.

ООО по результатам выездной налоговой проверки было привлечено к ответственности, в том числе за совершение налогового правонарушения, в части начисления 2,2 млн руб. налога на прибыль организаций.

Как видно из материалов дела, общество (заказчик) заключило с управляющей компанией (исполнителем) договор возмездного оказания услуг, предметом которого являлось консультационное, управленческое и административное обеспечение деятельности отдельных подразделений заказчика. В проверяемом периоде услуги были оказаны обществу преимущественно по следующим направлениям: налоговое планирование, проектное финансирование, казначейство, кредитование, таможенное оформление, режим и охрана, автоматизированная система управления технологическим процессом. Перечень и конкретные виды оказанных управляющей компанией услуг приведены в приложениях к договору оказания услуг и подписанных сторонами двусторонних актах. Общая сумма расходов общества по договору оказания услуг в календарном году составила 11 млн руб. В доказательство произведенных расходов, связанных с исполнением сторонами договора оказания возмездных услуг, общество представило подписанные акты сдачи-приемки оказанных услуг, а также ежемесячные отчеты об оказании услуг.

Общество учло расходы по договору с управляющей компанией на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.

По мнению налоговиков, спорные расходы подлежали включению в первоначальную стоимость создаваемого объекта основных средств. Отчеты, акты приема-сдачи услуг, оказанных управляющей компанией, носят обезличенный характер. Включение расходов, понесенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в расходы текущего периода, увеличивающие убыток, неправомерно.

Судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика, мотивируя это тем, что у налоговиков не было оснований включать в состав первоначальной стоимости создаваемого обществом объекта основных средств расходы по договору оказания услуг с управляющей компанией и, как следствие, увеличивать размер базы по налогу на прибыль организаций за счет уменьшения переносимого убытка.

Суды установили, что представленные документы оформлены надлежащим образом, подписаны уполномоченными на то лицами, отражают реальные хозяйственные операции и не содержат каких-либо противоречий. Общество исключило расходы по договору оказания услуг из стоимости основных средств (счет 08) и учло их на счете 26 «Общехозяйственные расходы», внеся корректировки в первичную декларацию по налогу на прибыль.

На субсчете счета 08 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.

Таким образом, при квалификации расходов необходимо исходить из того, что в капитальные вложения, формирующие стоимость объектов основных средств, включаются затраты, имеющие непосредственную связь с возведением конкретного объекта основного средства, которые могут быть до начала строительства определены, исчислены и учтены при составлении сметной документации.

Для включения расходов в первоначальную стоимость основного средства необходимо, чтобы они были непосредственно связаны с приобретением, изготовлением и доведением объекта основных средств до состояния, в котором он пригоден для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости основных средств является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных ОС. В противном случае такие расходы отражаются в налоговом учете как текущие расходы периода, связанные с управлением производством.

Суды учли, что законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия «расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств», следовательно, в силу ст. 11 НК РФ следует применять данное понятие в том значении, в котором оно используется в иных отраслях российского законодательства. На основании ПБУ 6/01 суды сделали вывод: для того чтобы какие-либо затраты могли быть признаны затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, необходима непосредственная связь данных затрат с конкретным объектом основных средств.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в проверяемом периоде общество осуществляло инвестиционный проект, при реализации которого оно выступало инвестором. В обязанности общества входили финансирование строительства, оформление и получение разрешительной документации, составление платежных документов. Реализация инвестиционного проекта велась обществом с привлечением подрядных организаций. Финансирование строительства осуществлялось за счет кредитных средств. Инвестиционный проект исполнялся обществом в форме капитальных вложений путем создания объектов основных средств с привлечением подрядных организаций. Таким образом, общество в проверяемый период не осуществляло деятельности по сооружению (изготовлению) объекта основных средств собственными силами, а использовало для этих целей подрядные организации.

Суды указали, что услуги, оказываемые персоналом структурных подразделений управляющей компании, не имеют непосредственной связи со строительством конкретных объектов, а относятся к корпоративному управлению, планированию, оценке эффективности использования капитальных вложений, юридическим услугам. Выполнение данных функций непосредственно не связано с сооружением (изготовлением) объектов основных средств.

На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу: затраты общества по договору оказания услуг отвечают признакам расходов, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, и подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым для целей исчисления налога на прибыль, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как показывает судебная практика, данные расходы вызывают повышенное внимание у проверяющих из налоговых органов, которые «любят» исключать подобные затраты из расходов по налогу на прибыль. На защиту интересов налогоплательщиков встают суды. При этом надо отметить, что в приведенных судебных решениях спорные расходы были оформлены должным образом со всеми подтверждающими реальность и суть услуг документами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *